Икона сергия радонежского куликовская битва

Икона Сергия Радонежского, выполненная в середине семнадцатого века неизвестным мастером, который писал в стиле Ярославской школы живописи, сейчас покоится в Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в славном городе Ярославле, в стране России. Что же было использовано при создании этой великолепной иконы-жизнеописания? Какую технику применял мастер во время создания данного шедевра?

Безусловно, так как раньше было принято писать на дереве, исполнена была икона на деревянной поверхности. При росписи использовались левкаса – специальный грунт, который состоит из мела, смешенного с клеем (чаще всего животным или рыбьем) и льняным маслом – и темперы – разбавленной с водой краски, которая готовится на основе сухих, состоящих из порошка пигментов.

Что же представляет из себя данная икона? Собственно, она – это жизнеописание судьбы Сергия Радонежского: от самого рождения его дивного да до самой смертушки его. Впрочем, интересует нас только один участок этой иконы, а именно сама Куликовская битва. Что же там написано? Что же все это означает? Какие вопросы может задать эта икона? На какие она ответит? Итак, давайте перейдем к разбору данной иконы.

Русское войско, находящееся слева, представлено на этой иконе не очень большим количеством людей – всего лишь примерно сто воинов. Большая часть русских сидит на лошадях, то есть в основном у русских была кавалерия, пехотинцев было мало. За русскими воинами стоит здание, как несложно догадаться, это церковь. В ней находятся иконы, святые и монахи, которые молятся за удачный исход битвы. Над русским войском есть просвет, в котором стоят ангелы. Все это означает только то, что количественно войско русское мыло невелико, зато сила духа да поддержка божия были у них.

Войско монголо-татар, находящееся справа, представлено множественными головами воинов, облаченных в такие же блестящие доспехи, как и русские. Количество лошадей у монголо-татар примерно такое же, как количество самих воинов, то есть, опять же, много кавалерии, мало пехотинцев. За монголами есть некое здание, где сидит хан, на которого чуть ли не молятся его слуги. Кроме того, монголо-татары, перебираясь на Куликово поле, тонут в могучей реке Дон, погружаясь в нее во множестве своем.
Фактически, выводы, которые можно сделать с этой иконы: битва на Куликовом поле была битвой между двумя кавалериями, защищающей не только землю, но и религию.

готовые домашние задания

Home » Литературное чтение » Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

  • Сбор материала по теме: работа в библиотеке, составление списка книг, которые можно использовать; поиск информации в Интернете и энциклопедии.
    • Подготовка к Куликовской битве.
      • Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
      • Благословления Сергия Радонежского.
      • Пересвет и Ослябя – монахи Свято-Троицкого монастыря.
      • Участники Куликовской битвы.
      • Поединок Пересвета с Челубеем.
    • Обсуждение в группе значения Куликовской битвы для Русского государства. Роль Сергия Радонежского в ней. Написание статьи.
    • Сбор иллюстрированного материала (репродукции картин, портретов, фотографии памятников и исторических мест).
    • Оформление газеты.

Пример газеты о Сергии Радонежском и Куликовской битве

  • Восточные славяне в 6-10 веках
  • Русь в конце 10 начале 12 века
  • Культура Руси в 9 начале 13 века
  • Русские земли и княжества в 12 первой половине 13 века
  • Борьба Руси с иноземцами в 13 веке
  • Русь в конце 13-14 веках
  • Русская культура в 14-16 веках
  • Образование российского государства
  • Россия в первой половине 16 века
  • Россия во второй половине 16 века

Русь в конце 13-14 веках

  • Часть 1
  • | 2
  • | 3

Куликовская битва

В 60-ее, 70-ее годы 14 века происходит усиливание междуусобиц внутри Золотой Орды. За два десятилетия появляются и исчезают до двух десятков ханов. Появлялись и исчезали временщики. Одним из таких, самым сильным и жестоким был хан Мамай. Он пытался собирать дань с русских земель, он пытался собирать дань с русских земель, несмотря на то, что законным ханом был Тахтамыш. Угроза нового нашествия объединила основные силы Северо-Восточной Руси под главенством московского князя Дмитрия Ивановича. В походе участвовали перешедшие на службу к московскому князю сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий. Союзник Мамая великий князь Ягайло опоздал прибыть на соединение с ордынским войском. Не присоединился к Мамаю и рязанский князь Олег Иванович, лишь формально вступившей в союз с Золотой Ордой.

6 сентября объединенное русское войско подошло к берегам Дона. Так впервые после 1223 года, со времен битвы на речке Калке, русские вышли в степь навстречу ордынцам. В ночь на 8 сентября русские войска по приказу Дмитрия Ивановича перешли Дон.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на берегу правого притока Дона р. Неправды, в местности, носившем название Куликова поля. Вначале ордынцы потеснили русские полка. Тогда по ним ударил засадный полк под командованием Серпуховского князя. Ордынское войско не выдержало натиски свежих русских сил и обратилось в бегство. Битва превратилась в преследование отступающего в беспорядке врага.

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение Куликовской битвы было огромным. Основные силы Золотой Орды были разгромлены. В сознании русских людей укрепилась мысль, что объединенными силами можно одолеть Орду. Победа над Мамаем укрепила авторитет Москвы, как центра объединения разрозненных русских княжеств. Князь Дмитрий Иванович получил от потомков почетное прозвище Донской и оказался в политической роли общерусского князя. Необычно возрос его авторитет. Во всех русских землях усилились воинственные анти-татарские настроения.

Дмитрий Донской

Прожив всего неполных четыре десятка лет, Дмитрий Донской сделал многое для Руси начиная с юного возраста и до конца дней своих, Дмитрий Донской был непрерывно в заботах, походах и хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой и с Литвой и с русскими соперниками за власть, политическое первенство. Улаживал князь и церковные дела. Дмитрий получал благословение игумена Сергия Радонежского, неизменной поддержкой которого он всегда пользовался.

Сергий Радонежский

Заметную роль, причем не только в церковных, но и в политических делах играли церковные пастыри. Троицкого игумена Сергия Радонежского необычно уважали в народе. В Троицко-сергиевым монастыре, который был основан Сергием Радонежским, культивировались строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом и для других обителей. Сергий Радонежский звал людей к внутреннему совершенствованию, житью по Еванглею. Он укрощал распри, примерял князей, которые соглашались подчиниться великому князю московскому.

Начало объединения русских земель

Начало государственного объединения русских земель началось с возвышения Москвы. 1-м этапом объединения можно по праву считать деятельность Ивана Калиты, который покупал земли у ханов и выпрашивал их. Его политику продолжали его сыновья Семен Гордый и Иван 2 Красный. Они включили в состав Москвы Кастрому, Дмитров, Стародубские земли и часть Калуги. 2-й этап деятельность Дмитрия Донского. Он 1367 году возвел белые стены и укрепления вокруг Москвы. В 1372 году добился от рязани признание зависимости, разгромил Тверское княжество. К 1380 году 13 лет не платил дань Золотой Орде.

Выставка посвящена 625-летнему юбилею Куликовской битвы — одной из самых крупных битв средневековья. Это важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Сражение на Куликовом поле стало поворотным пунктом в борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, оно оказало решающее влияние на создание единого российского государства, на утверждение русского национального самосознания.

События 1380 г. неразрывно связаны с деятельностью выдающихся исторических личностей XIV в. — великого князя московского Дмитрия Ивановича (1359-1389) и св. преподобного Сергия Радонежского (1314 или 1319-1392). Значение свершенного Дмитрием Донским и его воинами на поле Куликовом, трудно переоценить. Ценой величайших жертв был нанесен сокрушительный удар могуществу Золотой орды. Русь еще переживет нашествия татарских орд, тем не менее, именно 8 сентября 1380 г. была одержана первая блестящая военная победа в длительном противостоянии. В исторической памяти потомков Дмитрий Донской остался, прежде всего, как национальный герой, победитель на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, «светильником Веры», озарившем путь к ее государственному и политическому возрождению.

Экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Ее основу составляют документы, иконы, предметы лицевого шитья и мелкой пластики, рукописные книги, рассказывающие об этом историческом событии и его отражение в памятниках прикладного искусства и литературы из коллекции ГИМ. Эти материалы дополняют экспонаты, предоставленные Сергиево-Посадским музеем-заповедником, Государственными Музеями Московского Кремля и Российским Государственным архивом древних актов.

Среди них — уникальные реликвии, связанные с именами Дмитрия Донского и преподобного Сергия; предметы, найденные на месте битвы; выдающиеся литературные произведения — Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище и другие, объединенные под общим названием — памятники Куликовского цикла. Посетители смогут познакомиться с одним из самых ранних источников, в котором события Куликовской битвы нашли непосредственное отражение, — «Синодиком Успенского собора Московского Кремля». В нем перечислены имена воинов, погибших на р. Воже в 1378 г. и поле Куликовом в 1380 г.

Иконы XV — XVII вв. органично дополняют экспозицию выставки.

С воспоминаниями о победе на Дону связана икона «Богоматерь Донская». Среди других икон, содержащих в клеймах события Куликовской битвы, особый интерес представляют иконы с образом святого преподобного Сергия.

На выставке представлены великолепные образцы лицевого шитья XIV — начала XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника и отдела тканей и костюма ГИМ. К самым ранним из дошедших до нас датированных памятников московского шитья относится воздух «Спас на убрусе с предстоящими» (1389 г.). Вкладчица воздуха — великая княгиня Мария Тверская — дочь убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича. Среди деисусных фигур — Дмитрий Солунский и князь Владимир — тезоименные святые Дмитрия Донского и Владимира Андреевича Серпуховского.

Документы, фотографии, памятники литературы и искусства XVIII — XX вв. свидетельствуют об огромном интересе в обществе к теме Куликовской битвы. Среди экспонатов конца XIX в. особый интерес представляет эскиз художника В.А.Серова «После битвы на Куликовом поле». Этот эскиз недавно был передан в дар Государственному Историческому музею и экспонируется впервые.

На выставке представлено около 100 экспонатов.

Интервью с выставки
«JUNWEX-2011»

Интервью с выставки
«JUNWEX-2012»

Интервью с выставки
«JUNWEX-2012» –
Продолжение

ТОЛЬКО ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

—>

Икона сергия радонежского куликовская битва

Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, нынешняя Троице-Сергиевая Лавра, и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество.

Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергий основал ещё несколько обителей а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Дни празднования (памяти): 18 июля, 19 июля, 8 октября

Молитва перед Образом Святого Преподобного Сергия Радонежского

О преподобие и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас (имена) милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».

Прославление великого благоверного князя Московского Дмитрия Донского в лике святых стала возможной благодаря его огромным заслугам перед Отечеством и Церковью. Своим личным благочестивым примером Димитрий Донской показал, как во благо и спасение ближних, приносится жертва во имя Христа. И как сам Господь помогает в богоугодных делах.

Икона сергия радонежского куликовская битва

Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского, уже в юном возрасте проявил себя талантливым государственным правителем. Ратовал за единство русских территорий, потому звали его собирателем русских земель. Святой Димитрий был освободителем Руси от монгольского ига. На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра. Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

  1. Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»
  2. В чём помогает икона Дмитрия Донского
  3. Молитва иконе

Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.

Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов. Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.

Икона сергия радонежского куликовская битва

В чём помогает икона Дмитрия Донского

Историки отмечают высокоморальные качества великого князя Димитрия, его почитание Бога и сила духа стали непоколебимой стеной для внешних врагов.

Данный образ помогает проявить силу воли и бесстрашие

Молитвенное обращение к иконе святого Дмитрия Донского помогает:

  • разрешить и устранить проблемы, связанные с политическими вопросами;
  • решить дела государственного устроения;
  • в урегулировании военных конфликтов.

Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.

Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.

День почитания святого благоверного князя Димитрия Донского отмечается 1 июня

Икона сергия радонежского куликовская битва

Молитва иконе

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию