Исаак сирин молитва текст

  • Семинары
  • О Лаборатории
  • Расписание
  • Журнал
  • Контакты

Исаак сирин молитва текст

В течение минувшего учебного сезона (2019-2020 гг.), участники семинара «Сирийские мистики VII-VIII веков» под чутким руководством М.Г. Калинина занимались медленным чтением и комментированием сочинений двух восточносирийских авторов. Записями встреч, посвященных «Главам о ведении» Раббана Афнимарана, мы уже делились ранее.

Второй блок записей, объединяет встречи, посвященные разбору нескольких трактатов Исаака Сирина из собрания Третьего тома, над первым русским переводом которого М.Г. Калинин продолжает работать в настоящее время.

Исаак Сирин, пожалуй, самый известный из сирийских мистиков и отцов Церкви. Он родился не ранее середины VI века и вырос у моря на западном берегу Персидского залива в провинции Бет-Катрайе.

По свидетельству Ишоднаха Басрского Исаак Сирин был насельником знаменитого монастыря БетʽАвэ на севере Ирака и около 676 г. поставлен католикосом Мар Гиваргисом в епископы Ниневии. По истечении пяти месяцев он отказался от епископства и удалился на гору Матут, где некоторое время « жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там», а затем в монастырь Раббана Шабура на горе Шуштар, где жил до глубокой старости.

Один из западносирийских источников сообщает, что Исаак Сирин вел строгий аскетический образ жизни, «вкушая по куску хлеба с овощами три раза в неделю», и прилежно изучал божественные Писания, в результате чего ослеп. С помощью своих учеников, записывавших наставления учителя, которого они именовали «вторым Дидимом», Исаак Сирин «составил пять томов, известных даже до сего дня, исполненных сладчайших учений».

В одних случаях эти сведения подтверждаются восточносирийскими источниками, а в других опровергаются: речь в них идет иногда о пяти, а иногда о семи «томах» сочинений. При этом, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению: идет ли речь о различном делении корпуса известных текстов, или об утраченных сочинениях Исаака Сирина.

Из обширного корпуса сочинений преподобного, дошедших до нас, только малая часть доступна на русском языке: ни один из томов, включая Первый, известный читателям под названием «Слова подвижнические», до сих пор не имеет полного русского перевода с сирийского.

Хотя реализация большого проекта по переводу всего корпуса творений Исаака Сирина с языка оригинала остается делом будущего, мы рады уже сейчас поделиться записями встреч, на которых Максим Глебович Калинин презентовал еще неопубликованные переводы нескольких трактатов из Третьего тома, посвященных размышлениям об общем смысле аскетического подвига и молитве.

Святителя называют одним из тех, кто причастен к созданию Церкви, Её Отцом. Преподобный вел жизнь, полную аскетического милосердия, создавал полезные для духа христианские произведения. Исаак Сирин посвятил свое житие уединенному рассмотрению собственной души, поэтому его возвышенные поучения преисполнены глубокими и проницательными психологическими сведениями. Он писал о судах, духовном управлении, благочинии, анализировал состояние праведности и греха, открывал читателям способы самосовершенствования.

Краткая история жития святителя

О подробностях бытия этого святителя известно немного, различные биографические данные о его деятельности расходятся в деталях. До XVIII столетия преподобного Исаака Ниневийского часто отождествляли с другими историческими личностями. Великого христианского богослова путали то с тезкой, занимавшимся полемикой в V в, то с человеком, который спасался от преследования в Италии.

Житейские факты о преподобном аскете Исааке, претендующие на достоверность, стали известны обществу с обнаружением его биографии на арабском языке. Однако автор жизнеописания использовал в своем труде краткую информацию и не давал точных подробностей о рождении и бытии Сирина.

Несмотря на скупость фактов, источник стал для христианского мира тем экземпляром, который позволил более подробно идентифицировать личность преподобного аскета.

  • Исаак родился в VI столетии в прославленном городе Ниневии, столице Ассирийского царства (современный Ирак). Еще в юношеские годы он вместе со своим братом поселился в древнейшей обители Мар-Маттая, расположенной на пике горы Альфаф. Новоприбывшие насельники выделялись способностью к обучению и силою справляться с аскетическими упражнениями для тела и духа. Брата Сирина вскоре удостоили сана настоятеля монастыря, а Исаак решил уединится в отшельническую пещеру, чтобы придаваться молитвенной исповеди и безмолвию.
  • Святитель Сирин не сомневался в истинности своего выбора, несмотря на то, что его родственник присылал к нему письма, где просил того вернутся в обитель. Исаак отвечал: путь аскетизма правилен, так как позволяет без помех сконцентрироваться на мыслях о Боге, а также помогает избавиться от излишнего колебания блуждающего ума.
  • Спустя время о великом отшельническом подвиге узнали даже люди с окраин Ассирийского государства. Уважаемые святители просили Исаака Сирина принять на себя должность епископа Ниневии. Преподобный аскет не стал противиться воле народа и священства, он положился на провидение и принял сан архиерея. Ритуал рукоположения проводил патриарх Георг.

Дальнейшая судьба аскета

Не все жители Ниневии были довольны высказываниями своего нового епископа, так как в их душах укоренились тяжелые страсти, вызванные порочной жизнью. Народ был совершенно не готов слушать наставления преподобного аскета. Деятельность епископа сопровождалась непослушанием подопечной ему паствы.

Однажды один местный заимодавец требовал деньги от другого человека, который не имел возможности вернуть долг. Так как они не смогли решить эту проблему тихо и мирно, пришлось передать это дело на рассмотрение епископа Сирина. Преподобный Исаак напомнил, что Евангелие учит не только делать отсрочку должникам, но и совсем прощать долги, если человек не способен вернуть то, что когда-то брал.

Раздосадованный заимодавец раскритиковал речь епископа, он объявил, что Священное Писание не является для него авторитетом, так как описанные там наставления не соответствуют его материальным интересам. Преподобный епископ Исаак пришел в негодование, в его уме окончательно утвердилась идея об оставлении этой тяжелой должности.

  • Святой Сирин являлся епископом Ниневии только пять месяцев, после множества огорчений он отказался от поста, чтобы удалиться от материального мира в безмолвные и пустынные места. Одни исследователи утверждают, что он отправился в Египет, другие — на гору, находящуюся севернее Персидского залива.
  • Через несколько лет пустыннического бытия, аскет поселился в монастыре Раббана Ормизда. В обители преподобный Исаак занимался духовной практикой, упражнялся в молитве и трудовой деятельности. Предания гласят, что питался он совсем скудно, потому что дал обет сурового поста.
  • Большое внимание святитель уделял чтению Священных Писаний и созданию собственного литературного наследия. Составитель жития отмечает, что от постоянного и напряженного чтения книг преподобный Сирин совершено потерял зрение. Однако и после этого он не остановился в создании рукописей, его речи записывали помощники-монахи. Святой Исаак прожил долгую жизнь и почил в обители Раббана-Ормизда.

Важно! Несмотря на то что Сирин большую часть жизнь провел в пещерном уединении, его литературные труды имеют универсальное назначение. Эти писания и наставления полезны не только отшельникам, но и инокам, живущим при монастырях, а также мирянам, имеющим веру в учение Христа.

Преподобный раскрывает суть ступеней духовного подвига и силу созерцательного образа жизни. Чтение его «Подвижнических слов» приносит душевное удовлетворение и способно вдохновить на религиозные свершения. Подобно другим аскетам-богословам, Сирин обстоятельно раскрывает читателям суть отшельнического образа жизни.

Творческое наследие

Исследователи не имеют точного количества всех составленных святым Исааком книг. Но даже те, что нам на сегодняшний день известны, говорят об авторе как о человеке высокого образования и духовной зрелости. Преподобный Сирин рассматривает большой спектр религиозных вопросов.

Его труды раскрывают суть догматических истин, освещают монашеские наставления; в книгах читатель находит психологические наблюдения, раскрытые автором на опыте духовных переживаний и личного общения с Господом.

  • Богословское творчество святителя из Ниневии отличается четкой связью между нравственными назиданиями в подвижничестве и их практическим применением в жизни.
  • Когда автор рассуждает об Едином Господе, он не забывает раскрыть пользу постоянного мысленного созерцания Господа. Святитель показывает ментальную связь между христианскими добродетелями, ведущими душу к очищению и свойствами Верховного Творца, который есть совершенство.

Христианский писатель П. Дамаскин в своих трудах активно ссылается на рукописи святителя Исаака. Нил Сорский в главном сочинении часто приводит на заметку идеи и выдержки из книг святителя Сирина. А епископ Феофан (Вышенский) даже сочинил молитву, обращенную к преподобному аскету.

Почитание памяти преподобного

Днем памяти имени преподобного аскета является 28 января. Святителя канонизировала не только Персидская Церковь, но и церковь Православная, он одинаково почитаем в конфессиях восточного христианства.

Святой Исаак считается чрезвычайно плодовитым христианским богословом. Он составил 7 томов на тему водительства духа, божественных тайн и т.п. В 1770 г. мир увидел греческий перевод сочинений преподобного аскета, однако, это издание неоконченное и полно неточностей. На славянский диалект труды святителя переводил Паисий Величковский в 1854 г.

В 1988 г. с благословения патриарха Алексия II в России издали книгу Исаака под названием «О божественных тайнах и бытие духовном» (это второй том богословских трудов). Над русским переводом произведения работал игумен Иларион.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 267 715
  • КНИГИ 622 363
  • СЕРИИ 23 397
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 585 842

Слово 1. Об отречении от мира и о житии монашеском

Страх Божий есть начало добродетели. Называется же она порождением веры и посевается в сердце, когда ум устранен от мирской рассеянности, чтобы кружащиеся от парения мысли свои собрать ему в размышлении о будущем восстановлении. Для того чтобы положить основание добродетели, лучше всего человеку держать себя в устранении от дел житейских и пребывать в законе света стезей правых и святых, какие Духом указал и наименовал Псалмопевец (Пс.22:3; 118:35). Едва ли найдется, а может быть, и вовсе не найдется, такой человек, который бы, хотя будет он и равноангельный по нравам, мог вынести честь; и это происходит, как скажет иной, от скорого восприятия изменений.

Начало пути жизни — поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете. Напоение себя одним содействует усовершению в другом. Если напоеваешь себя изучением словес Божиих, это помогает преспеянию в нищете, а преспеяние в нестяжательности доставляет тебе досуг преспевать в изучении словес Божиих. Пособие же того и другого содействует к скорому возведению целого здания добродетелей.

Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира. Удалением же называю не переселение из тела, но устранение от мирских дел. В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром. Сердце не может пребывать в тишине и быть без мечтаний, пока на человека действуют чувства; телесные страсти не приходят в бездействие и лукавые помыслы не оскудевают без пустыни. Пока душа не придет в упоение верою в Бога приятием в себя силы ее ощущения, дотоле не уврачует немощи чувств, не возможет с силою попрать видимого вещества, которое служит преградою внутреннему, и не ощутит в себе свободы, и разумное порождение, и плод того и другого — спасение от сетей. Без первого[1] не бывает второго,[2] а где второе правошественно, там третья[3] связуется как бы уздою.

Когда умножилась в человеке благодать, тогда по желанию праведности страх смертный делается для него малоуважительным, и много причин находит он в душе своей, по которым ради страха Божия должно ему терпеть скорбь. Все, что по-видимому вредит телу и внезапно действует на природу, а следовательно, приводит в страдание, ни во что вменяется в очах его в сравнении с тем, чего надеется в будущем. Без попущения искушений невозможно познать нам истины. Точное же удостоверение в этом находит человек в мысли, что Бог имеет о человеке великое промышление и что нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом, особливо же ясно, как по указанию перста, усматривает сие на взыскавших Бога и на терпящих страдания ради Него. Но когда увеличилось в человеке оскудение благодати, тогда все сказанное оказывается в нем почти в противоположном виде. У него ведение, по причине исследований, бывает больше веры, и упование на Бога имеется не во всяком деле, и Промысл Божий о человеке понимается иначе. Таковой человек постоянно подвергается в этом козням подстерегающих во мраце состреляти (ср.: Пс.10:2) его стрелами своими.

Начало истинной жизни в человеке — страх Божий. А он не терпит того, чтобы пребывать в чьей-либо душе вместе с парением ума, потому что служением чувствам сердце рассеивается, утрачивая в себе услаждение Богом. Ибо внутренние помышления ощущением их, как говорят, связуются в самих служащих им чувствилищах.

Сомнение сердца приводит в душу боязнь. А вера может делать произволение твердым и при отсечении членов. В какой мере превозмогает в тебе любовь к плоти, в такой не можешь быть отважным и бестрепетным при многих противоборствиях, окружающих любимое тобою.

Желающий себе чести не может иметь недостатка в причинах к печали. Нет человека, который бы с переменою обстоятельств не ощутил в уме своем перемены в отношении к предлежащему делу. Ежели вожделение, как говорят, есть порождение чувств, то пусть умолкнут, наконец, утверждающие о себе, что и при развлечении сохраняют они мир ума.

Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига говорит о себе, что прекращаются тогда в нем срамные помыслы, но кто истинностию сердца своего уцеломудривает созерцание ума своего так, что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам. И когда честность совести его свидетельствует о верности взглядом очей, тогда стыд уподобляется завесе, повешенной в сокровенном вместилище помыслов. И непорочность его, как целомудренная дева, соблюдается Христу верою.

Для отвращения предзанятых душою расположений к непотребству и для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей. Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словесах премудрости, тогда человек в какой мере извлекает из них уяснение, в такой же оставляет позади себя мир, забывает все, что в мире, и все воспоминания, все действенные образы овеществления мира изглаждает в душе, а нередко уничтожает самую потребность обычных помыслов, посещающих природу. Сама душа пребывает в восторге при новых представлениях, встречающихся ей в море тайн Писания.

И опять, если ум плавает на поверхности вод, то есть моря Божественных Писаний, и не может проникнуть мыслей Писания до самой глубины, уразуметь все сокровища, таящиеся в глубине его, то и сего самого, что ум занят рвением к уразумению Писания, достаточно для него, чтобы единым помышлением о досточудном крепко связать свои помыслы и воспрепятствовать им, как сказал некто из богоносных, стремиться к естеству телесному; тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений, встречающихся при внешних и внутренних бранях. И вы знаете, как тягостен худой помысл. И если сердце не занято ведением, то не может стерпеть мятежности телесного устремления.

Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх. А по мере недостатка страха и стыда уму дается побуждение непрестанно кружиться, и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, влается туда и сюда. Но как коромыслу весов, если чаши их обременены очень тяжелым грузом, нелегко прийти уже в колебание от дуновения ветра, так и ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость. Умудрись же в основание шествия своего полагать страх Божий, и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия.

Во всем, что встретится тебе в Писаниях, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых и с большею точностию уразуметь оную. Божественною благодатию путеводимые в жизни своей к просвещению всегда ощущают, что как бы умный какой луч проходит по стихам написанного и отличает уму голые слова от того, что душевному ведению сказано с великою мыслию.

Если человек многозначащие стихи читает, не углубляясь в них, то и сердце его остается бедным, и угасает в нем святая сила, которая при чудном уразумении души доставляет сердцу сладостнейшее вкушение.

Всякая вещь обыкновенно стремится к сродному ей. И душа, имеющая в себе удел духа, когда услышит речение, заключающее в себе сокровенную духовную силу, пламенно влечет к себе содержание сего речения. Не всякого человека пробуждает к удивлению то, что сказано духовно и имеет в себе сокровенную великую силу. Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землею и близким с нею общением. В человеке же, которого ум утружден заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к тому, чтобы возлюбить ее и взыскать обладания ею.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector