Сергий радонежский богородица

Святой отец, настоятель Троицкого монастыря, преподобный Сергий Радонежский, узрел величайшее из возможных чудес – явление Богородицы. Спустя 13 столетий после Вознесения Пресвятой Девы Марии смертный верующий человек увидел своими глазами Царицу Небесную. Он услышал от нее обещание поддержки основанной им обители, как при жизни, так и после его кончины.

Как произошло явление Богородицы Сергию Радонежскому

Во время Рождественского поста 1385 года преподобному Сергию во время ночного моления Пресвятой Богородице случилось чудесное видение. Старец почувствовал, что сейчас произойдет нечто Божественное и предупредил своего келейника Михея. В келье раздался голос, сообщивший о приходе Божьей Матери.

Преподобный вышел из кельи навстречу Богородице. Сияющий облик Божьей Матери явился ему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Старец благоговейно склонился перед Царицей Небесной, не в силах вымолвить слова. Пресвятая Богородица сказала настоятелю Троицкой обители, что молитва его услышана. Она всегда будет опекать Троицкую обитель: и при жизни Сергия, и после его кончины.

После этих слов Божья Матерь стала невидима. Ее появление и слова произвели неизгладимое впечатление на преподобного Сергия. Он призвал своих учеников и келейника и рассказал, что ему довелось увидеть и услышать. Вместе они совершили молебен в честь Пресвятой Девы Марии. Монахи Троицкой обители хранили память о встрече Сергия Радонежского с Царицей Небесной. На его гробнице после обретения мощей была установлена икона, отображавшая явление Богородицы преподобному.

Сюжетная линия сложилась в первой половине XV века: коленопреклоненные Сергий и Михей перед Божьей Матерью и апостолами на фоне кельи. На некоторых образах вместо Михея изображали верного ученика и преемника преподобного Сергия, Никона. В августе 1585 года, после освящения Успенского собора, по царскому приказу святые мощи чудотворца были переложены из деревянного гроба в серебряную раку и перенесены на новое место.

На досках от крышки гроба были написаны две чудотворные иконы: «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» (1588 год) и «Сергий Радонежский». Автором (вернее, организатором написания святого образа) является келарь (заведующий припасами трапезной Троицкой обители) Евстафий Головкин, чье имя и дата создания реликвии указаны в левой части образа. Икона была украшена чеканным серебряным окладом с позолотой и жемчужинами.

Сергий радонежский богородица

Впоследствии реликвию поместили в киот, на внутренней части которого были изображены:

  • Николай Чудотворец;
  • пророк Иоанн Предтеча;
  • архангел Михаил;
  • ангел-хранитель.

К чудотворной иконе обращались для поднятия духа русского войска:

  • 1654-1667 – во время войны с Польшей;
  • 1700-1721 – Северной войны с Карлом XII (Швеция);
  • 1812 – с Наполеоном (Франция);
  • 1853-1856 – Крымской;
  • 1877-1878 – Русско-турецкой;
  • 1904-1905 – Русско-японской;
  • 1914 – Первой мировой.

Царь Алексей Михайлович после победы над Речью Посполитой повелел сделать о том надпись на правой части иконы и повторить ее на серебряной пластине оклада. Заложенная царем традиция делать на окладе исторические записи сохранялась. В последующем подобные записи были выгравированы после каждого военного события на окладе образа, окладе створ киота. Отсутствует лишь надпись о том, что священная реликвия находилась в Ставке Верховного Главнокомандующего.

Сергий радонежский богородица

В 1919 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт. Уникальная реликвия стала музейным экспонатом. В настоящее время ее можно увидеть на выставке «Ризница Троице-Сергиевой лавры» Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию» почиталась монастырской братией, как чудотворная. В память об этом чуде в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры каждую пятницу читается акафист в честь Царицы Небесной. 24 августа в храме проходит особая служба, посвященная встрече старца Сергия и Божьей Матери.

Значение и роль события в православии

Для православных верующих явление Богородицы святому старцу Сергию имело и имеет огромное значение. В России всегда почитали Божью Матерь, как заступницу и радетельницу перед Господом. Троице-Сергиева обитель с XIV века стала духовной колыбелью русского православия, благодаря усилиям величайшего подвижника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского.

Явление Богородицы именно в Троицком монастыре, перед святым старцем, означало, что Царица Небесная увидела и оценила его роль в укреплении и распространении христианской веры.

Сергий радонежский богородица

Тексты молитв в честь явления Богородицы

Для прославления Богородицы, явившейся настоятелю Троицкого монастыря, были составлены тропари и кондаки.

Тропарь

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Ин тропарь

В пресла́внем явле́нии Твое́м, Де́во Богоро́дице,/ припаде́ к стопа́м Твои́м преподо́бный а́вва Се́ргий/ и мольбу́ о святе́й оби́тели изря́дно сотвори́,/ да Твои́м Ма́терним ко Христу́ предста́тельством/ усе́рдно при́сно хода́тайствуеши/ о всех под свяще́нный покро́в Твой прибега́ющих,// прося́щи нам оставле́ния грехо́в и ве́лия ми́лости.

Сергий радонежский богородица

Кондак

Исто́чник исцеле́ний и ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние/ посеще́ние Твое́, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и нас, к Тебе́ притека́ющих,/ от бед и искуше́ний свободи́,/ Ла́вру сию́ невреди́му сохрани́,/ Правосла́вие во о́крест живу́щих утверди́/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х,// ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.

Сергий радонежский богородица

Ин кондак

Освяти́ся Твои́м посеще́нием,/ Де́во Пречи́стая,/ оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ и возра́довася возлю́бленный избра́нник Твой,/ Се́ргий Богоно́сный,/ благослове́нному обетова́нию// Твоего́ неотсту́пнаго заступле́ния.

Однажды глубокой ночью в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение«. Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет«. Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему:

«Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах«.

Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения«. Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению.

Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня.

В 1446 году великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной«.

В середине XV века троицкий инок Амвросий воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву. Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом XII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 года в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 года храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым).

В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Молитвословия

Тропарь в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, глас 4:

В пресла́внем явле́нии Твое́м, Де́во Богоро́дице,/ припаде́ к стопа́м Твои́м преподо́бный а́вва Се́ргий/ и мольбу́ о святе́й оби́тели изря́дно сотвори́,/ да Твои́м Ма́терним ко Христу́ предста́тельством/ усе́рдно при́сно хода́тайствуеши/ о всех под свяще́нный покро́в Твой прибега́ющих,// прося́щи нам оставле́ния грехо́в и ве́лия ми́лости.

Использованные материалы

  • Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
    • https://azbyka.ru/days/prazdnik-javlenie-presvjatoj-bogorodi. omu

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    «ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ» еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
    в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

    В преславнем явлении Твоем, Дево Богородице,/ припаде к стопам Твоим преподобный авва Сергий/ и мольбу о святей обители изрядно сотвори,/ да Твоим Матерним ко Христу предстательством/ усердно присно ходатайствуеши/ о всех под священный покров Твой прибегающих,/ просящи нам оставления грехов и велия милости.

    К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

    Источник исцелений и веры Православный утверждение/ посещение Твое, Богородице, явися,/ темже и нас, к Тебе притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ Лавру сию невредиму сохрани,/ Православие во окрест живущих утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих,/ елика бо хощеши, можеши.

    святися Твоим посещением,/ Дево Пречистая,/ обитель Пресвятыя Троицы,/ и возрадовася возлюбленный избранник Твой,/ Сергий Богоносный,/ благословенному обетованию/ Твоего неотступнаго заступления.

    Был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, жил с ним в одной келлии и под его руководством достиг духовного совершенства. За кротость души и чистоту сердца преподобный Михей при жизни удостоился быть свидетелем явления Божией Матери своему великому наставнику. Однажды преподобный Сергий, совершив молитвенное правило, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва произнес он эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Внезапно засиял свет ярче солнечного, преподобный Михей пал ниц на землю и от страха он лежал как бы мертвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела». Тогда преподобный Сергий рассказал своему ученику о явлении Пресвятой Богородицы. По древнему преданию церковному и записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 году.

    Святой Михей скончался 6 мая 1385 года. Мощи его почивают под спудом в Троице-Сергиевой Лавре. 10 декабря 1734 года над местом погребения преподобного Михея освящена церковь в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Петром и Иоанном Богословом преподобному Сергию Радонежскому.

    Молитвы

    Тропарь, глас 4

    Иго Господне на рамо взем, / после­довал еси Христови со учителем своим преподобным Сергием, / с нимже и спо­добился еси видети Пресвятую Богоро­дицу. / И слышал еси пресладкий глас Ея, / яко обещася неотступна быти места сего, / но, о преподобне Михее, / молися о чтущих святую память твою.

    Кондак, глас 8

    Приидите, монашествующих собори и постников лицы,/ сошедшеся, похвалим блаженнаго Михея,/ спостника преподобнаго Сергия,/ с нимже предстоит Святей Троице/ и молится спастися душам нашим.

    Использованные материалы

    • Страницы календаря портала Православие.ру:
      • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6749.htm
      • http://days.pravoslavie.ru/name/1565.htm
      • http://www.jmp.ru/svyat/may06.htm (недейств.)

      Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

      «МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ» еще можно поискать:

      полнотекстовый поиск в Древе: Google
      в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
      в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

      Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

      Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

      Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

      Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

      Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

      Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

      Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

      Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

      Сергий радонежский богородица

      Икона Сергия Радонежского является одной из самых почитаемых православных святынь. Житие святого — пример истинного и верного пути, который в конечном итоге ведет к Богу. Образ праведника помогает каждому, кто желает попросить помощи у Господа.

      Сергий Радонежский — одна из самых значимых фигур в православии. Его имя известно каждому верующему человеку. Ему молятся всем миром, уповая на его поддержку и покровительство для избавления всех проблем на пути духовного роста. Нет ни одного православного человека, который, предавшись искренним молитвам подле иконы мученика, не получил бы благодатную помощь.

      История иконы

      Русская православная церковь относит Сергия Радонежского к числу самых уважаемых и чтимых святых. Преподобный Сергий жил в 14 веке, посвятил всего себя служению Господу. Он жил в благочестии, соблюдая все Библейские заповеди. Святой строго придерживался поста и не нарушал законы Божии, наставляя своим примером праведных людей. Сергий не признавал леность, всегда усердно работал. Он был добр ко всем людям, помогал неимущим и бедным.

      Сергий радонежский богородица

      Будучи юношей, Сергий Радонежский отправился в лес в одиночестве. Вдали от города и людей он построил жилище, где долгое время жил и ежедневно молился Господу. Его молитвы были посланы Богу с просьбами о защите земель Русских и поддержке русского народа. Святой многократно отказывался от предложенной ему работы в митрополии российского государства, так как с презрением относился к политике. Он жил уединенной жизнью и служил лишь Богу.

      При жизни монах помог многим нуждающимся людям, возродил в них веру во Христа, стал поддержкой и опорой в трудные минуты. Благодаря своей преданности Господу и непоколебимой вере, он заслужил любовь православного народа и уважение церкви. После смерти Сергий Радонежский вошел в число святейших.

      Где находятся мощи и икона Сергия Радонежского

      Сергий радонежский богородица

      Огромное количество храмов по всей России названо в честь святого мученика Сергия Радонежского. Святыни с образом благочестивого Сергия можно обнаружить в каждой церкви нашей Родины. Чаще всего христиане со всех уголков мира съезжаются в Сергиев Посад в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где хранится самая ранняя икона Сергия Радонежского и мощи святителя, обладающие чудотворной силой.

      Описание иконы Сергия Радонежского

      Традиционно на святыне иконописцы изображают самого Сергия Радонежского, святого старца, в полный рост или по пояс. Его плечи покрывает одеяние монаха. Ряса послушника обычно изображена в черном или красном цвете. В левой руке инок держит развернутый свиток, символизирующий тягу к познанию, а другой рукой монах жестом благословляет верующих людей. Всем своим видом мученик призывает к стойкости духа, преданности вере, к кротости и усердию. Даже при взгляде на святыню можно побороть гордыню и стать лучше, встав на путь духовного роста.

      Сергий радонежский богородица

      В чем помогает святой образ

      Перед ликом святого люди молятся об избавлении от тщеславия, самолюбия и эгоизма. Мученик помогает побороть один самых тяжких смертных грехов — гордыню. Христиане просят в молитвах у Сергия помощи в каких-либо земных потребностях и нуждах. Часто святой помогает разрешить жизненные трудности, дает благодетельные советы и наставляет на путь истинный. Также православные люди молят мученика об исцелении недугов, о выздоровлении от различных болезней и о помощи в учебе.

      Дни празднования

      Официально для почитания святого отведено 4 дня в году, согласно календарю праздников русской православной церкви.

      • Первым днем считается 8 октября (по старому стилю 25 сентября). В этот день святой завершил жизнь земную.
      • Вторым днем принято считать 18 июля (5 июля по старому стилю). Эта дата считается особенной для православных верующих, так как в этот день были обретены мощи Сергия.
      • 5 июня (23 мая) — третий день, когда христиане почитают мученика. Ежегодно 5 июня люди отдают дань уважения всем святым, кто прошел свой путь праведный на Ростово-Ярославских землях, в том числе и Сергию Радонежскому.
      • Четвертое празднование в честь святого проводится 19 июля (по старому стилю 6 июля). Этот день известен как «День на честь Радонежского собора». Он празднуется на следующий день после обретения мощей Сергия.

      Молитва перед иконой

      Сергий радонежский богородица

      «О, преподобный Сергий! Услышь молитвы наши искренние, помолись за души наши перед Господом и попроси об опущении грехов наших. Избавь нас от горя и страданий, наставь на путь праведный и не позволь сойти с дороги, ведущей к лучшей жизни. Стань для нас щитом и мечом. Не дай страху и сомнениям поглотить нас. Отгони прочь от нас гордыню и тщеславие. Исцели тела наши от болезней, а души наши освободи от злобы и печали. Каемся и просим поддержки твоей. Да прославим мы имя твое. Да будет на все воля Божья. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И во веки веков. Аминь».

      Сергий Радонежский — заступник всего православного народа. Даже после своей кончины он остался в памяти людей как человек, совершивший подвиг веры, достигнувший единства с Господом. Молитвы, обращенные к нему и другим святым, станут своего рода проводниками ваших слов к Богу. Встретившись с трудностями лицом к лицу, вы можете положиться на помощь Высших сил. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы

      В Михеевской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры престольный праздник. Церковь названа по имени прп. Михея, келейника прп. Сергия и построена над его гробом у Трапезного храма. Престол этой церкви освящен 10 декабря 1734 г. при архим. Варлааме, который в это время был наместником Лавры и наименован в честь явления Божией Матери со святыми апостолами прп. Сергию. Каждый год в этот день, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, в этом храме совершается особая служба.

      Сергий радонежский богородица

      Явление Божией Матери прп. Сергию. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

      Однажды, глубокой ночью, прп. Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику прп. Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение».

      Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет».

      Прп. Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

      Долго прп. Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения».

      Через некоторое время прп. Сергий призвал двух своих учеников прпп. Исаакия и Симона и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи прп. Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению.

      Явление Божией Матери в келлии прп. Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками прп. Сергия.

      Сергий радонежский богородица

      Явление Богоматери прп. Сергию. Икона-складень мон. Евстафия Головкина. 1588 г. СПМЗ

      5 июля 1422 г. были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе прп. Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня.

      В 1446 г. вел. кн. Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками кнн. Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил кн. Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

      Троицкий инок Амвросий (сер. ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

      Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей прп. Сергия в серебряную раку (14 августа).

      Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 г. и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 г.

      Над гробом прп. Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со свв. апп. прп. Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен митр. Московским Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места»».

      В Михеевском храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митр. Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи прп. Михея, в день памяти которого, 19 мая (6 мая по ст.ст.), в ней совершается Божественная литургия.

      В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.

      В Михеевской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры престольный праздник. Церковь названа по имени прп. Михея, келейника прп. Сергия и построена над его гробом у Трапезного храма. Престол этой церкви освящен 10 декабря 1734 г. при архим. Варлааме, который в это время был наместником Лавры и наименован в честь явления Божией Матери со святыми апостолами прп. Сергию. Каждый год в этот день, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, в этом храме совершается особая служба.

      Однажды, глубокой ночью, прп. Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику прп. Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение».

      Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет».

      Прп. Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

      Долго прп. Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения».

      Через некоторое время прп. Сергий призвал двух своих учеников прпп. Исаакия и Симона и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи прп. Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению.

      Явление Божией Матери в келлии прп. Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками прп. Сергия.

      5 июля 1422 г. были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе прп. Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня.

      В 1446 г. вел. кн. Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками кнн. Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил кн. Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

      Троицкий инок Амвросий (сер. ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

      Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей прп. Сергия в серебряную раку (14 августа).

      Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 г. и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 г.

      Над гробом прп. Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со свв. апп. прп. Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен митр. Московским Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места»».

      В Михеевском храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митр. Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века. Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи прп. Михея, в день памяти которого, 19 мая ( 6 мая по ст.ст.), в ней совершается Божественная литургия.

      В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице.

      Тропарь явлению Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому, глас 4

      В преславнем явлении Твоем, Дево Богородице, / припаде к стопам Твоим преподобный авва Сергий / и мольбу о святей обители изрядно сотвори, / да Твоим Матерним ко Христу предстательством / усердно присно ходатайствуеши / о всех под священный покров Твой прибегающих, / просящи нам оставления грехов и велия милости.

      Кондак явлению Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому, глас 1

      И сточник исцелений и веры Православныя утверждение/ посещение Твое, Богородице, явися,/ темже и нас, к Тебе притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ Лавру сию невредиму сохрани,/ Православие во окрест живущих утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих,\ елика бо хощеши, можеши.

      В еличаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим явление Твое, имже точиши обетование покрывати присно место сие.

Ссылка на основную публикацию