Раскол русской православной церкви кратко

21. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПАТРИАРХ НИКОН.

Смута ХVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум.

Светская власть принимала активное участие в реформе, так как:

1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной);

2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку;

3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.

Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы.

Суть церковной реформы:

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола:

1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;

2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;

3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;

4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

Удобная навигация по статье:

Краткая история Церковного раскола

Российский Церковный раскол, чаще всего, связывают с именем патриарха Никона, организовавшего реформу церкви в пятидесятых — шестидесятых годах семнадцатого века. Введённые изменения задели фактически все церковные уклады, а необходимость введения преобразований, по мнению патриарха и царя, была обусловлена религиозной отсталостью Русского государства и разнящимися духовными текстами, которые переписывались в каждом княжестве во время усобиц, согласно местным правилам.

Раскол русской православной церкви кратко

При этом, реализация нововведений привела не только к церковному расколу, но и общественному. Жители Руси стали открыто выступать против новой реформы, высказывая собственную позицию не только возмущениями, но и народными восстаниями.

Истоки церковного раскола на Руси

Согласно исследованию современных историков, в семнадцатом веке, в результате дробления Руси на удельные княжества, в каждом из них сформировалась собственная система проведения религиозных обрядов, существенно отличающаяся не только от обрядов соседей, но и от греческих канонов, которые являлись незыблемыми в христианстве. Поэтому, основными действиями, последовавшими за введением реформы Никоном, стали:

  • Переписывание и унификация религиозных книг, которые имели немало искажений и отличий.
  • Введение новой манеры крещения, соответствовавшей тому времени (в других странах крестились тремя перстами, в то время как на Руси — двумя).
  • Подведение под единый канон церковных обрядов. Большинство обрядов в России проводилось по принципу «многоголосья», характерными чертами которого являлось ведение службы не только представителем духовенства, но и других присутствующих на службе (прихожане, певчие и др.).

Таблица: причины церковного раскола на Руси

Раскол русской православной церкви кратко

Назначение духовника царя Никона Патриархом

Решив унифицировать все перечисленные моменты под греческие каноны, царь Алексей Михайлович Романов назначает на пост Великого Патриарха своего духовника Никона, которому и было поручено провести церковную реформу. Историки отмечают тот факт, что выбор этой кандидатуры был очень странным, ведь сам Никон не только не имел опыта внедрения подобных нововведений, но и пользовался дурной славой у представителей российского духовенства.

Реформирование церковной традиции

Итак, начало внедрения изменений пришлось на 1653 – 1655 годы. За этот период были введены следующие изменения, которые и стали основной причиной церковного раскола:

  • Крещение двумя перстами (пальцами) было заменено на трёхперстное.
  • Поклоны теперь совершались не до земли, а до пояса.
  • Были изменены тексты основных религиозных книг и унифицированы изображения икон.
  • Вводится термин «православие».
  • Вместо «Исус» теперь нужно было писать и говорить «Иисус».
  • Восьмиконечный христианский крест был заменён четырёхконечным.
  • Кроме того, были изменены обряды церковной службы. В том числе, отныне Крестный ход необходимо было совершать против часовой стрелки, а не по часовой.

Народная реакция на эти нововведения была крайне показательной, подчёркивая тем самым, что изменения затронули гораздо больше того, о чём говорил Никон.

Согласно некоторым письменным источникам, в первые дни после введения реформы по всей территории государства прокатились народные массовые восстания, участники которых требовали вернуть былые каноны.

Таблица: церковная реформа патриарха Никона

Раскол русской православной церкви кратко

Отношение жителей Руси к реформированию церкви

При этом, жители Руси разделились на две группы. Одни — всячески пытались высказать своё недовольство, а другие, осознавая бесполезность подобных действий, просто покидали страну. Однако, по царскому приказу, их выслеживали, отлавливали и возвращали домой.

Не менее показательной стала и реакция правительства, устроившего нечто похожее на инквизицию. Современники отмечали, что в тот период в кострах горели не только старые книги, но и непокорные люди, а патриарх Никон, который славился особой жестокостью, лично приветствовал подобную расправу над противниками его трудов.

Итоги и оценки церковной реформы Никона

Как бы там ни было, оценивать церковную реформу Никона сегодня можно лишь с точки зрения реалий того исторического периода. Несмотря на уничтожение патриархом исконной славянской религии, ему удалось выполнить волю правителя – он привёл в соответствие с международной религией русскую Церковь.

Благодаря этому, Российская религия вышла за границы собственного государства, что позволило впоследствии сформировать крепкие политические связи с более развитыми и мощными державами.

Однако, чтобы осуществить всё вышеперечисленное – пришлось заплатить огромную цену. В церковных кострах сгорела большая часть славянской культуры с её древними иконами, книгами и обрядами.

Конечно, не стоит расценивать нововведения Никона как причину полного уничтожения всего, что имело хоть какое-то отношение к раннему христианству. Ведь неизвестно, какие именно последствия для русского государства имела бы разрозненность обрядов и религии в будущем.

Раскол русской православной церкви кратко

Церковная реформа Никона, приведшая к расколу церкви, является важнейшим событием в России 17 века, в результате которого произошли изменения мировоззрения всего общества страны.

По мнению исследователей, главной причиной этого события являлись не разногласия в церкви, а сложившаяся ситуация в политической жизни страны.

Кратко о церковном расколе 17 века

События, приведшие к церковному расколу, произошли во времена царствования Алексея Михайловича, считавшего себя верующим православным человеком. Деятельному правителю ещё в юные годы понравился игумен Никон, который по его велению стал архимандритом при Московском Новоспасском монастыре, затем митрополитом Новгородским.

Раскол русской православной церкви кратко

Со временем Никон принял высший церковный сан, заменив патриарха Иосифа. Назревала ситуация, когда необходимость в реформе церкви была видна всем. Реформа была разработана патриархом Никоном и поддерживающим его государем Алексеем Михайловичем, основными инициаторами нововведений.

При проведении реформы церковь раскололась, появились «староверы», не принявшие нововведения, которые подвергались гонениям. Последствия раскола проявились в народных волнениях и трагических событиях.

Причины церковного раскола

Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.

Раскол русской православной церкви кратко

Произошло это из-за:

  1. Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно, духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
  2. Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
  3. Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений, среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
  4. Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
  5. Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.

Основные положения церковной реформы

Изменения, согласно церковной реформе, включали следующее:

  • замену крестного знамения с двупёрстного на троепёрстное, противники реформы называли троепёрстие «кукишем Богу», оскорблением Господа,
  • изменение написания имени Господа с «Исус» на «Иисус»,
  • уменьшение количества просфир, необходимых для проведения литургии,
  • замена земных поклонов на поясные при проведении служб,
  • направление крестных ходов должно быть против солнца,
  • во время пения в церкви двухразовое произношение «Аллилуйя» заменено на трёхразовое.

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

Раскол русской православной церкви кратко

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны.

Кто выступил против церковных реформ

Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.

Раскол русской православной церкви кратко

Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.

Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.

Раскол русской православной церкви кратко

Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.

Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Раскол русской православной церкви кратко

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания.

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.

Раскол в русской православной церкви

1. Церковные реформы

В XVI век Россия была самым крупным независимым православным государством. Но у неё были недостатки:

— распространение различных пороков (пьянство);

— отсутствие строгого соблюдения церковных правил и устава;

— многоголосие (разные части службы пелись и читались одновременно – в результате богослужение делалось совершенно непонятным для молящихся, лишалось порядка и чинности);

— русское духовенство недостаточно образованное (плохо знают богословские основы православного вероучения и с трудом могли защищать свою веру в спорах с представителями других конфессий).

В конце 1940-х гг. в Москве сложился кружок ревнителей благочестия. Возглавлял Стефан Вонифатьев. Выступали за:

— наведения порядка в церковной среде (в частности, за запрет многоголосия);

— улучшения нравов духовенства;

— за духовное просвещение в народе;

— искоренение пережитков язычества и суеверий.

«Ревнителям» много удалось добиться:

— мирянам предписывалось соблюдать посты;

— читать воскресенья и церковные праздники;

— регулярно исповедоваться и причащаться;

— началась борьба с суевериями и считавшиеся непристойными развлечениями (скоморошество).

Проблемой стали богослужебные книги. Они переписывались от руки и в них нередко встречались ошибки, поэтому текст существенно отличался от древних рукописей. Изменилась и церковная служба. В результате к середине XVII века богослужебный чин и священные тексты Русской церкви и церквах православного Востока частично отличались друг от друга .

Как сделать, чтобы связи между православными церквами укрепились?ввести единообразие в богослужении и церковных книгах.

«Ревнители благочестия» разделились во мнении

Исправить богослужебные книги по древнерусским образцам.

За основу необходимо взять греческие церковные тексты.

Патриарх Никон

Сторонник исправления богослужебных книг по греческому образцу.

Исторический портрет : был потомком простых крестьян, родился в Поволжье. У него умерли трое детей, после чего принял постриг в Соловецком монастыре. Сначала был священником, позднее возглавил один из северных монастырей. С 1652 г. – патриарх.

Пользовался доверием и любовью царя Алексея Михайловича. В его отсутствие правил государством. Стремился сделать церковную власть выше государственной.

Реформы Никона :

— богослужебные книги переписал по греческому образцу;

— православным предписывалось креститься тремя перстами;

— во время крестного хода идти против солнца;

— имя Христа стали писать с двумя «С» (Иисус);

— поклоны стали поясными.

Для многих такие реформы считались кощунственными.

Ознакомиться с дополнительной информацией

2. Никон и Аввакум.

В 1654 г. на церковном Соборе духовенство и царь поддержали нововведения, а противников Никона обвинили в расколе и отлучили от Церкви.

За приверженность старым обрядам, отвергнувших реформу Никона, стали называть старообрядцами, староверами и раскольниками. Одним из идеологов старообрядцев был протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум

Так же, как и Никон был родом из Нижегородского уезда. Служил в одном из нижегородских сёл, а потом – в городе Юрьевце. Вступал в конфликты с прихожанами не зависимо от их положения. За верность своим убеждениям поплатился ссылкой.

Никон, окрылённый поддержкой царя, вмешивался в дела государства. Царь запретил называть себя «великим государем». Тогда Никон поставил условие, что не будет больше исполнять обязанности патриарха и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Царь дал согласие на уход патриарха.

1666-1667 гг. – церковный Собор, на котором собрались патриархи других Православных церквей:

— осудил протопопа Аввакума;

— согласились с нововведениями.

Никону разрешили вернуться после смерти Алексея Михайловича, но умер в пути. Аввакума лишили сана и предали анафеме – церковному проклятию. Сослали его в далёкий северный Пустозёрск. Там в земляной тюрьме он провёл 15 лет и в 1682 г. был сожжён на костре.

3. Старообрядцы

Работа с картиной на стр. 155

Ответить на вопросы.

Спасаясь от гонений, староверы уходили в глухие места, где основывали свои поселения – скиты в Сибири и на Урале. Старообрядчество разделилось на несколько направлений: согласия и толки.

Раскол русской православной церкви краткоПрошло три с половиной века с тех пор, как в русской православной церкви произошел раскол. Но до сих пор нет единого мнения – оправдана ли церковная реформа именно в тот период, середину 17 века? Была ли она столь необходима Российскому государству и русскому народу, и стоила ли того количества человеческих жизней? Сложная и деликатная тема, по-прежнему болезненная для православной части русского народа.

↑ Соглашение между Византией и Римом

Необходимо обратиться к событиям мировой истории, чтобы иметь возможность понять некоторые спорные до сих пор моменты истории собственной страны и своего народа. Русь приняла православное христианство от Византии и считала себя ее духовной дочерью вплоть до 15 века, пока византийская церковь не объединилась с римской католической церковью, чтобы избежать гибели от турецких полчищ. Идея объединения принадлежит греческому императору, который согласился на большие уступки главе католической церкви – Папе Римскому. В 1439 году была подписана Флорентийская уния, которую были обязаны соблюдать все православные церкви. Московский митрополит Исидор, по происхождению грек, так же подписал это соглашение. Москва восприняла поступок митрополита как предательство по отношению к истинному православию. Исидор был смещен, а вместо него Собор иерархов выбрал русского митрополита. С 1453 года Византийская империя перестала существовать полностью порабощенная османами. В этом русские православные люди увидели наказующий перст божий за отступничество от истинной веры.

↑ Последствия Флорентийской унии 15 века для Московской Руси

Поэтому к середине 17 века в русском православном мире утвердилось представление о том, что только Русская православная церковь осталась единственной преемницей и хранительницей истинного, подлинного благочестия и веры. К этому времени Москва присваивает себе эпитет – третий Рим. Православному люду на московских площадях разъясняли, как первый христианский Рим пал, увлеченный папской ересью. Константинополь, взявший на себя обязанности по сохранению истинной христианской веры, предал православие, перейдя под власть папы, и оказался плененный турками. Поэтому, теперь Москва является защитницей истинной православной веры.

↑ Краеугольный камень церковных разногласий

Церковный ритуал любой религии состоит из множества обрядов, которые остаются неизменными. Традиционно Русская православная церковь в своей повседневной практике опиралась на древнюю культуру беспрекословного подчинения богословским книгам и исключала даже малейший научный подход к вопросам веры. Наиболее актуальными были два вопроса по поводу церковных обрядов. Вопрос первый – сколько раз нужно произносить слово “аллилуйя” по окончании молитвы – два или три? Вопрос второй – о “посолонном хождение”, или как должны совершать обход храма верующие во время основных церковных праздников — по движению солнца или, наоборот. В 16 веке Стоглавый церковный собор закрепил церковный обряд с двойной аллилуею, двуперстным крёстным знамением и хождением «посолонь», и некоторые другие церковные традиции, присущие русскому православию со времен крещения в христианской вере. Церковная служба проводилась по переводам с греческих книг. Уже в 16 веке стали обращать внимание на множество расхождений, а порой и противоречий в церковных книгах, которые возникали из-за неточности переводов или плохого знания как греческого, так и русского языков. Стоглавый собор принял решение сверить действующие церковные книги и привести их к правильному единообразию, что оказалось очень сложно осуществить на практике.

Наступившие Смутные времена отодвинули религиозные споры и разногласия почти на целый век. Первый царь из новой русской династии Романовых, Михаил Федорович, был глубоко религиозным человеком. Поэтому, национальная идея, которая помогла бы сплотить русский народ, виделась ему только в ревностном соблюдении православия. Настоящими учеными этой эпохи признавались исправители и составители священных книг. Целью подтвердить несоответствие церковных книг с подлинными изданиями греческой церкви, была экспедиция Арсения Суханова, которого царь отправил на восток. Результаты этой экспедиции и привели к церковному расколу русской православной церкви в середине 16 века.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector