РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Фото Reuters

Папа Римский Франциск и Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей обменялись посланиями о возможном преодолении Великого раскола на западное и восточное христианство. Однако из этого процесса скорее всего будет исключен Московский патриархат, который из-за украинской автокефалии погружается во все большую изоляцию от греческого православия.

В послании Франциска Варфоломею и в ответном письме патриарха папе говорится о том, что в обозримом будущем возможно воссоединение католичества и православия в таинстве евхаристии. Это будет означать эпохальное преодоление Великой схизмы, или раскола, который произошел в 1054 году между Римом и Константинополем.

Подобными любезностями главы церквей обменивались и в прошлые годы, однако сейчас «договорились» до темы общей евхаристии.

В конце ноября делегация Ватикана во главе с кардиналом Куртом Кохом, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, присутствовала при богослужении в кафедральном православном соборе Святого Георгия в Стамбуле. Здесь и было зачитано послание понтифика, в котором целью богословского диалога указано участие католиков и православных священнослужителей в общей евхаристии. Это будет означать восстановление полного богослужебного общения, чтобы «объединить всех людей в единое тело на краеугольном камне единой и святой Церкви».

Патриарх Варфоломей ответил папе Франциску, также указав целью полное единство восточных и западных христиан, которое должно выразиться в общей евхаристии. «Это произойдет, несмотря на возражения тех, кто… считает экуменизм утопией», – сказал патриарх. Он поддержал последнюю энциклику папы Франциска «Fratelli tutti», посвященную социальным проблемам современности. По словам Варфоломея, Вселенский патриархат недавно издал документ, созвучный папской энциклике.

Однако из этого процесса сближения двух главных ветвей христианства может быть исключена Русская православная церковь, разорвавшая год назад евхаристическое общение с Константинополем. За прошедшее время ситуация не нормализовалась, наоборот, к числу признавших Православную церковь Украины, детище патриарха Варфоломея, недавно примкнула Церковь Кипра. Теперь сослужение клириков РПЦ невозможно со священноначалием четырех греческих юрисдикций. При этом «историческая встреча» папы и патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2016 году так и не имела продолжения, хотя с Варфоломеем Франциск регулярно общается лично, в частности такая аудиенция состоялась в минувшем октябре. Правда, тогда на экуменическом богослужении в Ватикане присутствовал епископ РПЦ – но он из Европы.

Противоречия между РПЦ и ее антагонистами в православном мире усугубляются. В неформальных интернет-источниках распространяется обращение к верующим Запорожского митрополита Луки (Коваленко), в котором он предлагает предать Варфоломея анафеме. «Раскол в мировом православии произошел. И это уже совершившийся факт. Инициатором этого раскола стала глобальная мировая элита, которая сегодня открыто выстраивает новый мировой порядок. Марионеткой этой антихристианской стратегии стал еретик и богохульник Димитриос Архондонис, считающий себя патриархом Константинопольским», – якобы сказал иерарх Украинской православной церкви Московского патриархата.

Как и тысячу лет назад, расколы между христианами определяют не столько богословские расхождения, сколько большая политика. В наше время Ватикан и Константинополь в восприятии идеологов РПЦ предстают в образе «обобщенного Запада», находящегося в цивилизационной конфронтации с «русским миром».

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

На заседании Священного Синода Русская православная церковь (РПЦ) приняла решение прервать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Решение было принято из-за «антиканонических действий Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ». 11 октября синод Константинопольского патриархата отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Что это означает на практике?

Прекращение евхаристического общения означает, что последователи двух православных церквей больше не могут беспрепятственно участвовать в таинствах другой церкви. Епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не могут служить вместе, а прихожане не смогут вместе причащаться.

РПЦ уже составила список храмов, где нельзя молиться. Это храмы в Стамбуле, Анталии, на Крите и на Родосе. По словам секретаря Отдела внешних церковных связей московского патриархата Игоря Якимчука, за отказ следовать запрету для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви. В юрисдикцию Константинопольского патриархата входит и полуостров Афон, одна из главных православных святынь, куда стремятся попасть многие паломники, в том числе из России. Он также теперь закрыт для прихожан РПЦ.

Это означает, что на Афоне больше нельзя посещать православные храмы?

По словам доктора богословия Прешовского университета, заведующего Кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского университета Александра Дворкина, теперь на Афоне прихожане РПЦ не смогут причащаться ни в одном монастыре.

«Туда можно будет приезжать, можно будет посещать храмы. Но причащаться там до конца этого конфликта нельзя, что в значительной степени делает поездки на Афон бессмысленными. Все-таки паломники стремятся туда с духовными целями», — сказал Дворкин.

Случалось ли что-то подобное ранее?

Да, в 1996 году РПЦ уже разрывала отношения с Константинопольским патриархатом.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Александр Дворкин:

— Тогда ситуация касалась маленькой Эстонии и вопросов относительно ее церковной принадлежности. Страна находилась в юрисдикции РПЦ. По ряду причин, Константинополь тоже начал претендовать на эту территорию. Как и сейчас, евхаристическое общение между двумя патриархатами было разорвано, но по счастью тогда через несколько месяцев удалось достигнуть компромисса и восстановить связи.

Патриархии договорились, что в Эстонии будут существовать юрисдикции обеих церквей. Этот компромисс был абсолютно антиканоничным, поскольку по церковным канонам на одной территории может быть только один епископ. Устройство православных церквей территориальное. Ситуации, когда в одном городе есть эстонский епископ и русский епископ, неправильна — у нас церковь на национальности не делится. Духовное предстоятельство может быть только одно. Но худой мир лучше доброй ссоры, поэтому стороны пошли на компромисс. К сожалению, это решение показало Константинопольскому патриарху, что он может и дальше вмешиваться в дела РПЦ.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Получится ли примириться как в прошлый раз?

Александр Дворкин:

— Украина — не Эстония. Ситуация гораздо более вопиющая. Константинопольский патриарх вмешался в наше судебное решение, не имея на то никаких полномочий. Он отменил анафему Филарета и принял в общение раскольников, которых он сам признавал раскольниками. Сделал он это без какого-либо разбирательства. Кроме того, он отменил решение своих предшественников о том, что киевская митрополия передается под управление РПЦ, упирая на то, что раз Константинополь принял это решение, то он же может его и отменить. С точки зрения канонов есть тридцатилетний срок давности, чтобы высказывать претензии по изменению границ епархии. Если жалоб в течение этого срока нет, то утверждается статус-кво. Тут прошло 300 лет, вопрос не поднимался, и вдруг через 300 лет отменяется решение. Это вопиющий случай.

Представьте, что вам дарят квартиру, оформляют дарственную. Вы в нее заселяетесь, владеете, ремонтируете нее, а через какое-то время человек, который вам ее подарил, и который в течение долгого времени не выказывал никаких претензий, дружил с вами, хочет забрать ее обратно. Какой-нибудь суд вернет эту квартиру? Очевидно, что нет. Здесь получается такая же ситуация.

Поэтому, решение Константинопольского патриархата нелогично и незаконно. Очевидно, что ответственность за разрыв лежит на нем.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Что будет дальше?

Эксперты пока остерегаются делать какие-либо «долгоиграющие прогнозы».

Александр Дворкин:

— Уже сейчас Филарет и президент Петр Порошенко совершенно искажают решения константинопольского синода. Они заявили, что синод признает киевского патриарха, хотя в постановлении синода говорилось лишь, что Филарету возвращают тот статус, который у него был на момент анафематствования — «бывшего митрополита Киевского».

Далее, в постановлении синода говорится о созыве собора, на котором будет объявлено о создании Украинской православной церкви под властью Константинополя. И только потом УПЦ сможет просить у Константинополя автокефалию. Филарет говорит, что раскольничью церковь уже признали как законную.

Самое интересное, что патриарх Варфоломей, который не мог всего этого не слышать, промолчал. Это может означать, что он не до конца самостоятелен в своих решениях, или что позиции Филарета гораздо прочнее.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Как ситуация с расколом отразится на верующих на Украине?

Ряд экспертов и СМИ уже выразили опасение, что предоставление автокефалии для УПЦ Киевского патриархата может привезти к противостоянию православных христиан. В частности, это дает повод начать оттеснять верующих УПЦ МП «на второй план» по отношению к открыто поддерживаемой властями УПЦ КП. Высказываются также предположения, что этот статус УПЦ КП дает властям Киева желаемый ими повод выпустить закон, который позволял бы отбирать храмы, монастыри и церковное имущество у «неправильных верующих пятой колонны» и отдавать их «правильной» церкви.

Александр Дворкин:

— Я не уверен, что автокефалия для УПЦ Киевского патриарха неизбежна, но, если это все же произойдет, верующие УПЦ Московского патриархата станут гражданами второго сорта. Потому что на них посыплются обвинения, что они «пятая колонна», «предатели», «рука Москвы» и так далее. Мы уже видим тревожные симптомы по всей Украине. Недавние разговоры о путях захвата Киево-Печерскую лавру — лишь самый вопиющий и громкий случай. Между прочим, один весьма влиятельный украинский религиовед уже опубликовал «рецепт» юридического отъема Лавры.

«Единственный непогрешительный путь ко спасению — неуклонное следование учению святых Отцов, при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотскаго
и душевного — духовным.Признав умом и сердцем эту правду, исповедайте ее устами, дайте обет Богу, что вы будете руководствоваться учением святых Отцов, уклоняясь от всякого учения, не засвидетельствованнного Духом Святым, не принятого святою Восточною Церковью.» святитель Игнатий Брянчанинов

  • Лента
  • |
  • Участники
  • |
  • Фото 14
  • |
  • Видео 20
  • |
  • Мероприятия 0

Что происходит в РПЦ?

Считаю нужным опубликовать две статьи о происходящем в РПЦ, о чем далеко не все православные миряне знают. А между тем обе эти новости могут стать судьбоносными для всех православных в Московском Патриархате. Этот материал был опубликован на сайтах «Москва- третий Рим» (3rm.info/) и «Благодатный огонь» (www.blagogon.ru/news/455/). Содержание данной статьи новостью назвать можно с натяжкой (только для тех, кто об этом событии еще не знает), т.к. произошло почти месяц назад. Планов сообщать о нем у меня не было, но недавно произошло событие (о нем, Бог даст, будет отдельная публикация чуть позже), в свете которого происшедшее приобретает действительно жуткий окрас.

Новости
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду
26.07.2016

24 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.
За богослужением были вознесены молитвы о чествуемом в тот день настоятеле храма митрополите Волоколамском Иларионе (Алфееве) в связи с 50-летием со дня его рождения.
Богослужение это было не обычным и очень уж напоминало как литургическую практику обновленцев начала ХХ века, так и современную практику католиков при совершении мессы: престол да еще и семисвечник были вынесены на середину храма (в алтаре остался другой, «настоящий» престол!), а амвон перед Царскими вратами был превращен в горнее место, на котором восседал Патриарх Кирилл задом к иконостасу, алтарю и «настоящему» престолу.
На амвоне никогда не сидят. Даже архиереи. У амвона есть глубокая символика, из-за которой даже патриархи за богослужением на амвоне только стоят. Амвон – это место воскресения Христова, с него читают Евангелие, с него архиерей совершает свое благовестие – проповедь. Сидеть на амвоне – это не только сидеть на Евангелии, это подпирать мягкое место своими собственными проповедями. Сидят на кафедре. Кафедра всегда находится в центре храма и на Горнем месте. Но из-за того, что престол вынесли в центр храма, теперь и амвон стал Горним местом. А это ломает всю традиционную символику литургии.
Подобное модернистское служение литургии не только искажает мистическое значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего), но и является вопиющим литургическим бесчинством. Именно католики служат мессу без иконостаса. Алтаря по сути у них уже нет.
Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг. требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся. Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею. На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:
«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз “Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).
Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.
Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона: «Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились».
В 1922 г. другой обновленческий деятель о. И. Егоров также самочинно реформировал традиционное богослужение аналогично епископу Антонину: перешел на русский язык и перенес престол из алтаря на середину храма.
Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века. Так, например, священник А.Борисов в своей книге «Побелевшие нивы» писал:
«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что. миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом. Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (с. 175–176).
Интересно – как можно одновременно качать головой и говорить «ах, душка святитель Тихон, ах, бяки обновленцы» – и делать то же самое, что обновленцы и топтаться ногами по распоряжениям и заветам святителя Тихона? Это уже даже не лицемерие, это циничный плевок в него…
Таким образом, возмутительное служение Патриархом литургии на вынесенном на середину храма престоле повторяет практику обновленцев начала ХХ века и приближает литургию к католической практике служения мессы. Подобный литургический произвол является, по нашему мнению, бесчинным и непростительным поведением, даже если такую литургию возглавлял и сам Патриарх. Создается впечатление, что учителем у устроителей подобного богослужения является не святитель Тихон, а его заклятый оппонент – обновленческий епископ Антонин Грановский.
И самое ужасное – что это не просто «рядовое богослужение в рядовом храме». Это установка для епархий о том, что надо вот так служить теперь и впредь.

В публикации использованы материалы статей Н.Каверина и блога «Православный японского обряда».

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства
РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства
РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

В Русской православной церкви считают, что в ситуации пандемии, когда страна теряет более тысячи человек ежедневно, режим QR-кодов оправдывает себя, сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион в программе «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».

Иерарх напомнил, что каждый день в России умирает от коронавируса более тысячи человек. «Это все равно, как если бы на войне мы каждый день бы теряли полк, при таких темпах смертности речь может идти об общенациональной катастрофе. По состоянию на начало ноября, Россия занимает первое место по количеству умирающих в сутки от коронавируса. Это очень страшная статистика, и я думаю, что во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит», — отметил митрополит.

avenarius
avenarius
РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Сообщений: 23610

Католицизм создал устами Блаженного Августина универсальную формулу: «Обладающий излишним владеет чужим», – но коварные католики, считая идеалом добровольную бедность монашества, никогда не предписывали нищенского состояния всем людям.

Это удел немногих, а основная часть верующих не должна быть бедной. Как учили отцы церкви, «основная добродетель католика происходит из верности своему сословию и данной Богом профессии, образу жизни в целом, из добросовестного выполнения своей работы, своих обязанностей, налагаемых принадлежностью к определенному сословию».

А русское православие труд в миру считало вторичным по сравнению с трудом духовным, молитвенным. Материальная деятельность была всегда ниже терпения и душевного спасения, потому что труд есть неприятная необходимость, наказание человечеству за первородный грех, отсюда дошедшая до наших дней «нерыночность» личности русского, отношение к накоплению богатств и собственности как к ценностям отрицательным, вредящим душе.

Другая отличительная особенность русского православия – его сосредоточенность не столько на содержании моральных заповедей, сколько на форме религиозных обрядов.
Европейские религиозные философы яростно спорили о свободе воли, о допустимости церкви вмешиваться в духовный мир человека, требовали независимости верующего от государства и даже (страшно сказать) от папы Римского!

А самый острый спор в России, который привёл к церковному расколу, проклятиям, кострам и смерти за убеждения, происходил из-за разногласия о том, сколькими пальцами нужно креститься и как писать имя сына Божьего – с одной буквой И или с двумя!

Получается, что обряд важнее веры, следование за массой, стремление «быть как все» важнее личности?

Вместе с подчинением общему мнению Россия приняла от греческого православия полное преклонение церкви перед властью, духовной силы перед материальной.

В России церковь всегда поддерживала светскую власть – сложился цезаризм, то есть признание светской власти выше церковной, лишь однажды митрополит Филипп попытался возвысить голос против Ивана Грозного (не против его власти, а против бессмысленной жестокости), но кончил в темнице (и был, по-видимому, задушен Малютой), да Никон попытался провозгласить, что «священство выше царского», но отправился в ссылку.

Позже цезаризм православной церкви дошёл до того, что священники были обязаны доносить о подозрительных признаниях на исповеди (несмотря на постулат о тайне исповеди!), а священнослужители стали просто государственными служащими, получающими жалование.

Возможно, именно это создало отчуждение народа от духовного учителя, сделало священников героями нескромных быличек, откровенных анекдотов и насмешек, что не позволяло говорить об авторитете как священника, так и веры в целом.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Зачем нужно исповедоваться?

Многие из тех, кто только первый раз собирается идти на исповедь, задаются этим вопросом. Зачем мне рассказывать свои грехи какому-то священнику, если я и сам в них раскаиваюсь перед Богом?

Да, конечно, раскаиваться и просить прощения у Бога за свои грехи не только можно, но и нужно. Но также необходимо и исповедовать эти грехи в церкви. Для начала следует помнить одну из главных истин: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». Как бы вы не скрывали свой грех, для Бога тайн нет, и Он видит абсолютно все, что вы делаете и даже думаете. Поэтому, если грешите, будьте готовы ответить за свои дела. Кроме того, нужно помнить, что церковное таинство — это, выражаясь бытовым языком, помощь квалифицированных специалистов. Чтобы было понятнее, представьте ситуацию, что вы, поскользнувшись, упали в грязную лужу. Конечно, вам будет стыдно за свою испачканную куртку, но разве этого достаточно для того, чтобы она стала чистой? Конечно, нет. Вам придется сдать ее в химчистку, где мастера очистят ее с помощью специальных средств. Иначе куртка ну никак от грязи не избавится.

Как подготовиться к исповеди в церкви

Безусловно, к исповеди нужно готовиться. Причем, если подготовка к другим таинствам представляет собой большей частью пост и молитву, то исповедь — это прежде всего огромная внутренняя работа и психоанализ.

Бывает так, что человек зашел в храм и решил сразу исповедоваться. Он начинает с трудом припоминать какие-то свои дурные поступки, вдаваться в подробности, в итоге за 15 минут еле-еле успевает исповедовать 2-3 греха. Безусловно, Бог по Своей милости принимает и такую исповедь, но куда ценнее, когда исповедник готовился заранее, когда его душа оплакала все плохое, что творил человек в своей жизни, пережила это заново и раскаялась.

Существуют специальные пособия, где перечислены все возможные грехи. И стоит просто пройтись по ним применительно к себе. И, если хватит мужества быть откровенным хотя бы с самим собой, вдруг понимаешь, что нет такого греха, который бы не совершал, и заповеди, которую бы не нарушил. «Не убий». Конечно, вряд ли кто-то из нас выходил с ножом на большую дорогу. Но сколько раз в жизни мы убивали словом. Оскорбили кого-то, бросили в сердцах злые слова, не задумываясь, в каком состоянии был оскорбленный нами человек и не стало ли это для него последней каплей. «Не укради». Нет, мы не забирались с отмычкой в чужую квартиру, но использовали служебный интернет в личных целях или утащили с работы пачку бумаги. Казалось бы, мелочь, ведь все так делают, да? И так до бесконечности — достаточно лишь копнуть. Очень полезно записывать свои грехи, это позволяет человеку как-то упорядочить мысли и не путаться во время исповеди.

Традиция демонстрировать близость к Русской православной церкви (РПЦ) досталась современной российской власти от ее основателя, Бориса Ельцина. Пытаясь создать традиции и ритуалы новой российской власти, он целенаправленно отталкивался от всего советского, делая ставку на то, что при советской власти порицалось. Нельзя забывать и о популярном тогда тезисе о «России, которую мы потеряли». Предполагалось, что отказ от государственного атеизма вернет Россию к тому состоянию, в котором она была до большевиков, т. е. сделает ее православной страной.

Свою роль сыграло и нескрываемое тогда желание равняться на США, где уровень религиозности населения крайне высок и потому, несмотря на отделение государства от Церкви, политик не только не может быть антиклерикалом, но должен так или иначе демонстрировать религиозность.

С тех пор прошло более 20 лет. Нарочитая воцерковленность чиновников и силовиков стала чем-то обыденным, при том что уровень воцерковленности населения за эти годы так и не достиг не то что американских, но даже и европейских показателей.

В Православной церкви Пасха является самым главным праздником и посещаемость храмов в эти дни максимальная в году. Но, по данным МВД, в 2017 г. в пасхальных богослужениях приняли участие 4,3 млн человек. Население России – 143,5 млн человек, и легко вычислить, что до храмов дошли в пасхальную ночь 3% населения.

Николай Эппле: Шоковая терапия мифологического сознания

Конечно, можно записать в верующие всех, кто носит крестики, клеит в машинах иконки и иногда заходит в церковь поставить свечку. Это выгодно руководству РПЦ, это интересно для социологов, изучающих религиозность населения, но в практическом смысле ничего не дает. Для реального влияния религии на состояние общества имеют значение не те, кто пассивно соглашается с причислением себя к какой-то конфессии, а те, кто слушает проповеди, активно участвует в приходской жизни и уж тем более не пропускает важные для своей конфессии праздники.

Поэтому легко увидеть разницу между влиянием, например, католической церкви в Польше или религии вообще в США и тем, что происходит в России. Вопреки многолетним призывам руководства РПЦ регулярно и постоянно посещать храмы это делают лишь 3% наших сограждан. В практическом смысле это и есть мобилизационный ресурс РПЦ в его самом максимальном значении. Очевидно, что реальное влияние руководства РПЦ на население страны и того меньше: одно дело – пасхальный максимум, наблюдаемый раз в году, а другое – посещаемость обычной воскресной службы и, соответственно, аудитория звучащей там проповеди.

Опора на столь откровенное меньшинство ничего не дает в электоральном смысле, и даже наоборот: активно подыгрывая воцерковленному меньшинству населения и назойливо демонстрируя свои клерикальные симпатии, политическая элита фактически противопоставляет себя подавляющему нецерковному большинству граждан России.

Можно понять РПЦ, которая с максимальной выгодой для себя использует религиозные сантименты высшего руководства страны, но логику самого руководства понять сложно: весьма странно демонстративно солидаризироваться с меньшинством населения, делая вид, что опираешься на большинство. Если даже в России 1917 г., где большинство населения действительно было религиозным, Церковь никак не смогла помочь царской власти в трудное для нее время, то чем может помочь власти в 2017 г. Церковь, которая способна мобилизовать всего-то 3% населения?

Отдельная тема для разговора – эффективность вложений. С 1988 г., когда власти перестали мешать Церкви и начали ей помогать, в религиозную пропаганду были вложены космические деньги. Все последние годы страна живет в религиозной лихорадке: строятся новые храмы, идет постоянная религиозная пропаганда на всех уровнях, Церковь требует доступа в школы и вузы – и на фоне этого всего мы год за годом наблюдаем стабилизацию воцерковленного населения на уровне статистической погрешности.

Не пришло ли время посмотреть на отношения государства и Церкви с реалистичных позиций?

Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Росстат опубликовал свежие данные: коронавирус и последствия этого заболевания уменьшили население нашей страны почти на полмиллиона человек – 462 тысячи человек ушли из жизни. В Москве были продлены нерабочие дни. Однако тема низкого уровня вакцинации остается очень острой. Между тем в некоторых странах созданы такие условия, когда не вакцинироваться – дорого и невыгодно. А что было бы, если бы такие меры ввели в России?

Своим мнением на обязательную вакцинацию и ограничительные меры поделился председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

"Каждый день мы сейчас теряем более 1000 человек – это все равно, как если бы на войне каждый день мы теряли полк. И при таких темпах смертности, я думаю, что речь может идти об общенациональной катастрофе", – сказал иерарх в эфире программы "Церковь и мир" на телеканале "Россия 24" (видео доступно на медиаплатформе "Смотрим").

Сейчас Россия занимает первое место по количеству умирающих в сутки от коронавируса, и это очень страшная статистика.

Я думаю, что, конечно, во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит.

По словам митрополита, когда вирус только пришел, никто еще не знал, как с ним бороться, но сейчас есть и вакцины, и лечение. Представитель РПЦ привел в пример Италии и Англию, где вакцинировано 70-80 процентов населения и при этом сохраняются жесткие противоэпидемические меры, а также ограничения для тех, кто не хочет прививаться.

Фактически эти люди не допускаются в публичные места, и без QR-кода невозможно никуда прийти.

Митрополит Иларион выразил надежду, что такой же порядок будет и в России. При этом он не считает, что вакцинация должна быть обязательной, но те люди, которые "по каким-то своим причинам не хотят вакцинироваться, они либо должны сидеть дома, для того чтобы не становиться потенциальным источником заражения для других людей, либо для таких людей должен быть введен специальный режим".

Иерарх напомнил, что режим QR-кодов себя оправдал в очень многих странах и некоторых регионах России. Он также привел в пример почившего недавно старца Власия, который убеждал свою паству не верить никаким слухам и прививаться.

РПЦ рискует пропустить эпохальное воссоединение христианства

Отлучение от церкви считается одной из самых страшных вещей для верующего. Человек больше не может получить церковного благословения и венчаться. Более того, ему также запрещено исповедаться, он не может получить отпущения грехов и причащаться. Такие случаи бывают крайне редко, но именно это сегодня произошло в Екатеринбурге.

Церковный суд принял решение отлучить от церкви опального схимонаха Сергия из-за его скандальных заявлений о руководстве РПЦ и страны. Кроме того, Сергий перестанет быть монахом. Мы ведем онлайн-трансляцию, в которой собираем всё, что известно об этой ситуации. Пока же предлагаем вспомнить, кого еще отлучали от церкви (и за что) в России.

Дмитрий Донской

Национальный герой и официальный святой жил в XIV веке. Его, как ни странно, тоже предали анафеме. Историки считают, что произошло это даже не потому, что его не благословил на бой Сергий Радонежский. Его отлучили от церкви за то, что он приказал избить митрополита Киевского и всея Руси Киприана, когда тот без разрешения князя пытался въехать в Москву. Сняли анафему с Донского, как считают историки, уже после его смерти.

Иван Федоров

До Ивана Федорова написание книг и летописей отнимало у монахов много времени — переписывать фолианты приходилось от руки. В 1573 году Федоров начал печатать первую точно датированную украинскую печатную книгу, а когда открыл первую типографию, то обесценил труд монахов. Духовенство обвинило печатника в ереси. Станок разбили, типографию сожгли, а сам Федоров переехал в Литву.

Степан Разин и Емельян Пугачев

Их отлучили от церкви за бунт против власти и «чинимые во время бунта зверства».

Лев Толстой

С возрастом Лев Толстой разочаровался в вере и написал собственные заповеди. Духовенство не могло не отреагировать на то, что писатель не признает церковный авторитет. В 1901 году Синод осудил Толстого, и его отлучили от церкви.

Филарет Денисенко

В 1997 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве монах Филарет (Денисенко) был отлучен от церкви. Причина — создание в России структуры, которая получила название «Российская православная церковь Киевского патриархата» и «Истинно-православная церковь Киевского патриархата». Духовенство назвало это расколом и предало священнослужителя анафеме.

Епископ Диомид

В 2008 году Священный Синод «за раскольническую деятельность и нарушение принципов священноначалия» изверг из сана владыку Диомида и пятерых священников из его окружения. Диомид стал простым монахом, а его сподвижники — мирянами. Но, несмотря на запрет, они продолжали совершать службы. Позже на церковный суд Диомид не явился и был отлучен.

Олег Дементьев

СЮЖЕТ

В 2010 году предали анафеме журналиста Олега Дементьева. Псковская епархия отлучила его за статьи о Спасо-Елизаровском монастыре. Журналист обвинил руководство монастыря в попытках незаконного присвоения земельных участков. В ответ Дементьев подал на Псковскую епархию в суд.

Ранее мы писали о том, что конфликт отца Сергия с Русской православной церковью продолжается несколько месяцев. Сергию запретили проповедовать, но он продолжил выступления, записи которых выкладывал на YouTube. За это его лишили сана священнослужителя, а теперь и вовсе отлучили от церкви.

Ссылка на основную публикацию