Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий».

На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась.

По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Икона Божией Матери «Одигитрия» ШуйскаяСвятая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская, явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах. Население города в этой беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери. Причастившись Святых Таин, они во главе со священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая язва прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. От этой святой иконы получил исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская10 августа совершается празднование Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, а также чудотворных списков с этого образа. Среди них – почитаемая в Шуе икона, называемая «Шуйская-Смоленская». Приводим краткую историю явления святого образа Шуйской иконы и памятные события, связанные с ней. (Информация с официального сайта Шуйской епархии):

1654/1655 гг. Как и всю Московию, Шую охватила моровая язва, во время которой погибла почти половина населения города. Прихожане Воскресенской церкви решили написать обетную икону Пресвятой Богородицы и поручили это известному иконописцу Герасиму Иконникову. Герасим начал писать образ со Смоленской иконы Божией Матери. Образ был написан за несколько дней, и уже во время его создания случилось чудо: икона сама изменила свое начертание. После того, как икону с торжеством внесли в храм, раздалось чудное благоухание, слышимое всеми присутствующими. Исполнившись духовной радости от предчувствия небесного заступления Богородицы, шуяне усугубили свои молитвы. Через три дня моровая язва в Шуе чудесно прекратилась. Так была обретена прославленная впоследствии икона Божией Матери. В том же 1655 году в Шуе была поставлена часовня в память чудесного избавления от случившегося бедствия.

1666-1667 г. Во вторник Светлой седмицы у Смоленской иконы, стоявшей в Воскресенской церкви, исцелился бесноватый отрок Иаков, долго страдавший от духовного недуга. После этого события чудеса от образа умножились. За полтора года было записано 103 случая чудесных исцелений от иконы. 28 июля 1666 г. специальная комиссия церковных иерархов, которую возглавлял архиепископ Суздальский и Торусский Стефан, приехала в Шую и засвидетельствовала чудеса от иконы. Икона была признана чудотворной и стала называться «Шуйской-Смоленской», ей было установлено празднество 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении Шуи от морового поветрия. Воскресенская церковь стала с того времени называться соборной.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская1710 г. В Шуе произошел опустошительный пожар, от которого сгорел почти весь город. Сильно пострадал от пожара и Воскресенский собор, но явленная икона осталась невредимой. Крупные пожары в Шуе также случались в 1766 и в 1792 гг., но икона вновь оказалась не тронутой огнем.

1722 г. Шую посетил император Петр I, который, страдавший неким недугом, был исцелен от списка Шуйской-Смоленской иконы. Поклонившись шуйской святыне, русский царь пожелал забрать икону с собой, но шуяне уговорили его оставить им чтимый образ.

1729 г. Шую посетила царевна и Великая княжна Елисавета Петровна, которая отличалась набожностью и, как отмечали, имела особое благоволение к Шуйской-Смоленской иконе.

1831 г. Случилось новое бедствие: Шую и ее окрестности охватила эпидемия холеры. После крестного хода с чудотворной иконой вокруг города эпидемия скоро ослабела и прекратилась. От болезни погибло около трехсот горожан. 28 июля был установлен ежегодный крестных ход по улицам старого города в память об избавлении Шуи от холеры по молитвам Богородицы.

1837 г. Город посетил будущий наследник престола Александр II. Царевич был в Воскресенском соборе, приложился к чудотворному образу, и ему был подарен список Шуйской иконы.

1848 г. В Шуе вновь случилась эпидемия холеры, и вновь жители города и окрестных селений ходили с крестными ходами в местах, где свирепствовала болезнь, от которой скончалось почти двести человек.

1883 г. Была издана книга настоятеля Воскресенского собора Евлампия Правдина «Сказание о чудесах, бывших от Шуйской-Смоленской иконы Божьей Матери». В книге были собраны все известные свидетельства благодатной помощи от чтимого образа.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская1922 г. В Шуе, близ Воскресенского собора случились трагические события, унесшие несколько человеческих жизней. В ходе столкновений между комиссией по изъятию церковных ценностей и защитниками православных святынь, которые не пускали святотатцев в собор, было убито четверо человек. Одним из пафосов защитников церковных ценностей была благоговейная память к Шуйской иконе, украшенной драгоценным окладом. После суда над «зачинщиками беспорядков» был расстрелян настоятель Воскресенского собора протоиерей Павел Светозаров, а также палехский священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков. Эти события, названные «Шуйское дело», получили большой резонанс в советской России.

1924 г. Уроженцем Шуи священником Николаем Миловским была составлена церковная служба Шуйской-Смоленской иконе Богородицы.

1939 г. После закрытия Воскресенского собора «в трехдневный срок» из него исчезает явленная чудотворная икона. Следы Шуйского-Смоленского образа теряются.

1954 г. В Шуе праздновалось 300-летие обретения Шуйской-Смоленской иконы. Поскольку собор был закрыт, праздничная служба, возглавляемая епископом Ивановским Поликарпом, совершалась в Преображенской церкви пос.Мельничное.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская2005 г. 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Богородицы и ее чтимых списков по благословению Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия (Щурова) был совершен большой крестный ход по улицам Шуи с участием духовенства Иваново-Вознесенской епархии. В крестном ходе участвовало около 10 тыс. жителей и гостей города. С этого времени крестный ход в честь чтимой иконы совершается в Шуе ежегодно.

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери — почитаемый в России образ , написанный по иконографическому типу Одигитрия. По преданию , святая икона спасла жителей Шуи от нескольких страшных болезней.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

История Шуйской-Смоленской иконы

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

В 1654—1655 годах в городе Шуе свирепствовала моровая язва. Население просило у бога спасения от этой болезни.

По совету прихожанина Воскресенской церкви , жители города собрали средства и заказали список со Смоленской иконы Божией Матери.

В течение недели , пока иконописец работал над образом , горожане постились и молились. Когда икона была готова , они причастились и внесли написанную икону в церковь.

По преданию , после этого моровая язва прекратилась , пишет pravmir.ru.

В 1831 году помощью Богоматери в Шуе прекратилась эпидемия холеры.

Что такое Одигитрия?

Одигитрия , то есть «путеводительница» — это распространенный тип иконописного изображения Богородицы и Христа.

Иисус Христос-подросток сидит на руках Матери. Правой рукой благословляет , а левой — держит свиток ( или книгу). Богородицу , как правило , изображают по пояс.

Шуйская-Смоленская икона отличается от традиционной Одигитрии: на этой иконе Христос изображен боком к молящимся. Он поставил правую ступню на левое колено , а свиток поднял к лицу Богородицы.

15 ноября празднуется избавление Шуи от моровой язвы 1654 г. и обретение чудотворной иконы Божией Матери, названной впоследствии Шуйско-Смоленской.

Шуйский священник Евлампий Правдин перевел со старинной рукописи и издал «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери». В этот особенный для Шуи день, 15 ноября, в соборном храме Воскресения Христова состоится торжественное, праздничное богослужение и малый Крестный ход.

Моровая язва продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года.

Остановив свой выбор на иконописце Герасиме Тихонове Иконникове, прихожане Воскресенской церкви просили написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Иконописец с радостью взялся за предложенный труд, молясь Пресвятой Владычице об успешном его совершении.

Икона писалась неделю, в продолжение которой иереи со всеми прихожанами совершали ежедневные богослужения, пели молебны, «бодрствовали, постились и молились». Видя, как день ото дня увеличивается смертность, все готовились к смерти, принося покаяние перед своими духовными отцами и причащаясь Святых Христовых Таин.

Во время работы иконописца над образом случилось первое чудесное событие. На следующий день после того, как он нанес на доску «прорись», он обнаружил, что положение Богомладенца на руках у Богоматери существенно изменилось по отношению к оригинальному Смоленскому образу. Он исправил изображение, но и на третий день обнаружил в нем то же изменение, что и вначале. Более он не решился уже исправлять свою работу, видя в совершающихся изменениях не случайность, но чудесное действие особенного Промысла Божия.

По истечении недели, когда икона была написана, весь причет церковный, облачившись в ризы, со свечами и кадилами, в сопровождении народа пришел к дому иконописца, принял новонаписанный образ и крестным ходом отнес его в Воскресенскую церковь. Когда икона была поставлена на предназначенное для нее место, вся церковь озарилась необычайно ярким светом, исходившим от иконы. Видя это и ощущая в душе своей действие Божественной благодати, все бывшие здесь исполнились великой духовной радости и ликования. «После этого, – повествует далее «Сказание», – народ стал приносить сребренники, кто сколько мог, на украшение новонаписанной святой иконы, возложивши всю свою надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь».

Тем не менее за этим первым чудом не последовало, однако, немедленного прекращения губительного поветрия. Напротив, болезнь принялась свирепствовать с еще большей силой, так что «был страх великий, ужас и печаль». С еще более усердным молением народ обратился к Богу и Богоматери, приходя в храм к каждой Божественной службе целыми семьями вместе с женами и детьми, и вскоре получил просимое. Смертность прекратилась, все лежавшие к тому времени на одре болезни получили внезапное исцеление, на которое не могли и надеяться, так как прежде болезнь была неизлечима. Примечательно при этом, что сам иконописец Герасим Иконников, написавший чудотворный образ, оказался в числе умерших вместе со всей своей семьей, родителями и братьями. Все пятеро членов этой семьи приняли пострижение в великую монашескую схиму, исповедались, причастились Святых Тайн и скончались. В такой христианской кончине иконописца со всем его домом народ увидел знак великой милости и благоволения Богородицы к нему.

Эпидемия прекратилась вначале в приходе Воскресенской церкви, а затем и во всем городе. Потери от нее составили почти половину городского населения: из 1170 умерло 560 человек, причем из 211 посадских дворов 90 вымерло полностью.

Через 11 лет после этих событий, в понедельник Светлой седмицы 1666 года произошло новое чудо от Шуйской иконы: исцеление одержимого отрока Иакова. В промежуток времени от 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же их к 1800 году было записано 109. Из них большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз – 36 случаев, а также от различных душевных и умственных расстройств, в том числе приписываемых одержимости и порче, – 32 случая.

Были также случаи исцелений от болезней ног (12 случаев) и рук (4), расслабленности (видимо, парализации) – 11 случаев, различных заболеваний внутренних органов (10 случаев), 6 случаев исцелений болезней головы, 3 – глухоты и по одному случаю исцелений болезни спины и зубной боли. Наибольшее число исцелений произошло во время празднования Смоленской иконе 28 июля 1666 года, оно составило 16 случаев, и на следующий день, 29 июля – 18 случаев.

В 1666 году за подписью шуйских священников и от имени городских жителей царю Алексею Михайловичу было отправлено донесение, повествующее о совершающихся от новонаписанной иконы чудесах.

В 1667 году вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, согласно указу царя Алексея Михайловича и решению освященного собора повелевавшая архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих там от Смоленской иконы чудес.

Архиепископ Стефан в сопровождении настоятелей шести известных монастырей и других клириков прибыл в Шую накануне 28 июля, перед днем празднования Смоленской иконе. Все прибывшие отслужили Всенощное Бдение, а в сам праздник торжественно совершили Божественную Литургию и молебен. После сего они взяли письменные свидетельства у соборных священников Алексея и Григория и их прихожан, подтверждающие истинность совершившихся исцелений. Все свидетельства были записаны в особые книги, заверены собственноручными подписями, и препровождены в Москву вместе с донесением архиепископа Стефана Патриарху о выполнении возложенного на него поручения.

Эти события и послужили поводом к церковному прославлению образа, получившего именование Смоленского-Шуйского, празднование в честь которого, помимо общего празднования в честь Смоленской иконы, было установлено на 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении города Шуи от моровой язвы. Тогда же и Воскресенская церковь из приходской была сделана соборной.

Тропарь, глас 4-й

Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак, глас 6-й

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

По материалам Свято-Николо-Шартомского монастыря.

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

15 ноября (2 ноября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Пятница 22-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать второй недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восьми известных поименно святых и празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Один из самых почитаемых в Русской Православной Церкви чудотворных образов Пресвятой Богородицы, явленный в городе Шуе в 1654-1655 годах от Рождества Христова в самый разгар морового поветрия. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал отчаявшимся горожанам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери, что и было сделано.

В те времена моровая язва – эпидемия чумы – унесла сотни тысяч жизней по всей Европе. И только искренняя молитва жителей русской глубинки перед образом Небесной Владычицы даровала чудо. После того, как икона была освящена и ей были обнесены улицы города и ближайшие веси, эта болезнь постепенно стала угасать.

Этот образ и впоследствии неоднократно даровал верующим чудеса и исцеления. В том числе – от страшной эпидемии холеры 1831 года. И сегодня каждый может приехать в Воскресенский собор города Шуи и поклониться этой чудотворной иконе.

Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист Персидские и иже с ними. Эти святые страдальцы IV столетия приняли мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в годы антихристианских гонений, развернутых в Персии лютым ненавистником христиан огнепоклонником Сапором II (царствовавшим в персидских землях в 310-381 годах от Рождества Христова).

Акиндин, Пигасий и Анемподист были тайными христианами и занимали высокие придворные должности при дворе нечестивого царя Сапора. Однако завистники донесли на них, и Сапор приказал избивать святых страдальцев плетьми до тех пор, пока они не отрекутся от Христа. Несколько раз сменялись палачи, даже сам царь-мучитель потерял сознание от напряжения, но мученики не издали ни стона. Только раз молитвенно воззвали ко Господу, чтобы тот помог их мучителю Сапору прийти в себя.

После этого нечестивый царь обвинил святых Акиндина, Пигасия и Анемподиста и приказал повесить их над костром, чтобы те задохнулись от дыма. Но огонь чудесным образом погас, а путы, которыми были связаны страдальцы, развязались. Тут же Сапор начал хулить Имя Божие, на что, по молитве мучеников, Господь поразил его немотой. Царь пришел в бесноватое исступление: рвал на себе волосы, бил по лицу. Святой Акиндин пожалел правителя и молитвой избавил его от немоты. Но безумный правитель продолжил пытать страдальцев.

Икона Божией Матери «Одигитрия» ШуйскаяМученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист Персидские и иже с ними. Фото: pravoslavie.ru

Видя все это, многие огнепоклонники уверовали во Христа. В их числе палач Аффоний, публично испросивший прощения у святых мучеников, а также вельможа Елпидифор и даже мать самого Сапора. Все они, а также множество христиан, сопровождавших на казнь этих страдальцев, были зверски убиты. Это произошло около 341-345 годов от Рождества Христова.

Преподобный Маркиан Кирский (Киринейский). Святой IV столетия от Рождества Христова, совершавший монашеские духовные подвиги в пустынном уединении недалеко от города Кира. Как повествует Житие этого древнего подвижника, он жил в собственноручно построенной маленькой хижине в строгом посте и непрестанных молитвах, постоянно пел псалмы и читал Божественные книги.

Позднее, когда весть о старце Маркиане распространилась достаточно широко, вокруг него стали собираться ученики, в связи с чем преподобный основал для них монашескую обитель. Известно, что Господь даровал святому Маркиану дар чудотворений: так, однажды, увидев заползшую к нему в келью змею, он помолился, и змея была охвачена пламенем. Ночью же старец мог читать без светильника: ему освещал книги чудотворный Небесный свет.

Преподобный Маркиан совершил немало и других чудес на духовную пользу своих учеников. Почил святой в 388 году от Рождества Христова.

Священномученики Константин Юрганов и Анания Аристов, пресвитеры. Священнослужители Церкви Христовой, погибшие в этот день в самом начале богоборческих гонений – в первый год большевистского «красного террора» (в 1918 году). За этот подвиг оба батюшки были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с днем Шуйской-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колени левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чудотво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изображе­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осмеливяясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чудотворной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ранних при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Муромского ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, происшедше­го от ико­ны.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4

Я ко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4

Я ко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 3

М ати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4

В себлагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 6

П редстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 3

М ати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4

В себлагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 6

П редстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Скорби, беды и несчастья посещают не только отдельные села и города, но и целые страны. Такой бедой для всего человечества стал коронавирус, облетевший всю нашу планету, заглянув в каждую страну и погубив тысячи жизней. Заразные болезни так страшны и не щадят никого: ни детей, ни стариков.

Образ Смоленской Божьей Матери
В такой трудный период народного бедствия, мы, шуяне, возносим свои молитвы нашей святыне – иконе Шуйской – Смоленской Божьей матери. Создание этой иконы было связано с эпидемией моровой язвы (чумы) 1654 г., которая распространилась в тылу Русского войска во время осады Смоленска. Чума приблизилась к Шуе со стороны Москвы. За 42 дня число погибших составило 574 жителя, т.е. около половины населения Шуи того времени.

«Страшное и ужасное было то время, полное слез, печали и воздыхания, — пишет священник Евлампий Правдин со слов найденной им летописи. — Где бы ни застигла людей эта ужасная болезнь. везде она причиняла людям скорую смерть». Горожане в надежде на помощь, решили заказать образ Смоленской Божьей Матери иконописцу Герасиму Тихонову.

Как гласит предание, иконописец с усердием взялся писать икону. Нанёс первое очертание, а когда пришёл на второй день, чтобы продолжить работу, увидел, что начертание изменено. Иконописец исправил неточности. Но на третий день всё повторилось снова – писавшаяся по канону, икона самопроизвольно изменяла свои очертания. Герасим Тихонов дописал икону в том виде, в котором она сама изображалась. Это было первое чудо иконы. Таким образом, Божия Матерь явила миру свою новую икону. По месту её прославления она стала называться «Шуйской», а «Смоленской» — в честь первообраза, с которого она писалась.

Чудотворная икона
Именно с новым образом иконы Богоматери шуяне связывали прекращение моровой язвы. Кроме того, в 1831 г. шуйская святыня прославилась избавлением города от эпидемии холеры. Знаменательно, что особенно изобильное явление благодати от иконы, пришлось на дни празднования Одигитрии Смоленской. Икона была официально признана чудотворной. Со всех сторон России потянулись люди, чтобы прикоснуться к Ней и попросить исцеления, помощи и заступничества. Известно, что в 1722 г. царь Петр I, проезжая через Владимирскую губернию, заглянул в Шую, чтобы поклониться иконе. Он даже хотел взять ее с собой, но местное духовенство и жители города упросили государя не лишать их своей святыни.

Совершаемыми от иконы чудесами Божия Матерь множество раз выражала милость к нашему городу. Её особое покровительство Шуе отражается в словах праздничного тропаря иконе – «Всеблагая и Премилостивая Заступница рода христианского, Пречистая Дева Богородица! Припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, им же град Шую от лютого смертоносия избавила еси. Умильно взывает Ти: не престай покровом Твоея благости, сохраняти от бед и обстояний град сей и вся грады и веси страны Российская. »

В памятную дату 10 августа, в День прославления иконы, в Шуе проходит Большой крестный ход. Все жители города, от мала до велика выходят, чтобы почтить и прославить свою Заступницу и Помощницу в избавлении всех людей от тяжелых болезней и всякого зла. Вот и сейчас в тяжелое время для нашей страны и всего мира, мы, шуяне, просим, как встарь: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Людмила Худякова, Ивановская область

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

История появления чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской связана с эпидемией чумы, поразившей город Шую в 1654 году. Сказание об иконе сообщает, что прихожане церкви Воскресения предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Написание новой иконы было поручено иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову в 1655 году. Икону размером 110,7 х 88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в городе Шуе. Вскоре болезнь прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Иконописец дописал икону такой, как она сама начерталась. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название „Смоленская-Шуйская Богоматерь“. С этого времени икона официально почитается чудотворной. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно.

Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI веке. Одним из ранних примеров является икона «Богоматери Одигитрии Шуйской» третьей четверти XVI века из собора Спасского монастыря в Муроме (собрание Муромского историко-художественного музея).

Празднование иконе совершается трижды: 10 августа (28 июля по старому стилю) – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября (2 ноября по старому стилю) – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.

Тропарь Шуйско-Смоленской иконе, глас 4:

Я́ко многоце́нное сокро́вище прия́т град Шу́я/

чуде́сно напи́санную ико́ну Твою́,/

Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице,/

во исцеле́ние лю́тыя я́звы и во утеше́ние правосла́вных Тобо́ю дарова́нную,/

от нея́же исто́чники благода́тныя и до ны́не оби́льно излива́ются./

Проба́ви, Пречи́стая, и на бу́дущее вре́мя ми́лости Твоя́ ве́дущим Тя,/

храни́ град Твой и всю Ру́сскую зе́млю //

и спаса́й люде́й, к Тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющих.

Кондак, глас 3:

Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/

стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/

Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/

во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/

от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/

ско́рби земны́я на ра́дость преложи́ //

и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.

Молитва ко Пресвятой Богородице

пред Ее иконою «Шуйская-Смоленская»

К кому возопию, Владычице! К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная! Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным! Кто паче Тебе в несчастиих защитит! Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.

Среди икон, наиболее почитаемых нашим народом, есть одна ― Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. О ней пойдёт наш рассказ. Но прежде всего — несколько слов о том, как попали на Русь чудотворные иконы Богородицы, столь почитаемые у нас на протяжении многих веков.

История первого образа Пресвятой Богородицы

Первая икона с изображением Пречистой Девы была написана ещё при её жизни святым евангелистом Лукой. Именовалась она «Одигитрия», что в переводе значит «Путеводительница».

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Написана икона была в городе Антиохии, и, проделав длинный путь через Иерусалим, Константинополь и Смоленск, она попала в Москву. По истечении некоторого времени святыня вновь вернулась в Смоленск, а москвичам остались две её копии.

В традициях православной иконописи предусмотрены несколько канонов написания образа Богородицы. Тот из них, о котором идёт речь, получил название «Смоленская». В настоящее время существует множество списков с неё. Одним из них и является Шуйская-Смоленская икона Божией Матери.

Обретение чудотворного образа

Много бедствий знала Российская земля. Среди прочих наказаний Божьих, случались и страшные эпидемии, уносившие тысячи жизней. Одна из них случилась в городе Шуя. Посетила его в 1654 году моровая язва. Жители города были совершенно беспомощны перед этой напастью, ведь медицинской помощи ещё не было. Каждый день свозили десятки умерших на кладбище, и священники не успевали их отпевать.

Заступничество можно было просить только у Господа Бога, и его Пречистой Матери. Вот с этой целью и было решено вознести молитвы перед новым, только что написанным её образом. К счастью, нашёлся искусный мастер – иконописец Герасим Иконников. В качестве образца художником была использована икона Одигитрия Смоленская. Предание гласит, что в продолжение всех дней работы оставшиеся в живых жители города неусыпно молились и держали пост.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Первое чудо было явлено иконой ещё в мастерской Герасима. Вдруг сами собой изменились черты лица Богородицы, и она приняла иной облик. Вслед за тем, когда уже готовую икону внесли в Воскресенскую церковь, все почувствовали неизъяснимый аромат. Увидев в этом счастливое предзнаменование, горожане упали на колени и принялись усердно молиться. И Шуйская-Смоленская икона Божией Матери спасла город. Эпидемия пошла на убыль, а вскоре и вообще прекратилась. Через год благодарные жители города поставили часовню в память об этом событии.

Чудеса, явленные иконой

В 1666 году специальная архиерейская комиссия придала иконе статус чудотворной. Это состоялось после того, как в течение полутора лет от неё получили исцеление более ста человек, причём все случаи были официально зарегистрированы. С этого времени она получила своё нынешнее название. Датой праздника назначили 15 ноября ― день избавления города от моровой язвы.

В те давние годы города строились в основном из дерева. Часто случалось, что огонь уничтожал в них целые районы. Несколько крупных пожаров пережила и Шуя. Каждый раз урон наносился и Воскресенскому храму, где она неотлучно находилась, и каждый раз икона чудесным образом оставалась невредима. В 1848 году Шуйская-Смоленская икона Божией Матери вновь спасла город от эпидемии. На этот раз Шую посетила холера.

Судьба иконы в последующие годы

На протяжении своей истории чудотворный образ видел многих коронованных особ и членов царствующего дома. Слава его была настолько велика, что, посещая город, они считали своим долгом посетить Воскресенский храм и помолиться в нём. Когда же наступили тяжёлые для церкви годы богоборчества, верные православию люди сохранили икону. Некоторые из них поплатились за это жизнью. Известен случай, когда прихожане храма оказали сопротивление властям, изымавшим церковные ценности и посягнувшим на драгоценный оклад иконы. Одни из них были расстреляны, другие отправлены в тюрьму.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

В наши дни ежегодно 15 ноября, в день празднования святой иконы, в городе совершается крестный ход, в котором принимают участие жители Шуи и паломники из других городов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector