Церковное пение русской православной церкви

Официальный сайт Введенского
ставропигиального мужского монастыря

  • A+
    • A−
    • Главная
    • Предстоятель
    • Наместник
    • Паломничество
    • Расписание
    • Экскурсии
    • Поминовения
    • История монастыря

    Церковное пение русской православной церкви

    Церковное пение русской православной церкви

    Церковное пение русской православной церкви

    Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

    преп. Варсонофий

    Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

    преп. Варсонофий

    Подскажите фильмы про русские древние монастыри. Особенно где показывают кельи преподобных и святых и внутренне убранство зданий . кроме храмов. Древние библиотеки с книгами. Личные вещи святых.

    И ещё?
    Может кто то даже в своей жизни видел рукописи Кронштадтского или Брянчанинова..
    А то как то за семью печатями но вроде сканы и фото писем очень долго искать. Обидно!

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    • Записи сообщества
    • Поиск
    Православное Церковное пение запись закреплена

    Православное Церковное пение запись закреплена

    Православное Церковное пение запись закреплена
    ПАТРОЛОГИЯ

    Светлого Христова Рождества!
    Богослужебные песнопения Рождестве Христова
    Хор Троице-Сергиевой Лавры п/у архимандрита Матфея (Мормыля)

    alt=»⬜» />Дивное чудо боговоплощения, совершившееся более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью. Днесь Бог на землю прииде — и человек на небеса взыде (стихира на вечерне праздника).
    Показать полностью. Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной драхме прп. Романа Сладкопевца).
    alt=»⬜» />Сбылись удивительные пророчества великих провозвестников Слова Божия, и пред человечеством, тысячелетиями ожидавшим спасения и избавления, изнемогавшим под бременем греха, страдавшим от проклятия не только в земной жизни, но и по кончине, отверзлась дверь небесная. От присноцветущей Девы приял плоть Господь наш Иисус Христос (канон Рождества Пресвятой Богородицы) — и херувим, огненным мечом ограждающий вход в рай, отступает от древа жизни (стихира на вечерне праздника). Родился Божественный Младенец на спасение мира, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4-5).

    В интернете очень мало мест где можно скачать новую музыку. Мы исправляем это недоразумение и предоставляем вам такую возможность. На нашем сайте вы, не только можете скачивать последние новинки из мира музыки, но и слушать mp3 онлайн. Качество треков всегда на высоте. Для мобильных телефонов скачать рингтон, минус, нарезку на звонок не составит труда. Песни скачанные с нашего портала имеют битрейт не ниже 320 кбит в секунду. Оставайтесь с нами и получайте массу позитива вместе с Vkusmp3.ru!

    Напоминаем, что вы можете без регистрации слушать и скачивать песни на телефон

    Церковное пение русской православной церкви

    С самых первых веков христианства церковное пение было формой проповеди, а потому несло в себе и богословские основания. Владимир Николаевич Лосский пишет, что разговор о музыке по отношению к богословию, на первый взгляд, может показаться парадоксальным, ведь музыку мы привыкли относить к сфере ремесла, техники и, конечно же, искусства. Если мы сосредоточимся на содержании церковных песнопений, то уйдем сугубо в область богословия безотносительно к той форме, в которой оно выражается, т. е. богослужебные тексты можно рассмотреть как любой трактат. Мы ни в коем случае не отвергаем важность литургических текстов, но, как писал известный исследователь церковного пения И. А. Гарднер, в богослужении можно выделить три составляющих: слово (т. е. собственно текст), чин и музыкальный элемент, на котором мы и остановимся.

    В одном из своих воспоминаний наш современник, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий как-то отметил: «Церковное пение захватило меня с самого начала пути. Оно увлекло и научило полюбить службу и молитву… Пение! Церковное пение! Оно было и, уверен, остается для многих самым мощным и убедительным словом Церкви». Что такого, качественно иного, было в этом пении? Почему одну музыку мы называем богослужебной, а другую нет? Где тот самый критерий, позволяющий нам проводить эту грань?

    Лосский полагает, что основная трудность заключается в том, что музыка, как и другие виды искусства, очень сильно зависит от вкусовых предпочтений человека. Более того, в Православии мы еще и привыкли, что не используем музыкальных инструментов, хотя они употреблялись в Ветхом Завете и остаются в употреблении в некоторых дохалкидонских церквях. Здесь можно и нужно провести параллель с иконопочитанием. Обратимся к определению Седьмого Вселенского собора, где читаем следующее: «Суммируя сказанное, мы сохраняем, не внося никаких новшеств, вверенные нам писанным или неписанным образом Церковные предания. Одним из них является создание живописных образов, как соответствующее традиции Евангельской проповеди, способствующее вере в то, что воплощение Слова Божия истинно, а не воображаемо, и служащее другим подобным целям. Ибо, если одно указывает на другое, то одно через другое проясняется».

    Иконопись также один из видов искусства, и в оросе идет речь лишь об этом, по той простой причине, что другого столь значительного «яблока раздора» тогда не существовало. Отсюда мы можем извлечь определенный соборный метод. Если икона является Евангелием в красках, то церковное пение – Евангелием в звуках. Церковная музыка должна быть сотериологична, ориентирована на спасение человека. Подлинный богослов переживает собственный опыт Бога, но, помимо некоторой доли субъективности, это еще и церковный опыт Бога. Потому богослов стремится говорить от имени Церкви. Точно так же от имени Церкви должен говорить композитор и исполнитель богослужебных песнопений, кои представляют собой форму литургического богословия. Если через созерцание иконографического образа мы мыслями возносимся к первообразу, то точно так же к Всевышнему нас должны возносить и стройные звуки церковного пения. У свт. Игнатия (Брянчанинова) на этот счет есть замечательные слова: «Посещающий неупустительно церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры».

    Однажды приняв крещение и став членом Церкви, мы избавились от «тленной одежды» и облеклись во Христа, вошли в общество святых, о которых на каждой Литургии молится священник. В этой общности, через служение ближним, реализуется наше собственное «я». Каждый из нас – индивид, т. е. неделимый субъект или «субстанциональный деятель», как писал Николай Лосский. Теперь из индивида нам предстоит стать личностью, но не просто личностью, а личностью в Боге, по образу Царя Царей, умывшему ноги Своим ученикам и даже Иуде. Вспомним истории о том, как жили первые общины христиан, как устраивались агапы, в которых всё личное становилось общим. Каждый по мере своих сил, возможностей и талантов стремился к служению другому. Здесь важно полноценное осознание себя, вверенных нам Богом и приобретенных «инструментов» служения. Без этого существует большой риск «закопать» свой талант, так полностью и не реализовав его. Литургия – это одновременно и «место», где мы предвосхищаем будущую блаженную общность святых и Бога, но также и «высшая школа», в которой мы учимся становиться личностями во Христе. Роль каждого из нас на Литургии очень важна, на эту «вечерю любви» каждый из нас вносит свой вклад, но пользуются этим все. Свои таланты и дары мы используем не столько для себя, сколько для всех. Отсюда несложно сделать вывод, что и церковный композитор, и церковный певчий являются теми членами общины, способности и таланты которых в литургической жизни становятся общим достоянием.

    Музыка, пусть и богослужебная, остается всё же музыкой, видом искусства, потому ее сложно заключить в какие-либо шаблоны, но, по мнению Владимира Лосского, некоторые ее внутренние принципы выделить все же можно. Первое – и композитор, и исполнитель должны помнить, что в своей литургической деятельности они служат Богу и ближнему, они – «богословы звуков», а потому необходимо избегать любого самовосхваления. Второе – богослужение, как было сказано, – это форма проповеди Евангелия, потому ни в какой форме не может противоречить тому, что было сказано Христом. Третье – евангельская проповедь не терпит пустых слов, отсюда и церковное пение должно быть насыщено теми звуками, которые ведут человека к спасению, никакой иной темы здесь быть не может. Четвертое – сама музыка, как вид искусства, должна занимать второстепенное значение по сравнению с тем посланием, которое она в себе несет. Пятое – необходимо, чтоб литургические песнопения становились для слушающих формой молитвы, помогали, как бы грубо это ни звучало, устанавливать связь с Богом.

    Думаю, что благодаря сказанному церковное пение станет для нас гораздо более значимым. И неважно, исполнять его будут люди с консерваторским образованием или сельские бабушки, ведь его суть и красота не столько в эстетике, сколько в богословии. Не зря владыка Иларион (Алфеев) однажды отметил: «Музыкальные произведения обладают тем удивительным свойством, что могут иногда в одно мгновение вознести наши ум и душу в неземные сферы. Эти моменты, когда вдохновение свыше, посетившее композитора, разделяют слушатели, показывают глубинную связь подлинного музыкального творчества и церковного священнослужения».

    Богослужебная музыка православной Церкви существует как напевное интонирование литургического текста – пение без сопровождения инструментов. Требованиям литургической эстетики точнее всего отвечает монодия , выражающая единство молящихся: «В Церкви должен всегда быть слышим один голос, так как она есть одно тело» (святой Иоанн Златоуст). Наряду с архитектурой, фресковой живописью, литературой, музыка – элемент храмового синтеза искусств, символически уподобляемый ангельскому пению: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» – поётся в Страстную седмицу на Литургии Преждеосвященных Даров. Литургическое предназначение определяет не только многосторонние связи музыки со словом, действием, иконописью в богослужении, но и интонационные, пространственно-временные особенности самого церковного пения как «умозрения в звуках». Традиционность, каноничность церковного пения опирается на постоянство его функций в богослужении. Канон обусловливает выбор соотношений слова и напева (силлабическое, силлабо-мелизматическое пение, мелизматическое пение ), единство текстовых и музыкальных принципов формообразования, опору песнопений на круг мелодических и структурных моделей разных уровней: попевки , гласовые напевы системы осмогласия , пение на подобен (напев-образец). Традиционность церковной монодии сохраняется и в многоголосных обработках одноголосных напевов-первоисточников благодаря общности принципов организации (мелодическая формульность, ладовая модальность , риторическая подоснова текстомузыкальной формы ). Церковное предание регулирует и особенности исполнения, способ фиксации песнопений (текст с нотированным напевом либо с указанием на подобен).

    Церковное пение русской православной церкви

    История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

    «Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

    Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

    Как на Руси появился знаменный распев?

    История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

    Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

    От знаменного распева к партесному пению

    Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

    Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

    Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

    Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

    Церковная музыка в стиле классицизма

    В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

    Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

    Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

    Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

    Церковное пение русской православной церкви

    Православные и католики отличаются в церковном богослужении. Церковные песнопения полностью вокальные. Самый распространённый вид — псалмы.

    Что такое церковное пение?

    Что такое пение? Это вокал, используемый для богослужения. Самым старым видом признают псалом. Это хвалебная песня, которую можно найти в Псалтири. Песнопение может исполнять как один человек, так и целый хор.

    Церковное пение русской православной церкви

    Раньше были целые сражения хоров, концерты. Позже это переросло в трудное творчество. Сегодня его проходят в духовных семинариях.

    История появления церковного песнопения

    Первые 2 века с начала творчества полны импровизации. Поводом её послужила поэзия гимнов и псалмов.

    Церковное пение русской православной церкви

    Раньше музыки не существовало, только пение. Сам Христос вместе с учениками завершил Тайную Вечерю песнопением. Разнося христианство, апостолы позаботились о песнопении. В их наставлениях принудительность и способы песнопения были прописаны.

    Во время молитвенных собраний 1-ые христиане исполняли не только псалмы Давида, но и гимны.

    Разновидности церковного песнопения

    Можно выделить два вида песнопения:

    • Литургическое (Богослужебное). Его можно разделить на уставное и неуставное
    • Паралитургическое. Не богослужебное, внехрамовое.

    Виды литургического (богослужебного) пения

    Литургическое песнопение можно разделить на 2 типа:

    • Уставное. Такие песнопения устанавливает Типикон. С греческого «литургия» переводится как «служба», из-за этого песни прочих служб называют литургическими;
    • Внехрамовое. Их поют, когда проходит богослужение, но они не утверждены Типиконом. Их разделяют на 9 видов (акафисты, величания, каноны, на молебнах, духовные канты, заупокойные, венчальные, колядки, щедровки). Ещё к этому типа относятся стихи, исполняющиеся во время причащения верующих на Литургии;

    Виды паралитургических песнопений

    Паралитургическое песнопение разделяют на 7 видов:

    • Покаянные. Их обычно поют, когда проходит Великий пост. Такие мелодии медленны и грустны. Можно отнести, например, «Се Жених придёт в полуночи»;
    • Постные. Они похожи на покаянные, поются в пост. Их темп медленный, а мотив серьезный и грустный;
    • Венчальные. Они поются, когда проходит венчание. Мотив весёлый. К таким можно отнести, например, «Слава Тебе, Боже, слава Тебе»;
    • Поминальные. Их поют во время поминания. Звучат они скорбно, трагично, темп неторопливый. К таким можно отнести, например, «Вечная память»;
    • Пасхальные. Их поют службы Пасхальной седмицы. Они звучат празднично. Как пример, «Воскресения день»;
    • Колядки. Название от слова колядовать. Их поют тогда, когда проходит Рождество, после Святок. Представляют собой короткие стишки, за которые дают награду в виде сладостей;
    • Щедровки. Похожи на колядки, поются под старый Новый год. За них тоже можно получить сладкое вознаграждение;

    Церковное пение русской православной церкви

    Виды религиозного вокала

    Религиозное пение разделяют на 6 основных типов:

    • Антифонный. Состоит из двух хоров, которые находятся по бокам иконостаса. Хоры поют по очереди, сначала правый целое песнопение, а затем левый другое. Бывает, что когда песнопение длинное, то его разделяют на несколько частей, а затем оно исполняется по очереди. Стихи исполняются также. Название «антифон» происходит от «противогласие», диалог 2 групп. На сегодняшний день такого почти не бывает, поёт только 1 хор, однако до 1917 г. в Москве и др. городах исполняли так;
    • Эпифонный. Присоединение к стиху псалма ещё одного стиха перед псалмовским. То есть эпифонный означает припевпредходящий;
    • Ипофонный. Аналогично эпифонному, только стих вставляется после;
    • Респонсорный (от лат. — responsum — ответ). Можно выделить разные способы исполнения. 1) Исполнители говорят пением 1 и того же текста на каждое прошение священнослужителя. 2) Человек прочитывает все стихи псалма, а певцы отвечают говорят первого сказанного стиха. Так, например, исполняют прокимны;
    • Канонарх. Он был принят в русских монастырях. Канонарх в некоторой степени похож на респонсорный. Можно его назвать «пением под суфлёра», так как функция канонарха похожа на функцию суфлёра. Он говорит текст, псалмодируя на одном тоне. Другие повторяют его текст, уже пропевая его;
    • Гимнистический. Поётся полностью без перерыва. Так исполняют, например, «Свете тихий».

    Видео: Хор братии Спасо Преображенского Валаамского монастыря Северны

    Видео: Песнопения хора сестер св Троицкого Корецкого ставропигиального женского монастыря

    Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.

    Немного истории

    Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

    Церковное пение русской православной церкви

    Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

    В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

    Обычно было четыре партии:

    • сопрано;
    • альт;
    • тенор;
    • бас.

    Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

    Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».

    Современное пение

    В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.

    Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.

    Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.

    Кто может петь на клиросе

    Церковное пение русской православной церкви

    На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.

    Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом и хорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.

    В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов. Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника. Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.

    Руководит профессиональным хором регент, а народным хором – псаломщик.

    Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.

    На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику, который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать, отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения и громкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.

    Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

    Церковное пение — Среди множества музыкальных стилей, используемых в наши дни в Католической Церкви, особое место занимают различные традиционные распевы (системы церковного пения), среди которых первенство чести по прежнему принадлежит григорианскому хоралу, или… … Католическая энциклопедия

    СЕРБСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ — существует в двух видах: древнем одноголосном, доныне исполняемом унисоном в сербских церквах, и новейшем – гармонизованном. Оно отличается чрезвычайною подвижностью и легкостью своих мелодий, подчиненных осьми церковным ладам. Употребление… … Музыкальный словарь Римана

    ПЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ — православная русская церковь допускает в богослужении только вокальную музыку пение. Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Владимир Святой после своего крещения в Корсуни привез с собой в Киев демественников (т. е.… … Русская история

    АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ — – церковное пение в том виде, в каком св. Амвросий, епископ Миланский ввел его в церквах своего епископства. Амвросий перенес пение аллилуйи и антифонов из Греции в Италию; его считают также насадителем пения респонзорий. Если принять еще во … Музыкальный словарь Римана

    ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ — [григорианский распев, григорианика, григорианский хорал (устар.); лат. cantus gregorianus; англ. gregorian chant; франц. chant grégorien; нем. gregorianischer Gesang, gregorianischer Choral, Gregorianik; итал. canto gregoriano], традиц.… … Православная энциклопедия

    ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ — (лат., от partes части). Церковное, многогласное, не в один голос, пение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ многоголосное церковное хоровое пение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Строчное пение — вид др. рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2 , 3 голосное (отсюда термин троестрочное пение ) и редко 4 голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал… … Музыкальная энциклопедия

    Знаменное пение — Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги … Википедия

    Хомовое пение — Хомовое (раздельноречное) пение  русское церковное пение. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие (хомония), когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных … Википедия

    Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

    • тропари;
    • величания;
    • стихиры;
    • литургии;
    • всенощные;
    • кондаки.

    Что такое церковные песнопения

    Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

    Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

    Церковное пение русской православной церкви

    Антифонный вид

    «Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

    Церковное пение русской православной церкви

    Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

    Эпифонный и ипофонный вид

    Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

    1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
    2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).

    Респонсорный вид

    Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

    1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
    2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

    Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

    Канонарх

    Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

    • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
    • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
    • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
    • при объединении певцы формируют полукруг;
    • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

    Гимнический песенный вид

    Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

    1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
    2. Облачение архиерея.

    Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

    Зайдя в православный храм, каждый открывает для себя новый мир богослужебного искусства. Это и архитектура храма, и искусство иконописи, поэзия и наконец – песнопение. Как же называется церковное песнопение? Рассмотрим подробнее.

    Богослужебное искусство — что это?

    Чтобы понять суть церковного пения, необходимо воспринимать его целостно. Богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое, а строгие правила, разработанные веками, вовсе не ограничивают свободу самовыражения. Известные православные произведения (как называется церковное песнопение мы узнаем чуть позже) таких известных авторов, как Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца и других церковных деятелей поражают свободой и смелостью. Мозаики, фрески, иконы Андрея Рублева, Дионисия и других иконописцев помогают возвысить ум и сердце к первоисточнику красоты и гармонии.

    Церковное пение русской православной церкви

    Храм — это место, где идет богослужение, где люди причащаются Бескровной жертве, поэтому песнопение должно соответствовать всему тому, что происходит вокруг. Только тогда оно может по праву называться церковным.

    Единая, святая, соборная и апостольская Церковь — это собрание братьев и сестер по вере. Следовательно, церковные православные песнопения — это прикладное соборное художество. Другими словами — коллективное искусство, направленное на служение целям и задачам Церкви.

    Хоровое пение

    Неудивительно, что клиросное пение большей частью является хоровым: все голоса равномерно распределены, каждая партия поется бесстрастно, не громко и не тихо, на удивление деликатно и мягко. Либо исполняется в один голос (унисон) с исоном (когда несколько голосов держат одну басовую ноту) — это либо византийский распев, либо знаменный.

    Церковное пение русской православной церкви

    Если у звучащей музыки есть все вышеперечисленные достоинства, тогда ее по праву можно называть богослужебным искусством.

    Как называется церковное песнопение?

    Песнопения в православной церкви имеют свои названия и делятся на несколько видов:

    • Тропари.
    • Кондаки.
    • Стихиры.
    • Ирмосы.
    • Икосы.
    • Степенны.
    • Ипакои.
    • Богородичные.
    • Псалмы.

    Кроме них, на Божественной литургии и всенощном бдении поются особые песнопения, такие как Херувимская, Милость мира, Великая ектения, Великое и Малое славословие и так далее.

    Условно церковное песнопение можно разделить на две группы: богослужебные (храмовые) и на небогослужебные (внехрамовые). Богослужебные песнопения исполняются непосредственно во время Литургии, Всенощного Бдения и во время будничных служб. К ним относятся тропари, кондаки, стихиры, ирмосы, ипакои, икосы, степенны. Богородичное пение, пение псалмов, акафисты, величания можно услышать и вне богослужения. Они не входят и не освящены уставной традицией. По-другому их называют паралитургическим (от слова «пара» здесь означает «около») пением.

    К ним относятся колядки, стихи о святых, покаянные, брачные, венчальные песнопения, народные песни и так далее.

    Как называются негритянские церковные песнопения?

    В семидесятых годах девятнадцатого столетия появились первые сборники народных и духовных негритянских песен.

    Церковное пение русской православной церкви

    Их собрал и выпустил первый афроамериканский композитор Гарри Берли. Интересно, что все произведения были исполнены многоголосым хором без аккомпанемента. Чернокожие певцы легко гармонизировали мелодию, иногда лидировал солист.

    Зачастую негритянские церковные песнопения называют госпелом. Слово берет корни от английского Gospel music, то есть евангельская музыка. Афроамериканский госпел отличается от евроамериканского, но объединяет их то, что они зародились в одной и той же среде — методисткой церкви южной части Соединенных Штатов Америки.

    В отличие от православных и григорианских песнопений, негритянский госпел поется быстро, весело и с танцевальными нотками. Основателем госпела стал методистский священник Чарльз Тиндли, который сам писал музыку и слова к ней.

    Множество современных исполнителей включали и включают в свою концертную программу госпел. Рей Чарльз, Элвис Пресли, Уитни Хьюстон и множество не менее известных певцов с удовольствием пели народные негритянские духовные песнопения.

    В чем особенность православных песнопений?

    Суть церковных православных песнопений — молитвы. Молитва славит Творца, радость общения с Ним, говорит о просьбах, прощении грехов. Нет ничего лучше, чем служить Богу. Любой человек, имеющий горячее желание петь на клиросе, с помощью Господа обязательно добьется своей цели.

    Церковное пение русской православной церкви

    Из истории Древней Руси мы знаем, что послы князя Владимира, побывав Константинополе, были восхищены церковной службой. Они слышали хоровое пение, видели архиерейскую службу и не могли понять, на земле они или на небе, так как никогда не видели и не слышали ничего подобного, даже не могли подобрать нужных слов, чтобы пересказать всю красоту и гармонию богослужения. Особенность православного богослужения в том, что Бог с людьми пребывает.

    В статье был рассмотрен вопрос о том, как называются церковные песнопения, но одной трактовки мало — эти произведения нужно слушать.

    Христос Воскресе!

    Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – это вуз, приближающийся к своему тридцатилетию. За этот период у нас сформировались, несомненно, лучшие для православной молодежи условия для получения высшего образования. Факультет Церковного пения ровесник университета. Мы видим свою задачу в том, чтобы воспитать церковных музыкантов, готовых на высоком профессиональном уровне руководить церковным хором, обучать церковному пению, серьезно изучать и пропагандировать церковно-певческую культуру, при этом, конечно, способных взять на себя руководство светским хоровым коллективом.

    Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

    What can I do to prevent this in the future?

    If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.

    If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.

    Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.

    Cloudflare Ray ID: 6cbcb5fb7ac33a89 • Your IP : 178.76.241.51 • Performance & security by Cloudflare

    Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

    Пение на клиросе – что это такое?

    Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

    Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

    • обладать хорошим музыкальным слухом;
    • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

    Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

    К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

    Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

    • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
    • Партесное. Представлено несколькими голосами.
    • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

    Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

    К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

    Основные правила

    Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

    Церковное пение русской православной церкви

    Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

    1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
    2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
    3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

    Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

    Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

    Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

    Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

    • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
    • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

    При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

    Церковное пение русской православной церкви

    Церковное пение и икона, с древнейших времен сопутствующие православному богослужению, имеют живую родственную связь: раскрывают трансцендентную сущность бытия через особое, священное искусство; в них в одинаковой мере запечатлены утонченная глубина религиозного созерцания, возвышенность, проникновенность, откровение особой, неземной красоты. Икона – это созерцательное песнопение, где гамма музыкальных звуков и тонов воплощена в зрительную форму красок, линий и фигур.

    Песнопение – это икона в музыкальных звуках. Мистически созвучны Святая Троица преподобного Андрея Рублева и песнопение «Свете тихий» киевского распева. Православное церковное пение и иконография – это миросозерцание, воплощенное в иконографии и песнотворчестве.

    В музыкальной композиции церковного пения неповторимо и удивительно гармонично сочетаются образы библейского Иерусалима и древней Византии, подвижнических Египта и Фиваиды и благочестивой древней Руси. Благоговейно прислушиваясь к священной поэзии слова и музыки в древних песнопениях, верующая душа не может не ощущать в них биение жизни Единой Святой Соборной Апостольской Церкви Христовой.

    Мелодико-поэтическое содержание древних церковных песнопений отражает сущность всей христианской идеи, которая начинается с человеческой скорби о «мире, во зле лежащем» (1 Ин. 5, 19), проходит через умиленную радость о «Искупившем ны от клятвы законныя» (Гал. 3, 13) и кончается восторгом о «воскресении мертвых и жизни будущаго века» (Никео-Цареградский Символ веры). Здесь и мистическое воспоминание прошедшего, и переживание настоящего, и созерцание будущего.

    Наши древние церковные песнопения как драгоценные камни на царственном венце Церкви: сияя всей полнотой своего великолепия в литургической оправе, они приумножают богатство и красоту церковных богослужений.

    Каждое богослужение имеет свое содержание и форму – отсюда и разнообразие богослужений; однако сущность их состоит в мистическом тайнодействии искупительной, спасающей любви Бога к падшему человечеству и в ответном движении страждущей души, жаждущей искупления и спасения.

    Древнецерковные песнопения отмечены печатью соборного творчества Церкви, в котором личность совершенно поглощается, сливается с верующими, и тем не менее они творились достойнейшими сынами Церкви. Их авторами были люди, вся жизнь которых протекала в суровых аскетических подвигах, в непрестанных постах и горячих молитвах, а иногда заканчивалась и мученичеством за Христа. Древнецерковные песнопения представляют в большинстве своем образцы чистой высокой поэзии и в своих греческих прототипах имеют большею частью стихотворную форму. Высокая священная поэзия слова звучит и сама по себе как музыка. Это легко улавливается и осознается при внутреннем единстве песнопения с тем богослужением, в состав которого оно входит.

    Древнецерковное пение, как и церковное чтение, икона и весь литургический строй Православия вообще, чуждо сентиментальной субъективности, чувственности и того, что обычно называем театральностью. Оно преисполнено благоговения и страха Божия, ибо неотъемлемо принадлежит совершающемуся священнодействию (богослужению), которое является общим достоянием чад Божиих, соборным молитвенным деланием всей Церкви, где нет и не может быть места субъективному и театральноложному. Эта мысль выражена в 75-м правиле VI Вселенского Собора (680-681), решительно запрещающем употреблять в Церкви «бесчинные вопли», «неестественный крик» и всё прочее, «несообразное и несвойственное» духу Церкви. Прямой смысл соборного приговора в отношении сентиментального субъективизма логически выражает и подсказывает мысль о кафоличности церковного пения.

    По общему признанию, наши древние церковные песнопения являются самым совершенным видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее единство священнодействия, слóва и музыки (пения). Сочетания внутреннего единства в действии, слове и музыке всегда искали и ищут подлинные поэты и музыканты, и однако в полной мере оно возможно и осуществимо лишь в сфере религиозного миросозерцания, ибо является плодом религиозного вдохновения.

    Очень трудно рекомендовать к богослужебному употреблению какой-либо пере- чень духовно-музыкальных произведений, так как их существует множество.

    Самый надежный способ определения пригодности музыкального произведения к богослужебному употреблению – умение оценивать его с точки зрения церковности, для чего не требуется и специального музыкального образования.

    Церковное пение, одноголосное или многоголосное, хоровое, должно быть благоговейным и молитвенно настраивающим. Регентам и псаломщикам для этого следует держаться древних церковных распевов – знаменного, греческого, болгарского и киевского. Недопустимы в церковном пении напевание и манера светского пения, свойственные оперным ариям, а также аккомпанемент хора с закрытым ртом и все прочее, что уподобляло бы церковное пение светскому.

    Святейший Патриарх Алексий (1877-1970) характеризует такое пение как «мирское легкомысленное сочетание звуков». Храм, в котором допускается нецерковное пение, по его словам, «превращается из дома молитвы в зал бесплатных концертов, привлекающих «публику», а не молящихся, которые должны терпеть это отвлекающее их от молитвы пение».

    Исполнение церковных песнопений в тоне светских романсов или оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но и уловить содержание и смысл песнопений. Такое пение лишь впечатляет слух, но не оставляет никакого следа в душе. «Зачем нам гоняться за безвкусным, с точки зрения церковной, подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церковного, освященного временем и традициями церковными», – говорил Святейший Патриарх Алексий.

    В церковном пении необходимо избегать как чрезмерной торопливости, так и затягивания, – растянутого пения и больших пауз между возгласами и песнопениями. Медленное, тягучее пение с большими паузами излишне удлиняет службу и вынуждает делать сокращения, чтобы не затягивалось время совершения богослужения, например, сольное исполнение «Ныне отпущаеши» и другие концертные номера совершаются за счет сокращения других песнопений. Лучше, конечно, поступиться ничего не дающими душе молящегося «концертами» и при быстром, но четком пении исполнить полностью все стихиры и прочесть все тропари канона, что позволит верующему насладиться богатством их догматического содержания и несравненной красотой церковной поэзии.

    Необходимо также, чтобы регенты готовились к службам заранее. Как и чтецы, они должны до ее начала вместе с настоятелем храма уяснить себе все особенности службы. Их обязанность – посмотреть все меняющиеся песнопения данного дня и сделать в них расстановки строф.

    Сайт для изучения древнерусского православного знаменного пения. Церковные песнопения представлены для прослушивания и просмотра со страниц крюковых книг.

    В разделе Г одовой круг и праздники размещены песнопения знаменного распева, посвященные различным праздникам.

    Песнопения, поющиеся с Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее до пятницы шестой недели Великого поста, вы можете прослушать в разделе Постная Триодь

    Песнопения, поющиеся с Лазаревой субботы до недели всех святых находятся в разделе Цветная Триодь

    В разделе Библиотека размещены богослужебные книги знаменного распева и литература, посвященная знаменному пению и его изучению.

    Видео-лекции

    Настоящая пр ограмма по церковному составлена на основе Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образов а ния для учебных заведений Российской Федерации , учебника церковного пения В.А.Вахромеев а 1-2 том. Минск, 2013 г. и учебного пособия с хрестоматией Е.Н. Никулиной «Богослуже б ный устав и гимнография» М., Из-во ПСТГУ, 2009 г.

    Программа п о церковному пению рассчитана на обучающихся 5 – 9 классов: 1 час в неделю (1 70 ч а с ов в год).

    По решению педагогического совета школы знания учащихся поэтапно оцениваются, пров о дится аттестация в конце учебного года и итоговая атт е стация по окончанию учебного курса с отражением оценки в аттестате.

    Структура документа

    Рабочая пр ограмма по церковному пению представляет собой целостный документ, вкл ю чающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; перечень уче б но-методического обеспечения.

    Общая характеристика учебного предмета

    Церковная музыка складывалась в Русской Православной Церкви не одно столетие, и в н а стоящее время она является своеобразным сочетанием традиционной псалмодии, распевов, монастырских и местных традиций, а также некоторых авторских сочинений, прочно в о шедших в богослужебную пра к тику.

    П осредством Церковного пения учащиеся постигают смысл Православного богослуж е ния.

    Критерии отбора материала в данную программу – соответствие духу богослужения; гл а венство слова, для выражения которого церковные творцы разных эпох находили соответс т вующие мелодии.

    Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко прон и кая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.

    Цель изучения данного предмета – приобщение учащихся к духовным ценностям Правосл а вия посредством осознанного церковного чтения и пения.

    воспитание интереса школьников к православному богослужению, подготовка к практ и ческому осознанному участию в богослужебном чтении и пении текстов и песнопений с у точного круга;

    овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с бог о служебной практикой;

    воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

    развитие основ элементарной музыкальной грамоты, вокально-хоровых навыков, нав ы ков клиросного пения, музыкального слуха и певческого голоса учащихся, навыков элеме н тарного дирижирования (регентования);

    развитие творческих способностей и художественного вкуса.

    Урок начинается с дыхательных упражнений и распевки. Помимо пра к тического освоения певческого материала на каждом уроке происходит разъяснение текста исполняемых песн о пений с тем, чтобы учащиеся могли по-русски передать его смысл. Перед началом чтения-пения богослужебный текст прочитывается хором на одной ноте с соблюдением правил о р фоэпии. Особое внимание уделяется подбору фонотеки для прослушивания образцов песн о пений на занятиях (как изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авто р ской духовной музыки).

    В учебный процесс вводятся краткие исторические справки о творцах и жанрах церковной гимнографии по мере их изучения, о развитии церковного пения от древности до наших дней (возможно в виде докладов самих учащихся). По окончании изучения каждого тематическ о го раздела проводится контрольный обобщающий урок с целью систематизации пол у ченных знаний. Ученики средней и старшей школы проходят регулярную практику на клиросе – сначала на молебнах и Литургии, затем на Всенощном бдении.

    Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе об у чения происходит частичное повторение ранее пройденного материала уже на более сложном уровне.

    Личностные результаты должны отражать:

    укорененность в православной традиции;

    наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;

    уважительное отношение к культурному наследию;

    ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как до б росовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

    наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в х о ровом пении;

    развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного бог о служения.

    Метапредметные результаты характеризуют:

    правильное понимание отношений знания и веры;

    совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой де я тельности;

    умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных зн а ний;

    умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;

    овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церко в но-музыкальных произведений.

    Предметные результаты должны отражать:

    формирование представления о значении церковной гимнографии в д у ховно-нравственном становлении и развитии человека;

    овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений пр а вославного богослужения;

    развитие основ элементарной музыкальной грамоты, вокально-хоровых навыков, муз ы кального слуха и певческого голоса, навыков элементарн о го дирижирования (регентования);

    наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богосл у жении.

    В результате изучения курса учащиеся должны знать :

    элементарную музыкальную грамоту;

    основн ые термины церковного пения ;

    напевы восьми тропарных, стихирных гласов и уметь их разл и чать;

    читать-петь воскресные, праздничные песнопения по тексту без нот

    воскресные тропари, тропари Пасхи, Двунадесятых и Великих праздн и ков;

    петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;

    соблюдать правила орфоэпии при чтении и пении на церковнославя н ском языке;

    владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

    знать и соблюдать правила поведения на клиросе;

    последовательность песнопений суточного круга Богослужений, их смысл;

    последовательность песнопений на молебнах, панихиде.

    учащиеся должны уметь петь :

    Общенародные молитвы: Отче наш, Символ Веры, Воскресение Христово видевшее, Б о городице, Дево, радуйся, Тело Христово, Достойно есть, Взбранной Воеводе;

    Тропари и кондаки на указанный глас и величания к праздникам по церковному календ а рю, ирмоса канона Рождества Христова, ирмоса канона Пасхи, тропарь Пасхи (несколько в а риантов);

    Основные Литургические песнопения, песнопения Вечерни и Утрени;

    Отдельные песнопения Панихиды и Молебнов;

    Акафисты на 8 глас и на распев;

    Духовные гимны и песни, Рождественские колядки.

    Обучающиеся должны понимать духовные песнопения, знать их смысл и их н а значение .

    Перечень учебно-методического обеспечения

    В.А.Вахромеев . Учебник церковного пения 1-2 том . Минск, 2013 г.

    Всенощное Бдение. Литургия. Санкт-Петербург, 1993.

    Праздничная минея и Цветная Триодь.

    Обиход церковного пения под ред. Лапаева (часть 1 и часть 2). «Жив о носный Источник», М., 2000.

    04:24 Церковное пение русской православной церкви
    03:31 Церковное пение русской православной церкви
    05:41 Церковное пение русской православной церкви
    05:02 Церковное пение русской православной церкви
    02:29 Церковное пение русской православной церкви
    03:36 Церковное пение русской православной церкви
    04:43 Церковное пение русской православной церкви

    Церковное пение имеет богатую многовековую историю. Его необходимость засвидетельствована многими святыми отцами, которые утвердили его использование в христианском богослужении. Возвышенное церковное пение приносит немало пользы как поющим, так и слушающим.

    Церковное пение изменяет душевный настрой человека. Церковная музыка невидимым образом меняет настройку нашей души, делает её гармоничной, направляет её к благородным и возвышенным чувствам, чуждым светской суете. Недаром св. Порфирий Кавсокаливит говорил, что византийское пение бескровно освящает человека. Церковные музыкальные композиции вносят мир и тишину в души верующих. Из Ветхого Завета известна история царя Саула, которого мучил злой дух, но как только Давид начинал играть на псалтыри[1], злой дух отбегал от царя (1 Цар. 16:14-23).

    Церковное пение целительно для души. Ещё древние греки знали терапевтическую силу музыки – то, о чём модно говорить сейчас. И если люди различных эпох чувствовали положительный эффект от музыкотерапии, то не должно оставаться сомнений в силе благодатных церковных гимнов, воспевающих Творца и Его святых. Неоднократно богомольцы признавались, что, слушая церковные песнопения, они забывают свои земные тревоги, и на душе становится легче и приятнее.

    Церковное пение — это соприкосновение с Небом. Каждый из нас знает, насколько несовершенна наша земная жизнь, исполненная трудностями и проблемами всевозможного характера. Церковное пение как будто рождено на Небе. Это в целом относится к любому настоящему искусству. Поэтому и венский классик Людвиг ван Бетховен говорил: «Каждая нота моего скрипичного концерта продиктована Всевышним». Искусство не просто развлекает нас, а делает нас причастными некоей более гармоничной реальности, чем земная. И когда мы приближаемся к совершенному, мы прикасаемся к чему-то, что превосходит наш здешний опыт.

    Церковное пение выше времени. В то время как светская музыка часто акцентирует внимание на материальной стороне жизни и душевных переживаниях человека, церковная ориентирована на надвременное бытые. Её исполнение приближает нас к Вечносуществующему Богу, а также к создателям боговдохновенных мелодий. Все, кто поют возвышенные церковные песнопения, становятся частью огромного хора, включающего как тех, кто пел раньше, так и тех, кто продолжит это дело после.

    Церковное пение прогоняет уныние. Те, кто занимаются церковным пением, изгоняют скуку и уныние из своей жизни. Не зря ещё много веков назад церковное пение считалось одним из основных занятий монахов. Один церковный певец признался мне, что когда поёт и разучивает песнопения, чувствует, что душа бодра, а потраченное на это время наполнено благодатным смыслом.

    Церковное пение знакомит нас с истинами веры. Церковное пение раскрывает перед церковными певцами и богомольцами истины христианской веры, так как преподносит их в легкоусвояемой форме содержательного текста, облечённого в мелодию. По этому поводу свт. Иоанн Златоуст говорит: «Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения».[2]

    В своей «Исповеди» блаженный Августин рассказывает о том, как он слушал церковное пение (амвросианский распев[3]): «Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей Церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина отцеживалась в сердце мое, я был охвачен благоговением; слезы бежали, и хорошо мне было с ними».[4]

    Церковное пение — это служение. Когда певец поёт в храме, он исполняет особенное служение Богу. Действительно, что может быть прекраснее, чем петь Богу! Это роднит нас с ангельскими силами, поющими в вышних: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славой Его!» (Ис. 6:3). Мы знаем, что именно ангелы пели Христу в ночь, когда Он родился (Лк. 2:13-14). Неслучайно, во время святой Литургии мы поём: «Мы, тайно изображающие херувимов, и поющие животворящей Троице трисвятую песнь…»[5]

    Церковное пение может привлечь людей в храм. То, что одарённые Богом композиторы писали такие песнопения, которые трогают и умиляют своей мелодией слушателей – неоспоримый факт. Эти жемчужины вокального искусства помогали молитвенному возношению тысяч сердец и в то же время удовлетворяли и эстетические потребности людей. В одном из своих интервью известный французский кинорежиссёр минувшего века, Робер Брессон сказал: «Я уверен, что великие художники, музыканты, скульпторы, архитекторы сделали для Церкви не меньше, чем духовенство». Исполняемое подобающим образом, церковное пение может привлечь людей в храм. Именно так и происходило, когда пел протопсалт Иван Каиков (†1965), как это описывает музыковед Петр Динев: «В Софии, Иван Каиков своим умилительным пением привлекал множество богомольцев и любителей церковного пения из всех кварталов столицы. А во время Великого поста и особенно в продолжение Страстной седмицы, храм, где он пел, не мог вместить весь народ, который собрался его послушать».[6]

    Церковное пение — это молитвенное излияние человеческой души пред Богом. Одна старая поговорка гласит: «Кто поёт, молится дважды». Это почувствовали и поняли все вдохновенные творцы церковных песнопений, которые завещали нам богатство своих музыкальных произведений. Их разучивание и исполнение могут нам принести не только духовную пользу, но и радость, которую никто не может отнять у нас.

    [1] Древний струнный музыкальный инструмент, похожий на арфу.

    [2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы. Беседа 11 на псалом 41.

    [3] Амвросианский распев самый старый в Римокатолической церкви. Возникновением своим обязан свт. Амвросию Медиоланскому (†397 г.).

    [4] Блаженный Августин. Исповеди.

    [5] Херувимская песнь поётся во время святой Литургии во время Великого входа. Составление этого песнопения приписывается императору Юстиниану Младшему в 573 г.

    [6] Динев, П. Църковнопевчески школи през Възрожденската епоха. Одринска школа. // Църк. вестник, № 7, 20 февр. 1960, с. 8.

    23 гостей и 0 пользователей.

    Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

    От Спиридона-солноворота до самого рождественского сочельника (24-го декабря) готовится не только посельская-попольная, но и погородная Русь ко встрече великого праздника. Канун Рождества Христова должен застать православный люд уже вполне готовым к восприятию благостной вести о рождении Спаса-Христа, несущего на темную землю светлое благоволение. Твердо памятует простой русский человек притчу, гласящую о том, что не след приходить на пир в печальной одежде. Потому-то и спешит он, потому-то и старается всеми силами сбросить со своих плеч черную тяготу потовых забот и, запасшись всем, что Бог даст к празднику, ждет — с благоговейной тишиною в душе — появления на небе первой звезды вечерней, веруя, что это загорается та самая звезда, которая около двух тысячелетий тому назад возвестила волхвам о рождении Сына Божия в Вифлееме Иудейском. Целый день постятся — не принимают никакой пищи в рождественский сочельник («до звезды») благочестивые люди, памятующие о преданиях отцов и дедов, чтобы, по завещанному теми уставу-обычаю, встретить грядущего в мир Спасителя.

    РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА МИНСКОГО И ЗАСЛАВСКОГО ВЕНИАМИНА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Церковное пение русской православной церкви

    Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие

    и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

    К сожалению А. Дугин не конкретизировал все цели и задачи единоверия. Поэтому нам пришлось прибегнуть к его докладу «Русь последняя. Философские аспекты единоверия».

    Итак:

    В 1783 году от полутора тысяч старообрядцев из г. Стародуба при посредстве инока Никодима и покровительстве графа П. А. Румянцева в Святейший Синод было подано прошение, в котором старообрядцы готовы были воссоединиться с Православной Церковью при условии «дарования им епископа, находящегося в зависимости непосредственно от Святейшего Синода, о рукоположении этим епископом священников и совершения богослужения по старому дониконовскому чину, о выделении Святаго Мира от Святейшего Синода». Планами инока Никодима заинтересовались и сочувственно отнеслись некоторые светские и духовные лица и сама Екатерина II. Двумя Указами Екатерины II было разрешено епархиальным архиереям Могилевскому и Славянскому поставлять староверам священ­ников.

    И если со старообрядческими общинами, признающими священство, имеющими его (поповство) и даже с «беспоповцами» всё понятно, потому как они подчёркивают свою принадлежность к Православию в своих названиях, то в начиная с начала 19 в. появились общины, стремящиеся к соблюдению дониконовских чинов и правил, но избегающих называть себя православными старообрядцами.

    « Современное старообрядчество ценно ровно настолько, насколько оно является носителем определенных идей и идеалов. В том смысле, в котором оно является не носителем идеалов, а социальным клубом, группой по интересам, какой-то этноконфессиональной единицей, оно никому, кроме самих старообрядцев, не интересно». (Алексей Муравьёв).

    В последние годы публичный «дискурс» о старообрядчестве в РПЦ явно смещается в сторону симпатий. Что это за явление — «новообрядцы-старолюбцы»?

    Старолюбцами исторически называли первых противников реформ патриарха Никона из кружка ревнителей благочестия, но сегодня это слово неплохо подходит вообще ко всем, кто любит русскую церковную старину и с болью в сердце смотрит на события XVII века.

    «ИМЕННО СТАРОБРЯДЧЕСТВОВЫЛЕЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ»

    (еп. Андрей (князь Ухтомский)

    Здесь надо пояснить, что старообрядчество бывает только православным.

    Давая определение Православному Старообрядчеству, мы будем пользоваться достаточно точным определением доктора философских наук М.О. Шахова:

    «Старообрядчество — общее, довольно широкое название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке патриархом Никоном, и стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви»

    На первый взгляд наш выбор может показаться странным: «Православное Старообрядчество» и военная разведка. Но все сомнения, дорогой читатель, рассеются, когда Вы узнаете, что 14 (27) июля 1911года в деревне Зырянка, Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне Талицкий городской округ Свердловской области) в семье потомственных старообрядцев-беспоповцев Ивана Павловича и Анны Петровны Кузнецовых родился сын Никанор.

    Церковное пение русской православной церкви

    Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая 18 лет была согнута болезнью, – один из многих примеров подобных исцелений именно в день субботний, то есть в день, когда по израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел: полагалось отдыхать. Этот отдых был установлен как бы символом того, что в седьмой день Господь почил от дел Своих, когда сотворил мир. Этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть: то есть не только отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни.

    Церко́вное пе́ние — один из видов церковного искусства. Оно возникло и существует с самых первых дней бытия Христианской Церкви.

    Содержание

    Богослужебное пение раннехристианских общин и в Византии [ править | править код ]

    В период раннего Христианства богослужебное пение складывалось из двух компонентов: это традиции Ветхозаветного храмового пения и разнородные местные мелодические традиции. Однако если храмовое пение у евреев или пение у других народов могло сопровождаться игрой на музыкальных инструментах, то богослужебное христианское пение стало исключительно вокальным и остаётся таковым в православной церкви, в отличие от католической, до сего дня. Об этой особенности литургической музыки мы можем найти свидетельства раннехристианских писателей. Так Климент Александрийский так пишет об этом: «Мы же в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (Логосом), а не псалтирью [1] уже. и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой» (Педагог. II 4) [2] . В то же время Климент допускал возможность пения «с аккомпанементом лиры или арфы» во время общинных трапез.

    Основными жанрами раннехристианских песнопений были псалмы, гимны и духовные песни мелизматического типа. Упоминание этих жанров можно встретить уже в посланиях апостола Павла (Еф. 5:19, Кол. 3:16).

    Из раннехристианских гимнов до нас дошло немного песнопений и всего один гимн с музыкальной нотацией — это гимн из Оксиринха.

    В 313 году был издан Миланский эдикт. Он превратил Христианство из гонимой религии в официальную и государственную. Вместо катакомб воздвигаются величественные храмы. Богослужение принимает торжественный характер, соответственно изменяется и цп. Появляются специально обученные певцы, пение приобретает более сложные формы. В это время создаются огромное число гимнов и возникают новые мелодические формы. В то же время просходит и поиск путей организации песнопений, приведение их в единую стройную систему. Для этого в Византии была разработана ладово-мелодическая, или модальная, система певческого искусства, называемая осмогласием. Первые попытки создать эту систему и, соответственно, упоминания об этом, восходят к IV веку. Завершилось становление византийского осмогласия в VIII веке. Из Византии этот принцип был заимствован и Русской Церковью.

    Богослужебное пение в Русской Церкви [ править | править код ]

    Историю русского церковного пения можно разделить на две эпохи:

    • эпоха господства берущего начало в древней византийской музыке унисонного пения — от начала Крещения Руси до середины XVII века.
    • эпоха господства многоголосного пения, возникшего под западным влиянием — с конца XVII века до наших дней.

    Русское церковное пение в конце X — середине XVII веков [ править | править код ]

    Древнерусское церковное пение и нотация для его записи были созданы на основе богослужебной музыки Византии и балканских славян (также возникшей на основе византийской), записывавшейся особой безлинейной невменной нотацией. Нотные знаки (невмы) для записи богослужебной музыки на Руси получили название «знамя» (что значит «знак»).

    До сих пор по знаменным нотам поют в Старообрядческой Церкви. Существуют отдельные энтузиасты, пытающиеся возродить древние знаменные распевы и в Русской Православной Церкви.

    Русское церковное пение с второй половины XVII века [ править | править код ]

    В XVII веке под влиянием католической партесной музыки церковные хоры Юго-Западной Руси (Украины и Белоруссии, входивших в то время в состав католической Польши-Речи Посполитой) восприняли западноевропейскую гармоническую систему и применили её к хоровой обработке местных («киевских») и заимствованных от греков или южных славян одноголосных напевов. Со второй половины XVII века это пение стало распространяться и в Московском государстве.

    В XVIII веке музыку для Церкви начинают писать композиторы.

    Примечания [ править | править код ]

    1. ↑ здесь — название музыкального инструмента
    2. ↑ цит. по [1]

    Эта статья ещё далека от совершенства, и для её улучшения, по меньшей мере, нужно:

    церковная музыка слушать песни онлайн и скачать mp3 на djpomx.ru

    Имея большую страсть к музыке, спешим поделиться ею с Вами! У нас вы получаете доступ ко всем музыкальным новинкам абсолютно бесплатно, нам не нужны ваши деньги и обойдёмся без регистрации. За нашу репутацию говорят наши возможности на сайте: слушайте песни онлайн в любом удобном месте, скачивайте музыку бесплатно на свой телефон. Нам важно ваше мнение: делитесь любимой музыкой с друзьями, сообщайте о своих впечатлениях и оставляйте отзывы. Получай популярные песни в формате mp3 на свой Iphone (iOS) или Android.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector