Собор николая чудотворца

Собор николая чудотворца

Храм Святителя Николая в Котельниках, москвичи называют его еще Никольская церковь или Церковь Святого Николая. Построен архитектором Осипом Ивановичем Бове в 1822-1824 годах на средства князя Сергея Михайловича Голицына в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви.

Интересные факты из архива Московской духовной консистории есть в книге «Храм свт. Николая в Котельниках», — изданной Подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве в 2009 году, — которую мне удалось в этой же церкви и приобрести в своё время, — 1818 года декабря 21 дня, Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергей Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину Митрополиту Московскому прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то он желает во всем ся поправить и привесть в благолепие суммою своею. Просил оную церковь на сем пожелании поправить ему дозволить. По тому прошению резолюцей покойного Преждеосвященного предписано: церковь исправить позволить.

В 1823 году был освящен главный — Никольский придел храма. Придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был освящен 24 августа 1824 года Святителем Филаретом (Дроздовым) в день памяти святого Петра, Митрополита Московского.

В 1873 году вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя преподобномученицы Евдокии, — придел освящен 17 сентября.

Кстати, — Митрополит Филарет был Митрополитом Московским и Коломенским с 3 (15) июля 1821 года по 19 ноября (1 декабря) 1867 года. Освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению.

Собор николая чудотворца

На архитраве портика традиционные для Осипа Ивановича Бове медальоны с головками херувимов и тамплиерские кресты в венках. Тамплиерские кресты весьма характерный для Бове символ, он присутствует на ограде Скорбященской церкви на Большой Ордынке, — правда насколько они аутентичны, — не знаю, — и на фризе второго яруса колокольни Храма Большого Вознесения на Большой Никитской улице. А головыки херувимов встречаются наверное на всех церквях постройки Осипа Ивановича, — на Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», на Храме Большое Вознесение, на Храме Троицкого собора Данилова монастыря и на Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. Фирменный знак.

Собор николая чудотворца

Тамплиерские кресты, — прямые равносторонние кресты с расширяющимися концами, — есть не только снаружи, но и внутри церкви.

Собор николая чудотворца

Правда внутри церкви головок херувимов уже нет, но есть лента.

Собор николая чудотворца

Южный фасад здания, выходящий на 1-й Котельнический переулок, украшен скульптурной барельефной композицией «Вход Господень в Иерусалим».

Собор николая чудотворца

«Вход Господень в Иерусалим» Евангелие от Матфея глава 21 стихи с 1 по 7.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Собор николая чудотворца

Собор николая чудотворца

Собор николая чудотворца

Собор николая чудотворца

Иногда авторами проекта Храма Святителя Николая в Котельниках называют архитекторов Бове и Жилярди.

Собор николая чудотворца

Звездное небо на куполе Храма святого Николая Чудотворца в Котельниках. Звезды пятиугольные и шестиугольные.

В книге Гарольда Вуриса «Факты для вольного каменщика» есть вопрос, — символически, что служит потолком ложи? Есть и ответ на поставленный вопрос, — звездное небо.

Собор николая чудотворца

Рисунок Храма Святителя Николая в Котельниках из альбомов Найденова — «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».

Собор николая чудотворца

Фото Храма Святителя Николая в Котельниках из альбомов Найденова — «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».

г. Можайск, Можайский район , 1819 год
Престольный праздник: свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)

Настоятель: священник Иоанн Алексеевич Лобода, 1979
Священнослужители

  • протоиерей Владимир Николаевич Гриценко, 1954
  • священник Михаил Ильич Вереитинов, 1952
  • священник Алексий Владимирович Шляпин, 1975
  • священник Роман Александрович Томилов, 1990

Приделы

  • иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (5 августа, 6 ноября)
  • Спаса Нерукотворного Образа (29 августа)

Приписные храмы

  • храм ап. Андрея Первозванного
  • храм апп. Петра и Павла
  • храм иконы Божией Матери «Споручница грешных»
  • храм равноап. вел. кн. Владимира
  • храм страстотерпца царя Николая

Адрес: г. Можайск, ул. Бородинская, д. 8
Телефон: 8 (915) 461-28-59, 8 (915) 461-28-59
Официальный сайт: mozhaisk-blago.com

Можайский Никольский собор готической архитектуры стоит на высокой крутой горе. Храм двухэтажный. Первый его этаж, сложенный из огромных глыб дикого камня, — это ворота крепости XIV в. Здесь в надвратной церкви хранился чудотворный образ Николы Можайского, вырезанный из дерева в том виде, в каком святитель явился над осажденным городом.

Храм на городских воротах существовал с древнейших времен и первоначально не был соборным. В документах гг. он именовался Воздвиженским и имел придел в честь чудотворной иконы святителя Николая. Соборным в то время назывался иной Никольский храм, также весьма древний, обрушившийся в 1844 г., а в 1852 г. замененный новым — Петропавловским.

В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи, чтобы поклониться святыне. В былые времена образ стоял в иконостасе и украшался драгоценными дарами усердных почитателей, принесенными в благодарность за полученные исцеления.

В первой четверти XVII в. храм на городских воротах носил уже название Никольского. В 1626 г. по государевой грамоте в нем исправили наружные повреждения, причиненные ему при нашествии поляков. 14 марта 1683 г. Патриарх Иоаким приказал сделать новый иконостас. На плане Можайска от 1756 г. у него значится придел в честь Воздвижения Креста Господня.

До начала XIX в. собор имел пять глав, колокольня его находилась на трапезе, а паперть — на арках.

В гг. придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь; ворота крепости заделаны с обеих сторон, пять глав уничтожены, и вместо них сделан большой купол с четырьмя башенками. Собор приобрел тот вид, который имеет теперь.

В 1812 г. французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания был обновлен придельный храм и освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем в 1816 г. возобновлен и сам собор. Колокольню построили весною 1814 г. В 1829 г. в куполе устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Последний настоятель собора до его закрытия — священник Константин Некрасов в 1937 г. был расстрелян на Бутовском полигоне; ныне прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 15 декабря.

В 1933 г. собор закрыли. Во время Великой Отечественной войны разрушили ротонду. В послевоенные годы проводились частичные ремонтно-восстановительные работы. В гг. в храме разместили трикотажную фабрику. В гг. Никольский собор и другие здания Можайского кремля перешли к Государственному Бородинскому военно-историческому музею.

В 1994 г. в соборе возобновились богослужения по воскресным и праздничным дням. Ведутся занятия детского хора. При храме действует ежедневная благотворительная столовая. Клирики храма духовно окормляют исправительные учреждения города Можайска. Строится храм в воспитательной колонии для подростков.

В соборе поставили резную икону Николы Можайского. Она сделана по подобию древней чудотворной, находящейся в Третьяковской галерее.

Экскурсия 1 дня в Серпухов

Программа паломнической поездки (автобус из Москвы)

  • Высоцкий монастырь , чудотворный образ “Неупиваемая Чаша”;
  • Храм “Николы Белого” в Серпухове;
  • Чудотворный образ Богородицы “Помощница в родах”;
  • Владычный женский монастырь, мощи прп . Варлаама Серпуховского;
  • Вознесенская Давидова пустынь ;
  • Источник прп. Давида ( с.Талеж ).

Стоимость поездки : 1500 руб.

В стоимость поездки входит: комфортный туристический транспорт, сопровождение православным гидом-экскурсоводом

Оплачивается дополнительно: монастырская трапеза

В 99 км от Москвы находится город со сложной, интересной историей. С ним связаны имена как политических деятелей, так и русских святых. Здесь находятся древние святыни, хранящие память об истории страны, благочестии наших предков. Особое место занимает соборный храм, издавна называемый верующими «Николой Белым». Это своего рода архитектурный центр исторического района Серпухова и одновременно – средоточие духовной жизни.

История

Исторические документы не сохранили точной даты основания церкви. Первые ее упоминания встречаются с 1500-х. К этому времени, как свидетельствуют источники, улица, на которой теперь находится здание, уже называлась Никольской.

Почти все местные жители были прихожанами «Николы». Были среди них не только простые горожане, но также «Гостиной сотни торговый человек», подьячий, даже один местный помещик. Видимо, именно состоятельные верующие к 1649 году смогли собрать средства на постройку каменного здания. Предполагается, что старая деревянная церковь могла сгореть во время нашествия поляков (1610).

Предполагают, что зодчие из Ярославля, имена которых остались неизвестными, создали проект новой церкви. Согласно сохранившемуся старинному изображению, она имела шатровые главы, украшена белокаменной резьбой Это был первый местный храм, возведенный из известняковых блоков. С тех пор жители стали именовать его «Николой Белым».

Церковь святителя Николая Чудотворца в стиле ампир

Собор николая чудотворцаСпустя почти 100 лет здание стало ветшать, потребовало ремонта. Тогда священноначалие решило не просто обновить его, но построить заново. Так возник новый проект, авторами которого стали маститые московские архитекторы Федор Шестаков и Иван Таманский. Зодчие, принадлежащие к школе знаменитого Михаила Казакова, уже имели опыт постройки культовых зданий Москвы, Коломны, Петербурга. Считается, что наибольший вклад внес Ф.М.Шестаков, а сам новый храм оказался очень похож на спроектированную им же московскую церковь «Большое Вознесение».

От прежнего здания, по сути, сохранился только цвет стен, хотя теперь они были кирпичными, оштукатуренными и побеленными. Новое время диктовало свои вкусы: узорочье XVII столетия сменил модный ампир с его строгими, лаконичными формами. В том же стиле перестроили колокольню, ставшую самой высокой в Серпухове.
Новый Никольский стал к тому же самым большим храмом: к нему пристроили два придела, свт. Алексия Московского и прп. Кирилла Белозерского.

После революции

Революция 1917 года повлекла за собой массовое закрытие храмов по всей стране. Но любимая верующими церковь какое-то время продолжала действовать. Более того, стала соборной. Этот статус присвоил ей патриарх Тихон, летом 1924 года побывавший и служивший здесь лично. Но история Никольского как главной церкви города насчитывает только 5 лет. С 1929 году народное название «Николы» получило новое значение: все росписи XIX века в здании, переданном макаронной фабрике, забелили известью.

Особым надругательствам подвергся образ свт. Николая на внешней стене – его многократно оскверняли, пытались уничтожить. Но, как рассказывали жители окрестных домов, всякий раз после кощунств икона оказывалась невредимой. А вот остальные иконы вынесли на лед замерзшей реки Нары, где публично сожгли. В дальнейшем помещение использовали как прачечную, затем – склад химикатов. Когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси (1988), власти и общественность вспомнили об архитектурной ценности памятника истории. Прозвучало даже предложение сделать его концертным залом, однако, оно не осуществилось.

Восстановление

Собор николая чудотворца1995 год стал особым для православных: им вернули собор, символ, духовный центр Серпухова. Это произошло во время визита патриарха Алексия II: символические ключи ему передал глава администрации. Но после долгих лет запустения здание требовало масштабной реставрации: были утрачены колокола, росписи, почти весь декор. На средства горожан, местных предпринимателей, администрации, началось длительное восстановление Никольского.

В процессе реставрации:

  • кроме существующих приделов, пристроены новые: иконы Божией Матери «Поможение родам» (обретена с 1993) и 6 новомучеников Серпуховских, пострадавших во время гонений;
  • приобретены новые колокола весом 86 и 300 пудов; самый большой колокол подарен предпринимателем Михаилом Балакиным;
  • восстановлены утраченные росписи.

В процессе восстановления были обнаружены древние захоронения. Памятью о погребенных здесь стал памятный крест. Установлена здесь еще одна стела – жертвам политических репрессий советских лет. Освящение возрожденного собора состоялось 12 июля 2005 года. Ювеналий, митрополит Московский и Коломенский освятил все 5 престолов. Это стало уникальным случаем в истории города. Освящение совпало с празднованием 625-летия Куликовской битвы (1380), активное участие в которой принимал Серпуховской князь Владимир Храбрый, многие жители города. 28 июля 2005 года состоялось уже патриаршее богослужение. Предстоятелю Русской Церкви, Алексию II, сослужили 7 архиереев, многочисленное духовенство. Присутствовал на торжествах губернатор Московской области, Б. Громов.

Сегодня

Собор николая чудотворцаСейчас Никольский – центр духовной жизни города. При нем действуют воскресные школы для детей и взрослых, священники окормляют заключенных, детский приют, интернат. Они – желанные гости в учебных заведениях Серпухова.

  • чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Помощница в родах»;
  • чтимые образы свт. Николая, вмч. Пантелеймона, мч. Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Ежегодно в храме пребывает также любимая верующими чудотворная икона Богородицы «Взыскание погибших» – святыня XIX века, не раз спасавшая от стихийных бедствий. Ныне она возвращена верующим, с 2002 года возродилась традиция крестных ходов с образом с 23 июля по 23 августа.

Воскресенский собор в Волоколамске – один из интереснейших памятников русского белокаменного зодчества. Архитектор Иван Машков ставил его в один ряд с лучшими образцами московской архитектуры конца XV – начала XVI веков: храмами Рождества Богородицы в Старом Симонове, Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре и Ризоположения в Кремле. Главной святыней собора до революции была резная деревянная скульптура Николая Чудотворца. С этим образом ежегодно совершался многолюдный крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь, собиравший свыше десяти тысяч богомольцев.

Белокаменный Воскресенский собор – самый древний храм Волоколамска и один из старейших в Подмосковье. Он расположен в «земляной осыпи», то есть в бывшем крепостном валу. Храм был построен в 1480-е годы по заказу удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого – сына великого князя Василия Темного. Волоцкое княжество просуществовало с 1462 по 1513 годы, и каменный Воскресенский храм является единственной дошедшей до нас постройкой Волоколамска этого периода. В ризнице собора до революции хранились два древних шитых воздуха: один был создан самим князем Борисом Васильевичем, а другой – его дочерью княжной Анной.

Борис Волоцкий долго враждовал со своим старшим братом великим князем Иваном III . Он заключил союз против Москвы с другим братом Андреем Углицким и Звенигородским, пытался заручиться поддержкой в этой борьбе с польским королем и Псковом. Однако в 1480 году, то есть во время строительства Воскресенского собора, возникла угроза вторжения в русские земли хана Ахмата. Общий враг способствовал перемирию между Борисом Волоцким и Иваном III . Этому примирению содействовала и мать братьев-князей Мария Ярославна – впоследствии инокиня Марфа. Борис Васильевич вместе с великим князем Иваном Васильевичем участвовал в Стоянии на реке Угре, считающимся концом эпохи монголо-татарского ига в русской истории.

Волоколамская крепость, где стоял собор, служила мощным оборонительным сооружением вплоть до XVII века. В 1613 году кремль был осажден войсками польского короля Сигизмунда, но осада была отбита, благодаря решительным действиям атаманов Нелюба Маркова и Ивана Епанчина. О спасении церкви от разорения есть упоминание в рапорте 1775 года московскому губернатору Остерману, текст которого приводит историк В.И. Холмогоров: «Церковь соборная из белого камня построена во времена княжения князя Бориса Васильевича Волоцкого… о чем значит в той церкви в иконостасе надпись; и во время приходу Польского короля взят не был».

В 1899 году у старосты Воскресенского собора Волоколамска купца Грекова возникла мысль отреставрировать древний памятник, и он обратился за помощью к известному архитектору Ивану Машкову. Зодчий откликнулся на просьбу, приехал в Волоколамск и в течение двух дней делал обмеры древнего храма, составлял схему и план реставрации. В «Сборнике статей в честь графини Прасковьи Сергеевны Уваровой» 1916 года архитектор Иван Машков описал эту поездку в Волоколамск.

Машков невысоко оценивал построенный во второй половине XIX века рядом с древним храмом новодельный Никольский собор. Он не отличался художественными достоинствами, но был больше по размерам и нравился местным обывателям, называвшим его своего рода волоколамским Храмом Христа Спасителя. Планы по реставрации Воскресенского собора в 1899 году так и не были осуществлены, поскольку члены церковной общины в итоге потратили деньги не на ремонт древнего памятника, а на устройство отопления и роспись в новом соборе. Машков с горечью писал: «Может быть, все это и к лучшему, явятся другие люди, ценящие родные художественные памятники и понимающие, какое богатое сокровище находится на их попечении…»

До закрытия храма в 1930 году его главной святыней был резной скульптурный образ Николая Чудотворца. Скульптурные иконы, хотя и редки для православной традиции, тем не менее, встречаются в Подмосковье. Это, к примеру, чтимый образ великомученицы Параскевы Пятницы в Верее или Николая Чудотворца в Николо-Радовицком монастыре (городской округ Егорьевск). Вот что писал о реликвии Воскресенского собора упоминавшийся архитектор Иван Машков: «На этой (южной) стороне в верхнем окне в сторону алтаря помещено местночтимое резное изображение св. Николая Чудотворца, называемого Можайским. Вблизи нам не удалось его осмотреть… Святитель в левой руке держит храм, а в правой меч».

Подробнее о волоколамской святыне писал Н. А. Рождественский в «Сборнике материалов для Москвы и Московской губернии» 1864 года. Икона хранилась в Воскресенском соборе с незапамятных времен и по народному преданию являла чудеса при нашествии татар, осады крепости поляками в Смутное время и во время эпидемии чумы. Рождественский писал: «Во всякую годину испытания и наказания Господня, волоколамцы, прибегая под защиту молитв Угодника Николая, видели заступничество его и милосердие Божие».

В память чудес, явленных от скульптурного образа, проводился ежегодный крестный ход из Воскресенского собора Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь – а это около двадцати километров. Начиналось все за два дня до шестого воскресения после Пасхи. В Волоколамск в это время стекался народ, который по древнему обычаю должен был три раза с молитвой обойти вал, на котором стоит Воскресенский собор. После звона к вечерне богомольцы шли в собор к резной иконе святителя Николая. На следующий день в субботу после литургии благовест возвещал им о начале крестного хода. Резной образ выносили из собора и с хоругвями, другими иконами, в сопровождении городского духовенства, процессия двигалась за пределы города. В торжественном шествии могли участвовать более десяти тысяч человек. В каждом селении делалась остановка для молебнов с водоосвящением.

За две версты до Иосифо-Волоцкого монастыря духовенство облачалось в праздничные ризы. Со стороны обители навстречу богомольцам выходили отец архимандрит и братия с иконой Иосифа Волоцкого. После встречи двух процессий, сопровождаемой хоровым пением, резной образ Николая Чудотворца несли в обитель. В соборном храме монастыря служилась вечерня, после чего часть богомольцев ночевала в гостинице монастыря, а большинство – прямо под открытым небом рядом со стеной обители. На следующий день после литургии икона и вся процессия возвращалась в Волоколамск.

После закрытия Воскресенского собора в 1930 году чудотворный образ был перенесен в церковь Введения Пресвятой Богородицы села Спирово, которое находится недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. Там резная чудотворная икона Николая Чудотворца пребывает и сегодня.

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Можайск. Ново-Никольский собор.

Удивительный храм выстроен в т.н. псевдоготическом стиле, именуемом еще «русской готикой», на единственном высоком холме, который первые обитатели этих мест превратили в крепость, позже названную Можайским кремлем.

Здесь еще в ХVI в. была выстроена церковь, посвященная святителю Николаю. В 1685 году по указу патриарха Иоакима надвратная Крестовоздвиженская церковь на Никольской башне Можайского кремля была перестроена и получила новое посвящение, став Никольской. Ворота и церковь и послужили предшественниками Ново-Никольского собора, выстроенного на их месте. В 1779 году надвратную церковь и колокольню разобрали, ворота Никольской башни заложили кирпичом с обеих сторон, вместо пяти глав возвели большой купол с четырьмя башенками, с западной стороны выстроили новую многоярусную колокольню. Во время Отечественной войны 1812 года Можайск разграбили солдаты Наполеона, наступая на Москву после Бородинского сражения. Пострадал и недостроенный собор. Французы разграбили и сожгли все, что сумели найти, но главную святыню и наиболее ценное имущество удалось спасти, спрятав в подвалах храма и заложив тонкой кирпичной стенкой. Весной 1814 года строительство храма было завершено. После Октябрьской революции для собора вновь наступили тяжелые времена.

В 1922 г. власти изъяли две звездицы, обрамленные драгоценными камнями, потир с образками и два убруса, так же украшенные драгоценными камнями. Пропали риза и митра с иконы Николы Можайского, семь золотых крестов и жетон Петра I. В 1932 году исчезла чугунная ограда вокруг храма, которую можно увидеть на снимках Прокудина-Горского, сделанных в 1911 году. В 1933 году собор и вовсе закрыли. Деревянный образ святителя Николая отдали на хранение в Третьяковскую галерею. Во время Великой Отечественной войны очень сильно пострадала ротонда зала, сгорело здание церковно-приходской школы, а на территории кремля немцы устроили лагерь для военнопленных.

После окончания войны собором довольно долго никто не занимался. Возле собора, на территории кремля, открыли парк культуры и отдыха с танцплощадкой и каруселями. В 1960-е годы были проведены частичные ремонтно-восстановительные работы, после которых на двух этажах здания разместилась трикотажная фабрика. В 1980-х гг. фабрику закрыли, собор и другие здания Можайского кремля передали государственному Бородинскому военно-историческому музею. В 1994 году собор Николая Чудотворца вернули верующим.

По своему плану и внешнему виду собор в Можайске совершенно не похож на классические православные храмы, в большинстве своём шатровые или крестово-купольные. По архитектуре он очень близок с собором во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга — такое же вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, характерное для западноевропейской храмоздательной традиции, те же спаренные колонны и полуколонны на фасадных стенах, такая же многоярусная колокольня, увенчанная высоким и тонким шпилем. Но в отличие от Петропавловского собора, скромного, почти аскетичного, Можайский богато украшен белокаменным декором, изящными ротондами и башенками, узкими стрельчатыми окнами. По внешнему оформлению он скорее напоминает церковь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Вешаловка.

Здание собора двухэтажное: первый этаж построен на месте старой надвратной церкви, а южный придел частично включил её остатки в себя. Еще один придел — Спаса Нерукотворного — находился в ротонде, хорошо видной на старых, довоенных фотографиях. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен, по одной версии, прямым попаданием снаряда, по другой — сбитым самолётом. Обрамление окон на боковых стенах и апсидах, как и всё здание, выполнено в псевдоготическом стиле. На ложных закомарах — повторяющийся мотив из заключенных в круг гексаграмм, т.н. звезд Давида, или Соломоновых печатей. С запада к храму примыкает четырехъярусная колокольня, которая в свою очередь увенчана острым шпилем с крестом, один из её ярусов обрамляют фронтоны. Грани шпиля украшены позолоченными розетками. Повторяющийся мотив декора-пирамидки с круглыми набалдашниками из белого камня. На углах первого яруса колокольни находятся небольшие восьмигранные башенки, крыша которых сделана в виде шатра с рядом кокошников. Это, можно сказать, единственный элемент декора, немного напоминающий классический православный храм.
Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №198, 2016 г.

Собор николая чудотворца

Собор николая чудотворца

Известный краевед, исследователь истории Можайска Владимир Куковенко так пишет о строительстве Ново-Никольского собора: «Затевалось нечто масштабное, и, для уездного города с населением не более трех-пяти тысяч человек, немыслимо дорогое». Финансирование строительства действительно вызывает множество вопросов. Конечно, народ шел к чудотворной иконе и оставлял свои пожертвования, но трудно поверить, что новый собор строился только на эти деньги. Кто так щедро оплачивал огромные расходы — загадка. Куковенко тщательно измерил стены храма и пришел к поразительным выводам: «В плане храм вписан в неправильный четырехугольник, ни одна из сторон которого не равна другой. Храм (без колокольни) имеет форму прямоугольной трапеции: северная и южная сторона являются основаниями, восточная и западная — боковыми сторонами». Но почему западную сторону строители сделали меньше восточной на целых полтора метра? Нет ответа. То же самое, если измерить колокольню и паперть: «Элемент западного фасада развернут относительно поперечной оси здания на 5-6 градусов». В общем, делает вывод Куковенко, создается впечатление, что храм спроектирован и построен крайне небрежно: «Когда я полностью вычертил план собора в масштабе, то долго не мог поверить ни себе, ни своим промерам — настолько все это выглядело нелепо. Несколько позднее я имел возможность ознакомиться с отчетом института Спецреставрация за 1980 год, в котором были помещены чертежи Новоникольского собора. Но там обнаруженных мною разворотов и непараллельностей не было. Должно быть, архитекторам этого института, как и мне, подобная ассиметрия показалась настолько несуразной, что они отказались следовать ей и план собора несколько облагородили, выполнив его в прямых углах и параллельных линиях.
Журнал: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №198, 2016 г.

Ссылка на основную публикацию