Русская православная церковь в 19 веке

Положение православной церкви в России в начале XIX века. На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Важнейшие статьи «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие.

Закон разрешал исповедовать в России все религии, если их вероучение признает самодержавную царскую власть и не вступает в противоречие с законами. Но православие имело ряд важных привилегий. Переходы из других религий в православие разрешались и поощрялись, а в противоположном направлении запрещались.

В середине XIX в. численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек. Оно разделялось на черное (7 тыс.) и белое (53 тыс.). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначались архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков).

Высшим органом церковного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных архиереев. Все важнейшие постановления Синода утверждались царем. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор — светский чиновник, представитель царя в Синоде.

Со времен Петра I произошло тесное сращивание русской православной церкви и самодержавного государства. Она превратилась в часть государственной машины самодержавия. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью в государственном устройстве. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.

Русская православная церковь в 19 векеОсновным звеном местного церковного управления были епархии, по территории обычно совпадавшие с губерниями. Во главе епархии стоял архиерей. Среди православных архиереев встречалось немало истинных радетелей веры, стремившихся быть ближе к рядовым верующим, знать их нужды. Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромную епархию (ездить иногда приходилось на собаках) и лично познакомился со всем вверенным его попечению духовенством и почти со всей паствой. Но многие архиереи были далеки от основной массы верующих и от рядовых священников. Таких архиереев иронически называли «духовными губернаторами».

В середине XIX в. в России существовало около 600 православных мужских и женских монастырей. Среди них выделялось несколько особо чтимых — Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий монастырь, Нилова пустынь, расположенная на одном из живописных островов озера Селигер в Тверской губернии. Эти центры русской религиозной жизни привлекали многочисленных богомольцев. Среди них преобладал простой народ, особенно много было женщин. Монастыри устраивали для богомольцев бесплатные обеды, по возможности размещали на ночлег. При некоторых обителях существовали небольшие больницы, богадельни для убогих и престарелых, начальные школы. Средства на их содержание поступали от богатых жертвователей (помещиков, купцов, фабрикантов). Таким образом церковь, долучая деньги от богатых и передавая их бедным, отчасти смягчала общественные противоречия.

Русская православная церковь в 19 веке

Александр Владимирович Маковский (1869-1924). Соловецкий монастырь. 1914-й г.

Русская православная церковь в 19 веке

В начале XIX в. большую известность получил монах Саровской пустыни Серафим (Машнин, 1760—1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. Серафим был ласков со всеми гостями, всех называл одинаково: «Радость моя». Знатным людям напоминал об обязанностях их звания. Но обычно был снисходителен и к богатым, и к бедным. Он хотел, чтобы каждый, оставаясь в своем звании и состоянии, вел христианский образ жизни, был добрее к окружающим и строже к себе. За неделю до своей кончины принимал он помещика Богданова. На вопрос, учить ли детей иностранным языкам и наукам, Серафим ответил вопросом: «Что же худого знать что-нибудь?» Один из заранее заготовленных вопросов касался того, как управлять подчиненными. «Милостями, облегчением трудов, а не ранами, — последовал ответ. — Напой, накорми, будь справедлив. Бог прощает, и ты прощай». Отвечая на другие вопросы, он сказал: «Иди средним путем. Выше сил не берись. Вот что делай: укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай себя сам, так Бог не осудит. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой — плоть твоя. Эти подвиги больше, чем в Киев идти».

В последующие годы, когда старца давно уже не было в живых, память о нем продолжала привлекать в Саров богомольцев. Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. А Серафим, через 70 лет после кончины причисленный церковью к лику святых, стал первым в плеяде знаменитых русских старцев XIX века, религиозных учителей и наставников.

Положение белого духовенства, особенно сельского, было трудным. Священники и низший клир в основном «питались от алтаря», то есть за счет платы за крещение, венчание и Другие обряды. Сельское духовенство имело небольшие земельные наделы. Образ жизни деревенского священника Мало отличался от крестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскую кафедру на рубеже XVIII—XIX вв., с сожалением говорил, что он застал свое духовенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные. Священник оставался за порогом дворянских гостиных, где звучала непонятная ему французская речь.

При Александре I духовно-учебные заведения были объединены в Митрополит Филарет одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться люди с образованием не ниже семинарского.

Русская православная церковь в 19 веке

Киевская Духовная Академия и Киево-Братский монастырь, XIX в.

На начало XIX столетия, в России имел юридическую силу «Свод законов», изданный еще при царе Петре I. Одним из важных положений, включенных в этот Свод, был Духовный регламент. Документ разрешал наличие разных религий на российских территориях, при условии, что данная религия признает самодержавие, и не противоречит законам самодержавного государства. Преимуществом пользовалось православное вероисповедание. Царь, в данном случае, выступал «верховным защитником и хранителем догматов» православия, и основным защитником соблюдения благочиния.

Все представители духовенства состояли из монахов и монашек, так называемого «черное» духовенство, из их числа назначались архиепископы, епископы и митрополиты. «Белое» духовенство это приходские священники, дьяконы и псаломщики. Управлял всем духовенством священный Синод, членов которого назначал сам государь из состава архиереев. Решения, принимаемые Синодом, утверждались самим царем. Царским представителем в Синоде был обер-прокурор, являвшийся обычным чиновником. Таким образом, религиозная община превратилась в часть государственной машины. Хотя Синод все время пытался принимать самостоятельные решения.

Вся паства делилась на епархии, полностью совпадавшие с территориальным делением на губернии. Управляли епархиями архиереи, являвшиеся фактически духовными губернскими правителями. Мало кто из архиереев знал местное население и сельских священников.

В начале нового века

Появилась необходимость проведения реформ в духовной жизни. В 1803 году, обер-прокурором назначен князь Александр Николаевич Голицын. По его поручению, архимандритом Евгением Болховитиновым была разработана программа по преобразованию духовных училищ, и церковно-приходских школ. Заниматься этим вопросом стала специально созданная комиссия при Синоде, контролировавшая все вопросы, в том числе и создание фондов финансирования этой программы.

Следующим моментом, усилившим подъем православия в России, стала война 1812 года. Во время наступления, французские солдаты сжигали и разоряли храмы, и святыни русского государства. Это усиливало патриотические чувства граждан. Император Александр получил благословение на борьбу с завоевателями из Троице-Сергиевой лавры от митрополита Платона, и чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. Оставляя Москву, священнослужители вывезли все чудотворные иконы: Владимирскую, Иверской божьей матери, Смоленскую. Борьба за царя и Отечество велась во славу Божью.

По окончании войны, император Александр I увлекается популярными в Европе мистическими идеями. Следствием этого стало появление мистического движения. В 1817 году, учреждается министерство духовных дел и народного просвещения. Интеллигенция все больше отходит от православных идей. Появляются всевозможные религиозные секты и течения, далекие от православной религии.

Вторая половина столетия

В середине столетия на территории России уже существовало более 600 монастырских обителей. Самые известные Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавра, Соловецкий мужской монастырь. В такие места совершали паломничества, там кормили голодных и давали кров бездомным. Вся благотворительность осуществлялась на пожертвования прихожан и богатых меценатов.

Митрополит Московский Филарет, принявший сан в 1826 году, считался слишком грамотным для своего времени. Именно Филарет, светское имя Василий Михайлович Дроздов, делал все возможное и необходимое для укрепления православия в России. Он пытался освободить учение от формальных определений и старался убрать все отвлеченные учения. За проповеди о грехе и наказании, считался неблагонадежным. В это самое время, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев наоборот делал все возможное, чтобы отделить религиозную жизнь от светской, понизить престиж православной Церкви, увести духовенство подальше от общества.

Очень страдало сельское духовенство. Сельским священникам, живущим за счет пожертвований, приходилось самим пахать свои небольшие земельные наделы, чтобы прокормить свои семьи. Их жизнь напоминала жизнь простых крестьян, в лаптях и малообразованных. Уже Филарет организует духовные академии в Киеве, Петербурге и Москве. Существует единая образовательная система, насчитывавшая 48 семинарий и 149 духовных училищ. Теперь, стать священником может только человек, окончивший духовную семинарию. Из числа выпускников духовных академий появились государственные деятели, писатели, политики и историки, такие как: М. М. Сперанский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, С. М. Соловьев, В. О. Ключевской.

Окончание века

В 1884 и 1885 годах, прошли съезды епископов, решавших вопросы различных сект, религиозного раскола среди иноверцев, миссионерской деятельности, меры по обеспечению сельского духовенства. Из текста архиерейской присяги убрали слова о царе, как о самом высоком судье. Этим подчеркивалось разделение духовной и светской жизни.

За столетие русская православная церковь расширила свои территориальные пределы, теперь было 68 епархий, вместо 55 в начале столетия, и 829 монастырей.

2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.

Русская православная церковь в 19 веке Святители Феофан Затворник, Филарет Московский и Игнатий Кавказский

29-я лекция «Русская Православная Церковь в XIX веке» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Натальей Юрьевной Суховой, профессором, доктором церковной истории, доктором исторических наук, преподавателем ПСТГУ. После лекции Н.Ю. Сухова ответила на вопросы собравшихся.

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • История Духовных академий.
  • Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет.
  • Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский.
  • Монастыри и монашество в XIX веке. Саровская пустынь и преподобный Серафим. Оптина пустынь.
  • Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль в XIX веке.
  • Православие на Кавказе и Западе России.
  • Миссионерство в XIX веке. Русская Церковь и Православный Восток.

Лекция Н.Ю. Суховой
(продолжительность: 1:24:26)

Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 47:03)

В XV – XVI вв. одновременно с образованием единого Российского государства развивался процесс обретения автокефалии (независимости) Русской православной церкви. Юридическое оформление автокефалии завершилось в конце XVI в. учреждением в России патриаршества. Первым патриархом Московским и всея Руси в январе 1589 г. был поставлен рязанский митрополит Иов.
В середине XVI в. церковь реформирует многие стороны свое внутренней жизни. Решения Стоглавого Собора 1551 г. унифицировали церковные обряды и стали основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия на протяжении полутора столетий.
С падением Константинополя в 1453 г. Великое княжество Московское осталось единственным крупным независимым православным государством в мире. Церковно-философская мысль начала XVI в. рождает теорию о России как единственной наследнице Рима и Византии, формируя идеологию самодержавного государства и подчеркивая особое место в нем церкви. В XVII в. Россия виделась собирательницей разрозненных и плененных «неверными» православных земель, что было бы невозможно без согласования обрядов и книг с нормами других православных церквей, без унификации обрядовой практики и исправления церковно-богослужебных книг. В 1653 г. патриарх Московский и всея Руси Никон (1652 — 1666) приступил к реформе богослужения по греческому образцу. Реформа положила начало расколу Русской православной церкви.
В XVI – XVII вв. выросло могущество Русской православной церкви и прежде всего монастырей. Концентрация в них материальных средств быстро и ярко проявила культурно-образовательную функцию монастырей, в которых находились центры книгописания, иконописные школы и мастерские. Одновременно церковь осуществляла миссионерскую деятельность в ходе колонизации восточных районов, обращая в православие народы Поволжья и Сибири и расширяя свои епархии.
История Русской православной церкви XVI – XVII вв. неотделима от истории Российского государства.

Последовательное изложение событий русской церковной жизни XIX века, за исключением только последнего десятилетия, можно найти в «Учебном Руководстве» профессора казанской духовной академии Знаменского 1 , а подробный систематический указатель – в «Руководстве» приват-доцента московского университета Доброклонского 2 и, отчасти, в «Летописи» епископа Арсения 3 . Автор исторических набросков, предлагаемых благосклонному вниманию читателей, имел в виду на пространстве отведенных в его распоряжение страниц возобновить в памяти читателей лишь важнейшие события русской церковной истории XIX века и, главным образом, те общие настроения, которые последовательно сменялись в нашей церковной жизни в течение недавно минувшего века и давали определенную историческую окраску той или иной эпохе.

Внутренняя жизнь Церкви на всем протяжении ее истории без сомнения, остается в существе своем неизменною, основанная на Вере, Уповании и Любви; но внешние проявления этой жизни бывают в истории неодинаковы: при обстоятельствах благоприятных она проявляется преподобными подвижниками, при неблагоприятных – исповедниками и мучениками. В зависимости от тех или иных внешних условий и влияний выдвигается на арену истории то та, то другая сторона внешней церковной жизни, но внутренняя ее сущность остается неизменною. В России, где государство искони является не врагом, а покровителем Церкви, и где вера православная признается государственною религией, Церковь не может жить уединенно и обособленно от государства; напротив, живет неразрывно с ним, разделяя и его печали, и его радости, своим благотворным влиянием оказывая ему помощь и содействие в его великих и многосторонних целях и задачах и сама получая от него пособие для своих целей: счастливый союз на общую пользу без взаимного подчинения в принципе. Вот почему русская церковная история не отделима от русской государственной истории и вот почему события, волновавшие государство, волновали и Церковь, и наоборот, и те стороны жизни, которые выдвигались в данное время в силу исторических условий в государственной жизни, выдвигались и в церковной, и опять-таки наоборот. Все события русской церковной жизни, таким образом, рисуются на фоне русской гражданской истории, которая, главным образом, и сообщает первой тот или иной колорит.

П. Знаменский. «Учебное руководство по истории русской Церкви», Сп. 1896.

А. Доброклонский. «Руководство по истории русской Церкви», вып. IV (синодальный период), Москва, 1893.

Епископ Арсений (Иващенко), «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, изд. 3-е, Спб. 1900.

Источник: Извлечено из приложения к дух. журналу «травник» за 1901 г. «История Христианской Церкви XIX века»

Познавательное задание (написано на доске): выяснить в ходе урока, какую роль в истории России играла Русская Православная Церковь.

1) Самодержавие и церковь.

Во второй половине ХIХ в. идет дальнейшее поглощение церкви государством, она становится частью государственной системы. «Огосударствлением» руководит Синод.

Самодержавие нуждалось в священнослужителях послушных и исполнительных. Их деятельность должна была сводиться к разъяснению правительственной политики, подтверждению ее правильности ссылками на учение Христа. Какое-либо вмешательство церкви в эту политику или ее критика заведомо исключались. Верховная власть не прощала служителям культа независимости суждений. Когда киевский митрополит Филофей позволил себе некоторые критические замечания об Александре III тот предложил освидетельствовать его умственные способности.

Отклонения от официального православия не допускались. Л. Н. Толстой, усомнившийся в ряде его догматов, посмевший иметь собственную веру, был объявлен еретиком, <отпавшим> от православной церкви. В церковной печати развернулась травля писателя.

В 1880 г. обер-прокурором Синода был назначен Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). При нем церковь окончательно сращивается с государством, становясь одним из его учреждений. Преследуя демократическую и либеральную печать, Победоносцев обеспечил церковным изданиям массовые тиражи.

С «охранительной» прессой церковная составляет одно целое. Политика захлестывает ее страницы, оттеснив вопросы веры на второй план. В правительственной печати все чаще прибегают к поддержке религии. На нее делается в 80- 90-е гг. основная ставка в обосновании законности и необходимости самодержавия. Тезис о божественном происхождении царской власти, о царе — помазаннике Божьем, закрепленный в Своде законов, делал ненужным доводы общественно- политического характера. Ссылками на Божий промысел и волю Провидения пестрят царские манифесты, указы, рескрипты.

Победоносцев выпестовал священнослужителей нового типа. Более, чем бессмертие души и другие религиозные догматы, их занимала текущая политика. Их проповеди напоминали

боевую публицистику передовиц правительственных официозов. Но чем больше церковь врастала в государственную систему, чем сильнее политизировалась, послушно откликаясь запросы власти, тем Очевиднее удалялась от роли руководительницы в вопросах веры и нравственности.

— Сообщение об Обер-прокуроре К.П. Победоносцеве (Сообщение, приложение 1)

2) Духовенство. Во второй половине ХIХ в. организация церкви и церковная иерархия в основном сохраняются неизмененными. Число епархий, соответствующее числу губерний, остается прежним, число приходов растет. К концу века в России бы около 37 тысяч приходских церквей, 720 соборных и около 2 тысяч действующих при государственных и общественных учреждениях.

В пореформенной России духовенство теряет кастовую замкнутость: с 1867 г. в семинарии разрешено было поступать выходцам из всех сословий. Отменяется и передача прихода по наследству. Приходские церкви лишь отчасти и далеко не всегда получали содержание от государства. Большинство белого духовенства существовало за счет прихожан.

Во второй половине века в стране растет число монастырствующих (черное духовенство). К концу 90-х гг. насчитывается 450 мужских монастырей, где обитали 8 тысяч монахов о 7,5 тысячи послушников. Женских обителей к этому времена было 250. В них нашли приют 7 тысяч монахинь и 17 тысяч послушниц. По сравнению с дореформенным временем черно духовенство возросло в З раза.

Среди штатных монастырей находившихся на содержании государства — крупнейшими на протяжении 60-90-х гг. оставались лавры Троице-Сергиева и Александро-Невская II заштатных своим влиянием в первые пореформенные годы выделялась Саровская пустынь в Тамбовской губернии, а также Козельская Оптина пустынь, сохранявшая свою особую роль до конца ХIХ в.

В монастырь шли поклониться мощам святых, за духовноii помощью, за физическим исцелением. Но более всего посещаемость того или иного монастыря зависела от авторитета стар цен, в нем обитавших. В 1860 г. старцем в Оптиной пустыни был избран Амвросий (Александр Михайлович Гренков), ставший здесь центром притяжения. Эффект его «душеполезны бесед» во многом определялся образом жизни Амвросия его аскетизмом, смирением. Беседы с ним высоко оцени Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой. (Сообщение, приложение 2)

3) Монастыри были неотъемлемой частью российской пейзажа так же, как монастырские постройки — естественной частью русского пейзажа. В трудное пореформенное время много россияне находили здесь поддержку, успокоение, умиротворение. Для окрестного населения, как и для паломников, монастыри являлись своеобразными очагами культуры — не только духовной, но и хозяйственной. Были монастыри и у нас Марийском крае и даже в нашем городе. (Презентация, приложение 4)

Закрепление. Ответы на познавательное задание.

Домашнее задание: пересказ параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа

Иванов А., доцент Московской духовной Академии. Из истории взаимоотношений Англиканской и Православной церквей // ЖМНП. — 1954. — № 11.

Соловьёва Т. Англиканская и православная церкви в XIX в. // Поиски единства: Сб. — М., 1997.

Филонов В.И. Идея всеединства В.С. Соловьева // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2011. — № 3 (17).

Ливцов В.А. Экуменическое движение и Русская православная церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. По начало XXI в. Научная монография. — Орел: Издательство ОФ РАНХИГС, 2015.

Дополнительные телефоны для консультаций по вопросам приема
время работы: 8:30-17:00
(кроме субботы и воскресенья)

Презентация по предмету «История» на тему: «Русская православная церковь во второй половине XIX века». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Во второй половине ХIХ в. идет дальнейшее поглощение церкви государством, она становится частью государственной системы.

3 Самодержавие нуждалось в священнослужителях послушных и исполнительных. Их деятельность должна была сводиться к разъяснению правительственной политики, подтверждению ее правильности ссылками на учение Христа. Какое- либо вмешательство церкви в эту политику или ее критика заведомо исключались. Верховная власть не прощала служителям культа независимости суждений. Когда киевский митрополит Филофей позволил себе некоторые критические замечания об Александре III тот предложил освидетельствовать его умственные способности.

4 Отклонения от официального православия не допускались. Л. Н. Толстой, усомнившийся в ряде его догматов, посмевший иметь собственную веру, был объявлен еретиком, от православной церкви. В церковной печати развернулась травля писателя.

5 Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой.

6 В 1880 г. обер- прокурором Синода был назначен Константин Петрович Победоносцев ( ). При нем церковь окончательно сращивается с государством, становясь одним из его учреждений. Преследуя демократическую и либеральную печать, Победоносцев обеспечил церковным изданиям массовые тиражи.

7 С «охранительной» прессой церковная составляет одно целое. Политика захлестывает ее страницы, оттеснив вопросы веры на второй план. В правительственной печати все чаще прибегают к поддержке религии. На нее делается в е гг. основная ставка в обосновании законности и необходимости самодержавия

8 Ссылками на Божий промысел и волю Провидения пестрят и царские манифесты, указы, рескрипты

9 Русская церковь хранила в себе большой запас нравственных сил, но эти силы не использовались в полной мере.

В моногрнафии автор исследует место и роль Русской Православной Церкви в проведении реформ 1860-1870-х гг. Автор исследовал положение приходского духовенства и степень его влияния на паству в период проведения крестьянской, земской, судебной и городской реформ. Особое внимание уделено исследованию феномена общественного восприятия реформ и роли религии в системе нравственных приоритетов россиянина. На материалах нескольких губерний Российской импери и автор изучил ососбенности деятельности духовенства в многоконфессиональном. многонациональном государстве.

В компетенцию Св. Синода входило управление Русской православной церковью. Св. Синод являлся структурой, параллельной светскому управлению, и подчинялся напрямую императору. По замыслу Петра I, Св. Синод сочетал в своем лице власть патриарха и церковного Собора. В этой сфере император также обладал значительными правами, будучи по российским законам главой православной церкви.

Россия первой половины XIX века была тотально религиозной страной. Русская православная церковь контролировала многие аспекты человеческой жизни. За рождением ребенка следовало его крещение. Брак и развод были возможны только в церкви и по церковным правилам. Наконец, церковь совершала последние обряды над усопшим христианином.

  • 1. В первой половине XIX века в государственных актах господствующее в России исповедание называлось по-разному (Греко-Российское исповедание, Православное исповедание); в конце XIX века в исторических трудах закрепилось название Русская православная церковь. Это наименование, официально усвоенное церковью в 1945 году, широко используется в современных исторических трудах, посвященных XIX веку.
  • 2. Здесь и дальше Святейший Правительствующий Синод — Св. Синод следил за исполнением населением своих христианских обязанностей. Чиновники были обязаны исповедоваться и причащаться не реже раза в год, по этому поводу составлялись специальные ведомости. Гражданские власти строго отслеживали любое отступление от православных обрядов. Император издавал указы даже по поводу работы в праздничные дни, которая мешала крестьянам выполнять свой христианский долг.

Через призму христианства рассматривались и события высокой политики. Российским правительством был придан религиозный характер войне 1812 года. Даже на медали в честь победы стояли слова «Не нам, не нам, а имени твоему». Акт Священного союза был заключен во имя Святой Троицы. Религиозный характер придавался борьбе с европейскими революциями и поддержке греков в их восстании против османского ига. Религиозный характер носили многие внутриполитические мероприятия — учреждение Российского библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения, изгнание из России иезуитов, запрет масонских лож и тайных обществ. Религиозная политика была весомой частью внутренней политики России.

Кроме проведения в жизнь религиозной политики императора и обеспечения конфессиональных нужд православной паствы, в отношении клира Св. Синод был высшим административным органом. Его прерогативы как духовного суда распространялись на всех подданных империи. В Св. Синоде проходила подготовку большая часть законодательных актов по духовному ведомству. Все указы императора, относящиеся к Русской православной церкви, проходили формальное утверждение в Св. Синоде. В той или иной мере деятельность Св. Синода влияла на жизнь большей части подданных империи, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Чего стоила одна только практика Св. Синода по толкованию норм семейного права, под которую подпадали и браки православных с представителями других конфессий. От клириков православной церкви зависело, будет ли дано разрешение на брак или развод и в какой вере будут воспитываться дети от этого брака. Для более чем 150 тысяч православных клириков империи Св. Синод был просто властителем судеб. Его ведением охватывались все стороны их жизни. Любые изменения в высшем управлении Русской православной церкви очень болезненно воспринимались клиром. Прекрасно понимая это, русские императоры старались как можно меньше затрагивать Св. Синод, но в первой половине XIX века он все же стал объектом реформ. Очень важно выяснить, по каким причинам российская государственная власть решилась нарушить покой самого консервативного из сословий.

Государственно-церковные отношения на разных уровнях церковной иерархии неравномерно освещены в исторической литературе. Традиционно предпочтение отдавалась государственным связям Св. Синода и высшего клира. Именно на этом высшем уровне получали разрешение все важнейшие для государства дела, и формировалась религиозная политика. Тема участия приходского духовенства в политической жизни и государственно-церковных отношениях в приходах исследована крайне слабо. Чтобы делать выводы о тенденциях в отношениях низших клириков и светских чиновников, необходимо иметь точную картину повседневной жизни достаточно большого числа приходов. На примере жизни приходского духовенства Санкт-Петербурга устойчивых тенденций выявить нельзя, так как столичная епархия обладала своими специфическими чертами. Правительственная политика по отношению к Русской православной церкви затрагивала приходское духовенство, но это влияние было в значительной степени односторонним. Рядовые клирики были отстранены от высокой политики и не влияли на подготовку указов. Если правительственные мероприятия ущемляли их интересы, они могли лишь жаловаться своему начальству. Некоторые из этих жалоб оставили свои следы в канцеляриях Св. Синода. В первой половине XIX века государство пыталось адаптировать Св. Синод к модернизированным высшим органам государственного управления. В общих чертах тот вид, который принял Св. Синод в результате преобразований, сохранился до 1917 года. Чтобы понять характер и направления эволюции высшего управления Русской православной церкви, необходимо осветить отношения Св. Синода с императором и высшими государственными учреждениями, его делопроизводство, деятельность светских чиновников внутри духовного ведомства, главным из которых был обер-прокурор — «государево око». Многие проблемы, существовавшие в государственно-церковных отношениях в России первой половины XIX века, сохранили актуальность и до сегодняшнего дня. Хотя в современной России Русская православная церковь и отделена от государства, взаимодействие государственной и церковной сферы происходит постоянно. Не обходится здесь и без конфликтов. Паства Русской православной церкви занимает ведущее место среди последователей различных Российских конфессий. Для государства должно иметь существенное значение, чтобы политика самой большой конфессии не расходилась с государственной. Обращение к историческому опыту разрешения конфликтных ситуаций в государственно-церковных отношениях может помочь разрешить и проблемы сегодняшнего дня.

Положение православной церкви в России в начале XIX века. На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Важнейшие статьи «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся давний союз православной церкви и самодержавного государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Это давало самодержавию право распоряжаться церковными делами и преследовать религиозное инакомыслие.

Библиографическая ссылка:: Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. — 284 с.

В монографии рассмотрен процесс церковных реформ и религиозной политики Александра I. Выявлены причины, вызвавшие преобразования в области духовной жизни страны, показаны изменения в синодальной системе управления Русской Православной Церкви, в управлении духовными школами православного исповедания, в деятельности духовной цензуры. На основе анализа законодательных актов правительства, материалов официального делопроизводства Синода и произведений программно- публицистического характера выявлены определенные тенденции взаимоотношений самодержавия и Русской Православной Церкви, которые позволяют пересмотреть сложившиеся взгляды на эти отношения в историографии. Книга адресована специалистам-историкам, преподавателям и студентам исторических факультетов, читателям, интересующимся историей Российской империи.

Русская православная церковь в 19 веке

Начало XVIII в. в России ознаменовалось реформами Петра I (Неизвестный художник. «Петр I». Россия. XVIII в.; Указ о престолонаследии. 1723 г.), которые коснулись и Русской православной церкви (И.П. Витали. «Перенесение мощей св. Александра Невского в Петербург». Россия. XIX в.). Со смертью в 1700 г. патриарха Адриана («Богоматерь Черниговская Ильинская». Россия. 1696 г.), Петр не спешил с утверждением нового главы церкви. А в 1721 г. по указу Петра было упразднено патриаршество и учрежден новый коллегиальный орган управления церковью – Святейший Правительствующий Синод (Указ об учреждении Синода 1721 г.; Неизвестный художник. «Феофан Прокопович». Россия. XVIII в.). Члены его должны были приносить присягу верности царствующей династии (Неизвестный художник. «Древо российских императоров». Россия. XIX в.) и государственным интересам (Духовный регламент. Россия. 1721 г.). Для постоянного надзора за деятельностью Синода Петр I ввел особую должность — обер-прокурора, который выполнял функцию «ока государева». Таким образом, церковь стала частью государственного аппарата, а духовенство превратилось в «служилый класс».

К реформам Петра I относится и учреждение института военных священников. Об этом рассказывают экспонаты раздела «Церковь и армия» — полковая церковь Императорского сводного пехотного полка. Россия. XIX в., наградная фелонь полкового священника и др.

Процесс петровских преобразований был продолжен Екатериной II (Неизвестный художник. «Екатерина II». Россия. XVIII в.), осуществившей широкую секуляризацию церковных и монастырских имуществ (Неизвестный художник. «Московский митрополит Платон (Левшин)». Россия. XIX в.).

Роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне долгое время из-за идеологических причин замалчивалась. Документы раскрытых архивов свидетельствуют о большом вкладе этой организации в Великую Победу над фашистской Германией. Советские политики в годы войны поняли, что церковь способствовала объединению русских людей на почве защиты национального самосознания и бытия, формировала у них мужество на образцах русских воинов в истории страны.

История Русской Православной Церкви 988г – принятие христианства 988 – 1589г – митрополит – глава церкви 1589г – патриаршество. 1721г – Святейший Синод.

Епархия – церковная область. Архиерей – глава Епархии. Киевская, Петербургская, Московская и Казанская духовные академии.

Святые Русской Церкви.

Серафим Саровский (Прохор Мошкин)

Митрополит Московский Филарет ( Василий Дроздов)

Заслуги митрополита: 1812г – ректор Петербургской духовной академии. Перевод текстов Священного Писания. Перевод Евангелия от Иоанна Катехизис (греч. – наставление) – краткие описания основ православного вероучения. Книга в форме вопросов и ответов. Текст Манифеста 19 февраля 1861г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 8 кл. «Православная церковь в I половине XIX века»

Архивный файл содержит конспект урока, презентацию, тест и сообщения.

Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века

Изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX века;Показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мирову.

Презентация к уроку-лекции по литературе «Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века».

Презентация содержит тезисы к лекции по теме «Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека».

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова.

Тестовые задания по теме ««Русские земли в 13 первой половине 15 века»

Тестовые задания по теме ««Русские земли в 13 первой половине 15 века» подготовлены для обобщения материала главы 5 в учебнике истории 6 класса авторов И.Л.Андреева и И.Н.Фёдорова.Зад.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс.

Контрольное тестирование » Русские земли в XII- первой половине XIII веков» для 6 класса по истории России

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся по начальному периоду феодальной раздробленности на Руси.

Русская православная церковь в 19 веке

На сегодняшний день большинство православных церквей отмечают Рождество вместе с католиками. Из 15 поместных православных церквей 9 придерживаются нового календаря.

И это разумно! Ведь при использовании разных календарей получается, что православный Христос почти на пару недель моложе католического. Многие приходы Русской православной церкви за рубежом этот календарный абсурд поддерживать не желают и отмечают Рождество одновременно с католиками. В свое время владыка Сергий, возглавлявший Зарубежную православную церковь во Франции, рассказывал мне, что подавляющее большинство их прихожан признают новый календарь. Переход на него осуществлялся без бюрократической волокиты и особых формальностей. Представители общины просто писали заявление владыке, а он, как правило, не отказывал. Вместе с католиками отмечают Рождество и прихожане Русской православной церкви в Америке, которая получила автокефалию от РПЦ в 1970 году и на сегодняшний день является самой молодой православной поместной церковью.

Практически весь современный мир давно живет по григорианскому календарю, европейские страны стали переходить на него еще в XVI веке. Япония и Корея перешли в XIX веке, а в России григорианский календарь (новый стиль) был принят лишь в XX веке (в 1918 году). До этого момента Российская империя удивляла и смешила мир своим анекдотичным отличием от Европы. Судите сами — когда во Франции и в Германии был уже ноябрь — в России все еще продолжался октябрь, именно поэтому знаменитый мост королевы Луизы на Немане на границе Российской и Германской империй шутя называли самым длинным в мире. Если человек начинал переход по нему из Российской империи 24 октября, то прибывал в Германскую империю лишь 6 ноября, спустя почти две недели, хотя на самом деле весь путь занимал не более десяти минут.

Россия покончила с этим календарным абсурдом более ста лет назад, а вот Русская православная церковь никак не может. Когда во всей стране и во всем мире 13 января, в православных храмах России еще только 31 декабря, поскольку наша церковь живет по Юлианскому календарю, который был принят еще до нашей эры по инициативе Юлия Цезаря и уже давно не соответствует астрономическим реалиям. Григорианский календарь был введен по инициативе папы римского Григория XIII в 1582 году. Только спустя три с половиной века в 1923 году на соборе православных восточных церквей в Константинополе (Стамбуле) здравомыслие наконец взяло верх, и большинство православный церквей все-таки перешли на новый календарь. Но чтобы не становиться «предателями веры» и не принимать календарь, «исходящий от католического папы», было решено ввести не григорианский, а, так называемый, Ново-юлианский календарь. Этот календарь разработал югославский астроном, профессор математики и небесной механики Белградского университета Милутин Миланкович. Любопытно, что Ново-юлианский календарь так похож на Григорианский, что полностью совпадает с ним аж до 2800 года.

15 октября 1923 года этот новый календарь был формально введён Московским патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви. Нововведение без проблем было принято всеми московскими приходами, однако из провинции послышался ропот. Поэтому слишком осторожный патриарх Тихон уже 8 ноября 1923 года распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ всего 24 дня, а вот «временно отложить» тянется уже почти сто лет!

Календарный абсурд вольно или невольно превращает нашу церковь в посмешище. Очень странной выглядит ситуация, когда одни христиане постятся, а другие уже празднуют Рождество. Это расхождение происходит не только между православными и католиками, но и между православными прихожанами РПЦ, придерживающимися разных календарей. Более того, календарный абсурд толкает на большой грех не только многих верующих, но и православных священнослужителей, вынужденных нарушать строгий Рождественский пост. Ведь вряд ли все они встречают Новый год без капли спиртного и без богатой закуски. Так надо ли святой праздник превращать в анекдот? Может быть, пора осуществить повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление, «временно» отложенное РПЦ почти сто лет назад?

Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви является СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II — пятнадцатый Патриарх в ее истории, который осуществляет управление вместе со Священным Синодом.

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения — в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной — около 22000) (для сравнения — в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 — 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 — 2), 30 духовных семинарий (в 1988 — 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации.

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Прежде всего следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:

осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье;

принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений;

осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

C 1989 г. Отдел внешних церковных сношений возглавляет Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

После обретения нашей Церковью подлинной свободы возрождается миссионерское служение Русской Православной Церкви. Верная заветам Древней Церкви и продолжающая дело апостольского служения, Русская Церковь свидетельствовала о Христе даже до «края земли» — Деян. 1,8, распространяя Благую весть о Слове жизни. Миссионерские свершения нашей Церкви, размах ее просветительского подвига и активности, от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на Севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге, потребовали величайшего и постоянного напряжения всех духовных, материальных и людских сил. Имена русских миссионеров заслуженно входят в число величайших миссионеров христианского мира. Следует для примера назвать хотя бы Святителя Стефана Пермского, преподобного Трифона Печенежского, отцов и подвижников Русской Фиваиды — монахов Валаама и Соловецкого монастырей, преподобного Германа Аляскинского, а также равноапостольного Николая, архиепископа Японского, св. митрополита Иннокентия, апостола Америки, архимандрита Макария Глухарева, апостола Алтайского края.

Во второй половине 19 века было создано Православное миссионерское общество, много содействовавшее миссионерской деятельности Русской Церкви. Эта миссионерская и просветительская деятельность Церкви была прервана революцией 1917-1918 годов, когда все мы, по слову пророка, «от руки Господней приняли вдвое за все грехи свои» (Ис.40,2).

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Монография посвящена исследованию положения и деятельности Русской Православной Церкви в Среднем Поволжье в конце XIX — начале XX веков.

Подробно рассмотрены структура епархиального управления, особенности социального положения приходского духовенства, система церковно-приходских попечительств и советов. обозначены и проанализированы основные направления деятельности Церкви в указанный период — политическое, экономическое, просветительское, культурное.

Данная работа предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, а также для всех читателей, интересующихся отечественной историей и историей Церкви.

Книга «Русская Православная Церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX-XX веков — А.В. Мендюков» есть в наличии в интернет-магазине «Митра». Если вы находитесь в Москве или Санкт-Петербурге, то можете купить книгу «Русская Православная Церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX-XX веков — А.В. Мендюков» по доступной цене, оформив заказ и выбрав удобный способ его получения: доставка курьером или самовывоз. Если вы живете в другом регионе России или за рубежом — мы отправим вам заказ почтой. Приятных покупок!

• Курьерская доставка до двери в Москве и Санкт-Петербурге
• 22 пункта выдачи заказов в Москве
• 22 пункта выдачи заказов в Санкт-Петербурге
• Почтовая доставка по всей России
• Международная почтовая доставка по всему миру
(Подробнее о способах доставки и оплаты)

Заказ можно оформить по телефону (812) 385-58-84 или на сайте, положив товар в Корзину, а затем указав свои контактные данные, удобный способ доставки и оплаты.

Русская православная церковь в 19 векеРусская православная церковь в 19 веке

В настоящем сборнике публикуются материалы (доклады и тезисы) научной конференции 1994 г. «Монашество и монастыри в России». Кроме того, в него вошел ряд статей, написанных в связи с подготовкой Центром коллективного труда по истории монашества в России. Настоящий сборник первый в серии трудов Центра, где публикуются отдельные работы его сотрудников, а также доклады других исследователей, которые заслушивались и обсуждались на его заседаниях.

Церковь в истории России. Сб. 2. Отв. ред. Я.Н. Щапов. М., 1998.

Второй сборник статей, подготовленный Центром истории религии и Церкви Института российской истории РАН продолжает серию исследований, посвященную различным вопросам русской церковной истории и духовной жизни. Среди рассматриваемых тем: религиозное осмысление социальной и политической действительности X-XIII вв. в древнерусских летописях; начальная история русской церковной организации на приходском уровне; взаимоотношения государственной власти Росси с католиками в XIX столетии; биографии русских церковных деятелей; история Церкви в революционное время.

Церковь в истории России. Сб. статей. Вып. 3. Отв. ред. О.Ю. Васильева. М., 1999.

Наряду с материалами по истории Церкви в древней и средневековой Руси в сборнике впервые публикуются статьи по истории Русской Православной Церкви в новейший период, что долгие годы оставалось закрытой темой. Только с получением доступа к ранее засекреченным документам стало возможным развивать новые подходы к изучению отечественной истории и по-новому, более глубоко, рассматривать вопросы взаимоотношений Церкви и советского государства.

Церковь в истории России. Сб. статей. Вып. 4. Отв. ред. Е.В. Белякова. М., 2000.

В сборнике представлены статьи, затрагивающие различные аспекты истории Русского православия: от середины IX в. до 90-х гг. ХХ столетия. В центре внимания исследователей: памятники истории древней Руси и канонического права, материалы о связях России и папства, биографии выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, особенности религиозной жизни на временно оккупированных территориях в годы Великой отечественной войны, анализ новой проблематики по истории Русской Церкви в работах историков 1980-1990-х гг. и др.

Церковь в истории России. Сб. статей. Вып. 5. Отв. ред. О.Ю. Васильева. М., 2003.

В сборнике рассмотрен широкий круг проблем истории Русской Церкви: участие Церкви в призрении сирот и незаконнорожденных детей в России XVIII в., вклад православного духовенства в организацию и деятельность народного ополчения в 1812 г., государственное законодательство и женские монастыри в XVIII — начале XX века, вопрос об автокефалии православной церкви в Литве в 1918 — 1940 гг., личность архиепископа Варфоломея (Ремова) по материалам архивов его прихожан, сталинская внутренняя церковная политика в 1947-1949 гг., история Поместного собора РПЦ 1971 г. и др.

Церковь в истории России. Сб. статей. Вып. 6 / Отв. ред. М.И.Бълхова. М.: ИРИ РАН, 2005. 346 с. 24.75 п.л. 300 экз.

Очередной выпуск сборника «Церковь в истории России» продолжает традицию публикации материалов и статей сотрудников и аспирантов Центра истории религии и церкви ИРИ РАН. В сборник вошло 15 статей, посвященных различным аспектам истории церкви в России в период от XVI в. до конца ХХ в. Особое место уделено женскому монашеству и его роли в обществе, месту женщин в старообрядчестве. Ряд статей посвящен проблеме изучения других конфессий России, а также Православных церквей за рубежом и их взаимоотношениям с РПЦ.

Церковь в истории России. Вып. 7. Сб. ст. / Отв. ред. В.М.Лавров. М.: ИРИ РАН, 2007. 469 с. 29,5 п.л. 300 экз.

В основу сборника положены материалы Конференции по истории религии и церкви в Институте российской истории РАН (октябрь 2004 г.). Конференция была приурочена к пятнадцатилетию канонизации патриарха Тихона (Беллавина) (1865-1925), что предопределило особое внимание авторов к проблемам истории религии и Церкви в ХХ веке, к истокам и причинам исторической драмы, разыгравшейся в связи с установлением политического режима, исповедующего воинствующий атеизм. При этом в сборник включены статьи, охватывающие широкий круг проблем истории Русской Православной Церкви, а в числе авторов не только сотрудники и аспиранты Института российской истории РАН, но и священнослужители, преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, представители общественных организаций.

Церковь в истории России. Вып. 8: сб. ст. / Отв. ред. В.М.Лавров. М.: ИРИ РАН, 2009. 408 с. 25,5 п.л. 300 экз.

Восьмой сборник серийного издания знакомит читателя с материалами конференции «Личность в истории Русской Православной Церкви», которая проходила в Институте российской истории РАН 28-29 ноября 2005 г. В сборнике значительное место занимают публикации по проблемам церковной истории ХХ столетия, когда личностный фактор в жизни Церкви, в силу трагических событий эпохи воинствующего атеизма, приобрел особое значение. Издание также дополнено рядом статей, затрагивающих другие, не менее интересные аспекты тысячелетней истории русского православия.

Церковь в истории России. Вып. 9: сб. ст. / Отв. ред. В.М.Лавров. М.: Кучково поле, 2010. 304 с. 1000 экз.

Очередной 9-й сборник серийного издания «Церковь в истории России» открывается материалами круглого стола «Духовно-нравственные причины и последствия русских революций», проходившего в ИРИ РАН 30 октября 2007 г. и посвященного 90-летию Октябрьского переворота. Во второй части сборника традиционно публикуется ряд статей, касающихся различных проблем истории Русской Церкви. Среди авторов — сотрудники и аспиранты Института российской истории, Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), юристы и священнослужители.

На протяжении пяти последних лет на «Радио России» звучали передачи просветительского цикла под названием «История Христианской Церкви». Сейчас записи этой программы доступны любителям радио в виде отдельных дисков.

«Отрадно, что «Радио России», являясь одной из крупнейших радиостанций нашей страны, старается совмещать следование лучшим традициям отечественного радиовещания с актуальной современной проблематикой и новыми форматами подачи информации. Благодарю руководство и коллектив компании за понесенные труды на ниве духовного просвещения наших сограждан и призываю к новым творческим свершениям на благо народа России»
Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

Русская православная церковь в 19 веке

Может показаться, что сам цикл передач, рассматривающих тему церковной истории, имеет значение сугубо для людей религиозных. Однако это далеко не так. Христианская Церковь с самого начала своего существования являла собой сначала духовную, а затем и общественную, а порой даже и политическую силу. С появлением в мире христианской Церкви другим стало отношение людей к жизни, изменились ценности и общественные идеалы. Изменилась сама жизнь.

Передачи этого цикла рассматривают историю Церкви со времен святых апостолов. С того времени, когда христианская Церковь начала свое бытие в истории. Значительное внимание уделяется периоду древней Церкви, когда создавались Поместные Церкви, когда христианское учение формулировалось на языке греческой культуры. Наиболее значительный материал представлен по истории Русской Православной Церкви. И это не просто потому, что это история нашей Церкви. История русского православия — одна из самых ярких страниц истории Церкви вообще. В рамках проекта рассказывается также об основных вехах истории католичества и протестантизма.

Познакомившись с передачами программы, слушатель будет иметь широкое представление о двухтысячелетней истории христианства, а также о тех личностях, которые эту историю творили. Теме личностей в рамках проекта уделено значительное внимание. Потому что без знакомства с ключевыми персонажами церковной истории трудно понять саму логику процесса.
Цикл «История Христианской Церкви» вышел благодаря сотрудничеству «Радио России» с Русской Православной Церковью. Благодаря сотрудничеству людей, объединенных желанием познакомить наш народ со столь важной стороной истории мира. Надеюсь, что предлагаемый вниманию любителей радио законченный проект будет благосклонно воспринят любителями просвещения»

Руководитель проекта: архиепископ Егорьевский Марк (Головков)

Авторы текста: Николай Лисовой, Михаил Первушин.
Читают: Леонид Кулагин, Дмитрий Писаренко.

ГлавнаяНовостиПубликации ЛЕКЦИЯ 29. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ .

ЛЕКЦИЯ 29. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ Православные просветительские курсы

2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.
Русская православная церковь в 19 веке Святители Феофан Затворник, Филарет Московский и Игнатий Кавказский
29-я лекция «Русская Православная Церковь в XIX веке» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Натальей Юрьевной Суховой, профессором, доктором церковной истории, доктором исторических наук, преподавателем ПСТГУ. После лекции Н.Ю. Сухова ответила на вопросы собравшихся.

Никита Кривошеин — общественный деятель русского зарубежья, основатель Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) комментирует судебную тяжбу и решение кассационного суда Франции в отношении Свято-Никольского собора в Ницце.

RFI: Кассационный суд поставил точку в истории со Свято-Никольским собором в Ницце: этот собор теперь принадлежит России. Это уникальный случай, когда удалось доказать, что то, что принадлежало в свое время Российской Империи, теперь принадлежит Российской Федерации?

Никита Кривошеин: Насколько мне известно, это, по своим результатам, беспрецедентный суд, и сам случай, поскольку на пользование Свято-Никольским собором в Ницце был заключен «амфитеотический договор» — это форма долгосрочной 99-летней аренды, между Российской Империей и местной общиной. Этот договор был заключен в 1907 году (я могу на один год ошибиться), и действие его истекло в 2006 или 2007 году.

И тогдашний посол Российской Федерации Александр Алексеевич Авдеев (ныне – посол в Ватикане) обратился к Владыке Гавриилу Команскому, который стоял во главе архиепископии в то время, с предложением найти какое-то мирное соглашение так, чтобы владельцем вновь бы стала Россия. Россия, которая является правопреемником и бывшего СССР, и Российской Империи, а следовательно, и законной стороной этого арендного договора.

И абсолютно очевидно, что Россия стремилась к нахождению какого-то общеприемлемого мирного модуса вивенди с архиепископией. Но она наткнулась на самого брутального рода отказ, за которым последовала волна самой враждебной и, прямо скажем, ненавистнической кампании по отношению к России. И Федерации ничего не оставалось, как обратиться во французский суд. И чтобы не сомневаться в беспристрастности и объективности этого судопроизводства, достаточно напомнить о том, что оно длилось (это может русским слушателям показаться несколько парадоксальным) целых 7 лет.

RFI: Вы упомянули бывшего министра культуры Авдеева, который был послом России во Франции. Мне кажется, это был 2008 год.

Никита Кривошеин: Допускаю.

RFI: Почему, после того, как срок аренды истек, нельзя было оставить этот собор той ассоциации, которая занималась им на протяжении 99 лет? Почему нужно вообще было это делать?

Никита Кривошеин: Потому что срок договора истек, право собственности есть право собственности и, повторяю, речь шла не о какой-то односторонней конфискации, а о предложении найти совместные, взаимосогласованные основы пользования (если так можно сказать о храме) этой собственностью так, чтобы и Русская Церковь, и Константинопольский патриархат могли бы в ней (простите за выражение) мирно сосуществовать.

RFI: Не кажется ли вам, что в последнее время – в начале 2000-х годов – на Лазурном берегу было довольно много русских людей, которые покупают там недвижимость, которые вывозят туда свои семьи, их дети там учатся. Не связано ли это поспешное решение с тем, что там появилась новая прослойка русских людей, которых не было раньше?

Никита Кривошеин: Позвольте не согласиться с определением «поспешное решение». Русские люди появились не только на Лазурном берегу, они в огромном количестве сейчас пребывают и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и во Франции, и в Англии, и в Германии – во всех странах Европейского Союза – как рабочая сила, как молодые специалисты, так и состоятельные люди. Все они нуждаются в церковном окормлении. Так что не связано с покупкой особняков и квартир. И главное, что следует при этом сказать, что, начиная с 1991 года, Русская православная церковь, как и другие верования в России, стала вновь абсолютно свободной после падения советского безбожного режима.

RFI: Полюбовно этот вопрос решить нельзя было?

Никита Кривошеин: Вы правильно поняли, мирного решения не состоялось, поскольку архиепископия сделала все, чтобы оно было невозможно.

RFI: Вам известны другие случаи, когда бы церковь и судебные тяжбы так близко сопрягались?

Никита Кривошеин: Церковь – отдельный институт, но состоящий из вас, из меня, из архипастырей, из паствы. Это человеческий институт, который платит налоги, который регистрируется в кадастре и т. д. Юридическое лицо.

Что касается судебных прецедентов, то я вспоминаю, что в 1928 году, когда в бывшем СССР лютовала безбожная власть, а духовенство массово гибло в лагерях, Советы вспомнили о своем владении – владении Российской Империи – Свято-Алексанро-Невском соборе в Париже на улице Дарю, и подали иск. Вот вам прецедент. Они не сумели его обосновать – амфитеотического договора там не было, и французское правосудие в этом иске отказало. Вот вам прецедент.

Совсем недавно близко от нас – в Лондоне был судебный процесс между той же Корсунской епархией Московской патриархии и Архиепископией, что на улице Дарю о владении Успенским собором в Лондоне. Суд был не семилетний (года 1,5-2, мне кажется), и Корсунская епархия стала единственным законным владельцем этого собора. Вот, я вспомнил два прецедента.

RFI: Ввиду того решения, которое последовало, возможно ли, что русские власти, Российская Федерация захочет вернуться к этому собору на улице Дарю? Возможно ли, что история повторится? Собор в Париже не принадлежит Московской патриархии, не появится ли желания «вернуть» и его, восстановить в правах Российскую Федерацию?

Никита Кривошеин: Этот вопрос следует адресовать администрации президента Путина и, может быть, даже конкретно господину Кожину, который ведет эти дела, а не мне. А мое личное мнение, что все церкви, построенные в XIX веке Русской империей в Западной Европе, должны были бы, несомненно, вернуться своему законному владельцу, то есть России. К этому следует добавить, что все они, в том числе, начиная с того же ниццкого собора, были доведены их временными пользователями до состояния плачевного разрушения.

RFI: Вы говорите, что законный владелец – Россия, и поэтому иски в суде предъявляли и в этом суде участвовали российские власти, а не Московский патриархат. Но, поскольку мы находимся во Франции, где церковь совершенно точно отделена от государства…

Никита Кривошеин: Так же, как и в Российской Федерации.

RFI: Вы считаете, что в России – точно такая же история?

Никита Кривошеин: В Российской Федерации, согласно Конституции, и Русская православная церковь, и другие религиозные конфессии и свободны, и отделены от государства.

RFI: А почему тогда в суде участвовали российские власти? Вы говорите, что законный владелец Россия…

Никита Кривошеин: Потому что до революции, когда церковь и государство не были разделены, владельцем было государство, Российская империя.

RFI: Я просто не очень понимаю, почему Московский патриархат не мог участвовать в этом…

Никита Кривошеин: Московский патриархат в судебном процессе не принимал участия ни минуты, не был истцом, не был стороной процесса. А Российская Федерация, выиграв процесс, передала собор и территорию, на которой он построен, в церковное пользование Русской православной церкви.

РассылкаПолучайте новости в реальном времени с помощью уведомлений RFI

Направление подготовки: 46.04.01 История. Направленность «История Русской Православной Церкви». Факультет архивного дела.

Квалификация (степень): магистр

Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста о высшем образовании.

Вступительные испытания: экзамен по отечественной истории

Форма обучения: очно-заочная

Срок обучения: 2,4 года.

Аудиторная нагрузка: 16 часов в неделю.

Цель программы – профессиональная подготовка квалифицированных специалистов в области применения новых технологий документирования и хранения документов религиозных организаций и обществ, хранящихся как в самих организациях и обществах, так и в архивах, библиотеках и музеях Российской Федерации. В программу включены фундаментальные курсы по истории Церкви, философии, религиоведению, архивоведению и информационным технологиям.

Основные учебные курсы программы: Философия и методология науки, Методология научного исследования и архивная эвристика, Современные проблемы философии религии, История Русской Православной Церкви, Архитектура и символика православного, Архивы РПЦ, Источниковедение истории РПЦ и др.

Вы сможете работать: в государственных, муниципальных архивах Российской Федерации; в музеях, библиотеках; в научных и учебных заведениях России; церковных архивах; в учреждениях и организациях Русской Православной Церкви; учреждениях культуры; в научных и учебных заведениях, государственных и коммерческих структурах.

Выпускник магистратуры получает преимущественное право при поступлении в аспирантуру по выбранному направлению научного исследования, а также возможность самостоятельно завершать работу над кандидатской диссертацией и представлять ее на защиту в Диссертационный совет по историческим наукам РГГУ.

Руководитель магистерской программы: к.и.н., доцент Андрей Владимирович Попов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector