Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Испокон веков образы Девы Марии почитались верующими. Даже в современном мире иконы Богородицы не перестают помогать нуждающимся и удивлять людей своими чудесами. Одной из чудотворных икон считается «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Подробнее о ней вы сможете узнать из нашей статьи.

Существует множество историй, рассказывающих о чудесном явлении святых. Одна из них стала сюжетом для иконы «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Верующие до сих пор обращаются к иконе, изображающей это событие, с самыми сокровенными просьбами. Помолившись перед божественным образом, вы убедитесь, что искренняя вера способна творить настоящие чудеса.

История образа

Преподобный Сергий Радонежский был одним из тех людей, кому довелось увидеть явление Пресвятой Богородицы своими глазами. Находясь в страхе за страну и обитель, которая могла быть разрушена татаро-монгольским войском, монах решил попросить Божию Матерь о помощи и защите. Около часа ночи он, как обычно, проводил время за молитвой, а затем пропел акафист Деве Марии. Спустя некоторое время он почувствовал приближение явления Богородицы, о чем предупредил своего ближайшего ученика, Михея. После этого преподобный Сергий Радонежский и его ученик отправились в сени, где им довелось стать свидетелями настоящего чуда. Перед ними предстала Матерь Божья, озаренная небесным сиянием, а сопровождали ее апостолы Петр и Павел. Богородица прикоснулась к преподобному и сказала, что она услышала его молитвы и готова защищать его обитель как при жизни его, так и после смерти. Произнеся эти слова, она исчезла.

Несколько минут монах не мог поверить в увиденное и пребывал в ступоре, но затем он обратил внимание на то, что его ученик лежит без сознания. Придя в себя, Михей долго не мог говорить, его голос дрожал, слова были невнятными, но душу его переполняла радость. Новость о чудесном явлении быстро разошлась по всей земле Русской, и многие обители были освобождены от монгольских завоевателей.

Описание иконы

В самом центре иконы изображена Божья Матерь, которая протягивает руку к Преподобному Сергию, склонившемуся перед ней. Прямо за Богородицей можно увидеть святых апостолов Петра и Павла, которые сопровождали ее в этот момент. Позади Сергия Радонежского находится его ученик Михей, который испытал настоящий страх от увиденного, из-за чего закрыл лицо руками. Над головой Богородицы изображена Святая Троица, которой была посвящена сама обитель.

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Где находится икона

Чудотворную икону можно увидеть во многих храмах и церквях нашей страны. Самая известная из них по-прежнему находится в храме в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, также именуемом Троице-Сергиевой лаврой.

В чем помогает икона

Во все времена люди верили, что иконы с изображением Божией Матери способны творить невероятные чудеса. Именно поэтому, находясь перед ними, люди молились с разными просьбами:

  • о защите от врагов, недоброжелателей и безбожников;
  • о преодолении бытовых трудностей и семейных конфликтов;
  • об избавлении от плохого влияния.

Молитва перед иконой

«О, Пресвятая Богородица. Как святой Сергий припал к стопам Твоим, так и я, раб(а) Божий(ия) (имя), припадаю к иконе Твоей с молитвами. Услышь же просьбы мои, защити меня от врагов, желающих навредить мне и моим ближним. Стань нашей заступницей перед Сыном Твоим и Господом Богом, дабы были прощены грехи наши. Славься, Царица Небесная. Аминь».

Дата празднования

Празднование иконы совершается 6 сентября. В это время верующие посещают храмы, произносят молитвы перед чудотворной иконой, обращаясь за помощью к святым.

Иногда старания и усилия не помогают нам по-настоящему преуспеть в работе и на учебе. С помощью молитв, обращенных к Сергию Радонежскому, вы сможете достичь успехов в делах и преодолеть любые трудности. Желаем вам счастья и удачи,

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана.

Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому, глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

Происхождение не установлено. Поступила в музей в 1988 г.
Реставрировалась в 2002 г. Д. В. Мазновой.

Иконография «Явления Богоматери Сергию Радонежскому» сложилась на основе текста Жития преподобного. Епифаний Премудрый, составитель первой редакции Жития, повествует о том, что однажды в пятницу Рождественского поста после молитвы Богоматери преподобный Сергий обратился к своему ученику Михею со словами: «Чадо, будь бдительным и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сей час». После чего раздался глас: «Се Пречистая грядет!» Сергий поторопился выйти из кельи и увидел Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Преподобный пал ниц, а Михей прикрыл лицо руками, не выдержав сияния, исходящего от Богородицы. Богоматерь, обратившись к Сергию, пообещала никогда не оставлять Троицкую обитель своим попечением.

Одно из древнейших сохранившихся изображений этого чуда находится на резном напрестольном кресте работы мастера Амвросия середины XV века. По сообщениям письменных источников, отдельные иконы на этот сюжет были известны уже в 1440-х годах. В Троице-Сергиевом монастыре особенно почиталась икона «Сергиева видения», написанная в 1585 году Евстафием Головкиным по заказу царя Федора Иоанновича. Изображения Явления Богоматери Сергию включались в состав клейм житийных икон преподобного.

Иконы Явления Богоматери Сергию Радонежскому были особенно популярны среди паломников, приходивших в Троице-Сергиеву лавру на поклонение мощам радонежского чудотворца. В XVIII–XIX веках монастырь заказывал такие иконы в мастерских Москвы, Санкт-Петербурга, Палеха, Холуя и Мстеры и продавал их богомольцам.

К паломническим реликвиям относится и публикуемая в каталоге икона. На ее обороте — печать с надписью «Благословение Троице-Сергиевской лавры» и цена иконы — «5 рублей». Иконографической особенностью памятника является нетрадиционное изображение келейных образов преподобного Сергия. Вместо иконы Богоматери Одигитрии иконописец изобразил деисусную икону Богоматери.

По своим художественным признакам икона относится к массовой продукции иконописных мастерских конца XIX — начала XX века. Украшение полей позолотой с цированным орнаментом в так называемом «византийском стиле» было популярно именно в это время.

Дополнительные изображения
Печать на обороте иконы

  • Похвала Богоматери 2003. [606] Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея : Каталог выставки. — М.: Северный Паломник, 2003. — Кат. № 29, стр. 76-77.
  • Во славу Пресвятой Троицы 2010. [3483] Во славу Пресвятой Троицы. Иконы XVI–XIX веков из собрания Ярославского художественного музея: Каталог выставки. — [Ярославль], 2010. — Кат. № 49, стр. 40.
  • ЯХМ 2013. [7528] Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том III. Иконопись Ярославля XVIII — начала XX века: [В 2-х частях] = Yaroslavl Art Museum. Catalogue of icon collection. Vol. 3. Yaroslavl icon-painting of the 18th to early 20th century: [In 2 parts]. — Ярославль, 2013. — Ч. 2, кат. № 154, стр. 146-147.

Сюжет иконы, называемый в монастырских описях «Ссргиево видение», изображает чудес­ное посещение Богоматерью преподобного Сергия, которое описано в его житии, состав­ленном в 1418 г. Епифанием Премудрым, учеником троицкого игумена. В нем рассказывается, как преподобному Сергию после вечерней молитвы явилась в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова Богородица, окруженная сиянием света «паче солнца». Увидев их, святой пал ниц. Богородица обещала не оставить монастырь и братию: «отныне неотлучна буду от оби­тели твоей». Чудо было явлено незадолго до кончины подвижника, как свидетельствует предание, Рождественским постом, при келейнике Михее'.

Икона с таким сюжетом имелась над гробницей Сергия после перенесения мощей в 1422 г. в новый каменный Троицкий собор2. Изображение, соответствующее повествованию в житии свя­того, известно с XV в., но тогда же возникает другой извод этой иконографии: преподобный стоя встречает Богородицу, а за его спиной представлен его преемник — игумен Никон3. Такая иконо­графия возникла под влиянием жития преподобного Никона, составленного Пахомием Сербом (Логофетом). Именно этот извод был использован в конце XVI в. при написании иконы на доске от деревянной раки преподобного Сергия4.

Популярный сюжет получил распространение в произведениях иконописи, резьбы, шитья. Известно, что заказы на написание целых партий таких икон выполняли иконописцы Клементь-евской слободы, а также приписанного к лавре села Холуй. Многие иконы, в том числе датиро­ванные последней четвертью XVII в., воспроизводят композицию почитаемого образа с харак­терными деталями: московским «рублевским» изводом Святой Троицы, «наступающими» друг на друга стопами апостолов, а также расположенным под сегментом с изображением Святой Троицы наименованием сюжета: «Яви Святая Богородица со апостолами ко преподобному игу­мену Сергию»5.

Иконы «Сергиево видение» служили раздаточными образами Троице-Сергиевой лавры и расходились по всей Руси в качестве благословения преподобного Сергия. Особым почита­нием такие иконы пользовались в среде русского монашества: финифтяный образ «Сергиево видение» по завету преподобного Серафима Саровского был положен ему в гроб при погребе­нии6. Небольшой иконкой благословила великая княгина Елизавета Федоровна присутствую­щих в свое посещение лавры в 1912 г., оставив на обороте собственноручную подпись7. Образ Евстафия Головкина, выполненный на крышке раки преподобного и вставленный в киот с двумя

створками, получил вид складня-триптиха; эта святыня сопровождала русские войска во время многих кампаний8.

В композиции иконы содержатся детали, позволяющие уточнить прочтение образа. Жесты обращены не только к Сергию и Никону — «насельникам» Града Божьего: обе группы предстоят в молении Святой Троице. На черноризцах выделен рисунок связанных на поясе крестом ко­жаных ремней парамана (наплечника), символизирующего монашеские обеты и следование по пути Спасителя. На престоле Святой Троицы стоят три потира — знаки жертвенной любви Христа, а сам престол выгнут в форме радуги, обозначающей союз и примирение Бога с новым человеком — преподобным, измененным действием Божественной любви и благодати.

Икона сделана изначально под оклад: мерцание басмы гармонично соединяется с цветовыми поверхностями, излучающими волны золотисто-розового света. Басменный золоченый оклад украшен цветочными стеблями с бутонами и цветами, символизирющими райское цветение. Стиль иконы архаичен, в нем сохранены черты монументальной годуновской школы, но пластич­ность, эмоциональное напряжение, индивидуальные характеристики образов свидетельствуют о художественной культуре середины XVII в. Преподобный Никон прижимает руку к груди, свиде­тельствуя сердцем свое присутствие во время «чудесного посещения».

Память: 5 / 18 июля (обретение мощей), 25 сентября / 8 октября

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: "Пречистая грядет".

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Преподобный Сергий Радонежский. Икона с житием, 1-я треть XVI века. Мастерская Феодосия

Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. "Скажи мне, отче, — спросил келейник, — что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!" Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. "Погоди немного, — наконец промолвил он ученику, — пока успокоится дух мой от чудного видения".

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня.

В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: "Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной".

Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: "Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: "Неотступна буду от этого места". В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому:

  • Молитва преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Сергий Радонежский — один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых. Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян. Преподобному Сергию молятся о помощи в учении, в иноческом делании, о преодолении страстей, о возрастании веры, о сохранении Отечества от нашествия иноплеменных

Акафист преподобному Сергию Радонежскому:

  • Акафист преподобному Сергию Радонежскому

Канон преподобному Сергию Радонежскому:

  • Канон преподобному Сергию Радонежскому
  • Канон на обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, середина XVI века. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Каждому русскому человеку знакомо имя великого святого — преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца. 18 июля Церковь празднует обретение его нетленных мощей, а 8 октября — преставление святого ко Господу. Сегодня мы расскажем об одном из чудесных случаев из жизни Преподобного — явлении ему Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Было около часа ночи. Преподобный Сергий совершал по обычаю свое молитвенное правило. Пропев акафист Божией Матери, он обратился к Ней с горячей молитвой о помощи нашей стране, находившейся в то время под тяжким гнетом татаро-монгольских завоевателей и раздираемой междоусобицами, об основанной им обители, о подвизавшихся в ней иноках (ибо диавол, враг человеческий, c особой злобой восстает на монахов), о спасении своей души.

Окончив молитву, он присел отдохнуть и вдруг почувствовал приближение чудесного явления из Небесного мира, каких, впрочем, было у него немало. Преподобный обратился к своему келейнику и ученику Михею: «Бодрствуй, сейчас мы увидим чудесное посещение». Едва он это сказал, послышался чей-то голос: «Пречистая грядет!»

Сергий встал, вышел в сени кельи, и тут внезапно его осиял чудный свет, ярче солнечного, в котором он увидел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом.

Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его рукой и сказала: «Не бойся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя! Услышана молитва твоя об учениках твоих! Не скорби больше и об обители твоей: отныне в ней будет все необходимое! Не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я не оставлю этого места и всегда буду покрывать его!» После этих слов Матерь Божия стала невидима.

Несколько минут Сергий был неподвижен, переживая дивное явление. Душа его была наполнена светом и неизреченной радостью. То же, наверное, переживали апостолы Петр, Иаков и Иоанн на Фаворе, глядя на преобразившегося Господа!

Наконец Преподобный пришел в себя. Рядом с ним на полу лежал его ученик. Придя в чувство, Михей, видевший только Небесный свет, но не слышавший слов Пресвятой Богородицы, спросил у своего учителя: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не отделилась от тела». Но Сергий не мог говорить от волнения, только лицо его светилось Небесной радостью…

Прошло время. Множество учеников Сергия разошлись по матушке-Руси и, блистая великими духовными подвигами, привели ко Христу тысячи людей и основали дивные обители. Как звезды, засияли они в Русской земле; как источники воды живой, питали они духовную жажду наших предков. Сбылось обещание Матери Божией и о монастыре святого Сергия: ни длительная осада польско-литовских захватчиков в начале XVII века, ни осквернение большевиками-богоборцами не сломили Троицкую обитель…

Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам

Свято-Сергиевская церковь д. Мисирёво
В Смутное время село и церковь запустели. Хотя Мисирёво упоминается и в позднейших переписях как село и вотчина Иосифова монастыря, о церкви более не говорится. По запустении храма на его месте поставили часовню. Она была возобновлена в 1869 году и приписана к Казанской церкви с. Фроловское. В советское время часовня была разрушена.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

6 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре празднуется явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314–1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение».

Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет».

Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения».

Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников преподобных Исаакия и Симона и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению.

Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия.

5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня.

В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425–1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571–1581; 1583–593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа).

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Явление Богоматери преподобному Сергию.
Икона-складень (середник) монаха Евстафия Головкина, 1588

Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места»».

В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа / 6 сентября, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Тропарь явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, глас 4

В преславнем явлении Твоем, Дево Богородице, / припаде к стопам Твоим преподобный авва Сергий / и мольбу о святей обители изрядно сотвори, / да Твоим Матерним ко Христу предстательством / усердно присно ходатайствуеши / о всех под священный покров Твой прибегающих, / просящи нам оставления грехов и велия милости.

Кондак явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, глас 1

И сточник исцелений и веры Православныя утверждение/ посещение Твое, Богородице, явися,/ темже и нас, к Тебе притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ Лавру сию невредиму сохрани,/ Православие во окрест живущих утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих,\ елика бо хощеши, можеши.

В еличаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим явление Твое, имже точиши обетование покрывати присно место сие.

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий (1314-1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею († 6 мая 1385): «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение».

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Едва он произнёс эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя.

Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах».

Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г.

Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425-1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной».

Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571-1581; 1583-1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа).

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возобновлен и освящен Московским митрополитом Филаретом († 19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий.

Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от этого места».

В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

(память 24 августа по старому стилю)

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий пред иконой Божией Матери пел акафист и, взирая на Ее икону, так Ей молился: “О Пречистая Мати Христа моего, Заступница и Крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас недостойных Сыну Твоему и Богу нашему! Умоли Его, да призрит на святую обитель сию, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя, Матерь Сладкого мне Христа, Молитвенницу, призываю, многое дерзновение к Нему стяжавшую, как общее всем упокоение и пристанище”.

Совершив обычное правило, сел он немного отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, по имени Михею: “Бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение”. Едва произнес он эти слова, как услышан был глас: “ П речистая грядет ”. Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно осиял его великий свет, паче солнечного: он увидел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном, в неизреченной славе блистающую. Не в силах будучи вынести чудного света, преподобный Сергий пал на землю, но Преблагословенная Матерь прикоснулась к нему и одушевила его благодатным словом: “ Не бойся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышала твою молитву. Не скорби более об учениках своих и о месте сем. Молитва твоя услышана: отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только во дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу не отступна буду от обители твоей, неоскудно подавая ей все потребное и покрывая ее в нуждах ”. Сказав сие, Пресвятая Богородица стала невидима.

Преподобный Сергий оставался в некоем неизреченном восхищении и, едва мало-помалу пришед в себя, нашел ученика своего, от страха лежащего, как мертвый, и поднял его. Михей, бросившись к ногам старца, вопрошал: “Скажи мне отче, что было за чудесное сие видение? Ибо душа моя от ужаса едва не разрешилась от тела!” Но преподобный Сергий не мог еще говорить от движения духа; только лицо его светилось радостью. “Погоди немного, — сказал он ученику своему, — доколе успокоится дух мой от чудного видения”. По кратком времени приказал он призвать двух благоговейных мужей из братии, Исаакия и Симона, и возвестил им общую радость и надежду. Все вместе совершили они молебное пение Богоматери. Преподобный же Сергий всю ночь провел без сна, внимая умом божественному видению, размышляя о милости небесной.

Это явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, бывшее в 1385 году, в пятницу рождественского поста, изображено на особенной иконе, которая устроена из верхней гробовой доски преподобного, как свидетельствует о том надпись на задней стороне иконы. Икона эта складная. На средней доске изображено явление Богоматери с двумя апостолами; на боковых досках изображены: на одной преподобный Сергий, а на другой преподобный Никон.

В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иваном Можайским, заперся в храме Святой Троицы. Услышав, что его ищут, он отпер южные двери, взял икону, явление Божией Матери с апостолами преподобному Сергию, и встретил князя Ивана в дверях церковных, говоря: “Брат! Мы целовали животворящий крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга”. Князь Иван дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место.

Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королем польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королем шведским.

В 1812 году митрополитом Платоном послан был образ сей императору Александру I и вручен был московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращен на место. В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 году в Сергиевой лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было.

Тропарь явлению Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

В преславнем явлении Твоем, Дево Богородице, припаде к стопам Твоим преподобный авва Сергий и мольбу о святей обители изрядно сотвори, да Твоим Матерним ко Христу предстательством усердно присно ходатайствуеши о всех под священный покров Твой прибегающих, просящи нам оставления грехов и велия милости.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим явление Твое, имже точиши обетование покрывати присно место сие.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому»

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Ссылка на основную публикацию