Петровская икона божией матери

Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери – так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную Успенскую церковь (1479 г.).

Петровская икона божией матери

Святой Петр Ратенский (или Ратский)

Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери — Евпраксии — еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.

В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких – Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра Киевских митрополитов, а перед иконой Успения он молился всю жизнь.

Петровская икона божией матери

Чудотворный образ. Петровская икона Божией Матери: фото

В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский — своего подвижника — игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ – служитель Ее Сына – Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.

В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же митрополит Петр перенес и свою икону и поместил ее в Успенском соборе Московского Кремля.

Петровская икона божией матери

Почитание

Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы – Петровскую, Владимирскую и Донскую.

И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.

В церковной летописи XV века Петровская икона упоминалась в рассказах о спасении Москвы от завоевателей и называлась «животворивой» и, вероятнее всего, стояла у гроба святителя Петра. Она особо почиталась московскими первосвятителями, ее приносили на поклонение к их усыпальницам или на крестных ходах.

Петровская икона божией матери

Успенский собор Кремля

Сегодня Петровская икона Божией Матери находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.

В период XIX – XX века эта древняя икона действительно исчезла из собора, но осталась икона-пядница, размер которой составлял 30,5 на 24,5см. Ее происхождение было неизвестно, однако датировалась она концом XIV – началом XV века и находилась в пристенном иконостасе в Успенском соборе. Скорее всего, она и есть тот почитаемый древний образ, о чем свидетельствует ее точный список, выполненный в 1614 году Назарием Савиным. Во всяком случае он точно повторяет ее и надписан как «Петровская».

Петровская икона Божией Матери: о чем молятся

Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.

Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.

Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.

Петровская икона божией матери

Иконография

В Петровской иконе Богородица и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл – материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.

Молитва Петровской иконе Божией Матери начинается со слов: «О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, непостыдное наше Упование…».

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Поэзия и проза Анастасии Ель (28)
  • Мои обзорные публикации.Иконопочитание. Иконоведен (16)
  • Киевские Венчальные иконы, моя история. (9)
  • Когда Византия встречается с Русью. Или о том мож (7)
  • Теория образа(православной иконы) (10)
  • Разные детали в иконографии. (3)
  • Иконография Софии-Премудрости Божьей как символиче (3)
  • Вотивные иконы или иконы, написанные по обету. (1)
  • Иконописная Мастерская: КИНОНИЯ. (7)
  • Икона-Предание (2)
  • старец Схиархимандрит Илий (5)
  • Забытые сокровища Священного Предания (3)
  • Святые реликвии. (2)
  • Пояс Пресвятой Богородицы. (2)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Петровская икона божией матери

История Петровской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

Если раскрыть книгу жития митрополита Петра, то узнаем о том, что он написал икону Пресвятой Богородицы, которая впоследствии стала именоваться Петровской. Святитель Петр был в то время игуменом Спасо-Преображенского (Ратского) монастыря на Волыни. И далее… сей святой Богородичный Образ от руки самого святого иконописца Петра был преподнесен в дар митрополиту Киевскому, святителю Максиму, который посещал Ратскую обитель. До конца своих дней святой митрополит Максим благоговейно почитал сей чудный Образ Пречистой Богородицы, который принёс во Владимир, где находилась в то время кафедра Киевских митрополитов, затем украсив золотом и дорогими камнями, молился перед ним о соблюдении вверенной ему Русской паствы.
После смерти святителя Максима, игумен Геронтий, пожелавший восхитить сан святительства, взял Петровскую икону Богоматери, а вместе с ней святительскую утварь и пастырский жезл и отправился в Константинополь для получения святительского сана. Узнав о беззаконном намерении игумена Геронтия, многие русские люди выразили свое недовольство, тогда же и Галицкий князь Юрий Львович упросил игумена Петра отправиться в Царьград, дабы воспрепятствовать там посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Повинуясь желанию князя, Св. Петр отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия.
Во время плавания игумена Геронтия в Константинополь на море поднялась страшная буря, той же ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда Геронтий предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Геронтий против своего желания, устрашенный грозным видением Пречистой Богородицы, принужден был всё тогда же рассказать…
Патриарх передал икону, ризы и первосвятительский жезл святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе»,- а затем посвятил Петра в митрополита всей Русской земли.
Святитель Петр взял с собой икону во Владимир, а при перенесении митрополичьей кафедры в Москву в 1325 году икону как великую святыню поместили в Успенском соборе Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой», по одной версий Петровская икона Пресвятой Богородицы постоянно пребывала над жертвенником в алтаре Успенского Собора Кремля, а по другой, вероятно помещалась у гроба святителя Петра, и только во время больших крестных ходов её выносили вместе с Владимирской иконой Божией Матери. Петровская икона особо чествовалась московскими первосвятителями, её носили перед ними на крестных ходах, а затем приносили на поклонение к их гробницам.
На рубеже XIX — XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV — началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».
Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения в1479 году.

Петровская икона Пресвятой Богородицы относится к иконографическому типу Богородичных икон, который на Руси известен как Умиление, в Византии же как Елеуса (или Милостивая). Богоматерь и Младенец соприкасаются ланитами, Матерь нежно ласкает Сына, а Он приник к Ней или обнимает Её за шею. Это самые лиричные, исполненные любви Богородичные образы. Но в то же время иконы типа Елеусы-Умиления несут в себе страстную символику: чудесно воплощенный от Девы Христос, изначально уготован в Жертву искупления, реальность человеческой природы Христа проявляется в детских ласках, и она же оборачивается реальностью Его страданий на Голгофе. Рожденный Девой Младенец, одновременно и Сын Божий, равный Отцу и Сын Человеческий, во всем подобный нам, кроме греха.

Петровская икона Богородицы представляет собой сокращенный извод иконографического типа Елеусы.

БОГОРОДИЧНЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ АТРИБУТЫ.

На иконе, мы знаем, обязательны нимб и надписание имени, которые отличают икону от любого другого изображения, но кроме того Дева Мария в Православной традиции почитается как БОГОРОДИЦА — Та, Которая послужила Воплощению Бога-Слова.
В иконографии Богородицы разработана целая система Богородичных атрибутов. Божия Матерь изображается в одеянии палестинских восточных женщин: мафории, тунике и чепце; такой Она и была в Своей земной жизни. Также Её одежду украшают звезды девства на обоих плечах и челе, означающие Её Приснодевство: до, после и в самом рождестве Богомладенца Христа. Туника – это длинная одежда с рукавами, которые завершаются узкими манжетами (обшлагами). Мафорий – длинное покрывало, окутывающее почти всю фигуру, обшитое по краю каймой с бахромой, также мафорий покрывает и голову, но при этом волосы собраны в чепец. Мафорий Богоматери может быть 2х цветов: небесно-голубого и багряно-вишнёвого. Символика голубого цвета — Её Приснодевство, это цвет неба и чистоты. А багряно-вишнёвый указывает на Богоматеринство, цвет человеческой крови, от Её пречистой крови Христос воплотился и стал истинным Человеком. Иконография Богородицы также сохраняет богатое украшение Её мафория и обшлагов Её хитона (манжетов), они расшиты золотой нитью, а мафорий отделан золотой каймой с кистями. Это образно говорит о почитании Марии как Царицы и Владычицы, удостоившейся небесной Славы, вознесенной Сыном и Богом на небо, во Успении Своем нас не оставляющей Богородицы-Девы.
Буквы под титлами ΜΡ ΘΥ – это сокращенное наименование – Μητέρα του Θεού – Матерь Бога, Матерь Божия.

  • Богоматерь Петровская
  • Число просмотров: 291
  • Комментарии: 0
  • Икона Божией Матери «Петровская»
  • Число просмотров: 3054
  • Комментарии: 1
  • Петровская икона Божией Матери.
  • Число просмотров: 1499
  • Комментарии: 1
  • Петровская икона Божией Матери
  • Число просмотров: 1998
  • Комментарии: 0
  • Петровская Икона Божией Матери
  • Число просмотров: 1911
  • Комментарии: 0
  • Икона Петровской Божьей Матери
  • Число просмотров: 3279
  • Комментарии: 0
  • Петровская икона Божией Матери
  • Число просмотров: 1828
  • Комментарии: 0
  • Петровская икона Божией Матери
  • Число просмотров: 1791
  • Комментарии: 0

Икона Пресвятой Богородицы «Петровская»

Дни празднования: 6 сентября (24 августа)

Петровская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство митрополиту Петру. Считается первой московской чудотворной иконой. Празднование иконе совершается 24 августа (по юлианскому календарю).

Согласно жития митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году) он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.
Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы от который был глас:
Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.

Константинопольский патриарх Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича.

На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезает из собора, в нём остаётся небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, датируемая XIV — началом XV века. Возможно она и является на самом деле древним почитаемым образом. Об этом косвенно свидетельствует её точный список сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надписание «Петровская».

Иконография
Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Известен такой факт, что митрополит Петр являлся автором и другой известной иконы — Владимирской Божией Матери, находившейся в Успенском соборе города Владимира.
В отличие от прославленного образа фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение данов зеркальном отражении.

Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь». При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, чем передается и другой смысл этого жеста — материнское ласкание Младенца. На краснофонном образе Петровской Богоматери XIV в., новгородской школы, жест правой руки Богородицы еще более характерен — Она обхватывает ею шею Сына.

Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери. На чтимом образе XVI в. из г. Кириллова, удивительном по теплоте выражения ликов Богородицы и Младенца и передачеих взаимной любви, Спаситель по-детски прижимает благословляющую руку к самому лику Богоматери.

Списки с иконы
С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами.
Чтимый список XVI в. находится в настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове.

  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982: XV в. (?)

Из собрания С.Рябушинского.

XIV век. Новгородская школа (?).

Изображение погрудное. Голова Богоматери склонена влево. Левой рукой она обнимает за плечи чуть повернутого к ней младенца. В левой руке младенца — свиток. Вохрение по темно-охряному санкирю сильно разбеленной плотной охрой с многочисленными тонкими параллельными движками, расположенными по форме. Мафорий темно-коричневый, с желтой каймой и звездами. Чепец и хитон младенца блекло-голубые. На чепце черные линии и белые звездочки. Хитон младенца с белым ассистом. Нимбы узкие, золотые. Фон и поля киноварные. Лузга и надпись белые.

Доска липовая, без шпонок. Паволока, левкас, яичная темпера. 23×17.

Собр. С. П. Рябушинского.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [12858]
¦

  • Антонова, Мнева 1963. [181] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, № 20, стр. 90-91, илл. 57.
  • Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974. [3994] Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. Н. Живопись древней Твери = Early Tver painting: [Альбом]. — М.: Искусство, 1974. — Стр. 18, табл. 12.
  • Алпатов 1978. [89] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №141, стр. 314.
  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982. [50] Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 82, стр. 358.

Петровская икона божией матери

Петровская икона Божией Матери упоминается в источниках XV века как чудотворная, она спасала несколько раз Москву от врагов. Ее особенно почитали московские первосвятители.

Издавна она считалась Патриаршей иконой, ее предносили во время крестных ходов Московских святителей. Она была символом становления Москвы, одной из первых почитаемых чудотворных икон.

Патриарх Иов брал Петровскую икону Божией Матери, наряду с Владимирской и Донской иконами, когда просил Бориса Годунова принять царство. Ее же возили в Кострому в 1613 году, призывая на царство Михаила Федоровича.

История образа: Петровская икона Божией Матери была написана святителем Петром, митрополитом Московским около 1306 года в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни.

Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским, игумен Петр преподнес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда была его кафедра.

Митрополит Максим украсил Петровскую икону Божией Матери дорогими каменьями, золотом и до конца своей жизни благоговейно хранил этот дар, молился перед образом о вверенной ему пастве.

По смерти святителя Максима игумен Геронтий, обуреваемый желанием захватить митрополичий престол, взял пастырский жезл и Петровскую икону Божией Матери и отправился в Константинополь для получения святительского сана.

Это вероломство вызвало недовольство многих верующих, в том числе и князя Юрия Галицкого, который устроил все так, чтобы святитель Петр, которого он почитал более достойным для сей должности, тоже отправился в Царьград.

Большую роль сыграло и покровительство Пресвятой Богородицы, Которая, явившись во сне игумену Геронтию, грозно приказала отказаться от своей затеи.

Геронтий, прибыв по устроению Божиему с большими трудностями и задержками в Константинополь, поведал, против своего желания, о своем сне и повелении Божией Матери.

Занимавший тогда патриаршую кафедру Афанасий посвятил в митрополита всей Русской земли святителя Петра, передав ему посох митрополита Максима, а также Петровскую икону Божией Матери со словами: «Ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году, когда Русская митрополия была перемещена из Владимира в Москву, митрополит Петр перенес Петровскую икону Божией Матери из города Владимира в Москву и поместил ее в Московском Успенском соборе . Там эта святыня пребывает и доныне.

Петровская икона божией матери

Иконография: Иконографический тип — Одигитрия. Поясное изображение Божией Матери и Богомладенца, благословляющего правой рукой.

Первообраз считается утерянным на рубеже XIX — XX веков. В Успенском соборе почитается точный список Петровской иконы, написанный Назарием Савиным в 1614 году. Это икона — пядница, размером 30,5 х 24,5 сантиметров.

В настоящее время почитание Петровской иконы Божией Матери как Патриаршей возобновляется. При посещении Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в 2010 году Высоко — Петровского ставропигиального мужского монастыря братия обители преподнесли в дар Его Святейшеству точную копию Петровской иконы Божией Матери.

Петровская икона божией матери

Этот список иконы был установлен, по благословению Святейшего Патриарха, в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршим местом. При совершении Патриарших крестных ходов икону стали износить из храма.

Братия монастыря и попечители обители украсили Петровскую икону Божией Матери резным серебряным киотом, на изготовление которого ушло около года.

Сверху киот украшает икона Спаса Нерукотворного, по бокам предстоят Московские первосвятители. Внизу расположена композиция с изображением Высоко — Петровского монастыря на фоне Успенского собора Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.

Высоко — Петровский монастырь был основан святителем Петром в 1315 году, упоминается в письменных источниках с 1317 года. В 2015 году отмечалось 700-летие со дня основания обители. Примерно столько же лет и Петровской иконе Божией Матери.

Монастырь был закрыт большевиками в 1929 году. Высоко — Петровский монастырь возобновил работу в 1990 году. Тогда же он получил статус Патриаршего подворья.

В стенах обители начал свою деятельность Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Здесь же разместился Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от телесных и душевных страданий, о Богохранимом Отечестве.

Празднование: 24 августа / 6 сентября.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Петровская икона божией матери

Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя — святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы.

По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.

Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.

Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней — Владимирской иконой Божией Матери.

Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

На рубеже XIX — XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV — началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».

Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

Иконография

Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Известен такой факт, что митрополит Петр являлся автором и другой известной иконы — Владимирской Божией Матери, находившейся в Успенском соборе города Владимира.

В отличие от прославленного образа фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение данов зеркальном отражении.

Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь». При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, чем передается и другой смысл этого жеста — материнское ласкание Младенца. На краснофонном образе Петровской Богоматери XIV в., новгородской школы, жест правой руки Богородицы еще более характерен — Она обхватывает ею шею Сына.

Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери. На чтимом образе XVI в. из г. Кириллова, удивительном по теплоте выражения ликов Богородицы и Младенца и передачеих взаимной любви, Спаситель по-детски прижимает благословляющую руку к самому лику Богоматери.

Списки с иконы

С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами.

Чтимый список XVI в. находится в настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове.

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Петровская икона божией матери

Петровская икона божией материПатриарший крестный ход от Кремля к Высоко-Петровскому монастырю 6 сентября предваряла Петровская икона Богоматери. С древности этот образ предносится Московским Предстоятелям при совершении крестных ходов.

Список с Петровской иконы Божией Матери был подарена Святейшему Патриарху Кириллу в 2010 году братией Высоко-Петровского монастыря, с этого времени эта икона находится в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршем местом.

В этом юбилейном году братия монастыря и попечители обители украсили киот и раму иконы. На изготовление украшений к образу Богоматери ушло больше года. Художественное навершие рамы и киот изготовлены из серебра вышей пробы, на все стороны киота нанесена тонкая гравировка. Сверху киот украшает образ Спаса Нерукотворного, слева и справа иконе предстоят московские святители. Под иконой Богоматери находится композиция с изображением Высоко-Петровского монастыря на фоне Успенского собора Кремля и Храма Христа Спасителя.

Петровская икона божией матери
Справка:
Список с чудотворного образа Петровской Богородицы с 2010 года является святыней Храма Христа Спасителя в Москве. Сама икона была написана во второй половине XIII века будущим святителем Киевским Петром, первым митрополитом Москвы.

Икона является символом начала становления Москвы, так как именно она стала первой чудотворной иконой Богоматери нашего города.

Петровский образ Богоматери издревле почитается Московскими митрополитами и Патриархами как особая святыня.

Икону с древности с большой торжественностью предносили во время крестных ходов Московских Первосвятителей.

В настоящее время традиция почитания Петровской иконы возрождается. 20 февраля 2010 года, при посещении Высоко-Петровского монастыря Святейшем Патриархом Кириллом, братия монастыря подарила Его Святейшеству точную копию чудотворной Петровской иконы Божией Матери. Именно этот список по благословению Святейшего Патриарха был установлен в алтаре Храме Христа Спасителя над Патриаршем местом. Икону стали износить из храма при совершении Патриарших крестных ходов.

6 сентября 2015 года Москва празднует 700 лет со времени первого посещения города митрополитом Петром. Предполагается, что тогда же в Москву была привезена и сама Петровская икона Богоматери.

Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

Петровская икона Божией Матери
Петровская икона божией матери
Икона-пядница из Успенского собора Кремля
Дата появления кон. XIII века
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение оригинал утерян
Чтимые списки почитаемый древний список в Успенском соборе Московского Кремля
Дата празднования 24 августа (6 сентября)

Петровская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая чудотворной. Предание приписывает её авторство митрополиту Петру. Считается первой московской чудотворной иконой [1] . Празднование иконе совершается 24 августа (по юлианскому календарю).

Содержание

  • 1 История иконы
  • 2 Списки
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История иконы [ | ]

Согласно житию митрополита Петра (самая ранняя редакция относится к 1327 году), он был иконописцем и написал эту икону в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни. Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму, который принёс её во Владимир, где находилась кафедра Киевских митрополитов. После смерти Максима в 1305 году начался спор за место первосвятителя Киевской митрополии: галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы, от которой был глас:

Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех. [2]

Патриарх Константинопольский Афанасий поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году, когда кафедра митрополита стала располагаться в Москве, поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и, вероятно, помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство [3] . В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича [4] .

Петровская икона божией матери

На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезла из собора, в нём осталась небольшая икона-пядница (30,5 × 24,5 см) неизвестного происхождения, датируемая концом XIV — началом XV века, находящаяся в южном пристенном иконостасе Успенского собора. [5] . Возможно, она и является на самом деле древним почитаемым образом [1] . Об этом косвенно свидетельствует её точный список, сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надписание «Петровская».

Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери – так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную Успенскую церковь (1479 г.).

Петровская икона божией матери

Святой Петр Ратенский (или Ратский)

Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери — Евпраксии — еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.

В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких – Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра Киевских митрополитов, а перед иконой Успения он молился всю жизнь.

Петровская икона божией матери

Чудотворный образ. Петровская икона Божией Матери: фото

В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский — своего подвижника — игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ – служитель Ее Сына – Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.

В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же митрополит Петр перенес и свою икону и поместил ее в Успенском соборе Московского Кремля.

Петровская икона божией матери

Почитание

Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы – Петровскую, Владимирскую и Донскую.

И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.

В церковной летописи XV века Петровская икона упоминалась в рассказах о спасении Москвы от завоевателей и называлась «животворивой» и, вероятнее всего, стояла у гроба святителя Петра. Она особо почиталась московскими первосвятителями, ее приносили на поклонение к их усыпальницам или на крестных ходах.

Петровская икона божией матери

Успенский собор Кремля

Сегодня Петровская икона Божией Матери находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.

В период XIX – XX века эта древняя икона действительно исчезла из собора, но осталась икона-пядница, размер которой составлял 30,5 на 24,5см. Ее происхождение было неизвестно, однако датировалась она концом XIV – началом XV века и находилась в пристенном иконостасе в Успенском соборе. Скорее всего, она и есть тот почитаемый древний образ, о чем свидетельствует ее точный список, выполненный в 1614 году Назарием Савиным. Во всяком случае он точно повторяет ее и надписан как «Петровская».

Петровская икона Божией Матери: о чем молятся

Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.

Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.

Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.

Петровская икона божией матери

Иконография

В Петровской иконе Богородица и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл – материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.

Молитва Петровской иконе Божией Матери начинается со слов: «О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, непостыдное наше Упование…».

Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери – так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную Успенскую церковь (1479 г.).

Петровская икона божией матери

Святой Петр Ратенский (или Ратский)

Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери — Евпраксии — еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.

В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких – Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра Киевских митрополитов, а перед иконой Успения он молился всю жизнь.

Петровская икона божией матери

Чудотворный образ. Петровская икона Божией Матери: фото

В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский — своего подвижника — игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ – служитель Ее Сына – Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.

В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же митрополит Петр перенес и свою икону и поместил ее в Успенском соборе Московского Кремля.

Петровская икона божией матери

Почитание

Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы – Петровскую, Владимирскую и Донскую.

И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.

В церковной летописи XV века Петровская икона упоминалась в рассказах о спасении Москвы от завоевателей и называлась «животворивой» и, вероятнее всего, стояла у гроба святителя Петра. Она особо почиталась московскими первосвятителями, ее приносили на поклонение к их усыпальницам или на крестных ходах.

Петровская икона божией матери

Успенский собор Кремля

Сегодня Петровская икона Божией Матери находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.

В период XIX – XX века эта древняя икона действительно исчезла из собора, но осталась икона-пядница, размер которой составлял 30,5 на 24,5см. Ее происхождение было неизвестно, однако датировалась она концом XIV – началом XV века и находилась в пристенном иконостасе в Успенском соборе. Скорее всего, она и есть тот почитаемый древний образ, о чем свидетельствует ее точный список, выполненный в 1614 году Назарием Савиным. Во всяком случае он точно повторяет ее и надписан как «Петровская».

Петровская икона Божией Матери: о чем молятся

Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.

Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.

Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.

Петровская икона божией матери

Иконография

В Петровской иконе Богородица и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл – материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.

Молитва Петровской иконе Божией Матери начинается со слов: «О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, непостыдное наше Упование…».

Ссылка на основную публикацию