Ученики сергия радонежского

Ученики прп. Сергия Радонежского — основатели обителей

Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей. К числу учеников относятся:

1. Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

2. Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

3. Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

4. Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

5. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

6. Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г.

7. Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

8. Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в 1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

9. Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 г.

10. Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около 1374 г.

11. Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.

12. Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

13. Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

14. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

15. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

16. Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

17. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

18. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

19. Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

20. Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

К 700-летию преподобного Сергия Радонежского

Предлагаем читателям краткие рассказы о монастырях, основанных учениками преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Авраамий Галичский

Один из первых учеников преподобного Сергия. Основал четыре обители на Чухломе: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Преподобный Павел Обнорский

Келейник преподобного Сергия. Основал на излучине рек Обноры и Нурмы под Вологдой Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

Преподобный Сергий Нуромский

Грек, принял постриг на Афоне. Основал на реке Нурме под Вологдой монастырь Преображения Господня.

Преподобный Сильвестр Обнорский

Основал на реке Обноре под Вологдой обитель Воскресения Христова.

Преподобные Андроник и Савва

По просьбе святителя Алексия Московского, преподобный Андроник был направлен преподобным Сергием для устроения обители Всемилостивого Спаса на речке Яузе, в семи верстах от Кремля. Он стал наставником преподобного Саввы и иконописцев преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного.

Преподобный Мефодий Пешношский

Основал на реке Яхроме (Дмитровский район Московской области) Николо-Пешношский
монастырь.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Племянник Преподобного Сергия.
Основал Симонов Успенский монастырь недалеко от Москвы, вниз по течению Москвы-реки. Преподобный Сергий останавливался здесь во время приездов в Москву. Здесь были похоронены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Преподобный Кирилл Белозерский

Выходец из Симоновой обители.
Основал в Вологодской области на берегу Сиверского озера Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь.

Преподобный Ферапонт Белозерский

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском.

Преподобный Афанасий Высоцкий

Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь.

Преподобный Роман Киржачский

Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря.

Преподобный Леонтий и Савва Стромынские

Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке
в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря . Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».

Преподобные Феодосий и Афанасий

Основали Череповецкий Воскресенский монастырь.

Преподобный Ксенофонт Тутанский

Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь.

Преподобный Ферапонт Боровенский

Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь.

Преподобный Савва Сторожевский

После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Иаков Железноборский

Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи.

Преподобный Никита Костромской

Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь.

Преподобный Григорий Голутвинский

Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием.

Масштаб личности святого Сергия Радонежского настолько велик, что историю России вполне можно делить на «до Сергия» и «после него».

Причем даже это «после» окрашено сильнейшим влиянием преподобного на духовную жизнь страны — через труды его учеников, служение основанного им монастыря.

Старец Сергий покинул земную жизнь 25 сентября 1392 года.
Лучшие ученики преподобного во всем походили на учителя. Они стремились к молитвенной созерцательности и вовсе не желали власти. В свое время и Сергий с большой неохотой принял звание настоятеля. Никон через полгода руководства обителью упросил братию освободить его от этого бремени. Новым игуменом после долгих уговоров стал Савва. Шесть лет он вел монастырь курсом, проложенным святым Сергием: строгий распорядок дня, общие труды, смирение и послушание, непрестанная молитва. Но и Савва в конце концов пожелал удалиться от стольких хлопот.
Однако же им обоим не удалось укрыться в молитвенном затворничестве. Зажженную свечу не прячут. Иноки настояли на возвращении «в должность» Никона. А Савву в 1399 году пригласил в Звенигород князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского. Там, на горе Сторожи, Савва по просьбе князя основал монастырь и возглавил его. Саввино-Сторожевская обитель стала одной из многих, созданных на Руси учениками и единомышленниками преподобного Сергия. Но на московской земле она со временем сделалась одной из крупнейших.

После восстановления монастыря от татарского нашествия в нем вновь поселился монах Епифаний, еще один ученик Преподобного. Он был книжник — писатель, знаменитый своим стилем «плетения словес» и прозванный Премудрым. К тому времени он уже написал житие святого Стефана, епископа Перми, и много лет собирал сведения для жития Сергия Радонежского.
В 1411 году Епифаний присутствовал на освящении Троицкой церкви. По окончании молебна он наверняка прочитал перед всеми свое торжественное «Слово похвальное отцу нашему Сергию». Через семь-восемь лет, когда Епифаний закончил работать над житием Преподобного, «Слово» стало завершающей частью этого довольно объемного труда. Сергий еще не был прославлен в святых, а его житие — на пользу и память потомкам — уже существовало!
В монастыре старца Епифания любили и почитали. Несколько лет до своей смерти (около 1420 года) он был духовником братии.

Иконописцы дивные Андрей и Даниил

Руководили работой сборной артели знаменитые мастера, монахи Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда-то, лет 25 назад, они жили в Троицком монастыре «в послушании» у игумена Никона, а потом перешли в Москву работать по заказам великого князя и митрополита. Наверняка они, как духовные ученики Преподобного Сергия, писали иконы и для Троицкой церкви 1411 года. Вероятно, свой изумительный образ «Троица» Андрей Рублев также создал для иконостаса этого деревянного храма.
И вот они снова, в 1425—1427 годах, работают «в похвалу» святому Сергию. Никону хотелось, чтобы храм был чудесен и изукрашен. Для этого он отовсюду собирал лучших художников, и самые горячие просьбы участвовать в росписи адресовал маститым старцам Андрею и Даниилу.
Никон спешил. Чувствуя приближение смерти, он желал увидеть готовый плод своих усилий. В 1428 году он был похоронен возле стены завершенного великолепного собора. В следующем веке его прославили как святого. С тех пор преподобные Сергий и Никон часто изображаются на одной иконе.

Преподобный Сергий становился молитвенником земли Русской, любимым святым русского народа.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей.

— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

— Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

— Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. Чаще в это выражение вкладывают следующий смысл: Преподобный — духовный отец не только для монахов своей обители, но и для всех православных христиан Руси.

Но есть у него и иное значение: с именем Сергия Радонежского связано возрождение русского монашества. Учениками и духовными друзьями Преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей.

Однажды Преподобному в видении явилось множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него, что предсказывало: его святые чада разлетятся из родного гнезда и в разных концах Русской земли прославят Господа. Проследим по карте, куда разлетелись «птенцы Сергиева гнезда».

Вы здесь

ВНИМАНИЕ. Создан новый раздел ВИДЕО, в котором даны ссылки на наш канал в Яндекс Дзен с интересными роликами на различную тематику! После просмотра не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и конечно подписываться.

Преодолеть раздоры, смятения жизни мирской, устранить междоусобные споры помогало иноческое общежитие, образованное Сергием Радонежским по всей необъятной Руси. Люди бы не испытывали бы такого негатива, если бы их сущность, созданная Господом по образу и подобию Божественного Триединства, не подвергалась бы искажению и раздробленности грехом первородным. Иноки живущие совместно, согласно учению святого Василия Великого, таким бытием восстанавливают Первозданное единство человеческой природы и ее святость. Созданная преподобным обитель для Русской Церкви явилась ярким примером подобного возрождения и очищения. Именно там святые иноки воспитывались таким образом, что двигаясь по жизненному пути доставляли истинное начертание пути Христова в самые отдаленные пределы земли Русской. Всеми своими деяниями игумен земли Русской и ученики его не отвергая земного бытия, но преображая его, звали всех восходить к Небесному и сами восходили туда же.

Обители, созданные Сергием, учениками его, учениками его учеников покрывают все уголки земли Русской и проходят сквозь всю последующую историю Русской Церкви. Только задумайтесь, 25 процентов всех православных монастырей нашей Родины, ставших оплотом просвещения, веры и благочестия основаны Сергием Радонежским или учениками его. Ведь не даром прозвали его в народе «Игумен земли Русской». Преподобные отцы Михей и Никон Радонежские, Стефан Махрищский, Сильвестр Обнорский, Авраамий Чухломский, Никита Боровский и Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский и Феодор Симоновский, Савва Сторожевский и Андроник Московский, Кирилл Белозерский и Димитрий Прилуцкий абсолютно все они являлись учениками или собеседниками «чудотворного старца» Сергия. Московские митрополиты, Киприан, епископ Пермский Стефан, святитель Алексий, архиепископ Суздальский Дионисий, находились в духовном общении со святым. Константинопольские Патриархи Филофей и Каллист отправляли послания ему вместе с благословением. Духовная преемственность к Иосифу Волоцкому и ученикам его проходит через преподобных Пафнутия и Никиту Боровских, через Кирилла Белозерского идет связь с Нилом Сорским, Савватию, Герману и Зосиме Соловецким.

Православная Церковь помнит и чтит и тех учеников и соратников Преподобного отца нашего Сергия, память о которых не была обозначено в месяцеслове персонально. Мы все помним о том, что самым первым к Сергию на Маковец прищел старец Василий Сухой, прозванный так за свое постоянное пощение. Затем появился инок Якута (Иаков) — родом из крестьян. Долгие годы беспрекословно нес он хлопотное и тяжелое послушание рассыльного в обители. Были среди последователей и земляки Сергия из Радонежа — диакон Онисим и сын его Елисей. К моменту, когда насчитывалось уже 12 иноков и келлии обнесли забором, Онисим был выбран привратником, так как его келлия была ближе других к входу. Свои последние дни провел в Троицкой обители и игумен Митрофан, который когда-то постриг Сергия в монахи и наставил на путь подвигов ионических. Именно его могила на монастырском кладбище стала первой. Известен даже случай, когда бросив почетную должность игумена в одном из монастырей Смоленска ради того, чтобы лишь стать обычным послушником у Богоносного Чудотворца Радонежского пришел в обитель архимандрит Симон. В качестве поощрения за смирение великое Господь сподобил Симона стать участником дивного видения Сергия о будущем приумножении его пасивы иноческой.

По благословению святого отца нашего взял на себя подвиг безмолвия молитвенного блаженный старче Исаакий Молчальник, молчание которого для иноков и пришедших со стороны стало лучшим примером Боголюбия и смирения. Один только раз за все годы молчания нарушил обет Исаакий. Но то был чудесный случай, когда стал он свидетелем того, как наяву Ангел Божий в алтаре послужил Преподобному Сергию, совершавшему Божественную литургию. Свидетелем благодати Святого Духа, помогавшего Преподобному, стал еще и екклисиарх Симон, видевший однажды, как огонь Небесный снизошел на Святые Тайны и Божий угодник «причастился огня неопально».

При игумене Никоне, старец Епифаний (†1420) был духовником Сергиевой паствы. Церковь зовет его Премудрым за великие духовные дарования и ученость высокую. Известен он как автор жития Сергия Радонежского и собеседника его Святителя Стефана Пермского. Так же Епифанием составлены похвальные слова Им и «Слова о жизни и преставлении Димитрия Донского, великого князя». Житие игумена земли Русской, написанное Епифанием после кончины преподобного в 1418 году, в дальнейшем подверглось редакции иноком из Афона, агиографом Пахомием Сербом, по прозвищу Логофет.

Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На трапезе разрешается рыба.

На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Днесь Храм Одушевленный. », «И ныне» – то же. «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая святых».

На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, вхождение. Яко одушевленному Божию кивоту. » (до отдания).

С этого дня по отдание Рождества Христова, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Христос раждается. ».

Ученики сергия радонежскогоСвятой Преподобный Сергий Радонежский жил в 14 веке, во времена татаро-монгольского ига и междуусобных войн. По древнему преданию, Варфоломею (так звали святого до пострига в монахи) никак не давалась учёба, хотя он и был старательным учеником. Однажды родители послали его в лес за пропавшими жеребятами. Там, под дубом, повстречал мальчик старца. Сквозь слёзы рассказал о своих огорчениях и попросил старца молиться, чтобы Бог помог одолеть ему грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву, и рядом с ним юный Варфоломей. А вечером, когда мальчик начал читать, все были поражены, как он хорошо читает.

После смерти родителей Кирилла и Марии, Варфоломей решил стать монахом. Вместе с братом Стефаном он ушёл в Радонежские леса. Братья выбрали место в лесу, поразившее их величием и красотой, позднее названное Маковицей. Начали строить церковь и кельи. Жили, работали и молились. Брат Сергия Стефан не выдержал испытаний пустынной жизни и вернулся в монастырь, к братии. А Сергий в полном одиночестве продолжал жить среди сумрачных лесов, чаще питаясь только водой и хлебом, пребывая в ежедневных трудах и молитвах. Святой никогда не был один, но всегда с Богом. Кода человек постоянно чувствует присутствие Бога, он не бывает одинок. Летом и зимой ходил Сергий в одной одежде, ни мороз его не брал, ни зной. И, не смотря на скудную пищу, был очень крепок.

Слухи о пустынничестве Преподобного, чистоте и святости шли. И к нему стали являться люди, прося взять к себе. Так в глухом лесу появился монастырь.

Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по всей Руси. Много людей стало приходить к Сергию Радонежскому за советом и молитвенной помощью. Сам князь Московский Дмитрий Донской перед решающей битвой с татарской Ордой в 1380 году едет за благословением в Троицко-Сергиевскую Лавру, к Сергию. «Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь», — были слова святого князю. В бой на Куликовскую битву послал Сергий своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослабю. Это были искусные воины-богатыри. Пересвет сразился с татарским могучим воином Челубеем перед началом битвы и оба погибли, пронзив друг друга копьями.

Святой Преподобный Сергий Радонежский мечтал и молился об объединении Руси и много делал для примирения враждующих князей. Он был настоящим подвижником земли русской.

В тяжёлые времена облик Сергия Радонежского учит нас самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду и вере.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

18 июля православные христиане празднуют день обретения мощей Сергия Радонежского. Преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. Каким должен быть человек, чтобы огромная страна восприняла его как человека, слово которого имеет значение для всех и каждого? Как достичь того, чтобы и современники, и потомки называли тебя своим отцом?

Ученики сергия радонежского

Будущий великий святой родился в селе Варницы под Ростовом 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В «Житии Преподобного Сергия» повествуется о том, что еще до рождения мальчика люди слышали его троекратный крик во время ключевых моментов литургии: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святых». Родители восприняли это чудо как указание на то, что их будущий ребенок будет служить Пресвятой Троице.

И действительно, с юных лет Варфоломей желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако родители долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они незадолго до своей кончины удалились в монастырь, Варфоломей со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество с именем Сергий.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но постепенно выдающийся подвижник стал известен другим монахам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре вокруг него образовалось братство из 12 иноков. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий стал священником и игуменом основанного им монастыря. Это произошло в 1354 году.

В идеале игумен монастыря должен быть не начальником, а отцом для монахов. Он должен помнить слова Христа: «Кто хочет быть первым, тот пусть будет всем слугой». Но в реальной жизни достичь этого идеала получается далеко не у всех. Преподобный Сергий Радонежский сумел стать игуменом и отцом не только для основанного им монастыря, но и для всей Руси. Как это у него получилось?

Преподобный Сергий был исключительно смиренным человеком. Он не считал себя кем-то великим и заслуживающим особого отношения. А в каждом из окружающих видел образ Божий — человека, к которому нужно относиться с уважением и любовью. В его жизнеописании есть такой случай. Однажды в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Он попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, залатанной одежде, который работал в огороде за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: «Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное, последнего в монастыре человека…» Игумен, услышав сетования гостя, оставил свои труды, поприветствовал его и усадил с собой за стол. «Не скорби, брат, — утешал крестьянина преподобный Сергий, — Бог так милостив к этому месту, что никто отсюда не уходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь». Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам Преподобного, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. «Не скорби, чадо! — ответил ему игумен. — Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются».

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против строгого устава, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через несколько лет, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в основанную им обитель. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест — символ митрополитского сана. Преподобный отказался от столь великой чести: «Прости, Владыко, я в юности своей не носил золота, а тем более, под старость желаю быть в нищете». Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители — схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета) — и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией молился Богу о даровании победы русскому воинству.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он завещал братии, прежде всего, строго хранить чистоту православной веры, хранить единомыслие, душевную чистоту, иметь нелицемерную любовь друг к другу, не следовать злым желаниям, а быть добрыми и смиренными людьми. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Ученики сергия радонежского

Сегодня, 26 июня, в Троице-Сергиевой Лавре [3]
Х
[3] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее. празднуется память преподобного Андроника Московского и его учеников и последователей – преподобных Саввы, Александра Спасского, Даниила Черного и Андрея Рублева.

Ученики сергия радонежского

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси

Ученики сергия радонежского

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь пользовался особым покровительством великокняжеского дома, Московской митрополичьей кафедры и Троице-Сергиева монастыря. Незадолго до Куликовской битвы в обитель заезжал Великий князь Московский Димитрий Донской, а после победы здесь было встречено русское войско. Слава об обители и ее настоятеле быстро разошлась по Руси. К преподобному Андронику начали стекаться желающие подвизаться в его монастыре. Приходили и простые люди – за советом и наставлением.

Все самые интересные и красивые места Сергиева Посада в нашем Инстаграм.

Ещё публикации по теме

  • Ученики сергия радонежского

На часовне памяти воинов-земляков освятили крест

Ученики сергия радонежского

На Воскресенском подворье освящен и установлен крест на мемориальную часовню

Ученики сергия радонежского

Дни памяти священника Александра Меня начались в Семхозе

Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю. подробнее.

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее.

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.

[4]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937. подробнее.

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина. подробнее.

Этот святой известен всему русскому народу. Ему молятся даже за рубежом. Подвиги и молитвы этого великого подвижника помнят спустя даже семь веков. Он угодил Богу при своей жизни, и Он прославил святого после его кончины.

  1. Детство и юность святого
  2. Встреча со схимником
  3. Строительство монастыря
  4. Приход монахов
  5. Чудеса преподобного
  6. Прославление

Детство и юность святого

В начале четырнадцатого века в селе Варницы в Ростовской губернии у богатых родителей Кирилла и Марии родился сын, которого назвали Варфоломеем. Ребенок был не совсем обычный, он заявил о своем предназначении Богу еще во утробе матери. Когда Мария была на литургии, младенец трижды прокричал из чрева во время службы. Священник сказал, что это родится служитель Святой Троицы.

Когда он родился, то проявил уже в младенчестве свою любовь к постничеству. Он не брал грудь, когда мать ела мясную пищу. По средам и пятницам ребенок совсем отказывался от груди. Крестили его на сороковой день.

Рос мальчик умным, спокойным, вдумчивым. Он любил молиться и не играл со сверстниками. Родители его были благочестивыми, любили принимать странников. Так и мальчик учился благочестию и вере у своих отца и матери. У него было еще два брата. Когда мальчиков отдали на обучение в сельскую школу, то братья учились хорошо, а вот Варфоломею никак не давалась грамота.

Мальчик очень расстраивался. Ведь в те времена учителя за неуспеваемость применяли телесное наказание. Варфоломей много молился Богу, чтобы Он дал ему разумение грамоты. И по его молитвам случилось чудо.

Встреча со схимником

Однажды его отец послал мальчика искать пропавших лошадей. Варфоломей далеко удалился в поля и вдруг увидел под деревом молящегося схимника. Мальчик подождал, когда тот закончит свою молитву, и попросил его помолиться о том, чтобы ему разуметь грамоту. Инок дал мальчику просфору. Варфоломей уговорил его пойти к ним в дом, потому что родители любят принимать странников. Он согласился.

Когда они пришли домой, монах дал мальчику прочесть псалтирь. К удивлению всех Варфоломей вдруг очень хорошо прочел псалом, без единой ошибки. Так совершилось чудо по молитвам Божьего человека.

Строительство монастыря

Вскоре семья переезжает в город Радонеж. Старшие братья выросли и женились, а Варфоломей дал Богу обет девства. Он мечтал о монашестве, но его родители уговорили его сначала дождаться их смерти, потом идти в монастырь. Послушный сын так и сделал. Скоро родители преставились, приняв перед смертью монашество. И Варфоломей, раздав наследство братьям, отправился в монастырь.

К тому времени овдовел его брат Стефан, и оба брата ушли в Хотьковский монастырь, где похоронены их родители. Там Стефан принял монашество. Варфоломей пока не стал принимать постриг, а уговорил брата уйти в пустынное место на подвиг. Тот согласился, и они нашли себе место в глухом лесу, стали строить там келию. Потом они срубили небольшую церковь, которую митрополит Феогност в дальнейшем освятит в честь Святой Троицы.

Стефану показалось пустынное житие не под силу, и он ушел, оставив брата одного. Тогда Варфоломей попросил игумена Митрофана подстричь его в монашество с именем Сергий. После пострига и причастия храм наполнился благоуханием.

Приход монахов

Некоторое время Сергий жил в одиночестве. Днем он работал, а ночью молился. Бесы пугали его и приказывали покинуть это место, но монах их не боялся. Вскоре про одиноко живущего инока пошла молва, и около него стали селиться монахи. Их было вначале двенадцать человек.

Предполагаемая дата образования обители пр. Сергия – 1342 год. Первым игуменом стал Митрофан, но после его смерти Сергий ходил к Переяславскому архиерею с целью выпросить нового игумена. Тот благословил Сергия самому стать игуменом и священником.

Каждый день он служил литургии, много работал в пример братии. Он вечером обходил келии и если слышал, что кто-то разговаривал, а не молился, то стучал в окно. Однажды в монастыре не стало еды, но игумен запретил просить милостыню. Братья сильно роптали по причине голода, и тогда Ангел принес им хлеб. В другой раз все возмущались, что поблизости нет воды. Преподобный помолился, и рядом забил источник. Он существует до сих пор, куда едут верующие за исцелением.

Чудеса преподобного

В монастырь к преподобному стали приезжать люди, и он помог всякому. Однажды к нему приехал мужчина, который вёз больного мальчика. Но сын умер по дороге. Тогда отец заплакал и отправился покупать гроб, а мальчика оставил в монастыре. Когда он вернулся, то нашел сына живым.

Однажды в монастырь силой привезли бесноватого богача. Святой исцелил его своей молитвой. Бес вышел из этого несчастного. С тех пор количество приезжающих за исцелением людей увеличилось.

Ученики сергия радонежского

Святому было видение: множество чудесных птиц слетелось к нему в обитель. И некий голос предсказал, что столько же будет монахов в этом монастыре.

Во время литургии иноки видели, как вместе с преподобным в алтаре находился некий светоносный муж. Сергий признался, что Ангел сослуживает ему. А один ученик его увидел однажды, как в чашу сошел огонь, когда служил святой.

Святому являлась Сама Матерь Божия с апостолами, обещая, что не оставит обитель.

Когда хан Мамай пошел войной на Россию, князь Дмитрий пришел к преподобному, чтобы просить молитв. Тогда Святой предсказал ему победу над врагами и дал в помощь двух монахов, которые помогли в решающей битве. Во время сражения Сергий стоял на молитве, называя имена павших и молясь за их упокой. Он мысленно находился на поле битвы.

Прославление

Скончался святой в 1392 году, причастившись перед этим Святых Даров. Мощи его почивают в Троицком соборе его монастыря, который стал Лаврой. В этом соборе находятся росписи святого Андрея Рублева.

После смерти святой явил множество чудес. Каждый год ему меняют облачение, и тапочки преподобного оказываются стоптанными. Многие видели его ходящим по обители.

Дни памяти святого:

  • 8 октября;
  • 18 июля;
  • 19 июля.

В эти дни бывают в лавре большие торжества.

Документальный фильм про Сергия Радонежского

Ученики сергия радонежского

***
Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.
Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.
Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.
Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.
Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Ученики сергия радонежского

Художник Александр Простев
Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.
XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.
Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.
В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.
Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Ученики и последователи Сергия Радонежского

Ученики сергия радонежского

Богословский журнал Orthodox Word за 1997 год опубликовал историю про то, как американский турист, серьезно увлекающийся буддизмом, любопытства ради посетил Троице-Сергиеву лавру. Став впоследствии монахом Адрианом, бывший адепт восточных практик так описывал свои ощущения: «Впервые приложился я к мощам святого. И в этих «мертвых костях», казалось, было больше жизни, чем во всей южной Калифорнии».

Ученики сергия радонежского

Ученики сергия радонежского

К сожалению, биография святого — неважно, будут ли это жития, написанные его знаменитым учеником святым Епифанием Премудрым (конец XIV века), или же исследования профессора Голубинского (1909 год), — сегодня часто воспринимается скептически. Ум, привыкший переоценивать рациональную сторону жизни, спотыкается на первом же описании чуда, произошедшего со святым, когда тот был еще ребенком, и чтение с досадой отбрасывается. Нас ли, привыкших к череде все новых достижений науки и техники, мгновенно коммуницирующих с любой точкой света, удивлять историями про то, как святой Сергий, находясь в монастыре, за многие километры от Куликова поля, провидел ход битвы? Или как святой воскресил испустившего дух подростка? Реанимация-то уже давно обыденность! Американский политик и публицист Патрик Бьюкенен называет наш век эпохой десакрализации — когда и технический прогресс, и кинематограф, с его ненасытностью к новым трюкам, обесценивают чудо как сверхъ¬естественное явление, нарушающее законы природы. Кого сейчас поразишь рассказом о том, как из-под руки Сергия Радонежского забил чистейший родник — сюжет не раз эксплуатировался в голливудских фильмах разного пошиба, про мистические видения святого я вообще молчу. Да что там наш Сергий Радонежский! Вон Питер Джексон, режиссер «Властелина колец», умудрился хапнуть целую Армию мертвых из Библии, и ничего. И то верно: куда там ветхозаветному пророку Иезекиилю, по слову Божьему воскресившему поле мертвецов, когда есть красавец на роль Арагорна, а эффектное зрелище явно в кассу! Голливудские продюсеры — народец проворный: и Библию, и жития всех святых они давно прошнорили на предмет какого-либо еще неосвоенного киноиндустрией дива.

Ученики сергия радонежского

Ученики сергия радонежского

Вот и получается, что чудеса, выставленные на первый план жизнеописателями святых, с тем чтобы впечатлить читателя, привлечь его внимание, сегодняшнюю публику от святого только отторгают. И это несправедливо. Хотя бы потому, что для самих святых чудеса никогда не были не только самоцелью, но даже и чем-то значимым: Сергий Радонежский не просто настаивал на сокрытии фактов творимых чудес. Он запрещал очевидцам распространяться о них под страхом смерти. Поэтому, рассказывая о святом Сергии, чудеса внешние, видимые, мы обойдем молчанием.

Что касается праведности святого, о которой также преобильно сообщается в житиях, то и тут засада: в праведность верится с еще большим трудом, чем в чудеса. Только по обратной причине. Если с чудесами вокруг явный перебор, то праведность — увы! — днем с огнем не сыщешь. А раз так, то и читать про эту неуловимую материю — зря напрягаться. В итоге выходит, что манера изложения, вдохновляющая наших прадедов, для нас становится непреодолимой — непреодолимой стеной между нашим великим предком и нами. Поэтому давайте поговорим о вещах, нам близких, о чудесах внутренних и потому глазу невидимых. О том, как святой Сергий Радонежский, смиренный монах в залатанной рясе, двух влиятельных князей мирил.

Ученики сергия радонежского

Ученики сергия радонежского

Дело было в 1385 году. По разные стороны кровавого стояния два княжества. Два князя. Два единоверца. Два соплеменника. Два ближайших соседа (может, слово «ближайший» здесь ключевое?). Два представления, как жить и каким быть государству. Один народ. Одна вера. Одна общая вражда. Князь Московский Дмитрий Донской и князь Рязанский Олег. Сейчас уже сложно докопаться до корней раздора, слишком велико нагромождение последующих кровавых разборок, да и междоусобицы тогда были делом обычным. Только к 1385 году Москва, «некогда скромная, честная кротостью, — по образному выражению Бориса Зайцева, — уже катилась в истории как снежный ком, росла, наматывая на себя соседей». Рязань не наматывалась. Рязань с Москвой еще воевала. Причем как! Используя ослабление Москвы после нашествия Тохтамыша, захватила Коломну, разграбив ее, а потом перебила москвичей под Пересвитском (сейчас Луховицкий район). Дмитрий Донской, терпя поражения и от орды, и от соседа, решает послать в Рязань послов с выкупом за пленных и просьбой о мире. Послы возвращаются ни с чем. И тогда Дмитрий Донской обращается за помощью к тому, в ком он нашел опору перед Куликовской битвой. К смиренному и скоромному настоятелю монастыря Сергию Радонежскому. И старец идет. Причем в прямом смысле слова. Пешком. «Семидесятилетними ногами по грязям и бездорожью русской осени, верст двести!» (Б. Зайцев). Деталь номер один: Дмитрий Донской молит Сергия Радонежского стать миротворцем с лета, но святой медлит пару месяцев — до Рождественского поста. Хоть и ясно, что летом дорога легче, зато в пост сердце открыто для покаяния, а значит, и для принятия Божьей воли. Деталь номер два: старец из Радонежа в это посольство не берет с собой дорогих подарков, вообще ничего не берет. Всегда в одной залатанной одежде черноризца, он уже многие десятилетия свободен — от вещей и ценностей нашего мира. Деталь номер три: отправляется святой в долгий путь, лесами и по вражеской земле абсолютно бесстрашно, и тут даже не стоит гадать, какие опасности могли подстерегать немолодого человека на таком пути. Но, видно, святой ощущает себя защищенным некой великой силой, уповает на нее, причастен к ней. Кстати, способность нашего монашества быть носителем этой величайшей духовной силы (верующие называют ее благодатью) у монахов тибетских не одно столетие вызывает неподдельное восхищение («РГ-Неделя» №7379, 2017 год).

Мы не знаем точных слов, сказанных святым рязанскому князю Олегу. Летопись сообщает: «Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы… беседовал с ним (князем Олегом) о пользе душевной и о мире, и о любви. Князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись, и укротись, и умились вельми душою, устыде бо столь свята мужа, и взял с Великим Князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род».

Кстати, информация к размышлению. Телеги к 1385 году уже были изобретены. Да и Дмитрий Донской, преклоняющийся перед смирением святого и его невероятной внутренней силой, не моргнув, предоставил бы столь важному послу самые совершенные средства передвижения. Как вы думаете, почему Сергий прошел этот путь от скромной кельи молитвенника до княжьих покоев, от вражды до мира, от разрозненных княжеств до единого государства, пешком? Небольшая подсказка: вы обратили внимание, что слова «смирение», «усмирять», «мирить» и выражение «мир в сердце» — одного корня?

Ссылка на основную публикацию