Православная автономная церковь

Деление на Поместные Церкви в Православии. Понятие церковной автокефалии

В Православии в церковно-административной практике существует феномен деления на отдельные, независимые, самостоятельные, или автокефальные (поместные) Церкви, которые, в свою очередь, отнюдь не являются другими, противоположными, или неправославными. Напротив, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, заключает всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви.

Такая традиция сложилась еще в Древней Церкви, в первые века христианства. В этой связи целесообразно обратиться к основаниям деления на поместные Церкви.

Основания деления Единой Вселенской Православной Церкви на поместные можно разделить на три группы:

1. Основания, зафиксированные в Священном Писании. Согласно евангельскому повествованию, Иисус Христос повелел святым апостолам научить все народы и призвать их в Церковь (Мф. XXVIII, 19 – 20). Апостолы, исполненные Духа Святого, разошлись по всей известной им территории Средиземноморья, Балкан, Азии и вели проповедь на многих языках (Деян. II, 4, 9 – 11). Свою проповедническую деятельность они разделили между собой по различным территориям, вследствие чего святой апостол Петр считается прежде всего апостолом евреев, святой апостол Павел – просветителем греков, святой апостол Фома – персов и индийцев.

Проповедуя Евангелие в различных странах, апостолы основывали региональные (поместные) Церкви, входившие в организм Единой Церкви. В моноэтнических местностях апостолы основывали Церковь из одного народа, службы в которой велись на языке этого народа, в местах же, где преобладало полиэтническое население, основывалась многонациональная Церковь. Одна из первых церквей, основанных апостолами, состояла из людей одной нации — это Церковь в Иудее, после этого из христиан одной национальности были основаны Церкви в Индии, Эфиопии, Галлии, а из смешанного христианского населения – в Антиохии, Риме, Коринфе. В апостольских посланиях мы находим упоминания названий отдельных Церквей – Асийские (1 Кор.XVI, 19), Македонские (2 Кор.VIII, 1), Галатийские (Гал. I, 2; 1 Кор. XVI, 1), Филиппийская (Флп. I, 1), Кенхрейская (Рим. XVI, 1) и др.

Основывая поместные Церкви в различных странах, апостолы ставили в их главе пастырей — предстоятелей, которым предоставлялись широкие права: управлять этими Церквами, самостоятельно руководить их внутренней жизнью с учетом местных особенностей, традиций и условий. Таким образом, сами апостолы утверждали Церкви с самостоятельным управлением. Свидетельством того, что уже во время апостолов таких Церквей было достаточно много, являются заключительные слова апостола Павла в послании к Римлянам: «Приветствуют вас все Церкви Христовы» (Рим. XVI, 16).

2. В связи с тем, что в первых трех главах Апокалипсиса указываются поименно семь Асийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), т. е. расположенных на территории Малоазийского полуострова, можно прийти к выводу, что основанием для такого деления Церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (например, Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (например, Церкви Македонские). Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где находились епископские кафедры.

3. Канонические основания деления на поместные Церкви, содержащиеся в правилах апостольских, Вселенских и Поместных Соборов). Например, 34-е апостольское правило говорит об административной самостоятельности поместных Церквей. Аналогичная мысль выражена в 9-м правиле Антиохийского собора: дела поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. 6-е правило Второго Вселенского Собора, говоря о случаях обвинений в адрес епископов или доносам на них, предписывает представлять обвинителям «свои обвинения всем епископам области», что также говорит о совместном решении всего епископата в делах своей местной церкви.

2-е правило Второго Вселенского Собора запрещает всем поместным Церквам простирать свою власть «на Церкви за пределами своей области».

Таким образом, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность поместных Церквей, не допускают вмешательства одной поместной Церкви во внутренние дела другой.

В первохристианские времена поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые Церкви стали называться автокефальными.

Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая своего предстоятеля, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся Церковь 1 .

Автокефалия (независимость) поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности. Поэтому рассмотрим, что является общим, единым, связующим для всех поместных Церквей, и в чем поместные Церкви могут быть самостоятельны.

Единым (общим) для всех поместных Церквей является:

Догматическое учение. Христос Спаситель принес на землю истину православного вероучения. Отсюда именно Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины;

Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. К области канонического учения относятся: правила апостольские, правила Вселенских Соборов, правила десяти Поместных Соборов и правила святых отцов.

Вместе с тем каноны не являются догматами. Следовательно, каждая поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) поместных Православных Церквей).

Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют поместным Церквам полную свободу в административной сфере. Самостоятельность поместных Церквей выражается в следующем:

Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.);

Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда;

Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы);

Каждая поместная Церковь может явиться инициатором созвания Вселенского Собора.

1. Автономные Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора.

2. Решение об образовании или упразднении Автономной Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Поместным Собором.

3. Органами церковной власти и управления Автономной Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Автономной Церкви в сане митрополита или архиепископа.

4. Предстоятель Автономной Церкви избирается ее Собором.

5. Предстоятель вступает в должность после утверждения Патриархом Московским и всея Руси.

6. Предстоятель является епархиальным архиереем своей епархии и возглавляет Автономную Церковь на основе канонов, настоящего Устава и Устава Автономной Церкви.

7. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Автономной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

8. Архиереи Автономной Церкви избираются ее Синодом.

9. Архиереи Автономной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Автономной Церкви.

11. Высший общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции для Автономной Церкви.

12. Собор Автономной Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом. Проект Устава Автономной Церкви подлежит письменному согласованию с Патриархом Московским и всея Руси.

13. Собор и Синод Автономной Церкви действуют в границах, определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Автономной Церкви.

14. Автономная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Автономная церковь (от греч. αυτονομία — самозаконие) в православии — поместная церковь, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви, в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на поместном соборе с последующим утверждением патриархом кириархальной церкви. Традиционно автономные церкви имеют небольшое число епископов.

Зависимость автономной церкви от кириархальной выражается в следующем:

  • предстоятель автономной церкви поставляется предстоятелем кириархальной церкви;
  • устав автономной церкви утверждается кириархальной церковью;
  • автономная церковь получает от кириархальной церкви миро;
  • имя предстоятеля кириархальной церкви возглашается во всех храмах автономной церкви перед именем её предстоятеля;
  • предстоятель автономной церкви подсуден высшей судебной инстанции кириархальной церкви.

Статус понимается как формально-правовой и не должен смешиваться с так называемыми самоуправляемыми церквями в составе Московского патриархата, каковыми согласно Уставу Русской православной церкви (РПЦ) являются Латвийская православная церковь, Православная церковь Молдовы, Эстонская православная церковь [1] , Украинская православная церковь («самоуправляемая с правами широкой автономии» [2] ), Русская православная церковь за границей («с учётом Акта о каноническом общении от 17 мая 2007 года, а также Положения о Русской православной церкви за границей с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским собором Русской зарубежной церкви 13 мая 2008 года» [3] ).

В настоящее время существует шесть автономных церквей:

    зависима от Иерусалимской церкви. (около 65 тыс. чел.) зависима от Константинопольской церкви. зависима от Константинопольской церкви. (36 тыс. чел.) зависима от Русской церкви. зависима от Константинопольской православной церкви. исторически находится в юрисдикции Московского патриархата. 9 января2008 года Священный синод Константинопольского патриархата без согласования с Московским патриархатом, имеющим на территории Китая своих священнослужителей, изменил границы учреждённой им в 1996 году митрополии Гонконга, включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии.

Кроме того, Критская православная церковь с 1965 года имеет статус полуавтономии в составе Константинопольского патриархата. Автономной также Американская Православная Церковь Антиохийского патриархата (однако автономия ограничена и не является Автономной Православной Церковью в полном смысле этого термина).

Группа посвящена деятельности Российской Православной Церкви (РПАЦ). Эта страница не является официальным органом священноначалия церкви и ведется усердием ея клириков и чад на свободной основе.

Православная автономная церковь

Российская Православная Церковь (РПАЦ). запись закреплена

Православная автономная церковь

Российская Православная Церковь (РПАЦ). запись закреплена
Дионисий Белолипецкий

Православная автономная церковь

Православная автономная церковь

Всегда помните: Конец человека, начало Бога.
Какими бы большими ни были ваши трудности и какой бы напряженной ни была ситуация вокруг вас, пожалуйста, верьте, что Божье спасение совершенно. Придите, придите! Нажмите на ссылку, чтобы принять новый путь, который Бог открыл для вас».

Православная автономная церковь

https://chat.whatsapp.com/Kf2NjeRqkeiHBnPZeQxcvG

Православная автономная церковь

Российская Православная Церковь (РПАЦ). запись закреплена

Сегодня, в неделю Мясопустную, в синодальном Иверском храме Суздаля, чтец Артемий Габуев рукоположен в диакона. Служить новый клирик будет в Царениколаевском приходе г. Москвы.

Православная автономная церковь

Православная автономная церковь

Православная автономная церковь

Православная автономная церковь

Православная автономная церковь

Православная автономная церковь

Российская Православная Церковь (РПАЦ). запись закреплена

Православная автономная церковь

Российская Православная Церковь (РПАЦ). запись закреплена

Святитель θеофанъ Затворникъ о молитвенномъ правилѣ. Изъ книги «Письма о духовной жизни».
«Никогда не вяжите себя правиломъ, и не думайте, что есть что-либо цѣнное въ томъ, что имѣетѣ такое правило или всегда его совершаетѣ. Вся цѣна въ сердечномъ предъ Богомъ припаданiи. Всячески избѣгать надо формальности и механизма въ молитвѣ. Пусть это всякой разъ будетъ дѣ Показать ещё ломъ обдуманнаго свободнаго рѣшенія и совершать его съ сознаніемъ и чувствомъ, а не кое-какъ. На случай надо умѣть сокращать правило. Мало ли въ семейной жизни случайностѣй? Можно, напримѣръ, утромъ и вечеромъ, когда нѣтъ времени, прочитать на память только молитвы утреннія и на сонъ грядущимъ. Можно даже и ихъ не все читать, а по нѣскольку. Можно совсѣмъ ничего не читать, а положить нѣсколько поклоновъ, но съ истинной сердечной молитвой. Съ правиломъ должно обращаться съ полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба.
Къ Богу никогда не обращайся кое-какъ, а всегда съ великимъ благоговѣніемъ. Всё надо совершать сердцемъ. Сердцемъ любить, сердцемъ смиряться, сердцемъ къ Богу приближаться, сердцемъ прощать, сердцемъ молиться, сердцемъ благословлять.»

Православная автономная церковь

Российская православная автономная церковь (сокращённо РПАЦ; до 1998 года — Российская православная свободная церковь). Российская православная свободная церковь, православная церковная организация, не подчиняющаяся Русской православной церкви. Сформировалась из приходов, которые в 1989 и последующие годы перешли из ведения Московского патриархата под юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1991 из этих приходов была образована Российская равославная свободная церковь как подразделение Русской православной церкви за границей, действующее на территории бывшего СССР. Однако в 1995 между Российской православной свободной церковью и Архиерейским синодом Русской православной церкви за границей произошёл разрыв и Российская православная свободная церковь вышла из-под его ведения

Православная автономная церковь

«Российская православная автономная церковь» (сокращённо РПАЦ; до 1998 года — Российская православная свободная церковь) — одна из религиозных организаций (альтернативного) православия русской традиции; не признана ни одной из Поместных православных церквей и не имеет с ними евхаристического общения. Рассматривает себя как законного наследника исторической Православной Российской Церкви. В Московском Патриархате, Русской православной церкви заграницей, средствах массовой информации имеет обозначение «Суздальский раскол»

Термин «автономия» вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском законе этим термином обозначалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения (конституции) государства.

Автономная Церковь – это Церковь, самостоятельно избирающая предстоятеля на своем Поместном Соборе с последующим утверждением его Патриархом автокефальной Церкви, в рамках которой автономная Церковь существует. Протоиерей В. Цыпин определяет автономную Церковь как поместную, «обладающую весьма широкой, но не полной самостоятельностью» 2 .

Зависимость автономной Церкви от автокефальной проявляется в том, что Церковь-дочь (т.е. Церковь автономная) должна брать у своей Церкви-матери св. миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни. Автономная Церковь получает от Церкви-матери Устав, определяющий границы ее компетенции. В Уставе указывается на обязанность первого епископа автономной Церкви или всех ее епископов поминать имя предстоятеля Церкви-матери, что является выражением зависимости автономной Церкви. В рамках своих границ автономная Церковь сама распоряжается своей внутренней жизнью.

В отличие от автокефальной автономная Церковь не имеет своей самостоятельной цепи апостольского преемства, т. к. первый ее епископ или все епископы получают хиротонию от Церкви-матери. Поэтому автономной Церкви не обязательно иметь определенное минимальное число епископов. Автономной Церковью может быть и митрополичий округ, и отдельная епархия, и приходская община, и даже монастырь.

В настоящее время автономными Церквами являются Финляндская, Критская (находятся в зависимости от Константинопольской Право-славной Церкви), Японская (подчиняется Русской Православной Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины, находящийся в зависимости от Иерусалимского Патриархата.

Каноническую автономию Церковь получает только от Церкви-матери, частью которой она и продолжает оставаться.

Контрольные вопросы и задания

В чем заключаются основания деления на Поместные Церкви в Православии?

Дайте определение понятия «автокефальная церковь».

Что является общим для всех поместных Православных Церквей?

В чем заключается самостоятельность автокефальных церквей?

Чем отличается автономная церковь от автокефальной? Каковы признаки автономной церкви?

Список используемой литературы

Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.

Поместные Православные Церкви: Сб. М., 2004.

Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. М., 1994.

Цыпин В., прот. Автокефалия церковная // Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 199 – 202.

Цыпин В., прот. Автономная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 203 – 204.

Православная автономная церковь

Первый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение арбитражного суда Владимирской области об изъятии у Российской православной автономной церкви (РПАЦ) пяти храмов в Суздале, в том числе ее кафедрального Цареконстантиновского собора.

Решение об изъятии 13 объектов недвижимости, в том числе 11 храмов, у РПАЦ было принято по иску территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом арбитражным судом Владимирской области 5 февраля 2009 года.

Неординарное судебное разбирательство имеет давнюю предысторию.

Хроника событий:

Российская православная автономная церковь организационно сформировалась в 1990 году, когда 8 апреля архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Царевоконстантиновского храма в г.Суздале Владимирской области, обратился к митрополиту Виталию, первоиерарху РПЦЗ, с просьбой о принятии себя и своих прихожан в юрисдикцию Зарубежной Церкви.

21 марта 1990 года он был официально принят, 4 октября назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ и Управляющим делами при Суздальском епархиальном управлении.

21 октября 1990 года он был назначен правящим архиереем Суздальским и Владимирским «с правом организации и приема приходов на территории Российской Федерации».

Епископ Валентин возглавлял Суздальское епархиальное управление Российской Православной Свободной Церкви, зарегистрированное в 1991 г. Министерством юстиции Российской Федерации.

В 1998 году в результате разрыва с РПЦЗ образована Российская Православная Автономная Церковь 1 .

В 2001 году епископ Валентин провозгласил себя митрополитом РПАЦ.

В 2002 году против митрополита Валентина было возбуждено уголовное дело по статье 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) и Суздальский районный суд приговорил его к четырем годам лишения свободы условно. Спустя два года приговор был аннулирован тем же судом, а его сторонники сочли дело сфабрикованным 2 .

В 2006 году к РПАЦ предъявило претензии территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Ведомство подготовило иск, в котором потребовало изъять из пользования церкви ряд зданий.

Основанием для составления иска послужили несколько фактов:

  • Договоры на безвозмездное пользование строениями были заключены с организациями, которые в настоящее время ликвидированы.
  • Документы на пользование храмами и другими культовыми строениями были подписаны до момента официального учреждения независимой от Московского патриарха православной церкви в 1990 году.
  • В процессе осмотра храмов были выявлены нарушения в их эксплуатации.

В апреле 2009 года митрополит Валентин организовал в Москве пикет, заявив, что инициатором судебного процесса против РПАЦ выступил Московский патриархат. Тем не менее, представители РПЦ подчеркивают, что никакого отношения к имущественному разбирательству не имеют. Адвокаты РПАЦ намерены подать кассационную жалобу в арбитражный суд Волго-Вятского округа и попросить о приостановлении исполнения решения об изъятии у церкви культовых построек 3 .

Доводы сторон:

В ходе судебного разбирательства в Первом апелляционном арбитражном суде РФ представитель РПАЦ сослалась на 28-ю статью АПК, согласно которой в юрисдикции арбитражного суда находятся лишь экономические споры, так или иначе связанные с предпринимательской деятельностью, главной целью которой является извлечение прибыли. Общины РПАЦ не использовали переданные им в пользование храмы для предпринимательства, наоборот — тратили все пожертвования прихожан на их реставрацию. Таким образом, по мнению представителя РПАЦ, спор не содержит признаков экономического, а находится целиком в области гражданских правоотношений, а значит, подлежит ведению не арбитража, а суда общей юрисдикции 4 .

В РПАЦ подчеркивают, что решение об изъятии храмов пролоббировала Русская Православная Церковь, которая хочет распоряжаться ими сама и не потерпит в них никаких «раскольников».

Руководство РПАЦ подписывало бумаги, согласно которым Госцентр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области предоставил церкви право распоряжаться всеми 13 сооружениями. Представители РПАЦ заявили о намерении подать кассационную жалобу в арбитражный суд Волго- Вятского округа и просить о приостановлении исполнительного производства. По словам самого главы РПАЦ: «Решение об изъятии церквей для него было предсказуемым, но мы готовы служить даже в катакомбах».

В Росимуществе считают, что Комитет по управлению госимуществом, предшественник ТУ Росимущества, «не заключал никаких договоров с общинами РПАЦ», а Госцентр по охране и использованию памятников «не мог распоряжаться ими без ведома собственника». ТУ Росимущества настаивает, что спор имеет экономический характер, а изъятие храмов никак не сказывается на праве верующих совместно исповедовать свою веру 5 .

Руководитель территориального управления Росимущества Владимир Горланов заявил, что изъятие 13 строений у РПАЦ — исключительно инициатива государства. «Московская Патриархия Русской Православной Церкви к этому не имеет никакого отношения! Это исключительно реализация государственными органами тех задач, которые на них возложены», — пояснил В.Горланов. По словам чиновника, храмы РПАЦ пришли в состояние разрушения, несмотря на то, что на их реставрацию перечислялись крупные суммы из-за рубежа 6 .

Не остались в стороне и правозащитники. Людмила Алексеева, Лев Пономарев и Глеб Якунин написали президенту Дмитрию Медведеву письмо в защиту РПАЦ. Они считают происходящее грубым нарушением принципа свободы совести и предостерегают власти от того. В случае если храмы удержать не удастся, правозащитники намерены добиваться компенсации для РПАЦ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector