Русские народные праздники и традиции

Православные праздники По важности воспоминаемых событий они разделяются на большие, средние и малые. Большие праздники в свою очередь делятся на три разряда. К первому относится величайший из праздников – Пасха; ко второму – праздники, известные под названием двунадесятых, и к третьему – великие.

Двунадесятые праздники: К двунадесятым праздникам принадлежат: 1) день Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Честнаго и животворящего Креста; 3) Введение во храм Пречистой Девы Марии; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявление; 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) день Входа Господня в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) день Пятидесятницы — Троица; 11) Преображение Господне; 12) Успение Божией Матери.

Неподвижные и подвижные праздники По времени торжеств праздники разделяются на неподвижные и подвижные. К неподвижным относятся те, которые ежегодно приходятся на одни и те же числа месяца. Подвижными называются такие, которые всегда приходятся на одни и те же дни недели, но числа ежегодно меняются – в зависимости от времени Пасхи.

Великие праздники: К великим праздникам относятся: 1) день Покрова Пресвятой Богородицы; 2) Рождество Иоанна Предтечи; 3) день святых апостолов Петра и Павла; 4) Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи.

Рождество Богородицы – 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы празднуется с IV — V вв. как память рождения Марии от весьма престарелых родителей св. Иоакима и Анны.

Воздвижение Честнаго и животворящего Креста Воздвижение Креста Господня (23 сентября по новому стилю) отмечается с начала IV в., со времени обнаружения матерью императора Константина I Еленой на горе близ Иерусалима креста, принятого за тот, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, отраженному в различных версиях в трудах историков: Руфина, Сократа, Созомена, Феодорита, Никифора Каллиста, в древнем колодце для сбора дождевой воды, в который после казни римляне свалили все кресты, было найдено три кипарисовых креста, но лишь на одном из них воскрес умерший. Именно этот крест епископ Макарий поднимал (воздвигал) для демонстрации верующим. Отсюда и название праздника. До наших дней обнаруженный на Голгофе крест не сохранился: начиная примерно с XII в. от него стали отделять частицы и помещать их в реликварии различных храмов и монастырей, пока окончательно не раздробили весь.

Введение во храм Пречистой Девы Марии Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет — отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, — ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, — а также хор непорочных дев; приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием, как все сие свидетельствуется святыми отцами.

Рождество Христово Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи , проходившей при императоре Августе . В это время Сирией управлял Квириний. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

Крещение Господне 18 января (по новому стилю) — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Ранним утром совершается первое великое освящение воды. Православные верят, что «крещенская вода» (освящение) обладает особыми свойствами. Ею «причащали» вместо Св. Даров людей, находящихся под церковным «прещением» — наказанием.

Сретение Господне Сретение Господа нашего Иисуса Христа празднуется верующими 15 февраля (по новому стилю) и связано с новозаветным рассказом о принесении Марией и Иосифом младенца Иисуса в храм на день после рождения для принесения очистительной жертвы и «выкупа» первенца у Бога. У храма их встретили праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Сретение» — встреча. Известен праздник с III — IV вв.

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (по новому стилю) и считается днем воплощения Спасителя. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, она перешла жить в дом своего обручника Иосифа. По Евангелию, ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что она станет матерью Сына Божия. Установлен праздник в IV в. в Константинополе

день Входа Господня в Иерусалим; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуется с первых веков христианства. По Евангелию, вскоре после воскрешения Лазаря Иисус въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Люди приветствовали Его как царя, с пальмовыми ветвями в руках. Переходящий праздник. За ним следует Страстная седмица и Пасха.

Вознесение Господне Праздник «Вознесение Господне» установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на небо в присутствии апостолов. Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи.

Вознесение Господне Евангелие повествует, что Иисус Христос после своего Воскресения пробыл на земле еще сорок дней, совершая чудеса, встречаясь с апостолами и рассказывая им о Царствии Божием. На сороковой день он пришел со своими учениками в Иерусалим, дошел до Вифании и поднялся на Елионскую гору. Там Иисус дал своим ученикам последнее благословение и вознесся на небо.

Троица Троица, или «Пятидесятница», – один из наиболее важных праздников православной церкви – отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Она была введена в обрядовую практику православной церкви в начале XV в. Сергием Радонежским. В этот день церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Согласно христианской легенде, на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы собрались в доме Божьей Матери, чтобы ещё раз помянуть Иисуса. Там на них сошел Святой Дух, после чего они стали славить Господа на разных языках, дотоле им неизвестных. Святой Дух дал апостолам способность и силу нести учение Христа другим народам.

Русские народные праздники и традиции

Русский народ бережно чтит традиции, созданные предками в течении веков. В бытовых занятиях и праздничных торжествах, в важных жизненных событиях прослеживается отпечаток обычаев. Порядок действий. стихи и песни, атрибуты, поговорки, кухня — каждая традиция и праздник, созданные народом, имеют свои особенности.

Традиции, в которых смешались язычество и христианство, домашний уют и воинские подвиги, великодушие и жизнерадостность, сопровождали русских людей от рождения до заката жизни. Душа русского народа запечатлена в этих обычаях.

Русские народные праздники

Русские народные праздники и традиции

Праздники на Руси любили, готовились к ним усердно. Празднование проводилось всем селением, сопровождалось обрядами, праздничными блюдами, народными гуляньями. Круглый год трудовые будни русского народа были разбавлены праздничными событиями.

Православие, пришедшее на Русь, не смогло до конца искоренить языческие традиции наших предков. Поэтому, в некоторых праздничных обрядах, смешаны различные верования. Особенно заметно это в таких моментах, как святочные гадания, языческие празднования дня святого Иоанна (день, известный в народе, как Ивана Купала), проводы зимы в преддверии Великого поста — Масленица. В конце лета, сбор урожая традиционно ассоциируется с чередой великих праздников — Спасов.

Эта удивительная парадоксальность живет, благодаря традициям — после службы в церкви, народ шел на гулянья, смысл которых, порой, откровенно языческий. Рядом с верой в Бога, удивительным образом уживалось поклонение силам природы, а иногда и нечисти.

Основные русские праздники на Руси:

Русские народные традиции

Русские народные праздники и традиции

Не только праздники, обычная жизнь русского народа, также сопровождается влиянием традиций. Поход в баню, русская чайная традиция, встреча гостей — ежедневная жизнь полна уважения к предкам, ведь именно благодаря ей, традиции живы.

Особенное событие в жизни каждого человека — свадьба, также тесно связано со старинными обычаями. В обрядах прослеживается трепетное отношение к семейной жизни, важность родительского благословения на брак и другие моральные и духовные ценности.

Основные русские традиции:

Русская традиционная кухня

Русские народные праздники и традиции

Кулинарные традиции нашей Родины прошли долгой путь становления, сформировавшись в итоге в уникальный пласт национальной культуры, приводящей в восхищение гурманов всего мира, которые попробовав хотя бы один раз знаменитые щи или пельмени, навсегда отдают им свою любовь и расположение.

Основные блюда русской кухни:

Вся жизнь русского человека сопровождается влиянием древних традиций, это заложено в нас вместе с воспитанием, русским духом. Любовь к родной стране и уважение к богатому прошлому — вот основа, благодаря которой, эти обычаи до сих пор с нами.

У славянских народов в недалеком прошлом исчисление времени велось по церковным праздникам и постам. События русской деревенской жизни происходили «на Сретенье», «на Благовещенье», «в Петровки», «на Казанскую», и были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных современному человеку чисел и месяцев.

Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. »

Мы, люди 21 века, живем в новых динамичных ритмах. Но природа по-прежнему верна своим циклам смены сезонов. Как работают народные приметы сегодня? Следите за народным календарем, сверяйте его сведения с днем сегодняшним!

18 сентября

Русские народные праздники и традиции

Праздники на неделю:

Дата по старому стилю: 6 сентября. В православном календаре это праздник архангела Михаила — одного из наиболее почитаемых библейских персонажей. Слово «архангел» означает «старший посланник», а его имя (в оригинале оно состоит из трех слов «Ми ка эл.

