Греческая православная церковь

Греческая православная церковь
Афинский Благовещенский собор

Элладская (Греческая) Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт: http://www.ecclesia.gr/
  • Каноническая территория: бо́льшая часть Греции («Старая Эллада» в прямом подчинении; «Новые земли» управляются, но входят в каноническое ведение Константинопольского патриарха; Афон, Патмос, Додеканес и Крит исключены)
  • Богослужебный язык: византийский греческий
  • Календарь: новоюлианский
  • Кафедральный собор: Благовещенский в г. Афинах (также в Афинах резиденция предстоятеля; Священный Синод пребывает в Афинском монастыре Петраки)
  • Предстоятель: Иероним II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады
  • Место в диптихе: (11) [1]
  • Состав (включая «Новые земли»): 108 архиереев; 82 епархии (46 в «Старой Элладе», 36 в «Новых землях»); 9117 священнослужителей (кон. 2010) [2]; ок. 8 тыс. приходов (2013) [3]; 598 монастырей и скитов (мужских — 232, женских — 294, скитов — 72) (2013) [3]; не менее 2 высших духовных школ; ок. 8 млн. членов (2013) [3]
Греческая православная церковь
Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.

Каноническое устройство

Епархии

Исторический очерк

Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос написал книгу Откровение. С IV века епископские кафедры Греции входили в состав то Римской, то Константинопольской Церквей. В 1453 году эти земли были завоеваны турками и целиком вошли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1830 году Греция добилась политической независимости от Османской империи и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 году. По Конституции 1975 года Церковь была отделена от государства. Из-за споров о календаре Элладскую Церковь в XX веке поразила цепь старостильных расколов.

Предстоятели

  • Неофит V (1833 — 1861)
  • Михаил IV (1861 — 1862)
  • Феофил (1862 — 1873)
  • Прокопий I (1874 — 1889)
  • Герман II (19 июля 1889 — 18 января 1896)
  • Прокопий II (11 октября 1896 — 8 ноября 1901)
  • Феоклит I (1902 — 1917)
  • Мелетий III (Метаксакис) (1918 — 1920)
  • Феоклит I, 2-й раз (1920 — 1922)
  • Хризостом I (Пападопулос) (8 марта 1923 — 1938)
  • Хрисанф (Филиппидис) (1938 — 2 июня 1941)
  • Дамаскин (Папандреу) (2 июня 1941 — 1949)
  • Спиридон (Влахос) (1949 — 1956)
  • Дорофей III (Коттарас) (1956 — 26 июля 1957)
  • Феоклит II (Панагиотопулос) (1957 — 1962)
  • Иаков III (Ваванатос) (13 января 1962 — 25 января 1962)
  • Хризостом II (Хатзиставру) (14 февраля 1962 — 1967)
  • Иероним I (Коцонис) (14 мая 1967 — 12 декабря 1973)
  • Серафим (Тикас) (12 января 1974 — 10 апреля 1998)
    • Хризостом (Фемелис) (10 — 28 апреля 1998) местоблюститель, митр. Мессинийский
  • Христодул (Параскеваидис) ((28 апреля) 9 мая 1998 — 28 января 2008)
    • Серафим (Рорис) (28 января — 7 февраля 2008) местоблюститель, митр. Каристийский
  • Иероним II (Лиапис) (с (7 февраля) 16 февраля 2008)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополитАфинский (1833 — 31 декабря 1923)
  • архиепископ Афинский и всей Эллады (с 31 декабря 1923 — упом. 2012)

Святые и святыни

В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского священномученика Григория V (+ 1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ 1359). На острове Эвбея, в городе Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, исповедника (+ 1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Статистика

  • 1999 — 9025 тыс. членов [4]
  • не позднее 1 января 2006 — 10003,4 тыс. членов; 7756 приходов; 8335 священнослужителей [5]
  • 31 декабря 2010 — 9117 священнослужителей [2]
  • 2012 — ок. 557 монастырей (2012) [6]
  • 2013 — около 8 млн. верующих (из более 11 млн. всего населения Греции), 81 митрополия, 105 епископов, 8 857 священников, около 8 тыс. приходов, 4 087 монашествующих, 598 монастырей и скитов (мужских — 232, женских — 294, скитов — 72), 24 726 неприходских церквей (кладбищенских, тюремных и т.д.). В Элладской Церкви действуют 2 716 благотворительных фондов, 285 благотворительных столовых, 422 социальных учреждения (детских садов, молодежных лагерей, приютов) [3]
  • ноябрь 2015 — по церковному штату положено 10500 священников; из-за государственного ограничения на хиротонии нехватка священников — 2300 человек; 22% приходов остаются без пастырского окормления [7]

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Вселенского престола.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Синоду всех епископов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады, избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Синод, занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. Новые территории) номинально — в юрисдикции Вселенского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — под прямой юрисдикцией Вселенского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 9,6 млн всего населения Греции).

В 1935 году в Элладской Православной Церкви произошёл открытый раскол, причиной которого стало неприятие частью Церкви предпринятого в 1924 году перехода с юлианского на григорианское летосчисление. Три епископа объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ. ). В результате оформилось не признаваемое государством старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες ). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки. 31 декабря 1969 года старостильный синод архиепископа Авксентия (Пастраса) получил признание от синода Русской Зарубежной Церкви [1] .

Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви

Митрополиты Афинские
Неофит V

Михаил IV
Феофил
Прокопий I
Герман II
Прокопий II
Феоклит I
Мелетий III
Феоклит I (повторно)

1861—1862
1862—1873
1874—1889
1889—1896
1896—1901
1902—1917
1918—1920
1920—1922

Архиепископы Афинские (с 31 декабря 1923 г.) Хризостом I (Пападопулос)

Хрисанф (Филиппидис)
Дамаскин (Папандреу)
Спиридон (Влахос)
Дорофей III (Коттарас)
Феоклит II (Панагиотопулос)
Иаков III (Ваванатос)
Хризостом II (Хатзиставру)
Иероним I (Коцонис)
Серафим (Тикас)
Христодул (Параскеваидис)
Иероним II (Лиапис)

1938—1941
1941—1949
1949—1956
1956—1957
1957—1962
13.1.1962—25.1.1962
1962—1967
11.5.1967—19.12.1973
12.1.1974—1998
28.4.1998—28.1.2008
c 07.2.2008

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл возведет в сан митрополита епископа Вениамина, избранного Патриаршим экзархом всея Беларуси

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Донденко) во епископа Джакартского

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Кузьмина) во епископа Таганрогского

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии.

Апостол Иоанн Богослов на о. Патмос написал книгу Откровение. В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского святого Григория V (+1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ ок. 1360). На о. Эвбея, в г. Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, Исповедника (+1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.

Элладская Церковь автокефальная с 1850 г.

Каноническая территория — Греция. Элладская Церковь — одна из крупнейших. Она состоит из архиепископии и 77 митрополий, имеет 200 монастырей и насчитывает ок. 8 млн православных верующих (из 9,6 млн всего населения Греции).

Титул Предстоятеля Элладской Православной Церкви: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады.

Резиденция Предстоятеля находится в Афинах.

В связи с решениями внеочередного Собора иерархии Элладской Церкви от 12 октября 2019 г. о признании автокефалии «Православной церкви Украины» Священный Синод Русской Православной Церкви 17 октября уполномочил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола» (журнал № 125).

В соответствии с заявлением Священного Синода от 17 октября не благословлялось посещение паломниками из Русской Православной Церкви епархий Элладской Православной Церкви, правящие архиереи которых вступили в церковное общение с украинскими раскольниками. Список епархий был опубликован Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

29 октября стало известно, что 21 октября Архиепископ Иероним направил главе так называемой ПЦУ письмо, которым Элладская Церковь засвидетельствовала признание данной раскольничьей структуры.

3 ноября, за Литургией в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл, совершая богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве, не помянул имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима в диптихах.

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Вселенского престола.

По обретении независимости в 1822 году и образовании Греческого королевства в 1832 году такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Синоду всех епископов, который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады, избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Синод, занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так наз. Новые территории) номинально — в юрисдикции Вселенского Патриарха. 6 из 12 митрополитов Постоянного Синода представляют Новые территории.

Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона — под прямой юрисдикцией Вселенского Патриарха и не считаются частью Церкви Греции.

Имеет 200 монастырей; насчитывает около 8 млн членов (из 9,6 млн всего населения Греции).

В 1935 году в Элладской Православной Церкви произошёл открытый раскол, причиной которого стало неприятие частью Церкви предпринятого в 1924 году перехода с юлианского на григорианское летосчисление. Три епископа объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ. ). В результате оформилось не признаваемое государством старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες ). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки. 31 декабря 1969 года старостильный синод архиепископа Авксентия (Пастраса) получил признание от синода Русской Зарубежной Церкви [1] .

Председатели Священного Синода Элладской Православной Церкви

Митрополиты Афинские
Неофит V

Михаил IV
Феофил
Прокопий I
Герман II
Прокопий II
Феоклит I
Мелетий III
Феоклит I (повторно)

1861—1862
1862—1873
1874—1889
1889—1896
1896—1901
1902—1917
1918—1920
1920—1922

Архиепископы Афинские (с 31 декабря 1923 г.) Хризостом I (Пападопулос)

Хрисанф (Филиппидис)
Дамаскин (Папандреу)
Спиридон (Влахос)
Дорофей III (Коттарас)
Феоклит II (Панагиотопулос)
Иаков III (Ваванатос)
Хризостом II (Хатзиставру)
Иероним I (Коцонис)
Серафим (Тикас)
Христодул (Параскеваидис)
Иероним II (Лиапис)

1938—1941
1941—1949
1949—1956
1956—1957
1957—1962
13.1.1962—25.1.1962
1962—1967
11.5.1967—19.12.1973
12.1.1974—1998
28.4.1998—28.1.2008
c 07.2.2008

Греческая православная церковь

В Восточной империи (Византии), пережившей Западную почти на тысячелетие, положение церкви было иным. Здесь она не получила особой самостоятельности и политического влияния. Разделенная к тому же на ряд патриархатов (Константинопольский, Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский), она оказалась в почти полной зависимости от государства и практически идентифицировала себя и свои интересы с его интересами. Стоит отметить также, что сфера влияния и массовая база всех этих патриархатов была невелика, а после исламизации ближневосточного мира и вовсе стала мизерной. Но с усилением древней Руси заимствованное ею из Византии православие постепенно укреплялось, пока назначавшиеся из Константинополя митрополиты не превратились наконец в XVI в. в самостоятельных патриархов. Русская православная церковь не только поддерживала царскую власть, но и подчинялась ей, охотно сотрудничала с нею (лишь изредка бывали исключения: например, патриарх Никон в XVII в. пытался поставить церковь выше светской власти).

В православной церкви в целом вследствие ее относительной слабости и политической малозначимости никогда не было массовых гонений типа «святой» инквизиции, хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые приняли православие (их было немало хотя бы на одной только Руси), церковь сумела переработать и использовать их во имя укрепления своего авторитета. Древние божества превратились в святых православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официальное освящение и признание. Лишь немногие чересчур откровенные языческие обряды, как, например, поклонение идолам, восходившее к фетишизму глубокой старины, преследовались и постепенно отмирали, но и тут церковь умело трансформировала их, направив активность верующих на поклонение иконам.

Догматических и литургических отличий православия от католицизма немного. Православие иначе трактует Троицу (считает, что святой дух исходит только от Бога-отца), не признает чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, причащает хлебом (причем не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

§ 71. Русская православная церковь

§ 71. Русская православная церковь Православная церковь. Церковь продолжала играть важную роль в жизни государства. С одной стороны, православие являлось официальной религией, а церковь была одним из правительственных орудий идеологического воздействия на население

4.4. Русская Православная Церковь. Раскол

4.4. Русская Православная Церковь. Раскол При царе Федоре Ивановиче завершился процесс конституирования Русской православной автокефальной церкви. Учреждение в 1589 г. патриаршества поставило Русскую церковь в один ряд с древними восточными патриархиями –

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК История взаимоотношений церковных и сыскных органов отражала то положение, в котором находилась в самодержавной России православная церковь: она была превращена в государственную контору, покорную служанку самовластия,

Православная церковь в России

Православная церковь в России Особо следует сказать несколько слов о православии в России. Дело в том, что по византийскому стандарту зависимая от власти и потому не только политически, но и духовно слабая, к тому же огражденная от людей труднопонимаемой ими

4 Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина»

4 Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина» Наиболее сложная религиозная ситуация из всех занятых германскими войсками территорий существовала на Украине. Организация церковной иерархии там протекала в борьбе автономной Церкви и националистической. Первая

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ Сделал я опыт рассказал им сколько можно простее о христианском законе, а как увидел величайшее их в том любопытство, то и захотел я воспользоваться сим случаем. И потому начал я любопытствующим в часы свободные преподавать точное

Русская православная Церковь и культура

Русская православная Церковь и культура Во времена татаро-монгольского ига роль Русской Православной Церкви необычайно возросла: Древнерусское государство распалось на отдельные княжества, и только Православная церковь цементировала единство Русской земли.Святая

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫЕще до вступления России в первую мировую войну церковь начала готовиться к ней. С 1 (14) по 12 (25) апреля 1914 г. с соизволения царя и по распоряжению Синода в Петербурге происходил I съезд военного и морского

Православная церковь

Православная церковь Подавляющее большинство афинян — больше четырех миллионов — православные, и церквей требуется много. В густонаселенных пригородах это обычно просторные, современные постройки. Их возводили главным образом из бетона, нарушая византийский стиль. Им

Глава 4 Православная церковь

Глава 4 Православная церковь Во многих европейских странах, особенно протестантских, церковь играла важную роль в создании и поддержании чувства национальной общности, являясь связующим звеном между верхним и нижним слоями культуры. Приходские школы вводили детей

Грузинская Православная Церковь: краткая справка

Грузинская Православная Церковь: краткая справка Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь является неотъемлемой частью Вселенской Православной Церкви и находится в догматическом единстве, каноническом и литургическом общении со всеми Поместными

Русская православная церковь

Русская православная церковь История Русской православной церкви представляет собой большой пласт истории христианской церкви и истории России. Предметом научного изучения история Русской православной церкви стала в начале XIX в. Предпосылкой к этому послужило общее

Греческая православная церковь осудила занятия йогой

Греческая православная церковь

Священный синод Элладской православной церкви осудил занятия йогой и призвал верующих избегать их.

Об этом сообщает IBNA.

«На своем заседании Постоянный Священный синод Элладской православной церкви призвал верующих избегать занятий йогой как деятельности, несовместимой с православным христианством», — говорится в сообщении.

Синод отмечает, что такое решение принято по случаю рекомендаций различных учреждений и средств массовой информации йоги «как метода снятия стресса во время кризиса COVID-19».

В связи с этим в Греческой православной церкви решили напомнить, что йога является основополагающей частью религии индуизма, имеет различные школы, дисциплины, программы и направления и не является «разновидностью упражнений».

Греческая православная церковь

Две комиссии Элладской (Греческой) православной церкви высказались против признания «новой церкви» Украины. Теперь этот вопрос будет передан на рассмотрение Синода Иерархии, который собирается раз в году в октябре. В нем примут участие 83 митрополита. В январе 2019 года Патриарх Константинопольский Варфоломей предоставил автокефалию «новой православной церкви» Украины, созданной раскольниками. Однако эту структуру не признала ни одна поместная православная церковь.

Постоянный Синод Элладской церкви проходит в Афинах 26-28 августа. Некоторые СМИ сообщили, что на Синоде будет принято решение по вопросу украинских церквей. Однако Постоянный Синод Элладской церкви не может решить этот вопрос. Эта тема может обсуждаться только на Иерархии, поясняют эксперты по религии.

Для изучения вопроса законности предоставления автокефалии «новой церкви» Украины созданы две комиссии — одна по каноническим проблемам, другая — по экклезиологии, которая изучит природу, свойства и устройство церкви.

Свою работу уже закончила комиссия, которую возглавил митрополит Навпактский Иерофей. Она передала текст своего заключения. Теперь текст второй комиссии Хризостома Патрского рассматривается на Синоде. Однако, обе комиссии имеют серьезные возражения по вопросу о признании раскольнической украинской церкви. На патриарха Греческой церкви Иеронима оказывается большое давление из-за украинских церковных распрей, но он выставил ряд аргументов в защиту совей позиции.

Священники у Епифания не были рукоположены, не имеют хиротонии, у них нет апостольского преемства. Эту серьезную для Элладской православной церкви проблему должна была решить патриархия Константинополя. На этом настаивают все богословы.

Кроме того, патриарху Варфоломею приходится бороться с раскольником Филаретом, который называет себя патриархом Украины. По мнению представителей Элладской православной церкви нужно решить все эти проблемы. В Греческой православной церкви подчеркнули, что церковь не должна идти в политику, поскольку это создает много проблем в тех странах, где это происходило. К несчастью, отметили в Афинах, именно этим путем пошла Украина. Предоставление патриархом Варфоломеем автокефалии Украине в отместку Русской Православной Церкви в Греции назвали ошибкой.

Представители РПЦ отказалась ехать на Всеправославный собор на Крите в 2016 году из-за украинского вопроса. Также на Собор не приехали еще три поместные церкви. В результате Критский Собор не удался, его не признало большинство православных церквей.

В Греции считают, что спасти свой подмоченный авторитет и достоинство Константинопольская патриархия может, только созвав Всеправославный Синод по единственному вопросу — Украине.

«Новая церковь» Украины была образована в Киеве в декабре 2018 года. Она образовалась в результате слияния двух неканонических церковных структур, действовавших на Украине. Новой автокефальную структуру возглавил «митрополит» Епифаний Думенко. Каноническая Украинская православная церковь, которую возглавляет митрополит Онуфрий, отказалась участвовать в этом мероприятии.

Как известно, русские и греки – единоверные народы. Греция по праву считает себя наследницей Византии, от которой Русь приняла не только веру, но и книжность и культуру.

Греческая православная церковь

Казалось бы, православные традиции в Греции и в России должно практически совпадать. Но есть ряд особенностей, которые отличают греческое благочестие от русского.

О наиболее интересных, примечательных и необычных греческих достопримечательностях мы уже писали. А теперь для читателей «Фомы» приводим 10 самых распространенных отличий церковной практики в Греции. Знание их позволит вам не попасть в курьезную ситуацию, когда вы посетите эту благословенную страну.

Тем более, что число россиян, которые выбирают Грецию для семейного отдыха или посещают ее с паломническими целями, неуклонно растет.

1. Если вы встречаете человека в рясе – неважно, священник он или простой монах, скажите «Эвлогитэ» (Благословите) и поцелуйте руку. То же касается и монахинь в монастырях. В Греции священники кресты одевают только во время архиерейских служб. Также и настоятельницы крестов не носят. Поэтому лучше благословиться у послушницы, чем обидеть игуменью (внешне они неотличимы).

Греческая православная церковь

Православный священник. Калабака, Греция. Фото Nagarjun

2. Если вы оказались в Греции в августе, имейте в виду, что Успение Пресвятой Богородицы (Кимисис тис Феотоку или просто Декапендавгусто) – самый почитаемый здесь праздник. Недаром его еще называют «летняя Пасха». Он отмечается 15 августа (греки празднуют по Новому Календарю). Это праздник сугубо семейный – большие города пустеют – все стремятся вырваться к морю, на острова. Ваше путешествие на этот период лучше планировать заранее (трансферы, отели, паромы).

Никаких деловых мероприятий с 8 по 20 августа лучше не планировать.

Греческая православная церковь

3. На Успение празднуются все чудотворные и местночтимые иконы Богородицы. Да. В один день! Если вам повезет, вы попадете на крестный ход, который бывает 14 августа вечером (когда спадает жара). В Греции крестные ходы отчасти напоминают наши парады, поскольку сопровождаются одним или несколькими духовыми оркестрами, которые исполняют бравурные марши. При этом верующие ложатся на землю.

Греческая православная церковь

Икона Пресвятой Богородицы. Фото roberic

4. На Успение именины празднуют чуть ли не половина греков. Такие имена, как Мария, Мара, Мариос, а также Панайот или Панайота (от греч. «Панагия» — Пресвятая, т.е. Богородица) здесь очень популярны. Так что у вас нет шансов не встретить именинника. При встрече надо пожелать ему «Хроня полля!», то есть «Многая лета!».

5. Утреня в церкви служится отдельно от вечерни, что для нас, привыкших ко всенощным, непривычно.

Греческая православная церковь

Монастырь Агиа Лавра, город Калаврит. Фото Ava Babili

6. Греки причащаются, по возможности, в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. Принимать исповедь может не каждый приходской священник. А только имеющий посвящение в сан духовника. Обычно это опытный клирик, который «гастролирует» по приходам епархии. Его расписание известно заранее и вывешено при входе в храм. К исповеди греки относятся очень серьезно.

Греческая православная церковь

7. Греки очень трепетно относятся к своей истории. Право, им есть чем гордиться! Поэтому не удивляйтесь, что батюшка может украсить вход в приходской дом статуей Аполлона или Афродиты.

Греческая православная церковь

8. К этому же «культу» истории можно отнести и огромную популярность древнегреческих имен. Не удивляйтесь, встретив на улице Аполлона, Эврипида, Ликурга или Артемиду. Этих имен нет в святцах, но греки нашли выход – все отмечают именины в день Всех Святых.

Греческая православная церковь

9. Церкви в Греции открыты с утра до позднего вечера. Как правило, перед иконами подсвечников нет, как нет и свечных лавок. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка (особенно это актуально для древних церквей с фресками). Сколько монет вы опустите в свечной ящик, взяв свечи, – дело вашей совести. Нормальное пожертвование — 3-5 евро.

Греческая православная церковь

Часовня на острове Антипарос, Греция. Фото A_Peach

10. Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – обеденный отдых. С 13.00 и до 17.00, особенно в летнее время все умирает. Это важно знать, планируя посещение действующих монастырей. Не только колотить в двери, но даже звонить в это время неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, и вам всегда будут рады.

Греческая православная церковь

Благодарим за подготовку материала православный фестиваль «Артос. Россия-Эллада».

Греческая православная церковь

Синод официальной в Греции Элладской православной церкви принял решение о переносе торжественного празднования Пасхи – одного из двух главных христианских праздников.

Все мероприятия, связанные с празднованием, включая торжественные богослужения, будут отложены на месяц. Об этом сообщается на сайте церкви.

Папа римский выступил с обращением Urbi et Orbi перед пустой площадью

Элладская церковь записана в Конституции Греции как господствующая в стране, несмотря на принятие свободы вероисповедания. Тем не менее, несколько православных священников были арестованы после попыток проводить богослужения вопреки запрету правительства, закрывшего храмы из-за угрозы распространения коронавируса.

Предшествующая празднованию Пасхи Страстная неделя и сама Пасха выпадают в этом году на карантинное время, – отмечается в сообщении Синода. Архиереи призвали прихожан усердно молиться дома, признав беспрецедентность ситуации.

Афины, 24 августа 2020 г.

Архимандрит Андрей (Конанос). Фото: Facebook/P. Andreas Konanos

Клирик Элладской Православной Церкви, известный православный писатель и богослов архимандрит Андрей (Конанос) сообщил об уходе из священнослужения, которому он посвятил 20 лет своей жизни, передает «Союз православных журналистов».

«Сегодня важный день в моей жизни, – написал он на своей странице в Facebook. – Что-то очень важное заканчивается. И начинается что-то новое. Сегодня, 24.08.20, я подал в святую Афинскую архиепископию прошение об увольнении из числа духовенства и снова стал простым гражданином мира сего. Теперь я «простой» Андреас Конанос».

Архимандрит не стал указывать причины своего решения, но отметил, что их было достаточно.

Он подчеркнул, что уходит из священства, но не разочаровывается ни в вере, ни в своем пройденном пути, и его сущность никогда не изменится, «хотя теперь моя форма и внешний вид будут другими».

При этом, добавил он, его «голос будет и дальше «звучать» и будет отчетливо слышен рядом с вами, в вашей печали и радости».

«Я буду продолжать служить и любить каждого встречного. Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу. Со всей искренностью и честностью, но теперь и с большей открытостью, широтой и свободой», – написал архимандрит Андрей.

Ссылка на основную публикацию