Миссионерская деятельность русской православной церкви

Для усиления миссионерского служения Священный Синод Русской Православной Церкви учредил Православное миссионерское общество.

«С целью усиления миссионерской деятельности считать полезным учреждение Православного миссионерского общества как добровольного содружества священнослужителей и мирян, готовых послужить делу миссии», – говорится в постановлении Синода от 29 декабря 2021 года (журнал № 102).

Председателем Православного миссионерского общества, а также Синодального миссионерского отдела назначен клирик Московской епархии игумен Евфимий (Моисеев).

Кроме того, «с целью обеспечения деятельности миссионерских станов, действующих на Дальнем Востоке и Крайнем Севере», при Синодальном миссионерском отделе на базе Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) учрежден Центр поддержки миссионерских станов.

Руководителем данного Центра назначен митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн с освобождением его от должности главы Синодального миссионерского отдела.

Отмечается, что как новый глава Синодального миссионерского отдела игумен Евфимий должен до очередного Архиерейского Собора представить на рассмотрение Синода предложения по развитию миссионерской деятельности Русской Церкви.

При этом данные предложения должны включать в себя такие направления работы, как:

– апологетическая миссия (в т.ч. противодействие сектам и неоязычеству, а также противораскольническая деятельность);

– миссия среди людей, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви и, при этом, не укорененных в христианской традиции;

– миссия среди приверженцев субкультур;

– подготовка миссионерских кадров;

– просвещение крещенных, но при этом еще не приобщившихся к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим православие (во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации);

– миссионерско-просветительская деятельность среди студенчества (во взаимодействии с Синодальным отделом по делам молодежи);

– миссионерско-просветительская работа в соцсетях (во взаимодействии с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ).

Также глава Синодального миссионерского отдела должен представить на утверждение Синода устав, основные принципы деятельности Православного миссионерского общества и состав его управляющих органов.

МИССИОНЕ́РСТВО (от лат. mis­sio как пе­ре­вод греч. ἀποστολή – по­сы­ла­ние), рас­про­стра­не­ние ре­лиг. ве­ро­уче­ния сре­ди лю­дей, его не ис­по­ве­дую­щих; в совр. мис­сио­ло­гии (бо­го­сло­вии мис­сии) – осо­з­на­ние и реа­ли­за­ция ро­ли и за­дач ре­лиг. об­щин в жиз­ни го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва. Тер­мин «М.» (лат. vo­tum missio­nis) в зна­че­нии рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ст­ва впер­вые вве­дён в 16 в. И. Лой­о­лой . М. при­су­ще в осн. ми­ро­вым ре­ли­ги­ям (хри­сти­ан­ст­во, буд­дизм, ис­лам). Ор­га­ни­за­ция, стра­те­гия и бо­го­сло­вие М. наи­бо­лее раз­ви­ты в хри­сти­ан­ст­ве.

Миссионерская деятельность русской православной церкви

Миссионерская деятельность в пореформенный период вызвала к жизни целый ряд новых церковных организаций. В 1869 г. в Москве учреждается Православное миссионерское общество во главе с московским митрополитом, имевшее задачей обращение в православие «обитающих в пределах Российской империи нехристиан». По всей стране устраивается около 50 комитетов этого Общества; на 1899 г. в нем состояло 15 тыс. членов, а к 1914 г. численность возросла до 20 тыс. В 1913 г. при Синоде создается координирующий орган — Миссионерский совет. За 1869–1899 гг. на поддержание и развитие миссионерского дела в России было истрачено более 4 млн руб. С конца ХIХ в. и до Первой мировой войны ежегодный бюджет Московского общества составлял около миллиона рублей. Результаты работы данной организации можно оценивать по-разному. Например, только в 1912 г. ее стараниями к синодальной церкви было присоединено 15 381 человек; но за это же время регистрируется «отпадение» в старообрядчество и сектантство 11 629 верующих.

Неоднозначное содержание обнаруживается и в других ситуациях православного миссионерства. В середине ХVIII в. при Свияжском Богородичном монастыре действовала Новокрещенская контора, усилиями которой за 1738–1764 гг. в православие было обращено 409 864 жителя разных областей Поволжья. Считается также, что на территории . Казанской епархии с 1552 по 1867 г. крещение прошли 575 тыс. мусульман и «язычников». Но после 1905 г. началось массовое возвращение к исламу принудительно обращенных некогда в православие татар и башкир; к 1907 г. таких перешедших было уже 36 тыс. За последнюю треть ХIХ в. на русском Дальнем Востоке в православие было крещено 17,5 тыс. «туземцев», в Якутии — почти все трехсоттысячное местное население. В то же . время весьма множественным был и «исход» — как только ослабевало законодательное и административное давление.

Из обзора деятельности духовного ведомства за время царствования Александра III следовало, что в 1881–1894 гг. в православие было обращено 129 тыс. человек нерусской национальности. Однако, как отмечалось в советских исторических работах со ссылкой на церковные издания, за период 1905–1910 гг. от Православия отошло 316,8 тыс. человек. По суммарным . подсчетам данных, приведенных С.Л. Фирсовым, численность отпавших от Православия за 1907–1914 гг. составила в общей сложности свыше 118 тыс. человек; количество присоединившихся к Православной Российской Церкви за этот период было практически эквивалентным, с небольшим превышением (на 5–7 тыс.) по отдельным годам. Всего же усилиями внутрироссийского миссионерства за 50 предреволюционных лет Православная Церковь ассимилировала 1 172 758 католиков, униатов, протестантов, старообрядцев, духовных христиан и пр.

Особый сюжет образует воссоединение с русским Православием греко-католиков. После первого раздела Польши на вошедшей в состав России территории оказалось до 800 тыс. католиков византийского обряда. Их храмы и церковное имущество одно время оставались нетронутыми, но был введен запрет на миссионерскую деятельность. В 1794–1796 гг. прошло первое массовое закрытие греко-католических приходов (около 2600) и монастырей (50 обителей), положившее начало дальнейшим активным мерам в этом направлении.

К 1839 г. большинство униатов (1,6 млн) на западе империи, добровольно или принудительно, присоединилось к Российской Церкви. В 1875 г. прошла еще одна волна перехода в православие униатского населения ряда местностей Царства Польского (до 100 тыс. человек). Но значительная часть «воссоединенных» (только в Холмско-Варшавской епархии более 70 тыс.) оставалась «вне всякого попечения Церкви», а свыше 170 тыс. в западных губерниях, после издания Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», в течение двух лет вернулись под духовное окормление Католической Церкви.

Весомое множество православных в России всегда представляло старообрядчество. Правительственным распоряжением 1822 г., утвержденным Александром I, предписывалось «…все раскольничьи церкви, молитвенные дома и часовни, построенные до 1817 г., оставить неприкосновенными без разыскания; вновь строить запретить». И хотя храмы, возведенные после 1817 г., были тогда же разрушены, все остальные, существовавшие до этого срока, получили статус дозволенных. Государственная статистика первой половины ХIХ в. сообщала о примерно 910 тыс. «раскольниках».

Назначавшиеся с 1852 г. специальные комиссии установили, что реальная численность староверов (вместе с русским христианским сектантством всех толков) близка к 10 млн человек. В 1878 г. за старообрядцами числили 3,6 млн поповцев и свыше 7 млн беспоповцев. По отчетам обер-прокурора Синода за 1894 и 1895 гг., «приверженцев раскола» — поповцев, беглопоповцев и беспоповцев — числилось до 13 млн человек. Многие из них уклонялись от какого-либо учета. Поэтому перепись населения 1897 г. дает более скромную цифру — всего 2 143 340 старообрядцев. На 1912 г. в старообрядчестве официально пребывало 2 206 621 человек.

Некоторые исследователи полагали, что настоящее число могло быть в полтора — два раза больше. Неофициальные подсчеты дают куда более . значительные величины — вплоть до утверждения о наличии в 1917 г. 19 млн староверов и 6 млн сектантов. До революции в России имелось 19 архиерейских старообрядческих кафедр, 630 храмов и 3161 молитвенный дом, 73 скита и обители. О беспоповцах в современном словарном труде говорится, что в начале ХХ в. Поморское согласие объединяло 1,5–2 млн, а Федосеевское согласие — от 2 до 2,5 млн последователей.

В религиозной жизни империи свое место занимала и Грузинская Православная Церковь, с 1811 г. действовавшая как экзархат в юрисдикции Русской Церкви. Перед вхождением в состав России у нее имелось 799 храмов, служили 7 архиереев, около 900 священников и диаконов, было 75 монахов. В начале ХХ в. четыре епархии Грузинского экзархата духовно окормляли более 1,2 млн верующих, имели уже 2354 храма, 26 мужских и 5 женских монастырей, почти 2 тыс. священников и диаконов, свыше 600 монашествующих. Действовали духовные семинарии в Тифлисе и Кутаиси, 13 монастырских училищ (более 540 воспитанников), 590 ЦПШ (23 тыс. учащихся).

ХIХ столетие русское Православие завершило, обладая крупнейшей церковной структурой. Из отчета обер-прокурора Синода за 1899 г. следовало, что в России действовали 61 епархия; 66 780 православных соборов и церквей, часовен и молитвенных домов (в том числе 833 построенных в этом году); 103 тыс. человек белого духовенства (2 тыс. протоиереев, 43 тыс. священников, 14,4 тыс. диаконов, 43,7 тыс. причетников); 262 духовных учебных заведения (55,5 тыс. слушателей); 42 тыс. ЦПШ (из них около 22 тыс. школ грамоты) на 1,5 млн учащихся; 459 воскресных школ духовного ведомства (26 тыс. посещающих); 997 богаделен на 14,4 тыс. призреваемых; 231 больница при монастырях и церквах на 2796 коек. В монастырях к этому времени находилось более 52 тыс. монашествующих и послушников. При церквах и благочинных округах существовало 26 683 библиотеки религиозной литературы; издавалось 86 газет и журналов. Общая смета Синода за 1899 г. по доходам составила 52 438 606 руб., из которых от государственного казначейства было выдано 21 199 144 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector