Как молиться при недостатке времени

Как молиться при недостатке времени

Какими словами молиться? Как быть тому, у кого или памяти нет, или кто по безграмотности не изучил многих молитв, кому, наконец, — а бывает и такая жизненная обстановка, — прямо нет времени стать перед образами и прочесть подряд утренние и вечерние молитвы? Этот вопрос разрешен указаниями великого старца Серафима Саровского.

Многие из посетителей старца винились ему в том, что мало молятся, не вычитывают даже положенные утренние и вечерние молитвы.

Св. Серафим установил для таких людей следующее легко выполнимое правило:

«Поднявшись от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы. Потом песнь Богородице «Богородица Дево, радуйся» также трижды. В завершение же Символ Веры «Верую во единого Бога» — один раз. Совершив такое правило, всякий православный занимается своим делом, на какое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь тихо читает «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (или грешную)», а если окружают его другие, то, занимаясь своим делом, пусть говорит умом только «Господи, помилуй» — и так до обеда. Пред самым же обедом пусть опять совершает утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает так же тихо: «Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго».

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает утреннее правило, то есть трижды «Отче наш», трижды «Богородице» и один раз «Символ Веры».

Св. Серафим объяснял, что, держась того малого «правила», можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо эти три молитвы — основание христианства. Первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв. Вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Богоматери. Символ Веры же содержит в себе все спасительные догматы христианской веры.

Также Иисусову молитву старец советовал читать во время занятий, при ходьбе, даже в постели, и при этом приводил слова из послания к Римлянам: «всякий, кто призовет имя Господа, спасется».

У кого же есть время, старец советовал читать из Евангелия, каноны, акафисты, псалмы.

Рассмотрим такой вопрос: «Как правильно молиться? Что предпочтительнее – короткая или длинная молитва, в каком порядке, в какое время? Понимаю, что главное, чтобы она шла с верою, от всего сердца. Но, когда я читаю короткие молитвы, у меня появляется мысль о том, что я тешу свою лень и самолюбие. А когда читаю длинные, не могу остановиться, повторяю по нескольку раз тексты и порой устаю так, что всякое желание молиться в этот день пропадает. Где же искать ту золотую середину, чтобы не через силу молиться, но и не две минутки? Еще хотелось бы узнать, как себя вести, если во время молитвы кто-то заходит в комнату: уходить в другую? Прерваться и уделить время ближнему? Но ведь тогда получается, что я его ставлю важнее Бога – это же неправильно».

Насчет длины молитвы. Не надо длинных молитв, Господь ведь говорит: «Не уподобляйтесь язычникам, которые думают, что в многоглаголании своем они будут услышаны». Не надо много, не надо думать, что от того, что Вы много помолитесь, от этого лучше будет. Важнее искренность. Молитва нужна, знаете, в натяг. То есть, чтобы Вы помолились от души и хорошо помолились, с душой, и чуть-чуть дольше, капельку, не две минутки, а две с половиной. Вот так помолились и чуть-чуть себя так понудили немножко, чуть-чуть именно. С этого начните. И постепенно навык молитв придет, в хорошем смысле слова.

То есть сначала две минутки, еще полминутки Вы себя понудили, затем будете Вы две с половиной читать, ну еще понудьте себя на полминутки – будет уже три. Потом еще чуть-чуть, до трех с половиной, потом до четырех. И так далее, то есть, небольшой натяг должен быть. При этом, конечно, своими словами можно молиться, безусловно, обращаться к Богу, как душа лежит, сердце просит.

Вы можете обращаться, однако заглядывать в молитвослов не помешает, потому что это тоже молитвы, которые не просто сочинил кто-то от нечего делать, сидел, в потолок плевал и думал – чтобы мне такого сочинить? Давай, я молитву сочиню! Взял и сочинил – нет. Причем этот кто-то – святой жизни человек Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, другие писатели, духовные люди, святые люди. И фактически, вчитываясь в эти слова, Вы приобщаетесь к их мыслям. Они очень грамотно, очень талантливо выразили свои какие-то мысли, поэтому заглядывайте в молитвослов.

Есть утренние правила, вечерние правила молитвенные, пусть Вы начнете не все выполнять, не полностью, но потихонечку, то две молитовки, потом три молитовки, потом, глядишь, и четвертая появилась, но небольшой натяг должен быть, небольшой, чуть-чуть себя понудите. Что касается того, как вести себя, если во время молитвы заходят в комнату – здесь все индивидуально, каких-то общих схем нету.

Иногда прерваться нужно и уделить человеку время, и ничего страшного. Вы пишете: « …получается, что я ставлю его важнее Бога?», – нет, не получается. С чего Вы это взяли? Вы уделили время своему ближнему, человеку уделили время, но это не значит, что Вы ставите его важнее Бога. Так что здесь все очень индивидуально.

В любое время дня и ночи.

Молитва — это общение с Богом.

А общатся Господом Богом (Творцом) нашим нужно всегда.

Ибо, «кого любишь — с тем и общаешся!«

Правильно говорят, в любое время дня и ночи, при любой нужде и любом вопросе читают молитвы, молятся.

Богородице лучше молиться в 22 часа.

Богу и святым лучшее время для молитвы — с 3 до 4 утра.

Молитва быстрее дойдет, да и поклоны лучше ночью класть.

Самая простая и самая сильная молитва — Ийсусова.

Как молиться при недостатке времени

Как правильно читать акафисты и в какое время?

На вопрос отвечает протоиерей Андрей Рахновский.

– Апостол Павел учит нас: «Непрестанно молитесь». Он этой фразой показывает идеал, к которому мы должны прийти, когда сердце христианина всегда наполнено молитвой, обращением к Богу. Это идеал молитвенной жизни, не всегда для нас достижимый, например, сегодня и сейчас.

Есть время для утренней молитвы и для вечерней молитвы. Утро мы начинаем с обращения к Богу, восстав от сна. Вечером мы завершаем день, за все благодарим Господа. Поэтому утренние и вечерние молитвы в самих своих текстах содержат тему: утро или вечер. По смыслу они относятся к соответствующему времени суток.

Что касается акафистов и других молитвословий: их мы можем читать тогда, когда мы захотим и когда у нас есть время. На самом деле время, в которое совершается молитва, не влияет на эффективность молитвы.

Как молиться при недостатке времени

Знаю, что в православной среде есть убеждение, что молитвы нужно читать в определенное время, а ещё лучше, если несколько человек читают это в определенное время. На самом деле здесь важно согласие нескольких или множества людей молиться о чем-либо, молиться друг за друга. А в какое время это происходит, в один и тот же час они начали эту молитву или нет, на суть молитвы, на её силу это не влияет. Для молитвы на самом деле важно насколько в момент обращения к Богу ум и сердце обращены к Богу. Насколько перед этим мы простили своих недругов, тех, кто сделал нам что-то не так. Насколько мы благодарим Бога, а не только просим. Вот это имеет значение для молитвы. А время молитвы значения не имеет.

Правда святитель Феофан Затворник предупреждает: людям новоначальным, которые не достигли ещё хотя бы приближения к бесстрастию, ещё не преодолели в себе страсти, он категорически не советует ночную молитву. Это может отрицательно повлияет на человека и в физическом и в психологическом плане. Поэтому здесь нужно быть осторожными. И прежде чем брать на себя какое-либо молитвенное обязательство, правило, лучше подойти к своему духовнику, который вас знает, и с ним посоветоваться.

Ссылка на основную публикацию