Церковная реформа Петра I

Церковная реформа Петра I

Петр Великий стремился к абсолютной власти во всех сферах жизни, в том числе и в духовной. Это выразилось в церковной реформе.

Причины реформы

Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве.

В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. А реформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы. На последних длительное время было гонение со стороны государства.
Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда.

Причины:
Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству..
Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле. Продукция последних была гораздо ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства.

Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство.

Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни.

Основные события

В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр воспротивился избранию нового главы духовенства. Такой запрет действовал 21 год. В 1701 году был создан Монастырский приказ, к которому отходили архиерейские дома, Патриарший двор и монастырские земли. Во главе приказа встал светский человек Мусин-Пушкин. Таким образом, царь возложил на государство контроль за имущественными владениями церкви и судебные функции для расследования дел над духовенством. Все эти действия Петра носили лишь материальный интерес, а не духовный. Основное что интересовало императора — богатство церкви. В январе 1701 года была проведена секуляризация церковных земель.

Кроме этого, издавались новые указы, ограничивающие права церкви:
в монастырях прошли чистки, всех “непостриженных” выгнали, так как Петр считал, что за стенами обители могут скрываться лишь государственные преступники;
 женщинам разрешалось постригатсья в монахини только после 40 лет.
Монахи не имели право владеть земельными угодьями.
Людям разных сословий запрещалось подавать милостыню, благотворительность принималась только напрямую в богодельни.

Вплоть до окончания Северной войны царь не вносил ясности в дальнейшую судьбу духовенства. Не было понятно будет ли созван новый Собор и назначен глава церкви. Изначально контроль над делами церкви вменялись. С 1711 года ведать всеми духовными и светскими делами стал Главенствующий Сенат, главный управленческий орган.

Священный Синод

После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью.

Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.

В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет.

В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь. Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.

Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы:
существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями;
проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей;
вести борьбу с суевериями;
запрет на лжеучения;
патриарший суд должно было вершить государство.

Изменения в сфере духовного образования

Изначально для того, чтобы стать священнослужителем не требовалось специального образования. Духовным лицом мог стать практически каждый. В небольших поселениях складывались целые поповские династии, когда после смерти отца духовным наставником становился его сын. Многие вступали в сан исключительно из корыстных побуждений. Каждый священник мог действовать в любой местности. На Руси существовало “бродячее поповство”. Такие представители толпились на крестцах, куда приходили прихожане, которым понадобился священник на один раз.

Такое положение дел абсолютно не устраивало Петра I, и по его указу был ограничено вступление в духовенство, а выход из сана, наоборот, упрощен. Это значительно сократило количество священников. Вводятся своеобразные ограничения по количеству прихожан на церковь. Шло упорядочивание церковных приходов, где служил лишь один постоянный священник.

Для специального образования священнослужителей были созданы Духовные школы. Каждому епископу было приказано иметь дом, а при доме школу для обучения детей. Таким образом, произошла своеобразная чистка среди духовных служителей. Допускались к службе люди только хотя бы с минимальным духовным образованием.

Преобразования в монастырях

Отношения к монастырям у Петра I еще с детства сложилось крайне негативное. он считал их оплотом заговоров и крамолы. Количество монастырей по стране было значительно уменьшено монастырей. Усложнялись условия для вступления в монашество. Монастрыское хозяйство Петр I старался использовать под полезные светские учреждения: приюты для нищих и солдат-инвалидов.

Монахам и монахиням разрешалось покидать монастырь только на два-три часа. Длительное отстуствие запрещалось.

Заключение

Церковная реформа Петра I внесла колоссальные изменения в духовную жизнь России. 18 век стал временем радикальных перемен. С подчинением церкви светской власти все стороны жизни людей были под контролем государства.

Исторические предпосылки

К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.

Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:

  • Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
  • Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
  • Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.

С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:

  • Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
  • Подчинение духовенства государственным законам и царю.
  • Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
  • Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
  • Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.

Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.

Причиной обращения императора именно к восточным священнослужителям стало то, что они находились на содержании российского правительства, а патриарх Досифей информировал обо всем происходящем в Константинополе.

Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.

Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:

  • из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
  • в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
  • монахам запрещалось владеть земельными участками;
  • запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.

Решению царя о дальнейшей судьбе церковного устройства помешала Северная война, а после победы в ней император вернулся к реформированию. Для решения некоторых нюансов он привлек к помощи епископа Нарвского и Псковского, на которого была возложена разработка регламента взаимодействия государства и церкви.

Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Диаконы.

Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.

Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Во время проведения церковной реформы положение традиционных конфессий (мусульманство, католицизм) стало широко распространяться в России, но ведущей считалось православие. Поэтому мусульмане, владеющими земельными участками, не имели права владеть православными крестьянами.

Итоговые результаты

Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.

Достоинства Недостатки
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом. Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась.
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди. Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения.
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы. На улице нельзя больше было подавать милостыню.
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года. Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет.
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей. Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину.

​Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.

Удобная навигация по статье:

Положение церкви при императоре Петре I

Церковные преобразования Петра I

Современные историки утверждают, что рассматривая особенности петровской церковной реформы, стоит учитывать не только период правления самого Петра и его отношение с Церковью, но и аналогичный предыдущий опыт прошлых русских царей.

Прежде всего, стоит выделить конфликт между патриаршей и царской властью, развивающийся практически на протяжении всего семнадцатого века, в котором одной из ключевых фигур выступал отец Петра Великого царь Алексей Михайлович. Данный конфликт имел весьма понятные глубокие причины. Ведь именно в семнадцатом веке российское государство начало превращаться из сословной монархии в так называемую абсолютную монархию.

При этом, абсолютный монарх опирался в своей политике на профессиональных чиновников, которые могли быть не связаны с официальными сословными группами, а также на регулярную армию. Необходимо отметить, что данный процесс превращения страны в державу абсолютистского типа в тот исторический период проходил на всей территории Европы и обязательным обстоятельством такого превращения был конфликт государства с Церковью, имевший иногда тяжёлые кровавые (для представителей духовенства) последствия.

Одной из первых попыток лишения духовенства автономности стало Соборное уложение, подписанное в 1649 году царём Алексеем Михайловичем. Согласно ему, государство отобрало у иерархии некоторые судебные функции над гражданами, заселяющими церковные имения. Духовенство расценило этот шаг как начало секуляризации и дальнейшей полной конфискации церковных территорий, что и происходит в итоге в восемнадцатом столетии. Таким образом, именно Соборное уложение являлось основным поводом для конфликта Петра и Церкви в семнадцатом столетии.

Смерть патриарха Адриана. Упразднение патриаршества.

После кончины последнего патриарха семнадцатого века Адриана в 1700 году, русский царь приостанавливает патриаршество на двадцать один год. Однако, спустя год он восстанавливает, упразднённый Монастырский приказ, управлявший ранее церковными имениями со стороны государства и осуществлявший определённые судебные функции над проживающими в церковных имениях людьми. Это подтверждает то, что вначале царя интересовал лишь фискальный аспект и фактический размер доходов Церкви, которые ей приносят епархии и патриаршая область, в частности.

Однако, примерно перед окончанием Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, Пётр Первый пробует практиковать новые формы государственно-церковных отношений. Ведь в период военных действий никто не имел представления будет ли выбран новый патриарх. Скорее всего, и сам монарх не знал точный ответ на этот вопрос.

Учреждение Синода

Но спустя год после подписания Ништадского мира Пётр Великий находит человека, который должен был в короткий срок предоставить императору обновлённую схему отношений государства и Церкви. Этим человеком стал Феофана Прокоповича – епископ Нарвский и Псковский. Уложившись в заданное время он представил государю Духовный регламент, согласно которому отныне в России упразднялось патриаршество, а вместо него появлялся новый коллегиальный орган называющийся Святейшим Правительствующим Синодом.

При этом, сам Духовный регламент по своей сути представлял собой не документ и не закон, а публицистическое произведение, обосновывающее и в некой степени оправдывающее обновлённые государственно-церковные отношения в стране.

Синод являлся коллегиальным органом, все члены которого лично назначались императором. При этом, данный орган всецело зависел от воли императора. Вначале планировалось, что состав Синода будет иметь смешанный характер. Так, в него должны были входить епископы, женатые священники (так называемое белое духовенство) и представители монашествующего духовенства. Руководил Синодом президент духовной коллегии . Таким образом, Пётр Первый упразднил патриаршество и оставил русскую Церковь на две сотни лет без надежды вернуть Церковные Соборы.

В 1722 году, всего спустя год после формирования Собора, русский император дополняет его ещё одним важным указом, согласно которому, в Синоде отныне появлялась должность обер-прокурора. Духовенство сразу же насторожила эта новость. Возможно, потому что сам указ государя был сформулирован в довольно общей форме. Из текста документа следовало, что в качестве обер-прокурора должен выступать «офицер трезвого поведения, постоянно следящий за порядком в Синоде». Как видно, из текста было совершенно непонятно, будет ли этот офицер вмешиваться в дела Синода или он должен был следить за общим порядком при разбирательстве дел. Не понимали этого и сами обер-прокуроры.

По этой причине на протяжении всего восемнадцатого века они толковали текст царского указа, согласно собственным склонностям и потребностям. Одни – то и дело вмешивались в дела духовенства, другие же – воспринимали занимаемую должность как почётную пенсию и были далеки от всего происходящего в Синоде.

Таблица: церковная реформа Петра I

Церковная реформа Петра IЦерковная реформа Петра I

ЛЕКЦИЯ 27. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПЕТР ПЕРВЫЙ

Православные просветительские курсы

2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 2-е полугодие. История Русской Церкви.

Церковная реформа Петра I

27-я лекция «Русская Православная Церковь и Петр Первый» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Алексеем Константиновичем Светозарским, профессором, кандидатом богословских наук, преподавателем Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. После лекции А.К. Светозарский ответил на вопросы собравшихся.

В лекции рассмотрены следующие вопросы:

  • Патриархи Иоаким и Адриан;
  • Перелом церковно-государственных отношений в эпоху Петра I. Создание «Духовной коллегии» (или Святейшего Правительствующего Синода). Духовный Регламент 1721 года. Митрополит Стефан Яворский;
  • Миссионерство при Петре Первом

Лекция А.К. Светозарского
(продолжительность: 1:23:42)

Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 47:33)

Всем пламенный привет! Сегодня будет разбирать немаловажную тему. Как не раз я говорил, любую тему в истории надо разбирать в связи с другими, более ранними темами, иначе в голове у ребят так ничего и не устаканится.

Церковная реформа Петра 1 как раз такая, которая прямо связана с борьбой светской и духовной властей. Процесс этот начался с Ивана Третьего: с иосифлян и нестяжателей. Далее события, к нему относящиеся можно углядеть в воцарении Ивана Грозного, правлении его сына Федора Иоанновича, правлении Михаила Романова и разумеется, в церковной реформе Никона при Алексее Михайловиче.

Церковная реформа Петра I

Если для вас все эти связи в диковинку, и при этом Вы рассчитываете сдать ЕГЭ 2019 по истории на максимальные баллы, то настоятельно рекомендую Вам свой крутой курс «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ о истории на 100 баллов».

Однако вернемся к теме. Как Вам известно из этой статьи, любое событие в мировой истории можно запомнить только в том случае, если вы разобрали его причины, повод, ход событий и итоги (последствия). Собственно, дальше кратко двинемся строго по этой схеме.

Причины

Первая причина. Отношение русской православной Церкви к Петру Первому, к его деятельности, было вполне однозначным — неприязнь. Особенно эта неприязнь была открытой у последнего патриарха РПЦ — Адриане (был патриархом с 1690 года по 1700 год).

Петра православные старцы воспринимали не иначе как антихристом, который ни во что не ставит православные традиции и обычаи. В чем это выразилось, думаю, Вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и вовсю гастролировал на стороне. Да и про колокола на пушки после Нарвского поражения в ходе Северной войны 1700 года не забудем

Второй причина была в том, что надо было поставить большую и жирную точку в противостоянии светской и церковной власти. При Алексее Михайловиче оно завершилось низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были настроены не ахти как.

Экономической основой независимости церкви были ее собственные вотчины, в которых жили крестьяне, и платили повинности, сами можете догадаться, в чью пользу. С этим тоже надо было что-то делать.

Таким образом, требовалось превратить церковь в послушный инструмент государственного управления.

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Церковная реформа Петра I

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

Петр I окончательно расправился с самосто­ятельностью Православной Церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.

Духовенство в период петровских преобразований фор­мировалось как полупривилегированное сословие. Внутрен­няя политика Петра I, особенно введение западных обыча­ев, вызывали недовольство церкви. Последний российский патриарх XVII в. Адриан не одобрял деятельности царя, од­нако церковь не вмешивалась в государственные дела. Пос­ле смерти Адриана в 1700 г. Петр I запретил избирать нового патриарха и приступил к церковной реформе, в значитель­ной степени изменившей церковную структуру и духовен­ство как группу населения. Вместо нового патриарха был избран местоблюститель патриаршего престола — им стал сторонник петровских преобразований Стефан Яворский. В 1701 г. был вновь утвержден (отмененный в 1677 г.) Во главе Мо­настырский приказа, в отличие от подоб­ной структуры XVII в., стояли светские лица. Порядок мо­настырского управления был временным, однако нововве­дение позволило поставить доходы церкви под контроль го­сударства и изъять часть средств на нужды начавшейся Се­верной войны. Для духовного сословия вводился светский суд, в частности по гражданским делам. По указам 1705— 1706 гг. на белое духовенство, не имевшее приходов, нала­гались денежные сборы. Безприходское белое духовенство в конце XVII — начале XVIII в. являлось большой группой церковников, оно обладало возможностью наниматься на церковные службы в домовых церквях — таковых в Москве и в крупных городах было немало, и доходы безместного духовенства не учитывались. С этой части духовенства взи­мались сборы, введенные еще вXVII в. (ямские, полоняничные, ратные деньги, на драгунских лошадей). Ограничивались привилегии черного духовенства, а при­надлежавшие им монастырские крестьяне верстались на службу в пешее войско. В отношении монастырей отменя­лись иммунные тарханные грамоты. В годы войны на попе­чение монастырей определялись инвалиды и отставники. После окончания войны эта практика продолжилась и в 1724 г. была закреплена в «Объявлении о монашестве». Та­ким образом, церковь стала нести бремя государственных расходов. Частичной секуляризации подверглось церковное землевладение. В пользу государства были изъяты патриар­шие земли.

Следующей мерой Петра I явилась реорганизация цер­ковного управления. В 1712 г. царь заявил, что ему импони­рует лютеранская организация церкви — эффективная и не­дорогостоящая. Из этой организации монарх перенял не­которые детали при введении в 1721 г. святейшего Синода — духовной коллегии. Деятельность Синода осуществлялась согласно составленному Феофаном Прокоповичем Духов­ному регламенту. Синод возглавлялся светским лицом — обер-прокурором и находился в подчинении Сената. В но­вом органе церковного управления определялись следующие должностные лица из светских чиновников: два вице-пре­зидента, четыре советника, четыре асессора (из духовенства). В подчинении Синода находилась патриаршая епархия. То есть Синод «имел силу и власть патриаршую». Синоду были подотчетны местные епархии, их деятельность контролиро­валась прокурорами, фискалами, инквизиторами. Вскоре после учреждения Синода этот орган был признан патриар­хами других православных церквей.

В 1722 г. по новому законода­тельству регламентировалось вступление дворян в духовное сословие. В частности, вступление в монашество дозволя­лось только младшим сыновьям из дворянского рода, при­чем по достижении ими 40-летнего возраста. Представители податных сословий могли уйти в монастыри только с со­гласия своих родственников и должны были оплачивать за постригшихся в монахи подушную подать, — немалую сум­му, составлявшую 70 коп. в год. Законодательство ограничивало связи монахов с мир­скими людьми, определялись меры, «чтобы монахи не вели праздный образ жизни». В 1722 г. по отношению к безместному духовенству были отменены денежные сборы (введен­ные прежде в 1705 г.). Вместо сборов была введена подуш­ная подать.

Церковная реформа первой четверти XVIII в. ликвидиро­вала самостоятельность церкви, изъяла часть ее средств на нужды государства, а само духовенство делало замкнутым, немногочисленным (в сравнении с XVII в.) сословием.

Так, при Петре I было определено положение церкви, которое практически не менялось до Великой Октябрьской Революции.

Церковная реформа Петра I

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Церковная реформа Петра I

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Содержание

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

Церковная реформа Петра I

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Церковная реформа Петра I

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Упразднена должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел неограниченную власть, установив в России абсолютизм.

Петр I окончательно расправился с самосто­ятельностью Православной Церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.

Духовенство в период петровских преобразований фор­мировалось как полупривилегированное сословие. Внутрен­няя политика Петра I, особенно введение западных обыча­ев, вызывали недовольство церкви. Последний российский патриарх XVII в. Адриан не одобрял деятельности царя, од­нако церковь не вмешивалась в государственные дела. Пос­ле смерти Адриана в 1700 г. Петр I запретил избирать нового патриарха и приступил к церковной реформе, в значитель­ной степени изменившей церковную структуру и духовен­ство как группу населения. Вместо нового патриарха был избран местоблюститель патриаршего престола — им стал сторонник петровских преобразований Стефан Яворский. В 1701 г. был вновь утвержден (отмененный в 1677 г.) Во главе Мо­настырский приказа, в отличие от подоб­ной структуры XVII в., стояли светские лица. Порядок мо­настырского управления был временным, однако нововве­дение позволило поставить доходы церкви под контроль го­сударства и изъять часть средств на нужды начавшейся Се­верной войны. Для духовного сословия вводился светский суд, в частности по гражданским делам. По указам 1705— 1706 гг. на белое духовенство, не имевшее приходов, нала­гались денежные сборы. Безприходское белое духовенство в конце XVII — начале XVIII в. являлось большой группой церковников, оно обладало возможностью наниматься на церковные службы в домовых церквях — таковых в Москве и в крупных городах было немало, и доходы безместного духовенства не учитывались. С этой части духовенства взи­мались сборы, введенные еще вXVII в. (ямские, полоняничные, ратные деньги, на драгунских лошадей). Ограничивались привилегии черного духовенства, а при­надлежавшие им монастырские крестьяне верстались на службу в пешее войско. В отношении монастырей отменя­лись иммунные тарханные грамоты. В годы войны на попе­чение монастырей определялись инвалиды и отставники. После окончания войны эта практика продолжилась и в 1724 г. была закреплена в «Объявлении о монашестве». Та­ким образом, церковь стала нести бремя государственных расходов. Частичной секуляризации подверглось церковное землевладение. В пользу государства были изъяты патриар­шие земли.

Следующей мерой Петра I явилась реорганизация цер­ковного управления. В 1712 г. царь заявил, что ему импони­рует лютеранская организация церкви — эффективная и не­дорогостоящая. Из этой организации монарх перенял не­которые детали при введении в 1721 г. святейшего Синода — духовной коллегии. Деятельность Синода осуществлялась согласно составленному Феофаном Прокоповичем Духов­ному регламенту. Синод возглавлялся светским лицом — обер-прокурором и находился в подчинении Сената. В но­вом органе церковного управления определялись следующие должностные лица из светских чиновников: два вице-пре­зидента, четыре советника, четыре асессора (из духовенства). В подчинении Синода находилась патриаршая епархия. То есть Синод «имел силу и власть патриаршую». Синоду были подотчетны местные епархии, их деятельность контролиро­валась прокурорами, фискалами, инквизиторами. Вскоре после учреждения Синода этот орган был признан патриар­хами других православных церквей.

В 1722 г. по новому законода­тельству регламентировалось вступление дворян в духовное сословие. В частности, вступление в монашество дозволя­лось только младшим сыновьям из дворянского рода, при­чем по достижении ими 40-летнего возраста. Представители податных сословий могли уйти в монастыри только с со­гласия своих родственников и должны были оплачивать за постригшихся в монахи подушную подать, — немалую сум­му, составлявшую 70 коп. в год. Законодательство ограничивало связи монахов с мир­скими людьми, определялись меры, «чтобы монахи не вели праздный образ жизни». В 1722 г. по отношению к безместному духовенству были отменены денежные сборы (введен­ные прежде в 1705 г.). Вместо сборов была введена подуш­ная подать.

Церковная реформа первой четверти XVIII в. ликвидиро­вала самостоятельность церкви, изъяла часть ее средств на нужды государства, а само духовенство делало замкнутым, немногочисленным (в сравнении с XVII в.) сословием.

Так, при Петре I было определено положение церкви, которое практически не менялось до Великой Октябрьской Революции.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Tell your friends about Wikiwand!

Gmail Facebook Twitter Link

  • Home
  • About Us
  • Press
  • Site Map
  • Terms Of Service
  • Privacy Policy
  • Введение
  • Положение Русской церкви до реформ Петра I
  • Общий характер и предпосылки
  • Первые начинания Петра в этой сфере
  • Борьба с нищенством
  • Блюститель Патриаршего Престола
  • Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода
  • Меры по ограничению белого духовенства
  • Положение чёрного духовенства
  • Духовная школа
  • Оценка и значение
  • См. также
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Церковная реформа Петра I – это комплекс преобразований, проведенных в церковной системе Петром I.

Положение Церкви до реформ Петра I

В конце XVII в. церковь находилась в некотором кризисе, что было связано с ее положением в обществе, фактическим отсутствием системы религиозного просвещения и образования, а также церковным расколом, который продолжался с 1650-х годов. В целом, церковь находилась на привилегированном положении, владея достаточным объемом земель и не уплачивая налоги. Самостоятельная и влиятельная политика патриарха угрожала власти царя, поэтому еще Алексей Михайлович понимал необходимость реформ, однако на активные действия так и не решился, хоть и несколько ограничил права церкви: был прекращен переход земли к церкви и т.д.

Петр I в силу свой энергичной политики переходит к радикальным мерам. В основном, он был заинтересован в умножении финансовых средств для ведения Северной войны со Швеций и проведения дальнейших реформ. Достаточное количество финансов можно было получить от церкви.

Петр стремился к государству, которое будет основано на западноевропейских обычаях, а это не предполагало значительную роль церкви. К тому же, большинство представителей духовенства выступали против петровских реформ, что еще больше усугубляло ситуацию. Со временем недовольство духовенством усилилось: Петр даже стал основную часть своих проблем при проведении преобразований приписывать тайному сопротивлению духовенства.

В 1707 г. митрополит Нижегородский Исаия за протесты против действий Монастырского приказа в своей епархии был лишен кафедры и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь

Ударом по духовенству было дело сына Петра, Алексея, с именем которого многие церковники связывали надежды на восстановление прежних порядков. Алексей поддерживал связь с митрополитом Крутицким Игнатием, митрополитом Киевским Иоасафом, епископом Ростовский Досифеем. Однако после ареста Алексея и проведения следствия некоторые церковники были казнены или сосланы.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание реформы

В 1700 г. умер патриарх Адриан, после чего Петр не стал назначать ему преемника.

В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого перешли Патриарший двор, архиерейские дома и хозяйства. Главой же приказа был назначен боярин И.А. Мусин-Пушкин.

Позже выходит ряд указов, которые значительно сокращали самостоятельность церкви. Особенное внимание было сосредоточено на монастырях:

  • монахи были приписаны к своим монастырям;
  • из монастырей были выселены непостриженные;
  • женщинам разрешилось уходить в монастырь только после 40 лет;
  • хозяйство монастырей передавалось в подчинение Монастырскому приказу;
  • в богадельнях надо было оставить только больных и немощных;

Монастырям выделялось жалование (денежное и хлебное) из государственной казны, но церкви запрещалось владеть вотчинам и угодьями.

Раскольники больше не подвергались гонениям, но было установлено, что они будут платить двойной налог. Остальным представителям других религий было разрешено свободное вероисповедание.

Для поднятия уровня нравственности все были обязаны ежегодно исповедоваться, а за уклонение должны были уплачивать штраф. В 1718 г. на службах в церкви было предписано стоять «с благоговением и в безмолвии», а за нарушение опять же взимался штраф. Вообще Петр I любил праздновать свои военные победы церковными богослужениями. Например, сообщения о победе в Полтавской битве сопровождались молебном и пятидневным церковным звоном.

Петр также активно боролся с нищенством. Все, кто просил милостыню, отправлялись в Монастырский приказ, а тем, кто ее подавал, предлагалось направить деньги в богадельни.

Включение Церкви в государственную систему

Как известно, Петр старался все регламентировать и унифицировать, что в частности касалось государственной административной системы, в которую должна была быть включена и церковь.

В 1711 г. был учрежден Сенат, среди функций которого были:

  • руководство работой администрации;
  • законосовещательная деятельность;
  • высшая судебная власть.

Также Сенат поначалу обладал и высшей духовной властью. В 1711 г. блюстителю патриаршего престола было запрещено ставить архиерея без разрешения Сената. Сенат начинает сам строить церкви, направляет игуменов и игумений в монастыри.

При создании коллегиальной системы внимание было уделено и Церкви. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, которая вскоре получила новое название – «Святейший правительствующий Синод». Этот орган стал высшим учреждением по церковному управлению. Позже был издан Регламент Духовной коллегии, согласно которому определялся состав Святейшего Синода:

  • двенадцать «правительствующих особ», трое из которых архиереи;
  • президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров (как и в гражданских коллегиях).

Президентом Синода стал митрополит Стефан, но влияния на дела он фактически не имел; вице-президентом стал Феодосий, архиепископ Новгородский.

По своему устройству Синод был аналогичен коллегиям. Для надзора за его деятельностью был назначен обер-прокурор. Кроме того, были учреждены духовные фискалы.

Итак, в результате петровских реформ институт церкви и сословие духовенства претерпевают значительные изменения. Во-первых, духовенство стало таким же сословием, как и остальные, со своими правами и обязанностями. Монастыри потеряли многие свои привилегии и удобства, так как у них отняли некоторые земли и прикрепили к монастырям. Вся церковная иерархия подчиняется государству, которое унифицирует эту систему. Церковь официально входит в состав государственного аппарата: лучшим тому примером служит Синод. Создание Синода по подобию гражданских государственных учреждений демонстрировало политику петровских времен – подчинение государству и введение церкви в жесткие рамки. Петр I был одним из первых русских правителей, которые проводили политику церковной секуляризации. Впоследствии это будет активно поддержано Екатериной II, которая отберет у церкви все земли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector