Церковь задает христианскую модель общества

Власти Латвии покусились на свободу вероисповедания

Самоуправляемой Латвийской Православной церкви власти Латвии пытаются навязать «автокефалию», в то время, как этот вопрос не в юрисдикции светских властей в принципе, и с точки зрения государственного права таких полномочий у властей страны нет

Патриарх Кирилл сообщил, чем в России можно оправдать богатство

Предстоятель РПЦ призвал богатых делиться с нуждающимися.

Фаворский свет, благодать и вдохновение

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).

Успенский пост начался у православных христиан

Он продлится две недели — до праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Папа Римский встретился с представителем РПЦ

Митрополит Волоколамский Антоний (Севрюк) впервые посетил Ватикан.

Папа римский Франциск посетит Казахстан в середине сентября

Понтифик приедет в страну по приглашению президента республики.

Патриарх Кирилл поскользнулся на святой воде

Предстоятель РПЦ заверил, что падение в храме Новороссийска обошлось без последствий.

Патриарх Кирилл прилетел в Минск

Трехдневный визит предстоятеля РПЦ приурочен к празднованию 1030-летия православия в Белоруссии.

Президент РФ присутствовал на ночном пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя.

Патриарх Кирилл призвал верующих молиться о мире

В пасхальном послании предстоятель РПЦ подчеркнул, что обстоятельства нынешнего тревожного времени в перспективе дарованной нам вечности теряют свою зловещую остроту

Патриарх призвал народ и власть сплотиться для отражения врагов

Предстоятель РПЦ подчеркнул, что человек, наделенный властью, должен помнить, что вместе с влиянием он обретает ответственность перед богом и перед людьми

Патриарх Кирилл призвал военных быть верными присяге до конца

Он заявил, что у россиян нет стремления к войне или к тому, чтобы делать нечто, что могло бы причинить вред другим.

Предстоятель Русской православной церкви счел это признаком слабости.

В Прощеное воскресенье он подчеркнул, что «прощение без справедливости есть капитуляция и слабость».

Патриарх Кирилл утвердил текст особой молитвы о восстановлении мира

В ней, в частности, содержится просьба ниспровергнуть замыслы иноплеменников, которые ополчаются на Святую Русь.

Пресс-секретарь президента заявил, что виной всему пандемия коронавируса.

Глава государства выразил благодарность РПЦ и другим христианским конфессиям.

Православный мятеж на Урале: как такое возможно?

Что означают события в Среднеуральском женском монастыре. О новой религии в новом подкасте с обозревателем отдела политики Тихоном Сысоевым

Решается судьба Святой Софии

Храм Святой Софии или Айя-София в Стамбуле, который уже много лет является музеем, может превратиться в действующую мечеть

Теперь нужно переступить через себя

Несмотря на остроту событий в Екатеринбурге, сейчас обе стороны (и сторонники, и противники строительства храма в конкретном сквере) оценивают его одинаково: хорошо, что удалось прекратить конфликт

Статья советника председателя Государственной Думы РФ, политического философа, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкова приурочена к 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Церковь задает христианскую модель общества

75-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот юбилей дает повод задуматься не только о жизненном пути Предстоятеля нашей Церкви, но и о самой Церкви, которая в начале XXI века оказалась в новых обстоятельствах, на наших глазах перешла в новую эпоху.

Главой Церкви является Христос. В отличие от иных религиозных структур у нас Патриарх не возвышается над Церковью. В Православии Патриаршество является ее неотделимой и очень важной частью, поскольку легитимность Патриарха и природа патриаршей власти подтверждены Богом и апостольской преемственностью. Что такое Церковь без Патриарха, мы хорошо знаем по синодальному периоду русской истории. Это как семья без отца. В Церкви без Патриарха начинаются серьезные нестроения. И мы должны благодарить Бога за то, что Его волей в наиболее трудные для Русской Православной Церкви времена институт Патриаршества был возвращен Церкви. Это помогло ей выжить в эпоху гонений и принудительного атеизма, вернуть свою историческую роль в новом тысячелетии.

Возвращение Патриаршества — вершина деяний Поместного Собора 1917-1918 годов — получило воплощение в лице наилучшей из возможных в тот исторический момент кандидатур — Патриарха Тихона (Белавина). Это совпадение «необходимого с наилучшим» было, вне всякого сомнения, промыслительным для Русской Православной Церкви. Так же, как был для нее промыслителен приход в Смутное время Патриарха Гермогена, а во время Великой Отечественной войны — Патриарха Сергия (Страгородского).

Порой поставление нового Патриарха связано с переломным для Церкви периодом, когда остро ощущается дух времени, когда Церковь нуждается в верном направлении. Приход каждого Патриарха является провиденциальным событием, здесь не бывает и не может быть «случайных», «проходных» фигур. Каждый из них выполняет собственную, только за ним закрепленную миссию — хотя мы, члены Церкви, не всегда можем точно сформулировать, в чем именно она заключается, особенно пока она не завершена. Позже многое становится более отчетливым и очевидным.

В чем заключается дух нынешней эпохи для Церкви?

В том, что Церковь сегодня зримо возвращает свое место в истории и свою духовную и общественную миссию.

В новейшее время Церковь столкнулась с двумя мифами. Первый миф — атеистический. Он утверждал, что «Бога нет», а Церковь должна быть «отделена от общества». Второй миф — секуляристский, идеология которого сводится к утверждениям, что Бог «далек и неактуален», что вообще неважно, есть ли Бог, что Церковь должна проповедовать не любовь и спасение, а политические свободы и технократический прогресс.

Если в советскую эпоху Церковь подлежала «закрытию», то есть полной ликвидации, то сегодня ее стремятся перестроить в один из секулярных институтов с некой особой «моральной» функцией. В этом проекте епископат и духовенство не уничтожают, а пытаются превратить в своего рода фракцию во всемирном секулярном парламенте. Это два варианта одной и той же антицерковной политики.

Секуляристская мифология направлена на размывание суверенитета и нравственной роли Церкви в обществе, но при Святейшем Патриархе Кирилле этот суверенитет и эта роль восстанавливаются.

Усилиями Святейшего Патриарха Кирилла мы возвращаемся к тому, что Церковь задает христианскую модель общества — экклесиологическую, кафолическую, спасительную. Это происходит потому, что любая социальность, любые земные институты для своей легитимности и для обоснования своей морали так или иначе обращаются к трансцендентному сакральному источнику — хотя и не всегда такая сакральность соотносится с исторической религией. Дело Церкви — напоминать о том, что именно соотнесение с исторической религией — для нас это Православие — это путь спасения. Церковь изначально фундаментальнее любых светских институтов, поскольку по самой своей природе религиозное стоит выше социального и политического. Эту мысль Святейшего Патриарха Кирилла мы неизменно встречаем в его проповедях и книгах.

Церковь сегодня не только возвращается в национальную историю, которая без нее была бы неполной и искаженной. Она расширяет сакральную географию народа, дает возможность понять, что Херсонес и Валаам, Почаев и Соловки, Новый Иерусалим и Жировичи, Кицканы и Дивеево дают нам ощущение Дома, небесной Родины, неотъемлемой частью которой является родина земная. Земля народа — это не просто территория, это огромный сосуд, вмещающий в себя бесценный религиозный и культурный опыт поколений.

Святейший Патриарх Кирилл сохраняет тесную духовную и эмоциональную связь с народом Божиим. Это особенно ощутимо в дни народных трагедий, бедствий, болезней. На этой связи основано все духовное попечение, учительство и социальное служение Церкви, которое относится, конечно, не только к воцерковленным и верующим, но ко всем.

Церковь представляет собой особый организм, отличающийся как от государства, так и от других социальных структур и образований. Церковь олицетворяет не земные законы, но закон Духа Святого, закон Христовой любви. Без этого все земные устроения можно было бы считать возведенными на песке. С этой точки зрения Церковь является неотъемлемой и очень важной частью социального пространства. Но главной своей стороной она пребывает в той надмирной сфере, из которой вырастает и личное, и социальное, и экономическое, и политическое. И связующим звеном между этими сферами всегда выступает тот, кто в данное время несет послушание особой ответственности и выполняет патриаршую миссию.

Генеральный директор Православной радиостанции «Радонеж», президент Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», учредитель 3-х православных школ Евгений Константинович Никифоров в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассуждает на актуальные темы о православной жизни России, православных СМИ и их роли в современном обществе.

Поделиться:
Нравится:

Персоны

Предыдущие выпуски

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 сентября: 14:05
  • Четверг, 22 сентября: 09:05
  • Воскресенье, 25 сентября: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Генеральный директор Православной радиостанции «Радонеж», президент Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», учредитель 3-х православных школ Евгений Константинович Никифоров в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассуждает на актуальные темы о православной жизни России, православных СМИ и их роли в современном обществе.

Помощь телеканалу

Церковь задает христианскую модель общества

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

События недели. 18 сентября 2022

Церковь и общество. Беседа с председателем Православного общества (братства) «Радонеж» Е.К. Никифоровым

Благая часть. 18 сентября

Евангелие. 18 сентября. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых

День ангела. 18 сентября

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …

© 1999-2022 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Церковь задает христианскую модель общества

Генеральный директор Православной радиостанции «Радонеж», президент Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», учредитель 3-х православных школ Евгений Константинович Никифоров в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассуждает на актуальные темы о православной жизни России, православных СМИ и их роли в современном обществе.

Архивные выпуски

2013 2014 2015
2016 2017 2018
2019 2020 2021
2022
январь февраль март
апрель май июнь
июль август сентябрь
октябрь ноябрь декабрь

Помощь телеканалу

Церковь задает христианскую модель общества

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

События недели. 18 сентября 2022

Церковь и общество. Беседа с председателем Православного общества (братства) «Радонеж» Е.К. Никифоровым

Благая часть. 18 сентября

Евангелие. 18 сентября. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых

День ангела. 18 сентября

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …

© 1999-2022 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Социологи РАН провели исследование, показавшее, что уровень доверия к церкви как институту в Москве снизился до 28% за семь лет. Блогер и священник Павел Островский считает, что РПЦ нужно обратить внимание на эти выводы

Церковь задает христианскую модель общества

Руководству Русской православной церкви следует прислушаться к выводам ученых Института социально-политических исследований РАН о том, что жители Москвы стали меньше доверять церкви как институту, считает настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района Московской области и блогер Павел Островский. Об этом он написал в своем Telegram.

Эти выводы содержатся в монографии «Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства». Работа была опубликована еще в 2021 году, но СМИ, политологи и Telegram-каналы обратили на нее внимание в августе этого года.

Островский сообщил, что ознакомился с разделом монографии, посвященном религии. Он поблагодарил ученых за работу, отметив, что исследование «дает большую почву для размышлений». «Мне кажется, что церковному начальству стоило бы обратить пристальное внимание на это исследование, так как оно может помочь скорректировать нашу работу в информационном и миссионерском поле», — добавил священник.

Церковь задает христианскую модель общества

В работе, в частности, говорится, что падение доверия у москвичей к РПЦ как к социальному институту наблюдается не только среди тех, кто индифферентно относится к религии, но и среди верующих. В целом число москвичей, доверяющих церкви, снизилось с 55% в 2015 году до 28% в 2021 году. За семь лет РПЦ потеряла доверие почти трети религиозного населения: с 72 до 43%. Среди нерелигиозного населения показатель снизился с 15 до 5%.

Авторы исследования полагают, что падение доверия может быть прежде всего связано «с активной миссионерской и прозелитической [стремлением обратить в свою веру] деятельностью» ряда конфессий и религиозных организаций, а также «политической ангажированностью некоторых религиозных лидеров».

В работе отмечается также, что тенденция снижения доверия к РПЦ и другим традиционным религиозным организациям прослеживается с начала 2000-х годов. «Это объясняется многими причинами и прежде всего неоправданной идеализацией обществом некоторых религиозных деятелей и религиозных институтов, их возможностей по переустройству жизнедеятельности граждан в постсоветский период государственного строительства», — считают социологи.

Церковь задает христианскую модель общества

Кризис середины карьеры. Три сценария, когда что-то пошло не так

Вперед в СССР: советские навыки, которые пригодятся в работе и жизни

Где россиянам выгодно и безопасно покупать зарубежную недвижимость

Церковь задает христианскую модель общества

Как поведение родителей влияет на будущее детей

Церковь задает христианскую модель общества

Почему умственная работа выматывает и что с этим делать

Церковь задает христианскую модель общества

Проявите разумную жесткость: как новому боссу заслужить авторитет

Церковь задает христианскую модель общества

Минфин снова размещает ОФЗ. Стоит ли инвестировать в госдолг

Когда стоит вкладываться в разработку мобильных приложений, а когда — нет

Заместитель председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе, комментируя РБК результаты исследования, заявил, что РПЦ не фиксирует снижения доверия граждан. По его словам, выводы социологов зависят «от очень многих факторов, не всегда связанных с положением и значением церкви в обществе».

Церковь задает христианскую модель общества

Версия 2018.1 Beta
© 2022 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции: [email protected]
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: [email protected]
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Церковь задает христианскую модель общества

Иными словами, Закон признает свободу совести и провозглашает принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Однако при этом, с другой стороны, государство подчеркивает особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в общественном сознании.

С одной стороны, религию предали забвению, разорвав многовековую связь с христианством. Еще философы Просвещения приписывали религии обскурантизм, враждебность разуму и науке, а научный атеизм ХХ в. еще более агрессивен. Поэтому в Конституции России 1993 г. места Богу не нашлось. Лишь немногие западные страны сохранили связь религии и государства.

С другой стороны, появляется все больше сторонников тесного взаимодействия с православной Церковью. Так, например, Юрий Исатов считает, что только Церковь обладает абсолютным знанием истины, и все относительные знания из области науки и права должны быть пересмотрены с церковной, святоотеческой позиции. Государство может и должно обращаться за помощью к религиозным организациям, которые сохраняют духовно-нравственные ценности намного эффективнее, чем любые другие социальные группы.

Церковь задает христианскую модель общества

Мнение Митрополита Гедеона еще более бескомпромиссное. Согласно ему, Патриарху следует возглавить страну, причем просить об этом его должны политики. Патриарх в силах искоренить коррупцию и прочие проблемы. Другого выхода Гедеон не видит, по его словам, «любой другой выход будет решительным шагом в пропасть, на краю которой мы стоим». Тольятти — 4 октября 2008 года: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет молебен в Тольяттинском соборе
Фото: Depositphotos

В настоящее время укрепляется роль церкви в современном обществе, она становится крепким социальным институтом. Одна из функций церкви — укрепление государственности, патриотизма. В настоящее время религиозные праздники начинают отмечать более широко. К примеру, в 2018 году на пасхальные богослужения пришли 4,7 млн человек. Россияне поздравляют друг друга и с другими праздниками: Днем Николая Чудотворца, Успением, просят друг у друга прощения в Прощеное Воскресенье и пр.

Несмотря на то что лишь несколько процентов россиян читают религиозную периодику и смотрят православные каналы, средства массовой информации освещают новости РПЦ. Можно отметить постепенную, хотя и медленную, клерикаризацию страны. Это значит, что русской православной церкви отводится все большая роль. Строится много церквей, религиозные праздники достаточно широко освещаются в средствах массовой информации.

Ссылка на основную публикацию