Иван iii сергий радонежский

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, Московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3 (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г., проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира 4.

В 1471 г. Иван 3 повел войско на Новгород и в битве на реке Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван 3 окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван 3 во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван 3 создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15 в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван 3 стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды — крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золото-ордынский хан Ахмат. В 1480 г., заключив союз с Литовским великим князем и польским королем Казимиром 4, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на реке Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига, тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван 3 стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15 в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван 3 отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана 3 — Василий 3. В 1503 г., уничтожив псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий 3 взял Чернигов и княжество Рязанское.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана 3 характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территорий.

В 1497 г. был издан «Судебник» великого князя Ивана 3 — свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана 3 и Василия 3 (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель, и продолжилось укрепление российской государственности.

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (1314 -1392) – монах, святой, основал Троицкий монастырь.
При рождении в биографии Сергия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание. Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал в Радонеж. Там отправился в монастырь, а через некоторое время им была основана церковь Сергия Радонежского во имя Святой Троицы.

Затем он стал игуменом, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. За свою биографию Сергей Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память

При Иване III обострились разногласия в церковной среде. С детских лет великий князь любил своего духовника митрополита Филиппа и часто советовался с ним. Об их отношениях так повествует летописец: весной 1473 г. в Москве начался пожар, уничтоживший митрополичий двор. Филипп в церкви «начал молебны петь со многими слезами у гроба чудотворца Петра. В то время пришел сюда же и сам великий князь и стал говорить: „Отче, господине, не скорби, на то воля Божья. А что двор погорел твой, то я тебе сколько захочешь домов дам, или если какое добро сгорело, то все у меня возьми“, – думая, что из‑за этого он плачет. Он же от многого плача начал телом изнемогать, начала отниматься у него рука, а затем и нога». 5 апреля 1474 г. Филипп умер. На долю его преемника Геронтия достались беды пострашнее пожара. По‑видимому, Геронтий вел себя во всех этих передрягах не так, как хотел Иван. В 1479 г. великий князь разгневался на митрополита за то, что «не по ходу солнца ходил митрополит с крестами вокруг церкви».

Начался жаркий спор, часть духовенства была на стороне великого князя, но большинство – на стороне Геронтия. Обиженный митрополит в 1481 г. оставил кафедру и уехал в Симонов монастырь. Ивану пришлось идти на поклон к Геронтию и просить у него прощения. Но позже, когда Геронтий вновь из‑за несогласия с Иваном оставил посох и уединился в монастыре, великий князь не только не пошел к нему, но даже стал насильно удерживать святителя в его добровольном заточении – пусть, мол, тот узнает, чья власть выше!

В побежденном Новгороде при Иване III возникла ересь стригольников, знатоков книжности. Они критиковали официальную церковь за неправедную жизнь духовенства, отрицали церковную иерархию и некоторые догматы веры. Все это происходило на фоне ожидания конца света в 7000 г. от сотворения мира (1492). С еретиками московские власти расправились сурово – их вождей утопили в Волхове. Но некоторые идеи еретиков, требовавших от церкви праведной, бессребреной жизни, все же нравились Ивану III, имевшему собственные виды на богатство церкви. Известно, что, захватив Новгород, Иван III конфисковал земли местных монастырей. Это же он решил повторить в других частях государства.

В своих расчетах Иван опирался на выгодную казне идеологию «нестяжателей», сплотившихся вокруг иеросхимонаха Нила Сорского. Этот старец Кирилло‑Белозерского монастыря считал, что монахи должны жить бедно, не стяжать, ибо главное для них – это смирение, самоуглубление, уединенное общение с Богом. При этом нестяжатели приходили к опасной идее о верховенстве духовной власти над земной, что, конечно, Ивану не нравилось.

Нилу возражали «иосифляне» – сторонники игумена Иосифо‑Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1439–1515). Он тоже проповедовал идеи личной бедности монахов, в его монастыре принципы достойного и скудного общинножительства монахов не оставались только словами. Но при этом Иосиф полагал, что сам монастырь должен богатеть – иначе он не сможет помогать людям, оказывать милосердие больным и бедным.

В конце концов Иван III так и не решился на секуляризацию церковных земель. Более того, в 1504 г. некоторые сторонники нестяжателей были объявлены еретиками, а Иосиф ради сохранения богатства монастырей пошел на полное подчинение великому князю.

Иван iii сергий радонежский

Задания Д7 № 356

Выберите из списка три исторические личности, связанные с княжением Ивана III. Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.

3) Сергий Радонежский

4) Иосиф Волоцкий

5) Софья Палеолог

6) Елена Глинская

1) хан Ахмат — ДА, верно, выступил против Ивана III на реке Угре.

2) хан Тохтамыш — НЕТ, неверно.

3) Сергий Радонежский — НЕТ, неверно.

4) Иосиф Волоцкий — ДА, верно, церковный деятель, глава течения иосифлян в русской церкви.

5) Софья Палеолог — ДА, верно, жена Ивана III.

6) Елена Глинская — НЕТ, неверно.

Правильные ответы 1, 3 , 5.

Софья Палеолог — невеста Ивана III,

Сергей Радонежский благословил русское войско перед битвой Куликовской битвой (1380г), а хан Ахмат возглавлял противоположную сторону во время Куликовской битвой (1380г).

Сергей Радонежский никакого отношения к Ивану III не имеет. Он умер в 1392г,, Иван еще и не родился. УЧИТЕ ДАТЫ.

Иван iii сергий радонежский

Задания Д1 № 1

Основателем династии московских князей был

1) Юрий Долгорукий

2) Андрей Боголюбский

3) Даниил Александрович

Московское княжество образовалось в 1276 году (XIII в.) и было дано в княжение младшему сыну князя Александра Невского — Даниилу Александровичу (1276−1303). Юрий Долгорукий (1125−1157), Андрей Боголюбский (1157−1174) — князья Владимиро-Суздальского княжества, а Иван Калита правил в Московском княжестве в 1325−1340 гг.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Скажите пожалуйста, а как понимать изречение Юрия Долгорукого-«приходи ко мне брате во Москву» писал черниговскому князю, разве не он был основоположником династии московских князей?

Речь идет об основании династии т. е. московского княжества как самостоятельной земли (1276 г.), а не Москвы (1147 г.) как города.

В Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка «Преподобный Сергий Радонежский», приуроченная к 600-летию обретения мощей святого и постройки Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Музеи Московского Кремля представили посетителям первое изображение чудотворца всея Руси, иконы XV века из Успенского собора, предметы из коллекции великого князя Сергея Александровича и Евангелие в золотом окладе, усыпанное драгоценными камнями. «Известия» побывали в Оружейной палате и оценили масштаб фигуры Сергия Радонежского и уровень почитания игумена земли русской.

Наследие пяти веков

Имя Сергия Радонежского неразрывно связано с историей российского государства и с Московским Кремлем — сокровищницей, на протяжении столетий бережно хранящей реликвии освященные именем преподобного. Открывшаяся в Оружейной палате экспозиция охватывает временной отрезок с первой трети XV по начало XX века. Надо заметить, что за пять столетий сохранилось не так много предметов, так или иначе относящихся к Сергию Радонежскому. Но то, что дошло до наших дней, цены не имеет. Выставка собрана из сокровищ, хранящихся в фондах Музеев Московского Кремля. Некоторые вещи экспонируются впервые.

Иван iii сергий радонежский

— Таких выставок у нас прежде не было, — сказала «Известиям» директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Мы демонстрируем экспонаты, связанные с очень важным для истории русской государственности святым, 25 сентября 1392 года Сергий преставился. Сейчас мы отмечаем 600 лет обретения мощей Сергия Радонежского.

Почитаемого святого называют собирателем земель русских. Он уделял огромное внимание тому, чтобы прекратилась междоусобная вражда. В 1337-м году на горе Маковец Сергий заложил Троицкий монастырь. Он быстро стал духовным центром Руси. Великий князь Дмитрий Донской, собираясь на битву с Мамаем, отправился за благословением к игумену Сергию. Как гласят поверья, тот сообщил о предчувствии превосходства, обещал молиться, а в помощь отправил двух монахов Троицкого монастыря Пересвета и Ослябя. Игумен предрек победу в Куликовской битве и начало освобождения от монголо-татарского ига. Он стал духовным покровителей семьи Рюриковичей, потом Романовых, а затем и всей Москвы.

— Наш музей связан с русской государственностью. Сергий Радонежский — почитаемый святой на протяжении уже шести веков. Мне кажется важным напомнить о том, что происходило в русском государстве очень давно. Своими деяниями и молитвами он помогал сохранить и объединить русские земли. Никаких аналогий мне не хотелось проводить, но, тем не менее, они сами собой проявились. Наверное, не случайно, — отметила Елена Гагарина.

Две Троицы

Выставка раскрывает различные аспекты почитания преподобного Сергия, рассказывает о связях русских правителей с Троице-Сергиевым монастырем. К периоду правления великого князя Ивана III относятся два самых выдающихся памятника в экспозиции — иконы конца XV века из Успенского собора.

— «Святая Троица» из Петропавловского придела принадлежит кисти неизвестного художника из придворных кремлевских мастерских, — проводит экскурсию по выставке куратор, научный сотрудник Оружейной палаты Светлана Зюзева. — Наиболее совершенное воплощение «Троица» получила в знаменитой иконе Андрея Рублева, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому». Она написана раньше. Находится в собрании Третьяковской галереи.

Иван iii сергий радонежский

Второй ценный образ на выставке — «Преподобный Сергий Радонежский с житием». По мнению экспертов, икона написана богомазом из круга великого Дионисия. В Успенском соборе ее обычно можно найти в Дмитровском приделе.

К этому же периоду относится серебряный наперстный крест-мощевик, датированный 1420-м годом. На нем выгравировано самое раннее изображение Сергия Радонежского. Мощей в нем не сохранилось. А рядом представлен небольшой ковчег, в котором хранилась часть ризы преподобного. С эпохой московских великих князей связана и пелена «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», созданная в мастерской жены Василия II Темного и матери Ивана III княгини Марии Ярославны.

А самая поздняя вещь в экспозиции относится к началу XX века — икона «Преподобный Сергий Радонежский Святая Елизавета, парящая над Соборной площадью Кремля». Она входила в коллекцию великого князя Сергея Александровича, большого почитателя Святого. Часть предметов находились в Чудовом монастыре, находящемся на территории Кремля. К сожалению, после революции собрание князя было разрознено. Сокровища попали в частные коллекции к антикварам. Часть предметов сейчас находятся в собраниях Третьяковской галереи, Исторического музея и в Музеях Московского Кремля.

Одно из значимых собраний реликвий, связанных с именем Сергия Радонежского, находилось в Троице-Сергиевом монастыре, в XVIII веке получившем статус лавры. Ежегодные церемониалы российские правители проводили в монастыре у мощей Святого. На Троицу и на день памяти преподобного, а так же перед важными государственными и семейными событиями правители молились Сергию Радонежскому.

Не книга, а золото

В 1920-е годы из Троице-Сергиевой лавры в Кремль поступили вклады русских государей XVI-XVII веков. В центральной витрине можно увидеть золотое кадило, Евангелие в драгоценном окладе, панагии в бриллиантах, литургический прибор, а также блюдо Ивана Грозного.

— Его царь преподнес на свадьбу своей супруге Марии Темрюковне, — рассказывает Светлана Зюзева. — Когда она умерла, передал золотое блюдо в Троице-Сергиев монастырь, чтобы монахи поминали ее.

Иван iii сергий радонежский

Гендиректор «РОСИЗО» Ольга Галактионова — о выставке к столетию Советского Союза, новых технологиях и страховщиках-безумцах

Самый весомый предмет на выставке — Евангелие в золотом окладе. Фолиант весит 12 кг.

— Это ценнейшая печатная священная книга, датированная 1632 годом, — пояснила «Известиям» куратор. — Это работа ювелира Гаврилы Овдокимова. Редкость, когда удается установить авторство мастера, тем более работавшего четыре века назад. Но путем научных изысканий удалось узнать его имя. В книге есть раскрашенные изображения евангелистов. Увидеть их посетителям нет возможности, реставраторы не рекомендуют выставлять старинное писание в открытом виде. Сложно поддерживать переплет, он довольно тяжелый, и для целостности книги это может быть опасно.

Четырехсотлетнее Евангелие — произведение искусства. Оно украшено золотой чеканкой, эмалями, драгоценными камнями. Как уверила Светлана Зюзева, обложка украшена чистейшими изумрудами, сапфирами, рубинами и алмазами. Это любимые камни первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.

На выставке представлена драгоценная панагия, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной архиепископу Арсению, архимандриту Троице-Сергиевой лавры. С именем императрицы Екатерины II связан великолепный литургический прибор, выполненный по ее заказу в 1795 году придворным ювелиром Иваром Бухом.

Выставку «Преподобный Сергий Радонежский» можно назвать бонусом для посетителей Оружейной палаты. Купивший билет на постоянную экспозицию сокровищницы может по достоинству оценить и выставку и в парадном вестибюле. Она будет работать до 11 января.

Будущий государь Руси Иван III родился 22 января 1440 г. в семье великого князя московского Василия II.

Матерью Ивана была Мария Ярославна, дочь удельного боровского князя и внучка князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы. Удельные князья были не только крамольниками, но и ближайшими советниками и помощниками великокняжеской семьи.

Наследником московского трона должен был стать первенец Василия II Юрий. Но Юрий умер в младенчестве, и наследником короны стал второй сын, Иван.

Иван III родился в день памяти апостола Тимофея. В его честь княжич был наречен именем Тимофей. Иван III всю жизнь чтил своего небесного покровителя Тимофея. Ближайшим церковным праздником был день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста 27 января. В этот день младенец получил свое второе имя Иван. С ним он и вошел в русскую историю.

Обычай давать ребенку два имени родился давно. Одно имя хранили в тайне. Не зная этого имени, враги, колдуны и лиходеи и не могли наслать на человека порчу, испортить его ведовством. Другая выгода состояла в том, что наследник пользовался покровительством сразу двух небесных заступников.

Крестили младенца Ивана игумен Троице-Сергиева монастыря Зиновий и игумен Чудова монастыря в Кремле Питирим. Еще основатель Троицы Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. С тех пор династия поддерживала самые тесные отношения с обителью Сергия.

Троицкая обитель по праву завоевала славу одного из главных духовных центров Руси. Чудов монастырь был монастырем митрополита, главы русской церкви.

Рождению Ивана сопутствовал и знамения и пророчества. Одно из пророчеств было записано в Новгороде Великом. Монах Михаил из новгородского Клопского монастыря (он был связан родством с московским великокняжеским домом) сообщил архиепископу Евфимию новость о рождении сына у великого князя московского и сопроводил свое сообщение собственными пояснениями: «Родися великому князю сын… и будет наследник отцу своему, и разорити иметь обычаи нашей земли Новгородская, погибель граду нашему будет, и многим землям страшен будет». Новгород давно жил в тревожном ожидании московского нашествия. Пророчество чернеца отражало общее настроение, царившее в вольном городе. О скором падении Великого Новгорода толковали повсюду.

Молва о великокняжеской семье была неблагоприятной для наследника. Австрийский посол после посещения Москвы писал в своем сочинении о Руси: этот Василий Дмитриевич оставил единственного сына Василия, но не любил его, так как подозревал в прелюбодеянии свою жену, от которой тот родился.

О первых годах жизни Ивана ничего не известно. В соответствии с традицией наследник жил на женской половине терема в окружении кормилиц, мамок и нянек. По достижении пяти лет дети переходили на руки воспитателю — дядьке. Обучение грамоте обычно поручали доверенному лицу — дьяку. В пять-шесть лет мальчика сажали за Псалтырь, позднее — за Деяния Апостолов.

Книгу нараспев читали вслух. Ученик заучивал прочитанное наизусть и таким путем овладевал грамотой. С письмом дело обстояло сложнее. Обычай воспрещал лицам царствующего дома брать в руки перо. Московские государи редко нарушали это правило. Княжие грамоты скреплял не сам монарх, а его дьяки. В Москву этот обычай пришел, вероятно, из Орды.

Родители позаботились о том, чтобы воспитать сына в духе благочестия и беззаветной преданности православной вере. Учителя Ивана были, по московским меркам, образованными людьми.

Однако курс обучения наследника был прерван возобновившейся смутой, когда великокняжеской семье и наследнику пришлось думать не о грамоте, а о спасении головы.

Княжич Иван родился в недоброе время. Русь переживала смуту. Она продолжалась четверть века и едва не погубила корабль российской государственности.

На Русь разом обрушились многие беды. Ивану III едва минул год, когда населению пришлось пережить необычайно сильные морозы. «Та же зима бысть люта зело, и мрази велии нестерпимый, и много скотом и человеком зла сотворися. Тоя же весны быша громи велицы и млънии страшни, и ветри и вихри велицы, и бысть страх на всех человецех. Тоя же весны бысть отзимие, и паде снег велик и паки соиде, и възсташа ветри, и быша мрази мнози и ветри велици, и бысть скорбь многа в людех. Того же лета бысть жито дорого».

Год спустя морозы погубили урожай, и Русь пережила страшный голод. «Та же зима была студена. А сено дорого, а во Тфери меженина; и пришло в Можаеск голодников много, и князь велел был их кормити, они же хотели и пристава самого съести; и с тех мест почали с голоду мерети, и наклали их 3 скуделницы, да хлебника мужика сожьгли в Можаисце же с женою, а он люди ел, душ пятьдесят и малых и великих потерял».

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector