Почаевская икона божией матери значение

Слово «чудо» стало постоянным определением множества связанных с Почаевом вещей и проявлений. Взять хотя бы самый первый факт, положивший начало истории нынешней лавры.

На той горе, где ныне разместился монастырь, в давние времена обитали два отшельника-инока. Как-то перед ними наверху горы предстала Пресвятая Матерь Богородица, будто охваченная пламенем. Чудесное явление видел еще и простой пастух. Мужчины взобрались на гору и стали вместе воспевать славу Господу и Царице Небесной.

Явление исчезло, а на камне, на который опиралась нога Матери Божией, остался след от Ее стопы. Он существует и до нынешнего времени, наполненный целительной водой. Сюда прибывают тысячи паломников, жаждущих исцеления и набирающих эту воду с собой, а отпечаток постоянно заполняется водой…

А Богородичный образ Анне Гойской, дворянке, что жила неподалеку от Почаева, подарил гостивший в этих местах митрополит Неофит — в знак благодарности за проявленное добросердечие и гостеприимство.

Вскоре заметили, что иконы сияет чудесным светом, а чуть позже по молитвам у образа исцелился брат хозяйки. И Анна Гойская сочла справедливым передать необычную реликвию живущим на горе инокам. Там построили церковь, положившую начало будущей Почаевской лавре, и икона тоже получила одноименное название.

Смотрим на икону

Почаевская икона божией матери значениеСлед от стопы Богородицы. Размеры святыни не впечатляют — всего 23×30 см. Написана она маслом на доске из дерева липы. Стиль иконописи определен как византийский.

Поначалу образ был покрыт очень тонкой серебряной пластиной, но с течением времени ее заменили жемчужной ризой и икону вставили в киот в виде звезды, чьи лучи декорированы драгоценными камнями.

По иконографическому типу Почаевская икона — «Умиление»: голова Пресвятой Девы склонена к Божественному Младенцу, что является символом Ее бескрайней любви. Царица Небесная изображена держащей Сына на правой руке, в левой же у Нее покрывало, охватывающее ножки и спину Христа. Десница Богомладенца поднята в жесте благословения, а левой ручкой Он касается материнского плеча.

Центральные фигуры окружены небольшими изображениями некоторых святых, в частности, Илии-пророка, первомученика Стефана, великомучениц-дев Екатерины, Ирины, Параскевы и других.

На переднем плане в некоторых списках этой иконы изображен след от стопы Девы Марии. Такие списки специалисты называют «стопочными» — в отличие от тех, где присутствуют фигуры святых угодников — вариант «с предстоящими».

Особо почитаемая святыня

Почаевскую икону особо почитает не только люд православный, но и верующие-католики. Глубокое значение имеет сама композиция образа. Это не только и не столько священное изображение материнской и сыновней любви, это художественный символ отношений между Богом и человеческой душой: все мы любимые дети единого Бога-Отца.

О значении Почаевской иконы очень ярко свидетельствуют явленные ею чудеса не только по избавлению от болезней, по вразумлению грешников, но молитвы о поддержке перед образом избавляли людей из вражеского плена, спасали монастырь от закрытия в самые смутные времена, включая войны и богоборчество.

В Церкви существует поверье, что пока в лавре Почаева — оплоте христианства — сияет своим светом эта икона Владычицы Небесной, концу света не бывать.

Просить о помощи

Почаевская икона божией матери значениеОбраз просят помирить ссорящихся. Человека всегда интересует конкретная «направленность» того или иного образа. В чем же помогает Почаевская икона Божьей Матери? История Церкви сохранила множество описаний чудес. Касаются они в первую очередь избавления от физических недугов:

  • суставных заболеваний ( артрит, артроз, бурсит, подагра и т.д.);
  • сердечных и сосудистых болезней;
  • глухоты;
  • слепоты.

Что касается последней, то святыня способна исцелить и духовную слепоту, выражающуюся в апатии, унынии, цинизме, равнодушии к слову Божьему, поможет отрешиться от сомнений, искушений, соблазнов, нечистых помыслов, стать на правильный путь и укрепить веру.

К иконе обращаются с самыми разнообразными мольбами. Зная о поистине фантастическом случае возвращения монаха из татарского плена, верующие молят об освобождении своих плененных близких. Небесная Заступница помогает в установлении мира и лада в проблемных семьях, избавлении от ссор и несчастий, прекращении вражды. Молятся пред Ее образом о защите не только Почаевской обители, но и обычного жилища, от врагов, незваных гостей и злоумышленников.

Чрезвычайно важно не забывать поблагодарить Пресвятую Богородицу за Ее благодатную помощь.

Почаевская икона божией матери значениеИкону можно поместить в любой комнате. Если в доме имеется святая икона Почаевская, можно считать, что дом защищен от всякого негатива.

Поэтому подобная реликвия будет самым лучшим подарком для родных или друзей, да к тому же замечательно дополнит домашний иконостас.

Разместить ее уместно и в любом другом помещении квартиры, где удобнее молиться.

Где поклониться реликвии

В Почаевской лавре образ Пречистой «прописан» уже без малого четыре столетия. Помещен он над царскими вратами Успенского собора укрепленным на шелковых лентах. После раннего утреннего богослужения святыню опускают до уровня человеческого роста, тогда к ней могут приложиться все желающие.

В лавре же находится и написанный первым список с этой иконы. В середине XIX столетия этот образ спас от эпидемии холеры Киев. Кроме этого, чудотворные списки можно найти:

  • в Иоанно-Введенском женском монастыре (пос. Прииртышский, Тобольский район);
  • в храмах во имя Св. Димитрия Солунского у Тверских ворот, Петра и Павла в Лефортове (Москва);
  • в Троицком соборе Данилова монастыря (Москва).

Имеются списки и в некоторых других странах, где находятся православные храмы, — Болгарии, Боснии, Сербии…

Почаевская икона божией матери значение

Икона Божьей Матери непосредственно связана с Почаевской Лаврой. Стоит сразу сказать об очень интересном факте – образ является представителем как католиков, так и православных христиан. Каждый год верующие отмечают празднование этой иконы, а происходит это 23 июля.

Прежде чем разобраться, о чем молятся Почаевской иконе Божьей Матери, узнаем, как выглядит образ. Написан лик масляными красками в строгом византийском стиле. В качестве основы используется обычная липовая доска, которая подбита внизу перекладинами из дуба, что предотвращает ее сгибание. Согласно существующей информации изначально икона была сверху покрыта тонкой серебристой пластиной, но со временем она потерялась. Украшение было заменено ризой из мелких жемчужин.

На иконе изображена Богоматерь с Богомладенцем на правой руке. В другой руке у нее находится плат, который прикрывает ноги и спину Христа. Младенец свою левую руку держит на плече у матери, а правой – благословляет. Божья Матерь склонила свою голову к Сыну, что символизирует ее безграничную любовь. Есть также две надписи в виде монограммы: Матерь Божья и Иисус Христос. На переднем плане изображена вершина горы с отпечатком ноги Богородицы.

История иконы Почаевской Божьей Матери

В 1340 году на горе, где сейчас расположен храм поселились два инока. Один из них молился на вершине и вдруг увидел Деву Марию, которая стояла на камне и пылала в огне. Он позвал своего друга, и он также увидел явление Богородицы. Был у этой картины и третий свидетель – пастух. После того как образ пропал на камне остался отпечаток правой стопы Богородицы, который до сих пор существует и что самое интересное в этом углублении всегда есть вода, являющаяся целебной.

Почаевская икона Божьей Матери «Неопалимая купина» появилась в 1559 году, когда митрополит Неофит проезжал через Волынь. Там он посетил одну дворянку, которой оставил в подарок икону Богородицы. Через некоторое время люди заметили, что от образа исходит странное сияние. В 1597 году икона впервые проявила свои чудодейственные силы, когда исцелила брата дворянки. После этого она передала образ инкам, которые жили на Почаевской горе. Через такое-то время там была построена церковь, которая перенесла огромное количество бедствий, а все благодаря заступничеству Девы Марии.

В чем помогает Почаевская Икона Божьей Матери?

Этот образ входит в перечень наиболее почитаемых народных святынь. Чаще всего молятся перед ним, чтобы избавиться от различных заболеваний, а также помогает он вразумить грешников. Есть также свидетельства, что он проявлял свою силу в ситуациях, когда человек попадал в плен и молил о поддержке.

Чтобы понять, какое значение имеет Почаевская икона Божьей Матери, достаточно перечислить некоторые чудеса, свершившиеся благодаря силе образа. На сегодняшний день существует огромное количество свидетельств, к примеру, одно из значимых исцелений произошло в 1664 году. Почаевская икона божией матери значениеВ одной семье у ребенка возникли проблемы со зрением, и левый глаз покрыло бельмо. Родители привезли его в монастырь и попросили омыть лицо ребенка водой из стопы Божьей Матери. На следующий день свершилось чудо – мальчик прекрасно все видел. Вскоре произошла трагедия, и ребенок умер, бабка все это время молилась перед Почаевской иконой, и вскоре он ожил и был абсолютно здоровым.

Существует не одно подтверждение воскрешающей силы иконы, а еще она спасла многих от различных смертельных болезней. Священники говорят о том, что обращаться в молитве к иконе нужно только с чистой душой и сердцем. Все данные перед образом обещания должны быть реализованы, поскольку можно накликать на себя беду.

Эта древняя икона когда-то была привезена великим православным подвижником, преподобным Арсением, на землю русскую и с тех пор явила много божественных знамений, напоминая людям о бесконечной любви Бога к своему творению — человеку!

История появления божественного образа

Появление иконы на русской земле уходит истоками в древние времена. Согласно историческим записям, этим образом благословил святого Арсения игумен Афонской обители, преподобный Иоанн. В 1393 году игумен в разговоре со своим учеником сообщил, что тот станет настоятелем новой обители. К слову, Арсений несколько лет провёл на святой горе Афон, усердно молясь, придерживаясь поста и проводя время в труде.

Вернувшись на Русь в Новгород Великий, Арсений сразу отправился к архиепископу за разрешением на возведение монашеской обители. По словам из жизнеописания святого, он всегда ощущал благодать и поддержку от полученной им в дар иконы с ликом Пречистой Девы Марии. В источниках описывается явление изгнания бесов из идола, которому поклонялись на Коневском острове местные язычники. Святой Арсений обошёл Конь-Камень, которому поклонялись жители острова, с иконой, читая молитву.

В тот же час стая чёрных птиц, возникшая из ниоткуда, унеслась на Выборгское побережье. Камень стал символом победы христианской веры над идолопоклонством. А образ Богородицы назвали Коневским.

Даже после смерти преподобного Арсения, обитель, построенная под его предводительством, продолжала охраняться незримой благодатью Божией Матери. В 1573 году в разгар войны со шведским королевством, стены монастыря остались невредимыми. Лёд вокруг острова раскололся, и шведы не смогли подобраться к нему. Когда война между Россией и Швецией возобновилась повторно, в 1577 году монахи вынуждены были переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь, забрав с собой святыню. Тогда много северных земель Россия потеряла. Ещё несколько раз иноки укрывались в других обителях, спасаясь от разрушителей. Лишь в 1766 году монастырь на Коневском острове был полностью восстановлен и монахи вернулись в родные стены. Но икона Богородицы пробыла в Новгороде до 1799 года.

Затем с благословения митрополита образ вернули в Коневский монастырь и поместили в храме святителя Никона. В 1802 году над местом погребения Святого Арсения построили храм в честь Введения Пречистой Богородицы во храм. Сюда же переправили и Коневскую святыню. А после возведения нового храма в честь Рождества Божией Матери, копию иконы поместили в алтаре храма. В конце XIX века для образа сделали киот и чеканную серебряную ризу.

После событий Первой мировой войны, территории с Коневским монастырём отошли к Финляндии. Там до 1940 года икона находилась во Введенском храме. Во время эвакуации монахи неоднократно перевозили образ с собой. А в 1956 году икона попала в монастырь Новый Валаам.

О других Богородичных иконах:

Где находится икона

Сегодня икона Пресвятой Богородицы Коневская пребывает всё в том же монастыре Новый Валаам в Финляндии. Её списки хранятся во многих Православных Церквях как в России, так и за её границей. Самые известные из них можно увидеть в Благовещенской церкви в Москве и в Воскресенском храме города Торжок.

К святыне продолжают приходить с молитвами православные христиане и паломники, и Богородица всегда отвечает на их просьбы помощью, если вера искренняя и настоящая.

Описание и значение

Коневский образ относится к типу Одигитрия. На руках Девы Марии сидит Иисус, но в его руках вместо традиционного свитка два маленьких птенца. На обороте иконы — изображение Спаса Нерукотворного.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская» известна чудесами мироточения. С этим загадочным явлением связано и множество случаев исцеления. Отмечается, что особенно сильна помощь образа при глазных болезнях, в частности — слепоте.

Был зафиксирован интересный случай. На Карельском перешейке, в селе Сапёрное возвели небольшую деревянную церковь. В 1996 году там начала мироточить копия иконы Коневской Богоматери. На одной из служб парень по имени Ярослав, больной вирусным увеитом, был помазан этим священным миром. По словам прихожанина, в момент помазания он почувствовал в глазу ощущение сдавленности. К удивлению лечащего врача, глаз молодого человека почти полностью восстановился, зрение стало нормальным, что в случае болезни Ярослава является большой редкостью.

К Коневской Богоматери приходят с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и одержимости.

На заметку! Икона почитается, как чудотворная, в Русской православной церкви и в Финляндской Православной Церкви.

Почаевская икона божией матери значение

Почаевская икона Пресвятой Владычицы Богородицы – одна из самых известных и популярных православных святынь не только в нашей стране, но и во всем православном мире. В чем помогает Почаевская икона Божией Матери мы с вами выясним в данной статье. Поклониться этому образу спешат христиане со всех уголков земного шара. Народная слава о чудотворной помощи Богородицы после молитв перед ее Почаевским образом облетела весь мир, поэтому поклониться святыни приезжают не только православные, но и христиане других конфессий.

История Почаевской иконы

Чудесная история обретения чудотворного образа передается из уст в уста уже много столетий.

Образ Пречистой Владычицы выполнен на обычной доске из липового дерева. Написан он масляными красками. Изначально икона была покрыта слоем серебра. Но время внесло свои коррективы и слой серебра потерялся. На смену ему образ покрыли мелким жемчугом.

На Чудотворном образе Владычица изображена с Младенцем Иисусом на руках. Спина Святого Младенца и его ноги покрыты платом. Богомладенец левую руку расположил на плече Богородицы, а правой рукой он благословляет. В честь безграничной любви Владычица склонила голову к святому дитю.

Почаевская икона божией матери значение

Очень интересна история Святого образа. На горе, где и сейчас возвышается великая православная святыня – Почаевская лавра в древние времена жили два инока. После пламенной молитвы один из монахов поднялся на гору и на самой ее вершине увидел образ Пресвятой Богородицы объятый пламенем. Инок сразу же позвал своего брата во Христе, который тоже собственными глазами увидел чудесный образ на камне. Позже оказалось, что еще одним свидетелем чуда стал простой пастух.

Все три свидетели чудесного происшествия поднялись на это место на горе и стали пламенно славить Владычицу и ее Святого Сына. Даже после того, как видение исчезло, на его месте, на камне навсегда остался отпечаток стопы Богородицы.

Этот отпечаток и по ныне наполняется святой водой, от которой многие христиане исцеляются от разных болезней и укрепляются духовно. Несмотря на огромное множество паломников, святая вода в отпечатке не иссякает.

Митрополит Неофит в свое время подарил Почаевскую икону верующей дворянке Анне Гойской, которая проживала вблизи Почаева. Сделан такой подарок был после того как от Святого образа получил исцеление брат Анны, а от иконы в это время начало исходить сияние.

Позже Анна Гойская подарила икону монахам, которые поселились на горе.

В чем помогает Почаевская икона Божией Матери

Прежде всего от святого образа получали и получают и сейчас исцеления от многих недугов. Чтобы не быть голословными приведем хотя бы несколько примеров чудесной помощи:

  1. В далеком 1664 году в одной верующей семье родился мальчик с бельмом на глазу. Ребенка привезли в монастырь и его мама искренне молилась у святого образа. Чудесным образом это бельмо исчезло без следа, будто его и не было никогда. Позже с этим чадом произошло несчастье и ребенок умер. Но его бабушка уповая на помощь Богородицы со слезами молилась у ее образа и ребенок будучи уже мертвым чудесным образом ожил.
  2. В 1950 году у образа Богородицы молилась инокиня Варвара, которая в течение долгих 48 лет не могла самостоятельно передвигаться, так как ноги ее все эти годы были парализованы. После горячей молитвы монахиня вдруг почувствовала силу в ногах, встала и самостоятельно пошла. Даже сейчас в знак этого чуда возле иконы стоят костыли монахини, которые больше ей не пригодились.

Почаевская икона божией матери значение

Исцеляет Почаевская Богородица не только от недугов телесных, но и от душевных. Она также вразумляет и наставляет на путь истинный, помогает обрести душевный покой, защищает жилище православных от непрошенных плохих людей, от разных несчастий. К ней обращаются за помощью в разрешении трудных жизненных ситуаций.

Где находится Почаевская икона Богородицы

И по ныне Святой образ пребывает В Почаевской Лавре на Западной Украине в городе Почаев.

Почаевская икона божией матери значение

Чудотворные списки Почаевского образа есть также во многих церквах и монастырях России. Особенную известность обрел чудотворный образ в Москве (храм Дмитрия Солунского), в Тобольске (Иоанно – Введенский монастырь).

Акафист и молитва

Чтобы правильно обращаться ко Святому образу существует акафист Почаевской иконе Богородицы и молитвы ее чудотворному образу.

Почаевская икона божией матери значение

Поэтому, кто не может читать акафист, должен хотя бы почитать молитовку Пресвятой Владычице перед ее чудотворным образом, главное делать это от всего сердца и с твердой верой в чудо.

День памяти

День памяти Почаевской иконе припадает на 5 августа (по новому стилю). Именно в этот день Почаевская Лавра была чудесным образом избавлена от турецкой осады.

Сегодня праздник Почаевской иконы Божией Матери: узнайте, о чем просят и о чем молятся чудотворной иконе Богородицы

редактор раздела Events

Сегодня, 5 августа, чествуется одна из самых важных для православных и католиков икон – Почаевской Божией Матери. Эта икона считается верующими чудотворной. Среди чудес – излечение от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумление грешников.

Почаевская икона божией матери значение

Почаевская чудотворная икона Божией Матери

Сегодня.Lifestyle рассказывают, о чем молятся и о чем просят около этой чудотворной иконы Богородицы.

Почаевская икона Божией Матери: значение

Чудотворная икона хранится в Успенской Почаевской лавре на западе Украины в городе Почаеве Тернопольской области. По преданию, она была подарена монахам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего патриарха Константинопольского. 30 лет икона простояла в домовой часовне, а затем начала испускать по ночам таинственное свечение и тогда дворянка передала ее в монастырь.

Почаевская икона божией матери значениеФото: churchs.kiev.ua

Икона написана темперой древним византийским письмом на липовой доске и изображает Матерь Божию в пояс. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой – плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благословляет.

В иконографии такой тип изображения называется «Умиление».

На иконе есть еще семь миниатюрных изображений святых.

Почаевская икона Божией Матери: чудеса

Главным чудом Почаевской иконы Божией Матери считается избавление Успенской Почаевской лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Враги обложили монастырь, но после молитвы над храмом внезапно явилась Богородица. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен.

В 1721-1832 годы засвидетельствовано как минимум 539 чудес возле иконы. Например, исцеление слепой девочки Анны Акимчуковой.

Смотрите видео, как христиане празднуют Медовый Спас или Маковея:

Почаевская икона Божией Матери: молитвы

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем к дивному образу Ея, иже на горе Почаевстей: к немуже умильно взирающе и молящеся Царице Владычице из глубины душевныя вопием: О Пречудная Дево, Мати Господа Вышняго, от лет древних избравшая обитель Почаевскую в место селения Своего! Землю отечественную нашу в православии и мире утверди, и спаси всех предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред Пречистым Твоим образом со слезами. Не отврати рабы Твоя тщи: Тя бо едину Надежду имами.

Ранее мы публиковали календарь выходных дней и праздников в августе 2020 года в Украине.

Все подробности в спецтеме Лето-2020: календарь праздников и выходных дней

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

Почаевская икона божией матери значение

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина), у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы Пресвятой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют, / и агарянская нашествия отражают. / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставление испроси, / помыслы благочестия сердца наша просвети, / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися: тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди, и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощещи, можеши.

Молитва Почаевской Божией Матери:

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша, и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да, за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире, Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Почаевская икона божией матери значение

С Праздником Почаевской иконы Божьей Матери!

5 августа Церковь особо молиться Божьей Матери пред Её иконой «Почаевская». Для многих дорог этот образ. Ведь множество исцелений, чудес по молитвам к Божьей Матери пред Почаевской иконой совершалось и ныне совершается в мире.

Почаевская икона Божией Матери

Чудотворная Почаевская икона Божьей Матери находится в Почаевской обители.

На месте нынешней Свято-Успенской Почаевской обители в далеком 1340-ом году поселились два инока. Им было явлено великое чудо. Они своими очами видели Матерь Божью. Это произошло так. Один инок после долгой молитвы решил взойти на вершину горы. Когда он проделывал свой путь к вершине, то увидел Саму Пресвятую Богородицу, которая стояла на камне, окруженная сияющим пламенем. Инок позвал своего брата, чтобы и тот увидел это великое чудо.

Почаевская икона божией матери значение

Так первыми свидетелями явления Пресвятой Богородицы на Почаевской горе стали два инока. А потом это дивную милость Божью удалось засвидетельствовать и пастуху, который ходил там со своим стадом в это время. Камень, на котором стояла Божья Матерь, также несет в себе и ныне свидетельство явного присутствия и благословения Царицы Небесной. На камне навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.

Почаевская икона божией матери значение

Иноки, поселившиеся на Почаевской горе, вскоре воздвигли храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже там был основан монастырь. Большие средства на содержание этой обители были переданы Анной Гойской, дворянкой по происхождению. Она имела недалеко от Почаевской горы имение Орля, которое в 1559 году, проезжая через Волынь, посетил митрополит Неофит. Благословив Анну, он оставил ей икону Пресвятой Богородицы, которая была получена в дар из Константинополя. Уже вскоре стали замечать, что по молитвам к этой иконе стали происходить чудеса. От иконы исходило необычайное сияние. Тяжело болящий брат Анны Филипп получил исцеление. И после этого чудесного исцеления Анна передала святой образ инокам, поселившемся на Почевской горе. Чудотворную икону разместили в храме Успения Пресвятой Богородицы.

Почаевская икона божией матери значение

Успенской Почаевской лаврой монастырь стал именоваться с 1831 года. Первое известное чудесное исцеление в стенах обители от Почаевской иконы произошло в 1832 году. Слепая девочка по имени Анна Акимучкова, которая прошла вместе со своей бабушкой около 200 верст из Кремнец-Подольска на поклонение святыне, получила полное исцеление.

И ныне перед этой иконой молятся об исцелении от слепоты, и других хронических и застарелых недугов.

Монастырские книги полны свидетельств чудесных исцелений. Верующие, с молитвой и крепкой верой обращавшиеся к Божьей Матери для избавления от неизлечимых недугов, освобождения от плена и вразумления грешников, всегда получали помощь и утешение.

Почаевская икона божией матери значение

Чудеса по молитвам к Божьей Матери пред Её иконой «Почаевская»

На сайте Свято-Успенской Почаевской лавры опубликовано много чудесных историй помощи Божьей Матери. В этот праздничный день предлагаем прочитать одну из этих добрых историй.

Рассказывает раба Божья Любовь из г. Москвы: «Можно ли выразить словами благодарность Матери Божьей?! Думаю, что слов мало найдется. Но я благодарю, самая грешная на этом свете раба Божья Любовь из Умани Черкасской области. Я живу в Москве три с половиной года.

Почаевская икона божией матери значение

Дочь моя Елена, после неудачного брака вышла второй раз замуж. Три года не было детей, а когда забеременела, то врач-венеролог строго запретила рожать, мотивируя тем, что «по перенесенной болезни ребенок родится уродом». Отец Вадим конечно на аборт не благословил, и я тоже, да и дочь его делать не захотела. Предались воле Божией и Матери Божией. Вскоре поехали в Киево-Печерскую Лавру прикладываться к святыням, а также в Чернигов к Феодосию Черниговскому. Чуть позже поехали на несколько дней в Почаевскую Лавру. Заказывали молебен Матери Божьей пред чудотворным образом Ее Почаевским, беременная дочь залезала в пещерку Иова Почаевского и, конечно, выкупались в феврале в источнике праведной Анны. Зять говорил, что холодно, но когда увидел наши счастливые лица, и сам, перекрестившись, три раза окунулся. Девочка родилась самая лучшая на свете: здоровая и добрая.

Почаевская икона божией матери значение

Но враг не дремлет, и много бед и скорбей пришлось пережить нашей семье. Дети, когда я уехала в Москву, из-за долгов в торговле перестали ходить в храм. И вот случился в доме пожар. Сгорела крыша и очень большая Почаевская икона Матери Божией. Два года они дома, а я тут кое-как перебивались, и ничего не получалось. Но неустанно, мы и мать моя, и наши духовники, и много верующих друзей за нас молились. Мы подавали записки по всей России, Украине и даже в Иерусалим. А когда привезли Почаевскую икону Матери Божьей в Москву в Данилов монастырь, я очень часто ходила к ней и со слезами просила о прощении грехов. Благодарю всех, кто молился о нас Матери Божьей и бесконечно благодарю Матерь Божию. Она услышала нас».

Пресвятая Владычица наша Богородица, спаси нас!

О заступничестве Божией Матери можно говорить чуть ли не бесконечно.

Почаевская икона божией матери значение У каждого христианина или христианки, как правило, найдется свой рассказ о том, как были услышаны обращенные к Богородице молитвы. Сказать несколько слов о нашей Небесной Заступнице хотелось бы и в день празднования памяти Ее Почаевского образа, почитаемого Православной Церковью 5 августа.

Когда открываешь приложения наших календарей с перечнем чудотворных икон Богородицы, то просто удивляешься их обилию. Однако, как, думаю, многие знают, именно иконопочитание является одним из наиболее распространенных упреков в идолопоклонстве православных со стороны различных протестантов. Ну, начать нужно хотя бы с того, что в греческом языке термины «идол» (εἴδολον) и «икона» (εἰκών) имеют совершенно различное значение. В таком случае хочется прям «ткнуть» в слова апостола Павла: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?… гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим. 2,21-22). Конечно, можно также напомнить таким оппонентам, что догмат иконопочитания был установлен еще за семьсот лет до появления первых протестантов, но давайте лучше напомним себе самим о том, почему, собственно, иконы так дороги для нас.

Как показал один из самых ревностных защитников иконопочитания – прп. Феодор Студит – на иконах мы изображаем не человеческую природу в общем, а конкретную личность. Здесь еще можно привести известные слова прп. Иоанна Дамаскина, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу», именно поэтому икона является средством общения с Богом, святыми и, конечно же, Богородицей. Отдельные образы Божия Матерь выбирает для особого проявления своей заботы о мире и людях. Мне кажется, что Почаевская икона в этом плане имеет большое значение, так как она находится в Пчаевской Лавре, а это, в свою очередь, последний крупный «форпост» Православия при движении на Запад.

У свят. Амвросия Медиоланского есть просто замечательные слова о Богородице, прекрасно характеризующие нашу Небесную Заступницу: «Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения. трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Когда читаешь этот небольшой отрывок, то будто ощущаешь тихое и спокойное величие Богородицы. Мне кажется, что именно такой она явилась 5 августа (23 июля) 1675 года над Успенским монастырем, когда насельники и прихожане обители, по повелению игумена Иосифа (Добромирского), молились о защите их от вторжения татар. Мы помним, что именно в честь этого явления и был установлен день чествования Ее Почаевского образа. Только давайте представим разъяренность и азарт завоевателей готовившихся к захвату, как им казалось, легкой добычи. А ведь тогда, в XVII веке, ни ограда, ни постройки Успенского монастыря не представляли собой сколь-либо серьезного фортификационного сооружения. И вот татарские ятаганы наточены, колчаны заполнены стрелами, а на небе возникает спокойная и величественная фигура Богородицы «омофор белоблистящийся распуская». В своем отчаянии и разочаровании татары попробовали пустить стрелы в Божию Матерь, но тем было хуже для них, ведь «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», т.е. стоящей выше всякого ангельского чина, было совсем не сложно развернуть эти стрелы обратно. По всей видимости, горячность завоевателей, приведшая их к предполагаемой легкой добыче, сыграла и добрую службу, ведь после этого чудесного явления многие из татар продолжили свою жизнь уже в качестве иноков того монастыря, которые они пытались захватить.

Среди зафиксированных свидетельств чудотворного заступничества Богородицы посредством Ее Почаевского образа есть много удивительных рассказов. Можно вспомнить и кучера графа Николая Потоцкого, которого тот пытался застрелить, но такой надежный пистолет впервые дал осечку и взмолившийся Божией Матери слуга остался жив. Можно также освежить в памяти и рассказ о том, как незрячая девочка Анна Акимчукова в 1832 году исцелись от слепоты, преодолев более двухсот километров со своей семидесятилетней бабушкой, пройдя из Каменец-Подольска до Успенского монастыря. И сегодня вереница христиан ищущих помощи и заступничества у Почаевского образа Богородицы не иссякает.

«За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?», – как-то спросила у свят. Феофана Затворника одна молодая красавица. И он ответил, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни Херувимы и ни Серафимы не имели и не имеют столь существенного и тесного участия в деле устроения спасения человечества, как Богородица. Далее святитель продолжил: «Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение. Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения: тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей. В силу сего же существенного участия и воплощении, и заступлении Ее за нас сильнее всех». Именно поэтому, по мнению свят. Игнатия (Брянчанинова), ко всем святым мы обращаемся со словами: «Молите Бога о нас», – а к Богоматери: «Спаси нас».

К сказанному еще хотелось бы добавит мысль свят. Григория Паламы о том, что Приснодева Мария является как бы единственной границей между сотворенным и несотворенным Божественным естеством. Я понимаю, что эти слова могут немного смущать, но свят. Григорий далее поясняет, что Она есть место Невместимого и потому все восхваляющие Бога, воспевают Ее после Бога. Именно Богородица является причиной всей благословений и даров человеческому роду, Подательницей настоящих и Ходатаицей о вечных. «Она, – продолжает свят. Григорий Палама, – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего».

Сложно что-либо добавить к сказанному святыми отцами. Приведенные мысли облекают в словесную форму то удивительное почтение, благоговение, трепет и любовь, которые ощущает каждое христианское сердце по отношению к нашей Пречистой Заступнице. Почаевский образ Богородицы – одно из многочисленных и ярких свидетельств того, что переселившись в Небесные Обители, предстоя Престолу Божию, Богоматерь не оставляет своих молитв за весь человеческий род. Не нужно искать чудес где-то далеко, они здесь, рядом с нами, в рамках одной непродолжительной поездки на автобусе или автомобиле. Каждый из нас, при желании, может приехать и поклониться Почаевской иконе, столько столетий источающей благодеяния всем, кто к ней приходит.

О заступничестве Божией Матери можно говорить чуть ли не бесконечно.

Почаевская икона божией матери значение

У каждого христианина или христианки, как правило, найдется свой рассказ о том, как были услышаны обращенные к Богородице молитвы. Сказать несколько слов о нашей Небесной Заступнице хотелось бы и в день празднования памяти Ее Почаевского образа, почитаемого Православной Церковью 5 августа.

Когда открываешь приложения наших календарей с перечнем чудотворных икон Богородицы, то просто удивляешься их обилию. Однако, как, думаю, многие знают, именно иконопочитание является одним из наиболее распространенных упреков в идолопоклонстве православных со стороны различных протестантов. Ну, начать нужно хотя бы с того, что в греческом языке термины «идол» (εἴδολον) и «икона» (εἰκών) имеют совершенно различное значение. В таком случае хочется прям «ткнуть» в слова апостола Павла: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?… гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим. 2,21-22). Конечно, можно также напомнить таким оппонентам, что догмат иконопочитания был установлен еще за семьсот лет до появления первых протестантов, но давайте лучше напомним себе самим о том, почему, собственно, иконы так дороги для нас.

Как показал один из самых ревностных защитников иконопочитания – прп. Феодор Студит – на иконах мы изображаем не человеческую природу в общем, а конкретную личность. Здесь еще можно привести известные слова прп. Иоанна Дамаскина, что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу», именно поэтому икона является средством общения с Богом, святыми и, конечно же, Богородицей. Отдельные образы Божия Матерь выбирает для особого проявления своей заботы о мире и людях. Мне кажется, что Почаевская икона в этом плане имеет большое значение, так как она находится в Пчаевской Лавре, а это, в свою очередь, последний крупный «форпост» Православия при движении на Запад.

У свят. Амвросия Медиоланского есть просто замечательные слова о Богородице, прекрасно характеризующие нашу Небесную Заступницу: «Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения. трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Когда читаешь этот небольшой отрывок, то будто ощущаешь тихое и спокойное величие Богородицы. Мне кажется, что именно такой она явилась 5 августа (23 июля) 1675 года над Успенским монастырем, когда насельники и прихожане обители, по повелению игумена Иосифа (Добромирского), молились о защите их от вторжения татар. Мы помним, что именно в честь этого явления и был установлен день чествования Ее Почаевского образа. Только давайте представим разъяренность и азарт завоевателей готовившихся к захвату, как им казалось, легкой добычи. А ведь тогда, в XVII веке, ни ограда, ни постройки Успенского монастыря не представляли собой сколь-либо серьезного фортификационного сооружения. И вот татарские ятаганы наточены, колчаны заполнены стрелами, а на небе возникает спокойная и величественная фигура Богородицы «омофор белоблистящийся распуская». В своем отчаянии и разочаровании татары попробовали пустить стрелы в Божию Матерь, но тем было хуже для них, ведь «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», т.е. стоящей выше всякого ангельского чина, было совсем не сложно развернуть эти стрелы обратно. По всей видимости, горячность завоевателей, приведшая их к предполагаемой легкой добыче, сыграла и добрую службу, ведь после этого чудесного явления многие из татар продолжили свою жизнь уже в качестве иноков того монастыря, которые они пытались захватить.

Среди зафиксированных свидетельств чудотворного заступничества Богородицы посредством Ее Почаевского образа есть много удивительных рассказов. Можно вспомнить и кучера графа Николая Потоцкого, которого тот пытался застрелить, но такой надежный пистолет впервые дал осечку и взмолившийся Божией Матери слуга остался жив. Можно также освежить в памяти и рассказ о том, как незрячая девочка Анна Акимчукова в 1832 году исцелись от слепоты, преодолев более двухсот километров со своей семидесятилетней бабушкой, пройдя из Каменец-Подольска до Успенского монастыря. И сегодня вереница христиан ищущих помощи и заступничества у Почаевского образа Богородицы не иссякает.

«За что так высоко чествуют Матерь Божию, не только выше всех святых людей, но даже Ангелов и Архангелов?», – как-то спросила у свят. Феофана Затворника одна молодая красавица. И он ответил, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни Херувимы и ни Серафимы не имели и не имеют столь существенного и тесного участия в деле устроения спасения человечества, как Богородица. Далее святитель продолжил: «Надлежало Сыну Божию и Богу восприять в Свое лице естество человеческое, и без сего не могло быть устроено наше спасение. Естество сие взято из Приснодевы через наитие Святаго Духа и осенение силы Вышнего. Ангелы же и Архангелы служат при воплощении внешне, не входя внутрь существа дела воплощения: тогда как Божия Матерь в самое существо его входит. За то и чествуется выше всех тварей. В силу сего же существенного участия и воплощении, и заступлении Ее за нас сильнее всех». Именно поэтому, по мнению свят. Игнатия (Брянчанинова), ко всем святым мы обращаемся со словами: «Молите Бога о нас», – а к Богоматери: «Спаси нас».

К сказанному еще хотелось бы добавит мысль свят. Григория Паламы о том, что Приснодева Мария является как бы единственной границей между сотворенным и несотворенным Божественным естеством. Я понимаю, что эти слова могут немного смущать, но свят. Григорий далее поясняет, что Она есть место Невместимого и потому все восхваляющие Бога, воспевают Ее после Бога. Именно Богородица является причиной всей благословений и даров человеческому роду, Подательницей настоящих и Ходатаицей о вечных. «Она, – продолжает свят. Григорий Палама, – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего».

Сложно что-либо добавить к сказанному святыми отцами. Приведенные мысли облекают в словесную форму то удивительное почтение, благоговение, трепет и любовь, которые ощущает каждое христианское сердце по отношению к нашей Пречистой Заступнице. Почаевский образ Богородицы – одно из многочисленных и ярких свидетельств того, что переселившись в Небесные Обители, предстоя Престолу Божию, Богоматерь не оставляет своих молитв за весь человеческий род. Не нужно искать чудес где-то далеко, они здесь, рядом с нами, в рамках одной непродолжительной поездки на автобусе или автомобиле. Каждый из нас, при желании, может приехать и поклониться Почаевской иконе, столько столетий источающей благодеяния всем, кто к ней приходит.

Протоиерей Владимир Долгих

Ссылка на основную публикацию