Стили православных церквей

Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

What can I do to prevent this in the future?

If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

Cloudflare Ray ID: 6f8afd157ef29b7c • Your IP : 178.76.241.51 • Performance & security by Cloudflare

Начало XX века в Казани было временем избавления от храмовой архитектуры. По данным автора книги «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» Сергея Саначина, к 1932 году в Казани уничтожили 12 из 52 церквей. Среди них — Владимирский собор, Грузинская церковь, церковь Четырех Евангелистов и другие, на месте которых сейчас в основном стоят жилые дома. Некоторым старинным храмам удалось избежать грустной судьбы. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил епархиального архитектора Степана Новикова кратко рассказать о русской православной архитектуре и выбрать 12 важных исторических казанских храмов.

казанский епархиальный архитектор, преподаватель кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ

В Россию православная храмовая архитектура пришла вместе с православием. Русская архитектура исторически отличалась от византийской, хотя и многое из нее заимствовала. Русскую православную архитектуру можно разделить на три типологические группы — южную, среднерусскую и северорусскую, каждая из которых имела свои особенности.

Южная больше тяготела к византийской, на севере в основном строили деревянные храмы, а в средней полосе происходил синтез различных архитектурных направлений, в котором могли проявляться в том числе и языческие элементы в виде росписей и резьбы. В период правления Петра Первого в Россию начали проникать европейские архитектурные течения — барокко, классицизм, эклектика и другие.

Фасады русских храмов основаны на контрастном построении композиции. Крупные массы стен разбивали полукруглыми закомарами, украшали узкими окнами, куполами-маковками, кокошниками, резьбой и росписями. Объемно-пространственные решения применяли разные — строили трехнефные, однонефные, крестово-купольные храмы, но самой распространенной была композиция «корабль».

Старорусские храмы внешне не всегда были симметричными, из-за того что их достраивали; для них характерны звонницы, а не колокольни. Позже стали активно строить колокольни, в период барокко они, как правило, были отдельно стоящими. Сейчас же колокольню строят в основном в структуре храма.

Самым древним казанским собором считают Благовещенский, хотя православные храмы начали строить еще в Макарьевском монастыре до взятия Казани Иваном Грозным. Пик строительства храмов пришелся на середину XIX — начало XX века. По состоянию на 1917 год в городе насчитывалось более сотни церквей, включая монастырские и домовые (при учебных заведениях, тюрьмах, больницах) храмы.

В 1930-е годы Казань лишилась крупных древних храмов, которые влияли на ее силуэт и панораму. Город во многом потерял свою идентичность. Были разрушены Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (сейчас он в руинированном состоянии), стоявший рядом трехшатровый собор Иоанно-Предтеченского монастыря. Снесены храмы вокруг Кремля, находившиеся на месте цирка, «Пирамиды» и здания Академии наук Татарстана. В Старо-Татарской слободе снесли Борисоглебскую церковь.

На месте церкви Четырех Евангелистов, которая была выстроена в стиле дворцового барокко, построили не менее помпезную сталинку ; то же случилось и с территорией, освободившейся после сноса Владимирской церкви на перекрестке улиц Чернышевского и Московской. В списке утраченных также значатся церковь Кирилла и Мефодия на перекрестке Айвазовского и Лесгафта, церковь Трех Святителей Казанских на перекрестке Качалова — Шаляпина, Воскресенский собор и Федоровский монастырь, на месте которых сегодня располагаются химический корпус КФУ и НКЦ «Казань» соответственно. Сильно пострадал Кизический монастырь, главный собор которого полностью уничтожили, а также многие другие храмы в центре города и окружающих его слободах.

В 1990-е годы в городе начался ренессанс. На Сафиуллина по проекту Андрея Спориуса построили церковь Серафима Саровского, храмы возвели на Адоратского, Чистопольской, в Ягодной слободе. Старых действующих церквей оставалось мало, их начали реставрировать и восстанавливать. Из действующих сегодня исторических храмов можно выделить Петропавловский собор и Богоявленскую церковь на Баумана. В 2015 году завершилась реставрация Духосошественской церкви, где раньше находился театр кукол. Сегодня в городе никак не обозначены места, где когда-то стояли храмы, вероятно, это можно сделать с помощью мемориальных досок и стилизованных арт-объектов.

Что до стилей, то в Казани представлены объекты периода барокко (Духосошественская церковь, Петропавловский собор), эклектики (церковь Святого Варсонофия), классицизма (Богородицкий монастырь). Есть примеры русско-византийского стиля (Варваринская церковь) и историзма с элементами модерна (старообрядческая церковь). В период модерна, ретроспективизма и активных архитектурных стилизаций строили много интересных культовых объектов. Но в 1917 году развитие культовой архитектуры прекратилось. Кто знает, если бы этого не случилось, как сегодня выглядели бы храмы. К сожалению, сейчас мы не можем скакнуть в ультрасовременную архитектуру. Поэтому нужно вернуться на 100 лет назад, посмотреть, на чем мы остановились, и продолжать развиваться в том же направлении. Сейчас же храмы — увы, не лучшие пародии прошлых лет и результаты попыток скопировать историческую архитектуру.

Если описывать выставку в хронологической последовательности, то начинается она с редких фотографий самарских церквей, которые были снесены и разобраны в начале 30-х годов. О масштабах разрушения можно судить по таким цифрам: в дореволюционной Самаре, границы которой доходили до улицы Полевой, было около 30 православных храмов, а к середине века в городе осталось только две действующих церкви. И, с утратой этих храмов, город потерял не только свои духовные опоры, свою историю и своё лицо, но и прекрасную архитектуру. В зале вместе с фотографиями находится большая карта старой Самары, на которой можно рассмотреть, где стояли не только православные храмы, но и другие культовые постройки многоконфессиональной Самары.

Современные церкви Самары представлены проектами Юрия Харитонова – одного из ведущих архитекторов, возрождающих традиции храмового строительства в России, члена-академика Академии архитектурного наследия. Для выставки были выбраны три самарских храма из нескольких десятков, спроектированных Юрием Харитоновым и построенных в России, Сербии и Черногории. Это храм-памятник во имя Св. вмч. Георгия Победоносца, церковь Всех Святых и церковь во имя Софии, Премудрости Божией. Наброски, чертежи и макеты показывают, как зарождаются архитектурные идеи, как они оттачиваются и обретают осязаемые формы. А реальное воплощение этих проектов и то, какое место они заняли в городском ландшафте, можно увидеть на фотографиях построенных храмов.

В каминном зале представлены иконы художников–иконописцев Владимира Кидишевича (Сербия, Белград) и Александра Чашкина (Россия, Москва). Оба художника связаны с церквями, построенными по проектам Юрия Харитонова: Александр Чашкин расписывал храм в честь Георгия Победоносца, а Владимир Кидишевич делает фреску в храме Всех Святых. Выставленные иконы являются авторскими, и образы Спасителя и Богоматери, с одной стороны, каноничны, а, с другой, отражают авторский стиль художника. Вместе с иконами в этой части выставки представлены проекты и макеты иконостасов. Посетители узнают, что собой символизирует иконостас, из скольких чинов он может состоять и по какой иконе в иконостасе можно узнать название церкви, в которой вы находитесь.

В зале, посвящённом истории и современности Иверского монастыря, соседствуют старинные и современные экспонаты: первые были созданы в монастырских мастерских до его официального закрытия в 1919 году, вторые – там же, после его возрождения в 1990-х годах. Большая часть старинных предметов – бельё тончайшей работы, фрагменты вышивки и кружева, предметы дамского туалета – были сделаны в белошвейной мастерской. Среди мастерских, открытых вскоре после основания обители в 1850 году, именно белошвейная была самой крупной и востребованной, поскольку в ней готовили приданое для девиц. Также при монастыре работали золотошвейная, иконописная, чеканная, ковровая, переплетная, башмачная и другие мастерские. В современном монастыре удалось возродить некоторые из этих ремёсел: на выставке представлены работы вышивальщиц и золотошвеек из мастерской лицевого шитья.

«Словарь искусств», который сопровождает каждую выставку музея, на этот раз рассказывает о фреске. Несмотря на то, что это техника монументальной живописи, и она всегда связана с пространством архитектуры, специально для выставки игуменья Нина (Механикова) написала два фрагмента фрески, которые помогут посетителям лучше разобраться в особенностях этой техники. Ещё мы увидим, как и чем работают художники-фрескисты и узнаем, почему Микеланджело говорил, что масляная живопись предназначена «для лентяев и женщин», а фреска – для молодых и сильных мужчин.

1. Масиель Санчес, Л.К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности / Л.К. Масиель Санчес. — М., 2003. — Условия доступа : Cheloveknauka.com/kamennye-hramy-sibiri-xviii-veka…

2. Попов, А.И. Томск / А.И. Попов. — М., 1959. — 132 с.

3. Степанская, Т.М. Храмы Барнаула / Т.М. Степанская // Сибирская старина. — 1994. — № 8 (13). — 48 с.

4. Залесов, В.Г. Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря / В.Г. Залесов // Томская старина. — 1991. — № 2. — 32 с.

5. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 2165. Л. 6-9.

6. Безруков, О. Православные храмы Томска : дис. … канд. богословия. — Томск, 2004.

7. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 32-35.

8. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 28-31.

9. Тобольский филиал гос. архива Тюменской области. Ф. 156. Оп. 22. Д. 224. Л. 1-4.

10. Проскурякова, Т.С. Особенности сибирского барокко / Т.С. Проскурякова // Архитектурное наследство. — 1979. — Вып. 27. — 183 с.

11. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 36-39.

12. Беликов, Д.Н. Старинный Свято-Троицкий собор в Томске / Д.Н. Беликов. — Томск, 1900. — С. 13-14.

13. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 24-27.

14. Герасимов, А.П. Православные храмы Западной Сибири XVII — первой половины XVIII в. / А.П. Герасимов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2016. — № 1. — С. 80-90.

15. Герасимов, А.П. Православные храмы Западной Сибири 2-й половины XVIII — начала XIX в. / А.П. Герасимов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2016. — № 2. — С. 59-69.

Дополнительные файлы

Для цитирования: Герасимов А.П. Православные храмы Томска XVIII — начала XIX века. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016;(5):63-73.

For citation: Gerasimov A.P. Orthodox Churches in Tomsk in the 18 TH and Early 19 TH Centuries. Vestnik of Tomsk state university of architecture and building . 2016;(5):63-73. (In Russ.)

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.

alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Ссылка на основную публикацию