Богослужебный устав православной церкви

ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА С МИНЕЕЙ

Простая вседневная служба (святой без знака, два непразднуемых святых, святой шестеричный) (pdf) ( doc )

Служба со славословием в седмичный день (pdf) ( doc )

Служба с полиеелем (pdf) (doc)

Бдение в седмичный день (pdf) (doc)

Особенности седмичных служб (пн.-птн.) (pdf) (exl)

Особенности субботнего богослужения (pdf) (doc)

Бдение в Неделю (pdf) (doc)

Структуры служб (4, главные) (pdf) ( doc )

Структуры служб (9, с изменяемыми указаниями) (pdf) ( doc )

Последовательность чтения Прокимнов и Аллилуариев на Литургии (pdf) (doc)

Последовательность чтения 1го и 2х Пр. и Ал. (таблицей) (pdf) (doc)

Особенности двунадесятых праздников. Отличия Богородичных от Господских (pdf) (doc)

Предпразднство и попразднство в седмичный день (pdf) (doc)

Предпразднство и попразднство в субботу (exl )

Рождество Христово и Навечерие, расписание богослужений суточного круга ( exl ) ( pdf )

Рождество Христово (Навечерие, Всенощная, Литургия, Великая вечерня), два варианта ( pdf) (exl )

Рождество Христово, чтение и пение тропарей на паримиях Великой вечерни (doc) (pdf)

Богоявление и Навечерие, расписание богослужений суточного круга ( pdf ) ( exl )

Богоявление, чтение и пение тропарей на паримиях Великой вечерни (pdf) (doc)

Обзор-схема седмиц от Недели о мытаре и фарисее до Пасхи ( pdf) (exl)

Обзор-схема богослужений седмицы Великого поста (pdf) (exl)

Отпусты Великого поста в сравнении (pdf) (exl)

Повечерия сбб ВП в сравнении (pdf) (exl)

Толстокулакова А.А., «Особенности и традиции современного приходского богослужения. Вариации исполнения указаний устава в приходских условиях и отклонения от него» , доклад-презентация на II Епархиальном регентско-певческом форуме «Пою и разумею» (август 2017, Новосибирская православная духовная семинария)

Историческая Литургика запись закреплена
Православная литература

В. Розанов
Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения

Год издания: 1902
Количество страниц: 686
Формат: PDF/DjVu

Подробное изложение состава богослужения Православной Церкви, составленное магистром богословия Василием Розановым под названием «Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения» и изданное в самом начале XX века, до сих пор остается одним из самых подробных и детальных руководств в изучении практического православного богослужения. В отличие от многих других пособий, уделяющих много внимания истории и смыслу богослужения, данная книга предназначена прежде всего для практического использования при составлении богослужений. С помощью многочисленных таблиц и подробных указаний автор детально разбирает все возможные комбинации сочетаний разных богослужебных кругов церковного устава. Книга является незаменимым пособием для всех церковнослужителей, а также для изучающих литургику.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА С МИНЕЕЙ

Простая вседневная служба (святой без знака, два непразднуемых святых, святой шестеричный) (pdf) ( doc )

Служба со славословием в седмичный день (pdf) ( doc )

Служба с полиеелем (pdf) (doc)

Бдение в седмичный день (pdf) (doc)

Особенности седмичных служб (пн.-птн.) (pdf) (exl)

Особенности субботнего богослужения (pdf) (doc)

Бдение в Неделю (pdf) (doc)

Структуры служб (4, главные) (pdf) ( doc )

Структуры служб (9, с изменяемыми указаниями) (pdf) ( doc )

Последовательность чтения Прокимнов и Аллилуариев на Литургии (pdf) (doc)

Последовательность чтения 1го и 2х Пр. и Ал. (таблицей) (pdf) (doc)

Особенности двунадесятых праздников. Отличия Богородичных от Господских (pdf) (doc)

Предпразднство и попразднство в седмичный день (pdf) (doc)

Предпразднство и попразднство в субботу (exl )