Дата по старому стилю: 7 сентября. В православном календаре на этот день приходится праздник преподобного Луки Глубокореченского, жившего в 10 веке в Каппадокии. Лука был монахом, а затем стал игуменом Спасовой обители, которая носила название «Глубо.

Дата по старому стилю: 8 сентября. В церковном календаре на этот день приходится большой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы, который в православии относится к числу двунадесятых праздников — то есть главных в году.О рождении Богородицы изв.

Дата по старому стилю: 9 сентября. В этот день отмечается память святых Иоакима и Анны — родителей Богородицы. Согласно преданию, у благочестивой пары из Иерусалима долго не было детей. Однажды Иоаким пришел в храм, чтобы принести жертву Богу, но пер.

Дата по старому стилю: 10 сентября. В этот день отмечается память святителей Петра и Павла, епископов Никейских. В 9 веке, при царе Льве Исаверянине, святой Петр защищал православную веру от иконоборцев и пострадал за это. Известны четыре письма свят.

Дата по старому стилю: 11 сентября. В этот день отмечается память преподобной Феодоры Александрийской, жившей в конце 5 века. По преданию, Феодора пребывала со своим мужем в любви и согласии, но один богатый горожанин, прельстившийся ее красотой, ста.

Дата по старому стилю: 12 сентября. В это время отмечается память священномученика Автонома, который в 4 веке служил епископом в Италии. Проповедник обратил в христианство столько язычников, что образовалась большая община, для которой он построил и .

19.03Суббота 2-й седмицы Великого поста.

26.03Суббота 3-й седмицы Великого поста.

02.04Суббота 4-й седмицы Великого поста.

03.05Радоница.

09.05Поминовение усопших воинов

11.06Троицкая родительская суббота

05.11Димитриевская родительская суббота

Когда совершается венчание

Православный календарь

Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи.

День Пасхи вычисляется по солнечно-лунному календарю (Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно всеми автокефальными Православными Церквами (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю, который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря. Так, начало церковного года (новолетие), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так, Рождество Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Пра́здники церко́вные – тор­же­ствен­ные дни, посвя­щен­ные празд­но­ва­нию свя­щен­ных собы­тий и особо чтимых святых. Празд­ник-празд­ни­ков — Пасха Хри­стова.

Русские народные праздники и традиции

Осталь­ные цер­ков­ные празд­ники (список) раз­ли­ча­ются на вели­кие, дву­на­де­ся­тые (две­на­дцать из вели­ких празд­ни­ков уста­нов­лены во славу Бога и Гос­пода нашего Иисуса Христа и в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы; поэтому одни из них назы­ва­ются Гос­под­скими, а другие – Бого­ро­дич­ными дву­на­де­ся­тыми празд­ни­ками), сред­ние и малые. К сред­ним празд­ни­кам отно­сятся еще хра­мо­вые, или пре­столь­ные.

По кален­дар­ному прин­ципу цер­ков­ные празд­ники под­раз­де­ля­ются на подвиж­ные и непо­движ­ные.

Дни перед боль­шим празд­ни­ком име­ну­ются пред­праздн­ством, а дни после празд­ника име­ну­ются попраздн­ством, послед­ний день попраздн­ства назы­ва­ется отда­нием празд­ника.

Обла­че­ние пре­стола и бого­слу­жеб­ные обла­че­ния духо­вен­ства бывают раз­ного цвета в зави­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, см. цвет обла­че­ния.

Все празд­ники ука­зы­ва­ются в еже­год­ном пра­во­слав­ном Цер­ков­ном кален­даре.

Великие православные праздники — это установленный православной церковью и старообрядческой традицией перечень праздников: Пасха, двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы, а также несколько праздников в честь великих святых — Иоанна Предотечи, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, верховных апостолов Петра и Павла.

