Как вести себя в православной церкви

Храм — святое место, поэтому поведение в нем до и во время богослужения должно подчиняться специальным правилам. Эти требования можно изучить, открыв «Богослужебный устав для мирян».

Входить в храм следует в благоговейном расположении духа, тихо, оставив суетные мысли и настроясь на общение с Богом. Перед входом, а также войдя в храм, нужно трижды поклониться с молитвами:

« Боже, очисти меня, грешного, и помилуй»

«Боже, очисти грехи мои и помилуй меня»

«Без числа согрешившего, Господи, прости мя».

(По окончании службы, при выходе, делают то же самое). Троекратный поклон символически выражает поклонение трехипостасному Богу — Отцу и Сыну, и Святому Духу.

Приветствие людей, которые уже пришли на службу, выражается двумя поклонами (направо и налево). Это важно, поскольку все члены церкви, по замыслу Божию, являются братьями и сестрами во Христе и составляют единое Тело Христово. Желательно приходить в храм до начала богослужения, чтобы успеть поклониться Кресту Господню, помолиться перед иконами Пресвятой Богородице и Христу, а также перед иконой праздника (в центральной части, на главном аналое). Перед особо чтимыми святынями храма можно попросить о заступничестве и ходатайстве о нас перед Господом Богом. Затем, перед началом богослужения, следует встать мужчинам справа, женщинам слева.

Участие христианина в богослужении предполагает, прежде всего, понимание происходящего, сосредоточенность на церковном действе и включение в него. Поэтому верующим необходимо всматриваться в действия священника и дьякона и вслушиваться в молитвы и возгласы. Многим прихожанам сложно воспринимать на слух церковно-славянский язык службы. В этом случае можно порекомендовать приобрести в церковной лавке или найти на нашем сайте тексты литургии и других богослужений. Можно найти издания с параллельным переводом на русский язык. В таких текстах изложена постоянная часть церковных служб. Имеется также вариативная часть — некоторые песнопения и чтения. Их можно найти в православном церковном календаре. После такого предварительного знакомства с основами литургики православному христианину гораздо легче будет сориентироваться в происходящем церковном действе.

Большинство молитвословий, произносимых на богослужении, это общие, гласные молитвы. Это значит, что верующие должны про себя молиться вместе со священником и дьяконом. Можно также участвовать в молитвах и славословиях церковного хора, тихонько подпевая. Кроме того, на литургии принято совместно исповедовать Символ веры и петь «Отче наш». Эти молитвы нужно постараться выучить наизусть по «Молитвослову».

Поклонение Богу имеет и внешнее выражение. У христиан принято осенять себя крестным знамением и кланяться. В «Богослужебном уставе для мирян» прописаны конкретные нормы поведения паствы во время церковных служб. Тем, кто не знаком с этим порядком, нужно следить за священником и дьяконом, креститься и кланяться вслед за ними. Не нужно смотреть на других прихожан, которые сами часто не сведущи в церковном уставе и действуют по принципу «как Бог на душу положит».

Наконец, существуют неканонические церковные традиции. Например, в ортодоксальных церквях установился обычай почитать престол. Это самое священное место в храме, потому что оно символизирует престол Пресвятой Троицы. Считается, что здесь особенно присутствует Слава Господа. Именно на престоле совершается таинство Евхаристии (Причащения). В православной церкви престол находится в алтаре. Поэтому, пересекая линию, идущую от алтаря или приближаясь к нему, христианин осеняет себя крестным знамением. Другой сравнительно молодой традицией является запрет на хождение прихожан между центральным аналоем (на котором находится икона праздника) и амвоном (возвышенной площадкой перед иконостасом), поскольку это пространство считается священным.

И, все же, находясь в Доме Божьем, следует всегда помнить, что Господу угодно не столько внешнее благочестие, сколько открытость нашего сердца для любви к Нему.

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне. » и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы. ».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне. » и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

О церковном этикете и неписаных правилах для священства

Как вести себя в православной церкви

Зачем клирику рок-концерт

— Некоторые люди боятся заходить в храм, потому что не знают, как себя вести: боятся, что будут не вовремя кланяться, креститься, что не так обратятся к священнику… Эти опасения оправданны?

— Самое главное — человек должен понимать, что такое храм, зачем он туда приходит, осознавать своё место во взаимоотношениях с Богом. Сердце должно быть устремлено к Богу. Важно, чтобы посещение храма не ограничивалось только тем, что человек пришёл, поставил свечки у иконы, перекрестился и ушёл. Нельзя воспринимать только внешнюю сторону религии. Молиться надо искренне. Если будет такое представление, то остальные нюансы либо простительны, либо могут быть легко освоены.

— Но незнание каких-то правил может помешать и самому человеку, и окружающим. Как этого избежать?

— Прежде всего нужно вести себя скромно, спокойно, никому не мешать. Если вы оказались на богослужении и чего-то не знаете, старайтесь делать так же, как другие. К священнику можно обратиться: «Благословите», но если это непривычно, то обращайтесь иначе, только уважительно.

Гол забить можно, «расписать пулю» — нет

— Надо ли нам всем знать о том, что позволительно священнику, а что — нет, чтобы не попасть впросак, приглашая батюшку, например, на концерт, на рыбалку, охоту или на футбол — поболеть за любимую команду?

— Священник всегда, в любой ситуации, и в семье, и в дружеской компании, и на летнем отдыхе, когда на нём нет облачения, остаётся священником и не должен нарушать некоторые нормы. Что это значит? Сходить в театр на какое-то пристойное зрелище ему можно, но только не в дни строгого поста. Раньше, в царской России во время Великого поста даже театры закрывались: не полагалось веселиться. Вряд ли нужно приглашать батюшку на стадион: многие болельщики, фанаты ведут себя так, что священник среди них будет выглядеть странно. Это касается и рок-концертов, дискотек. Священник может прийти на рок-фестиваль как миссионер, обратиться к слушателям, но не для того, чтобы «расслабиться», танцевать. На рыбалку его позвать можно, а на охоту лучше не приглашать: священник не может проливать кровь — ни человека, ни животного.

— Существует ли специальный регламент для священства: что можно, чего нельзя?

— Всё регламентировать невозможно. К тому же жизнь меняется: было время, когда считалось неприличным для священника сходить в театр, а сегодня к этому иное отношение. Раньше не было дискотек, компьютерных игр и прочего. Сегодня всё это есть и человек, как правило, сам может определить, что допустимо для священника, а что является грехом и может ввести в соблазн окружающих.

— Вопрос об играх — компьютерных, спортивных, домино, в казино: что позволительно для батюшки?

— В принципе то же, что и для верующих мирян. По­играть с прихожанами в футбол, волейбол — пожалуйста. А домино, карты и вообще любые азартные игры надо исключить: грех. Тем более в казино. Даже участие в качестве статиста при игре в казино способно вызвать соблазн у паствы, а потому делать этого не нужно.

Не везде надо ждать крест для целования

— Может ли священник курить, употреблять алкоголь?

— Церковь не призывает всех быть абсолютными трезвенниками, как это предписывается в исламе. Священник может выпить немного вина. Но любой перебор, разу­меется, недопустим. О табаке разговор особый. В XIX веке курение в России не считалось предосудительным. Это было чем-то вроде светской забавы, и некоторые люди даже духовного звания курили или нюхали табак. Позже, когда выяснилось, что это вредно, приводит к тяжёлым болезням и по сути своей является формой самоубийства, отношение изменилось. У нас бывали случаи, когда исключали из духовной семинарии студентов, если узнавали, что они курят. В России курение сегодня несовместимо с духовным саном. А вот в Греции, в некоторых странах Ближнего Востока иначе. Я видел православных иереев, которые выходили подымить за территорию храма, у них это терпимо.

— Получается, что некоторые нормы поведения в разных православных церквях отличаются друг от друга. Российские паломники чаще всего ездят за рубеж в Грецию и Иерусалим. Что их там может удивить, к чему надо быть готовым?

— Проблема обычно возникает, когда наш паломник хочет причаститься и думает, что его пригласят на исповедь. И тут выясняется: в Греции нет традиции исповеди перед каждым причастием, то же самое в Иерусалиме. Об этом надо помнить. И ещё особенность: после литургии в греческих храмах не выносят прихожанам крест для целования. А приезжие из России иногда этого ждут и уходят в некотором недоумении.

— Если наш паломник видит, что местные прихожане стали подходить к чаше без исповеди, может ли он к ним присоединиться?

— Лучше позаботиться заранее: найти батюшку, которому накануне можно исповедаться. Но если не нашли, то возможен другой вариант: исповедаться перед поездкой у себя на приходе, а потом уже смотреть по своему духовному состоянию. Или руководствоваться советом своего духовника.

Как вести себя в православной церкви

Посещая храм впервые, многие теряются и неуверенно чувствуют себя из-за того, что не знают, как правильно возжечь свечу, как правильно написать записку о здравии или об упокоении, где правильно встать. И потому им кажется, что все присутствующие в храме обращают на них внимание, бросают косые взгляды, шепчутся, обсуждают.

Таким людям хочется напомнить, что никто не родился с врожденным знанием церковного этикета, что все, кто находится в православных храмах сегодня, сами тоже когда-то впервые переступали их пороги и тоже не знали, как правильно себя вести. Опыт церковного поведения появляется из опыта церковной жизни, и потому не надо смущаться, что, может быть, кто-то, желая вам помочь, решиться подсказать, как правильно следует поступать в том или ином случае.

Существует психологический тип людей, редко переступающих церковный порог, но уже нашедших оправдание своему поведению. «Я пришел к Богу, Который знает меня от моего младенчества. Зачем мне нужны формальности поведения в храме, ведь мы с Богом выше формальностей, а значит можно и нужно вести себя так, как удобно».

Да, действительно, мы приходим к Всеведущему и Вселюбящему Богу, в Его обитель, отвечая на призыв Небесного Отца, звучащий в глубине наших сердец. Но приходим мы к Отцу не одни, и не в одиночестве совершается наше спасение, а вместе с другими Божиими чадами, которые тоже услышали в глубине своих сердец призыв Творца. И потому мы должны с уважением относиться к чувствам тех, кто стоит в храме рядом с нами. Если наша свобода становится соблазном для других, если мы своей свободой и своим не обремененным формальностями поведением мешаем молиться, беседовать с Творцом кому-то из наших братьев или сестер, значит наше поведение – это проявление нашего эгоизма, а эгоист никогда не научится любить других и, следовательно, не найдет дорогу в чертог любящего всех Бога.

Поэтому, заходя в храм, надо ради других, ради любви и уважения к ним, стремиться соблюдать правила благочестивого поведения. Именно поэтому апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, пишет: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Конечно, тяжело в рамках одной статьи раскрыть все правила поведения в храме. Но первое, что надо помнить, храм – это место особого присутствия Бога на земле, и потому в доме Божьем нужно вести себя благоговейно, спокойно. Конечно же, во время богослужения в храме недопустимы никакие громкие разговоры, смех и посторонние звуки, отвлекающие от молитвы и богопредстояния. Поэтому, заходя в храм, необходимо заранее отключить звук своего мобильного телефона, чтобы случайный звонок не потревожил молитвенной благоговейности и сосредоточенной тишины храма Божия.

Особое внимание нужно уделять одежде, в которой мы приходим на богослужение. Каждый прекрасно понимает, что на аудиенцию к высокопоставленному лицу никто бы не подумал прийти в пляжном костюме или в невыглаженной грязной рубашке. Точно так же, приходя в дом Небесного Царя, следует соблюдать определенные правила. Одежда, в которой мы приходим в храм, не должна быть броской, вульгарной или непристойной. Мужчинам не стоит являться в церковь в спортивных костюмах, шортах и майках, а женщинам не нужно надевать вызывающие откровенные наряды, облегающие юбки и брюки.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о головном уборе. По традиции, восходящей к завету апостола Павла (1 Кор. 11:10), женщины должны молиться с покрытой головой, то есть во время молитвы, будь она молитвой в храме или дома, женщина должна покрыть голову покрывалом. Эта традиция, освященная апостольским авторитетом и потому обязательная для исполнения, к сожалению, многими забыта.

В современном мире косметика стала обязательной нормой светской жизни, и многие женщины не представляют себя без румян или губной помады. Но перед порогом храма теряют свою силу переменчивые мирские законы моды и обычаи. Нельзя входить в храм с устрашающими чертами боевой раскраски североамериканских индейцев на богосозданном лике. Перед храмом желательно удалить с губ помаду. Дело в том, что в Православной Церкви существует обычай прикладываться ко святому Кресту и к иконам, т. е. целовать их. Когда мы прикладываемся накрашенными губами, активные вещества, содержащиеся в помаде, глубоко проникают в краску и могут безнадежно испортить древний образ. Поэтому то, что признается нормой в обычной жизни, в храме является неприемлемым.

Говоря о правилах поведения в храме, хочется также обратиться и к тем, кто уже долгое время живет церковной жизнью. Приходя в храм, надо помнить, что мы здесь не хозяева и даже не распорядители. Мы лишь гости на Божественном пиру и приглашены на трапезу Божию не по нашим заслугам, а даром, не заслужив такой великой милости. Потому и вести себя необходимо не как хозяевам, приватизировавшим уголок в храме и место в раю, а как служителям всех любящего Господа.

Если мы, пребывая на службе, по собственному нерадению отвлекаемся от молитвы и общения с Богом и обращаем свое внимание на вошедших в храм, это еще совсем не значит, что необходимо одергивать и делать замечание всякому, кто еще мало знаком с правилами поведения в храме. Пройдет время, и такой человек узнает все тонкости внутрицерковного этикета.

Но может случиться и иное. Человек, испугавшись и обидевшись на строгий выговор, развернется и уйдет вдаль от Бога, вдаль от спасения, к которому долгие годы вел его Господь. И тогда Всеправедный Судья на Страшном суде спросит у нас о душе ушедшего от Него по нашей вине. Поэтому давайте не будем становиться причиной осуждения некоторых людей, но, вспоминая свои первые шаги в православном храме, поможем начинающим горячей и искренней молитвой, а замечания оставим для тех, кто по своей иерархической степени поставлен наблюдать за народом Божиим – для священно- и церковнослужителей.

В современном обществе бытует мнение, что храм посещать не обязательно. Можно “верить в душе” и “общаться с Богом вне церкви”. Но человек невоцерковленный зачастую боится заходить в храм из-за страха сделать что-то не так. Боится нарушить определенны правила, как вести себя в храме.

Действительно, молиться можно и дома. Но главное событие в жизни православного христианина это участие в Литургии и Причастие. Это и есть соединение с Богом, без храма это невозможно, ведь таинства совершаются именно там.

Как вести себя в православной церкви

В православном храме

Внешний вид

В храм следует приходить в чистой, не вызывающей смущения одежде. Мужчине нужно отказаться от коротких штанов и перед входом снять головной убор. Женщине лучше не надевать юбку выше колен и кофточку с глубоким вырезом. Голову нужно покрыть платком. Что касается женских брюк, то сейчас во многих храмах лояльно относятся к женщине в штанах. Но, если есть возможность надеть юбку, то стоит ею воспользоваться. Требования к внешнему виду важно исполнять, чтобы не смущать окружающих и не отвлекать от молитвы.

Как вести себя в храме, когда нет богослужений

Заходя в храм, следует перекреститься и совершить поклон. Старайтесь не мешать и не отвлекать от молитвы прихожан, не нужно громко разговаривать, смеяться или делать замечания. Если вы хотите помолиться перед определенной иконой, но не знаете, где она находится, спросите за свечным ящиком. Там же можно написать записки и купить свечи.

Свеча символизирует молитвенное горение человека перед Богом, а также жертву Богу. Если вашу свечу погасили, не дав до конца догореть, и на ее место поставили другую – не расстраивайтесь, ваша жертва приняла Богом. Так же Вы можете подать записку. Записки делятся на 2 вида: за здравие (за живых) и за упокой (за умерших). Обычно предлагается пример правильного заполнения.

Если у вас возникают вопросы о том, как вести себя в храме, задавайте их непосредственно работникам храма, а не прихожанам. Это позволит избежать ошибочных суждений. Выходя из храма перекреститесь и совершите поклон.

Нормы поведения во время богослужения

Приходите на богослужение заранее, чтобы успеть приложиться к иконам, написать записки и поставить свечи. Во время Литургии в православных храмах принято стоять. Чтобы понимать смысл Литургии на церковно-славянском языке, можно приобрести книгу “Разъяснение церковного богослужения”. Она доступна в карманном формате с переводом на русский язык, первое время следите по ней. Уже через несколько недель вы поймете структуру построения богослужения.

Что касается поклонов, то здесь есть несколько основным правил: в момент, когда священник благословляет молящихся рукой или совершает каждение, сделайте поклон не крестясь. Когда благословляет крестом – перекреститесь и сделайте поклон. Крестное знамя совершайте не торопясь с благоговением. Наблюдайте, как ведут себя прихожане, и со временем придет понимание, как правильно вести себя в храме.

Если вы хотите причаститься, но не знаете с чего начать, подойдите к священнику после службы и задайте интересующие вас вопросы.

Самые частые ошибки — чего нельзя делать в церкви

Не делайте замечаний в храме и не вступайте в споры.

Старайтесь не ходить во время богослужения, не передавать свечи, не задавать вопросы и не разговаривать. Тем самым вы отвлекаете прихожан от молитвы.

Не трогайте иконы руками и не целуйте, если губы накрашены помадой.

Во время Литургии есть моменты, когда священник и все прихожане встают на колени. Даже если вы пока не знаете для чего это совершается, повторите за всеми. И наоборот, не стоит совершать какие бы ни было “бурные” действия, которые могут смутить молящихся (поклоны, возгласы, громкое пение).

Околоцерковные суеверия

Даже среди православных христиан существуют заблуждения относительно того, как нужно вести себя в храме. Существует ряд суеверий, которые приводят к ошибочному и искаженному пониманию основ жизни христианина.

“Только сильная икона помогает” или “молиться нужно только перед определенными иконами” – это заблуждение. Помогает не икона, а Сам Бог по молитвам святого, изображенного на иконе. И не “сила” иконы, а Господь по вашим молитвам.

“Свечи нужно зажигать от лампадки, а не от других свечей, иначе грехи человека на себя возьмешь” – свеча является жертвой Богу. Никакого значения не имеет, зажгли ее от лампады или от другой свечи.

“Свеча погасла – к беде” или “свеча не успела догореть – Бог не принял жертву”. Это одно из распространенных суеверий, не имеющее под собой никаких оснований. Если свеча погасла, просто зажгите ее снова.

“Подходить к иконе следует только справа”. Никакого значение не имеет, с какой стороны прикладываться к иконе, главное делать это с благоговением.

“Перепутал и поставил свечу вместо “за здравие” на подсвечник “за упокой” – быть беде”. Не стоит переживать по этому поводу, Бог слышит наши молитвы и знает, за кого вы молитесь.

“В нечистоте нельзя заходить в храм” (менопауза). По этому поводу до сих пор нет единого мнения, но большинство священников сходятся во мнении, что в храм заходить можно.Что же касается участия в таинствах в дни очищения, то разумнее в каждой конкретной ситуации советоваться с духовником или знакомым священнослужителем.

Как видите, правила поведения в храме не так и сложны. И если вам сделают замечание, не обижайтесь и не расстраивайтесь. Главное – это сохранить мир в душе, любовь к ближним и стремление изучать основы православной веры.

Как в светском обществе, так и в церковной жизни есть определенные правила поведения, учтивости, тактичности. Такие нормы взаимоотношений между верующими людьми составляют церковный этикет. К сожалению, за годы богоборческой власти изменились отношения между священниками и прихожанами. Делающие первые шаги в церковной жизни люди порой не имеют представления, как обращаться к священнику, как обращаться к диакону. Из-за отсутствия элементарных знаний и сложностях при налаживании диалога порой возникают проблемы в общении между христианами.

Например, многие не знают, как правильно брать благословение.

«Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением” (протоиерей Андрей Дудченко).

Такое незнание может привести к более серьезным последствиям. Из-за стеснения и боязни оказаться в неловком положении новые прихожане не общаются друг с другом. Они не задают священникам важные вопросы и не получают ответы, которые могут изменить их жизнь к лучшему, решить многие духовные и жизненные проблемы.

Как вести себя в православной церкви

Священник и мирянка

Какие “должности” бывают у священников

Чтобы понять, как обращаться к священнослужителям, следует понимать их иерархию. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон и священник могут состоять в браке, а могут принять монашеский постриг. Вопрос о браке или монашестве должен быть решен до рукоположения. Епископом является только монах. Все женатые священнослужители условно относятся к белому духовенству, монахи – к черному духовенству. Схематически священническую иерархию можно изобразить так:

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
I. ДИАКОН
Диакон
Протодиакон(старший диакон)
Иеродиакон
Архидиакон(старший диакон)
II. СВЯЩЕННИК
Иерей, или священник, или пресвитер
Протоиерей(старший священник)
Иеромонах
Игумен
Архимандрит
III. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Обращение к священнику

К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.

Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:

“И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах” (Мф 23:9).

Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?

Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.

Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.

Как обращаться к священнику вне храма

Если встреча со священником произошла вне храма, но при этом он в рясе, благословение взять можно, если это уместно при тех или иных обстоятельствах. Когда же священник одет в мирскую одежду, то лучше воздержаться от принятия благословения, если лично вы не знакомы. Хотя такое приветствие не запрещается и в “светской” обстановке. В некоторых случаях священник может подать руку для рукопожатия. Такая форма приветствия допустима, особенно если она выражает уважение и приятность встречи.

Когда встреча произошла одновременно с несколькими священниками, то благословение берется вначале у высшего по иерархии. Чтобы определить, кто занимает более высокое положение, присмотритесь к кресту, который носит священник. Если крест с украшениями – это обязательно протоиерей. Позолоченный крест может быть и у протоиерея, и у иерея. Серебряный – скорее всего, священник в сане иерея (хотя такое деление весьма условно).

Если понять иерархию затруднительно, нужно сказать: “благословите, отцы”, тогда они сами благословят “по старшинству”. Это требование носит неукоснительный характер для внутренней церковной жизни. Если вы являетесь обычным прихожанином и точно не знаете, как обращаться к священнику, вам незнакомому, строго соблюдать иерархию не обязательно.

Обращение к священнослужителям

Обращение к диакону. Диакон помогает священнику при совершении богослужений. Он не имеет права совершать таинства самостоятельно и не благословляет верующих. Отличить диакона от священника можно по отсутствию наперсного креста. Уместно обращаться “отец диакон” или “отец (имя)”.

Обращение к епископу (архиерею). К высшей степени священства относятся: епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Они руководят церковной жизнью и могут совершать все таинства, рукополагать, освящать храмы. Официально принято обращаться: к епископам — «Ваше преосвященство»; к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»; к патриарху — «Ваше Святейшество».

Этикет — помощь в общении

Церковный этикет – это не просто формальный свод правил поведения, но также уважительные, добрые, искренние отношения между прихожанами. К сожалению, в храме можно услышать неуместные замечания и упреки. Такое поведение зачастую оправдывается тем, что пришедший в храм человек “ведет себя не так, как нужно”. Но это недопустимо как с точки зрения христианской нравственности, так и обычной человеческой морали.

Если вы видите, что кто-то поступает неправильно, указывать на ошибку нужно тактично, чтобы не задеть и не обидеть человека. Иисус Христос назвал всего две основные заповеди:

“возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф 22:37-39).

Поэтому так важно проявлять если не любовь, то хотя бы уважительное и дружелюбное отношение к братьям и сестрам во Христе.

Как вести себя в православной церкви

«Вся же благообразно и по чину да бывают».

Коринфянам ап. Павла 14,40

Церковь — место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью. Войдя в нее, осени себя крестным знамением и соверши три малых поклона, помня, что в алтаре, на престоле, в Святых Дарах таинственно и действительно пребывает Сам Господь.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, —если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после на правое и на левое плечи —для освящения наших сил телесных.

Затем произнести краткую молитву:

Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

В храм нужно приходить к самому началу богослужения. Если началась служба, стань на определенное место и сосредоточенно слушай чтения и песнопения. Не следует здороваться со знакомыми за руку, —молчаливым поклоном приветствуй их, не разговаривай и не переходи с места на место во время богослужения. Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.

Войдя в храм, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” — это наша малая лепта — жертва Церкви. Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. Мужчины, по словам апостола Павла должны, находится в храме без головного убора, а женщины — с покрытой головой. Женщинам нельзя приходить в церковь в брюках, коротких или открытых платьях, пользоваться косметикой — ибо Господь зрит не на лица, а на сердца людей.

В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю. Сидеть можно по немощи или болезни, когда не совершаются главные священнодействия. Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. При всех службах при чтении или пении “Приидите поклонимся…”, при троекратном “Аллилуиа…”, на “Святый Боже…”; на “Буди Имя Господне…”; на “Слава в вышних Богу” и при возгласе священника “Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе”. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.

Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе “Господи, помилуй” или “Подай, Господи” вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.

При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священник произносит: “Мир всем”, “Благодать Господа нашего Иисуса Христа…”, “Главы ваша Господеви приклоните”; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых — в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в косу власов.

Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы “Тебе поем”; в конце молитвы “Достойно есть”; в начале молитвы “Отче наш”, при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами; возгласе “Всегда, ныне и присно и во веки веков” и “Богородицу и Матерь света…”

Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:

при выходе священника с кадилом,

при чтении Шестопсалмия,

при выносе Евангелия и во время его чтения,

при пении «Милость мира…» до возгласа священника «В первых помяни…»

при пении Символа веры и “Отче наш”,

при выносе Святой Чаши (Потира).

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.

Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

«Верный признак омертвения души – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Как вести себя в православной церкви

Православный храм – это подобие неба на земле; в храме с нами невидимо служат небесные ангельские силы; в храме Сам Бог невидимо пребывает с нами, и поэтому наше поведение в храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.

1. По дороге в храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.

2. Подходя к храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвой: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.

3. Входи в храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.

4. Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в короткой юбке, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор. Мобильные телефоны необходимо выключить.

5. Приходи в храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.

6. По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части храма, женщины – влевой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

7. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу, но если просят тебя, возьми и передай позже.

8. Свечи покупай только в том храме, в который пришел помолиться. Свеча – это жертва на содержание храма. Свеча выражает теплоту любви и благоговение к тому, кому она ставится. Свеча – это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения заповедей Господних – не нужны Богу никакие жертвы.

9. В святом храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

10. Приходя в храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Посещение храма должно быть для детей в радость, а не в тягость. Если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.

11. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма. Никогда не позволяй ребенку есть что-либо в храме, кроме благословленного хлеба и просфор. По возможности, учи ребенка тому, чтобы он не терял крошки от этих святынь.

12. Стоя в храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

13. Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме Господь посылает скорби».

14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в храме Божьем.

15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

16. По возможности не покидай храм до окончания Богослужения. До окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма. Это грех пред Богом.

17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.

18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Если есть возможность, обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.

20. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

Храм – это Дом Божий и вести себя в нем нужно соответственно. Стали бы вы опаздывать на встречу с каким-нибудь чиновником, от которого зависит решение важного дела? Посмели бы на этой встрече разговаривать с другими, смеяться, обсуждать наряды пришедших и тому подобное? Нет? А в храме, где присутствует Сам Господь, от Которого зависит наша вечная жизнь, к сожалению, некоторые забывают как себя вести.

Как одеваться в храм

Как вести себя в православной церкви

Наши предки надевали в церковь лучшую одежду. Последуем же и мы их примеру, и будем одеваться скромно и опрятно. В храме не место ярким нарядам, открытым майкам, платьям с декольте, мини юбкам и шортам. Нужно приходить в одежде, закрывающей тело, женщинам желательно приходить с покрытой головой и без косметики или совсем с минимумом косметики (без ярких и вызывающих цветов).

Относительно обуви особых правил нет. Но очевидно, что босые ноги в сланцах в храме выглядят странно. Не желательно надевать также обувь на высоком каблуке или шпильке. Во-первых, их стук нарушает тишину, а во-вторых, выстоять службу на каблуках не очень-то легко.

По дороге в храм

Храм – это место молитвы. И настраиваться на молитвенный лад необходимо еще по дороге. С этой целью хорошо читать про себя короткие молитвы Господу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, тропарь праздника и пр.

Иногда можно заметить людей, идущих к храму шумной толпой, с разговорами и пересудами. Возможно, в храме они не станут разговаривать и будут вести себя внешне благоговейно. Но смогут ли они настроить свои сердца на молитву? Привести в тишину свои мысли и чувства.

По приходе в храм

Как вести себя в православной церкви

Приходить в храм желательно заблаговременно, чтобы до начала Богослужения купить свечи, подать записки и приложиться к иконам. Затем стать на свое место (или на любое свободное) и внимать тому, что происходит.

Во время Богослужения не следует:

  • Разговаривать с другими без крайней необходимости.
  • Переходить с места на место.
  • Толкаться.
  • Передавать свечи.
  • Повторять вслух возгласы священника или текст Чтений. У окружающих это вызовет отнюдь не благодушное и молитвенное настроение.
  • Громко поучать тех, кто не так одет или делает на ваш взгляд что-то «противоправное». Ваш «праведный» гнев нарушит благочиние больше, чем действия этого человека.

О поклонах и крестном знамении

Во время молитвы принято осенять себя крестным знамением и кланяться. Этим мы воздаем почитание Кресту, как орудию нашего спасения.

На Богослужении это следует делать в следующие моменты:

Как вести себя в православной церкви

  1. На каждом прошении ектении.
  2. На словах «поклонимся», «припадем» и подобных.
  3. Во время пения или чтения «Святый Боже», «Слава и ныне», «Честнейшую».
  4. Перед началом шестопсалмия.
  5. Во время пения «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», до и после чтения Евангелия.
  6. На «Славах» кафизм.
  7. Когда священник произносит «мир всем», «с миром изыдем» нужно поклониться без крестного знамения. Так же делают когда иерей осеняет народ крестом с возгласом «Христос Воскресе» или во время пения «Многая лета», во время каждения народа.
  8. Во время чтения «славы» на Шестопсалмии положено креститься, но не кланяться, чтобы не нарушить тишины.

Также нужно знать, что в воскресные и праздничные дни, период от Великой Среды до отдания Пасхи, в дни двунадесятых праздников и до отдания в храме не делают земные поклоны.

Как прикладываться к иконам

Прикладываться к иконам лучше до начала Богослужения, чтобы не отвлекать молящихся передвижением по храму. Перед иконой следует перекреститься и поклониться (дважды до целования и один раз после). Не принято целовать Господа, Богоматерь и святых в лик, т.к. это проявление дерзости. Если на иконе несколько святых, целуют ее один раз.

Находясь в храме, нужно помнить о том, что здесь обитает Бог. Тогда человек не сможет позволить себе непристойное поведение.

Протоиерей Андрей Ткачев о том, как вести себя в храме и на службе

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector