Урок безумного скомороха. Сквозь века Сергий Радонежский подаёт нам знак

Житие- повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение.

Ключевые слова:

Летопись, житие, Сергий, Радонежский, Епифаний, Премудрый, монах, святой.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ребята, назовите литературный жанр, зашифрованный здесь, который, является однокоренным словом, к слову живёт:

Верно, это житие.

-Как вы понимаете это слово?

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью.

Оно повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек.

Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя — вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

-С каким жанром современной литературы вы бы сравнили житие?

Правильно, оно похоже на биографию.

-А чем же отличаются житие и биография?

Тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины.

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и узнаем о житие святого.

-Какой из приведённых здесь героев относится к сказке? А к былине?

Кто из героев остался?

-Как думаете, к какому жанру относится герой Сергий Радонежский?

Правильно, к жанру житие.

-Давайте же узнаем о житие Сергия Радонежского

Посмотрите, пожалуйста, на портрет человека. Что вы можете сказать о нем?

-В те далёкие времена так одевались монахи.

Перед нами Епифаний Премудрый, который в 1417–1418 годах написал « Житие Преподобного Сергия Радонежского».

-Почему же он премудрый?

В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами

-Чтобы более подробно узнать о житие Сергия Радонежского прочитайте летопись «Житие Сергия Радонежского».

Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных; от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит.

Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей… И советовалась Мария с мужем своим, говоря так: «Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать благодетелю всех Богу»; что и сбылось.

Когда настал срок родов, родила она своего младенца.

И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель , то есть когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребёнка в церковь Божью. Иерей же с радостью духовной и старанием окрестил его во имя Отца, и Сына, и Святого духа — именем Варфоломей в святом крещении назвав его.

Потом, через некоторое время, по прошествии немногих дней, другое некое знамение чудодейственное было младенцу, нечто странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.

-Почему Бог выбрал в отцы и матери Сергия Кирилла и Марию?

Правильно, не мог Он допустить того, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей…

-Что обещала Мария своему мужу?

Правильно, что отдаст его в церковь благодетелю всех Богу.

-Когда Сергия отдали в церковь?

Правильно, на сороковой день после рождения.

-Как назвали его?

-Какое знамение было младенцу?

Правильно, « В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.»

У раба Божьего Кирилла, о котором шла речь, было три сына: первый Стефан, второй – этот Варфоломей, третий- Пётр; их воспитал он со всякими наставлениями в благочестии и чистоте. Стефан и Пётр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. За это часто бранили его родители, учитель же ещё строже наказывал, а товарищи укоряли. Отрок втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня».

-Сколько братьев было у Варфоломея?

Правильно, два брата.

-Чем они отличались от него?

Правильно, быстро изучили

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: К какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергии Радонежском?

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: 1. Былина; 2. Житие; 3. Слово; Летопись.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 2. Житие

«Первый русский» продолжает рассказывать о чудесах Преподобного Сергия Радонежского, чьим мощам в дни Всероссийского крестного хода идут поклониться сотни тысяч верующих. Как и всегда, в нашей публикации график принесения мощей на ближайшую неделю.

Всероссийский крестный ход продолжается несколько недель. До 7 октября православные верующие в России могут поклониться мощам Преподобного Сергия Радонежского. Святыня побывает в крупных городах страны — от Екатеринбурга до Петропавловска-Камчатского и Норильска, от Ярославля до Владикавказа и Севастополя, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга и Твери.

На следующей неделе святыню ждут в Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке и Южно-Сахалинске. А чуть ниже в нашем репортаже мы показываем, как святыню встречали в Красноярске.

График принесения мощей Сергия Радонежского с 4 по 10 июля

Комсомольск-на-Амуре — 5 и 6 июля. Ларец с мощами Преподобного Сергия Радонежского прибудет в город ранним утром. Приложиться к святыне можно будет в соборе Казанской Иконы Божией Матери в течение дня на проспекте Первостроителей, 28. В 8:00 здесь пройдёт торжественный молебен. В течение дня отслужат ещё три молебна: в 13:00, 15:00 и 17:00.

