Подвиги сергия радонежского

Как прекрасен этот мир

Подвиги Сергия Радонежского

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Вспоминаем 7 его подвигов, укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. »Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», — говорится в житии этого святого.

Это событие — одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война — «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. «Скажи, отец, откуда вы?» — спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: «Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы». Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество — пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней — преподобный Сергий. Далее житие повествует: «Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим». Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

8 октября православные чтят память Сергия Радонежского. Вспоминаем 7 его подвигов, укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. «Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», – говорится в житии этого святого.

Благословение монахов на войну

Это событие – одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война – «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и этот закон однажды опровергла жизнь.

Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.

Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его (Сергия) Господь.

Воскресение мальчика

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нёс больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил: «Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.

Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»

Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. «Скажи, отец, откуда вы?» – спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: «Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы». Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья родили трёх дочерей, а наследника всё не было. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество – пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей.

У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней – преподобный Сергий. Далее житие повествует: «Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим». Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 280 стр.
  • Жанр:б иографии и мемуары, д уховная литература, ж итийная литература, х ристианство
  • Теги:ж ития русских святых, и стория православия, п равославные святые, р елигиозные деятели, с борник рассказов, х ристианская жизньРедактировать

«Не стоит Русь без праведника» – это правило на все времена. Испокон веков Отечество спасали не только государственные лидеры, но и моральные вожди нации. Так было и в Великую Смуту, и в решающий момент освобождения от ордынского Ига. Ратный подвиг на Куликовом поле был бы невозможен без подвига духовного – без освящения и благословения Преподобного Сергия Радонежского, 700-летие которого мы отмечаем в этом году.

«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения, – сказал Ключевский. – Пробьет час, и народ соберет свои нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые выведут его на прямую историческую дорогу».

Эта книга – низкий поклон великому святому, преподобному чудотворцу, спасителю Отечества Сергию Радонежскому, благодаря которому «стояла и стоять будет Русская Земля».

Житие Сергия Радонежского представляет собой своеобразный культурный идеал Святой Руси, состоящий из различных аспектов.

В создании образа Сергия Радонежского немаловажную роль играет и политика, и суровая аскеза, и аналогия с самим Спасителем, которую легко проследить в агиографической литературе, и, наконец, различные чудеса и знамения. Зарождение самобытной русской монашеской традиции связано прежде всего с именем Феодосия Печерского, а ее возрождение случилось благодаря стараниям Сергия Радонежского. Его жизнь совпала со сложнейшим периодом в истории средневековой Руси — апогеем татаро-монгольского ига.

Ослабление иноческого подвижничества в первый век ига связано с духовным спадом внутри русского общества, тяжело переживавшего экономическую и политическую зависимость. Так, за первые сто лет ига было основано не более трех десятков новых монастырей, зато в последующие 100 лет их число превысило 150. Развитие монашеской жизни — это своеобразный барометр внутреннего состояния средневекового русского общества. Фигура Сергия Радонежского олицетворяла собой новый идеал иноческого уклада, ведь он начинал свой путь именно как монах-пустынник. Таким образом, если ранее все монастыри возникали в городах или под их стенами, то теперь наметилась тенденция к своего рода духовной колонизации. Огромное количество земель было освоено вдали от городов, что имело значение не только для культуры, но и для развития сельского хозяйства. Русские монастыри представляли собой форпост обороны от внезапных нападений татаро-монголов: за их мощными стенами находили убежище жители окрестных деревень. Заметим, что европейские монастыри, не выполняя чисто оборонительную функцию, становились скорее местом сосредоточения письменной культуры того времени.

Подвиги сергия радонежского

Данилов монастырь в Москве. Источник: pravoslavniy-mayak.ru

Специфика иноческого подвига Сергия Радонежского заключалась не только в его стремлении к уединению, но и в так называемом деятельном исихазме. Это религиозное движение (от греч. «исихия» — безмолвие), зародившееся на Афоне, основывается на практике безмолвной молитвы, постижение которой возможно непосредственно из опыта духовного учителя — старца. Именно Сергий Радонежский воплотил эту мистическую традицию русского монашества, предполагающую суровейшие обеты ухода от жизни: молчание, пребывание в постоянном труде, молитвенное созерцание, в котором отражалось взаимодействие Бога и мира.

Сергий Радонежский, как и Феодосий Печерский (с которым его часто сравнивают), происходили из богатых боярских родов, но, согласно раннехристианской житийной традиции, оба еще в юношестве отказались от наследства, предпочтя всю свою жизнь провести в аскетичном духовном поиске. Так, простой крестьянин, приехавший к Сергию Радонежскому в зените его славы, застал святого, трудящегося в нищенском облачении на огороде. Родной брат Стефан, который, овдовев, решил присоединиться к подвижническому подвигу Сергия, не выдержал тяжелых условий быта и ушел из пустыни в Богоявленский монастырь в Москве.

В семье кроме будущего святого, который тогда носил имя Варфоломея, было еще два брата — Петр и Стефан. Всех троих родители учили грамоте, однако Варфоломею наука никак не давалась. Родители и учителя бранили его, а сам он часто горевал, смиренно прося Бога вразумить его. Однажды сокрушенный отрок, пася жеребят, встретил возле старого дуба старца в иноческой одежде, который стал ласково расспрашивать Варфоломея о его жизни. Юноша поведал о своей скорби, попросив загадочного монаха помолиться Богу о даровании ему ученического усердия. Старец тут же исполнил просьбу юноши и угостил его хлебом, который показался тому сладким как мед. Это было первое чудесное явление в жизни Варфоломея, после которого он разом постиг всю книжную премудрость.

Подвиги сергия радонежского

Юность преподобного Сергия Радонежского. М. Нестеров. Источник: pinterest.com

Чувствуя потребность уединения и служения Богу, Варфоломей стремился к одинокой жизни в монастыре, в то время как оба его брата женились. Родители просили чадо повременить с уходом из мира и заботиться о них. Варфоломей предпочел духовный подвиг подвигу сыновьему. После смерти родителей он немедленно удалился в лесную чащу вдали от дорог, сложив там деревянную церковь во имя Святой Троицы, и стал жить в полном уединении, в окружении диких зверей, которые, однако, не трогали его. Один медведь даже повадился ходить к жилищу святого, и тот кормил его хлебом прямо из рук. Постепенно слава о подвиге инока разнеслась по округе, и пустошь наполнилась учениками и последователями. Так со временем и возник известнейший русский монастырь Троице-Сергиева лавра, игуменом которого после долгих и усердных уговоров вынужденно стал Сергий, отвергавший любую земную власть.

Следующим удивительным деянием Сергия явилось благословение московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву — первую крупную победу над татаро-монголами, ставшую переломным моментом русской истории и сыгравшую немаловажную роль в дальнейшем свержении ига. Прибыв на место сражения, русские дружины в страхе замерли перед многотысячными татарскими полчищами. Чудесным образом на поле появился гонец от святого Сергия с ободряющим напутствием. Этот эпизод мотивировал русское войско на победу. Считается, что, находясь у себя в келье, Сергий духовным зрением наблюдал за ходом сражения, молясь за каждого павшего и благословляя каждого живого воина.

Подвиги сергия радонежского

Здесь интересным образом пересекаются духовный и политический аспекты жизни Сергия Радонежского. После победы в Куликовской битве он получил возможность положительно влиять на великих князей. Даже отказавшись от высокого поста митрополита, он сохранил большое нравственное влияние на жизнь общества и государственных деятелей. Однажды он примирил поспоривших между собой нижегородских правителей, а в другой раз разубедил рязанского князя Олега в необходимости войны с Москвой. В целом в этот период русская церковь, по сути, оставалась единственным фактором единства раздробленных русских земель, а фигура Сергия Радонежского, внезапно получившего политический вес, приобрела дополнительное объединительное значение.

Подвиги сергия радонежского

Сергий Радонежский (1314? – 1392 г.г.) – один из самых любимых и почитаемых святых в русской православной церкви, его называют и покровителем учащихся. Это имя известно даже за границами нашей страны.

Родом он из благочестивой боярской семьи, при крещении получил имя Варфоломей. Когда пришло время учиться грамоте, мальчику никак не удавалось освоить эту премудрость, и он в молитвах просил Бога о помощи. Встретив однажды в лесу старца-монаха, Варфоломей рассказал ему о своей печали и получил от него благословение и весть о том, что в познании грамоты он превзойдёт других учеников. И это подтвердилось в тот же день.

Став юношей, Варфоломей решил жить в уединении и посвятить себя Богу. С ним пошёл и брат Стефан – в глухом лесу они устроили келью и возвели храм во славу Святой Троицы. Но жизнь в безлюдном месте, тяжёлая работа и постоянный голод оказались Стефану не по силам. Он перебрался в один из московских монастырей, а Варфоломей по-прежнему проводил время в молитвах и трудах, и даже хищные звери не трогали его. В возрасте 23 лет он принял монашеский постриг, получив имя Сергий, а через два года к нему стали приходить другие монахи, чтобы служить Богу вместе.

Так, из небольшой монашеской обители, началось становление знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Хотя Сергий стал игуменом (руководителем), он был очень скромен и не переставал трудиться, сам рубил дрова и носил воду для других монахов. За свою долгую жизнь Сергий не раз прекращал вражду князей друг с другом, основал ещё несколько монастырей. Его ученики шли в отдалённые уголки земли русской, чтобы нести людям знания о Боге. И там они тоже основывали монастыри, вокруг которых потом вырастали поселки и города. Многие монастыри и храмы сохранились до нашего времени.

Благодаря чистоте души и неустанным молитвам, Сергий Радонежский мог видеть и знать то, что недоступно другим людям. Сохранилось много свидетельств о совершённых им чудесах. Накануне Куликовской битвы отец Сергий дал благословение князю Дмитрию Донскому и сказал, что с Божьей помощью его войско одержит победу над татарскими полчищами. Так и произошло.

Мощи святого Сергия покоятся в Троицком соборе Лавры, носящей его имя. Памятные даты празднуются во всех православных храмах 8 октября и 18 июля.

Сергий Радонежский считается самым народным подвижником русской земли. Его биография связана с удивительными и даже мистическими событиями, поверить в которые очень сложно. Но существование иеромонаха не подвергается сомнению. Жизнь и подвиги Сергия Радонежского были коротко описаны его учеником Епифанием Премудрым в многочисленных рассказах и книге «Житие».

Подвиги сергия радонежского

Краткая биография иеромонаха

Точная дата рождения будущего святого неизвестна. Исследователи полагают, что он появился на свет в период между 1314 и 1319 годами в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей.

Подвиги сергия радонежского

В 7 лет его отдали в класс при церковной школе. Но Варфоломей, в отличие от двух родных братьев, с трудом осваивал дисциплины. В своём произведении Епифаний Премудрый писал, что однажды мальчик встретил в селе таинственного старца. Варфоломей жаловался мужчине на то, что не может освоить грамоту и попросил старика помолиться за него. Незнакомец дал мальчику кусок хлеба и предсказал получение огромного количества знаний. Пророчество старца сбылось.

Уже в возрасте 12 лет Варфоломей пристрастился к церковной службе. Юноша соблюдал строгий пост, по ночам молился. Со временем он освоил греческий язык и изучил множество религиозных трудов. В 19 лет Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Своё наследство он оставил двум братьям, а сам отправился жить в глухие леса. В скромной келье он ежедневно молился и самостоятельно добывал себе пропитание. К необычному монаху стали присоединяться другие люди.

Позже Радонежский основал собственную обитель. Через много лет она превратилась в знаменитую Троице-Сергиеву лавру. Иеромонах установил собственные правила церковного служения:

Подвиги сергия радонежского

  1. Запретил просить подаяние.
  2. Монахи зарабатывали на жизнь только собственным трудом.
  3. Организовывал христианскую коммуну с едиными правилами проживания.

Его реформы встретили резкое сопротивление со стороны других церковных деятелей. Не желая разжигать конфликт, иеромонах добровольно покинул обитель. Благовещенский, Высоцкий и Георгиевский монастыри тоже основал Сергей Радонежский. Его жизнь и подвиги кратко описывали историки Б. Клосс, К. Аверьянов и Н. Борисов.

Христианские подвиги Радонежского

Слухи о праведном передвижнике и его духовных подвигах быстро распространялись среди русского народа. Люди, утратившие веру и силы во время монгольского ига, видели в Радонежском образец духовности.

Исцеление людей

Сергий Радонежский совершил немало святых поступков ещё при жизни. Историки и монахи, которые составляли биографию преподобного, писали о его целительных способностях.

Подвиги сергия радонежского

Однажды к иеромонаху обратился мужчина. Он просил исцелить своего больного ребёнка. Сергий Радонежский дал своё согласие, но мальчик скончался ещё в дороге от сильных морозов и долгого пути. Убитый горем отец оставил ребёнка в келье иеромонаха, а сам пошёл мастерить гроб. Радонежский несколько часов читал молитвы над телом, и малыш начал проявлять признаки жизни. Отцу чудотворец сказал, что его ребёнок не умирал, а просто потерял чувства от усталости и мороза.

Кратко о духовных подвигах Сергия Радонежского говорится и в других письменных источниках. Известны случаи:

  • исцеления вельможи;
  • избавления человека от 20-дневной бессонницы;
  • возврата зрения греческому епископу.

Чудеса преподобного можно трактовать по-разному. Одни историки видят в содержании «Жития» Епифания Премудрого только вымысел. Другие рекомендуют делать символическое толкование его духовных подвигов. Возможно, он не обладал мистическими способностями, но вселял в людей веру в исцеление, дарил им надежду.

Благословение монахов на войну

Сергий Радонежский жил в период зависимости русских городов от Монгольской империи. Авторитет иеромонаха был настолько велик, что к его мнению прислушивались не только простые люди, но и князья.

Перед знаменитой битвой с войском Мамая Дмитрий Донской встретился с Радонежским. Великий князь знал, что иеромонах обладает даром предвидения и житейской мудростью. Он спросил у чудотворца, стоит ли ему оказывать сопротивление татаро-монгольскому войску. Сергий дал Донскому наставление идти в бой против «безбожников».

Подвиги сергия радонежского

Кроме того, Радонежский благословил на участие в Куликовской битве двух добровольцев из числа иноков. Пересвет и Ослябля сыграли ключевую роль в великом сражении. Первый сразил могучего монгольского воина Челубея, а второй в критический момент битвы переоделся в доспехи Дмитрия Донского и повёл за собой русское войско.

Известно, что монахи и ратные подвиги несовместимы. Сергию Радонежскому запрещали давать благословение на битву под страхом отлучения от церкви. Но чудотворец понимал, что многолетнее монгольское иго несёт куда больше зла, чем любое сражение. Он вселил в войско веру, в чём и заключается подвиг Сергия Радонежского.

Посмертные чудеса

Чудотворец умер в 1392 году. О дате своей кончины Радонежский знал заранее. За 6 месяцев до трагического события он передал игуменство своему лучшему ученику Никону. Остальным монахам он дал краткие наставления о правилах церковного служения. Старец просил поместить его тело не в церкви, а на общем монашеском кладбище. Но авторитет Радонежского был настолько велик, что ученики выпросили разрешение на погребение чудотворца в стенах лавры.

Подвиги сергия радонежского

Даже после смерти преподобного иеромонаха наблюдались необъяснимые чудеса. Старец являлся в снах и видениях простым людям, военачальникам, князьям и предупреждал их о наступлении войск неприятеля. Иногда чудотворец давал советы по обороне, подсказывал выход из ситуации. Все, кто молился на могиле монаха, непременно получали помощь.

О том, на какие чудеса способны мощи чудотворца, стало известно Священному Собору. Через 30 лет после смерти Радонежского его чудотворный гроб был вскрыт. Собор обнаружил, что тело старика и его одежда остались целыми и невредимыми. В 1452 году иеромонах был причислен к лику святых. Чудотворец является покровителем всех учеников.

Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой лавре, то есть в первой обители, которую он обосновал. Многие люди верят, что его останки обладают целительными свойствами. Известны случаи излечения от смертельных недугов, детских страхов, бесплодия. Биографию С. Радонежского продолжают изучать современные историки. Его жизненный путь наполнен удивительными фактами и истинными духовными подвигами.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕгор Петрухин

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: ««Жизнь и подвиги Святого Преподобного Сергия Радонежского» Выполнил: ученик 4 класса Маслов Алексей.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Жизнь и подвиги Святого Преподобного Сергия Радонежского» Выполнил: ученик 4 класса Маслов Алексей

2 Из века в век Твой ясный свет Сияет над Россией. Твой образ Пресвятой Живёт в сердцах людей. Ты открываешь к Истине пути И воскрешаешь силы, Даруя Миру Свет Любви и радости своей!

3 Сергий Радонежский ( ) — основатель и игумен Троицкого монастыря, преобразователь монашества в Северной Руси.

5 Однажды Варфоломей вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Отрок просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец благословил мальчика, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Там старец поведал, что после его ухода «отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И что отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет основателем обители Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.

6 После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково — Покровский монастырь.

7 Стремясь к «строжайшему монашеству», он оставался здесь недолго и, убедив брата Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки, на холме посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы.

8 Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек ».

9 В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились. Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.

10 Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

11 Святой Сергий, видя рыдания безутешного отца, помолился и, воскресив отрока, отдал его живого отцу.

12 Четыре великих дела Сергия Радонежского 1 дело: Создание и распространение нового типа монастырей. 2 дело: Начало освобождения от татаро- монгольского ига. 3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице. 4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры.

13 Всего преподобным Сергием и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.

14 Апофеозом деятельности Преподобного было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства; она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».

16 После 78 лет жизни, после 55 лет монашества, и после 48 лет игуменства Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 г., Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

17 Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело — Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. Памятник Сергию Радонежскому в селе Радонеж Храм-памятник Преподобному Сергию Радонежскому на поле Куликовом. Построен в 1913–1919 гг.

18 «В лице Преподобного Сергия русский народ сознал себя, своё культурно- историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность.» Павел Флоренский Святой Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. Б.Зайцев

1 ответ

Сергий Радонежский – иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе и Свято-Троицкого монастыря, преобразователь монашества, оказавший огромное влияние на русскую духовную культуру. После смерти был причислен к лику святых.

Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, появился на свет 3 мая 1314 года в Ростовском княжестве, в селе Варницы. В отличие от двух своих братьев, Варфоломей очень плохо учился, ему никак не давалась грамота. Когда же отрок научился писать и читать, он проявил большой интерес к Священному писанию, церкви. В возрасте двенадцати лет Варфоломей стал строго поститься, много и усердно молиться.

Примерно в 1328 году семья Варфоломея, спасаясь от нужды и регулярных набегов татар, была вынуждена перебраться в Радонеж. К этому времени мальчик уже принял решение принять монашеский постриг. Родители не были против этого, но попросили сына сделать это после их смерти. Повзрослевшие братья уже обзавелись собственными семьями, и Варфоломей был единственной опорой пожилых родителей. После их кончины Варфоломей и овдовевший старший брат Стефан приняли иноческий постриг и отправились в безлюдные места, построив в лесу небольшой храм во славу Святой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав излишне суровой жизни в лесу, ушел в монастырь, оставив брата одного в лесу.

В 1337 году Варфоломей призвал игумена Митрофана и принял постриг, став монахом Сергием. Вскоре к нему стали приходить иноки, и на месте храма была основана обитель. Сергий стал вторым игуменом обители, первым же стал игумен Митрофан. Настоятели подавали своим ученикам пример истинного смирения и большого трудолюбия. Сергий Радонежский никогда не брал подаяния от прихожан и запрещал это делать инокам, призывая их жить лишь своими трудами.

Слава обители и ее настоятеля ширилась и вскоре дошла до города Царьграда. Узнав о Сергии Радонежском, патриарх вселенский Филофей отправил к нему послов с дарами и грамотой, в которой отдал должное его примерной деятельности.

Преподобный Сергий пользовался большим уважением не только среди иноков и простого люда, но и среди князей. Правители обращались к нему за благословением перед решающими битвами, просили совета в трудных вопросах. Кроткий, смиренный Сергий Радонежский мог отыскать дорогу к сердцу любого, даже самого грубого и ожесточенного человека. Ему не раз приходилось примирять враждующие стороны. Сергий постоянно призывал князей русских к объединению, поскольку понимал, что только так славянский народ сможет окрепнуть и избавится от ненавистного татаро-монгольского ига.

При жизни Сергий Радонежский основал еще несколько монастырей: Благовещенский, Борисоглебский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Высотский, Андронникова и Симонова. Он совершил немало чудес, среди которых было неоднократное исцеление тяжелобольных людей и даже воскрешение мальчика.

Скончался великий иеромонах 25 сентября 1392 года. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Перед его иконой верующие просят о скорейшем избавлении от болезней, его считают покровителем всех учащихся.

Задание по литературе: рассказать своими словами о жизни и подвигах Сергия Радонежского.

Великий отшельник вошел в историю благодаря своим благим делам, в некоторых случаях их действительно можно назвать подвигами. Ниже — их перечень и краткое описание.

  1. Хлеба в Москву. Когда Москва была осаждена врагами, Сергий отправил в нее трех своих учеников с большими повозками, полные хлеба. Как прошли ученики мимо неприятелей — загадка.
  2. Два монаха на Куликовской битве. Радонежский совершил невероятное — отправил двух монахов на войну (их звали Александр Пересвет и Ослябя).
  3. Причастие Радонежского происходило в окружении огня — так после смерти старца рассказывал его ученик Симон.
  4. Радонежский смог побороть своих внутренних бесов, его слушались все лесные звери. Говорили даже, что он каждую трапезу свою разделяет с медведем.
  5. Сергий способен был воскрешать из мертвых. Так однажды он вернул к жизни маленького мальчика, его принес к старцу отец, на руках которого мальчик умер от холода, пока они шли.
  6. Сергий совершил также подвиг скромности. Так, он отказывался не только от должности епископа, он даже не соглашался стать игуменом в собственном монастыре, говоря, что не достоин этого.
  7. А еще есть предание о том, что царь Василий (сын Софьи и Ивана Васильевича) был зачат не без помощи преподобного Сергия Радонежского. Младенец был подброшен старцем Софье за пазуху.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector