Основы социальной концепции православной церкви

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.
Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

I. Основные богословские положения
I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он — Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем»(Еф. 1. 22-23). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке.
Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского, Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества — Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа. Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С. Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник).
I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества — божеское и человеческое — с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.
Церковь — не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос — не от мира сего. Но Он пришел в этот мир, «смирив» Себя до его условий, — в мир, который надлежало Ему спасти и восстановить. Церковь должна пройти через процесс исторического кенозиса, осуществляя свою искупительную миссию. Ее целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Церковь призвана действовать в мире по образу Христа, свидетельствовать о Нем и Его Царстве. Члены Церкви призваны приобщаться миссии Христовой, Его служению миру, которое возможно для Церкви лишь как служение соборное, «да уверует мир» (Ин. 17. 21). Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10. 45).
Спаситель говорит о Себе: «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22. 27). Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине. Более того, члены Церкви соприкасаются со Христом, понесшим все грехи и страдания мира, встречая каждого голодного, бездомного, больного, заключенного. Помощь страждущим есть в полном смысле помощь Самому Христу, и с исполнением этой заповеди связана вечная судьба всякого человека (Мф. 25. 31-46). Христос призывает Своих учеников не гнушаться миром, но быть «солью земли» и «светом миру».

Поделиться:

Эта запись была размещена в Общецерковные документы и выбрана по тегам Общецерковные документы. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Читать содержание основ социальной концепции РПЦ по главам.

________________
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви призваны служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации.

На базе настоящего документа церковным Священноначалием принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата.

По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами.

Основы социальной концепции православной церкви

Доронина, В. С. Основы социальной концепции Русской православной церкви: разработка социальной доктрины русского православия / В. С. Доронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93680/ (дата обращения: 14.12.2022).

В статье рассматриваются ключевые вопросы, предъявляемые к тексту ОСК РПЦ. Рассмотрены аспекты проблемы внешнего взаимодействия церкви с современным обществом.

Ключевые слова: основы социальной концепции, социальная доктрина, церковь, общество.

Основы Социальной Концепции как документ, принятый церковью, «излагает базовые положения её учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно-значимых проблем» [1]. Однако на поверку сам документ содержит ряд проблем, которые не позволяют в определённом смысле назвать документ социальной доктриной Русской Православной Церкви.

Первое, современное положение основ социальной концепции Русской Православной Церкви, сформулировано на основе религиозной доктрины, с использование богословского понятийного аппарата. По слова, тогда митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: «необходимо сформулировать общецерковную социальную концепцию — не партийную, «правую» или «левую», а укоренённую в Священном Писании и Священном Предании, следующую в русле и духе нашей богословской традиции». Однако такой подход наметил ряд проблем культурологического и социального характера.

Первое, это отсутствие единого, знаково-языкового пространства. На данном этапе рассмотрения, можно сказать, что общепринятая терминология, для понимания и реализации стремления быть понятым отсутствует (религия, идеология, вера). Здесь важно проследить и выявить пробелы понятийного аппарата, который должен отражать правильную и чётко сформулированную мысль социального служения РПЦ в XXI в.

Второй, подлежащий рассмотрению аспект — это проблема контекста и передачи информации в полноценном объеме, которая транслирует весь комплекс мировосприятия и миросозерцания РПЦ. С учётом большой смысловой нагрузки требуется профессиональное вычленение и правильно оформленная передача информации, её донесение до общества с учётом адаптации понимания под современность.

Следующим немаловажным аспектом является социальная концепция Русской православной церкви в условиях демократического общества. Процесс соработничества и сопартнёрства государства и церкви, нормативно не закреплён, а следовательно, тот же документ «Основы социальной концепции РПЦ» работает в одностороннем режиме, что требует от социальной концепции адаптивности к любым возникающим условиям изменяющегося мира и понимания режима действий РПЦ при любых условиях. Отметим здесь условие правового положения церкви как юридического лица, которая с одной стороны поддерживает кооперационную систему, а с другой идёт в разрез с некоторыми положениями документа «Основы социальной концепции РПЦ» (например, в случае пропаганды не христианского образа жизни со стороны государства, Церковь вправе обратится к своим членам для саботирования установленных положений).

Ещё один концепт раскрывается в необходимости преобразования социального через обновление духовного и нравственного. Социальная концепция должна содержать положения рекомендательного характера к работе с современной картиной мира и вариантами её культивирования. Важно отразить активное отношение к тем или иным явлениям, а не только дать им свою оценку и характеристику.

Вопрос использования терминологии находится на уровне адаптации терминологии в рамка идей христианства. Толерантный, но в то же время размытый ответ обществу, которые не носит чёткие границы. Сам документ основываясь на богословских толкованиях и трактовках (Священное Писание, святые отцы), на наш взгляд,не имеет некоторой логической завершённости и практического применения. Не хватает нового осмысления, выражения естественного богословия, развернутого понимания «Со скорбью будешь питаться от неё, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».

Также отметим присутствие попытки разведения Церкви, которая указана ОСК, на Церковь как социальный институт и Церковь как институт духовный. Но разграничить два понятия, где есть социальное начало, а где начало духовное, задать эту меру православная Церковь так и не смогла, для стороннего наблюдателя это вызывает чувство противоречия, а не чёткий ответ на поставленный вопрос. При этом, именно дать правильное понимание по указанному вопросу, это решить большую часть противоречий, имеющихся в ОСК, в том числе терминологического характера.

Соответственно, текст ОСК не контекстуален, не имеет ярко выраженного православного миросозерцания, это больше мировосприятие, которое закладывает представление, но не понимание. Не ОСК встречает человека и закладывает в его голову идею того, как должно быть, чаще человек (из-за идейного предложения понимания) сам додумывает, что хотела сказать Церковь.

Таким образом, церковь не выходит в общение с миром (при помощи ОСК), она раскрывает положения для жизни православного христианина в XX-XXI веке и далее. По факту, это систематизированная выжимка из Священного Писания и Священного Предания, которое даёт богословское осмысление тех или иных вопросов. Являясь исчерпывающей основой для Церкви и церковного клира, она не способна стать общей социальной доктриной. Внецерковное общество не примет такой документ, так как ему не хватает динамичности в рамках достижений современной науки, например привлечение современной философии, для формирования ряда понятий объясняющих современные явления в мире. В частности, для основ социальной концепции требуется практическое руководство, которое говорит на языке современной науки, и меняется в соответствии с изменяющимся миром. Так будет достигнута гармония, первая часть останется богословским обоснование, а вторая часть донесёт Слово Божье до практического применения. Важно в данном моменте, сохранить баланс, мысль должна быть понятна, но при этом, мы ни в коем случае не утверждаем, что она должна быть на уровне общественного видения. Но общественное видение должно быть способно понять эту мысль, что послужит правильному осмыслению места и роли Церкви в современном мире.

  1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
  2. Роль социально-политической доктрины Русской Православной Церкви в формировании ее отношений с государством в конце XX — начале XXI вв.: на примере Республики Карелия // Безбородов М. И. URL: https://www.dissercat.com/content/rol-sotsialno-politicheskoi-doktriny-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-formirovanii-ee-otnoshen
  3. Социальная доктрина православия и идея личного спасения [Текст] URL:https://xn--h1amefrk.xn--p1ai/?p=1032
  4. «Социальная доктрина» православной церкви в трудах И. С. Бердникова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: специальность 07.00.09 / Михайлов А. Ю.; [Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина]. — Казань, 2006. — 27 с.
  5. Формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. полит. н.: специальность 23.00.02 / Горкунова П. И.; [Сев.-Зап. акад. гос. службы]. — Санкт-Петербург, 2011. -23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная концепция, Русская православная церковь, Священное Писание, Церковь, XX-XXI, общественное видение, сам документ, Священное Предание, современная наука, социальная доктрина.

Насто­я­щий доку­мент, при­ни­ма­е­мый Освя­щен­ным Архи­ерей­ским Собо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, изла­га­ет базо­вые поло­же­ния ее уче­ния по вопро­сам цер­ков­но-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и по ряду совре­мен­ных обще­ствен­но зна­чи­мых про­блем. Доку­мент так­же отра­жа­ет офи­ци­аль­ную пози­цию Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та в сфе­ре вза­и­мо­от­но­ше­ний с госу­дар­ством и свет­ским обще­ством. Поми­мо это­го, он уста­нав­ли­ва­ет ряд руко­во­дя­щих прин­ци­пов, при­ме­ня­е­мых в дан­ной обла­сти епи­ско­па­том, кли­ром и мирянами.

Харак­тер доку­мен­та опре­де­ля­ет­ся его обра­щен­но­стью к нуж­дам Пол­но­ты Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в тече­ние дли­тель­но­го исто­ри­че­ско­го пери­о­да на кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та и за пре­де­ла­ми тако­вой. Поэто­му основ­ным его пред­ме­том явля­ют­ся фун­да­мен­таль­ные бого­слов­ские и цер­ков­но-соци­аль­ные вопро­сы, а так­же те сто­ро­ны жиз­ни госу­дарств и обществ, кото­рые были и оста­ют­ся оди­на­ко­во акту­аль­ны­ми для всей цер­ков­ной Пол­но­ты в кон­це ХХ века и в бли­жай­шем будущем.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Новые общественно-политические условия, в которых живет сегодня церковь, побудили ее выработать принципиальные позиции по всем возникшим в связи с этим вопросам. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденные Архиерейским Собором РПЦ 15 августа 2000 года, определяют базовые положения учения РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

В Концепции подчеркивается, что позиция церкви по отношению к государству и обществу, ее оценка современных явлений социальной, экономической и духовной жизни вытекают из основных положений христианского вероучения. Однако религиозная интерпретация роли и места церкви в обществе и государстве, как правило, не вступает в противоречие с нормами действующего законодательства.

Церковь и нация составляют конкретно-историческое единство. Будучи по природе вселенской, общечеловеческой религией, христианство не отдает предпочтения одним нациям перед другими. Однако в исторической жизни каждый народ создает национальную христианскую культуру, ядром которой является церковь. Поэтому, осуждая любые проявления национализма и ксенофобии, РПЦ усматривает в христианском патриотизме, предполагающем защиту отечества, труд на его благо и участие в народной жизни, нравственную обязанность верующего.

Церковь и государство. В качестве богочеловеческого организма церковь не считает возможным отдавать предпочтение какому-либо типу государственного устройства, каким-либо политическим движениям и партиям, но стремится быть в обществе примиряющей и объединяющей силой. Поскольку целью церкви является духовное спасение людей, а государства – устроение их земной жизни, то церковь не вправе брать на себя функции, принадлежащие государству. Как государство не должно вторгаться в церковную жизнь, так и церковь ограничивает себя от вмешательства в сферу светских дел. Это касается недопустимости членства священнослужителей в политических объединениях, участвующих в избирательных кампаниях, равно как и вовлеченности их в предвыборную политическую агитацию. Ограничения не распространяются на мирян, которые могут участвовать в политических организациях и сами создавать их. Однако подобные организации не могут выступать от имени Церкви. Выражение официальной позиции Церкви – прерогатива церковных соборов, Святейшего патриарха и Св. Синода.

Вместе с тем Церковь готова активно взаимодействовать с государством, светскими общественными объединениями в сферах миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности. В этом плане положительно оценивается практика подписания соглашений Московской Патриархии с центральными государственными ведомствами, а также взаимодействие епархий с местными органами власти.

Руководство церкви признает справедливость конституционного принципа правового равенства религий и стремится к поддержанию доброжелательных уважительных отношений с традиционно существующими в нашей стране мусульманскими, буддийскими, иудейскими религиозными объединениями. Вместе с тем считает правомерным признание Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также присутствие различных уровней власти: общегосударственного, регионального и местного, определяет специфику взаимоотношений Церкви с органами властями и управления.

Взаимоотношения с законодательной властью представляют собой диалог Церкви и законодателей по вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному партнерству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. В контактах с исполнительной властью Церковь должен вестись диалог по вопросам принятия взаимоустраивающих решений, для чего на соответствующем уровне поддерживается контакт с центральными и местными органами исполнительной власти.

Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных уровней должны ограничиваться представлением в случае необходимости интересов церкви в суде. Межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд, чего нельзя сказать о внутрицерковных спорах.

Контакты и взаимодействие Церкви с высшими органами государственной власти осуществляются Патриархом и Св. Синодом непосредственно или через своих представителей. На региональном уровне такие функции осуществляются епархиальными Преосвященными. С местными органами власти и самоуправления – благочиниями и приходами по благословению епархиальных Преосвященных.

Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о социальном служении Церкви, призванной противодействовать установлению тотального контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь рассчитывает на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.

Областями сотрудничества с государством Церковь считает:

— миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

— заботу о сохранении нравственности в обществе;

— духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

— дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

— охрану, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу о памятниках истории и культуры;

— диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе связанным с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

— попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

— труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

— науку, здравоохранение, культуру и творческую деятельность;

— работу церковных и светских средств массовой информации;

— деятельность по сохранению окружающей среды;

— экономическую деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

— поддержку семьи, материнства и детства;

— противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

По большинству из этих направлений в Концепции сформулирована позиция РПЦ, обосновывается видение причин и способов решения наиболее актуальных для российского общества проблем и противоречий.

Необходимость появления всеобъемлющего церковного документа рассматривалась в начале 90-х годов XX столетия. В 1994 г. Собор издал указ о том, чтобы Синод собрал группу людей, которая займется разработкой этой социальной концепции.

Читайте о браке в православии:

Заключительная часть рассмотрения

Третий раздел документа начинается с сужений о здоровье. Православие активно призывает, чтобы учащиеся медучреждений знакомились с основами христианства и его биомедицинской этикой. Церковь утверждает, что люди, поддающиеся искушениям алкоголя и наркотиков, страдают духовной опустошенностью, размытостью моральных границ и глубоким унынием.

Зависимость — это расплата как личности, так и общества за идеологию безмерного потребительства, за бездуховность. В хартии описано негативное отношение Православия к экстракорпоральному (внетелесному) способу зачатия ребенка, аборту, клонированию человека, извращенным модификациям сексуальности, а также эвтаназии.

Говоря об экологии, Церковь призывает нас не забывать, что вся вселенная принадлежит единственно Господу, а люди — те, кому доверено мудрое управление над богатствами природы. Патриархат активно призывает продолжать сотрудничество в деле преодоления экологической проблемы. Православие утверждает, что и растения, и животные, и человек взаимосвязаны и не разделяются на категории. Природа — дом для людей, а также и храм. Сама жизнь пронизана святостью, неуважение к которой — богохульство.

Церковный документ утвердили на Архиерейском соборе, состоявшемся в 2000 г. Идея создания этой концепции возникла в 1990 г. В тексте даны ответы на важнейшие вопросы современности: отношение с государством, обществом, политикой. В социальной концепции находятся всеобъемлющее утверждения Православия на религиозные и церковно-социальные темы.

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

Страница сгенерирована за 0.08 секунд !

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.

Приложение для Apple и Android

православная библиотека Миссионерский отдел Московской Епархии РПЦ

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.
Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих»

(Псалтирь 118:18-19)

ЧТО ПОЧИТАТЬ

ЧТО ПОЧИТАТЬ

НЕРАВНОДУШНЫМ

  • Отвергающим (42)
    Бога/веру/Церковь
  • Сомневающимся (70)
    но ищущим и интересующимся

У КОГО «БОГ В ДУШЕ»

  • Признающим духовную жизнь (46)
    и Бога «вообще». Все религии ведут к одному Богу
  • Православным, не ходящим в храм (51)
    Я крещеный, православный, но в храм хожу редко

ПРАВОСЛАВНЫМ

  • Желающим креститься (53)
    или стать крестными
  • Новоначальным (84)
    первые шаги в вере и Церкви
  • Закоренелым прихожанам (37)
    давно хожу в храм и всё знаю
  • Аскетика для мирян (41)
    для всех и каждого

БРАТЬЯМ ВО ХРИСТЕ

ДРУГИМ ВЕРУЮЩИМ

  • Мусульманам (10)
  • Свидетелям Иеговы (7)
  • Восточные религии и культы (12)
  • Неоязычникам (7)
  • Остальным (9)

АВТОРЫ

КНИГИ

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Основы социальной концепции православной церкви

Аннотация

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви — это современный документ, посвященный актуальным вопросам жизни. В Основах социальной концепции РПЦ рассматриваются такие вопросы, как:

II. Церковь и нация
III. Церковь и государство
IV. Христианская этика и светское право
V. Церковь и политика
VI. Труд и его плоды
VII. Собственность
VIII. Война и мир
IX. Преступность, наказание, исправление
Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
XI. Здоровье личности и народа
XII. Проблемы биоэтики
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIV. Светские наука, культура, образование
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма

«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце XX века и в ближайшем будущем».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector