Русская православная церковь церковный раскол

Русская православная церковь является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней, вне рамок Русской православной церкви, в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.

Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. Русским церковным расколом называется отделение части русского православного общества от господствующей русской православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича, вследствие церковных нововведений патриарха Никона, и продолжается по сей день. Его значение в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.

Кажется, что более трехсот лет, прошедшие со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбе России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.

Темой своей работы я выбрала раскол Русской Православной Церкви, в ней я рассматриваю истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины. Причиной выбора мной этой темы послужило то, что меня, как человека верующего не могли не заинтересовать события 17 века, потрясшие духовную основу государства – Церковь. Тем более что этот вопрос актуален и по сей день, так как раскол продолжается и в наше время.

Мой реферат состоит из шести частей – вступления, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе я анализирую причины расколы, даю характеристику патриарха Никона. Во второй главе изложены все нововведения произведенные Никоном и их последствия, раскол. В третьей главе рассматривается роли и последствия раскола. В последней, пятой части – заключении я провожу анализ своей работы, делаю выводы по теме моего реферата.

Истоки и причины раскола. Патриарх Никон. Причина первая: различие в обычаях и обрядах

До патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем, но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в греческой церкви, от которой Русь приняла христианство. Таковы были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение посолонь, т.е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись лицом к алтарю), в некоторых священнодействиях, например, при крещении вокруг купели или венчания вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа веры («царствию его несть конца», «и в духа святого, истинного и животворящего»), двоение возгласа аллилуйя. 1

Многие приходские священники шли на прямое нарушение богослужебного чина – допускали «многогласие» при совершении богослужения, когда священник, дьячок и хор одновременно читали и пели свой текст. Словом, в самой Русской православной церкви по существу не было единого богослужебного чина. Кроме существенных различий в порядке совершения служб и обрядов, а также богослужебных текстах, нестыковки наблюдались в составе почитаемых святых. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти.

В принципе, обряды – не догматы. Догматы должны быть святы и нерушимы, обряды же могут меняться, что на Руси происходило не раз, и притом без особых потрясений. Например, при митрополите Киприане: в 1551 г. Стоглавый собор понудил псковичей, употреблявших троеперстие, вернуться к двуперстию. Но, к середине 17 века обстоятельства радикально изменились. Церковь не могла больше исполнять роль «духовного врача», хранителя нравственного здоровья народа. 1 Естественно, что после Смуты реформа Церкви стала самой насущной проблемой. Иначе взглянули на различие в обычаях и обрядах в эпоху бунтов и самозванцев: теперь казалось, и в этом был резон, что прихожане выходят из-под влияния Слова Божьего.

МОСКВА, 8 сентября. /ТАСС/. Предоставление автокефалии Украинской церкви Константинопольским патриархатом легитимизирует церковный раскол, потому что примут такую автокефалию только раскольники, а каноническая церковь о независимости не просила. Об этом сказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия-24» .

«Об автокефалии мечтают только раскольники, которые уже ее провозгласили, но которых не признает ни одна поместная церковь. Вся суть сегодняшних разногласий между Константинопольской и Русской церквами заключается именно в этом вопросе», — добавил председатель ОВЦС.

Он также добавил, что в случае предоставления автокефалии Украинской церкви Константинопольским патриархатом легитимирует церковный раскол, поэтому может быть разорвано каноническое общение.

«Если Константинополь доведет свой коварный план по предоставлению автокефалии, это значит, что автокефалию получит группа раскольников. Каноническая церковь эту автокефалию не примет, мы в Русской церкви конечно эту автокефалию не признаем и у нас не будет другого выхода, кроме как разорвать общение с Константинополем», — подчеркнул митрополит.

Он напомнил, что 31 августа патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил поездку в Стамбул для встречи с Константинопольским патриархом Варфоломеем. «Внешне это была вполне цивилизованная, вежливая и даже братская беседа. Но, к сожалению, константинопольская сторона не только не услышала наши аргументы, но даже поступила, с нашей точки зрения, подло и вероломно», — сказал глава ОВЦС.

Церковный вопрос

Церковный раскол, произошедший в результате реформы Никона,— один из самых известных в российской истории, однако не единственный. Помимо него в Русской церкви возникали и другие внутренние конфликты.

Спор стяжателей и нестяжателей в начале XVI столетия стал первым серьезным разногласием в среде русского духовенства. Разность позиций была отражена в документах о Поместном соборе Русской Церкви 1503 года. Острая полемика велась по поводу церковного имущества, отношения к еретикам. Нестяжатели (сторонники Нила Сорского) призывали по возможности отказываться от какого-либо имущества. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) ратовали за сохранение церковного имущества, владения землей, чтобы монастыри могли заниматься просветительской и благотворительной деятельностью. Разными были взгляды и на то, как поступать с раскаявшимися еретиками: сторонники Нила Сорского были против смертного приговора, иосифляне — за. Философ Николай Бердяев считал трагедией историческую победу иосифлян, приведшую к потрясениям начала XX века.

В 1650–1660-х годах Патриарх Московский и всея Руси Никон провел ряд церковных реформ. Их целью было внести изменения в богослужебные книги и некоторые обряды для унификации с современными греческими. Противников реформы стали называть старообрядцами, они были преданы анафеме и преследовались властями. В конце XVII века из их среды выделились беспоповцы, отрицающие необходимость священства для спасения души. И сегодня старообрядческая церковь разделена по поповцев и беспоповцев. В частности, поповцы делятся на две основные группы. Это «Белокриницкое согласие — Русская православная старообрядческая церковь, ведущая начало от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), перешедшего в 1846 году из Константинопольского патриархата в старообрядчество и основавшего ее иерархию. Получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, ставшему архиерейской кафедрой митрополита Амвросия и его преемников. И «Новозыбковское согласие» (Русская древлеправославная церковь, основу которой составили беглопоповцы, принимавшие священство, переходящее от новообрядческой церкви и не признавшие белокриницкой иерархии. Названа по месту расположения главного кафедрального Спасо-Преображенского собора в Новозыбкове).

В мае 1922 года при поддержке советской власти группа православного духовенства «Живая церковь» попыталась отстранить от управления Русской церковью Патриарха Тихона, популярного среди духовенства и в народе. Движение получило название «Обновленчества», оно поддерживало советскую власть и ее репрессивные методы (ГПУ/ОГПУ/НКВД), фактическое уничтожение патриаршества в стране (Патриарх Тихон был арестован). Также «обновленцы» выступали за проведение церковных реформ: упрощение и перевод на русский язык богослужения, выборность духовенства, предлагалось разрешить епископам жениться, а духовенству —– второй брак. Освобождение Патриарха Тихона из заключения в 1923 году лишило «обновленцев» поддержки духовенства. В 1935 году органы управления «обновленцев» были распущены.

Еще одна попытка ослабить Русскую православную церковь и Патриарха Тихона была предпринята ОГПУ и так называемым «Григорианским расколом». Раскол был инициирован группой из девяти иерархов Русской церкви во главе с архиепископом Свердловским и Ирбитским Григорием (Яцковским), собравшихся 22 декабря 1925 года в московском Донском монастыре. Григориане считали, что правила «соборности» попраны. Для исправления ситуации был организован Временный высший церковный совет (ВВЦС). В 1926 году митрополит Сергий наложил на Григория и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС, запрещение в священнослужении и отстранил их от управления епархиями. В ходе массовых репрессий 1930-х годов «Григорианский раскол» прекратил свое существование, а оставшиеся иерархи принесли покаяние.

В 1920-е годы часть православных служителей не примкнула к обновленцам и не пошла на компромисс с большевиками. После того, как в 1927 году тогдашний фактический руководитель Русской православной церкви (с 1943 года — Патриарх) Сергий обнародовал декларацию, провозглашавшую лояльность Церкви к советской власти, они отказались поминать его имя за богослужением, получив неофициальное название «непоминающие». Репрессии 1930-х годов почти полностью уничтожили сторонников «непоминающих», некоторые последователи движения воссоединилась с Русской православной церковью.

1. §21. Раскол в русской православной церкви

2. Предпосылки и причины реформы

1. Цель –
Стремление Алексея Михайловича сделать Москву
православным центром
2. Недостатки и пороки церковной жизни
3. Деятельность кружка ревнителей благочестия
во главе со Стефанов Вонифатьевым

3. Недостатки и пороки в церковной жизни

1.
Невежество значительной части духовенства не позволяло защищать
свою веру в спорах с представителями других конфессий
2.
Пьянство священнослужителей, отсутствие строго соблюдения
церковных правил
3.
Многоголосие во время церковной службы
4.
Существенные расхождения в церковных книгах
5.
Отличие церковной службы и священных текстов Русской церкви и
церквей православного Востока

4. Деятельность кружка ревнителей благ

1. Запрещено многоголосие
2. Приняты царские указы, которые предписывали
соблюдать посты, чтить воскресенья и церковные
праздники
3. Началась борьба с суевериями (например,
скоморошество)
4. Стремление ввести единообразие в богослужение и
церковных книгах

7. Изменения в обрядах

8. Причины раскола

9. Последствия реформы

Церковный раскол на
• никонианцев
(сторонников
официальной церкви)
• старообрядцев
(сторонников
возвращения к старой
истинной вере Святой
Руси)
• = староверы
• = раскольники

Церковный собор
1666-1667 гг.
Лишили сана и
заточили в
монастырь
Утвердили
церковную
реформу
Преследование старообрядцев

Хозяйство и религия восточных славян Хозяйство и религия восточных славян Первые русские князья Первые русские князья Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.) Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.) Правление Владимира Мономаха (1113 — 1125 гг.) Правление Владимира Мономаха (1113 — 1125 гг.) Вторая междоусобица на Руси Вторая междоусобица на Руси Происхождение славян, их соседи и враги Происхождение славян, их соседи и враги Русь при Ярославичах: 1060-1080-е гг. Русь при Ярославичах: 1060-1080-е гг. Восточнославянские племена в VIII-IX вв. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

Архитектура и живопись в первой половине XIX в. Архитектура и живопись в первой половине XIX в. Культура Руси XIII-XV вв. Культура Руси XIII-XV вв. Советская культура первой половины ХХ в. Советская культура первой половины ХХ в. Наука и словесность во второй половине XIX в. Наука и словесность во второй половине XIX в. Культура Руси X-XIII вв. Культура Руси X-XIII вв. Культура современной России Культура современной России Русская культура в XVIII в. Русская культура в XVIII в. Русская культура в XVI-XVII вв. Русская культура в XVI-XVII вв. Наука и словесность в первой половине XIX в. Наука и словесность в первой половине XIX в. Советская культура второй половины ХХ в. Советская культура второй половины ХХ в. Архитектура и живопись во второй половине XIX в. Архитектура и живопись во второй половине XIX в.

Задание 17 ЕГЭ Задание 17 ЕГЭ Задание 18 ЕГЭ Задание 18 ЕГЭ Задание 21 ЕГЭ Задание 21 ЕГЭ Задание 19 ЕГЭ Задание 19 ЕГЭ Задание 20 ЕГЭ Задание 20 ЕГЭ Задания 13-14 ЕГЭ Задания 13-14 ЕГЭ Задания 15-16 ЕГЭ Задания 15-16 ЕГЭ

Россия накануне преобразований Россия накануне преобразований Реформа церкви сер. XVII в. и церковный Раскол Реформа церкви сер. XVII в. и церковный Раскол Правление Павла I (1796 — 1801 гг.) Правление Павла I (1796 — 1801 гг.) Начало эпохи дворцовых переворотов Начало эпохи дворцовых переворотов Правление Михаила Романова (1613 — 1645 гг.) Правление Михаила Романова (1613 — 1645 гг.) Смута: от Великого голода до Лжедмитрия I Смута: от Великого голода до Лжедмитрия I Правление Алексея Михайловича (1645 — 1676 гг.) Правление Алексея Михайловича (1645 — 1676 гг.) Внешняя политика Петра I Внешняя политика Петра I Преобразования Петра I Преобразования Петра I Смута: от Василия Шуйского до Семибоярщины Смута: от Василия Шуйского до Семибоярщины Правление Екатерины II (1762 — 1796 гг.) Правление Екатерины II (1762 — 1796 гг.) Восстание Е. Пугачёва Восстание Е. Пугачёва Восстание Степана Разина Восстание Степана Разина

В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) и архиепископ Никон (1606-1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

В марте 1654 г. церковный Собор одобрил реформы Никона. Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

Одновременно с борьбой против сторонников Аввакума патриарх Никон расширил свои права. Обширная патриаршая епархия перестала подчиняться, как другие епархии, Монастырскому приказу. Соборное Уложение 1649 г. запретило духовенству приобретать вотчины, но для Никона было сделано исключение. Царь Алексей Михайлович разрешил Никону покупать новые земли, дарил ему села и деревни. Влияние Никона возросло за время отлучек царя, вызванных войной с Польшей. В отсутствие царя патриарх управлял государством. Царь начал тяготиться опекой патриарха.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана.

Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Низложение патриарха Никона продемонстрировало, что баланс сил между светской и духовной властями перевесил в пользу светской власти.

Конфликт царя и патриарха вселил надежды в противников церковных нововведений. Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России. Особенно много старообрядческих поселений возникло в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 1682 г. в Москве собрался церковный Собор, чтобы решить судьбу руководителей раскольничьего движения. В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Размах самосожжений был настолько велик, что русские правители конца XVII — начала XVIII в. вынуждены были направлять войска в места расселения старообрядцев, чтобы те предотвращали массовые самоубийства. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ведущая технология: технология развития критического мышления.

-цель: Cформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

Задачи:

— образовательные :

1. Выяснить причины и последствия церковного раскола;

2. Систематизировать и обобщить знания учащихся о церковном расколе ХVII в.

3. Познакомить учащихся с биографией протопопа Аввакума.

4. Познакомить учащихся с биографией патриарха Никона.

5. Какое же влияние оказало Соборное уложение на развитие Русской православной церкви и государства?

6. Проанализировать реформы, произошедшие после раскола.

— воспитательная:

1. побудить в детях желание заняться самостоятельно изучением истории;

2. научить работать с исторической информацией в источниках разного типа;

3. различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

— развивающие:

1. развивать познавательную активность учащихся, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, развивать навыки устной речи, формировать интеллектуально-активную компетентность посредством активизации различных каналов поступления информации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector