Владимирский женский монастырь

  • Саратовская область Вольский район — г. Вольск, пос. Пролетарский, д. 39
  • (84593) 5-42-81
  • [email protected]
  • http://monastyr-volsk.ru/
  • Координаты: 52.042547, 47.353512

Весной 1858 года несколько крестьянок села Богородского Николаевского уезда Самарской губернии решили основать монашеское поселение на дальней окраине Вольска среди садов и дач, неподалеку от старинного городского кладбища. История сохранила имена первых насельниц новой обители. Ими были девицы Анна Дмитриева, Екатерина Николаева и Дарья Фролова (впоследствии схимонахиня Дорофея). Место будущего монастыря было торжественно освящено 12 мая 1858 года. На первых порах монахини и послушницы обустраивали кельи и хозяйственные постройки, окружали обитель плетеной из кустарника оградой, работали в садах соседних землевладельцев.

Первыми строителями монастыря были вольские мещане Александр Алексеевич (†1858) и Евдокия Титовна (†1863) Леонтьевы, выстроившие к осени 1858 года большой деревянный дом, ставший первым жилищем сестер. После смерти мужа Евдокия Титовна поселилась в монастыре и была назначена настоятельницей обители; в этой должности она оставалась до самой своей смерти. Она построила еще четыре поместительных деревянных дома, купила 11 десятин превосходного фруктового сада, приобрела 50 десятин пахотной земли в Новоузенском уезде.

Владимирский женский монастырьВладимирский женский монастырь

В монастыре установилось ежедневное келейное правило, чтение псалтири по умершим.

После смерти Евдокии Титовны обителью управляла до 1867 года вольская мещанка Агафья Евдокимовна Ермолина. В это время число сестер увеличилось до пятидесяти, по благословению Саратовского епископа святителя Иоанникия II были выстроены Успенская Церковь, больница и богадельня для престарелых.

10 октября 1865 года Преосвященный Иоанникий освятил храм, а 19 октября 1866 года обитель получила статус общины. Начальницей ее была назначена монахиня Саратовского Крестовоздвиженского монастыря Еванфия. Она настоятельствовала в монастыре двадцать два года. Ее стараниями был выстроен обширный, теплый и светлый храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, который Преосвященный Иоанникий освятил 09 июня 1872 года. В 1875 году был устроен придел к нему во имя св. Николая Чудотворца.

13 июня 1892 года община была возведена в степень женского общежительного монастыря, и в его стенах на праздник Воздвижения впервые был совершен монашеский постриг сестер. 25 июля 1899 года Саратовским епископом Иоанном (Кратировым) была освящена трапезная церковь во имя святителя Афанасия Александрийского и Св. праведной Елисаветы.

В годы Первой Мировой войны насельницы монастыря не оставались в стороне от широко развернувшейся благотворительной деятельности вольских церквей. Помимо денежной помощи семьям воинов, призванных в действующую армию, монастырь принял на воспитание 5 девочек-сирот.

Чтимыми святынями обители была мироточивая Иверская икона Божией Матери, по молитвам перед которой город миновала холера и икона Божией Матери, называемая «Скоропослушница». Сохранилась другая чтимая в монастыре Иверская икона Богородицы. Лишенная драгоценного оклада, потемневшая от времени она находится сейчас в Вольской Благовещенской церкви.

Декретом Совнаркома от 20 января (02 февраля) 1918 года об отделении Церкви от Государства и школы от Церкви конфисковывалось все движимое и недвижимое имущество религиозных объединений. 10 марта 1919 года состоялось заседание уездной комиссии по отделению Церкви от Государства, посвященное ликвидации Вольского женского монастыря. Решение комиссии было однозначным. Монастырь ликвидировался, а его здания передавались в ведение Собеса «для организации приюта для детей, присланных из Петрограда, Москвы и других городов».

Тем не менее женский монастырь был упразднен не сразу. Владимирская церковь пережила изъятие церковных ценностей 1922 года — 6 с лишним фунтов серебра и была разрушена только в начале 30-х. Сама обитель еще несколько лет жила под видом трудовой сельскохозяйственной артели. После того, как она была окончательно разгромлена, многие монахини были арестованы и высланы в северные районы страны.

На месте разрушенного монастыря 08 января 2000 года был установлен трехметровый поклонный крест. Сейчас вокруг него — пустырь Пролетарского поселка, за крестом стоит сохранившийся келейный корпус монастыря, в котором до июня 2013 года размещалась школа – интернат № 2 г. Вольска.

В 2013 году Распоряжением Правительства Саратовской области часть уцелевших зданий, ранее принадлежавших Владимирскому женскому монастырю г. Вольска, были возвращены Саратовской епархии.

10 июня 2013 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, учреждено Подворье Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова в г. Вольске, которое разместится в комплексе зданий Владимирского женского монастыря г. Вольска. Настоятельницей подворья назначена игумения Феодосия (Бессонова), настоятельница Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова.

В 2014 году началось строительство здания храма.

Закончены работы по восстановлению келейного корпуса монастыря.

01 ноября 2015 года, согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года, Журнал № 85, состоялось открытие Владимирского женского монастыря в городе Вольске. В этот день, за Божественной Литургией в Кафедральном соборе Живоначальной Троицы г. Вольска Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил возведение монахини Макарии (Семеновой) в сан игумении, с возложением наперсного креста и вручением посоха по должности.

07 апреля 2016 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства Вольского благочиния совершил чин освящения крестов и куполов строящегося храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Владимирского женского монастыря города Вольска.

14 мая 2017 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, в сослужении духовенства Саратовской епархии, совершил чин Великого освящения храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Владимирского женского монастыря города Вольска.
Церковно-социальная деятельность:

При монастыре действует Кризисный центр «Доверие «для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Работает пункт сбора и выдачи помощи (вещевой) для малообеспеченных горожан.

Основан: в 1858 году. Престолы: Престол соборного храма обители – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Святыни: Ковчег с частицами мощей: Свт. Луки Войно-Ясенецкого, вмч. Георгия Победоносца, прп. Серефима Саровского, вмц. Екатерины, Ефлиемских младенцев, свт. Спиридо́на Тримифу́нтского.

Настоятельница: игумения Макария (Семенова).

Проезд: железнодорожный транспорт (ст. Вольск-2); рейсовый междугородний автобус «Саратов-Вольск». По г. Вольску автобус №7 (ост. «Пролетарский поселок, конечная»).

Владимирский женский монастырьВладимирский женский монастырь

Владимирский женский монастырь

Собор Владимирской иконы Божией Матери является доминантой архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского женского монастыря. С 1844 г. игумения Мария (М.М. Тучкова), основательница монастыря, стала хлопотать о сооружении в обители соборного храма. Собор был заложен в сентябре 1851 г. игуменией Марией за год до ее кончины. Строился он по проекту известного московского архитектора М.Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. 5 сентября 1859 г. собор был освящен викарием Московским Леонидом во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, так как день Бородинского сражения совпал с днем празднования Сретения этой иконы 26 августа (8 сентября по н. ст.). Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии.

Сохранилось описание храма, каким он был в момент открытия. В алтаре, на горнем месте находилась икона «Моление о чаше», писанная старинным письмом. Иконостас храма был деревянным, украшенным кусками разноцветного мрамора с такими же колоннами. Над царскими вратами поместили икону «Тайная вечеря», писанная масляными красками на перламутровой раковине овальной формы. Справа от царских врат находились иконы Спасителя и Св. Александра Невского, слева – Божией Матери и Марии Магдалины. На колоннах иконостаса, по левую сторону от царских врат – образ Владимирской иконы Божией Матери, украшенный бриллиантовыми крестами, пожалованными Маргарите Михайловне императрицей Марией Федоровной, по правую – образ Тихвинской Божией Матери в богатой золоченой ризе (неизвестного жертвователя). На правой стороне, на аналое – икона Владимирской Божией Матери в большом серебряном окладе, принесенная в дар обители одним из участников Бородинского сражения, на левой стороне – образ Иверской иконы Божией Матери, которым игумения Мария благословила при миропомазании юную цесаревну Марию Александровну в 1840 г. Эта икона по завещанию императрицы была возвращена в обитель.

После закрытия Спасо-Бородинского монастыря в 1929 г. поселившиеся в нем члены сельскохозяйственной коммуны им. Ворошилова разграбили и уничтожили внутреннее убранство собора, устроив в нем зернохранилище. В конце 1970-х годов, когда ансамбль монастыря был передан в ведение Бородинского музея-заповедника, началась реставрация собора и его интерьера. Были восстановлены хоры, иконостас, росписи в алтарной части и в подкупольном пространстве.

В 1992 г. с возрождением обители Владимирский собор был вновь освящен, и в нем регулярно проходят богослужения.

Собор является духовным памятником русским воинам, погибшим в Бородинском сражении за Веру, Царя и Отечество.

Хранится в мужском монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери села Оранки Богродского района

Владимирский женский монастырьИкона Божией Матери Владимирская-Оранская является списком с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Московском Успенском Соборе Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу Московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, Василия и Максима, Московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке.

Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Глядков (по другим сведениям: Гладков, Глятков), в схиме Павел, отставной голова или капитан. По преданию, он был родом из Балахны. Из-за своей болезни он отправился в Москву на поклонение чудотворной иконе и, получив исцеление, Петр Андреевич просит протопопа Успенского собора Кремля Кондрата (Кодрата) сделать список. Список был сделан самим протопресвитером Кондратом и иконописцем Григорием Черным.

Получив икону Петр отвез ее в свое имение в село Бочеево, где икона находилась 5 лет и в доме Глядкова и в приходской церкви в честь святителя Николая Чудотворца.

В 1634 году, на пятой неделе Великого поста в ночь на Субботу Акафиста, Петр Андреевич услышал во сне глас, повелевавший ему идти. Он почувствовал, что идет и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Богоматери». Видение повторялось три раза.

Спустя пять лет на месте, избранном Самой Царицей Небесной, была воздвигнута церковь в честь указанной святыни, вокруг которой и выросла вскоре обитель. Приняв монашеский постриг с именем Павла, основатель возглавлял ее вплоть до своей мученической кончины в 1665 году от рук лесных разбойников-грабителей.

Через год после основания монастыря икона, получившая имя Оранской, стала мироточить, исцелив за это время 131 богомольца. Когда весть о чудесах в Нижегородской земле достигла Москвы, Патриарх Иоасаф распорядился составить их подробное описание. Назначенные лица провели самое тщательное расследование всех сообщенных им случаев благодатной помощи от Оранской иконы Богородицы. Полный отчет об исцелениях был представлен не только Патриарху, но и Государю Михаилу Федоровичу.

К 1644 году уже более пятисот записей о чудесах содержалось в хранимой монахами книге. Выздоравливали слепые, не видевшие белого света 20 и более лет, больные горячкой, страдавшие болезнями рук и ног, немые, глухие, бесноватые…

Но особенно ясно благодатную силу Оранской иконы познали жители Нижнего Новгорода в 1771 году, когда по всей губернии свирепствовала моровая язва. По их просьбе, и с благословения Преосвященного Владыки Феофана чудотворный образ Пречистой был доставлен в город и с крестным ходом обнесен вокруг Кремля. И беда отступила, в виде черного облака на глазах молящихся унеслась за Волгу. Благодарные нижегородцы дали обет ежегодно совершать торжественное шествие с иконой из Оранского монастыря и не нарушали его в течение 150 лет.

В настоящее время Господь и Его Пречистая Матерь не оставляет человеческий род и нижегородцев Своими чудесами, которые обильно подаются через Владимирскую-Оранскую икону Пресвятой Богородицы.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Богородского благочиния Нижегородской епархии обязательна

Владимирский женский монастырь

Всего в 175 километров от Москвы находится Дворцовско-Залидовская пойма реки Угры. Совсем недавно здесь был построен Владимирский скит Свято-Тихонова монастыря. Это не обычный скит, а совершенно уникальный, потому что на его территории расположены храм и музейный комплекс с диорамой. От Тихоновой пустыни скит находится совсем близко — всего в нескольких километрах, вот сюда мы и направились в этот раз.

1. Асфальтированная дорога через село Дворцы, и правда удивляющее своими хоромами за внушительными заборами, скоро привела нас к воротам Владимирского скита. Откуда такое название у села, мы узнали позже, уже в музее. Оказывается, село названо так не из-за многочисленных коттеджей, а по местоположению стана русских войск во времена Великого Стояния на Угре.

Владимирский женский монастырь

2. Скит Калужской Тихоновой пустыни в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен на месте великого события в истории Руси. На реке Угре в 1480 году произошло стояние войск московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата. Это очень значимое и важное событие в истории нашей страны. Но так сложилось, что событие это до сих пор находилось в тени другого героического сражения на Куликовом поле в сентябре 1380 года.

Владимирский женский монастырь

3. По своей политической значимости победа 1480 года намного превосходит результаты, достигнутые в 1380 году. Ведь вслед за 1380 годом последовал трагический 1382 год, когда орда Тохтамыша сожгла Москву, а русские земли вновь были вынуждены платить дань ордынским ханам. А вот после "Стояния на Угре" Русь окончательно освободилась от ордынского ига. И с того момента, как хан Ахмат увёл свои последние войска с берегов Угры, Русская держава более никогда не теряла своей независимости. А это значит, что 25 ноября 1480 года — это историческая дата обретения Русским государством политической независимости.

Владимирский женский монастырь

4. Спустя пять веков после этого важного события новая братия Свято-Тихоновой пустыни в 2007 году основала скит в честь иконы Божией Матери "Владимирская" близ места исторического стояния русского войска при Угре. К 2011 году была выстроена Владимирская церковь, к 2014 — двухэтажный братский корпус, надкладезная сень и ограда с воротами, звонницей и башней.

Владимирский женский монастырь

5. Экскурсии в музее проводятся каждый час, и время до начала мы посвятили осмотру территории скита.

Владимирский женский монастырь

6. Справа от главных ворот находится касса, совмещённая с иконной лавкой.

Владимирский женский монастырь

7. Есть и скамейки для отдыха и ожидания начала экскурсии.

Владимирский женский монастырь

8. Да, отдельное слово надо сказать о входных дверях работы московского кузнеца Константина Мухина. Они словно из XV века.

Владимирский женский монастырь

9. В иконной лавке даже продаётся русский сарафан.

Владимирский женский монастырь

10. То тут, то там стоят на страже защитники Отечества из разных времён.

Владимирский женский монастырь

11. Вообще, весь комплекс посвящён великим сражениям в истории России, когда защитить Отечество помогало заступничество Божией матери от Её Владимирской иконы. И освобождение Руси от ордынского ига церковное и народное сознание связало тоже с заступничеством Богородицы.

Владимирский женский монастырь

12. Если говорить об архитектурном решении зданий Владимирского скита: церкви, братского корпуса, музейного комплекса, то в его основу легли традиции древнерусского зодчества. Нижний храм Владимирскоой церкви посвящён Сергию Радонежскому.

Владимирский женский монастырь

13. Удивила необычная роспись верхнего храма Владимирской церкви. На стенах — рассказ о заступничестве Пресвятой Богородицы земли Русской. Здесь и преподобный Сергий, благословляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву, и Стояние на Угре, и герои войны 1812 года. (Все фото внутреннего убранства с сайта храма.)

Владимирский женский монастырь

14. Эпизод росписи, связанный с событиями на Угре.

Владимирский женский монастырь

Владимирский женский монастырь

Владимирский женский монастырь

17. Слева от главных ворот скита находится собственно музей-диорама, который был открыт в 2014 году. Это первый в России музейный комплекс, посвящённый военной кампании 1480 года. О музее расскажу отдельно — там оказалась кроме диорамы интересная историческая экспозиция.

Владимирский женский монастырь

18. Со смотровой площадки открывается вид на окрестности. Правда, смущают крыши современных домов в деревне Дворцы, но тут надо включить воображение. Считается, что на месте одной из княжеских ставок (шатра) русских войск на берегах Угры и возникло село Дворцы.

Владимирский женский монастырь

19. Братский корпус на территории скита находится в самой отдалённой его части.

Владимирский женский монастырь

20. Общее впечатление путешествия во времени даже усилилось после посещения музея-диорамы.

Владимирский женский монастырь

21. На берегу Угры возле села Дворцы установлен Поклонный крест в честь происходящих здесь событий.

Владимирский женский монастырь

Русская православная церковь установила три праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери. Каждый из этих дней связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками после обращения ко Пресвятой Богородице:

  • 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году;
  • 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году;
  • 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Владимирский женский монастырьИстория иконы

По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Примерно до середины V века н.э. эта икона пребывала в Иерусалиме. Позже она была перенесена сначала в Константинополь, а в начале XII века попала в Россию как подарок святому князю Мстиславу от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги, недалеко от Киева.

Сына Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский решил перебраться на север и захватил чудесную икону с собой.

Покинув Вышгород, он направился в Ростов. В 11 верстах от Владимира кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

Святой образ занял почетное место в Успенском соборе, специально построенном во Владимире по указанию Андрея Боголюбского. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.Владимирский женский монастырь

Владимирский женский монастырь

История праздника

Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божию. Владимирский женский монастырьВладимирский женский монастырь

Во Владимир было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Владимирский женский монастырь

В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю). Фото: stefmon.ru

Помощь Божией Матери

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда.

Владимирский женский монастырь

Владимирскую икону Божией Матери поместили в построенном в ее честь Успенском соборе Московского Кремля. Фото: i.pinimg.com

Дважды спасенная

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на церковь.

Владимирский женский монастырь

Сейчас Владимирская икона Божией Матери хранится в Николаевской церкви на Толмачах. Фото: roslavl-dhsh.ru

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9). Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

Официальный сайт Введенского
ставропигиального мужского монастыря

  • A+
    • A−
    • Главная
    • Предстоятель
    • Наместник
    • Паломничество
    • Расписание
    • Экскурсии
    • Поминовения
    • История монастыря

    Владимирский женский монастырь

    Владимирский женский монастырь

    Владимирский женский монастырь

    Мо­лись, что­бы Гос­подь во­ца­рил­ся в серд­це тво­ем, тог­да пре­ис­пол­нит­ся оно ве­ли­ким ли­ко­ва­ни­ем и ра­достью, и ни­ка­кая пе­чаль не в си­лах бу­дет пот­ре­во­жить его.

    преп. Нектарий

    ноябрь ← →

    пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30

    26 октября ст. ст.

    Владимирский женский монастырь

    Духовные беседы с паломниками

    Владимирский женский монастырь

    В 1809 г. у восточной стены монастыря начато строительство больничной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. Храм освящен в 1811 г. преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским. При церкви было устроено шесть больничных келий, для немощных братий. В 1854 г. с западной стороны сделана пристройка. Средняя часть этой пристройки составляет притвор храма, где круглосуточно читалась «неусыпаемая» Псалтирь, с поминанием усопшей братии и благотворителей обители. В боковых частях устроено еще по три больничные келии. «Здесь престарелые и слабые старцы находят себе отраду, помощь и удобство к духовной жизни. В церкви нет особых украшений: она проста и убога, как убоги, живущие при ней старцы» [*]. В начале XX века здание храма было отремонтировано и надстроено. В эти годы в келии при храме жил и принимал богомольцев «народный» старец преподобный Анатолий (Потапов).

    • Владимирский женский монастырь
    • Владимирский женский монастырь

    После революции 1917 г. Владимирский храм, как и все храмы монастыря, был закрыт. В послевоенное время храм был разобран на кирпич до самого основания. С 1989 г. проходили археологические исследования, продолжавшиеся несколько лет, и позволившие обнаружить основание храма. В 1995 г. начались восстановительные работы. 23 октября 1998 г., в день памяти прп. Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение восстановленного храма.

    Сейчас в храме покоятся мощи семи из четырнадцати преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).

    В 2000-х годах проведена роспись иконописцами обители.

    В храме ежедневно совершается таинство исповеди и служится молебен с акафистом преподобным Оптинским Старцам.

    Владимирский женский монастырь

    В 1893 г. вдова полковника Голикова направила Тульскому архиеп. Никандру (Покровскому) неск. прошений об учреждении в имении Липово жен. общины. К прошениям прилагались «приговор» прихожан Тихоновского храма, скрепленный печатями старост Липовского, Черемошненского, Крутовского и Петровского обществ, заявления 12 дворян Крапивенского у. о том, что они «с душевною радостию приветствуют доброе намерение», и письмо 11 жителей с. Сергиевского, также поддержавших инициативу Голиковой. На содержание общины вдова передавала 90 дес. земли и положила в Тульское отд-ние Гос. банка капитал в 5 тыс. р., дававший 200 р. ежегодного дохода. В пользу причта и сестер пожертвования делали одоевская мещанка П. Поликарпова, вдова В. Е. Меляева и др. 13 июня 1894 г. Синод направил Тульскому и Белёвскому еп. Иринею (Орде) указ об офиц. учреждении общины. На 10 авг. того же года в ней проживали ок. 10 сестер, в т. ч. 2 насельницы дворянского происхождения. За мон-рем закреплялись 97 дес. земли при дер. Нов. Слободка Тульской губ. с лесом, прудом и постройками.

    14 дек. 1894 г. общину возглавила дворянка рясофорная послушница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря София Русанова (1830 — ?). Однако 6 апр. 1895 г. она попросила Тульского еп. Иринея освободить ее от этих обязанностей — «снять с креста. начальства». Впосл. Русанова являлась насельницей московского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря. С 23 апр. 1895 г. обителью управляла бывш. насельница каширского во имя вмч. Никиты женского монастыря мон. Михаила (Дегтярёва (Дёгтева?)), с 5 дек. 1899 г.- устроительница общины мон. Елена (Голикова), при к-рой в Л. п. проживали ок. 50 сестер, в т. ч. благочинная (1912-1918) мон. Мелитина (Бараненкова), в 1916-1922 гг.- игум. Ольга. К 1918 г. в обители насчитывалось 75 насельниц Тульской, Орловской, Курской и Калужской губерний, 87% из них составляли крестьянки, средний возраст сестер — 32 года. Инокини ткали ковры, изготавливали обувь, занимались златошвейным ремеслом. В пустыни служили в 1899-1900 гг. свящ. М. И. Гремячевский (1875 — ?), награжденный набедренником, ок. 1912-1916 гг.- свящ. В. С. Спиридонов (1869 — ?), в 1910-1919 гг.- свящ. С. В. Прилуцкий, награжденный камилавкой за усердную пастырскую деятельность, в 1919 г.- прот. Т. Лавров, в 1905 г.- диак. Г. М. Троицкий, в 1907-1910 гг.- диак. А. И. Краснов, в 1914-1916 гг.- диак. И. Н. Сахаров. Духовником обители в 1918-1919 гг. был иером. Исаия.

    К нач. XX в. насельницы проживали в деревянных 2-этажном на каменном фундаменте корпусе (длина 23 аршина, ширина 10 аршин) и 5 одноэтажных домах. Имелись гостиница для паломников, ограда с кирпичными столбами и сев. воротами, за к-рой стояли каменный дом со скотным двором, деревянные амбар и сарай, крытые соломой, располагались сады, огороды, 2 пруда, пасека.

    Владимирский женский монастырь

    Насельницами и паломниками почитались пожертвованные С. Русановой Владимирская икона Божией Матери в киоте и серебряной вызолоченной ризе и образ Божией Матери «Умиление», а также переданные Голиковой иконы Св. Троицы, свт. Тихона Задонского и Ахтырский образ Божией Матери. В мае 1897 г. из Задонска в обитель крестным ходом были принесены Иверская икона Божией Матери и образ вмч. Пантелеимона.

    По благословению Тульского еп. Иринея (Орды) от 12 окт. 1896 г. при Л. п. была учреждена одноклассная церковноприходская школа. 20 янв. 1898 г. решением Тульского епархиального училищного совета школа стала 2-классной «с ежегодным ассигнованием на содержание со времени открытия в оной учебных занятий по 1500 р.» (Там же. С. 26). С 1898 г. школа размещалась в отдельном 2-этажном деревянном здании; имелось общежитие для учениц. Первоначально в школе обучались 10 девочек, в т. ч. сирот «на полном призрении общины», в 1899 г. были приняты 30 учениц. К 1917 г. школа была преобразована в 2-классное училище. Учителя пользовались помещением при школе, получали жалованье по 400-480 р., старшая учительница — 627 р. С 1899 г. попечительницей школы являлась жена действительного статского советника В. Константинова. Известно, что среди учителей были священники: в 1881-1886 гг.- М. И. Зайцев (1855-1912), в 1882 г.- А. М. Мещерский (1855 — ?), ок. 1887 г.- М. В. Мерцалов (1840 — ?), в 1888-1894 гг.- П. К. Крючков (1862 — ?), в 1908-1910 гг.- сын священника Ф. А. Благовещенский (1887 — ?), а также в 1897-1900 гг.- дочь дьячка Н. Н. Казанская (1876 — ?), в 1898 г.- дочь священника Л. А. Благовещенская (1874 — ?), Л. Козлова (1878 — ?), дочь надворного советника Н. Н. Воскобойникова (1886 — ?), П. А. Головина (1890 — ?), М. Г. Богданова (1896 — ?), в 1899-1900 гг.- В. М. Руднева, в 1906-1916 гг.- К. И. Руднева, в 1913-1916 гг.- Н. Н. Николаева (1893 — ?) и др.

    Ок. 1921 г. сестры Л. п. зарегистрировались как Владимирская монастырская сельскохозяйственная артель, в 1922 г.- как сельскохозяйственное кооперативное об-во, к-рое Комиссия ВЦИК признала образцовым. В 1929 г. Л. п. была окончательно закрыта, насельницы изгнаны. По нек-рым сведениям, последняя игум. Ольга проживала в г. Белёве; несколько сестер прислуживали в ц. во имя вмч. Димитрия Солунского г. Тулы, 2 монахини и 5 послушниц — в Успенском храме г. Богородицка. В 1930 г. на территории обители был учрежден населенный пункт «Коммуна», в корпусах располагались молокозавод, клуб, школа для детей из ближайших деревень. В 40-60-х гг. XX в. большая часть монастырских построек была разрушена.

    К нач. 2016 г. сохранились руины Владимирского храма. Ведутся восстановительные работы в липовской ц. свт. Тихона Задонского (Белёвской и Алексинской епархии Тульской митрополии). Этот храм имеет статус подворья Богородице-Владимирской жен. пуст. Настоятель — прот. Валентин Дудин. Предполагается полное восстановление обители.

    Владимирский женский монастырь

    Владимирскую область не зря называют благословенной. На этой древней земле находится огромное количество так называемых святых мест, в которые тянутся тысячи паломников со всей России и из-за границы. И едут не из праздного любопытства, а в надежде получить помощь свыше. И получают. Мы создали топ-5 самых святых мест Владимирской области.

    Владимирский женский монастырь

    Чтобы далеко не ходить, посещение святынь можно начать в самом Владимире. Здесь обязательно стоит посетить Богородице-Рождественский мужской монастырь. Или, как его иногда называют, Владимирский кремль. Это одна из самых древних обителей Русской земли. Основал её великий князь Всеволод Большое Гнездо. Место выбрано по всем канонам того времени — на возвышенности над рекой Клязьмой. Эта святая обитель помнит такие события, как нашествие татаро-монгол, кончину великого князя Александра Невского, святые мощи которого несколько веков почивали в главном монастырском Соборе. До расцвета Троице-Сергиевой Лавры Богородице-Рождественский монастырь был центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси . Здесь можно поклониться нескольким чудотворным святыням. К частице пояса пресвятой Богородицы прикладываются в надежде на счастливое замужество, на рождение деток и на избавление от женских болезней. А около мощей Святого Афанасия Ковровского молятся обо всем на свете. Святого просят об избавлении от любых житейских напастей, от безденежья, от проблем с начальством. Святой, сам много страдавший при жизни, всем помогает.

    Владимирский женский монастырь

    2. Невозможно обойти стороной ещё одно древнейшее место, чьё значение для православных довольно велико — Свято-Боголюбский женский монастырь.

    Владимирский женский монастырьФото intplaces.ru

    Он был основан самим Андреем Боголюбским в 1155-57 годах после того, как по преданию ему явилась Пресвятая Богородица. На месте чудесного явления он велел заложить храм и повелел написать образ Богоматери так, как он Её запомнил — в полный рост с воздетыми в мольбе ко Господу руками. Эта икона известна на весь мир, иногда её называют Боголюбивой, иногда Боголюбской. В течение веков она прославилась многочисленными чудесами. Самое известное — спасение жителей Владимира от эпидемии моровой язвы в 1771 году. В память об этом был установлен ежегодный крестный ход, совершаемый накануне 1 июля — дня празднования Боголюбской иконы. А вообще этот образ Божией Матери славится своей быстрой помощью в любых бедах. Рядом с храмом есть святой источник. Как говорят, его воды смывают все болезни.

    3. Двигаясь в сторону Суздаля, а затем забирая направо, попадаем в деревню Санино. Здесь стоят два храма — церковь Николая Чудотворца (1775г.) и Покровская церковь (1825г.).

    Владимирский женский монастырьФото twitter.com

    Примечательно то, что они совершенно не пострадали ни в войну, ни во время гонений не церковь эпохи коммунизма. Хотите верьте, хотите нет, но иконы здесь восстанавливаются без участия реставраторов. Буквально на глазах у прихожан тусклые изображения становятся более яркими. Несколько икон очень сильно мироточат, из них истекает ароматная жидкость. Как и почему это происходит, и по сей день загадка. Это относится и к очень редкой иконе, называется она «Отечество». О её чудесах слухи идут по всей России. К ней попросить о рождении детей, приезжают сотни семейных пар. Настоятельница монастыря ведет статистику счастливых новоиспеченных родителей, которые в своё время утратили всякую надежду стать таковыми. Фотографии малышей хранятся как доказательство.

    Владимирский женский монастырь

    Недалеко от храмов находится исцеляющий родник Николая Чудотворца. О его целебных свойствах люди рассказывают много историй.

    4. На Муромской земле прославились своими чудесами как при жизни, так и после кончины святые князь Петр и княгиня Феврония. В России в их честь установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечают 8 июля. Поклониться мощам святых, которые покоятся в одной раке (специальный саркофаг, где находятся мощи святого) в Троицком Новодевичьем женском монастыре, едут не только жители нашей области, туда стекаются тысячи паломников со сего мира. Одинокие люди, мечтающие создать семью, или же семейные, но бездетные пары. Этим святым верят и ждут от них помощи. И они всех слышат.

    Владимирский женский монастырь

    О Петре и Февронии снято много фильмов. Есть предание, что в годы сталинских гонений святых много раз пытались разъединить, переместить в разные раки. Но каждый раз на утро снова находили их вместе. Разлучить святых так и не смогли.

    Владимирский женский монастырь

    5. В Судогодском районе, в красивейшем селе Чамерево, находится Святой источник Александра Невского. Когда к нему приближаешься, кажется, что в сказку попадаешь — вид уж больно нереальный, сказочный.

    Владимирский женский монастырьФото fotokto.ru

    Смотришь с горы и видишь красивую деревянную купальню. Родник освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Когда здесь возник источник, старожилы не помнят, но знают точно, что его волшебная вода приносила облегчение тяжело раненым солдатам во время второй мировой войны, которые лежали в госпитале в Чамерево. Бойцы гораздо быстрее шли на поправку и вставали на ноги. Сюда, для избавления от самых разных недугов, приезжают многочисленные паломники.

    Какие святые места Владимирской области знаете вы? Есть история о чудесной помощи, полученной в таком месте? Поделитесь в комментариях.

    Владимирский женский монастырь

    Ежегодно 8 сентября верующие прославляют икону Владимирской Божией Матери. В торжественный день каждый может помолиться высшим силам, чтобы получить от них покровительство, обрести уверенность и с легкостью побороть невзгоды.

    Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».

    Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста (8 сентября), уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну, чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!» В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста (8 сентября) бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

    Молитвенно почтили праздник и в монастыре Святых Косьмы и Дамиана. На подворье обители в храме «Всецарица» прошла Божественная Литургия, которую возглавил иеромонах Антоний (Копылов).

Ссылка на основную публикацию