Самостоятельность русской православной церкви

Автокефа́лия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «само­воз­глав­ле­ние») – адми­ни­стра­тив­ная неза­ви­си­мость Помест­ной церкви, право изби­рать своих епи­ско­пов.

Пра­во­слав­ная цер­ковь суще­ствует в виде само­сто­я­тель­ных Помест­ных церк­вей, эта само­сто­я­тель­ность исклю­чи­тельно адми­ни­стра­тив­ная, внеш­няя, никак не нару­ша­ю­щая един­ства веры, свя­щен­но­дей­ствий, духов­ного опыта. При­вер­жен­ность Пра­во­сла­вия авто­ке­фаль­ному прин­ципу цер­ков­ного устро­е­ния отра­жает его глу­боко жиз­нен­ную связь с куль­турно-исто­ри­че­ским бытием раз­лич­ных наро­дов.

Право на авто­ке­фа­лию при­зна­ется Все­лен­ской Цер­ко­вью за каждым пра­во­слав­ным наро­дом, спо­соб­ным к цер­ков­ному само­управ­ле­нию. Начало авто­ке­фа­лии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви было поло­жено в 1448г. избра­нием мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и всея Руси (Ионы) рус­скими архи­ере­ями по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III. Учре­жде­ние в России пат­ри­ар­ше­ства (1589г.) утвер­дило само­сто­я­тель­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Все авто­ке­фаль­ные Церкви имеют само­сто­я­тель­ную цепь апо­столь­ского пре­ем­ства и их епи­скопы, вклю­чая пред­сто­я­теля, постав­ля­ются архи­ере­ями этих же Церк­вей

В насто­я­щее время насчи­ты­ва­ется 15 авто­ке­фаль­ных Церк­вей:

  1. Кон­стан­ти­но­поль­ская,
  2. Алек­сан­дрий­ская (Египет и неко­то­рые страны Африки),
  3. Антио­хий­ская (Сирия и Ливан),
  4. Иеру­са­лим­ская, ,
  5. Гру­зин­ская,
  6. Серб­ская,
  7. Румын­ская,
  8. Бол­гар­ская,
  9. Кипр­ская,
  10. Эллад­ская (Гре­че­ская),
  11. Албан­ская,
  12. Поль­ская,
  13. Чехо­сло­вац­кая,
  14. Аме­ри­кан­ская.

Помест­ные церкви по един­ству веры и основ­ным нача­лам устрой­ства и управ­ле­ния пре­бы­вают во вза­им­ном обще­нии. Во главе управ­ле­ния Авто­ке­фаль­ной цер­ко­вью может стоять еди­но­лич­ная (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит) или кол­ле­ги­аль­ная (синод) власть.

Авто­ном­ная цер­ковь (от греч. — «само­за­ко­ние») — статус помест­ной церкви, дающий право на само­сто­я­тель­ность в вопро­сах внут­ри­цер­ков­ного управ­ле­ния от той или иной авто­ке­фаль­ной церкви, в кото­рую авто­ном­ная цер­ковь ранее вхо­дила в каче­стве экзар­хата или епар­хии. Авто­ке­фаль­ная цер­ковь, к кото­рой отно­сится авто­но­мия, в данном случае назы­ва­ется кири­ар­халь­ной цер­ко­вью. Она утвер­ждает устав авто­но­мии и предо­став­ляет ей миро. Глава кири­ар­халь­ной церкви назна­чает главу авто­ном­ной церкви. Имя послед­него поми­на­ется во всех храмах после имени пред­сто­я­теля кири­ар­халь­ной церкви. Глава авто­ном­ной церкви под­су­ден судеб­ным инстан­циям кири­ар­халь­ной церкви.

Сложная и поэтапная автокефалия Русской православной церкви была неминуемой и своевременной. Автокефалия – это обретение независимости, а также возможность избрания собственных епископов. «Кефали» с греческого переводится как «голова», а «авто» – как слово «сама». Русская церковь всегда стремилась к независимости от Константинопольского патриархата. И в итоге эту независимость Церковь получила.

Причины православной независимости

У всего в мире есть причина и следствие. Это утверждение применимо и к Флорентийской унии, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви.

Знаменитая уния была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт «предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне. И уния, подписанная с Римом, имела политическую подоплеку.

Самостоятельность русской православной церкви

Само «предательство» заключалось в том, что Константинопольский патриархат без согласия Русской церкви назначил Исидора Московским Митрополитом. Его полномочия должны были распространяться на следующие земли:

  • Литву;
  • Русь;
  • Ливонию;
  • Польшу.

Но не только на Руси такое назначение получило несогласие. Митрополита отказались признавать в Литве и Польше. Вместо него Русская церковь назначила своего митрополита Иону Рязанского.

Когда Исидор все же попал в храм на торжественное богослужение в Успенском соборе, ему позволили отслужить службу, а затем изгнали из церкви. После изгнания по приказу великого князя Василия Исидора заключили под арест. А затем, по одной из версий, позволили ему бежать в Литву.

После этих событий князь Василий составил послание Константинопольскому патриархату. В нем князь указал на различия в вере, отверг унию, а также отказался признавать право Папы быть учителем церкви христианской. Вслед этому посланию в Константинополь был отправлен более мягкий вариант письма.

Митрополит Иона и его избрание

Когда волнения вокруг унии улеглись, в стране наступила смута. И место Русского митрополита долго оставалось свободным. Князь Василий боролся за власть с Дмитрием Шемякой, а в 1445 году хан Улу-Мухаммед пришел с войной на русские территории.

В 1446 году Шемяка захватил власть в Москве и избрал митрополитом Иону Рязанского, чтобы заручиться поддержкой церкви. В 1447 году князь Василий вернул себе власть, но предпочел согласиться с кандидатурой Ионы, и на соборе его вновь провозгласили митрополитом.

Самостоятельность русской православной церкви

Сначала Иона Рязанский был выбран на должность митрополита собором Северо-Восточной Руси. В те времена существовала реальная опасность, что епископы Литвы не поддержат его назначение. Но смуты не произошло. Так как во время своего нахождения в Литве легат Исидор пытался отделить западные епархии от Руси, но король Казимир Четвертый к тому времени уже отказался от поддержки Рима. И планы Исидора провалились.

В Польше также поддержали кандидатуру Ионы из-за несогласия с текстом унии. Великий князь Василий неоднократно составлял письма для Константинополя, где излагал свои взгляды на институт Московского патриархата. Но одно письмо так и не было отправлено, а судьба второго послания остается неизвестной и сегодня.

Мягкий конфликт отделения

Русская православная церковь никогда открыто не конфликтовала с Константинопольским патриархатом. Причины своего отделения Московский патриархат объяснял политической необходимостью. На Руси признавали главенство Греческой церкви и надеялись на понимание со стороны Константинопольских епископов. Поэтому автокефалия Русской православной церкви заняла столько времени.

В 1454 году, после избрания первого на греческой земле православного патриарха Геннадия Схолария, отношения между Константинополем и Москвой были восстановлены. Об этом историческом процессе известно крайне мало. И никаких документов о том времени не сохранилось.

Патриархи и ставленники: разделение митрополий

После Ионы его пост занял патриарх Николай, а затем на смену ему пришел Каликста Третий. Король Казимир не согласился с данным назначением. И признал в качестве Киевского митрополита Григория Болгарина, являвшегося римским ставленником.

Самостоятельность русской православной церкви

Так произошло разделение Киевской и Московской епархий. Эти события датируются 1459 годом. Затем в церковной истории был длительный период сотрудничества с Иерусалимской епархией. Но и связи с греческими священниками, несмотря на разногласия, все же сохранялись.

Вселенская патриархия и отношения с ней

В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

Русские монахи регулярно посещали Афон, Палестину, Синай и Константинополь. В 1557 году в Константинополь была отправлена делегация для подтверждения царского статуса Ивана Грозного. Официальное подтверждение было получено. В 1586 году Москву посетил патриарх Иоаким. Через три года Московскому патриархату нанес визит Константинопольский патриарх Иеремия Второй. С ним были проведены переговоры о признании Московского патриархата. И в 1589 году законность автокефалии на Руси была признана западным сообществом. А затем и всем остальным миром.

Отношение к автокефалии сегодня

Во времена отделения Русь политически никак не зависела от Византии. Только церковная власть тесно сотрудничала с Константинополем. Длительный период без собственного патриарха на Руси объясняется тем, что тогда русские земли подвергались набегам татар, да и борьба за власть во внутренних политических кругах давала о себе знать.

Самостоятельность русской православной церкви

В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а такой державы, как Византия, не стало. Поэтому отделение Русской церкви приобрело еще и политические выгоды. Ведь в тот период Русь была единственной православной страной, которая сохраняла свою неизменную духовную целостность.

В отличие от Киевского патриархата, в котором отделение произошло самовольно и без должной преемственности, Русская православная церковь делала попытки по урегулированию вопросов автокефалии с Константинополем неоднократно. Но ни на одно письмо об автокефалии не было получено ответа. А затем Флорентийская уния и вовсе перестала быть действующим документом. И можно считать, что отделение Русской церкви было вынужденной мерой.

Православное вероучение определяет автокефалию, как нечто естественное. Ведь главное, чтобы церковь была органически едина и основывалась на благодатном общении в таинствах. При этом административное устройство церкви может быть любым.

Длительная автокефалия Русской Православной церкви священнослужителями признается вполне обоснованной и необходимой. Во время ее проведения не было цели разрыва связей с Византией. А обособленность являлась экономически и территориально выгодным решением. И это решение далось Русской церкви совсем не просто.

Греческое слово «автокефалия» составлено из двух, где «авто» -сам на русском языке, а «кефали» — голова и обозначает в свободном переводе сам себе голова. В применении к церкви оно означает самоуправление в избрании патриарха, в назначении митрополитов и во всем укладе жизни церковной общины.

Обретение автокефалии РПЦ

К своей независимости Русская церковь шла почти 500 лет. За это время менялись границы княжеств, набеги монголо-татар, распадалась Византия. Нарастало давление на православную Русь со стороны католического Рима. Константинопольский патриархат присылал греческих митрополитов предстоятелями РПЦ, только 2 раза за полтысячи лет избирали митрополита сами.

Ускорение распада православной Византии заставлял Константинопольского патриарха искать покровительства Папы Римского. Русь политически была независима от этих интриг, она варилась в собственных усобицах, оставаясь единственной православной страной. При всех распрях князей она сохраняла неизменно целостность в православии.

Когда же очередной назначенный предстоятель митрополит Исидор подписал в 1441 в Риме унию с католической церковью и был изгнан церковь была без руководителя. Через почти 8 лет собором епископов в Москве избрали митрополитом всея Руси рязанского епископа Иону. С 5 декабря 1448 года началась самостоятельность РПЦ, в русские митрополиты торжественно поставлен русский митрополит. Причиной же автокефалии стало отступничество от Православной веры греческого назначенца.

Признание этого события пришло не сразу, но с этого момента митрополит всея Руси, а затем и патриарх избирался в РПЦ. Падение Константинополя, крах Византийской империи и то, что Константинопольская церковь попала под влияние турецкого султана, еще сильнее укрепили самостоятельность от внешних влияний Русской Православной Церкви. Но независимость, богатство и духовная власть церкви внутри страны не устроила царя-реформатора Петра Первого.

Государственное управление РПЦ после реформы Петра Первого

Для того чтобы преобразовать в короткий срок страну до уровня европейских государств потребовалось отмобилизовать все ресурсы страны. Кроме того, власть патриарха была очень сильна и церковь не спешила делиться ею и своими богатствами для проведения реформ. После консультаций с Иерусалимским Патриархом Досифеем и Вселенским Патриархом Косьмой царь разработал и в течении 20 лет провел реформу церковной жизни.

С самостоятельностью (автокефалией) внутри страны было покончено. Окончанием церковной реформы можно считать упразднение патриаршества 25 января 1721 года. Основные результаты проведенных изменений:
— управление церковью осуществляет Правительствующий Синод с светским чиновником во главе;
— изъятие многих церковных земель в связи с сокращением количества монастырей;
— церковь стала платить налоги;
— церковных крестьян, а не редко и монахов, забирают в рекруты и на трудовую повинность;
— превращение церкви в еще одну опору единоличной власти императора.

Подчинение священников, как прочих чиновников, власти привело к вмешательству в церковные обряды, в частности в таинства исповеди. На них возложили обязанность под страхом смерти выявлять недовольных и докладывать куда следует об услышанным на исповеди. Вменялось также в проповедях славить царя и его реформы. Авторитет церкви стал падать и недоверие накапливалось почти 200 лет.

Из положительных результатов реформы можно назвать свободу вероисповедания протестантам и католикам, а также сократилось жесткое преследование старообрядцев. При монастырях стали открываться фабрики, больницы, богадельни для солдат-инвалидов. При церквах начали открываться школы и духовные училища.

Реформа Петра Первого определили жизнь церкви на двести лет и к автокефалии внутри страны вернулись с упразднением самодержавия.

Отношение к самостоятельности церкви при советской власти

Большевистское правительство в январе 1918 года узаконило отделение государства и школы от церковного влияния. Это, в принципе, прогрессивные конституционные нормы светских государств. Однако, этим же декретом РПЦ и другие религиозные организации лишалась юридического лица и их собственность объявлялась достоянием народа. С 1920 года против церкви был развязан кровавый террор. Разорение храмов, уничтожение икон и церковных книг сопровождалось расстрелами тысяч священнослужителей и миллионами православных людей посаженых в лагеря или высланных в ссылку.

Воинствующие атеисты так рьяно взялись за искоренение религии, что к началу Великой Отечественной Войны осталось около сотни действующих церквей. Мобилизация всех ресурсов страны для победы смягчила взаимоотношения церкви и государства. Многие священники, в том числе и репрессированные, встали на защиту Родины. На фронте и в тылу они укрепляли веру православных людей в победу над врагом. Советское государство признало вклад РПЦ в победу учреждением в 1944 году Советом по делам РПЦ. В 1965году он был преобразован в Совет по делам религий.

С послевоенного времени Православная Церковь в СССР развивалась параллельно со всем государством, позиция которого иногда ужесточалась, но в основном была мирной. Любое государство, объявившее об отделении церкви, все равно будет наблюдать за умонастроениями части своих граждан, объединенных в значительные сообщества. Но на пасху не только в дальних деревнях пионеры юные и октябрята бегали по домам Христа славить. Крещение новорожденных тоже было везде, хотя и не афишировалось. Появилась возможность получения религиозного образования в духовных семинариях и академиях.

Автокефалия церкви после распада СССР

После развала СССР позиции РПЦ укрепились не только в России, но и в мире. Большинство новообразованных государств не вмешивается в дела поместных церквей, а они сохраняют единство в Православии. Воссоединились в служении с РПЦ зарубежная церковь. Усилиями патриарха Алексия Второго церковь приобрела более высокий статус, чем перед революцией. Возобновились службы в старых и вновь построенных храмах.

Государство, объявив единственной идеологией патриотизм, старается поддерживать традиционные религии, понимая, что пустота в душах долго не продержится. В некоторых государствах возобновились в угоду политическим интересам религиозные смуты. В отношении РПЦ МП активизировался Константинопольский патриархат, но единство и автокефалия РПЦ в православном мире пока в основном сохраняется.

Благодаря телевидению, интернету и другим СМИ слова «автокефалия», «томос», сейчас известны не только священникам, верующим, но и атеистам, молодым и старым. В древние времена вред суеты возле этих слов касался в основном элиты и долго доходил до простых людей. Сейчас же любое событие настигает всех быстро и раскол гораздо губительнее чем раньше. Непомерные амбиции, алчность трудно спрятать за церковными одеждами в современном мире. Это не от Бога.

История Русской Церкви

Том 6. История Русской Церкви в период ее самостоятельности (1589–1881). Патриаршество в России (1589–1720)

Общий взгляд на период самостоятельности Русской Церкви

Прошло уже ровно шесть столетий со времени основания Русской Церкви (988–1588). В эти столетия она прожила два главных периода своего существования. Первый период, продолжавшийся два с половиною века (988–1240), был периодом ее всецелой зависимости от Константинопольского патриарха, но вместе и периодом ее полного единства, когда на всем своем пространстве она признавала над собою только одного митрополита и составляла одну нераздельную митрополию. Второй период, продолжавшийся три с половиною века (1240–1588), был для Русской Церкви периодом ее постепенного перехода к самостоятельности, но вместе и периодом ее постепенного разделения на две митрополии, которые, особенно в последней половине этого периода, были совершенно разделены между собою и не имели никаких взаимных отношений.

С 1589 г. начался для Русской Церкви новый период, продолжающийся доселе, период ее самостоятельности, который можно назвать также и периодом постепенного воссоединения ее разрозненных частей. Правда, в то самое время, как в Москве учреждалось патриаршество, в Литве вводилась уния, и Западнорусская митрополия, мало того что была отделена от Восточнорусской Церкви, подверглась новому, насильственному разделению на две части, из которых одна, православная, по-прежнему осталась в зависимости от Цареградского патриарха, а другая, униатская, подчинилась Римскому владыке. Но еще в XVII в. все православные епархии Западнорусского края признали над собою власть Московского патриарха и соединились с Русскою Церковию, а в XVIII и XIX столетиях мало-помалу воссоединились с нею и все униатские епархии, существовавшие в том крае, так что ныне в пределах России нет более униатов. К сожалению, в этот же период самостоятельности Русской Церкви, когда с нею вновь соединились ее прежние члены, отторгнутые усилиями Рима, в ней самой обнаружился раскол, возникший на ее домашней почве и известный под именем старообрядства, – раскол, который, постепенно усиливаясь и разрастаясь, сделался самым резким и выдающимся явлением настоящего периода, прошел мрачною полосою чрез всю последующую нашу историю и, составляя внутреннюю язву нашей отечественной Церкви, доселе мало поддается ее уврачеваниям. Потому едва ли будет несправедливо, если настоящий ее период мм назовем и периодом в ней раскола, именующего себя старообрядством.

Период самостоятельности Русской Церкви обнимает собою: а) время патриаршества в России и б) время синодального управления.

Учреждение патриаршества в россии

Еще во 2-й половине XV в., когда Греческая империя окончательно подпала под владычество турок и Русские митрополиты не могли уже беспрепятственно путешествовать в Царьград для святительского поставления и затруднялись даже письменно сноситься с Цареградскою кафедрою, все четыре патриарха Востока дали свое согласие, чтобы впредь первосвятитель Восточнорусской Церкви не ходил в Царьград, но избирался и ставился в самой России и имел власть ставить своих епископов и править своею Церковию по примеру патриархов, а также определили будто бы, чтобы он считался святительскою честию выше всех православных митрополитов и в случае Вселенского Собора занимал первое место после Иерусалимского патриарха. Несмотря, однако ж, на все это, Русская Церковь по-прежнему оставалась только митрополиею, хотя и первою из митрополий, и в зависимости от Константинопольского патриарха, хотя только номинальной. А между тем время шло, и, тогда как патриаршие Церкви, бедствовавшие под игом неверных, более и более сокращались и умалялись, Русская Церковь вместе с Русским государством постоянно расширялась и увеличивалась и по своему объему далеко превосходила каждую из них. Тогда как сами патриархи, совершенно зависевшие от произвола своих мусульманских властителей, более и более теряли свою духовную власть и значение, сохраняя почти одно лишь имя патриархов, Русские митрополиты, хотя вполне зависевшие от своих православных государей, но в них же находившие для себя и самую незыблемую опору, пользовались действительною архипастырскою властию и являлись истинными первосвятителями среди своего духовенства и всей паствы. Тогда как самая православная вера в патриарших и других православных Церквах Востока и Юга, порабощенных магометанами, подвергалась всякого рода притеснениям, уничижениям, поруганиям, в России она была в собственном смысле господствующею, охранялась законами и всеобщим уважением правительства и народа и сияла всем своим блеском. Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире – так понимали ее сами русские, так же смотрели на нее и все православные Востока и Юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений. Русские государи уже носили титул царя, т. е. императора, и заняли в православном мире то самое положение, какое занимали прежде императоры Византии; очень естественно было желать, чтобы и при русских государях по примеру византийских во главе церковного управления находились первосвятители самого высшего духовного сана. Русская Церковь видимо для всех выросла до того, чтобы быть ей совершенно самостоятельною и независимою отраслию Церкви Вселенской и стоять по крайней мере наравне с патриаршими православными Церквами, если не впереди всех их. Русский митрополит по власти и значению в своей Церкви вполне равнялся патриархам и даже превосходил их, ему недоставало только патриаршего имени.

В XIV – начале XVI в. появляется большинство монастырей на Руси, это время расцвета русского монашества. Большую административно-политическую роль играли монастыри к югу от Москвы. Монастыри в северных землях стали центрами колонизации, они выполняли миссионерскую и просветительскую работу. В северных монастырях распространялась исихастская практика. Многие монастыри были основаны учениками Сергия Радонежского (ок. 1314-1392).

Накануне падения Византии Русская Православная Церковь фактически стала независимой от Константинопольского патриархата, когда в 1448 г. без его согласия архиерейский Собор избрал митрополитом Московским Рязанского епископа Иону (ум. в 1461 г.). Официально новый канонический статус Русской Православной Церкви был признан Константинополем значительно позже. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557–1598) был созван поместный Собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова (ум. в 1607 г.). В 1590 г. Константинопольский патриарх Иеремия II (ум. в 1594 г.) созвал Собор, который признал патриаршество автокефальной Русской Православной Церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси мятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей.

Одновременно с обретением канонической самостоятельности Русской Православной Церковью все возрастала ее зависимость от светской власти. Московские государи вмешивались во внутренние дела церкви, ущемляли ее права. В XVI в, вопрос о соотношении церкви и власти становится одним из центральных в полемике нестяжателей и иосифлян.

Сторонники Иосифа Волоцкого (ок. 1440–1515) пола- гати, что церковь должна уступить государственной власти, закрывая глаза на необходимое зло власти во имя порядка. Сотрудничая с государством, церковь может направлять и использовать его силу в борьбе с еретиками. Участвуя в общественной жизни, занимаясь просветительской, попечительской, благотворительной деятельностью, церковь должна иметь на все это средства, для чего ей необходима собственность.

Нестяжатели (последователи Нила Сорского (1433– 1508) и заволжских старцев) считали, что задачи церкви исключительно духовные, поэтому церковная собственность должна быть лишь минимально необходимой. Нил Сорский выступал против дорогой утвари в храмах, говорил, что жертвовать нужно не церкви, а нищим. Монастыри же не должны иметь никакого богатства, земель. Монахи вправе пользоваться лишь результатами своего труда. Нестяжатели считали также, что еретиков следует перевоспитывать словом и прощать, а нс подвергать преследованиям и казням.

Победа в споре осталась за иосифлянами, что укрепило политические позиции церкви, но одновременно усилило ее зависимость от великокняжеской власти.

Дальнейшее укрепление церковной организации было предпринято в XVII в. патриархом Никоном (1605– 1681).

Исправляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное крестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал цель доказать ортодоксальность Русской Православной Церкви и ее неоспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими церквами. Царь Алексей Михайлович (1629–1676) поддержал реформы патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но централизация церковного управления затронула интересы значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу. В основе внутрицерковного конфликта лежали общественные противоречия, которые в духе времени получили религиозное выражение. Это придавало движению раскольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно на первых порах, как протест против существующих порядков.

В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели к образованию различных новых течений, среди которых наиболее мощными были «духовные христиане» – молокане и духоборы.

Молоканство распространялось в основном в среде городских низов, духоборчество – среди государственных крестьян. Молокане единственным источником божественной истины считали Библию, отвергая церковную иерархию, монашество, иконы, мощи и святых. Человек спасается только личной верой. Церковь и государство преследовали молокан, выселяя их на окраинные земли России.

Духоборы, как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон и креста, официальные православные обряды и таинства. Духоборы отказывались брать в руки оружие, служить в армии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступали против имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповедным документом духоборы считали не Библию, а «Книгу жизни» (это собрание псалмов, сочиненных самими духоборами). Бог в «Книге жизни» толкуется как «вечное добро», Иисус Христос – как человек с божественным разумом. Как и молокан, духоборов ссылали на окраины России, преимущественно в Закавказье.

Несколько раньше – во второй половине XVII в. – среди оброчных крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может вселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмом и мистицизмом.

Они отрицали институт церкви, отказались от православной церковной обрядности. Главной формой богослужений христоверов стали так называемые радения, имевшие целью достижение единства со Святым Духом.

От христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных верующих, которые главным средством нравственного совершенствования считали оскопление мужчин и женщин.

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Самостоятельность русской православной церкви

Русская православная церковь в XV – начале XVI в.

Русская православная церковь в XV – начале XVI в.

Вопрос к 4 пункту. Как боролись с еретиками в Средние века в Западной Европе?

В Средине века еретиков судили и если вина была доказана (а такое происходило далеко не всегда) – налагали разные наказания вроде тюрьмы или штрафа. Особенно упорных в своих заблуждениях сжигали заживо на кострах. При этом само следствие (как следствия по обычным уголовным делам) были жестокими, использовались пытки.

Вопросы к параграфу

1. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута?

Главной целью посольстваа было: получить военную помощь против турецкой угрозы. Такую помощью обещали, но реально Константинополь так её и не получил.

2. Что такое Флорентийская уния?

Флорентийская уния – это документ об объединении православной и католической церквей, фактически православные переводились в католичество, потому что должны были признать верховенство папы римского, принять католические обычаи и догматы.

3. Когда Русская православная церковь стала автокефальной? Что это означало?

Автокефалия – это самостоятельность Русской православной церкви. Она началась, когда в Москве выбрали нового митрополита, не согласовав этого с Константинополем. Но изначально Москва стремилась не к самостоятельности, а к чистоте веры: патриархом Константинополя был сторонник Флорентийской унии, которую Русская церковь объявила ересью; ориентироваться на мнение такого патриарха было нельзя.

4. Почему на территориях бывшего Древнерусского государства возникли два центра Русской православной церкви? Где они находились?

На территории бывшего Древнерусского государства одновременно действовали два митрополита киевских, при этом один из них находился в Киеве, а второй – в Москве. Разделение началось из-за Константинополя, который в ответ на автокефалию Русской православной церкви и по просьбе великого князя литовского вывел из подчинения Москвы земли этого князя.

5. Оцените роль великих князей московских в укреплении позиций Русской православной церкви.

Вначале митрополиты укрепляли власть московских правителей. Но в XV веке уже московские правители помогали укрепить власть митрополитов. Когда государство становилось единым и прочным, прочнее становилась и православная церковь. Она могла опираться на государственный аппарат, благодаря нему митрополит мог лучше контролировать архиепископов и епископов на местах.

Кроме того, церковь богатела за счёт государства. Часто государь напрямую давал деньги и земли, часто строил величественные церкви за государственный счёт. В ответ церковь объявляла его власть священной. Укрепление государства и православной церкви шли рука об руку и были не возможны друг без друга. Церковь фактически стала частью государственного аппарата.

1. В чём состоят основные различия православия и католичества? Составьте в тетради сравнительную таблицу. Подготовьте презентацию на эту тему.

Презентацию можно скачать ►здесь.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Обретение Русской православной церковью независимости от константинопольского патриарха, с одной стороны, повысило её авторитет, а с другой — усилило её зависимость от великих князей. Объясните почему.

Потому что теперь вся церковь находилась на территории одного государства и не могла играть на противоречиях между правителями, была зависима от пожертвований и других милостей только одного из них. Резиденция главы церкви находилась в столице государства, то есть митрополит всегда был доступен для слуг государя. Всё это делало церковь более зависимой.

3. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из известных православных монастырей России.

Рекомендуемый список литературы о Симоновом монастыре (ныне на территории Москвы):

  • Кучкин, В. Начало московского Симонова монастыря // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. – М., 1995;
  • Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М., 2001.
4. Выясните, какие символы украшают религиозные сооружения. Что они означают? Составьте в тетради справку о любом из таких символов.

Главное украшение церкви – крест. Он расположен на куполе, чтобы быть на самой вершине здания. Потому что это главный символ христианства. Христианство стало самим собой, когда распятый на кресте Спаситель воскрес из мёртвых. Потому главный христианский праздник – пасха (день этого воскресения), главный символ христианства – крест, и он же – главное украшение и церкви, и часовни.

Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов. Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года. Причиной, которая привела к самостоятельному избранию митрополита в Москве, стала уния, подписанная в 1439 году представителями восточных православных церквей и Римской церкви и утверждённая императором Иоанном VIII Палеологом. Русская церковь с центром в Киеве и далее продолжала оставаться в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1589 году московские митрополиты получили патриаршее достоинство и формальное признание автокефалии в пределах Русского царства — от Константинопольского патриарха Иеремии II и остальных Восточных патриархов [1] .

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образовалась в конце 10 в. (см. КРЕЩЕНИЕ РУСИ). Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в… … Русская история

Русская православная церковь — самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 в. Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448 автокефальная церковь. Патриаршество… … Политология. Словарь.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из автокефальных православных церквей. Основана в конце 10 в. Во главе митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с конца 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448… … Современная энциклопедия

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 в. Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448 автокефальная. Патриаршество учреждено в… … Большой Энциклопедический словарь

Русская православная церковь — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из автокефальных православных церквей. Основана в конце 10 в. Во главе митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с конца 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русская православная церковь — Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда; о других значениях см. РПЦ (значения). Русская Православная Церковь … Википедия

Русская Православная Церковь — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия

Русская Православная церковь — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия

Русская Православная Церковь — одна из Поместных Церквей Вселенской Церкви. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город… … Православие. Словарь-справочник

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Принципы православного образования. Христианская образовательная традиция глубоко пронизана пед. началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христ. мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию,… … Российская педагогическая энциклопедия

В январе 2019 года Константинопольский Патриарх совершил действие, которое Русская Православная Церковь считает неканоническим — даровал так называемый «томос об автокефалии» непризнанной церковной структуре, существующией на территории Украины. Этот документ не получил поддержки среди других Православных Церквей, а также среди существенной части верующих Украины, однако был с радостью воспринят украинским политическим руководством.

В результате слово из церковной практики неожиданно стало весьма популярным в светских новостях и дискуссиях. Так что же оно означает? Разбираемся, что такое томос и кто его может получить.

Томос это.

Томос — это официальный церковный документ по особо важным вопросам церковного устройства. Обычно под томосом понимают грамоту патриарха одной из Поместных Церквей, которая позволяет какой-то ее части стать самостоятельно управляемой Церковью и выбрать своего предстоятеля.

Томос ударение

В слове «томос» ударение падает на первую букву «о», поскольку это слово греческого происхождения. Чтобы проще было запомнить, можно провести аналогию со словом «том», который означает какую-либо часть книги. Кстати, слова «томос» и «том» имеют одно происхождение.

Томос или томас?

В некоторых СМИ и блогах авторы делают опечатку, в первую очередь потому что оба этих слова есть в словарях, правда имеют они разное значение.

Томос — это официальный церковный документ. Томас — западноевропейское имя, которое переводится на русский как Фома.

Томос перевод

У слова томос есть несколько значений. Томос с греческого переводится как «кусок» (греч. τόμος <греч. τέμνω — «кусок»; «том» от «резать», «делить»). Близкое по значению слово в русском языке применяется для обозначения частей книг — том первый, том второй и так далее.

Томосы Православной Церкви

Томосы Православной Церкви выдаются отдельным Церквям, которые решили стать самостоятельными Церквями и получили на то одобрение матери-Церкви, к которой ранее принадлежали.

Например, в 1970 году Русская Православная Церковь даровала томос Американской и Японской Православным Церквам, а в 1990 году даровала томос о самоуправлении Украинской Православной Церкви (п осле чего она стала самоуправляемой церковью в составе Русской православной церкви).

Томос РПЦ

У Русской Православной Церкви, так же как у Константинопольского Патриархата и других Поместных Церквей, сформировавшихся до середины XIX века, нет своего томоса.

Дело в том, что томос в современном понимании — как документ, предоставляющий автокефалию (то есть статус самостоятельной поместной церкви) отдельной Церкви, — появился только в 1850 году, когда Константинопольский Патриарх узаконил самостоятельность Элладской Церкви.

Русская Православная Церковь официально получила самостоятельность от Константинопольской Церкви в 1589 году, когда митрополит Иов стал первым Патриархом Московским.

Томос УПЦ

Интересно, что фактически томос для УПЦ был выдан еще в 1992 году, когда Украинская Православная Церковь получила статус самоуправляемой с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви. Это обеспечило ее полную независимость от Москвы в управленческих и финансовых вопросах, которые отныне решают Соборы и Синод в Киеве.

Связь с Московским Патриархатом остается лишь в том, что украинские делегаты участвуют в принятии решений на общих Соборах Русской Православной Церкви, а также получают от нее миро — специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания.

Документ от 1992 года был признан всеми Поместными Православными Церквями.

Именно этот факт ставит сегодня под сомнение томос, изданный в 2018 году Константинопольским Патриархом. Тем более что, если сравнить отдельные пункты двух этих документов, можно увидеть, что самостоятельность новосозданной структуры под руководством Константинополя существенно меньше.

Константинопольский томос

Под понятием «Константинопольский томос» с 1850 года понимается официальный церковный документ Константинопольского Патриарха, который даруется новой самостоятельной Церкви при получении ею автокефалии . В этом документе, как правило, четко прописываются условия, на которых новая автокефальная Церковь получает свою независимость от Константинополя.

Следует учитывать, что практика создания независимых (автокефальных) Церквей существовала и до этого, тогда использовались другие процедуры принятия решений.

И конечно же никаких томосов нет у самых древних Церквей, таких как Иерусалимская, Александрийская или Антиохийская — они ведут свою историю от первых христианских общин, основанных апостолами.

В связи с событиями вокруг споров об украинской автокефалии периодически всплывают упоминания еще нескольких документов, которые на самом деле не имеют к нынешним событиям прямого отношения:

Святогорский томос

Святогорский томос — послание 1340 года святителя Григоря Паламы подписанное авторитетными монахами Святой Горы Афон. Оно было направленно против еретика Варлаама Калабрийского, который впоследствии перешел в католичество и стал епископом. Не называя Варлаама, Святогорский томос осуждал учения еретика «о нетварности только сущности, но не энергий Бога; о подражании как о единственном пути к обожению; о мессалианстве тех, кто называют божественную благодать нетварной, нерожденной и ипостасной, о Фаворском свете как о преходящем явлении и знамении; отрицание участия тела наряду с душой в благодати, подаваемой Богом таинственно и неизреченно очищенному уму». Учение Варлаама осудили два Софийских Собора 1341 года и Влахернский Собор 1351 года.

Томос Льва Великого

Томос Льва Великого — послание папы Римского Льва I для IV Вселенского Собора (451 год). Собор осудил ересь монофелитов (они отвергали человеческую природу во Христе). Папа Лев Великий в своем томосе изложил православное учение о воплощении Христа.

В вопросе введения электронных паспортов верующие обеспокоены не нарастанием технического прогресса, а возможной опасностью контроля над личностью, а также соблюдением прав человека и законов, заявил секретарь синодальной комиссии Русской православной церкви по биоэтике, настоятель московского храма Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

— Беспокойство верующих состоит не в техническом прогрессе: будут, естественно, какие-то новые формы хранения информации, в этом ничего нет, — цитирует о. Александра РИА Новости. — Вопрос в том, не осуществляется ли при этом контроль над личностью. Если просто одна форма паспорта заменяется другой формой паспорта — то в этом ничего дурного нет.

Но при этом, по мнению о. Александра, важно соблюсти принцип добровольности перехода на электронный паспорт. У человека, по его мнению, должна быть возможность выбора бумажного или безбумажного носителя.

— Если за этим стоят ограничительные меры, то, естественно, ограничения ни у кого не могут вызвать восторга, особенно если причина этих ограничений находится за пределами действующего законодательства, — подчеркнул священник.

Представления о «сатанинских QR-кодах» среди верующих распространены не больше, чем в целом среди населения России, отметил он и напомнил, что по теме, связанной с QR-кодами, исчерпывающе высказался патриарх Кирилл, выступая на епархиальном собрании Москвы.

Он, в частности, заявил, что рассуждения о вакцинации и QR-кодах как о печати антихриста греховны. Но при этом обратил внимание на то, что люди обеспокоены введением разрешительного порядка предоставления прав и возможностей, тогда как раньше они были общедоступными и не подвергались сомнению. Патриарх также назвал немыслимым введение QR-кодов или другого разрешительного документа для посещения храмов.

Самостоятельность русской православной церкви

Протоиерей Александр Абрамов отметил, что нет ничего дурного в новых технических формах. «Но если вы, например, без электронного паспорта, а не паспорта гражданина РФ, не сможете зарегистрироваться на рейс — то это уже совсем другая история, и встает вопрос, насколько оправданы подобные технические новации», — добавил он.

Этим, по его мнению, озабочены не только православные верующие.

По словам священника, надо понимать, что здесь проявляется озабоченность не прогрессом техники, «который в рамках разумных этических ограничений можно только приветствовать», а в том, «чтобы его обеспечить морально» при полном соблюдении законных прав и свобод людей.

Ранее глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда также высказывался на эту тему, подчеркивая, что РПЦ приветствует утверждение именно добровольного порядка перехода на цифровые паспорта и обращает внимание на риск утечки личной информации.

Напомним, что вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщал, что цифровые паспорта внедрят в трех пилотных регионах — Москве, Подмосковье и Татарстане. Выдавать цифровые документы будут с начала 2023 года.

Использовать их можно будет в любой точке страны. Решение о замене бумажного документа на смарт-карту будет принимать каждый по своему усмотрению. По словам вице-премьера, на карту с несколькими степенями защиты от подделки внесут персональные данные человека и его фотографию. Удостоверение личности нового образца — аналог банковской карты с бесконтактным чипом.

Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх (греч. Ἡ Αὐτοῦ Θειοτάτη Παναγιότης, ὁ ᾿Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως, Νέας Ρώμης καὶ Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης, церк.-слав. Е҆гѡ̀ бжⷭ҇твенное ст҃ѣ́йшество, а҆рхїепⷭ҇кпъ кѡнстантїнопо́льскїй, новори́мскїй и҆ вселе́нскїй патрїа́рхъ) — титул предстоятеля Константинопольской церкви, который считается первым среди равных (первым по чести) епископом в сообществе православных поместных церквей.

Слово обозначающие самостоятельность русской церкви и право русских епископов с 1448 года самим поставлять митрополита московского.

С 1448 года Русская Православная Церковь становится независимой, то есть АВТОКЕФАЛЬНОЙ.

Глава русской церкви в домонгольский период именовалься : 1?

Глава русской церкви в домонгольский период именовалься : 1.

Какой памятник русской литературы связан с именем митрополита макария?

Какой памятник русской литературы связан с именем митрополита макария.

Когда русскую церковь вместо митрополита возглавил патриарх?

Когда русскую церковь вместо митрополита возглавил патриарх?

Титул главы русской православной церквиа) Митрополитб) Епископв) Архией?

Титул главы русской православной церкви

Какой памятник русской литературы связан с именем митрополита Макария?

Какой памятник русской литературы связан с именем митрополита Макария.

Расположите представителей православной церкви в иерархическом порядке (от высшего к низшему) 1 Митрополиты 2 Экзархи 3 Архиепископы 4 Патриарх 5 Епископы?

Расположите представителей православной церкви в иерархическом порядке (от высшего к низшему) 1 Митрополиты 2 Экзархи 3 Архиепископы 4 Патриарх 5 Епископы.

Что это?

Состоит из 5ти букв : Св.

Равноапостольный князь Владимир, по примеру византийских самодержцев, составил правила, касающиеся Церкви : о десятине на содержание Церкви, о том, какие вопросы подлежат суду митрополита.

Этот свод правил обозначался словом, которым обычно называют некий принятый порядок.

Какой памятник русской литературы связан с имени митрополита Макария?

Какой памятник русской литературы связан с имени митрополита Макария.

В каком году Русская православная церковь приобрела полную самостоятельность?

В каком году Русская православная церковь приобрела полную самостоятельность.

Кто был первым митрополитом выдвинутом из среды русского духовенства?

Кто был первым митрополитом выдвинутом из среды русского духовенства.

Вы открыли страницу вопроса Слово обозначающие самостоятельность русской церкви и право русских епископов с 1448 года самим поставлять митрополита московского?. Он относится к категории История. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории История, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

1. Причины : 1)По всему миру крепостное право было отменено, а Россию оно тянуло вниз, заставляло регрессировать. 2) Огромное количество крестьянских бунтов, которое росло с каждым годом. Условия : Крестьяне становились свободными, но все земли ост..

Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталическогоспособа производства и защитниками господствовавшего в то времяфеодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь.

Совершены завоевания Фараона Тутмоса1500 год до н. Э.

Доброго времени суток! Правильным ответом является вариант под буквой «Г» — изображение двуглавого орла с коронами на обеих головах.

Верный ответ с. За 49 Крестьянин обязан был уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Этот долг государству крестьяне и должны были выплачивать 49 лет. Выходило, что выплачивали они тройную стоимость земли.

Ответ с. За 49 лет .

А ответ А в Болгарии в Болгарии и Румынии.

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход че..

Потому что война началась с нападения Русского царства наЛивониюв январе1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевавНарву, Дерпти целый ряд других городов и замков.

Потому что железные орудия превосходят во много раз каменные орудия, как по прочности, так и по эффективности. Исходя из этого становилось больше продуктов.

Восстановление Патриаршества
В 1917 году, т.е. 100 лет тому назад, Поместный собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество.

С самого начала Крещения Руси и принятия христианства, церковная жизнь в молодом государстве устраивалась в соответствии с канонами Церкви. Во главе Русской Церкви стоял митрополит, он управлял вверенной ему паствой с помощью епископов и священников.

До середины XV века Русская Православная Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата, от них мы приняли веру и крещение. В 1448 году, после уклонения константинопольской иерархии в униатство собор русских епископов уже без согласования с Царьградом избрал предстоятелем Русской Церкви Иону, епископа Рязанского. Де-факто, начало церковной независимости, автокефалии было положено.

В дальнейшем, когда столица Византии была завоевана «погаными агарянами», обращение к грекам потеряло всякий смысл. Управление церковной жизнью происходило исключительно из Москвы.

Новый этап бытия Русской Церкви начался в 1589 году, при царе Федоре Ивановиче на Руси было учреждено патриаршество. Московский митрополит по примеру древних восточных первосвятителей, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Константинопольского стал именоваться Патриархом.

Такой титул предстоятели Русской Церкви носили до 1700 года, в тот год император Петр I по смерти Патриарха Адриана запретил избирать нового.

Все это время, от первого предстоятеля Русской Церкви, митрополита Киевского Михаила до последнего Патриарха Руси Адриана, церковная жизнь устраивалась в соответствии с 34 апостольским правилом и 9 правилом Антиохийского собора, которые определяют, чтобы в каждом народе был первый епископ.

Но «святотатственная рука нечестивого Петра» (так впоследствии выразился священномученик Иларион, епископ Верейский) сместила Патриарха. Вместо него Петр Алексеевич в 1721 году учредил Духовную коллегию, преобразованную впоследствии в Синод. Вместо первенствующего епископа появились Синод и должность обер-прокурора. Часто эту должность занимали люди очень далекие от Церкви и не владеющие необходимыми компетенциями. Соборы епископов более не проводились, принцип соборности был нарушен.

В церковной литературе эта замена получила исключительно негативную оценку. Такая подмена отягощала совесть православного духовенства, надежды по реставрации патриаршества питали все поколения синодального периода.

Этим чаяниям было суждено сбыться в 1917 году, на Поместном Соборе Русской Церкви. В это тяжелейшее время, когда рушились основы российской государственности, Церкви удалось выправить появившуюся два столетия назад деформацию. Примечательно, что в это время Церковь оказалась в состоянии полной свободы, государственная власть никак не могла влиять на принятие решений. Поэтому участники собора могли без вмешательства извне, решать вопросы восстановления канонического строя церковного управления.

Вопрос о восстановлении патриаршества был поднят 11 октября 1917 года председателем отдела высшего церковного управления епископом Астраханским Митрофаном. Во время обсуждения этого вопроса образовалось две партии, сторонников реставрации патриаршества и противников. Первых было значительно больше, а после долгих обсуждений и точной церковно-канонической и богословской аргументации к партии сторонников присоединились многие из партии противников.

После голосования, 28 октября Собор вынес историческое решение: высшая власть принадлежит Поместному собору; восстанавливается патриаршество; Патриарх является первым между равными ему епископами; Патриарх подотчетен Собору.

30 октября путем тайного голосования было избрано три кандидата в Патриархи: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон

Первого называли самым умным, второго самым строгим, третьего самым добрым. Участники Собора положились на волю Божию и Патриарха решили выбирать путем жребия.

5 ноября в Храме Христа Спасителя после совершения литургии святой старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий вынул из ковчежца, в котором находились три записки с написанными именами, одну из них и объявил на весь храм: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» (по-гречески это слово означает «достоин»), пропел вслед за ним весь храм. Протодиакон Константин Розов своим могучим басом возгласил избранному Патриарху многолетие.

Церковный корабль в тяжелейший период истории Российского государства отправился в плавание уже под управлением Патриарха.

На картине в заставке к теме:

Святитель Тихон (Василий Белавин), Патриарх Московский и всея Руси / Патриарх Тихон в 1917 году в Москве у памятника Александру II рядом с храмом Христа Спасителя. Худ. Н. Кургузова-Мирошник, 1997

Первая попытка обрести самостоятельность церкви и автокефалию произошла в 1448 году, когда после возвращения князя Василия Третьего Темного из ордынского плена был изгнан униат Исидор, а вместо него митрополитом Киевским и всея Руси назначен Иона. Потом последовали попытки подтвердить незаконное избрание Ионы согласно уставу Православной церкви, не согласовав с Константинополем, который на то время уже доживал последние годы. Однако лишь через сто сорок лет в 1589 году вопрос с автокефалией был решен на Московском соборе, когда на роль патриарха Московского избрали Иова.

Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов. Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года. Причиной, которая привела к самостоятельному избранию митрополита в Москве, стала уния, подписанная в 1439 году представителями восточных православных церквей и Римской церкви и утверждённая императором Иоанном VIII Палеологом. Русская церковь с центром в Киеве и далее продолжала оставаться в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1589 году московские митрополиты получили патриаршее достоинство и формальное признание автокефалии в пределах Русского царства — от Константинопольского патриарха Иеремии II и остальных Восточных патриархов [1] .

Подписанная 6 июля 1439 года во Флоренции уния на Руси встретила неприятие. Пока Киевский митрополит-униат и новоявленный папский легат Исидор добирался до Москвы, возглашая по дороге заключённую унию в западных епархиях, другие участники посольства успели прибыть в столицу раньше и сообщить о совершённом во Флоренции «предательстве греками» Православия [2] . Впрочем, и в Польше, и в Литве уния не была признана. Во многом этому способствовала поддержка польским королём Казимиром «базельского» папы Феликса V и непризнание им заключившего унию папы Евгения IV. На стороне Базельского собора и папы Феликса был и польский епископат, который к тому же был настроен весьма непримиримо в отношении к православным догматам и обрядам [3] . Благосклоннее к делу унии отнеслись в Смоленске и Киеве. Исидор прожил в Киеве всю зиму и в феврале отбыл в Москву.

Исидор прибыл в Москву только на Страстную седмицу Великого Поста 19 марта 1441 года. Папский легат вступил в столицу по церемониалу католического епископа, с преднесением креста. К его приезду в Москве готовились, однако дали отслужить Литургию в кафедральном Успенском соборе [4] . Во время литургии вопреки обычаю митрополит первым помянул не Константинопольского патриарха, а папу Евгения. По окончании Исидор провозгласил унию. После этого, великий князь Василий, назвав митрополита волком, изгнал его из храма, а через три дня он был арестован и заключён в Чудов монастырь. Впрочем, впоследствии (и с этим согласны все исследователи) Исидору дали возможность бежать в Литву [5] , тем самым избавив себя от неприятной обязанности судить отступника-митрополита.

15 декабря 1448 года Иона, епископ Рязанский, избран предстоятелем Русской Церкви

Самостоятельность русской православной церкви

В 1448 году Русская Православная Церковь стала самостоятельной

С 988 года Русская Церковь была митрополией в составе Константинопольского Патриархата, в течение почти пяти столетий предстоятели Русской Церкви назначались и получали свое посвящение в Царьграде.

Все митрополиты за исключением митрополита Илариона, автора «Слова о Законе и благодати» и Климента Смолятича были нерусского происхождения. Устройство Русской Церкви регулировалось из Константинополя, обрядовые споры решались в византийской столице, из нее русские епархии получали святое миро, а в русских храмах поминалось имя византийского императора.

Поводом для обретения церковной самостоятельности послужила уния Константинопольской Церкви с католиками, которую греческие иерархи во главе с патриархом сначала Иосифом II, а позже Митрофаном II подписали на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов.

Уния, деятельным сторонником которой был митрополит Исидор, грек, поставленный на Киевскую кафедру, встретило сильное неприятие в Москве. Митрополита заточили в московский Чудов монастырь и составили очень аккуратное послание византийскому императору, в котором просили право самостоятельно поставлять митрополита.

Было ли отправлено это послание, точно неизвестно, в 1445 году было написано похожее письмо, ответа на него князь Василий II не получил.

Великий князь решил действовать самостоятельно, в Москве 15 декабря 1448 года собор русских епископов поставил Иону, епископа Рязанского и Муромского, «митрополитом на всю Русь». Во время совершения литургии на Иону возложили митрополичий омофор и вручили символ власти – митрополичий посох. Иона хоть и проживал в Москве, титул носил еще прежний – Киевский и всея Руси.

С тех пор предстоятели Русской Церкви в Константинополь не ездили, а спустя четыре с половиной года, в 1453 году, Второй Рим был завоеван турками.

Раскол на Украине, вызванный созданием в конце прошлого года так называемой новой церкви, по сути, политического проекта Петра Порошенко, может тяжело отозваться в Греции. Там готовит общее заявление группа митрополитов, не согласных с решением Элладской православной церкви поддержать константинопольского патриарха Варфоломея в выдаче Киеву томоса об автокефалии.

Как утверждает сегодня источник агентства «РИА Новости», по меньшей мере десять высших греческих иерархов предлагали как минимум отложить решение. Но оно было принято, причем не единогласно. И это тоже предмет для недовольства. А ведь накануне украинские раскольники Стамбульского прихода заявили именно что о признании греками, причем первыми в мире, церкви, которая, формально получив от Варфоломея самостоятельность, на деле оказалась почти полностью от него зависимой.

Решение признать и признание – разные вещи, но в случае с Грецией, видимо, грань почти условна. Священнослужители там получают зарплату от государства, внешний долг которого почти вдвое превышает валовой внутренний продукт. Согласимся, светская власть в таких обстоятельствах удобный собеседник, например, для не скрывающего симпатий к украинским раскольникам госсекретаря США Майка Помпео, который вот только на прошлой неделе был в Афинах. А послом там, по совпадению, Джеффри Пайетт, представлявший Штаты в Киеве в том числе в разгар майдана. Нашумевшее решение Элладской церкви рассмотрит теперь и Священный синод Московского патриархата.

Контрастом ко всему этому другое событие недели, имеющее прямое отношение не только к религии. Восстановлено единство русской православной церкви, нарушенное революцией 1917 года, после которой часть приходов остались в Западной Европе.

Во вторник русский православный мир отмечал день памяти одного из самых почитаемых в России святых – Сергия Радонежского, духовного собирателя русского народа. В своей проповеди в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Московский отметил, что в этом году дата наполнена особым смыслом, накануне «русский экзархат» в Европе воссоединился с матерью-церковью: «Там, где любовь, там единство, где единство, там общение; а где разрушается единство, там прерывается общение людей, и на этой злой почве всегда прорастают плевелы ненависти, вражды и войн. Поэтому единство – не просто политический слоган, не призыв, имеющий прагматические цели. Единство – это провозглашение Божией заповеди».

После революции 1917 года русская православная церковь пережила страшные времена. Бежавшие от большевиков православные люди и за границей не нашли единства. Часть приходов оставалась в юрисдикции Московского патриархата, часть принадлежала зарубежной церкви, воссоединение с которой произошло в 2007 году, а третья часть – Западноевропейская архиепископия, с центром в Париже, обратилась к РПЦ с просьбой принять ее в свое лоно в сентябре. И на этой неделе Священный Синод эту просьбу удовлетворил.

– Я советовался со всеми священниками, со всеми старостами общин, которые говорили мне в один голос, мы должны обрести единство с той церковью, откуда мы пришли. Абсолютное большинство наших прихожан поддержало меня, что придало мне сил, – говорит Иоанн, архиепископ Дубнинский.

Отец Иоанн выполнил завещание митрополита Евлогия, создававшего после революции православную церковь в изгнании, чтобы утешать оторванных от Родины людей: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению».

Именно он собрал вокруг себя богословов, философов священников и их прихожан, оказавшихся в эмиграции. Их усилиями в Европе создавались семинарии и богословский университет в Париже. И хотя возникший в 1931 году экзархат подчинялся Константинополю, отец Евлогий до самой своей кончины в 1945 году пытался воссоединиться с родной церковью. Его мечта о национальном примирении сбылась лишь через 87 лет.

– Поскольку я вырос, родился и вырос во Франции, конечно, для меня это имеет особое значение. Ну в первую очередь потому, что там сейчас живут мои родственники, – комментирует Савва, епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии.

Отец Савва переехал в Россию 20 лет назад. Он историк «зарубежной архиепископии», и ее воссоединение с матерью-церковью, по его словам, очень важно, в том числе и для укрепления связей России и Европы. Ведь среди ее прихожан уже далеко не только потомки русских эмигрантов.

– В нашу церковь, в нашу русскую православную церковь входит церковный удел с очень особенной своей идентичностью, очень многие клирики и миряне этого удела являются коренными жителями западноевропейских стран, – комментирует Савва, епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии.

«Зарубежный экзорхат» – это 65 приходов во Франции, Нидерландах, Бельгии, Германии, Великобритании, Норвегии и Швеции, и Италии. 11 храмов и два монастыря.

Отец Прохор, потомок первой волны эмигрантов, служит в этой маленькой церкви в Брюсселе уже 23 года. Он показывает свой храм и говорит: решение Константинополя ликвидировать их экзархат была ударом для всех православных за рубежом. Ведь приходы просто разделили бы по метрополиям стран, где они находятся. Так что противников объединения с Московским патриархатом оказалось немного.

– Это кто? Это дьявол это делал. Он клеветник, он разделитель. Он хотел, чтобы мы разделились. И что случилось в епархии у нас, эти бунтовщики тоже разделились. Некоторые пошли к румынам, другие к сербам, другие остались под греками. А мы сказали, за владыкой мы пойдем, наша сила – это единение, – делится иеромонах Прохор, настоятель храма св. целителя Пантелеймона и св. Николая Чудотворца в Брюсселе.

Для многих прихожан храма то, что случилось, это очень личное. Ведь, по словам старосты общины Елены, когда Константинополь пытался ликвидировать «русский экзорхат», большая часть верующих чуть было не покинула родной приход: «Очень радостно от того, что люди возвращаются. Времена тяжелые прошли для нас, теперь люди могут прийти причаститься, исповедоваться, и это очень радует».

В храм на воскресную службу паства отца Прохора приходит сегодня в приподнятом настроении.

Для зарубежной архиепископии очень важно, что за ней сохранены все особенности управления, включая свободу выбора языка, на котором проводятся службы и финансовую самостоятельность. Голландец Йоост Ван Рооссум пришел в православие из протестантов уже взрослым человеком. Сейчас он профессор богословия в Париже: «Именно русская церковь принесла православие сюда на Запад. У греков оно узкоэтническое. Русское же более открыто миру. Вот почему оно широко разошлось в разные страны. Что бы ни говорили в Константинополе, но для нас, на Западе, наша мать-церковь – это русская церковь».

В своей проповеди Патриарх Кирилл призвал всех молиться, чтобы ни человеческие грехи, ни политические конфликты больше никогда не разделили единое тело Русской Православной церкви, впитавшей в себя людей разных взглядов, убеждений, разных народов и народностей.

По предложению московского князя Василия Второго Тёмного (1415-1462) первым русским митрополитом выбранным самими русскими был епископ Рязанский и Муромский Иона.
Произошло это на соборе в Москве 15 декабря 1448 года, Иона был избран митрополитом Киевским и всея Руси и Русская Православная Церковь стала самостоятельной.
Почему это произошло?
Со времени принятия христианства в Киеве, в 988 году почти пять столетий именно греки назначали нам главного священника, который назывался — «митрополит русский».
Причём все митрополиты за исключением Иллариона, автора «Слова о Законе и благодати» в 1051 году и Климента Смолятича в 1147 году, были греками.
Греки безраздельно правили русской духовной жизнью, а в русских храмах поминался византийский император.
Однако Русь политически никогда не была зависима от Византии.
Для выхода из подчинения Царьграду у Москвы имелось две веских причины:
1. Уния Константинопольской Церкви с римским папой на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов. Греки учившие русских, что католики это еретики признали власть римского папы в надежде, что он защитит их от турок.
2. В 1453 году Царьград пал, последний византийский император погиб в бою, а греческий патриарх стал полностью зависим от османского султана. Россия, а именно так греки называли Русь стала единственной независимой православной страной в мире. Константинопольский патриарх превратился в заложника султана.
Митрополит назначаемый греческим патриархом пусть даже и отказавшимся от унии с папой был уже не приемлем для Москвы — это равно, то же, что если бы сам султан назначал нам главного священника.
Перед падением Константинополя, в 1441 году москвичи прогнали присланного греками униатского митрополита Игнатия – папского легата назначенного кардиналом Литвы, Ливонии, Руси и Ляхии. И попросила утвердить Иону. Царьград отказал.
Василий вопрошал патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили. ».
Семь лет Москва ждала объяснений из Царьграда – не дождалась.
В Царьград было отправлено послание, в котором говорилось: «но не вемы, аще уже есть… святейший Патриарх, или несть…».
Ответа не последовало.
В Москве не знали сохраняет ли Константинополь унию или нет. В итоге решили сами выбрать себе церковного начальника и выбрали.
Тут помог польско-литовский король Казимир Четвёртый Ягелончик (1427 — 1492), он признал Иону митрополитом всея Руси, что означало временное восстановление духовного единства Малороссии находившейся под Казимиром, и Великороссии управляемой Василием.
Казимир даже уровнял в правах православное духовен­ство и русский народ с католиками!
Так продолжалось до 1458 года, пока в Вильно из Ватикана не прислали униата митрополита Григория Болгарина.
Папа Пий Второй приказал Казимиру изгнать Иону и король не осмелился противится Ватикану.
Но когда Московский Собор 1459 года предал проклятию Флорентийскую унию и Григория Болгарина, все литовско-русские князья и большинство литовских епископов отказались признать последнего своим митрополитом и Болгарин был вынужден отказаться от унии.
Однако литовские епископы признавали власть константинопольского патриарха так же находившегося в унии с папой.
До захвата Царьграда турками в 1453 году московские попы тоже всё ещё считали себя в лоне Константинопольского патриархата.
Сам Иона писал грекам: «… а окаяннаго Исидора изгнаша. …по изначальству хочем и требуем благословения…».
В 1451 году князь Василий в письме требуют благословения Ионы от императора Константина 11-го Драгоша. При этом, ни византийский патриарх, ни император от унии не отказывались. То ли русские не поверили, что греки легли под папу, то ли, подумав решили — «ну и пусть», но Москва точно хотела сохранить с ними единство и желала лишь того, что бы митрополит выбирался ею самостоятельно, а не спускался сверху.
В итоге Иону греки не признали митрополитом Киевским и всей Руси, он так и умер в 1461 году сепаратистом.
После падения Царьграда уния грекам стала не нужна, и они не сразу, но таки покаялись, однако авторитет свой на севере потеряли уже навсегда.
В 1467 году греки отлучили Московско-Киевскую митрополию от своей церкви. В ответ и московские попы запретили церковное общение с Константинополем и с западной частью киевской митрополии продолжавшей подчиняться про папскому патриарху контролируемому турками.
В 1477 году в Вильно в пику Киевскому митрополиту жившему в Москве (ибо Киев был к тому времени разорён и представлял из себя небольшое селение) Казимир Ягелончик, добивается от греков утверждения самостоятельной митрополии, которой подчиняются все епархии Западной Руси.
Теперь в Литву митрополит не присылался из Царьграда, а лишь утверждался им. Это то чего добивалась, но не получила Москва.
Через 17 лет по русско-литовскому мирному договору Москва признала самостоятельность виленских митрополитов.
В 1484 году в Константинополе состоялся церковный собор с участием представителей всех восточных патриархов, на котором уния с Ватиканом была осуждена. Для этого понадобилось 45 лет.
Константинопольская патриархия наконец то избавилась от католиков, но дела у греков шли плохо, христианское население притеснялось турками, доходы падали, церковь беднела.
Москва напротив богатела и ширилась. Она избавилась в 1480 году от ордынцев после стояния на Угре, подчинила Тверь и Новгород.
В 1498 году было восстановлено её церковное общение с Афоном и Москва становиться одним из главных спонсоров греческой церкви. Деньги и растущая мощь Руси сделали своё дело.
В 1589 году состоялось провозглашение Московского патриаршества. Вскоре когда Москва присоединила к себе Казань, Астрахань и Сибирское ханство, разгромила крымчаков при Молодях — два подряд Константинопольских собора 1590 и 1593 годов признали Московскую патриархию.
Так Киевская митрополия превратилась в Московский патриархат и родилась самостоятельная Русская Православная Церковь.
Интересно, что королева Польши дочь московского царя Ивана Третьего Елена(1476 — 1513), жена Александра Казимировича Ягелончика не была коронована по причине того, что отказалась перейти в католицизм, то есть осталась до конца русской.
А Василий Тёмный кстати, по сути и отделивший русскую церковь от греческой был внуком литовского князя Витовта раздвинувшего границы Литвы до Тулы и Крыма.
По этому когда Москва выкупила Киев у поляков Киевская митрополия как матрёшка вошла в тело большей Московской патриархии и русская церковь воссоединилась на более чем 300 лет.

23 января (2 февраля) 1589 г. состоялось наречение митрополита Иова патриархом Московским и всея Руси.

До момента учреждения патриаршества Русская церковь возглавлялась митрополитами. До середины XV в. она относилась к Константинопольскому патриархату и не имела самостоятельного управления. После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинопольского патриархата. В 1448 г. Собор русских архиереев независимо от Константинополя возвёл на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону, положив тем самым начало автокефалии Русской православной церкви. В 1586 г. Москву посетил Антиохийский патриарх Иоаким, а в 1588 г. — Константинопольский патриарх Иеремия II, которые согласились с идеей учреждения Московского патриаршего престола.

23 января (2 февраля) 1589 г. в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе — традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на патриаршество.

Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Фёдору Иоанновичу трёх кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова; архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Здесь же, в царских палатах, было произведено наречение Иова в патриархи.

26 января (5 февраля) 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию первого русского патриарха Иова.

Перед отъездом из Москвы патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 гг., на которых присутствовали восточные патриархи, было решено признать и подтвердить всё, что сделано патриархом Иеремией в Москве; в связи с учреждением русского патриаршества, утвердить патриаршие права в России лично за патриархом Иовом и за всеми его преемниками на все времена и признать за русским патриархом пятое место после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

О правах русского патриарха и пределах его юрисдикции в соборных грамотах говорилось, что он будет иметь «патриаршее достоинство и честь, и сочетается и мерится с прочими Патриархи на вся веки. ».

В 1721 г. в царствование Петра I патриаршество было упразднено; императором была учреждена Духовная коллегия, впоследствии переименованная в Святейший правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти.

28 октября (11 ноября) 1917 г. решением Всероссийского поместного Собора патриаршество было восстановлено.

2)Полная самостоятельность Русской православной церкви.

В 1448 год : в этой дете произошло важное для русской православной церкви событие — собор избрал митрополита Рязанского епископа Иона. там где написанно падение Византийской Иперии — 1453 год. Там где написанно ПОЛНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ надо написать: с 1453 года русскую православную церковь перестали возглавлять послы из Византии , во главе стали стоять поданные русского государя. ( все правильно это точно я 5 получила)

В силу климатических условий Двуречье явилось одним из тех регионов, где могла зародиться цивилизация. К тому же в Двуречье сравнительно частые разрушительные наводнения. Именно в Двуречье шумеры испытали это стихийное бедстие — разлив Тигра и Евфрата — потоп, который затопил многие шумерские поселения. Впоследствии шумеры выстроили новые города и всю свою историю разделили на два больших периода — «до потопа» и «после потопа» .

Этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят вавилонский миф о потопе и многие другие. Легенда о потопе, возникшая у шумеров и впервые ими записанная, вошла в мифологию и религию многих народов. Через посредство Библии она стала достоянием всех монотеистических религий, где фигурирует в качестве одного из основных сюжетов. Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «. Через семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал» , следует помнить, что библейский рассказ о потопе — не оригинальная легенда. Его шумерский прототип возник за две тысячи лет до времени составления Библии.

Самостоятельность русской православной церкви

Синод Русской православной церкви (РПЦ) постановил принять под свою юрисдикцию 102 священника Александрийского патриархата из восьми стран Африки по их прошению. Об этом сообщается на сайте Московского патриархата.

Так, в ходе заседания было принято решение не отказывать клирикам Александрийской православной церкви (АПЦ), подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского патриархата.

Кроме того, синод постановил образовать патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Его глава — им назначен архиепископ Ереванский и Армянский Леонид — получит титул Клинский.

В сферу пастырской ответственности Северо-Африканской епархии будут включены, в частности, Египет, Судан, Эфиопия, Эритрея, Джибути, Сомали, Сейшельские Острова, Центральноафриканская Республика, Чад, Ливия, Марокко, Кабо-Верде, Мали, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Бенин, а в Южно-Африканской — Южно-Африканская Республика, Лесото, Намибия, Ботсвана, Зимбабве, Мозамбик, Мадагаскар, Маврикий, Танзания, Кения, Уганда, Руанда, Бурунди.

Самостоятельность русской православной церкви

Самостоятельность русской православной церкви

РПЦ в 2019 году прекратила всякое общение с Александрийским патриархом Феодором, поскольку последний решил признать неканоническую Православную церковь Украины (ПЦУ) — он сделал это единолично и не выносил вопрос на голосование. Вдобавок РПЦ тогда приняла решение приостановить деятельность представительства Александрийского патриархата при Московском патриаршем престоле.

ПЦУ была создана на объединительном соборе в Киеве 15 декабря 2018 года, а 6 января 2019-го Константинопольский патриарх Варфоломеей передал ПЦУ томос об автокефалии «новой церкви». В состав структуры вошли в основном представители неканонических Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Вселенский патриарх снял анафему с их глав в октябре 2018 года, после чего Русская православная церковь разорвала евхаристическое общение с Константинополем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector