2. Независимость Русской православной церкви

Архиепископ Тельмиский Иов заявил, что каждая из новейших автокефалий провозглашалась в привязке к политическим факторам, однако это заявление, как уточнил эксперт Царьграда, неточно и может ввести несведущих в заблуждение.

Кроме Вселенского Патриархата, в истории Православной Церкви ни одна другая Поместная Церковь не провозглашала автокефалии. С таким утверждением выступил архиепископ Тельмиский Иов.

По его словам, каждая предоставляемая автокефалия приурочивалась к определенного рода политическим факторам, в частности из-за обретения государственной независимости.

Он также подчеркнул, что «никогда не было дано Православной Церкви в России томоса об автокефалии». Владыка Иов добавил, что Русская Православная Церковь не имеет права предоставлять автокефалию украинской, как и любой иной Церкви, поскольку это — прерогатива Константинопольского Патриархата.

Протоиерей, профессор Московской духовной академии Владислав Цыпин в комментарии Царьграду заявил, что в данном утверждении архиепископа Тельмиского Иова есть ряд неточностей.

«Большая часть Церквей, кроме восточных Патриархатов, Кипрской Церкви учреждались действительно на основании томосов, издаваемых в Константинополе. Но просто потому, что балканские Церкви, которые объединяют значительное большинство православных, не принадлежащих Русской Православной Церкви, находились на территории некогда Византийской империи, потом Османской империи. Будучи христианами в пределах Османской империи, они были в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, вслед за обретением независимости, эти государства получали от него, не сразу и не без сопротивления, томос об автокефалии», — разъяснил он.

Касаемо автокефалии Русской Православной Церкви, то эксперт отметил, что ее автокефалия возникла в связи с отпадением Константинополя на флорентийской унии.

В ее составе невозможно было оставаться Русской Церкви, в ту пору входившей в состав Константинопольского Патриархата в ведении Патриарха, отпавшего от Православия.

Поэтому Русская Церковь стала управляться самостоятельно, то есть фактически приобрела автокефалию, уточнил профессор Московской духовной академии.

Протоиерей Владислав Цыпин напомнил и об исторических событиях, повлиявших на этот процесс. Так, указывает он, решение об автокефалии было соборным. Как таковой томос Русской Православной Церкви не давался. Но он, по сути, и не требовался, поскольку в условиях отпадения Предстоятеля Константинопольского Патриархата православные должны были порвать общение с Предстоятелем Церкви.

Потом православие было восстановлено в Константинопольском Патриархате. Но это уже было новое начало, и к тому времени Русская Православная Церковь уже существовала автокефально. Точкой в этом процессе стал акт от 1589 года, когда был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол.

На основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского остальные Патриархи выразили свое согласие об автокефалии Поместной Церкви на Руси.

«Так что было соборное утверждение, а не только со стороны Патриарха Константинопольского. Фактическое начало нашей автокефалии было на сто с лишним лет раньше, как известно, в 1448 году», — указал он.

Однако в Константинополе именно акт от 1589 года обыкновенно и считают датой дарования нам автокефалии, но вопрос вовсе никогда не ставился, что мы не имеем законной автокефалии, пояснил Цыпин.

Профессор также опроверг слова владыки Иова о том, что ни одна Поместная Церковь не провозглашала автокефалии. В частности, указал протоиерей, Польская Православная Церковь получила каноническую автокефалию от Московского Патриархата в 1948 году.

Американская Православная Церковь и Церковь Чешских земель и Словакии пошли по тому же пути. Уже потом, уточняет эксперт, представители Церкви Чешских земель и Словакии обращались в Константинополь за признанием своей автокефалии, но Константинополь это признание оформил иначе — как дарование автокефалии, но автокефалия в действительности уже существовала.

Подписывайтесь на канал «Царьград» в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Османская империя была реальной угрозой существования некогда могущественной Византийской империи. Стремясь найти защиту в лице европейских государств, император Византии был вынужден принять условия Папы Римского и заключить соглашение между католической и православной церквями. Для заключения унии созвали церковный собор , проходивший в \(1438\)–\(1439\) годах. В \(1439\) году была подписана Флорентийская уния , которая закрепила объединение православной и католической церквей под руководством Папы Римского . Сохранялась неизменной только обрядовая сторона православной церкви.

Со стороны Руси унию подписал митрополит Исидор , грек по происхождению. По возвращении домой Исидор был арестован по обвинению в измене и смещён с должности. В \(1448\) году митрополитом был назначен рязанский епископ Иона . С тех пор одобрение Константинополя по церковным вопросам не требовалось, а русская церковь стала автокефальной, то есть независимой.

2. Независимость Русской православной церкви

В \(1453\) году турки взяли Константинополь. Византийская империя перестала существовать. Надежды на помощь от католических западноевропейских держав не оправдались. Представители русской православной церкви сделали вывод о том, что Константинополь пал жертвой Флорентийской унии, поскольку, подписав её, византийцы отреклись от истинной православной веры. За это они, видимо, и были наказаны Богом.

Константинопольский патриархат и Папа Римский пытались склонить к себе православное население в Великом княжестве Литовском и назначили в Киев своего митрополита. Таким образом, на протяжении почти \(140\) лет формально существовали \(2\) митрополита всея Руси — в Киеве и Москве.

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «само­воз­глав­ле­ние») – адми­ни­стра­тив­ная неза­ви­си­мость Помест­ной церкви, право изби­рать своих епи­ско­пов.

Пра­во­слав­ная цер­ковь суще­ствует в виде само­сто­я­тель­ных Помест­ных церк­вей, эта само­сто­я­тель­ность исклю­чи­тельно адми­ни­стра­тив­ная, внеш­няя, никак не нару­ша­ю­щая един­ства веры, свя­щен­но­дей­ствий, духов­ного опыта. При­вер­жен­ность Пра­во­сла­вия авто­ке­фаль­ному прин­ципу цер­ков­ного устро­е­ния отра­жает его глу­боко жиз­нен­ную связь с куль­турно-исто­ри­че­ским бытием раз­лич­ных наро­дов.

Право на авто­ке­фа­лию при­зна­ется Все­лен­ской Цер­ко­вью за каждым пра­во­слав­ным наро­дом, спо­соб­ным к цер­ков­ному само­управ­ле­нию. Начало авто­ке­фа­лии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви было поло­жено в 1448г. избра­нием мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и всея Руси (Ионы) рус­скими архи­ере­ями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III. Учре­жде­ние в России пат­ри­ар­ше­ства (1589г.) утвер­дило само­сто­я­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Все авто­ке­фаль­ные Церкви имеют само­сто­я­тель­ную цепь апо­столь­ского пре­ем­ства и их епи­скопы, вклю­чая пред­сто­я­теля, постав­ля­ются архи­ере­ями этих же Церк­вей

В насто­я­щее время насчи­ты­ва­ется 15 авто­ке­фаль­ных Церк­вей:

  1. Кон­стан­ти­но­поль­ская,
  2. Алек­сан­дрий­ская (Египет и неко­то­рые страны Африки),
  3. Антио­хий­ская (Сирия и Ливан),
  4. Иеру­са­лим­ская, ,
  5. Гру­зин­ская,
  6. Серб­ская,
  7. Румын­ская,
  8. Бол­гар­ская,
  9. Кипр­ская,
  10. Эллад­ская (Гре­че­ская),
  11. Албан­ская,
  12. Поль­ская,
  13. Чехо­сло­вац­кая,
  14. Аме­ри­кан­ская.

Помест­ные церкви по един­ству веры и основ­ным нача­лам устрой­ства и управ­ле­ния пре­бы­вают во вза­им­ном обще­нии. Во главе управ­ле­ния Авто­ке­фаль­ной цер­ко­вью может стоять еди­но­лич­ная (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит) или кол­ле­ги­аль­ная (синод) власть.

Авто­ном­ная цер­ковь (от греч. — «само­за­ко­ние») — статус помест­ной церкви, дающий право на само­сто­я­тель­ность в вопро­сах внут­ри­цер­ков­ного управ­ле­ния от той или иной авто­ке­фаль­ной церкви, в кото­рую авто­ном­ная цер­ковь ранее вхо­дила в каче­стве экзар­хата или епар­хии. Авто­ке­фаль­ная цер­ковь, к кото­рой отно­сится авто­но­мия, в данном случае назы­ва­ется кири­ар­халь­ной цер­ко­вью. Она утвер­ждает устав авто­но­мии и предо­став­ляет ей миро. Глава кири­ар­халь­ной церкви назна­чает главу авто­ном­ной церкви. Имя послед­него поми­на­ется во всех храмах после имени пред­сто­я­теля кири­ар­халь­ной церкви. Глава авто­ном­ной церкви под­су­ден судеб­ным инстан­циям кири­ар­халь­ной церкви.

Сложная и поэтапная автокефалия Русской православной церкви была неминуемой и своевременной. Автокефалия – это обретение независимости, а также возможность избрания собственных епископов. «Кефали» с греческого переводится как «голова», а «авто» – как слово «сама». Русская церковь всегда стремилась к независимости от Константинопольского патриархата. И в итоге эту независимость Церковь получила.

Причины православной независимости

У всего в мире есть причина и следствие. Это утверждение применимо и к Флорентийской унии, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви.

Знаменитая уния была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт «предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне. И уния, подписанная с Римом, имела политическую подоплеку.

2. Независимость Русской православной церкви

Само «предательство» заключалось в том, что Константинопольский патриархат без согласия Русской церкви назначил Исидора Московским Митрополитом. Его полномочия должны были распространяться на следующие земли:

Но не только на Руси такое назначение получило несогласие. Митрополита отказались признавать в Литве и Польше. Вместо него Русская церковь назначила своего митрополита Иону Рязанского.

Когда Исидор все же попал в храм на торжественное богослужение в Успенском соборе, ему позволили отслужить службу, а затем изгнали из церкви. После изгнания по приказу великого князя Василия Исидора заключили под арест. А затем, по одной из версий, позволили ему бежать в Литву.

После этих событий князь Василий составил послание Константинопольскому патриархату. В нем князь указал на различия в вере, отверг унию, а также отказался признавать право Папы быть учителем церкви христианской. Вслед этому посланию в Константинополь был отправлен более мягкий вариант письма.

Митрополит Иона и его избрание

Когда волнения вокруг унии улеглись, в стране наступила смута. И место Русского митрополита долго оставалось свободным. Князь Василий боролся за власть с Дмитрием Шемякой, а в 1445 году хан Улу-Мухаммед пришел с войной на русские территории.

В 1446 году Шемяка захватил власть в Москве и избрал митрополитом Иону Рязанского, чтобы заручиться поддержкой церкви. В 1447 году князь Василий вернул себе власть, но предпочел согласиться с кандидатурой Ионы, и на соборе его вновь провозгласили митрополитом.

2. Независимость Русской православной церкви

Сначала Иона Рязанский был выбран на должность митрополита собором Северо-Восточной Руси. В те времена существовала реальная опасность, что епископы Литвы не поддержат его назначение. Но смуты не произошло. Так как во время своего нахождения в Литве легат Исидор пытался отделить западные епархии от Руси, но король Казимир Четвертый к тому времени уже отказался от поддержки Рима. И планы Исидора провалились.

В Польше также поддержали кандидатуру Ионы из-за несогласия с текстом унии. Великий князь Василий неоднократно составлял письма для Константинополя, где излагал свои взгляды на институт Московского патриархата. Но одно письмо так и не было отправлено, а судьба второго послания остается неизвестной и сегодня.

Мягкий конфликт отделения

Русская православная церковь никогда открыто не конфликтовала с Константинопольским патриархатом. Причины своего отделения Московский патриархат объяснял политической необходимостью. На Руси признавали главенство Греческой церкви и надеялись на понимание со стороны Константинопольских епископов. Поэтому автокефалия Русской православной церкви заняла столько времени.

В 1454 году, после избрания первого на греческой земле православного патриарха Геннадия Схолария, отношения между Константинополем и Москвой были восстановлены. Об этом историческом процессе известно крайне мало. И никаких документов о том времени не сохранилось.

Патриархи и ставленники: разделение митрополий

После Ионы его пост занял патриарх Николай, а затем на смену ему пришел Каликста Третий. Король Казимир не согласился с данным назначением. И признал в качестве Киевского митрополита Григория Болгарина, являвшегося римским ставленником.

2. Независимость Русской православной церкви

Так произошло разделение Киевской и Московской епархий. Эти события датируются 1459 годом. Затем в церковной истории был длительный период сотрудничества с Иерусалимской епархией. Но и связи с греческими священниками, несмотря на разногласия, все же сохранялись.

Вселенская патриархия и отношения с ней

В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

Отношение к автокефалии сегодня

Во времена отделения Русь политически никак не зависела от Византии. Только церковная власть тесно сотрудничала с Константинополем. Длительный период без собственного патриарха на Руси объясняется тем, что тогда русские земли подвергались набегам татар, да и борьба за власть во внутренних политических кругах давала о себе знать.

2. Независимость Русской православной церкви

В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а такой державы, как Византия, не стало. Поэтому отделение Русской церкви приобрело еще и политические выгоды. Ведь в тот период Русь была единственной православной страной, которая сохраняла свою неизменную духовную целостность.

В отличие от Киевского патриархата, в котором отделение произошло самовольно и без должной преемственности, Русская православная церковь делала попытки по урегулированию вопросов автокефалии с Константинополем неоднократно. Но ни на одно письмо об автокефалии не было получено ответа. А затем Флорентийская уния и вовсе перестала быть действующим документом. И можно считать, что отделение Русской церкви было вынужденной мерой.

Православное вероучение определяет автокефалию, как нечто естественное. Ведь главное, чтобы церковь была органически едина и основывалась на благодатном общении в таинствах. При этом административное устройство церкви может быть любым.

Длительная автокефалия Русской Православной церкви священнослужителями признается вполне обоснованной и необходимой. Во время ее проведения не было цели разрыва связей с Византией. А обособленность являлась экономически и территориально выгодным решением. И это решение далось Русской церкви совсем не просто.

«Крещение Руси» ‒ фреска художника В.М.Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г.

Сама по себе автокефалия — это территориальная и административная независимость той или иной Поместной Церкви. Такая Церковь может самостоятельно выбирать своего предстоятеля, собственно это и обозначает сам термин в переводе с греческого: «авто» — самостоятельно, «Кефали» — голова. Согласно церковным канонам:

Прочитав такое «железобетонное» определение, можно подумать, это понятие есть нечто весьма положительное. Ведь на нас такие слова, как «независимость» или «свобода» обычно оказывают почти магическое воздействие: нам кажется, что это нечто само по себе хорошее. При этом мы, как правило, не задаемся вопросом: а от чего, собственно, эта независимость?! Ведь если она от чего-то доброго или это «свобода от праведности» (ср.Рим.6: 20) — то сие очень плохо!

В качестве наглядной иллюстрации сказанного, внимательно взглянем на нижеприведённую таблицу. Можно заметить, что в некоторых автокефальных Церквях прихожан меньше, чем в средней епархии РПЦ. Отсюда понятно, что такое положение вещей создает серьезные материальные проблемы в этих формально «независимых» Церквях. Необходимо ставя их в финансовую зависимость от тех или иных сил, иногда явно нецерковных или даже антихристианских.

Полезные материалы

Другая серьезная проблема – это влияние тех или иных политических факторов на церковную жизнь. К сожалению, достаточно стандартной бывает ситуация, когда руководителям новообразовавшихся «незалежных» государств почему-то очень хочется, чтобы независимыми были и их Церкви. Причем, мнение последних по этому вопросу политиков мало интересует.

А это ведь нехорошо как для сих политиканов, так и для верующих.

Но, вернемся к статистике, которая говорит, что на сегодняшний день существует 15 автокефальных Церквей, одна из которых, Американская, признана не всеми. Вот их список и примерная численность:

  1. Константинопольская (более 2 млн чел.);
  2. Александрийская (более 6,5 млн. чел.);
  3. Антиохийская православная (1 млн 370 тыс. чел.);
  4. Иерусалимская православная (130 тыс. чел.);
  5. Русская (крупнейшая по численности верующих, около 130 млн чел.);
  6. Грузинская (4 млн чел.);
  7. Сербская (10 млн чел.);
  8. Румынская (16 млн чел.);
  9. Болгарская (около 8 млн чел.);
  10. Кипрская (420 тыс. чел.);
  11. Элладская (около 8 млн чел.);
  12. Албанская (около 700 тыс. чел.)
  13. Польская (500 тыс. чел.);
  14. Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.);
  15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.).

Помимо автокефальных церквей, существуют еще и автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской).

Но территориальная и административная независимость Церквей не означает их изолированности, они находятся в евхаристическом общении друг с другом. А сама основа, суть жизни этих Церквей — вероучение — остается общим и неизменным, и является залогом принадлежности той или иной Церкви к Вселенскому Православию.

Существует также достаточно много других религиозных объединений относительно православного вероисповедания, которые самостоятельно объявили себя независимыми. Но это, как правило, раскольнические или полу раскольнические объединения.

Об автокефалии Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь собором епископов провозгласила свою автокефалию в 1448 году из-за Флорентийской унии Константинопольской патриархии с римо-католичеством. Но окончательно этот вопрос считается урегулированным лишь в 1589 году, когда самостоятельность РПЦ признали и в Константинополе.

Автономия Украинской Православной Церкви

В 1686 году соборной грамотой Константинопольского Патриарха Киевская митрополия была передана в состав РПЦ. Которая поэтому является единственно правомочной совершать те или иные канонические действия на украинской земле. Впрочем, это право фактически было передано УПЦ МП, коя, будучи формально автономной, практически обладает почти полной самостоятельностью.

Нарушение канонов Патриархом Варфоломеем

Но Константинопольский Патриарх Варфоломей самовольно отменил грамоту 1686 года, объявив Украину «своей канонической территорий», и начал там произвольно «хозяйничать». Хотя согласно православным канонам срок возможной отмены такого документа не более 30 лет, а на самом деле прошло уже более 300.

Да и с точки зрения здравого рассудка очевидна нелепость такой отмены. Представим себе, что кто-то продал кому-то участок земли. Который этот покупатель и его потомки за 300 с лишним лет преумножили, докупив другие земли; они создали на этом участке многие полезные предприятия, облагородили его разными парками и озерами и т.д… И вдруг какие-то третьеразрядные наследники первого продавца непонятно с какого «бодуна» через эти 3 века произвольно объявили, что «все сие принадлежит им».

Политические мотивы

К православным канонам вся эта весьма грязная политика никакого отношения не имеет. Поэтому грубые действия Варфоломея по вторжению на чужую каноническую территорию можно квалифицировать лишь такими евангельскими словами. Он отменяет анафемы раскольникам, которые отменить не может, ибо сделать это имеет каноническое право лишь Мать-Церковь – РПЦ.

Тем более, только она может вернуть отколовшихся от нее, при их покаянии, в свое лоно. Так что будет томас об автокефалии от Варфоломея или не будет, раскольники все равно останутся раскольниками, а анафематствованные будут под анафемой.

Возможные последствия автокефалии

А это значит, что все совершаемые ими Таинства и требы церковные, начиная от крещений и заканчивая отпеваниями, будут недействительны. Что очень быстро почувствуют на себе все люди. Собственно, это уже и происходит в тех областях «самостийной», где особенно велико засилье раскольников.

К счастью, такой «убойный» сценарий дальнейших украинских церковных событий слишком фантастичен. Скорее всего, в той или иной степени будут реализованы два варианта.

Ведь раскольникам из УПЦ КП и УАПЦ для получения вожделенного томаса сначала надо объединиться. Что они никак не могут сделать уже 26 лет, ибо сему препятствует непомерное властолюбие Михаила Денисенко (бывший митрополит Филарет). Поэтому отнюдь неочевидно, что они сделают это в ближайшие дни.

Но если это (уже второй вариант) все-таки это произойдет, томас будет получен, то сие неминуемо закончится репрессиями против канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Которая в лице своего Предстоятеля, Митрополита Онуфрия, полностью отказавшегося участвовать в политических играх патриарха Варфоломея, заняла позицию исповедничества. Ибо за Пастырем пойдут и верные овцы, такие же исповедники, а, возможно, и мученики!

Во что это все на самом деле выльется, станет известно потом. Но уже сейчас ясно, что даже при самом худшем на человеческий взгляд развитии дальнейших событий, вопреки ожиданиям Госдепа, Церковь не ослабеет, а, наоборот, станет сильнее. Ибо созидается она на костях мучеников, «кровь которых – это семя христианства»!

2. Независимость Русской православной церкви

Грамота Константинопольского собора о даровании автокефалии Русской Церкви

Что означает автокефалия?

Дословно с греческого – «самовозглавление», ведь «авто» означает «сам», а «кефалос» – глава. Это самоуправление Церкви, ее право самостоятельно выбирать Предстоятеля. Признание такого права той или иной общины:

  • не препятствует молитвенному, евхаристическому общению;
  • никак не нарушает единства вероучения.

Автокефальность – по сути, базовый «административный» принцип Вселенского православия: здесь нет ни своего «Ватикана» как единого центра, ни «Папы Римского». Церкви связаны союзом молитвы, веры, любви, а не административными узами.

Основания для автокефалии

По сути, для объявления автокефалии их три:

  • договоренность с «Церковью-матерью» (или «кириархальной»); как правило, к ней приходят ввиду невозможности, например, осуществлять управление из-за большого расстояния, политических обстоятельств, или ради «иныя благословныя вины», то есть причины;
  • решение Вселенского Собора;
  • без договоренности двух Церквей автокефалия может быть заявлена, по сути, по единственной причине: ввиду отхода кириархальной Церкви от православного учения или впадения в раскол.

Вот как говорит об этом 15 правило Константинопольского Собора 861 г.: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда… он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Установление автокефалии РПЦ. Предпосылки и причины

С момента Крещения Руси Церковь не имела самостоятельности несколько столетий: митрополиты назначались Константинополем, притом, что путь ставленника, который должен был отправляться туда для рукоположения, занимал туда и обратно едва ли не год. Однако, русское священноначалие шло на эти неудобства сознательно: то, что митрополита назначал Константинополь, давало ему независимость от княжеской власти, а вот контроль греков, ввиду удаленности Руси, был скорее формальным.

2. Независимость Русской православной церкви

Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439 гг.)

Предатели православия

Поэтому здесь даже не помышляли о самостоятельности – пока к тому не вынудило одно-единственное событие. Им стала Ферраро-Флорентийская уния 1439 г.

Втянуть во все это попытались Россию, назначив сюда сторонника унии – митрополита Исидора. Именно он от имени Русской Церкви подписал ее во Флоренции 5 июля 1439 г. После этого митрополит был низложен собором русских епископов, а светской властью – арестован. Таким образом, встал вопрос о заявлении автокефалии ввиду уклонения кириархальной Церкви от православия. Вместе с тем, русские иерархи отчасти – ожидали покаяния от Константинополя, отчасти – до последнего не стремились обрести самостоятельность, так как это означало бы возможность усиления влияния светской власти.

Роль и позиция митрополита Ионы

Так было принято своего рода «Соломоново решение»:

Фактически именно его правление становится началом самостоятельности Церкви. Истинный монах, поборник веры, он, когда значительная часть христианского мира или приняла унию, или промолчала – вместе с епископами поднял голос против унии. А ведь русских владык было только… шесть – против сотен иерархов, собравшихся во Флоренции. Но православие устояло, а «Вселенский собор» униатов так и не был признан таковым.

Автокефалия РПЦ, дата, этапы

Таким образом, 1448 г. можно признать датой начала утверждения автокефалии. Впоследствии Константинопольская Патриархия не раз отходила от унии, возвращалась к ней, Русская же Церковь фактически начала самостоятельную жизнь.

2. Независимость Русской православной церкви

Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси

К концу XVI в. православные Патриархии, теснимые турками, находились в плачевном материальном положении, а их предстоятели часто посещали Москву для получения пожертвований, от которых часто зависели абсолютно. Приездом Константинопольского Патриарха Иеремии 1588-89 гг. воспользовался тогдашний царь Феодор Иоаннович, а также руководитель правительства, Борис Годунов, предложившие ему благословить митрополита Иова стать Патриархом. Историки усматривают здесь немало неоднозначных моментов, связанных с откровенным давлением на иерарха. Впрочем, статус России как державы, ее Церкви – как оплота православия, сам по себе наводил на мысли о, по сути, признании автокефалии со стороны Константинополя.

23 января 1589 г. митрополит Иов был возведен на Патриаршество, в чем участвовал Константинопольский Предстоятель.

Таким образом, начав процесс утверждения самостоятельности на основании уклонения кириархальной Церкви от веры, Русская Церковь, прямо не порывая с ней общения, смогла впоследствии добиться полного признания самостоятельности.

Значение автокефалии для Русской Православной Церкви

Оно, прежде всего, соответствовало реальному значению Русской Церкви в православном мире. Ныне ее Предстоятель считается пятым «по чести» среди других предстоятелей – таким образом, его поминают за богослужением сразу после Патриархов исторически основанных Апостолами Церквей (Иерусалимская, Александрийский, Антиохийская), а также Патриарха Константинопольского. Сейчас Русская Церковь – уже не 6 архиереев, как было в XV в. Это самая большая по численности верующих, значимости Церковь православного мира.

2. Независимость Русской православной церкви

Празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви

Какие ещё Церкви признаны автокефальными?

Сейчас духовную семью Вселенского православия образуют 15 Церквей. Кроме трех, основанных Апостолами, Русской и Константинопольской, это Поместные Церкви, которые со временем выделились из пяти Патриархатов на основании достигнутых договоренностей. Сейчас это Церкви Грузии, Сербии, Болгарии, Румынии, Польши, Кипра, Греции, США, а также «Чешских земель и Словакии».

Хотя предоставление независимости той или иной Церкви часто сопряжено с разного рода политическими факторами, даже – интригами, однако до наших дней Вселенское православие, его Церкви, сохраняют главное: «единство духа в союзе мира» (Еф.4:3), независимо от политических перипетий.

Со времени своего основания в 988 году Русская Церковь, приняв Православие от греков, была митрополией Константинопольского Патриархата. Русский митрополит, носивший титул «Киевский и всея Руси», ставился в Константинополе греческим Патриархом. С XIV века русский митрополит жил в Москве.

Тяжелое время для Русской Церкви и всего Православного мира наступило в XV веке. Территория Византийской империи ограничивалась тогда одним Константинополем — все ее бывшие земли были захвачены пришедшими с Востока турками-сельджуками, исповедовавшими ислам. Русь же поразили междоусобицы.

2. Независимость Русской православной церкви
Свт. Иона, первый избранный собором русских епископов митрополит Русской Церкви, при котором она стала автокефальной. Церковная вышивка

В 1431 году умер митрополит всея Руси Фотий, по происхождению грек. Собор русских епископов с одобрения великого князя Василия II предложил тогда поставить во главе Русской Церкви рязанского епископа Иону. Это не устроило Константинополь, где вынашивались планы заключить союз (унию) с Католической Церковью и признать власть папы — в обмен на обещанную помощь Запада против турок.

Поэтому, когда святитель Иона приехал в Царьград, ему отказали в поставлении и вместо него поставили другого — грека Исидора, одного из главнейших вдохновителей унии. В 1439 году на соборе во Флоренции ожидаемая уния была заключена. Ее одобрили все представители Константинопольской Церкви. Однако, когда в 1441 году Исидор, пожалованный папой в кардинальское достоинство, прибыл в Москву и объявил о соединении Церквей, его тут же по приказу великого князя Василия взяли под стражу. Собор русских епископов осудил Исидора как еретика, а Иону утвердил в качестве местоблюстителя. Русь осталась единственной православной страной во всем мире. Однако возведение Ионы так и не было официально утверждено Константинополем и потому с точки зрения церковного права не было легитимно.

Утверждение Ионы в митрополичьем достоинстве долго откладывалось из-за тяжелых обстоятельств княжения Василия II, с которым враждовали его братья Дмитрий Шемяка и Василий Косой. А в 1445 году великий князь Василий попал в плен к казанским татарам. Только в 1448 году, когда Василий II наконец утвердился в Москве, русские епископы 15 декабря провозгласили Русскую Церковь автокефальной и утвердили Иону в митрополичьем достоинстве.

В 1453 году Византийская империя перестала существовать, Константинополь пал под ударами сельджуков. Это событие было воспринято на Руси как наказание свыше за отступничество греков. И хотя впоследствии уния была все-таки в Греции отменена, Греческая Церковь попала в зависимость от турецкого султана, и признавать ее владычество на Руси уже больше не могли. Вместе с тем русские глубоко сочувствовали греческому горю, оказав разрушенному Константинополю значительную денежную помощь.

Такая помощь постоянно оказывалась грекам и впоследствии — хотя Константинополь не признавал российскую автокефалию (высокомерно отказываясь вместе с тем признать и свою нетвердость в Православии, которая проявилась во время заключения унии). Кроме того, Греческий Патриархат посчитал законным отделение от Москвы Литовской (собственно Киевской) митрополии и таким образом содействовал разделению единой Русской Церкви на две митрополии.

В 1458 году уже давно бежавший из Москвы митрополит-униат Исидор по просьбе литовского великого князя Казимира был поставлен папой во главе русских епархий Литвы, ранее подчинявшихся Москве. Вместо престарелого Исидора управлял Церковью его бывший протодиакон митрополит Григорий, который, однако, в 1460 году предпочел вернуться в Православие, но при этом признал каноническую власть Константинополя (ставшего к тому времени вновь православным), а не Москвы.

Константинопольское непризнание автокефалии Русской Церкви продолжалось до 1593 года (то есть Москва в течение 150 лет находилась фактически в состоянии раскола с Греческой Церковью), когда на Руси уже было установлено патриаршество. Формальное запрещение с Русской Церкви Константинополем так и не было снято. В момент учреждения Московского Патриархата в 1589 году, совершавшегося при деятельном участии константинопольского патриарха Иеремии, об этом запрещении не вспомнили как «о не бывшем».

иерей Василий СЕКАЧЕВ

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

2. Независимость Русской православной церкви

Со времени своего основания в 988 году Русская Церковь, приняв Православие от греков, была митрополией Константинопольского Патриархата. Русский митрополит, носивший титул «Киевский и всея Руси», ставился в Константинополе греческим Патриархом. С XIV века русский митрополит жил в Москве

Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м 2 www.t2000.ru

2. Независимость Русской православной церкви

Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: история История Русской Православной Церкви начинается […]

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь: история История Русской Православной Церкви начинается […]

2. Независимость Русской православной церкви

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589—1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Ссылка на основную публикацию