Рождество Христово и Навечерие, расписание богослужений суточного круга ( exl ) ( pdf )

Рождество Христово (Навечерие, Всенощная, Литургия, Великая вечерня), два варианта ( pdf) (exl )

Рождество Христово, чтение и пение тропарей на паримиях Великой вечерни (doc) (pdf)

Богоявление и Навечерие, расписание богослужений суточного круга ( pdf ) ( exl )

Богоявление, чтение и пение тропарей на паримиях Великой вечерни (pdf) (doc)

Обзор-схема седмиц от Недели о мытаре и фарисее до Пасхи ( pdf) (exl)

Обзор-схема богослужений седмицы Великого поста (pdf) (exl)

Отпусты Великого поста в сравнении (pdf) (exl)

Повечерия сбб ВП в сравнении (pdf) (exl)

Толстокулакова А.А., «Особенности и традиции современного приходского богослужения. Вариации исполнения указаний устава в приходских условиях и отклонения от него» , доклад-презентация на II Епархиальном регентско-певческом форуме «Пою и разумею» (август 2017, Новосибирская православная духовная семинария)

понд. втор. сред. четв. пятн. субб. воскр.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Полное наименование организации: Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, [email protected]
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, [email protected]
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, [email protected]
Пресс-служба МДА — [email protected]

Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: Сайт МДА.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

  • Богослуже́бный уста́в — совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типико́н» (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав).

Славянский Типикон, сложившийся в своём современном виде к концу XVII века на основе Иерусалимского устава, принят в Русской и некоторых других православных церквях. Вплоть до XIV века в Киевской митрополии действовал Студийский устав.

У ставу, теории и практике Православного богослужения посвящен этот сайт.

Типикон (Типик) (Τυπικόν), или Устав, церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения православных церковных служб. Михаил Скабалланович писал о Типиконе: «книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир».

БИБЛИОТЕКА >>>
БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. (DJVU 29,82 Мб) Составил Василий Розанов. Репринтное издание 1902 г.

БИБЛИОТЕКА >>>
ВЕЛИКОПОСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. (PDF 475 Кб) Книга включает краткое последование великопостных служб суточного круга и описание священнодействий литургии Преждеосвященных Даров. Предназначена для священнослужителей и певчих, а также для всех изучающих церковное богослужение. Автор-составитель — священник Сергий Казаков.

БИБЛИОТЕКА >>>
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ. Практическое руководство для клириков и мирян. В 2-х частях. Часть II. (PDF 357 Кб) 2-ая часть руководства посвящена богослужению седмичных дней. Автор-составитель А.С.Кашкин.

БИБЛИОТЕКА >>>
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННИКА. Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики. (PDF 622 Кб) Настоящий справочник составлен редакцией общероссийского журнала «Руководство для сельских пастырей» по материалам собственных публикаций с добавлением сведений, заимствованных из православной периодической печати. Выпуская настоящий «Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики», редакция имеет в виду дать пастырям, особенно молодым, справочную книгу, в которой они могли бы найти руководственные указания в различных затруднительных случаях своей богослужебной практики, не предусмотренных церковным уставом и канонами или не ясно в них определенных и потому требующих толкования. Выпущен в 1903 г. 144 стр.

БИБЛИОТЕКА >>>
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. Том 1. (PDF 1,90 Мб) В книге не делается попытки полного и всестороннего освещения современного состояния литургической науки, так как назначение ее иное – дать практическое руководство священно-церковнослужителям, так необходимое в их церковном служении. В соответствии с этим предлагаемая книга содержит лишь краткие очерки истории Церковного устава, истории создания и назначения богослужебных книг Православной Церкви, в основном же посвящена Уставу соединения церковных служб, чинопоследо-ваниям всенощного бдения и Божественной литургии, с указаниями для священно-церковнослужителей при архиерейском служении, а также подробное описание места и роли богослужения в жизни Православной Церкви . 2-е изд. 1992 г. 630 стр.

БИБЛИОТЕКА >>>
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. Том 4. (PDF 2,52 Мб) Четвертый том «Настольной книги священнослужителя» по содержанию основных своих разделов примыкает к первому (литургическому) тому, являясь его продолжением, содержащим руководство по совершению частного богослужения и служб Триодей постной и цветной. Репринт 2001 г. 733 стр.

БИБЛИОТЕКА >>>
Протоиерей Константин Никольский. ПОСОБИЕ К ИЗУЧЕНИЮ УСТАВА БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. (DJVU 36 Мб) Репринт с 7-го издания 1907 г. 894 стр.

БИБЛИОТЕКА >>>
Голубцов А.П. ИЗ ЧТЕНИЙ ПО ЦЕРКОВНОЙ АРХЕОЛОГИИ. ЛИТУРГИКА. (DJVU 8,09 Мб) Репринт с издания 1918 г. 290 стр.

БИБЛИОТЕКА >>>
Дмитревский И.И. ИСТОРИЧЕСКОЕ, ДОГМАТИЧЕСКОЕ И ТАИНСТВЕННОЕ ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ. (DJVU 12,4 Мб) Репринт с издания 1897 г. 428 стр. Основано на Священном Писании, Правилах Вселенских и Поместных соборов, и на писании св. отцев Церкви. С приложением «Книги о храме» Симеона, митрополита Солунского.

БИБЛИОТЕКА >>>
Архиепископ Вениамин, Нижегородский и Арзамасский. НОВАЯ СКРИЖАЛЬ, ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЕ О ЦЕРКВИ, ЛИТУРГИИ И ВСЕХ СЛУЖБАХ И УТВАРЯХ ЦЕРКОВНЫХ. (DJVU 4,3 Мб) (Новонабранное 18-е издание 1999 г. 309 стр. Состоит из четырех частей. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих, и проч.; во второй — о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах; в третьей — о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой — о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике. по литургике.

Диакон Михаил Желтов. Встреча архиерея . (PDF 90 Кб.) Статья из Православной Энциклопедии. М., 2005. Т. 9.

БИБЛИОТЕКА >>>
Булгаков С.В. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНО-СЛУЖИТЕЛЕЙ. (DJVU 67 Мб) (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) . 1794 стр. Репринтное издание 1993 г. с издания 1913 г. Включает в себя несколько отделов, освещающих различные стороны православного богослужения: Отдел церконо-календарный, с практическими указаниями особенностей тех или иных богослужебных дней года; отдел церковно-практический, описывающий порядок рядовых церковных служб — суточного, седмичного, годового круга; таблицы рядовых служб с примечаниями; объяснение церковно-приходских треб и других священнодействий и чинопоследований; отдел историко-статистический, содержащий сведения о важнейших исторических событиях и деятелях как светских, так и церковных; также имеются краткие сведения о различных ересях, сектах, расколах и учений, противоречащих православию в частности, и христианству вообще; сведения о римо-католической церкви; о соборах — Вселенских, поместных и соборах католической церкви .

БИБЛИОТЕКА >>>
Диакон Михаил Желтов. Водоосвящение. (PDF 127 Кб.) Статья из Православной Энциклопедии. М., 2005. Т. 9.

БИБЛИОТЕКА >>>
Архимандрит Гавриил (Голосов). РУКОВОДСТВО ПО ЛИТУРГИКЕ ИЛИ НАУКА О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ. (DJVU 14,82 Мб) Составлено применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников Духовных Семинарий. Учебное пособие о богослужении Православной церкви. О составных частях богослужения, символических действиях, лицах, совершающих богослужение, о священных местах, иконах, священных одеждах. О различных видах церковного богослужения, о Литургии. Репринт с издания 1886 г. 590 страниц.

ТЕКСТЫ >>>
ВЫЛОЖЕНЫ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТРЕБНИК, ВОИНСКИЙ ТРЕБНИК, АКАФИСТ ТРЕМ СВЯТИТЕЛЯМ ГЕРАСИМУ, ПИТИРИМУ, ИОНЕ ВЕЛИКОПЕРМСКИМ,

БИБЛИОТЕКА >>>
Гермоген Иванович Шиманский. ЛИТУРГИКА: ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ. (PDF 555 Кб.) ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРИХОДСКИХ ТРЕБ (PDF 568 Кб.) В ПОМОЩЬ ЗВОНАРЮ (PDF 415 Кб.) УСТАВ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА (PDF 298 Кб.) Иеромонах Корнилий (Аношин). ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (PDF 645 Кб.)

Программа для просмотра файлов в формате DJVU >>>

Размышления иерея Андрея Чиженко.

Богослужебный устав православной церкви

С одной стороны, церковный Устав – это свод правил, необходимых для исполнения православному христианину. Но, как метко заметил в своей книге «Толковый Типикон» профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович, это еще не все. Нужно смотреть глубже…

Здесь, мне кажется, следует привести обширную цитату киевского богослова полностью:

Значение слова ‟Типиконˮ

В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая теперь Типиконом, носила ранее другие названия, например, употребительное и теперь – ‟Уставˮ. Нынешнее ее заглавие выработалось веками, и уже это говорит за то, что оно должно быть продуманно и знаменательно. – Будучи прилагательным от τύπος – черта, вид, образец, модель, норма, τυπικός означает ‟составленный по образцуˮ, но оно не одно и то же с άντίτυπος, снимок, копия. Поэтому по-русски слово τυπικός несколько отвечает слову ‟образцовыйˮ, если последнее употребляется в смысле ‟наиболее отвечающий своему образцуˮ. Τυπικόν, при котором подразумевается βιβλίον, книга, может означать ‟книга образцовˮ, образцов понятно чего. Только в одной Православной Церкви книга, излагающая порядок богослужения, носит такое оригинальное заглавие. Оно непереводимо на славянский язык, почему и оставлено без перевода. Слово ‟уставˮ было бы неточной передачей греческого τυπικόν (‟уставˮ соответствует греческ. διάταξις).

Смысл заглавия

Такое заглавие искусно определяет характер не только книги, которой усвоено оно, но и самого богослужения, которым занимается эта книга. По отношению к этому богослужению книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нем всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков, по существу, и весь закон Христов, не осуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир.

Т. е. Устав, типикон, не только правила поведения, понятые в юридическом смысле, но небесный идеал, к которому нужно стремиться. Это развитие, динамика, постоянное совершенствование человека в богообщении. Устав ни в коей мере не должен стать концлагерем, наоборот, он призван благодатью Святого Духа через творения святых отцов высвободить душу человеческую, чтобы помочь ей общаться с Богом. Из Устава, как говорил митрополит Антоний Сурожский, не следует делать идола, кумира. Он благодатен потому, что является лестницей на Небо. Он благодатное средство для постижения Бога, но никак не самоцель.

Грубо говоря, к примеру, Сергей Бубка взял высоту около шести метров. Обычному человеку, который хочет заниматься прыжками в высоту, говорят: ты тоже должен. Это устав. Вперед. Он летит и ломает себе шею, потому что без подготовки решил выполнить то, к чему тренированный спортсмен готовил себя годами, а может, и десятилетиями.

Требовать от новоначальных православных христиан исполнения всех норм устава примерно то же, что требовать от только что посаженного зернышка яблони сиюминутных плодов. Плод будет только спустя несколько лет, а если агроном решит по-другому, то он уничтожит растение.

Святой первоверховный апостол Павел прямо говорит об этом: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:11–14).

Т. е. апостол говорит, что в духовном развитии человека есть уровни. Новоначальным «младенцам» нужно словесное «молоко», понятное им, а уже воцерковленные люди могут принимать и «твердую» пищу. Нельзя младенцу сразу давать твердую еду, у него остановится желудок. Его нужно подготовить к ней.

В этом смысле православие – это жизнь, постоянное совершенствование. Православие – это рост. И в этот рост, не подумав или сгоряча, с чрезмерным рвением нельзя вторгаться, потому что ты нарушишь эту жизнь или, не дай Бог, прервешь рост. Лучше довериться опытным церковным «виноградарям», которые Богом на то поставлены, чтобы контролировать этот рост, наблюдать за ним, помогать ему. Это священнослужители.

Выберите себе батюшку по сердцу и советуйтесь с ним. Жизнь по совету – это великая мудрость, так говорят святые отцы.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что молчание часто важнее слова. И слово ранит сильнее опасной бритвы. Хочешь что-то посоветовать, сначала поищи: в сердце твоем есть ли любовь к этому человеку, есть ли понимание его биографии, внутренних законов его жизни (ведь человек – это целый мир!), можешь ли ты поставить себя на его место, вспомнить, каким ты был в его годы или в неофитстве? Одно из главных правил педагогики – учитель должен сам быть чуть-чуть ребенком и словно бы принижать свой взрослый ум до уровня развития ребенка, разговаривая на его языке. Ему следует самому вспомнить, каким был в этом возрасте. И вот когда вы не механически рубанете с плеча норму устава – одну, вторую, третью и так далее (типа: не становись сюда, не становись туда и пр.), а словно бы проникнете в жизнь другого человека, рассмотрите в нем Святую Святых, образ и подобие Божие, проникнитесь к нему любовью, тогда можете дать совет.

Нужно помнить, что все начинается с любви. В этом главная норма церковного Устава.

Иерей Андрей Чиженко

Богослужебный устав православной церкви

Богослуже́бный уста́в — совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типико́н» (Τυπικόν от τύπος — образец, устав).

Славянский Типикон, сложившийся в своём современном виде к концу XVII века на основе Иерусалимского устава, принят в Русской и некоторых других православных церквях. Вплоть до XIV века в Киевской митрополии действовал Студийский устав.

Разновидности уставов

Студийский устав

Студийский устав — составлен преподобным Феодором Студитом, настоятелем Студийского монастыря в Константинополе. Был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским и оставался в употреблении Русской церкви вплоть до XIV века, когда был заменён Иерусалимским, получившим к тому времени распространение на Востоке.

Иерусалимский устав

Иерусалимский устав — принят в 524 году в лавре преподобного Саввы Освященного, близ Иерусалима. Был введён в общежительных обителях всей Палестины, откуда распространился по всему Православному Востоку. На Руси появился в широком употреблении со времени митрополита Киевского Киприана. Иерусалимский устав не связан напрямую с древним иерусалимским богослужением, но есть сделанная в Палестине переработка первоначальной и малоазийской редакции Студийского синаксаря.

Другие уставы

Широкое распространение получили также новая редакция Устава Великой церкви (Византийского), осуществлённая в XIX веке и предназначенная для приходского богослужения (распространена в церквях греческой традиции и в Болгарской церкви).

Богослужебный устав современной Русской православной церкви

Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 при Патриархе Адриане; восходит к изданию Типикона при Патриархе Иоакиме в 1682 году. В настоящее время Типикон издаётся Русской православной церковью под следующим заглавием:

ТИПИКО́Н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы.

Со временем многие указания Типикона перестали применяться на практике, хотя попытки возрождения полностью уставного богослужения предпринимались М. Н. Скабаллановичем и др. Скабалланович так писал о Типиконе:

На Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 обсуждался вопрос о новой редакции Типикона в Русской церкви, но он остался нерешённым. Богословы XX века призывали уделять большее внимание состоянию души, чем внешнему соблюдению устава. Так, Сергей Фудель писал, что без веры «всякое типиконство есть нечто тягостное, духовно невыносимое», признавая вместе с тем устав «святым оружием духовной борьбы». Сщмч. Иларион Верейский указывал даже на «секту типиконщиков». Протоиерей Александр Мень неоднократно говорил о сходстве Типикона с ветхозаветными книгами.

Ссылка на основную публикацию