Церковь казанской божьей матери иркутск

Богородице-Иркутская церковь – свидетельство таланта зауральских мастеров, создавших настоящее произведение искусства. Построенный в русско-византийском стиле храм украшает Иркутск.

Казанская церковь, как и другие культовые сооружения постсоветского пространства, пережила много несчастий, но возродилась. По красоте и величию она не уступает ведущим соборам мира. В Иркутской и Ангарской епархии церковь выполняет функцию кафедрального собора.

Церковь казанской божьей матери иркутск

Как появился храм

В конце XVII – начале XVIII столетия на сибирской земле у реки Ушаковки появились первые поселения. Приезжие были православными, испытывали потребность в общении с Богом. С 1803 года прихожане посещали Борисо-Глебскую церковь, но вскоре она стала тесноватой для всех желающих помолиться и покаяться за грехи. Тогда известный золотопромышленник, почётный гражданин Иркутска Александр Сибиряков пожертвовал деньги на строительство нового храма. Также необходимые средства выделили Дмитрий Демидов и Александр Трапезников, желающие преобразить родной Иркутск. Казанская церковь была построена на пожертвования неравнодушных людей.

Церковь казанской божьей матери иркутск

Строительство

Перед началом строительных работ был создан специальный комитет. Изначально планировалось освятить храм в честь святого Николая, но позже решили строить церковь Казанской Божьей Матери – заступницы русского народа.

В то время иркутская земля была богата искусными мастерами: резчиками, иконописцами, позолотчиками и т.д. Все они с удовольствием приняли участие в оформлении храма. До наших дней дошло имя Владимира Фёдоровича Каратаева, изготовившего клиросы и иконостасы для приделов церкви. Композицию «Евангелисты» написал выпускник Санкт-Петербургской академии искусств Максим Иванович Зязин, приехавший на работу в Иркутск. Казанская церковь не была единственным местом работы художника. М.И. Зязин преподавал рисование в Иркутской учительской семинарии и техническом училище.

Скорейшему открытию церкви способствовали прихожане, приносившие деньги, свечи, иконы, книги, покровы, облачения для батюшек.

Вновь построенный храм освятили в апреле 1892 года. Так появилась Казанская церковь (г. Иркутск).

История Казанской церкви

После освящения в храм определили причт церкви Бориса и Глеба. Первые богослужения проводили священник Фёдор Холмовский и диакон Александр Благообразов. Старостой назначили мещанина Ивана Яковлева.

Территорию церкви обнесли оградой с железными решётками и воротами. Принадлежавшие храму наделы земли сдавались в аренду, а вырученные средства и деньги от пожертвований шли на нужды храма. В 1914 году приход составлял 1618 мужчин и 1811 женщин. Среди прихожан значились мещане, цеховые, крестьяне и офицеры нижних чинов.

Церковь Казанской Божьей Матери (Иркутск) оставалась действующей до революции 1917 года и ещё 18 лет. В 1936 году храм закрыли для богослужений, а в здании церкви разместили базу книготорга. Позже здесь обучали киномехаников, изготавливали сибирские сувениры. Каждый новый хозяин стремился переделать интерьер по-своему, тем самым ускоряя разрушение церкви. В то же время присутствие в здании людей позволило сохранить храм.

В 1975 году строение признали памятником культуры местного значения, а тринадцать лет спустя передали Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры.

Средства на реставрацию церкви собирали путем продажи лотерейных билетов, организации субботников, привлечения спонсоров. В честь 100-летия храма в Иркутске впервые после закрытия церквей прошёл крёстный ход. Реставрационными работами руководила ведущий архитектор Лариса Ивановна Гурова.

В 1994 году Церковь Казанской иконы Божией Матери (Иркутск) вернули епархии.

Церковь казанской божьей матери иркутск

Современный облик и убранство храма

От других культовых сооружений города здание Казанской церкви отличается объёмно-пространственной композицией и симметрией центрической структуры. На западной стороне симметрию нарушает пристрой колокольни.

Компактная, но вместительная Казанская церковь делится на соподчинённые объёмы, сгруппированные вокруг центрального столпа. Сверху размещены двенадцатигранный барабан и купол. На низких пределах, апсиде и колокольне установлены восьмигранные барабаны, напоминающие беседки. Расположенные по диагонали ядра дополнительных башенок завершаются шатрами. Венчают конструкцию купола. Фасад здания украшен модульонами, кокошниками, спаренными колонками и филенками.

Стараниями служителей храма в 2011 году в церкви установили новый иконостас высотой 12 метров и весом 70 тонн, любоваться которым приходит весь Иркутск. Казанская церковь, и ранее бывшая прекрасной, преобразилась. Над конструкцией из красно-кофейного гранита трудились китайские мастера, а необычный материал доставили из Индии. Авторы проекта – иконописец Николай Натяганов, архитекторы Виктория Яковлева и Денис Дресвякин.

Казанская церковь знаменита своими колоколами, особенно пятитонником. Тяжелейший колокол славится и самым громким звоном.

Церковь казанской божьей матери иркутск

Богоматерь Казанская

Икона Божьей Матери, в честь которой освятили собор, прославилась чудесами. Первое чудо произошло в Казани. Однажды в городе случился пожар. Огонь уничтожил православную церковь, что заставило местных жителей усомниться в вере. На помощь пришла Матерь Божья. Дева Мария приснилась дочери стрельца Матрёне и велела достать из-под земли чудотворную икону. Родители не поверили дочке, но сон повторился. Когда Богородица приснилась в третий раз, взрослые решили проверить, действительно ли девочка говорит правду. Оказалось, образ Богоматери действительно был под землёй. Вероятно, икона хранилась там ещё со времён раннего христианства.

Появление образа Божьей Матери Казанской стало настоящим чудом, люди снова уверовали во Христа. Позже икона, относящаяся к типу Одигитрии (Путеводительницы), не раз помогала русским войскам в военных походах. Чудодейственную силу имеют и списки образа, хранящиеся в храмах России.

Иркутская-Казанская икона Божьей Матери находится в Богоявленском соборе. Образ помогает вырастить хороший урожай.

Церковь казанской божьей матери иркутск

Казанская церковь (Иркутск): адрес

Одно из красивейших культовых сооружений в мире находится в г. Иркутске, на улице Баррикад, 34/1. Доехать до места можно на автобусах №№ 42, 43, 67, 21,56, 480 и маршрутных такси №№ 99, 3, 20, 9, 377.

Казанская церковь Иркутска

Казанская церковь в Иркутске является православным храмом и находится в предместье Рабочем в Правобережном округе. Это, поистине, очень красивое архитектурное сооружение, одна из главных достопримечательностей города. Построена она во имя Казанской иконы Божьей Матери. Освещение церкви произошло в 1892 году епископом Макарием, а в 1975 Новый Казанский собор официально стал объектом государственной охраны решением областного исполнительного комитета.

История строительства Казанской церкви

Ранее, ещё с тех пор, как на реке Ушаковке появилось население, религиозные люди своим долгом считали посещение церкви. В самом начале ХlX века прихожане посещали Борисо-Глебский храм. Количество желающих помолиться росло, и в церкви просто уже стало не хватать места, становилось тесно и душно, люди не могли выстоять всю службу. Нужно было новое пространство. Был открыт сбор на строительство. Жертвовали на это благое дело как и простой народ, так и хорошо обеспеченные спонсоры. Общими усилиями и была воздвигнута Богородице-Иркутская церковь (это ещё одно название Казанской церкви).

Новую церковь планировали назвать в честь Николая Чудотворца (он же Николай Святитель). Но решили построить храм в честь Казанской Божьей Матери, поскольку именно она считается покровительницей и заступницей России.

В 1885 году, летом, 27 июля строительство было начато. Закладку освещал епископ Вениамин во время крестного хода, посвященного, как раз, строительству новой церкви. Это событие стало очень значимым для горожан. Новая церковь должна была принимать множество православных верующих, потребность была огромная. В то время с почётом люди относились к храмам, чтили и уважали свою веру, традиции, обычаи, учили этому и своих детей.

Финансирование строительства

Первыми деньги на строительство храма смогли выделить купцы, золтопромышленники и предприниматели Сибиряков, Демидов и Трапезников. Прихожане тоже жертвовали, кто сколько мог. В итоге, набралась сумма, необходимая для начала строительства церкви. Верующие помогали и реквизитом, они приносили в построенный храм предметы убранства, свечи, облачение для служащих. Тем самым, простые неравнодушные люди внесли свой вклад как в строительство, так и обустройство.

Судьба храма

Роль первого священника в церкви, возведённой во имя иконы Казанской Божьей Матери, выполнял Холмовский Фёдор, а диакона – Благообразов Александр. Старостой стал Яковлев Иван, который был мещанином.

Количество прихожан уверенно росло. В их число входили не только крестьяне и рабочие, но и офицеры, и мещане.

Закрыли храм в 1936 году. После чего хозяева постройки менялись, церковь постепенно разрушалась и теряла свой торжественный внешний вид и, конечно, энергетику. Она была складом, цехом и даже учебным корпусом.

Восстанавливать храм начали только в 1980-е годы, не так давно. А вернулась церковь к прихожанам только в 1994 году – после реставрации, которая проводилась исключительно на пожертвования. Сейчас это настоящий памятник архитектуры и причислен к охраняемым объектам. Собор принимает тысячи прихожан и радует всех горожан своей невероятной красотой и убранством, и также, является одной из главных достопримечательностей города Иркутска.

Фото и описание

Церковь Иконы Божией Матери «Казанская» в Ремесленной слободе — это действующая православная церковь, расположенная в Рабочем предместье. Инициатором основания храма в Ремесленной слободе выступил почетный гражданин Иркутска, золотопромышленник и исследователь Севера и Сибири, меценат А. М. Сибиряков. Для возведения церкви был создан специальный Строительный комитет, руководил которым лично А. М. Сибиряков.

Летом 1885 г. архиепископ Вениамин освятил закладку строящейся церкви. Изначально планировалось строить храм как Никольский, но освящен был как Казанский. Церковь в Ремесленной слободе выполнена в русско-византийском эклектичном архитектурном стиле. Девять ее колоколов были отлиты в Ярославле. Царские врата и иконостасы были украшены изысканной золоченой резьбой. Главный иконостас имел резное посеребренное изображение св. Луки. К 1892 г. полностью закончились работы по отделке и украшению церкви.

В апреле 1892 г. преосвященный епископ Макарий совершил освящение храма. Правый придел был освящен в честь Св. Николая Чудотворца.

После революции церковь оставалась действующей еще 18 лет. Однако в 1936 г. церковь постигла та же участь, что и всех российские храмы — ее закрыли. С 1936 г. церковь использовали в качестве склада, базы книготорга и завода «Сибирский сувенир». В храмовом здании появились капитальные перегородки, межэтажные перекрытия и множество переборок.

И лишь в октябре 1988 г. по решению местных властей начались работы по восстановлению церкви. Данный проект был разработан ведущим архитектором иркутских реставрационных мастерских Л. Гуровой. В октябре 1990 г. восстановление продолжило малое предприятие «Возрождение». Реставрация церкви Иконы Божией Матери Казанской проводилась на добровольные пожертвования местных жителей и организаций.

На сегодняшний день Богородице-Казанская церковь – это памятник архитектуры, являющийся одной из культовых достопримечательностей города Иркутска.

Казанский храм

Собор построен в 1885-1892 гг. В нём очень ярко выражена эклектика. Оранжевые стены, голубые карнизы и купола в бело-голубую клетку навевают мысли об Индии.

Источник: книга «Храмы России»

Построена в Ремесленной слободе потомственным гражданином А. М. Сибиряковым. Основание ее заложено 27 июля 1885 г., а окончено строительство с освящением трех приделов в 1892 г. Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.

Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, является новым для иркутских церквей. До сих пор всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах «стилевой» архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.

Казанская церковь в Иркутске находится в предместье Рабочем в Правобережном округе. Это поистине очень красивое архитектурное сооружение, одна из главных достопримечательностей города. Освящение церкви произошло в 1892 году епископом Макарием. Средства на новое сооружение выделил Александр Сибиряков (исследователь, предприниматель). Также пожертвования сделали Дмитрий Демидов, Александр Трапезников (оба являлись купцами, золотопромышленниками) и другие меценаты. От них поступило около 20 тысяч рублей. Силами прихожан было собрано еще 1500 рублей на строительство. Построена церковь зауральскими зодчими в русско-византийском стиле. Над строительством и оформлением храма трудились многие мастера, но до нас дошли имена немногих из них. Храм иконы Казанской Божьей Матери действовал вплоть до 1936 года. В советские времена зданием владели разные хозяева, каждый из них старался оформить интерьер на свой лад. Вследствие этого церковь теряла свою самобытность, постепенно разрушалась. В 1975 году церковь включили в объекты, охраняемые государством.

В 1980-е гг. народными депутатами Иркутска было принято решение восстановить религиозный памятник. Реставрационные работы начались в 1988 году. Автором проекта выступила Л.И. Гурова — главный архитектор иркутских реставрационных мастерских. Восстановление проводилось длительное время и на добровольные пожертвования. В 1975 году церковь включили в объекты, охраняемые государством. В 1994 году основная часть реставрационных работ была закончена, и храм вернули верующим. В 2011 году установлен 12-метровый иконостас, вес которого составляет 70 тонн. Материал — красно-кофейный гранит — привезен из Индии. В колоннах использован уральский змеевик. Главный колокол сделан в городе Тутаеве на Шуваловском заводе, отливают колокола там по старинным технологиям.

Построена в Ремесленной слободе на средства, собранные потомственным почетным гражданином Иркутска А. М. Сибиряковым. Храм заложен иркутским архиепископом Вениамином 27 июля 1885. Окончено строительство к апрелю 1892. Иконостасы были выполнены иркутским цеховым В. Ф. Коротаевым. Внутренний купол был расписан художником М. И. Зязиным. Имела три придела: главный — освящен 9 апр. 1892 во имя Казанской иконы Божьей Матери, правый освящен одновременно с главным храмом в честь св.Николая Чудотворца, левый освящен неделю спустя в честь Иннокентия Епископа Иркутского и великомученика Пантелеймона.

Церковь закрыли постановлением президиума ВЦИК от 20 июня 1936. В здании сначала размещался склад книготорга, затем курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир». В 1975 решением иркутского облисполкома (№ 68 от 04 февр. 1975) церковь объявлена памятником местного значения. В настоящее время здание передано в ведение Иркутской епархии и заканчиваются реставрационные работы, которые выполняются по проекту архитектора Л. И. Гуровой.

Казанская церковь — одна из немногих, сохранившихся построек в русско-византийских формах конца XIX. Живописный и в то же время монументальный объем ее до сих пор доминирует над окружающей малоэтажной застройкой и играет важную градоформирующую роль. Объемно-пространственная композиция ее значительно отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни. Вокруг центрального столпа сгруппированы второстепенные объемы. Ядро храма завершается двеннадцатигранным барабаном с граненым куполом. Более низкие приделы, апсида и колокольня завершены одинаковыми восьмигранными барабанами в виде ярусов звона под куполами. Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, было новым для иркутских церквей. В Казанской церкви в привычную схему культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще больше усложняет объемную композицию расположение дополнительных башенок, завершенных шатром, по диагоналям ядра. Башенки эти оказались за пределами восьмерикового храма. Обильный декор фасадов характерный для конца XIX, использует не только древнерусские, но и византийские формы. Модульоны, сдвоенные колонки, пологие кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора.

Казанская церковь (полное название – Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери) была построена к Пасхе 1892 года в Ремесленной слободе Иркутска при содействии потомственного почетного гражданина Иркутска, золотопромышленника, исследователя Севера и Сибири, мецената Александра Михайловича Сибирякова (1849-1933).

Для сооружения храма в Ремесленной слободе был создан Строительный комитет, возглавлял который сам Сибиряков. На его просьбы о пожертвованиях на строительство храма обратились многие сибирские купцы и именитые люди Иркутска. 27 июля 1885 года состоялось освящение закладки строящейся церкви. В 11 часов дня из Кафедрального собора сюда пошел крестный ход. Освящение совершал Архиепископ Вениамин. Присутствовали генерал-губернатор граф А.П. Игнатьев и другие высшие сановники. За время подготовки к строительству церкви, первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание Православной Веры: Казанская Богоматерь – заступница земли Русской!

В то время в Иркутске жили искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы, которые приняли участие в оформлении внутреннего убранства храма. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви. Иконостасы и царские врата были украшены изящной золоченой резьбой. В главном иконостасе находилось резное посеребренное изображение Святого Луки.

Внутренние росписи также были, выполнены иркутскими мастерами. Иркутский живописец Максим Иванович Зязинов, обучавшийся в Санкт-Петербургской Академии художеств и расписывавший многие церкви Иркутска, написал «Евангелистов» в куполе Богородице-Казанской церкви. В Ярославле были отлиты 9 колоколов: праздничный большой – в 358,5 пуда; воскресный – в 172 пуда; повседневный – в 40 пудов и шесть малых. Церковь была обнесена каменной оградой с ажурными решетками. Церковь, и ограда были окрашены красной краской,купола и решетки – зеленой.

В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Отделка и украшение церкви были полностью завершены к Пасхе 1892 года. После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Но в 1936 году Богородице-Казанскую церковь постигла та же судьба, что и все храмы России – она была закрыта.

К середине XIX века старый кафедральный Богоявленский собор, построенный еще в 1718 году, перестал удовлетворять нужды прихожан. Иркутск к тому времени значительно вырос и требовался новый, более вместительный и более величественный собор.

Ефим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник, в 1849 году сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового Кафедрального Собора в Иркутске: «Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих, когда боролся с лишениями и опасностями. Обет сей много лет носимый в душе моей. в том состоит, чтобы собственными средствами, без всякого сторонняго вспомоществования, но своеобразно с требованиями времени, воздвигнуть в Иркутске Кафедральный Собор. Преисполненный сими чувствами, обращаюся к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою. Примите в распоряжение свое для издержек на построение Собора представляемый при сем капитал. Всего на сумму двести пятьдесят тысяч руб. серебром». При этом он не стал ставить каких-либо условий, а лишь скромно понадеялся, что «смиренный задатель, воскрешаем в памяти служителей алтаря Господня не изсякаемою благотворительностию своею, конечно, обрящет отраду, что имя его не забудется при жертвах и молениях, возносимых к Богу».

Выбор места под строительство Собора длился с 1850 по 1872 годы. Первоначально предполагалось снести древнюю Спасскую церковь или Богоявленский собор, но горожане отвергли этот вариант. Наконец, в 1872 году для строительства отвели таможенную площадь, которая была перед этим расчищена от всех зданий, кроме Спасской церкви. Руководил строительством специальный комитет во главе с протоиереем П. Громовым, а после смерти последнего — с его преемником протоиереем А.Виноградовым. 17 апреля 1875 года новый Кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса, а также чиновников и горожан.

В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между архиепископом Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Архиепископ Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов.
В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь «монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле».

Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей. Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен Генрих Владимирович Розен, который представил свой проект восстановления храма и поправки в предыдущий проект согласно замечаниям императора. Проект Г.В. Розена выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованиям времени, и он был принят к строительству. Генрих Владимирович руководил работами весь период возведения собора.

Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню. Иконостас главного придела был вырезан по рисункам барона Г.В.Розена молодым иркутским мастером Н.П.Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по его собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребен архиепископ Вениамин. Он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора.

В 1892 году основные работы по храму были завершены, и строители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году. Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из елей, пихт и сосен. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки.

25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя иконы Казанской Божией Матери. В день освящения из городских церквей проводились крестные ходы. По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла «Коль славен». Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трех протодиаконов. В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора.
Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда. Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших храмов России. Он вмещал 5 тысяч прихожан, а его высота достигала 60 метров.

После Октябрьской революции жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 1920-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, молодежь здесь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В этот период кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб.

В 1930 году, несмотря на ходатайства Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт. В январе 1932 года Отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей и согласовав его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности. Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом, и его было решено взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года (потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить). Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень ее поднялся почти на метр. От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон. В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области. Сейчас перед зданием Администрации, на месте собора, возведена памятная часовня.

Строительство: 1885- 1892 гг.

Адрес: ул. Баррикад, 34

Построена в Ремесленной слободе потомственным гражданином А. М. Сибиряковым. Основание ее заложено 27 июля 1885 г., а окончено строительство с освящением трех приделов в 1892 г. Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.

Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, является новым для иркутских церквей. До сих пор всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах «стилевой» архитектуры конца XIX в. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.

Каза́нская це́рковь (также Казанский храм, Богоро́дице-Ирку́тская церковь, «Но́вый» Казанский собор) — православная церковь в городе Иркутске во имя Казанской иконы Божией Матери. Расположена в предместье Рабочее Правобережного административного округа.

Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 года в Ремесленной слободе. В 11 часов утра от Иркутского Казанского кафедрального собора пошёл крестный ход. Освящение совершил архиепископ Вениамин.

На конец 1886 года на построение храма Александром Сибиряковым было собрано 1 500 рублей пожертвований, Немчиновым 1 000 руб., Медведниковым 500 руб., Трапезниковым 3 000 руб., Демидовым — наличными 15 256 руб. и билетами 3 000 рублей.

9 апреля 1892 года преосвященным епископом Макарием совершено освящение церкви. Правый придел во имя святого Николая Чудотворца освящён за ранней литургией кафедральным протоиереем.

4 февраля 1975 года решением Облисполкома за № 68 Казанская церковь была включена в объекты государственной охраны.

«Церковь Казанской иконы Божией Матери» в городе Иркутск — на нашем сайте представлена полная информация о всех церквях и храмах России. Вы всегда можете задать интересующий вас вопрос, на который мы постараемся вам дать ответ в течение 3х дней. Сайт Graves Care имеет самую полную базу церквей России.

Задайте свой вопрос

В данном разделе публикуются только интересные вопросы, которые могут волновать многих. Остальные ответы на вопросы отправляются лично по электронной почте.

Ссылка на основную публикацию