6 июля ларец перевезут в кафедральный собор Святого Илии Пророка, который находится по адресу проспект Копылова, 54. Молебны отслужат в 8:00, 13:00, 14:00 и 16:00. Утром после молебна также проведут божественную литургию.

Владивосток — 7 и 8 июля. После торжественной встречи мощей Преподобного Сергия Радонежского в аэропорту Владивостока ларец привезут в Покровский кафедральный собор, расположенный по адресу Океанский проспект, 44.

В 8:45 в соборе пройдёт торжественная встреча, молебен и божественная литургия. В течение дня отслужат ещё три молебна с акафистом: в 12:00, 14:00 и 18:00.

В ночь с 7 на 8 июля, в полночь и до 3:00 состоится божественная литургия.

8 июля в 8:30 состоится вторая божественная литургия, в 12:00 и 14:00 — молебны с акафистом. На 15:45 запланированы проводы святыни.

Южно-Сахалинск — 9 и 10 июля. В течение двух дней ковчег с мощами Преподобного Сергия Радонежского будет находиться в кафедральном соборе Рождества Христова по улице Горького, 11а.

Верующие православные смогут приложиться к мощам Преподобного Сергия Радонежского в течение двух дней — 9 и 10 июля — во время работы собора: с 8:00 до 21:00 9 июля, а также с 8:00 до 17:00 10 июля. В эти дни в храме в начале каждого часа будут совершаться молебны. После святыня отправится в следующую точку маршрута Всероссийского крестного хода — Петропавловск-Камчатский.

Урок безумного скомороха. Сквозь века Сергий Радонежский подаёт нам знак

ФОТО: ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРИНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Уроки Сергия Радонежского — спасение для каждого

Почему верующие так часто обращаются именно к Сергию Радонежскому? Наверняка у каждого свой ответ на этот вопрос. Однако есть и общее. Феномен великого русского святого — в полной победе над страхом и величайшей внутренней свободе. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о том, почему Сергий Радонежский так дорог верующим и спустя 600 лет после обретения его мощей, отмечал:

Преподобный, соединявший в себе необычайную простоту и христианское смирение, глубокую мудрость и мужество, стал своеобразным олицетворением Святой Руси, символом духовной красоты нашего народа.

Каждый может обратиться к нему со своей бедой или счастьем. И для каждого Преподобный найдёт свой урок, это и будет чудом.

Чудеса, связанные с именем Сергия Радонежского, легко можно перенести и в день сегодняшний. Очень знаковой нам кажется история скомороха, впадавшего в безумие всякий раз при нарушении обета.

Некий стрелец по имени Сергий жил в 1600 году недалеко от Сергиевой лавры. Много раз он зарекался скоморошествовать. Когда снова принимался за дурное дело, терял рассудок и впадал в тяжелейшую болезнь, а когда прекращал, то и от болезни своей исцелялся, и от безумия. Но не всегда приступы безумия удавалось остановить сразу. Каждый раз они становились всё опаснее.

Случилось ему быть в Москве, и начал он снова скоморошествовать, забыв про зарок, — и тотчас впал в безумие. Его привели на подворье Сергиевой обители, и он находился здесь несколько дней, но болезнь его не отступала. Не в силах избавиться от напасти, скоморох начал молиться Богу, призывая на помощь Преподобного Сергия Радонежского. И вот, стоя в церкви Богоявления Господня пред иконой Спасителя, он вдруг увидел, что волосы на голове его будто бы загорелись огнём. Закричал от страха, и с той минуты рассудок возвратился к нему, а болезнь отступила.

Как много скоморохов, одержимых безумием, видим мы сегодня? На беду, есть и такие, что управляют целыми государствами. Впрочем, и к ним придёт исцеление от безумия. Это вопрос времени.

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Время жизни преподобного Сергия Радонежского пришлось на один из самых драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до Крещения Руси. Совершённый в этих условиях духовный подвиг Преподобного вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков.

Урок безумного скомороха. Сквозь века Сергий Радонежский подаёт нам знак

Это и благословение князя Димитрия на воинский подвиг в защиту земли Русской на поле Куликовом. Это и то, что непосредственными учениками великого старца было множество иноков, которые основали в целом около 40 монастырей, что дало основание назвать ХIV век «золотым веком русского монашества». Это и возрождение патриотических чувств русского народа, его духовное просвещение. И многое иное.

Из многообразного духовного и исторического наследия преподобного Сергия хотелось бы выделить те нравственные уроки, которые могут быть использованы в современном воспитании.

Состояние современного общества является кризисным. Нравственная деградация констатируется представителями самых различных сфер. Изменение духовно-психологического климата в обществе привело к изменению внутреннего мира человека, потере «человеческого в человеке». В наше время отчетливо прослеживаются дефицит нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения.

Любое воспитание не может существовать без идеала. Оно предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Выбранный эталон приобретает личностно значимый смысл, формируется позитивная программа самовоспитания.

Особенно велика педагогическая значимость нравственного идеала. Он есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он – ключ к пониманию смысла человеческой жизни. В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека.

В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека. Слова святого, сказанные много веков назад, – «Любовью и единением спасемся» – являются как никогда актуальными и в наши дни. Единение людей – в семье, обществе, государстве – невозможно вне милосердия, терпения, прощения, сострадания, любви. Но именно дефицит любви является главным дефицитом нашего времени. Воспитание жертвенной любви в потребительском обществе – сложная педагогическая проблема, но подходы к ее решению можно найти, изучая жизненный путь святых.

Какие же уроки нравственности дает современному человеку преподобный Сергий? Восхождение отрока Варфоломея к преподобию святого имело свои ступени – добродетели. Изучая их, мы извлекаем для себя духовные уроки.

Урок смирения преподобного Сергия – это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу.

Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям – праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.

Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.

Урок трудолюбия – во всей жизни Преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.

Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершённых по его молитвам и т.д.

Урок любви к Отечеству – не только в широко известном благословении великому князю Димитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской.

Жизнь преподобного Сергия раскрывает особенности христианского подвига: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.

О.В. Розина, доцент МГОУ и АСУ,
кандидат исторических наук

Источник: Приход. вестн. храма Преображения Господня на Песках. – М., 2014. – Вып. № 7 (34).

Жизнь Сергия Радонежского, заступника Руси, всея Руси чудотворца, показывает нам ответы на вопросы: «как жить?», «как восстановить духовно-психологический климат в обществе?». Ответ прост. Ответ в силе духа, в нелицемерной любви, в единомыслие друг с другом. Именно это творит чудеса. Власть меняется, а вера в непоколебимость — нет.

Преподобный Сергий не оставил после себя какие-либо письменные труды, но дела и поступки его — уроки современным школьникам, уроки людям всех поколений. Каждый из нас — часть государства. И сегодня именно мы делаем свой исторический выбор, находим ответы на вечные вопросы, подаем пример потомкам, показывая жизненные ценности современного общества.

. иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения.

Сергий Радонежский (завещание не задолго до смерти).

В современном мире происходит изменение духовно-психологического климата в обществе, которое привело к изменению внутреннего мира человека. Сегодня мы являемся участниками глобальных духовно-политических процессов.

С одной стороны, идет процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий, культур, а именно: намеренный и сознательный отказ от традиционных религий, который влечет за собой отказы от родителей, от традиционной семьи, от собственной половой принадлежности.

А с другой стороны, происходит возрождение традиционных ценностей с целью сохранить целостность мирового сообщества. Возрождение ценностей возможно при наличии идеала, поэтому его понимание и является основанием и сердцевиной такого процесса. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Идеал — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Идеал призван сохранять устойчивость внутреннего мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе. Он необходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни. Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он внутренне принимается человеком, то есть приобретает личностно значимый смысл. Поэтому одна из главных задач данного процесса— формирование личностно значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений. В этой связи велико значение духовного подвига, уроков жизни, преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека.

Жизнь земного Варфоломея (имя Сергий Радонежский получил после того, как постригся в монахи) была удивительна. С детства не давались ему грамота и чтение. Но он смиренно терпел насмешки товарищей, непонимание родителей, упреки от учителей и каждое дело начинал и заканчивал молитвой к Богу. Произошло необъяснимое, ему в лесу повстречался старец и впоследствии он без труда читал и понимал содержание книг. Сегодня Сергий Радонежский является покровителем учащихся и учащих. Он преподнес нам урок смирения — перенесение всего происходящего с миром в душе, некое «философское спокойствие». Но это спокойствие не означает бездействие, это, прежде всего, умение не поддаваться раздражению, не отдаваться суете, мелочности, обидчивости. Это способность контролировать себя и свои эмоции, мысли, чувства. Смирение украшает человека, делая его внутренне сильным и умеющим встречать проблемы без уныния и радости без тщеславия. Смирение – это сила.

Урок трудолюбия передает нам Сергий через свои убеждения. Он донес окружающим, что хлеб нужно добывать собственным трудом. Запрещал монахам заниматься побирушничеством.

Урок милосердия во всей жизни преподобного. Он всегда был готов чувствовать сострадание к человеку, по возможности раздавал милостыню.

Урок верности выбранному пути мы видим в желании жить вдали от людей во имя служения Богу.

Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, ношении ветхих одежд, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д.

Когда люди лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений и соблазнов. Своим примером Сергий преподает урок борьбы с искушениями.

Урок терпения открывается нам после понимания простой истины: все начинается с веры в себя, в то, что ты сможешь преодолеть любые преграды.

Урок любви к людям пронес преподобный Сергий через всю свою жизнь. Всю свою жизнь он подчинил заповедям любви.

Урок миротворчества и любви к Родине преподает нам через умение примирять восстающих друг на друга князей.

Урок единомыслия заключается в осознании единства душ, единства помыслов. Для общества идея единства Руси была необходима, благодаря которой Русь, как и славянский народ в наши дни, только и может спастись.

Жизнь Сергия Радонежского, заступника Руси, всея Руси чудотворца, показывает нам ответы на вопросы: «как жить?», «как восстановить духовно-психологический климат в обществе?». Ответ прост. Ответ в силе духа, в нелицемерной любви, в единомыслие друг с другом. Именно это творит чудеса. Власть меняется, а вера в непоколебимость — нет.

Преподобный Сергий не оставил после себя какие-либо письменные труды, но дела и поступки его — уроки современным школьникам, уроки людям всех поколений. Каждый из нас — часть государства. И сегодня именно мы делаем свой исторический выбор, находим ответы на вечные вопросы, подаем пример потомкам, показывая жизненные ценности современного общества.

Оборудование урока: икона преподобного Сергия Радонежского; текст “Жития преподобного Сергия Радонежского”; иллюстрации Жития; карточки с толкованием устаревших слов; карточки с вопросами.

Приветствие, организация рабочих мест (проверка готовности к уроку: наличие на столах учеников рабочих тетрадей, православных изданий по теме урока).

  1. Ознакомление учащихся с темой урока.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.
  3. Установка на целостное восприятие.
  4. Проверка первичного восприятия
  5. Анализ произведения.
  1. Заключение. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Ознакомление учащихся с темой.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Прочитайте название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать.

Уч-ся. “Житие Преподобного Сергия Радонежского”.

Учитель. Вы знаете, какие произведения называют житиями?

Уч-ся. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности.

Учитель. Назовите эти особенности?

Уч-ся. В житие рассказывается в определенной последовательности о жизни святого.

Учитель. Кого называют святыми?

Уч-ся. Это люди, которые следовали заповедям Бога.

Учитель. Познакомимся с историей создания “Жития преподобного Сергия Радонежского”.

Выступление уч-ся с сообщением об истории написании “Жития Преподобного Сергия Радонежского”.

“Житие Преподобного Сергия Радонежского” было написано Епифанием, мастером “плетения словес”, прозванным современниками за ученость Премудрым. Епифаний с 1830 г. был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.

Учитель. Так как житие было написано давно, то в нем вам встретятся непонятные слова. У вас на столах карточки, на которых выписаны некоторые из них и объяснено их значение.

Благообразный – приятный по внешнему виду.
Смиренно – не гордо, кротко.
Отрок – мальчик.
Чадо – ребенок.
Скорбит – грустит.
Мошна – мешочек.
Уста – рот.
Вкушение – то, когда едят.

3. Установка на целостное восприятие.

Учитель. Послушайте, как описал детство и юность преподобного Сергия Епифаний Премудрый.

Учитель читает житие.

4. Проверка первичного восприятия

Учитель. Какой эпизод из жизни преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнился?

Далее самостоятельная работа уч -ся с текстом жития.

5. Анализ произведения.

Учитель. Сейчас мы с вами обсудим следующие вопросы: (могут быть выведены на экран с помощью мультимедийного проектора, записаны на доске или в виде опросника на стол каждому учащемуся).Уч-ся самостоятельно записывают тезисы в тетрадях в ходе работы с вопросами.

  1. С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного?
  2. Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово?
  3. Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей?
  4. Какое было знамение его родителям?
  5. Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
  6. Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
  7. Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия?
  8. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в истории Руси?

III. Заключение. Подведение итогов.

Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?

Уч-ся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.

Рассказывая о графике принесения мощей Преподобного Сергия Радонежского в регионах России, «Первый русский» напоминает о чудесах и уроках, которые дарил нам великий святой.

В год 600-летия со дня обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского проходит Всероссийский крестный ход. Святыня начала свой путь 7 июня, и до 13 октября верующие в городах России могут поклониться мощам Преподобного Сергия Радонежского.

Царьград принимает участие в этом уникальном путешествии, не только рассказывая о графике принесения мощей. Мы сопровождаем ковчег и видим, какой отклик крестный ход находит в душах верующих.

Шествие по русским городам стартовало в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, после дорога следовала через Московскую область к Уральским горам. Всего святыня посетит 57 городов нашей страны.

Прикоснулись к мощам и в Орле. Как люди встречали святыню, смотрите в нашем репортаже.

График принесения мощей Сергия Радонежского с 19 по 25 сентября

Брянск — 19, 20 и 21 сентября. Ковчег с частицей мощей Преподобного Сергия Радонежского будет пребывать в Брянском Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы. Торжественная встреча святыни состоится 19 сентября в 08:50. Поклониться мощам можно будет три дня:

  • 19 сентября — с 09:00 до 21:00
  • 20 сентября — с 08:00 до 21:00
  • 21 сентября — с 08:00 до 11:00

В эти дни брянское духовенство будет совершать молебное пение с акафистом преподобному Сергию Радонежскому у ковчега с честными мощами святого с 10:30 до 16:00.

Смоленск — 21 и 22 сентября. В 18:00 среды, 21 сентября, в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска состоится торжественная встреча ковчега. Утром 22 сентября в 09:00 Литургию в соборе возглавит митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. По окончании богослужения митрополит Исидор совершит молебен с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому.

11:00, 12:30, 14:00, 15:30, 17:00 — совершение молебнов с акафистом у ковчега духовенством благочиний Смоленской епархии. А в 18:00 состоятся проводы святыни.

Псков — 23 и 24 сентября. Святыня будет находиться в Троицком кафедральном соборе. Поклониться ей все желающие смогут в следующую пятницу с 09:00 до 20:00, в субботу с 08:00 утра до 19:00.

Санкт-Петербург — 25 сентября ковчег со святыней прибудет в Северную столицу России, где пробудет несколько дней. Детальная информация о месте и времени принесения будет доступна на сайте Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви по ссылке.

Урок безумного скомороха. Сквозь века Сергий Радонежский подаёт нам знак

Важный урок Преподобного Сергия Радонежского

Часто мы так погружены в собственные переживания — и приятные, и печальные, — что не замечаем происходящего вокруг. А иногда и вовсе, поглощённые эмоциями, забываем о молитве. Но ведь именно она показывает нам путь. Вот и Преподобный Сергий Радонежский объяснял это, подарив одно из чудес.

В дошедших до нас сведениях, наиболее полно изложенных учеником старца Епифанием Премудрым, сообщается о воскрешении Сергием Радонежским из мёртвых. Так, у одного человека, преданного обители, был единственный сын. Он болел смертельным недугом. Тогда человек понёс сына к Преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребёнок, как был уверен отец, умер по пути.

Сергий Радонежский, видя рыдания безутешного отца, смилостивился и, помолившись, воскресил мальчика, пишет его ученик Епифаний Премудрый. Причём после воскрешения ребёнок был абсолютно здоров. Однако сам святой в том же повествовании отрицает то, что мальчик был мёртв, и объясняет:

Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нёс сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в тёплой келье, а тебе показалось, что он воскрес.

Так что не будем обманываться. И пусть молитва поможет нам сохранять силу духа.

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Житие- повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение.

Ключевые слова:

Летопись, житие, Сергий, Радонежский, Епифаний, Премудрый, монах, святой.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ребята, назовите литературный жанр, зашифрованный здесь, который, является однокоренным словом, к слову живёт:

Верно, это житие.

-Как вы понимаете это слово?

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью.

Оно повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек.

Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя — вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

-С каким жанром современной литературы вы бы сравнили житие?

Правильно, оно похоже на биографию.

-А чем же отличаются житие и биография?

Тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины.

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и узнаем о житие святого.

-Какой из приведённых здесь героев относится к сказке? А к былине?

Кто из героев остался?

-Как думаете, к какому жанру относится герой Сергий Радонежский?

Правильно, к жанру житие.

-Давайте же узнаем о житие Сергия Радонежского

Посмотрите, пожалуйста, на портрет человека. Что вы можете сказать о нем?

-В те далёкие времена так одевались монахи.

Перед нами Епифаний Премудрый, который в 1417–1418 годах написал « Житие Преподобного Сергия Радонежского».

-Почему же он премудрый?

В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами

-Чтобы более подробно узнать о житие Сергия Радонежского прочитайте летопись «Житие Сергия Радонежского».

Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных; от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит.

Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей… И советовалась Мария с мужем своим, говоря так: «Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать благодетелю всех Богу»; что и сбылось.

Когда настал срок родов, родила она своего младенца.

И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель , то есть когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребёнка в церковь Божью. Иерей же с радостью духовной и старанием окрестил его во имя Отца, и Сына, и Святого духа — именем Варфоломей в святом крещении назвав его.

Потом, через некоторое время, по прошествии немногих дней, другое некое знамение чудодейственное было младенцу, нечто странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.

-Почему Бог выбрал в отцы и матери Сергия Кирилла и Марию?

Правильно, не мог Он допустить того, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей…

-Что обещала Мария своему мужу?

Правильно, что отдаст его в церковь благодетелю всех Богу.

-Когда Сергия отдали в церковь?

Правильно, на сороковой день после рождения.

-Как назвали его?

-Какое знамение было младенцу?

Правильно, « В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.»

У раба Божьего Кирилла, о котором шла речь, было три сына: первый Стефан, второй – этот Варфоломей, третий- Пётр; их воспитал он со всякими наставлениями в благочестии и чистоте. Стефан и Пётр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. За это часто бранили его родители, учитель же ещё строже наказывал, а товарищи укоряли. Отрок втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня».

-Сколько братьев было у Варфоломея?

Правильно, два брата.

-Чем они отличались от него?

Правильно, быстро изучили

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: К какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергии Радонежском?

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: 1. Былина; 2. Житие; 3. Слово; Летопись.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 2. Житие

Ссылка на основную публикацию