Святитель Николай: «Угодник» — это как

К Николаю Чудотворцу обращаются, а не ко Христу, по той же причине, по какой и обращались к нему при его жизни, так как верят, что он (Николай) сейчас в Царствии Небесном непосредственно видит лице Сына Божия и непосредственно, общаясь лицом к лицу с Самим Христом, может попросить за нас и помолиться за нас.

Ведь мы же, живые, просим друг у друга молится за себя. Так почему же Вы решили, что люди святые, оставившие свою плоть на земле, и душой уже живущие в раю, теряют способность молится за других людей?

Разве не знаете, что Церковь Небесная и Церковь земная — это единое тело Христа? К Николаю Чудотворцу обращаются, не потому что он Бог, а потому что он друг Божий. И чем больше таких друзей Божьих помолится за нас Богу, тем лучше для нас.

Ну, а уж если кто настолько горд, что считает себя самого таким святым, что ему не нужно, чтоб за него святые молились, то уж тем более тогда никого на земле из живых пусть не просит за себя помолится, потому что на земле нет человека без греха и никто лица Божьего не видит.

Так, что придется выбирать, или быть христианином и признать возможность молитвы друг за друга, или быть гордым отщепенцем самим по себе.

Человек, обладающий духовными дарованиями при жизни, но с переходом в вечную жизнь эти способности не теряет, но наоборот, они умножаются и усиливаются. Тот, кто молится святым, верит в мистическую связь между церковью небесной и церковью земной. Ведь у Христа же не два тела, а одно.

Теперь я понимаю, православная церковь не учит людей тому, как стать другом Божьим, она учит тому, что нужно обращаться к друзьям божьим. Но если человек сам не является другом Бога, то разве станут друзья Бога общаться с Его недругом? — 4 года назад

Вы не правильно понимаете. Православная церковь всегда учила и будет учить людей, как стать другом Божьим. Вместе с тем она учит, что можно обращаться к друзьям Божьим (к святым).
Да, если человек сам не является другом Бога, то друзья Бога могут общаться с Его недругом — 4 года назад

Иисус Христос воплощение Бога в человеке. Люди молятся Николаю Чудотворцу, чтобы он помолился за них перед Богом нашим Иисусом Христом. И в каждой молитве к Николаю Чудотворцу так и написано:

«.. умоли Господа нашего Иисуса Хриса..»

Эта фраза присутствует во всех молитвах, которые относятся к святым.

То есть молитва о помощи, обращённая к Николаю Чудотворцу заключается только в одном, чтобы он молился перед Богом за человека, а выполняет просьбу Бог.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Я думаю, память людская хранит и передает из поколения в поколение истории, связанные с Николаем Чудотворцем. Эти истории чудесные, их много, да плюс люди сами что-то добавили. Николай Чудотворец славен тем, что исцелял людей, кому-то помогал решать проблемы, был добр и отзывчив. Это осталось в памяти, за это его любят. Потому к нему и поныне обращаются за помощью.

Но Богом его при этом никто не считает. Скорее, считают, говоря современным языком, посредником между смертными людьми и Богом. А многие не рискуют тревожить самого Бога своими просьбами, предпочитая просить святого.

Также вряд ли кто-то подменяет имя Николая Чудотворца и имя Иисуса Христа. Люди прекрасно понимают, кто есть кто. Я так вижу ответ на данный вопрос.

Разумней было бы обратиться на прямую к Богу. Сами посудите, что мы имеем? Есть Бог, есть умершие, либо взятые на небо живыми Пророки. Есть еще «святые», теперь это просто мертвецы, (при жизни они были праведниками, а теперь уже нет ни какой разницы в том, как сохранились или вовсе сгнили их трупы).

Давайте рассуждать здраво. Все прекрасно знают из Писаний, что Бог ближе всех к людям, знает, слышит все их слова и мысли, все их проблемы и Он Всемогущ, да к тому же любит нас, неблагодарных, более чем родная мать любит свое дитя. Еще Бог просит, чтобы мы не поклонялись более ни кому кроме Него, не умаляли Его Возможностей, Его Силу и Могущество, обращаясь за помощью к кому то помимо Него Одного. Не придумывали Ему помощников из людей и других созданий. Он Тот, кто не нуждается ни в ком и Сам создал огромные, невообразимые для мизерного человеческого разума по своей сложности и масштабам творения, бесконечные галактики и все сущее. Ему Одному подчиняется все, включая Ангелов невероятной силы и способностей. Вот Он, по представлениям почерпнутым у язычества, держит себе «помощников» из мертвяков? Он не подпускает к себе на прямую страждущих, а только через какого нить жреца или «решалу»? Да что же люди себе позволяют думать про Него, Милостивого и Милосердного? Сравнивают Его с кем то из многочисленных Его же творений? Да еще и приписывают Ему коррупционную составляющую (может и Сам легко все решить, но нет, поставил меж собой и этими попрошайками прослойку из особо приближенных, посредников)? Так нельзя. Если вам что то нужно, то надо обязательно просить только у Него Одного, у Всевышнего Создателя. Он любит чтобы у Него просили, это означает что проситель знает Кто все может ему дать и поосит только у Него Одного, а это уже Поклонение и причем правильное Поклонение Ему.

Просить кого то помимо Бога и есть ни что иное, как считать, что оно может сделать то что доступно только Богу. То есть придавать Пророку или «святому» возможности божества. Вот это и называется если вы не знали —
«чтить кого либо или что либо как божество». — 4 года назад

Открою вам еще один секрет, к Богу люди обращаются не смотря на то что не видят Его, а потому что Верят в Него и Ему. Он есть, хоть вы и пишите сейчас что это «небылицы» из-за того что его невозможно увидеть глазами. Это тоже самое что сказать, что у человека нет ума, потому что его нельзя показать. Мы видим ум по его проявлениям, также и Бога показать мы не можем, но видим Его по Его прлявлениям. — 4 года назад

Ибо един Бог и один лишь посредник между Богом и людьми человек Христос Иисус! Библия.1 послание к Тимофею 2 глава 5 стих — 4 года назад

Согласен полностью с приведенными строками из Библии. Для всех людей Последний Посланник Бога являлся посредником, но только в получении Знания о Его Законе, примером для подражания. До Иисуса например был Моисей и он тоже был посредником между Богом и людьми. Примером для подражания живших в момент времени от Моисея до Иисуса. Но они сами говорили людям, что обращаться с молитвой нужно не к ним, а только к Богу. — 4 года назад

Также и сейчас, для всех людей, ангелов и джинов есть Последний Пророк, Печать Пророков, мир ему и благословение Создателя. Через него мы получили Верное Руководство от Бога и обязаны следовать ему. Он также говорил что он не Бог, что поклоняться и просить о помощи можно только Бога, а он только выбран Богом для того чтобы передать людям Истину. — 4 года назад

А почему то Апостол Стефан обращался к Иисусу Христу, говоря Господи Иисусе прими дух мой! Деяние Святых Апостолов Библия — 4 года назад

Ответ для Saha.
Увы, апостолы были обычными людьми, уж их-то точно не следует считать посредниками. Они могли ошибаться или допускать различные выражения и обращения — из уважения к Иисусу, а также в надежде на то, что Йеhошуа находится на небе и может «принять дух» — 4 года назад

Слово ‘угодник’ в нашем современном лексиконе звучит скорее как отрицательная характеристика. Что-то типа ‘подлиза’ или ‘подхалим’. То есть человек, который более всего заботится, чтобы понравиться кому-то другому. Здесь же это слово — прибавка к имени самого любимого из святых…

Слово ‘угодник’ в нашем современном лексиконе звучит скорее как отрицательная характеристика. Что-то типа ‘подлиза’ или ‘подхалим’. То есть человек, который более всего заботится, чтобы понравиться кому-то другому. Здесь же это слово — прибавка к имени самого любимого из святых…

Любовь, ненависть, угождение — это хорошо или плохо? Можно ли вынести однозначное суждение? Размышляет протоиерей Игорь Гагарин.

Девятнадцатого декабря мы празднуем память Святителя Николая Чудотворца. В народе его еще называют Николаем Угодником. Вообще слово «угодник» в нашем современном лексиконе звучит скорее как отрицательная характеристика. Что-то типа «подлиза» или «подхалим». То есть человек, который более всего заботится, чтобы понравиться кому-то другому, обычно тому, от кого зависит. Здесь же это слово — прибавка к имени самого любимого из святых. А то, что святитель Николай — самый любимый святой, не вызывает сомнения.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Фото: Maxx_Baranov, photosight.ru

Святителя Николая знают и любят все православные. И при этом, удивительно, о нем самом знают очень мало. Любят его не за те подвиги и добрые дела, которые он совершал при жизни, а за то, что обращенная к нему просьба никогда не бывает не услышана и что помощь приходит очень скоро. За то, что к нему не стыдно обращаться даже с самыми мелкими просьбами, как обращаются дети к родителям, как просим мы порой близких, задушевных друзей. И так много случаев, когда эти просьбы бывают очень быстро услышаны и исполнены.

Почему же так полюбил народ православный Николая Чудотворца? Почему почти в каждом православном доме есть его икона? Почему такое множество храмов ему посвящено? Почему к его мощам, почивающим в итальянском городе Бари, непрестанно устремляются потоки богомольцев со всех концов мира?

Дело в том, что степень популярности или даже прославленности того или иного человека в миру зависит от людей, от их вкусов и предпочтений, от рекламы, от умения человека, будь то артист, политик или кто-то еще, «подать себя», от всего того, что сегодня называют «пиар».

В Церкви иначе. Здесь не люди выбирают, здесь Сам Господь указывает сердцам православных, кто особенно близок и дорог ему. Если в Церкви кого-то любят особенной любовью, и с годами эта любовь не только не угасает, а возрастает, значит, Сам Господь особенно полюбил этого человека и приблизил его к Себе. Значит, его молитва будет услышана в первую очередь и даже в просьбе такого последнего грешника, каким ощущает себя каждый из нас, не будет отказа.

И тут снова вспоминается слово — УГОДНИК. Все человеческие движения правильны или неправильны не сами по себе, а в зависимости от того, на что или на кого они направлены. Например, «любовь» и «ненависть». Что из них хорошо или что плохо? Не подумав, можно сказать: первое — хорошо, второе — плохо. Но, вдумавшись, видишь: все сложнее. Смотря что любить и что ненавидеть. Если более всего люблю себя, люблю грех — что хорошего в такой любви! И если, напротив, ненавижу грех, ненавижу все то, что отделяет меня от добра, от правды, от Бога, то эта ненависть благословенна.

Угождать людям — дело сомнительное и противоречивое. Иногда и это бывает нужно. В конце концов, делая другому добро, разве мы не угождаем ему? Но так часто это переходит в тот грех, который так и называется — человекоугодие. Когда главным становится не то, что я делаю, а то, как это будет воспринято окружающими, понравится ли им, оценят ли они это должным образом.

Угождение людям порой ведет к предательству самого себя, отказу от того, что совесть считает правильным и достойным. Человекоугодие — это когда я выбираю не тот путь, которым зовет меня идти совесть, а тот, на который подталкивают окружающие. Совсем иное — Угождение Богу. Для верующего человека голос Божий тождественен голосу совести. Угождать Богу — делать то, что одобряет совесть. И напротив, ни за какие блага не идти на то, чему совесть противится.

Угождение Богу — самое главное дело нашей жизни. А точнее, любое дело может стать либо угодно Богу, либо мерзко Ему. Как узнать, что угодно, а что — нет? Не так уж и трудно. Афонский старец Кириак советовал своим ученикам перед началом любого дела осенить себя крестным знамением и сказать простые и короткие слова: «Господи, благослови». Сразу все станет ясно. Ведь нелепо звучит: «Господи, благослови посплетничать… соврать… изменить жене… закурить… и т. д.»

Праздники же, подобные этому, должны помочь понять не столько то, кто угоден Богу, сколько то, что угодно ему. И ответ в этот день мы получаем ясный и однозначный: МИЛОСЕРДИЕ. Святитель Николай прославился среди современников тем, что творил множество добрых дел и творил их тайно. Но, как сказал Господь, все тайное станет явным. Не только плохое, но и хорошее. Николай старался делать добро так, чтобы ни одна душа о нем не узнала. Теперь о нем знают все. Знают, любят, благодарят и просят о помощи. И получают эту помощь!

Святитель Николай: «Угодник» — это как

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.

Праздник посреди поста

За столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.

Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.

В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.

Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?

Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.

Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Имя «Николай» переводится с греческого языка как «победитель народов». Данное имя оказалось для святого пророческим. Почти все народы мира почитают Святителя Николая.

Западноевропейский и американский «Санта-Клаус» – несколько трансформированный и упрощенный образ святого Николая. Символ мешочка с подарками, который он носит за плечами, взят из его жития. Святой спас от обнищания и морального падения отца и трех дочерей тем, что приносил им ночью, чтобы никто не видел, мешочки с золотом и бросал в окно. Кстати говоря, советский Дед Мороз – это также образ Чудотворца Мирликийского. Коммунисты поставили перед собой задачу в атеистической горячке искоренить традицию почитания святого Николая зимой, когда деточки особенно ждут от него подарков. Но ничего своего они придумать не могли и, что называется, под копирку-трафарет пересняли образ Святителя, дав своему новогоднему символу только другое имя – Дед Мороз.

Примечательно и то, что различные народы мира (даже нехристианские!) очень почитают святого Николая Чудотворца. Так, например, исследователи Сибири нередко находили в чумах и ярангах северных языческих народов иконочки Святителя. Коренные сибиряки утверждали, что святой им очень помогает: призывая его имя – сразу ощущаешь помощь. Они называли Николая «добрый старик».

Также известны факты, когда турки-мусульмане (у которых строго запрещено иконопочитание) на своих галерах держали иконы Святителя Николая Чудотворца, потому что он неоднократно избавлял их от бед и опасностей морского путешествия.

Чем же победил святой Николай народы? Своей любовью.

Это один из самых скорых святых, которые приходят человеку, попавшему в беду, на помощь. Множество прижизненных дел милосердия, чудес и исцелений, совершенных во имя любви. Масса посмертных благодатных дел, которыми он помогал и продолжает помогать людям. Наверное, из прижизненных и посмертных чудес Святителя Николая можно составить многотомный сборник.

Потому, дорогие братья и сестры, будем молиться этому великому угоднику Божию, и он непременно придет к нам на помощь.

Кроме того, конечно же, хотелось обратить внимание на то, что святой Николай – пример для подражания. Если мы также, не щадя себя, будем любить своих ближних (а это все люди на планете Земля), если мы попешим совершать дела милосердия, то мы тоже станем победителями народов. Ведь дарить гораздо блаженнее, чем принимать.

Бог – это любовь. И, пожалуй, главным делом каждого человека является дело любви, то есть свою жизнь нужно построить так, чтобы и через нас изливалась Господня любовь в мир – на других людей. Изливалась в мыслях, чувствах, делах, поступках. Жертвенно. Ведь любовь всегда жертвенна. Дар для того, чтобы дарить. И тогда человек, живущий подобным образом, воистину становится сыном и дочерью Всевышнего. Он уже здесь, на грешной земле, предвкушает высшую радость райского блаженства, которая, по сути, и заключается в том, чтобы жить ради Бога и ради других людей.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

В этом состоит главный секрет популярности святого Николая.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, идти этим царственным путем любви. Станем достойными учениками Святителя Николая. Ведь, запустив в мир бумеранг любви и добра, мы получим его назад непременно. Потому что самое большое человеческое счастье – это Божий мир в сердце и любовь к тебе, которую ты видишь в глазах ближнего.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Рождество святителя Николая

Сегодня этот дивный Праздник, глубоко почитаемый нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Поэтому естественно, что для большинства даже церковных людей 11 августа никак не ассоциируется с памятью великого угодника Божия. Даже для ученых праздник Рождества святителя Николая Чудотворца – самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого. Не известно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви. Сегодня Рождество святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Всё же Промыслом Божиим в Русскую Православную Церковь возвращается добрая традиция празднования Рождества святителя и чудотворца Николая. И нам стоит ближе познакомиться со смыслом этого Праздника, чтобы познать его глубину и важность.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей –Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя, составляют некий пролог к этому событию, то рождество Николая Угодника как бы выпадает из этой линии и даже может показаться несколько искусственным.

Однако если мы обратимся к богослужебным текстам Рождества святителя Николая, то увидим, что празднуемое событие в них приобретает вселенский масштаб:

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Рождество святителя Николая. Фрагмент критской иконы XV века

«Приидите вси добрыи святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем, всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго…»; «Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует…»

Этот вселенский масштаб рождения праведника, пусть даже такого почитаемого и горячо любимого, как Николай Чудотворец, действительно, может вызвать недоумения. Более того, в песнопениях в честь святого можно заметить явные параллели с прославлением Божией Матери. «Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…» – поется в одной из стихир праздника. Это перифраз из службы Рождества Богородицы: «Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога….» Также строкой: «Сей день веселия, радуйтеся, людие. » (вариант: «Сей день Господень, радуйтеся, людие…») из последования святителю Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющееся в службе Рождеству Богородицы.

Мы видим удивительные параллели, когда «Жилищем всех Царя и Зиждителя» именуется Божия Матерь и святой. Мы робко недоумеваем сравнением величия дня рождения Той, Чье появление в мир прямо возвещало о близком пришествии Спасителя, и всего лишь одного из праведников. Но всё это не случайно, Церковь преподает нам здесь важный урок.

После пришествия в мир Спасителя, после Его крестной смерти и воскресения каждая человеческая личность, причастная Христу, становится высшей ценностью Вселенной. Удивительным образом в жизни того, кто принял в свое сердце Сына Божия, отпечатлевается слава Самого Бога. Жизнь одного человека становится значимой для всей Вселенной. Причем только христианская вера, единение со Спасителем исполняет человеческую жизнь таким смыслом.

Мы часто бываем недовольны своей жизнью, теми обстоятельствами или ситуациями, которые входят в нее, обременяя будничными заботами. Редкие радостные моменты, которые приходится переживать, слишком быстро теряют свой цвет в пестроте будней. Даже такое событие, как рождение ребенка, не всегда долгое время радует близких. Будни и реалии жизни, к сожалению, часто берут свое. Но вот с чуть освещенных тихим вечерним светом сводов храма к нам спускаются умилительные слова: «Радуйтесь, Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися… Феофане, радуйся, Ноно, веселися славяще Истиннаго Святая и Избавителя Иисуса Единаго Господа». Здесь радость уже совсем иная, радость настоящая, непреходящая, небесная, потому что исполненная упованием, доверием Богу!

«Всемирная радость от праведнику возсия нам, от Феофана и Ноны…» – продолжает доноситься даже в самый потаенный уголок храма. «Приидите вси празднолюбцы, честное рождество святителя Божия Николы восхвалимо…» – призывают сослужащие священникам небесные силы каждого стоящего в доме Отца Небесного.

Дивный праздник Рождества святителя Николая раскрывает нам величие того дара Благодати, которым наделяет Спаситель каждого приходящего к Нему с чистым сердцем. Это удивительный гимн единения человека с Богом, прославление Сына Божия, совершившего Искупление человеческого рода. Здесь всё напоминает о близости Бога к человеку. Всё исполнено умилительных обетований истинной радости, славы и вечной жизни для тех, кто будет неустанно укрепляться в решительности следовать Христу.

«Торжествуйте вси земнороднии, ликовствуйте духовно вси празднолюбцы, в преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы, молящася Христу Богу непрестанно за душа наша», – слышим мы призыв снова и снова приблизиться сердцем к великому угоднику Божию. Непонятным для нас образом в этом празднике появляются абсолютно новые масштабы человеческой жизни. Рождение младенца, такого же человека, как каждый из нас, становится всемирным торжеством. Радость благочестивых супругов преодолевает века и тысячелетия, ничуть не умаляясь… Но ответ на это недоумение не теряется в прошлом, он исполняет и нас надеждой на то, что каждый может и в своей жизни познать такую же радость. Ответ слышится в каждой фразе, каждом слове богослужения: приблизьтесь к Богу – и Он дарует вам вечность, принесет мир, сделает Своими…

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Рождество святителя Николая

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Св.Николай – это один из величайших святителей Церкви. Он – преподобный, добре подвизавшийся в монастыре и в миру. Он сотворил множество чудес, не только при жизни, но и по смерти: ибо от мощей его источается «ми́ру всему́… многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре».

Он – исповедник Христов, пострадавший за имя Его в гонение Диоклетиана. Он ревнитель по славе, правде Божией и Православию, давший пощёчину ересиарху Арию на I Вселенском соборе, и тем угодивший Богу и Его Пречистой Матери. Посему он угодник Божий…

Впрочем, кто может выразить все величие св.Николая Чудотворца:

«Име́яше вои́стину, о́тче Нико́лае, с Небесе́ пе́снь тебе́ воспева́ема бы́ти, а не от земли́: ка́ко бо кто́ от челове́к возмо́жет твоея́ святы́ ни вели́чия пропове́дати?» (Акафист св.Николаю; икос 3); «ка́ко досто́йно е́сть пе́ти чудеса́ твоя́, блаже́нне Нико́лае? Никто́же бо мо́жет я́ исчести́, а́ще бы и мно́ги язы́ки име́л и глаго́лати восхоте́л» (там же, кондак 4).

Полезные материалы

Много чудес и милостей своих святитель явил на нашей земле, в среде нашего народа, в коем он поэтому весьма почитаем. Один из видов такого почитания святого состоит в том, что его имя часто дают новорожденным младенцам мужеского пола. Поэтому имя «Николай» у нас достаточно распространено. В связи с этим возникает вопрос: когда же у них День Ангела?

Какого числа день Ангела у Николаев

Согласно правилам Церкви оный следует праздновать в самый день памяти тезоименитого святого, если с ним совпадает дата нашего рождения. Если же она не совпадает, то отмечать День Ангела следует в тот день памяти святого, который ближе всего к этой дате после нее.

Дни памяти святого Николая Чудотворца: зимний и летний

В церковном календаре память св.Николая Угодника бывает дважды в году. По новому стилю это 19 декабря и 22 мая.

Следовательно, у Николаев, родившихся с 23 мая по 19 декабря (по новому стилю), 19 декабря будет Днем Ангела; а у родившихся с 20 декабря по 22 мая – он будет под этим последним числом.

Но тут следует помнить следующее. Есть еще достаточно много других святых с этим именем. Поэтому если строго руководствоваться вышеуказанным церковным правилом, то может оказаться, что наш тезоименитый какой-то другой св.Николай.

Впрочем, родители, не очень разбирающиеся в этих тонкостях, чаще всего называют ребенка так, именно в честь св.Николая Чудотворца. Желая, чтобы он благодатно помогал ребенку на его жизненном пути. Ну а последний, когда придет в возраст, при желании сам может уяснить когда и что праздновать.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Святитель Николай Чудотворец, c житием (Никола Великорецкий)
Иконография:
Николай Чудотворец (Великорецкий), Житийный цикл Николая Чудотворца
Датировки: XVI в. Около 1556 г.
Иконописная школа или художественный центр:
Вологодская школа
Происхождение: Из Воскресенского собора Вологды.
Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера
Размеры иконы: высота 58 см, ширина 47 см
В среднике иконы помещено поясное изображение святителя Николая в традиционном священническом облачении, с омофором на плечах. Правая рука поднята в благословляющем жесте, на ладони левой — закрытое Евангелие. Святитель изображен строго фронтально. По сторонам нимба святого располагается киноварная надпись: ‘С(вя)тыи Николае Великорецк[и] ‘. Вокруг средника располагаются восемь клейм:
1. Приведение во учение
2. Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне
3. Спасение отрока Димитрия со дна моря
4. Служба Николая Чудотворца в Сионе
5. Спасение корабельщиков от потопления
6. Избавление трех мужей от казни
7. Спасение Агрикова сына Василия из сарацинского плена
8. Преставление Николая Чудотворца.
ВОКМ 7808 &copy Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Литература: Иконы Вологды XIV-XVI веков. М., 2007. № 74.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Поклонение святым и надежда на их помощь в трудных жизненных ситуациях всегда были и остаются незыблемой традицией христианства. У многих верующих есть «свои», любимые защитники и заступники, которым доверяют самые сокровенные мысли и просьбы. В первую очередь, это Пресвятая Богородица, Блаженная Матрона, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Целитель Пантелеймон и другие. Их имена часто звучат в молитвах, к их иконам припадают уста.

Но, пожалуй, самый почитаемый русским народом святой — это Николай Чудотворец. Его также называют Николаем Угодником и Святителем Николаем. После Божьей Матери он занимает второе место по количеству посвященных ему икон и построенных в честь него православных и католических храмов (Николая Чудотворца почитают и католики). Только в одной России вы найдете тысячи Свято-Никольских храмов, рассеянных, будто драгоценные камни, по городам и селам. А сколько их во всем мире!

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Николай Чудотворец: история жизни и где похоронен

Что же особенного совершил этот человек при жизни, и почему он стал близким и понятным сердцам миллионов людей? Об этом можно узнать из его жизнеописания. Будущий великий святой был необычным ребенком с самого рождения. Он рано посвятил себя Богу и всю свою жизнь служил только ему, а еще он любил людей и помогал каждому страждущему, чем только мог.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Он родился в 270 году н. э. в римской провинции Ликии, в городе Патаре, на юге полуострова Малая Азия (тысячам россиян это место известно как Анталия — чудесное место отдыха на морском побережье Турции). Николай был долгожданным, поздним ребенком в благополучной христианской семье. Его мать была болезненной женщиной и долго не могла иметь детей. Вместе с супругом они молили Бога о том, чтобы он дал им ребенка, и когда, наконец, у них родился сын, они сразу же дали обет посвятить его богослужению. После родов мать счастливым образом избавилась от своих болезней, но Николай так и остался единственным ребенком — выстраданным и горячо любимым.

С раннего детства Николай много времени посвящал изучению божественного писания. За успехами мальчика наблюдал его близкий родственник, епископ Патарский. Его радовало стремление ребенка к познанию Бога, он гордился благочестивым поведением племянника и через несколько лет способствовал возведению Николая в сан священника. Паства полюбила своего молодого пресвитера за чистоту, милосердие и готовность любому прийти на помощь. Он часто раздавал нуждающимся вещи из своего личного имущества, делился с ними деньгами и едой. Свои благодеяния он старался скрывать и в большинстве случаев оказывал поддержку людям тайно.

Однако некоторые случаи его милосердия получили огласку. Многим верующим известна история о разорившемся отце семейства, который от отчаяния готов был предложить каждую из трех своих дочерей любому мужчине, готовому заплатить деньги. Узнав об этом, Святитель Николай наполнил золотом три мешочка и ночью подкинул их в окно бедного мужчины, таким образом спасая семью не только от голода, но и от духовной гибели.

А вот как ту же историю рассказал известный актер, священник Иван Охлобыстин:

«Дело было так: сосед Святителя Николая разорился и был готов отдать своих дочерей замуж за нелюбимых, но богатых стариков. Когда Святителю Николаю стало известно об этом несправедливом решении отца, то он собрал все золото церкви, где служил епископом, для того, чтобы отдать его отчаявшемуся отцу. Золото Николай сложил в носок, после чего перекинул его своему соседу через окно.
Счастливый отец рассчитался с долгами, а его дочери не пострадали. Дело было под Рождество. Так родилась традиция прятать в носки рождественские подарки для близких и друзей».

Будучи молодым священником, однажды Николай решил отправиться в Иерусалим, чтобы там поклониться святым местам. В пути корабль, на котором он плыл, чуть не попал в сильную бурю. Но Николай Чудотворец сумел заранее предсказать надвигавшийся шторм и молитвой усмирить разбушевавшееся море. Там же случился трагический случай с одним из матросов: он упал с мачты и разбился, но благодаря горячим молитвам Николая погибшего удалось воскресить. Свидетелями этих чудес были паломники, которые плыли на том же корабле.

Так, при жизни Святитель Николай мог изменять судьбы несчастных людей, а сегодня чудеса иконы Николая Чудотворца продолжают творить добро и оказывать милосердие всем, кто в него свято верит.

Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, связанным с деяниями на Земле Сына Божия Иисуса Христа, Святитель Николай принял решение удалиться в скит, в пустыню, но голос Господа велел ему вернуться на родину, в Ликию.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

До родной Патары Николай не добрался, а поселился в городке Миры Ликийские, где вскоре был избран архиепископом. Для своей паствы этот великий человек всегда оставался образцом милосердия, любви к людям и необыкновенной скромности. В годы правления императора Диоклитиана (с 284 по 305 гг. н. э.) за свои убеждения он вместе с другими христианами был заключен в темницу и провел там тяжелые 8 лет.

После воцарения на престол святого равноапостольного Константина Николай вернулся в свой храм, где народ искренне радовался встрече со своим наставником и заступником. Всю жизнь Николай — человек, угодный Богу, — был угоден и своей пастве, которая разрослась далеко за пределы Мир Ликийских.

В этом же городке 6 декабря 342 года умер и упокоился великий человек — Святитель Николай. Его мощи более 700 лет хранились в городской кафедральной церкви, исцеляя больных и страдающих. В 1087 году основная часть мощей была перевезена в итальянский город Бари, и небольшая их часть — в Венецию. Там они хранятся и в наши дни.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

История жизни Святого Николая Чудотворца не исчерпывается нашим коротким рассказом. В течение своей долгой и доброй жизни он исцелял души и раны, всюду проповедовал христианское учение и демонстрировал одновременно силу и решительность, кротость и смирение. Сегодня Святитель Николай считается особым покровителем моряков, путешественников, детей-сирот и невинно осужденных.

Российская Империя строилась на этих именах

На Руси испокон любили имена Иван и Николай.

Святитель Николай: «Угодник» — это как

Любимый ученик Иисуса Христа — Иоанн Богослов почитался с усердием, а Николай Чудотворец всем был известен: от мала и до велика.

Российская Империя строилась на этих именах, а не на Даздрапермах, Виленах и Тракторостроях Марленовичах. Сколько выдающихся русских людей носили имена Николая и Иоанна?
Не счесть им числа.

А где же мы можем видеть пересечение апостола и евангелиста и святителя Николая Мирликийского? Да, конечно же, в Малой Азии, откуда и происходят наш герб — Двуглавый орел, переданный через тысячелетия от Хеттской державы через Византию России.

Малая Азия — древняя христианская земля. Здесь проповедовали апостолы и совершали подвиги свои величайшие святые. Если вы пожелали бы отправиться из Эфеса в Ликию, скажем в Патару, морем, то вполне могли бы проплыть ввиду острова Патмос.

А как же связаны эти места?

В Эфесе и Патмосе жил апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого часто называют любимым учеником Господа нашего Иисуса Христа. А в Патаре и Мирах Ликийских камни еще помнят поступь святителя Николая Чудотворца, хотя и исчезли с лица земли та Патара и те Миры Ликийские.

Весной дни памяти апостола Иоанна и святителя Николая Угодника стоят совсем рядом.
И географически: от Патмоса до Мир не далек путь даже по меркам античной эпохи, тем более сейчас, при наличии самолетов и быстроходных морских судов.

Иоанн Богослов и Николай Мирликийский, каждый по-своему, служили Христу и боролись за веру христианскую. Между ними лежат примерно 170 лет, но что для Бога столетия и эоны? Служители Христовы находятся вне времени и пространства. Господь связывает и скрепляет их в одну цепь, на которой и держится мир.

Ясно без сомнения, чисто биографически Иоанн и Николай очень несхожи. Апостол вышел из рыбаков, да и неизвестно, какое образование он получил, но между тем, Евангелие и Апокалипсис, плюс еще послания принадлежат именно ему. Чудесное повествования Евангелия от Иоанна и «ревущие строки» Откровения говорят о мощнейшей Божией благодати на Его избраннике и о недюжинном таланте литературного свойства. Чудеса апостола Иоанна Богослова тоже известны, но они как-то реже вспоминаются на фоне его книг.

Вроде бы творений (не апокрифических) от Николая Чудотворца до нас не дошло, даже и епископских посланий, и проповедей. Может они были, а может оставались, исключительно, устными. Святитель Николай как раз-то гремит по Православному миру чудесами своими и житием своим. А между тем, Николай Мирликийский в Предании Церкви предстает, как ревностный борец с ересью. И ведь из жития святителя мы знаем. Что уж образованием то он обделен не был, семья вполне могла позволить себе его выучить на высоком уровне.

Апостол Иоанн Богослов — это первое поколение христиан, которое через гонения прошло и засвидетельствовало Истину своим мученичеством.

Потом пришли «мужи апостольские» и апологеты.

Святитель Николай Чудотворец принадлежал к христианам, которые испытав травлю и изуверства от Диоклетиана, увидели и торжество Церкви над Империей при Константине Великом.

Не преувеличивая можно сказать, что архипастырь Николай любил апостола Иоанна Богослова и читал Апокалипсис. Ближайшей из церквей, обозначенных у Иоанна к Мирам была Лаодикийская и добраться до Лаодикии во Фригии было делом легким. В Откровении говорится: «И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши. знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. » (Откр.3,14-17, 19-20).

Больше всего святитель Николай ненавидит теплохладность, а сколько же чудес он свершает, помогая бедным, раздавая богатства во Славу Божию. И как же с горением сердца святитель Николай защищает обиженных и не праведно осужденных. И морская стихия покоряется ему.

Но что же объединяет апостола и святого? Они смиренны и порывисты. Они движимы Любовью. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18) — вот принцип жизни, которыми неизменно были водимы Иоанн (изрекший его) и Николай (следовавший ему).

Имя апостола Павла тоже связано с Малой Азией и с теми территориями, где побывали евангелист Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец из Мир Ликийских.

У Павла мы находим: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Следует повторить, что на Руси любили и чтили Иоанна Богослова и Николая Угодника. Деревянные и каменные храмы возводились в память их. И возносились вверх купола, как натянутые струны Любви. И даже до средневековых Монголии, Кореи, Китая и Японии дошла «благая весть» апостола Иоанна, а буряты святителя Николая знали, как «батюшу Михолу» и объединяли с Сагаан-Убгэном («Белым Старцем»).

Воистину отмечены Господом нашим Иисусом Христом апостол Иоанн Богослов и святитель Николай Чудотворец перед ликом народов всей планеты. И вечно живут они в великом сердце Русской Империи.

Ссылка на основную публикацию