Праздники великим святым также называют «причтенные к двунадесятым» или «недвунадесятые праздники». Они несколько уступают в торжественности богослужениям «празднику праздников» — Пасхе и двунадесятым праздникам, не все из них имеют предпразднества и попразднества. Великие недвунадесятые праздники относятся к неподвижным праздникам, поэтому службы им находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Все великие праздники в месяцеслове обозначены красным крестом в кругу.

Великие праздники, причтенные к двунадесятым, по хронологии церковного года:

    — 9 октября и 21 мая (26 сентября и 8 мая по старому стилю); — 7 июля (24 июня по старому стилю); — 12 июля (29 июня по старому стилю); — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Определение точного числа великих праздников — вопрос неоднозначный и сложный, их количество до настоящего времени точно не определено. В разных древних Уставах количество великих праздников колебалось от 12 до 14, причем к ним относились только Господские праздники, а из Богородичных — Благовещение (Зачатие Христово). Градация праздников по степени торжественности, зафиксированная в месяцеслове особыми знаками, известна с конца XI в., однако разные уставы в то время неодинаково распределяли праздники по разрядам.

Авторитетный канонист Никон Черногорец описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых, обозначаемых соответственно крестом в круге, крестом и тремя точками. К великим праздникам, кроме двунадесятых, он относит также:

    и память святителя Василия Великого — 14 января (1 января по старому стилю) или все 12 дней Святок — промежуток от Рождества Христова до Крещения;
  • Рождество Иоанна Предотечи — 7 июля (24 июня по старому стилю);
  • Праздник верховных апостолов Петра и Павла — 12 июля (29 июня по старому стилю);
  • Усекновение главы Иоанна Предотечи — 11 сентября (29 августа по старому стилю).

​В некоторых списках трудов Никона Черногорца к великим праздникам также относятся память святителя Иоанна Златоуста — 26 ноября (13 ноября по старому стилю), память великомученика Георгия — 6 мая (23 апреля по старому стилю) и память апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 21 мая (8 мая по старому стилю).

В настоящее время в старообрядчестве по благочестивому обычаю к великим праздникам, помимо перечисленных, причислены и многие другие дни: Обрезание Господне и память свят. Василия Великого, Собор Пресвятой Богородицы, Собор Иоанна Предотечи, Преполовение Пятидесятницы, отдание Пасхи, память преподобного Сергия Радонежского, Покров Пресвятой Богородицы, праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, память святителя Николы Мир-Ликийских Чудотворца и другие. К великим праздникам относится также престольный (храмовой) праздник.

Можно сказать, что для верующего человека – каждый день праздник. Проснулся утром – это ли не повод для радости? Кроме того, в церковном календаре на каждую дату есть целый список имен святых и икон, почитаемых в этот день. Но есть в церковном календаре дни, отмеченные особо.

Главный из них – «праздников Праздник» – Пасха. Христово Воскресенье – центр православной веры, открывающий человеку величие и бесконечную любовь Господа. И вокруг воспоминания об этом главном в христианской истории событии строится церковный календарь постов и праздников. Недели в православном календаре считаются не от начала светского года 1 января и даже не от начала церковного 14 сентября. Отсчет ведется от Пасхи, и даты всех переходящих праздников определяются по дате Светлого Воскресенья. За десять недель до него начинается подготовка к великому дню, потом отсчитывается семь недель от Пасхи до Троицы, а дальше – от Троицы до начала нового подготовительного к Пасхе периода. Тем не менее, в календаре больше непереходящих праздников, дата которых неизменна из года в год. Все православные праздники делятся на великие, среди которых двенадцать главных по своему значению после Пасхи, средние и малые. Уточнить дату конкретного праздника всегда можно в церковном календаре, но многие даты верующие помнят или могут рассчитать, зная дату Пасхи: в 2022 году это 24 апреля. Итак, двунадесятые православные праздники в 2022 году это:

  • Рождество Христово – 7 января;
  • Крещение Господне – 19 января;
  • Сретение Господне – через 40 дней после Рождества, 15 февраля;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы – за девять месяцев до Рождества, 7 апреля;
  • Вход Господень в Иерусалим – за неделю до Пасхи, 17 апреля в 2022 году;
  • Вознесение Господне – через сорок дней после Пасхи, 2 июня в 2022 году;
  • День святой Троицы – через пятьдесят дней после Пасхи, 12 июня в 2022 году;
  • Преображение Господне – 19 августа;
  • Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа;
  • Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября;
  • Воздвижение Креста Господня – через сорок дней после Преображения, 27 сентября;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.

Все эти праздники делятся на Господские, то есть посвященные Спасителю, и Богородичные, посвященные Его Матери. Все двунадесятые, кроме Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), отмечаемого непосредственно перед началом самой строгой и трудной в году Страстной недели, имеют от одного до нескольких дней предпразднества и попразднества, то есть периоды, когда на богослужениях в храме, как и в сам праздник, звучат посвященные ему песнопения. Пасха же и вовсе празднуется целую неделю, а период попразднества длится до самого Вознесения.

За двунадесятыми по важности вспоминаемых событий следуют великие православные праздники, даты которых и в 2021 году, и в другие годы одни и те же:

  • Обрезание Господне – 14 января;
  • Рождество святого Ионна Предтечи – за шесть месяцев до Рождества Христова, 7 июля;
  • День первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября;
  • Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября.

Стоит отметить, что среди списка двунадесятых и великих православных праздников есть два, отмечание которых предполагает не застолье и какие-то послабления в еде, а, наоборот, необходимость поститься. В память о страданиях Господа на Кресте в день Воздвижения и в память о мученической кончине пророка Иоанн Крестителя в день усекновения его главы верующие держат строгий пост. Впрочем, для человека, живущего в церковной традиции, воздержание в еде и усиление молитвы воспринимается не как тяжелая обязанность, а как возможностью проявить свою любовь к Богу. Может возникнуть вопрос, почему же эти две даты были установлены как праздничные, а не траурные? Дело в том, что вспоминая тяжелые и страшные эпизоды, верующие вспоминают и то, как Господь и святые были прославлены через эти события.

По той же самой причине праздники, посвященные мученикам, устанавливаются не только в дни их рождения или обретения/перенесения мощей, а и в дни их смертей. Помимо дней, посвященных памяти святых или каких-то событий из истории Церкви, в календаре есть также праздники, посвященные иконам Богородицы, некоторые из которых пользуются наибольшей любовью у народа (например, дни Казанской, Донской или Владимирской икон Божьей Матери). Все эти праздники относятся к средним или малым и отмечаются с большей или меньшей торжественностью в разных регионах и храмах. Более того, у каждого верующего есть свой небесный покровитель, а соответственно, в день его памяти – свой личный маленький праздник, именины.

В большой ли праздник, или в будний, когда ничего о поминаемых в этот день святых нам даже неизвестно, душа христианина должна желать встречи с Господом. Молитвы и богослужения и могут отличаться в разные дни по своей форме, но их суть и данные Богом таинства одинаковы во все дни года. Другое дело, что в день, великий и на протяжении веков значимый для миллионов верующих, острее чувствуется единение всей Христовой Церкви – и древней, и современной. И всегда жаль пройти мимо и не почувствовать особую атмосферу, которой обладает каждый из больших православных праздников.

Русские народные праздники и традиции

Великими называются наиболее значимые церковные праздники. К великим праздникам относятся Пасха, двунадесятые праздники (12 важнейших праздников после Пасхи), а также великие недвунадесятые праздники.

Русские народные праздники и традиции

Тематически праздники делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу), Богородичные и дни памяти святых.

По литургическому принципу внутри годового круга праздники делятся на непереходящие (всегда приходятся на определенное число месяца) и переходящие (дата их празднования зависит от дня празднования Пасхи).

Как правило, двунадесятые праздники и Пасха имеют предпразднство (по одному дню, кроме Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Предпразднства нет у Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Пятидесятницы), попразднство (от 1 до 8 дней) и отдание. Кроме того, некоторые господские праздники предваряются и заключаются особыми субботами и воскресными днями.

Ссылка на основную публикацию