Новый год по церковному календарю

Новый год по церковному календарю

В церковной традиции новый год называется Новолетием и он отмечается осенью в связи с интересной историей праздника. Начните церковный год правильно, узнав об этом дне подробнее.

Церковный календарь: праздник Новолетие

Новый год не просто датирует окончание продолжительного для человека временного периода, но и символично оказывается концом старого и началом нового цикла. В церковном календаре также есть такой праздник, который называется Новолетием. Он ежегодно отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В этот день верующие исполняют один из указанных в Библии заветов: каждый седьмой месяц года отмечать особенным образом. Учитывая, что началом года по Библии считался март, седьмым месяцем оказывался именно сентябрь. В этот день верующему человеку необходимо присутствовать на богослужении, но помните, что есть правила поведения в храме и приметы о том, чего нельзя делать в церкви ни в коем случае.

История праздника Новолетие

Сам праздник имеет прямое отношение к Древнему Риму и сбору дани. Первоначально был установлен так называемый индикт, который в результате стал отмечать 15-летний промежуток, через который собирали дань. Днем сбора назначили 1 сентября. В последствии этот же день отмечался как начало нового года: во всех городах шли пиршества и празднества.

Новый год по церковному календарю

Этот день был принят византийской церковью как праздничный день 7 месяца года и официально стал началом нового года в Церкви. После принятия христианства эта традиция так и осталась жить в Российской Православной Церкви, даже после того, как император Петр I изменил гражданский календарь и объявил началом нового года 1 января.

Церковные традиции в Новолетие

Конечно же, как и любой церковный праздник, этот день отмечается богослужениями. По своей значимости этот день относят к средним церковным праздникам. Накануне служится великая вечерня, на которой и рекомендуют побывать священнослужители. Традиционно читаются строки из книги пророка Исаии, которые по преданию читал Иисус Христос, войдя в синагогу в Назарете.

Также 14 сентября считается днем памяти святого мученика Симеона Столпника. Он был известен тем, что читал проповеди и молился, забираясь на башню или столб. По преданию, Симеон Столпник с юношеских лет истязал свое тело всеми возможными способами и даже был искушаем дьяволом. Днем его смерти считается 1 сентября, поэтому в церкви ему обязательно возносят молитвы. Если вы не можете в этот день сходить на богослужение, то читайте молитвы дома. Одной из самых важнейших молитв в день Новолетия считается молитва «Живые помощи».

Новый год по церковному календарю

Народные обычаи и приметы 14 сентября

Как водится, народ адаптировал христианский праздник так, чтобы ему было понятно. Его принято называть Симеоном Летопроводцем, и, как понятно из названия, в это день крестьяне совершали обряды, как бы встречая осень. В некоторых местах совершалось ритуальное добывание «живого огня» путем трения палки о палку, а кое-где обряды были связаны с печкой. Все действия сопровождались веселыми песнями и плясками молодежи.

В некоторых местах традиционно закапывали муху, чтобы в следующем году не кусали. То же самое могли делать с тараканами, чтобы их не было в доме. Счастливым считался переезд в новый дом в этот день. При этом за сутки до того, как новые хозяева начинали там жить, пускали кота или петуха. Считалось, что они выпроводят всю нечистую силу. С этого дня отсчитывали бабье лето, а у молодежи начинались новые свадебные недели.

Есть примета о том, что как год начнется, таким он и будет. Вы можете воспользоваться ею и надолго привлечь к себе удачу с помощью советов от известного экстрасенса Елены Ясевич. Не забудьте в этот день посетить церковь. Всего доброго

Новый год по церковному календарю

Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди,/ о Твои́х вели́ких благодея́ниих на нас бы́вших,/ сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие/ и ра́бски любо́вию вопие́м Ти:// Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Тропарь, глас 2:

Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.

Кондак, глас 2:

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.

14 сентября (1 сентября ст.ст.) начинается Церковное Новолетие — новый год в богослужебном круге. В богослужебных книгах Новолетие обозначают также древним славянским словом — Летапреложение. В этот день, как и 1 января, во всех православных церквях священство служит Молебен на начало Нового года. Христиане возносят Богу благодарственные молитвы за прожитый год, за все милости, посланные нам Владыкой Небесным, и испрашивают благословения на грядущий год.

  1. История индикта
  2. Седьмой месяц
  3. Великий индиктион
  4. Церковное Новолетие
  5. Евангелие на начало Индикта
  6. Духовный смысл праздника
  7. Богослужение в день Новолетия

История индикта

Понятие индикт связано с Римской империей. Слово индикт означает оценивание или провозглашение.

Первоначальный смысл индикта заключался в объявлении о взимании обязательного продуктового налога в пользу государства. Позже это понятие расширилось, и стало обозначать определенный временной промежуток, на время которого оценивалось имущество населения, количество самого населения и размер налогов. Вначале индикт был разным, в пределах 5-15 лет, и зависел от воли императора. Император Октавиан Август началом индикта приказал считать дату своего рождения — 23 сентября, и его преемники также пользовались этим числом как началом индикта.

Новый год по церковному календарюИмператор Константин Великий

В 312/313 годах, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний период индикта. Примерно в 462 году дату начала индикта перенесли на 1 сентября. Римские граждане поначалу называли годы индикта: первый, второй, третий год индикта. Постепенно смысл слова изменился, и слово индикт стали употреблять, замещая им слово год — первый индикт, второй индикт, и т.д.

Долгое время римские города не имели общей даты начала отсчета Нового года. В 537 году император Юстиниан I документально утвердил единую дату — 1 сентября.

Седьмой месяц

Дата 1 сентября в качестве Новолетия избрана, очевидно, согласно Промыслу Божию. В Ветхом Завете есть повеление от Бога особым образом отмечать седьмой месяц — тишри (сентябрь), когда собран урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога скрижали Завета, в седьмом месяце начато было устройство Скинии в стану израильтян, окончился всемирный потоп, был освящен храм Соломона. Именно в седьмом месяце первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых.

Согласно Библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно, сентябрь — седьмой.

Великий индиктион

Индикт иногда называют индиктионом, но не следует путать его с понятием великий индиктион. Это великий миротворный (пасхальный) круг — период времени в 532 года, за время которого дата празднования Пасхи занимает все возможные положения. По истечению этих 532 лет даты, на которые выпадает Христово Воскресение, повторяются. Великий индиктион является комбинацией лунно-солнечного и солнечного циклов.

Новый год по церковному календарюПасхалия

Великий индиктион отсчитывают от дня сотворения мира — 1 марта 5508 года до Р.Х. С тех пор прошло 14 Великих индиктионов. Нынешний, пятнадцатый, начался в 1941 году.

Церковное Новолетие

В Церкви празднование Новолетия в первый день сентября было утверждено на первом Вселенском соборе, проходившем в г.Никее в 325 году. Торжество установили в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал гонения христиан. Участники Собора постановили особо отмечать этот день в знак благодарности Константину Великому за освобождение христиан от преследований.

Новый год по церковному календарюНоволетие на Руси

На Руси церковное Новолетие года не совпадало с гражданским Новым годом, который отмечали весной. В 1492 году установили одну дату празднования — 1 сентября. Новолетие отмечали очень торжественно, праздник возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.

Евангелие на начало Индикта

В день Новолетия Церковь благовествует святое Евангелие, а именно небольшой отрывок из св.евангелиста Луки (Лк:4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно становится, что Господь как бы встал, и приступил к новому делу — проповеди, фактически, начал новую жизнь. Он во всеуслышание говорит о себе: “Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”.

Новый год по церковному календарюГосподь Иисус Христос

Слово “лето” можно истолковать не как год, но как новую жизнь — проповедовать новую благоприятную жизнь.

В евангельском чтении на начало индикта византийцы видели прямое указание от Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник”.

Духовный смысл праздника

Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индикта, Господь не просто проповедовал Лето благоприятно, Он его принес. Лето благоприятно, новая жизнь, находится в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место приготовления к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дарует нам благодать изменять свои души, стяжать дух мирен. Кто слушает Господа, живет по Его заповедям, искренне старается послужить Богу, тот получает от Него благодать и силой ее ощущает в себе лето приятное. Мы не можем мыслями наполнить душу этой приятностью, ее дарует Бог, а для этого нужно трудиться, и в душе поселится мир и покой. Внешне может не быть никакого покоя, лишь внутренний, от Бога. Впрочем, когда внутри поселится мир, внешние скорби больше не тяготят, их не ощущаешь.

Богослужение в день Новолетия

1 сентября Церковь чтит память святого Симеона Столпника, его матери Марфы и дев постниц с мучеником Аммуном диаконом, их учителем. Поэтому богослужение в этот день объединяет 3 службы. На великой вечерни читается отрывок из книги пророка Исайи, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочел это место перед собравшимися.

Новый год по церковному календарюМолебен на Новолетие

Стихиры к празднику в разное время составили церковные песнотворцы Иоанн Монах, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника написал святой Иоанн Дамаскин в 8 веке. В апостольском чтении дня содержится поучение о необходимости молитвы о государственной власти (независимо от того, какая они). Апостол Павел поясняет необходимость молитвы за правителей: “да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.

Давайте руководиться этим апостольским назиданием: апостол утверждает, что “Сие бо добро и приятно перед Спасителем нашим Богом”.

«Начало индикта» — таково название Церковного Новолетия. Это название пошло еще со времен Константинополя. Так, по приказу императора Константина, военную службу заканчивали после 15 лет, и пособия после отставки выплачивали за счет индикта, что по-латински означает налог. Этот налог собирали 1 сентября, после сбора урожая. Отсюда и пошло это название, и сохранилось по сей день.

Новый год по церковному календарю

Индикт — новый год по церковному календарю. В отличие от календарного Нового года, который празднуется 31 декабря, новый богослужебный год начинается 14 сентября (1 сентября по старому календарю). В Православии очередной год считается не «от Рождества Христова», а «от Сотворения мира».

На Руси с древних времен и до конца XV века Новый год отмечался 20 марта. После этого в течение 200 лет дата была совмещена с церковной, и Новый год праздновался 1 сентября. А с 1700 по приказу Петра I Новый год отмечается 1 января.

День Памяти Преподобного Симеона Столпника

Кроме начала Нового года, 14 сентября — день памяти Симеона Столпника.
История Симеона непроста. Будучи мальчиком, он услышал в церкви молитвы и заповеди, и решил, что их необходимо исполнить. И, не дождавшись следующего дня, отправился в монастырь с просьбой принять его в свои ряды. После принятия Симеон строго соблюдал воздержание в своих мыслях, чувствах, эмоциях.

Но, к сожалению, ревностное отношение игумена в монастыре к столь правильному образу жизни привело к тому, что Симеон покинул обитель и стал жить на дне колодца, который высох. Там мальчик мог исполнять свои желания перед Богом, никого не боясь.

Новый год по церковному календарю
Но много времени он там не провел. Вскоре, вернувшись в монастырь, он с новыми силами ушел в пещеру, где пробыл 3 года, совершал иноческие подвиги — соблюдал пост, порой совсем без еды и воды, молился, стоя несколько десятков дней подряд. Все это Симеон делал лишь для одной цели — очистить свою душу и сердце, и усилить молитвы за мир.

Через время к нему стали стекаться люди, чтобы получить исцеление от грехов и недугов. Чтобы вновь обрести уединение, он построил столп 4-метровой высоты и стал жить на нем, и постепенно увеличивал высоту. Так святой прожил 80 лет, 47 из которых — стоя на столпе. Отсюда и название в имени «Столпник».

Благодаря этому примеру, многие неверующие люди приняли Крещение, и с тех пор ему молятся, если ближайшие родственники не верят в Бога и в силу Божью.

Новый год по церковному календарю

Давайте разберёмся, что это за Новый Год такой 14 сентября, и что такое «индикт».

Почему 14 сентября?

Разница между светским и церковным «юлианским» календарем составляет около двух недель, именно поэтому у нас образовался, к примеру, «Старый Новый год», который в общем-то отмечается так же 1 января, но приходится это на 14-е января по светскому календарю, или как пишут в православных календарях «по новому стилю».

А вот церковный новый год и вовсе начинается не 1 января, а 1 сентября. Но опять же из-за разницы в две недели, «церковное» 1 сентября юлианского календаря приходится на 14-е сентября светского календаря (или нового стиля).

Новый год по церковному календарю

Что такое «индикт»?

Почему же 1 сентября?

И всё же, почему церковный год начинается не 1 января, как светский новый год, а 1 сентября. Дело в том, что ещё с самых древних времен за дату сотворения мира принято было считать 1 сентября и, конечно же, каждый новый цикл жизни, новый год, начинался с этой же даты. Т.е. всё летоисчисление велось от сотворения мира.

На первом Вселенском Соборе (в 325 году) было принято вести летоисчисление от даты 1 сентября и её считать датой начала года. Возможно, кто-то впервые узнает, что после Крещения Руси светский новый год в нашей стране так же начинался 1 сентября, т.к. жизнь государства была неотделима от православия. Но с приходом к власти Петра Первого эта традиция изменилась и Новый Год перенесли на 1 января. Как известно, Пётр любил всё европейское, а там Новый Год отмечали не от сотворения мира, а на восьмой день после Рождества Христова. Т.к. в Европе Рождество – это ночь с 24 на 25 декабря, то Новый Год приходился на 1 января. Петр, увлеченный европейскими новогодними гуляньями, решил привить их и на русской земле. Примечательно, что в указе Петр не только повелел ввести новую систему летоисчисления и изменить дату Нового года, но и самым подробным образом описал, как праздновать Новый год, какими украшениями украшать дом и так далее (к примеру, украшенная ёлка, фейерверки, гирлянды, переодевания пошли именно с тех времён).

Новый год по церковному календарю

А в церковном календаре православной церкви свято чтутся каноны и бережно сохраняются решения, принятые соборно церковными учеными мужами. Поэтому церковный год по православному календарю по-прежнему начинается 1 сентября, или 14 сентября по новому стилю.

Новый год по церковному календарю

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года по православному церковному календарю. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

14 сентября, в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Новый год по церковному календарю

Новолетие — церковный праздник, который отмечается 14 сентября по новому стилю (1 сентября — по старому). С этого дня начинается новый календарный церковный год, а в самый день служится особый молебен. Православные христиане молятся Богу о даровании благословения на новый, начавшийся год.

Начиная с X века, 14 сентября на Руси праздновали Славянский Новый год или новолетие. С этого дня, согласно православному календарю, начинается и новый церковный год (Начало индикта). Но в 1699 году по указанию Петра I празднование Нового года было перенесено на 1 января, как в Европе.

Также 14 сентября православные христиане вспоминают святого Симеона Столпника, в народе день прозвали Семеном-летопроводцем.

Кто такой святой Симеон Столпник?

Святой Симеон жил в I веке. Он прославился беспримерными аскетическими подвигами, стал основоположником столпничества (непрерывного чтения молитв на столпе). Господь наделил его даром предвидения, исцеления душевных и телесных недугов.

Ему молятся об обращении неверующих родных и близких к православной вере.

Обряды и традиции этого дня

К 14 сентября основные работы в полях заканчивались. Крестьяне обходили свои наделы, читая заклички и напевая особые песни, чтобы в наступающем году был богатый урожай. Также надо было подогнать все торговые и хозяйственные дела (уплата оброков, пошлин, долгов и дани, заключение сделок и договоров).

С этого дня начинался период засидок, то есть работали в избах при свечах (в основном рукодельничали и мастерили). Накануне вечером было принято погасить в доме старый огонь, а утром 14 сентября зажечь новый, читая специальные обрядовые приговоры.

Семенов день на Руси праздновали широко с песнями, танцами и пиршеством. Обязательной традицией праздника был обряд пострига – мальчиков в возрасте 3 лет посвящали в мужчины. Им выстригали немного волос, после чего ребенок должен был проехать на коне, которого вел под уздцы крестный отец.

На Семена-летопроводца начинались свадебные недели, которые продолжались до Гурьева дня (28 ноября). Лето отработали, урожаи собраны, на зиму продукты заготовлены, можно и молодых женить.

Народные приметы на Новолетие

Если в этот день улетают гуси, стоит ждать раннюю зиму.
• Когда скворцы не торопятся и к 14 сентября еще не улетели, осень получится теплой и затяжной.
• На Семена-летопроводца погода теплая стоит, такой будет и зима. А если день дождливый выдался, то и всю осень надо ждать сырую.
• Если мухи в этот день кусаются больно, значит, предстоит непогода.
• Ясный день на Семена предвещает погожую осень.
• Ветер дует с юга – зима будет сырая и теплая.
• На Семенов день приходятся последние грозы, после него уже не сверкает в небе.

Кто родился в этот день?

Люди, родившиеся 14 сентября, сдержанны, настойчивы, дальновидны, очень любят все в жизни планировать. Но зачастую они закрыты и не могут спокойно реагировать на критику. Их защитный талисман – камень амазонит.

Как правильно провести этот день?

Чтобы в доме не водились тараканы, мухи, блохи и прочие насекомые, в Семенов день надо устроить их похороны (просто убить и закопать в землю). Недаром в народе говорили: «Если убить муху до Семенова дня, то их еще семь штук народится, а если после, то семь штук умрет».

Тем, кто собрался перебираться в другие жилища и справлять новоселья, лучше делать это на Семенов день, тогда жизнь на новом месте будет счастливой.

В старину при этом было принято первым переселять домового. Из печи старого дома доставали золу, насыпали в горшок и несли его в новую избу. Там золу пересыпали в новую печь, горшок разбивали и закапывали недалеко от дома. Тогда домовой не обижается, и не мстит хозяевам. Только после этого приглашали гостей за праздничный стол.

14 сентября издревле считался на Руси лучшим днем для смотрин и сватовства, а на Покров потом играли свадьбы.

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

В головах наших современников порой возникает полная путаница. На Западе не только католики, но протестанты и часть православных отмечают Рождество Христово 25 декабря. После этого торжественно встречают Новый год, 6 января празднуют Богоявление, а мы 7 января — православное Рождество. Что произошло? Почему возникла такая разница в праздновании Рождества между западными и восточными христианами? С этим вопросом мы обратились к настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру Борисову.

Новый год по церковному календарю

Фото: Геннадий Черкасов

— Русская Православная Церковь не отмечает так называемый «старый» новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви — символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых 4 века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.

— А когда Церковь празднует Новый год?

— 14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе — Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До ХVI века Церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46 году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе римского папы Григория ХIII был введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В ХVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в ХIX — 12, а в ХХ уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной и патриарх был вынужден отказаться от нее. На григорианский календарь перешли католические и протестантские церкви, а также часть православных. В том числе Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Македонская, Американская, Польская, Чешская и Болгарская. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская в силу исторических особенностей сохранили юлианский календарь.

— Когда на Руси стали отмечать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

— Только при Петре I. Но Церковь сохранила старые обычаи. Из-за разницы между календарями происходит разнобой гражданских и церковных праздников. До революции Новый год отмечали по юлианскому календарю — то есть 14 января по новому стилю. Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами. Сейчас время святок. Оно продлится вплоть до 18 января, когда верующие начнут готовиться к празднику Богоявления. В народе его еще называют Крещением. Накануне праздника — крещенский сочельник, когда Церковь призывает своих прихожан к строгому посту. До революции на Крещение обычно освящали воду в реках и прудах, а наиболее ревностные прихожане совершали омовение в прорубях после освящения воды.

— Как вы считаете, перейдет ли Русская Церковь на григорианский календарь?

Когда подобная попытка была предпринята в 1923 году патриархом Тихоном, большинство верующих противостояло этому нововведению, и патриарх был вынужден отказаться от перехода на новый стиль. Григорианский календарь также несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода и этим должен заниматься Поместный Собор. Если на очередном Поместном Соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что Собор примет мудрое решение, которое будет воспринято всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

Новый год по церковному календарю14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7519 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней — потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и «старый новый год». Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю — 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью — именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие — римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово «сын» может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами. К тому же, в те времена и не столь отдаленные события датировались неоднозначно. К примеру, общепринятую сейчас дату Рождества Христова рассчитал монах Дионисий только в 525 году, причем большинство современных ученых считают, что он ошибся на 4 или 5 лет. Что уж говорить о в буквальном смысле доисторических временах!

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: «Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем — пять тысяч?» (Николай Островский, «Как закалялась сталь»). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает — ведь «для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова,а не пещерными троглодитами, VII-IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам — 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Так, наступающий год они бы назвали 3-м годом правления Дмитрия Медведева или 4-м индиктом (начало цикла индиктов — это кратные пятнадцати годы от сотворения мира). Год же от сотворения мира добавлялся к этой датировке только в летописях или официальных документах, и то отнюдь не всегда — в повседневной жизни номер года в 15-летнем цикле обычно не требовал уточнения, так же, как мы часто говорим «10-й год», не уточняя, что он 2010-й.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси — даже до XV века.

В день сентябрьского новолетия Церковь вспоминает следующий евангельский эпизод. Христос, вернувшись в Назарет из пустыни, где Его искушал дьявол, прочел перед собравшимися в синагоге пророчество из книги Исайи:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Новый год по церковному календарюЭто было начало проповеди Христа перед народом, потому и проводится аналогия между «летом Господним благоприятным» и наступлением очередного нового года.

В Византии и допетровской Руси существовал особый церковный чин «летопроизводства». В городах проходил торжественный крестный ход на центральную площадь, возглавлявший шествие епископ освящал воду, поздравлял и благословлял народ. В Москве XV-XVII века на этот праздник собиралось на Ивановской площади до 30 тысяч человек, к которым выходили с поздравлениями царь и патриарх. В 1598 году в день новолетия венчался на царство Борис Годунов.

После окончания праздничной службы на Руси было принято посвящать дань начала «лета благоприятного» делам милосердия. Беднякам и нищим щедро подавали милостыню, отдавали старую одежду и обувь. Бояре и богатые купцы устраивали сытные обеды для малоимущих, наделяли народ гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Ссылка на основную публикацию