Можно ли молиться не вслух, а про себя?
Уважаемый Георгий, молясь святым угодникам, ангелам Божиим, для того чтобы они нас услышали, не обязательно проговаривать вслух, громко и отчетливо, слова молитвы, но даже и бессловесное вопияние сердца будет ими вполне принято. Если Вы обращаетесь к Богу, Божией Матери, святым искренне, от чистого сердца, без лукавства и «задних мыслей», то не сомневайтесь, что все, что Вы хотите им сказать, они услышат и поймут. Говорить при этом вслух вовсе не обязательно — Господь слышит и то, что мы обращаем к нему внутри себя.
Опыт Православной Церкви указывает нам на предпочтительность и желательность облекать наше молитвенное обращение к Господу, к святым в слова молитв, составленных святыми и выражающих такое знание духовного мира и такую степень близости к Богу, которая нам самим пока недоступна.
Однако все же полагаться в организации келейной молитвы на интернет-советчика не стоит. Ее меру и способ совершения благоразумно определять по совету со священником, который Вас знает, а также об этом написано множество книг. Поэтому отсылаю Вас, с одной стороны, к личному общению со священнослужителем, а с другой — к общепризнанным учителям молитвы, таким, как преподобный Никодим Святогорец, игумен Никон (Воробьев), старец Паисий Святогорец, святитель Феофан Затворник, преподобный старец Амвросий Оптинский, и другим, творения которых сейчас легко доступны.
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Матф.(6:8) ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Если Вы поймёте это, то не захотите ничего и не будете иметь того, от чего хотели бы освободиться. Если Вы конечно не предполагаете, что Вы знаете лучше Бога, что Вам необходимо. Поэтому настоящая молитва состоит лишь в одном — уподоблению Богу. Это не есть подъём ума к Нему или некие другие действия. Это есть полная отрешённость, при которой Бог, возможно, спустится к Вам, а не Вы подниметесь к Нему.
Если Бог хочет говорить со мной, пусть входит внутрь меня, я не хочу выходить наружу.
Простая медитация, т. е. создание настроения близости к Богу, не является молитвой. Молитва должна быть выражена словами, потому что словесная речь — это одна из важнейших особенностей человека, отличающих его от животного. Молитва должна быть не просто проговорена мысленно, но обязательно сказана вслух, т. к. человеку свойственно гораздо более серьезно относиться к реально произносимому слову, чем к произнесенному мысленно. С другой стороны, не следует молиться громко. Желательно, чтобы человек слышал свою молитву сам, но не нужно, чтобы ее слышали окружающие. Мы учимся этому на примере Ханы, матери пророка Шмуэля (Самуила), о которой сказано: «И когда молилась она, то говорила в сердце своем; только губы ее двигались (т.е. она говорила шепотом), голоса же ее не было слышно» (Книга Шмуэля I, 1:13). Только отдельные элементы молитвы разрешается произносить громко.
Традиция относит первую молитву человека ко времени пребывания Адама в Саду Эденском. Мидраш сравнивает стих «И сказал Бог: Да произрастит земля зелень: траву, дерево. И выпустила земля зелень, траву и дерево. » (Бытие 1:11), говорящий о Третьем дне Творения, со стихом «Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, пока не было человека для обработки земли» (Бытие 2:5), говорящим о Шестом дне Творения. При этом Мидраш замечает, что вся зелень была «выпущена» землей на Третий день, но ничего не росло до Шестого дня. И когда создал Бог Адама, то повелел Он ему «обрабатывать Сад и охранять его» (Бытие 2:15). Какую же работу Адам делал в Саду? Мидраш объясняет: когда Адам пришел в Сад, то он увидел, что все растения находятся «на выходе из земли», но ничего не растет. И тогда он стал размышлять над тем, чего же не хватает растениям для роста. Он понял, что растениям нужна вода, которую может дать только Бог, и обратился к Всевышнему с молитвой о дожде. Тут же пошел дождь, и выросли все растения в Саду.
Из этого Мидраша мы получаем очень важные представления, касающиеся еврейского понимания смысла молитвы. Бог хочет, чтобы человек молился и обращался к Нему с просьбами, ибо молитва — это один из инструментов духовного продвижения человека. Для того чтобы обратиться с просьбой к Всевышнему, человек должен осознать влияние Бога на мир, почувствовать, насколько Божественная помощь необходима для правильного функционирования мира; и это — серьезная внутренняя работа человека, один из путей познания мира. Награда за молитву — это награда именно за такую внутреннюю работу.
(Здесь интересно заметить, что на иврите слово «служение» — «авода'» — означает именно «работу». Молитва — «служение сердца» — это «работа над своим сердцем».)
Простите меня, братцы, я не батюшка. Можете меня поправить, если я в чем-то неправ.
Способ молитвы зависит от обстоятельств. От обстоятельств Вашего текущего состояния и внешних условий.
У меня часто нет возможности молиться вслух, потому что жена укладывает маленького ребенка спать — читаю шепотом. Зато есть возможность читать Иисусову молитву в электричке и метро про себя.
Обоснованием того, что можно молиться и мысленно говорит эпизод из книжки «О цели христианской жизни» Мотовилова, когда Св. Серафим Саровский помолился только мысленно, даже не перекрестившись. Естественно, нам недоступны столь высокие молитвенные состояния, но это говорит о том, что молиться можно даже мысленно.
Я считаю, что лучше молиться «как можно громче» по обстоятельствам. Когда мысленно, то работает только ум. Когда шепотом, то подключается тело. Когда голосом, то работает еще и слух. Т.е. больше органов вовлекается в молитвенный процесс.
Лучше конечно молиться вслух, так как вибрации молитвы очищают окружающее пространство. Есть мнение что бесы не могут знать о чем мы думаем, а все наши действия и слова им доступны. Но важнее конечно при молитве не отвлекаться, уходить полностью в её суть.
Уважаемый Кирилл, а разве нельзя про себя произносить, как будто вслух? (Не «воспарять и сливаться» и прочие вытребеньки, а просто, конкретно читать молитву?). Я спрашиваю потому, что часто молюсь в метро (это защищает от гадостей) и, естественно, про себя. Да и Отче наш про себя спеть можно.
Молитва состоит не только в том, чтобы в известный час стать перед иконами и читать написанные молитвы, но в том, чтобы на всяком месте и во всякое время умом и духом взывать к Богу (Ин. 4:21-24). Можешь, ходя, сидя, лёжа, едучи путем, вкушая пищу, совершая какое-либо дело, при людях или в уединении, возносить к Богу ум и сердце и просить у Него милости и помощи. Ибо Он — везде и на всяком месте. Двери у Него отверсты, и доступ к Нему всегда свободен, — не так как к какому-нибудь человеку, который то отлучился, то занят, то не в настроении. Господь же по Своему человеколюбию всегда готов нас слушать и нам помогать
Бог смотрит на внутреннее расположение, а не на внешнее исполнение правила. Анна, мать Самуила, ничего не говорила устами, но только одним сердцем воздыхала и вопила ко Господу, однако ж её молитва была услышана, и она получила желаемый плод своей молитвы (т.е. сына; 1 кн. Цар. 1:13, 20). Итак, Бог внимает нашему сердцу, а не устам.
Простите, но я не понял. То есть молиться «внутренне», «про себя» — нельзя? А как же исихасты?
Это отнюдь не показывает, что нужно молиться «про себя» (тем паче, что в древности это делать почему-то не умели).
Страницы: 1 | 2 | >>
Альпинизм
Путешествия
Парусный спорт
Каякинг
Велоспорт
Скалолазание
Adblockdetector