Опыт показывает, что знание догматов и канонов позволяет обезопасить себя от влияния опасных мыслей и людей. По тому, как тот или иной человек отзывается о них (не говоря о том, соблюдает или нет) становится ясно, на самом ли деле это православный человек. Даже если внешне у него все исправно, но отношение самое халатное, «творческое», то рано или поздно выясняется, что это волк в овечьей шкуре.
Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу. Каноны регламентируют жизнь Церкви и христиан в смысле дисциплинарно правовом, и в нравственной области. Канон (в смысле церковного права) – это основополагающий церковный закон, действующий во всей Православной Церкви.
В идее канона всегда лежит неизменный догматический момент. Однако в буквальном смысле канон отражает преходящие обстоятельства жизни Церкви.
Каноны не подлежат отмене, но их правовые нормы не носят абсолютного характера. Более того, в самих правилах можно найти указание на гибкость. Канон может больше не применяться в связи с тем, кто регулируемое им отношение исчезло. В то же время правило канона может служить ориентиром: так, указание на возраст не существующих ныне дьяконисс (40 лет) ложится в основу рассуждений о возрасте женщины, назначаемой на существующие ныне церковные должности.
Каноны, даже если они уже не применяются, в любом случае остаются критериями церковного законодательства и основы церковного правосознания. Канон – указатель к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни.
Церковное знание можно разделить на четыре области:
- догматы — четкие церковные определения;
- каноны — регламент жизни Церкви и христиан;
- литургическое предание, регулирующее богослужебную жизнь Церкви;
- православная аскетика — опыт богообщения, основные законы духовной жизни и глубокий аскетический аппарат, призванные помочь выстроить православную личную форму духовной жизни.
Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку, например:
- Бог есть.
- Бог:
- самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем («Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6)), вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ (см., напр. Псалом 138) – т.н. апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари;
- обладает Божественными разумом и премудростью, всеведением. Бог свят (т.е. руководствуется представлением об одном высшем добре). Бог всемогущ (Быт 17, Лк 1:37) и всеблажен, благ, милостив. Бог есть Любовь. И, одновременно, Бог справедлив.
- Бог – Творец мира. Бог создал мир из ничего. Бог создал мир разумом и премудростью, волею и словом. До Бога времени не было. Бог создал совершенный мир.
- Бог – Промыслитель мира, т.е. печется о мире, хранит его и правит им.
Догматы о Боге, Троичном в Лицах, например:
- Бог един по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная (Три самостоятельных Лица, обладающие всеми совершенствами, но не три Бога, а Бог).
- Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца.
Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному, например:
- добрые ангелы – служебные духи, которые служат Богу, народам, частным лицам, церквям;
- злые духи – падшие ангелы, обитают в воздухе, постоянно ищут, как погубить человека. Господь их деятельность попускает и ограничивает.
Догматы об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку, например:
- Человек сотворен по образу и подобию Божию.
- Только три лица за всю историю человечества произошли особым образом – Адам, Ева и Господь наш Иисус Христос. Все остальные произошли от Адама и Евы.
- Человек состоит из души и тела.
- Душа – высшая, духовная, самостоятельная, разумная, сознательная, свободная, бессмертная сущность.
Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, например:
- Грех праотцов (Адама и Евы) – на всех их потомках, т.е. всех людях. Это всеобщий, первородный грех.
- Следствия грехопадения: разрыв Богообщения, утрата благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли, склонность к злу, а не к добру, искажение образа Божия.
- Вся тварь через грехопадение человека прервала общение с Богом, и мучается доныне (Рим. 8:22).
- Господь через Сына своего благоволил спасти людей. Сын совершил это спасение. Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасения.
Догматы о Христе Спасителе, например:
- Господь Иисус Христос – истинный Бог.
- Господь Иисус Христос – истинный, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго.
- Мы все искуплены Его смертью и воскресением.
- Иисус Христос победил и разрушил ад.
- Победив смерть Своим воскрешением, Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, тем самым вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство небесное.
Догматы об освящении, например:
- Без Божественной помощи люди спастись не могут.
- Благодать – это особая нетварная Божественная сила.
- Благодать достигает нас в Ипостаси Святаго Духа, потому часто называется силой Духа Святаго (хотя принадлежит всем Лицам Троицы).
- Благодать даруется людям вследствие подвига Иисуса Христа.
- Благодать не изменяет природу человека, но преображает ее.
Догматы о Святой Церкви, например:
- Церковь – посредница в деле освящения и спасения, основанная Господом нашим Иисусом Христом.
- Вне Церкви нет спасения.
- Глава Церкви – Иисус Христом
- Святой Дух действует в Церкви.
- Церковь святая, единая, соборная, апостольская.
Догматы о Таинствах Церкви, например:
- Таинства есть священные действия, чрез которые тайным образом действует на человека благодать, т.е. спасительная сила Божия (Пространный катехизис).
- Совершитель Таинств – сам Иисус Христос.
- Таинство действительно при условии веры в Христа и спасительную силу Таинств, и искреннего желания принять благодать.
- Крещение совершается только один раз.
- В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прелагаются в Кровь и Тело Христово.
- Евхаристия есть жертва благодарения, умилостивления и соединения всей Церкви в Тело Христово.
- Покаяние врачует от грехов.
Догматы о Таинстве священства:
священство – Божественное установление, предполагает избранничество свыше, совершается через рукоположение (возложение рук).
Весь мир подчиняется определенным правилам, будь то законы физики или нормы морали, принятые в обществе. Любая религия также содержит правила — принятых аксиом, которые не подлежат критики. Православная вера имеет основу в виде догматов — главных богооткровенных истин, на которых строится все богословие Православной Церкви. Эти догматы определяют основные положения веры и раскрывают суть взаимоотношений человека и Бога, а также человека и общества.
Основные догматы христианства
Ряд утвержденных богооткровенных истин не был принят одномоментно — их определение и утверждение происходило на протяжении нескольких столетий и 7 Вселенских Соборов, каждый из которых был посвящен определенному вопросу. Например, на Первом Вселенском Соборе была принята истина о Троице — Бог Един и существует в трех ипостасях, Отец, Дух и Сын.
Все утвержденные аксиомы христианства стали воплощением трех главных правил, которые должны быть известны всем людям на Земле:
- Господь существует в трех ипостасях, при этом оставаясь единым.
- Иисус Христос Божий Сын стал воплощением Бога и Человека в одном лице, т.е. стал представителем человеческого рода.
- Человечество может избавиться от грехов только посредством принятия Искупительной Жертвы Христа.
Следует упомянуть и о том, что часто, именно распространявшаяся ересь была причиной Соборов и принятых впоследствии догматов — как точный и прямой ответ всем тем, кто распространял неверные и опасные мысли среди населения.
История использования термина
Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:
- В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной.
- Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона.
- Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты.
- Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне.
- В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить.
- Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы.
- Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.
Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.
Происхождение догматов
Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.
Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.
Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:
- Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления.
- Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины.
- Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет.
- Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т.е. строгие законы и не нарушать их.
Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.
Догматы, каноны и богословские мнения. В чем различие?
В православии есть несколько понятий, которые не до конца понятны простым христианам. В частности это: догмы, каноны и богословские мнения. Все эти понятия используются в жизни и деятельности Церкви, но являются разными по своей сути.
Основное отличии их в том, что догматы определяют основные истины вероучения в целом, каноны являются практическими правилами, которым подчиняются обряды, а богословские мнения являются просто человеческими позициями по определенным вопросам.
Каноны Православной Церкви
Каноны — это установленные правила проведения богослужений и любых обрядов. Они определяют порядок жизни Церкви в целом, а также частные аспекты жизни отдельных христиан. Как и догматы, каноны утверждаются на Вселенский Соборах и Поместных, и также имеют вечный и безусловный авторитет.
Каноны являются неким сводом правил, которые определяют различные аспекты жизни христианина. Они являются идеалом, к которому стремится каждый верующий. Каноны определяют не то, во ЧТО верят, но то КАК верят, но они все равно могут стать причиной раскола. В Православной Церкви насчитывается 762 канона.
Богословское мнение
Богословские мнения — личные мысли и позиции определенного человека, который имеет богословское образование и определенный авторитет в Церкви. При этом позиция человека не является общецерковным учением, но должна включать в себя Истину, которая не противоречит Божественным Откровениям.
Мнение ученого-богослова может быть ошибочным, даже Отцы Церкви порой высказывали неправильные мысли, но и они не противоречили Писанию и канонам. Христиане могут прислушиваться к подобным мнениям, ведь далеко не все важные темы раскрыты в догматах, но не принимать чужую позицию за Божью.
Перечень догматов православия
Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.
Главные догматы, которые были одобрены на Вселенском Соборе скрыты в Символе Веры — именно в данном тексте раскрываются три основные позиции Православной Церкви:
- Единый Бог в трех ипостасях.
- Очеловечивание Иисуса Христа и Его добровольная Смерть на Кресте.
- Спасение человечества от греха через Кровь Иисуса Христа.
Эти аксиомы являются основополагающими для православных и были приняты на Никейском Соборе 318-ю святыми отцами. Помимо этого, выделяют догматы:
- Воскрешение и Вознесение Сына Божьего;
- Будущее Второе Пришествие и Суд над человеком;
- Значение и роль Церкви;
- Воскрешение мертвых;
- Божья и человеческая природа Иисуса Христа.
Все они были приняты на общих Соборах, где встречались самые мудрые отцы того времени. Сегодня эти аксиомы помогают человеку осознать не только в Кого он верит, но и как вера должна менять его сердце и жизнь.
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Каждый человек независимо от того верующий он или нет, придерживается определенных истин, которые помогают ему принимать решения и совершать поступки соответственно морали общества в которой он живет. Церковь создала свои догматы христианства, которые принимаются верующими людьми, как основные, недоказуемые правила.
Важно понимать, что если родители хотят воспитать духовно развитого человека, привить ему безграничную любовь к Богу, нужно с младенчества придерживаться всех церковных правил и обрядов. Но для начала, давайте подробнее выясним для себя, что же такое догмат и значение его. Это откровенные истины о Всевышнем, учение, направленное на прославление Отца всего человечества и веру в его искреннюю любовь к своим детям.
Служители церкви, проповедуя основы православия, каждый раз определяют навсегда установленные, постоянные, неоспоримые, неопровержимые, бесспорные, несомненные истины христианской веры. Для таких простых истин характерно: учиться вере, быть открытым и откровенным перед Богом, обязательно посещать церкви, храмы и монастыри не только на большие праздники, но и на простые богослужения.
Основные догматы христианства
Православные истины принимались на 7 Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе была установлена неопровержимая истина: Бог единый на всей Земле и существует в трех ипостасях Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.
И дальше было рассмотрено упомянутую выше истину подробно. Бог Отец – создатель мира, Иисус Христос, рожденный Девой Марией, который отдал свою жизнь на Земле, таким образом, искупив грехи человечества. Постоянно человечество ждет пришествие Мессии. Обязательно нужно упомянуть о Святом Духе, воскрешение после смерти, как доказательство верующим, что жизнь после смерти продолжается, ведь душа бессмертна.
Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать все живущие на Земле:
- Существование Всевышнего в трех лицах;
- Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
- Избавление человечества от грехов.
Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.
Следовательно, религиозные догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце, его отношениях со Вселенной, истинных представлениях о действующих законах мироздания. Разные точки зрения на те, или иные догматы, создают непреодолимые препятствия и приводят к смене религиозных взглядов и появлению разногласий между представителями разных вероисповеданий.
Догматы Православной Церкви
Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:
- Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
- Истина о совершении греха каждым из нас;
- Искупление грехов;
- Воплощение Сына Всевышнего;
- Воскрешение Иисуса Христа;
- Вознесение на небеса;
- Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
- Возрождение значения и роли Церкви;
- Воскрешение простых смертных;
- Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
- Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
- Почитание икон.
Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще и видео об основных православных догматах:
О догматах православной Церкви
Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Сегодня мы предлагаем Вам изучить очень серьезный вопрос, который касается самой серьезной темы: Догматы Православной Церкви.
Что же такое догматы?
Отвечает на вопрос священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
─ Догматы — богооткровенные истины о Боге и Домостроительстве нашего спасения, принятые Церковью как непререкаемые и обязательные. Источником их является Священное Писание и Священное Предание. Господь открывал необходимые для веры и спасения истины через пророков и апостолов постепенно на протяжении многих веков. Они даны в священных библейских текстах законоположительного, учительного, исторического и пророческого содержания. Поэтому с рождением Церкви возникла необходимость в их раскрытии в богословских категориях и понятиях, в систематизации и изъяснении. Труд этот был начат святыми отцами и учителями Церкви (Оригеном, святителями Кириллом Иерусалимским и Григорием Нисским, блаж. Феодоритом и др.). Трворение преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» (VIII в.; русск. изд.: СПб.,1894;, репринт: М.,1998; Творения, М.,2002) явилось выдающимся событием в деле полной систематизации догматического учения. Работа эта продолжалась и последующие века.
Из отечественных авторов фундаментальная работа в области догматического богословия принадлежит митрополиту Московскому Макарию (Булгакову; 1816–1882) «Православно-догматическое богословие» (СПб., 4-е изд., 1883; т.1–2; реприрт: М.,1999). В последние годы вышло несколько работ в данной области: Михаил Помазанский, протопресвитер, Догматическое богословие, М.,2001; архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002 и др.
В Православной Церкви работа по кодификации церковно-правового материала проводилась с первых веков христианской государственности. Формировались сборники, включавшие не только каноны, но и государственные законы по церковным делам (эпитомы — извлечения или краткие изложения). Эти сборники получили названия Номоканонов (греч. nomos — закон; kanon — канон, устав). Самым известным и авторитетным является «Номокакон в XIV титулах» Константинопольского патриарха Фотия (IX в.). Он состоит из двух частей. Первая часть — кодифицированный сборник канонов. В нем 24 титула, каждая из которых разделена на главы. Принцип деления — предметно-тематический. В главах имеются отсылки на каноны и государственные законы. Вторая часть Номоканона — Синтагма (греч. syntagma — вместе построенное, соединенное). В ней содержатся тексты канонов.
Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.
Краткое и точное изложение всех истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры.
Догматы вероучительное определение Православной Церкви, вводящее человеческий ум в познание Бога. Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде, указывает св. Максим Исповедник.
Догмат есть превосходящая разум Богооткровенная истина, обладающая, по слову св. Иоанна Лествичника, неисследимой глубиной. Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.
Догматические определения Православной Церкви приняты на 7 Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом. Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом орос (oros). В буквальном смысле оно означает предел, границу. Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви, как правило, связана с ответом на еретические искажения смысла христианства. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.
Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова догмат в значении вероучительного определения. Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. — ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме, свидетельствует св. Евангелист Лука (Деяния 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово догмат употребляется в значении христианского учения во всей полноте. В таком же смысле слово догмат использовалось во II, III и начале IV веков, употреблялось святыми Игнатием Антиохийским, Иустином Философом, Климентом Александрийским. Древнейший, предшествовавший периоду Вселенских соборов, догматический памятник Православия символ веры св. Григория Неокесарийского (Чудотворца), написанный им около 260-265 гг.
С IV века слово догмат приобретает более определенный смысл. Непрерывная систематизация христианского вероучения ведет к отделению вероучительных и нравственных истин. С вероучительными истинами догмат отождествляется у святых Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, а на границе IV-V вв. и у Иоанна Златоуста. В эпоху Вселенских соборов значение догмата определяется окончательно. Под догматами стали понимать вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.
Дарующие, по словам св. Максима Исповедника, свет ведения Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, – Троицу и Двоицу, указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных. Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, учит св. Григорий Синаит. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3).