Иконы божией матери и иисуса христа

Самыми почитаемыми у православных верующих являются иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона служит как бы своего рода посредником при обращении человека к Богу, Богородице и святым. Некоторые иконы приобрели славу чудотворных, способных исцелять от недугов физических и душевных. Православная церковь признает чудотворными около тысячи икон.

  1. Немного истории
  2. Самые почитаемые иконы Божьей Матери
  3. Как молиться перед иконами

Немного истории

Иконы божией матери и иисуса христа

С древних времен сложился определенный канон, которому должны были неукоснительно иконописцы. Имена некоторых из них широко известны (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий), другие остались безымянными, но написанные ими иконы до сих пор поражают силой воздействия.

Каждая деталь на иконе имеет свое значение и должна вызывать определенные ассоциации

Так, изображение креста ассоциируется с мученическим подвигом Спасителя, указующий перст символизирует промысел Божий. Символическое значение имеет всё: композиция, позы, жесты, даже выбор цветов. Церковные каноны иконописи регламентируют каждую деталь, чтобы посыл от иконы дошел до молящихся однозначно, не допуская каких–либо еретических толкований.

Характерно, что нет икон, где Богородица была бы изображена вместе с взрослым Иисусом. Тем самым подчеркивается величие ее подвига – Матери, отдавшей своего Сына–младенца в жертву за все человечество. Иконы Богородицы и Спасителя согласно старинному обычаю должны находиться в киоте в красном углу, на который каждый вошедший в дом крестится. Этими иконами родители благословляли жениха и невесту, поэтому они получили название венчальных (парных) икон.

Самые почитаемые иконы Божьей Матери

Иконы Божьей Матери православные чтят особо. Она является их заступницей перед Господом и Своим Сыном Иисусом Христом, а на Руси считалась хранительницей и защитницей Земли Русской.

Обычно иконы Божьей Матери и Христа изображают Иисуса в виде младенца или маленького мальчика, делающего благословляющий жест, на руках у Богородицы. Некоторые самые древние иконы хранятся в музеях, но списки (копии) этих икон широко распространены, их можно увидеть в храмах и в домах верующих и даже неверующих.

Одним из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы является Владимирская икона Божией Матери, которая хранится ныне в Храме Третьяковской галереи. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перевезена в Византию, а затем в Киев, откуда в 1155 была тайно вывезена во Владимир.

Иконы божией матери и иисуса христа

Перед этой иконой веками молились, когда наступали бедствия – войны, эпидемии. Ей молятся об исцелении тела и души и о защите от зла.

Казанская икона Божией Матери, великой Заступницы России и драгоценной национальной святыни, была обретена в 1579 году, когда сама Богородица явилась во сне простой девочке Матроне и рассказала, где искать ее образ. И действительно, на месте огромного пожарища чудесным образом была обнаружена икона со свежими и яркими красками. В Москве на Красной площади был построен собор в честь Казанской иконы Богородицы.

Иконы божией матери и иисуса христа

Перед ней молились воины накануне Полтавской битвы и во время Отечественной войны 1812 года; в Великую Отечественную войну она помогала жителям блокадного Ленинграда. Известно немало случаев, когда эта икона помогала чудесным образом исцелиться, вернуть зрение, выздороветь умирающим.

Смоленская икона Божией Матери считается родовой иконой русских князей. Она носит название Одигитрия, то есть Путеводительница. Смоленская икона Божией Матери попала на Русь из Византии и спасла Смоленск в 1238 году от войск хана Батыя.

Иконы божией матери и иисуса христа

Ей молятся об исцелении от болезней, обретении мира в семье, разрешении сложных жизненных проблем.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» отличается от других изображением Христа как щита – символа защиты и победы. В летописи рассказывается удивительная история ее помощи новгородцам в 1170 году. В 1352 году она помогла сотням людей исцелиться от чумы.

Иконы божией матери и иисуса христа

Ей молятся о ниспослании мира в семье, об излечении от слепоты и других недугов.

Как молиться перед иконами

Многие считают, что к каждой иконе нужно обращаться с особой молитвой. Вот, например, молитва к Казанской иконе Божией Матери:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Однако священнослужители православной церкви считают – главное, чтобы молитва шла от чистого сердца, чтобы помыслы молящего были чисты, и чтобы он был крепок в своей вере. Тогда Пресвятая Богородица, наша заступница перед Господом, непременно исполнит просьбу.

Иконы божией матери и иисуса христа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Икона Иконография Иисуса Христа и Богородицы

Иконография Иисуса Христа и богородицы Презентация подготовлена учителем высшей категории МАОУ СОШ № 1 г. Немана Ефимчик О.Л.

Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти. — Для воинов – это символ непобедимой веры — Для страждущих – опора в надежде на окончание страданий. — Для всех верующих – настоящее окно в Царство Божие. И мы на сегодняшнем уроке попытаемся взглянуть на икону и как на удивительное произведение искусства, и как на символ любви, веры и надежды.

Иисус Христос Основные типы изображения на иконах Иисуса Христа: Богомладенец с Богоматерью Спас Еммануил Спас Вседержитель Спас Нерукотворный

Иисус Христос подлинный образ Спасителя всегда интересовал христиан. в начале IV века историк церкви Евсевию. утверждал, что образ Спасителя «не по силам человеческой живописи» и советовал вернуться к «внутреннему созерцанию».

Иисус Христос в 836 г., в послании к императору Феофилу было как бы утверждено каноническое изображение Бога в Его человеческом облике: «. благотелесный. со сдвинутыми бровями, красноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив. «.

Иисус Христос Образ Христа таким, каким мы видим его сейчас, сложился в Византии к началу IV века, ко времени правления императора Константина Великого (306-337 г.), который покровительствовал новой религии, поддерживал христианскую Церковь и перенес столицу в город Константинополь. Это так называемый исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлиненным лицом, темнорусыми волосами, небольшой бородой.

Иисус Христос Русские иконописцы, изображая Сына Божия в Его человеческом облике, пытались воссоздать Его духовную сущность, отобразить Его божественное происхождение. В иконах всегда сохраняется величавый характер образа; от Него веет строгим вдумчивым покоем, призывом к кроткому послушанию, высокой вере.

Еммануил Есть еще одна особая икона с Христом, называемая «Спас Еммануил». Огрудное или оплечное изображение Христа, но только когда он был юношей. У него еще нет ни волос, спускающихся на плечи, ни усов, ни бороды. Совершенно другое лицо. Человек, незнакомый с этим сюжетом, не догадается, что изображен Христос. Ну конечно, все «Еммануилы», будучи непохожими на взрослого Христа, похожи между собой.

Еммануил в виде отрока Еммануила в соответствии с пророчеством старшего из четырех великих пророков Израиля Исайи: «. се. Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Иммануил, иже есть сказаемо «С нами Бог»» (Ис VII, 14). Господь Еммануил Симон Ушаков, 1697 г.

Спас-Эммануил Икона из деревянного храма в Коломенском (1670). Современная икона, Афон Современная икона, Афон Современная икона, Афон Современная икона, Афон

В 13 лет по иудейской традиции мальчик становится «сыном завета». В присутствии взрослых и — обязательно — родителей он читает отрывок из Книги закона. С этого момента он считается взрослым и обязанным исполнять все заповеди. Детство — и вместе с ним неведение — кончились. Мы как раз и видим отрока Иисуса в Иерусалимском храме в возрасте 12 лет, то есть меньше чем за год до совершеннолетия. Еще Господь ничего не проповедует, потому что по возрасту не имеет на это права. Но Он «сидит посреди учителей, слушающий их и спрашивающий их» (Лк. 2: 46). Он — Слово, пришедшее в мир для избавления нас от бессловесия. От трех болезней: неразумия, похоти, стяжательства — нужно лечиться всю жизнь. Они не проходят с возрастом, как детские болезни или мечты юности. Хотя каждой из них свой возраст соответствует. И Христос, вполне здоровый и душой, и телом, неразлучный от Отца и свободный от всякого греха, именно пришел, чтобы сообщить нам, больным, Свое здоровье. И на Крест Он идет не ранее, чем пройдя все человеческие возрасты, предшествующие зрелости. Протоиерей Андрей Ткачев 04.03.2011

Иисус Христос – Добрый Пастырь так Называемый «идеальный» тип изображения Спасителя. Это юноша с пышными и длинными локонами, падающими на плечи. Во II — III веках складывается символический образ «Доброго Пастыря» — юного пастуха в короткой тунике с овцой на плечах, воплощающего Сына Божьего, посланного в мир пасти Божее стадо.

«Добрый Пастырь» Mозаика мавзолея Галлы Плацидии (середина V века, Равенна, Италия) «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Евангелие от Иоанна) «Добрый Пастырь» Mозаика церкви Сан-Аполинаре (середина V века, Равенна, Италия)

Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате (убрусе), поднесенным им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой — он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в Эдессе до 944, затем был перенесен в Константинополь.

Спас Нерукотворный Икона «Спас Нерукотворный» бывает правильной квадратной или почти квадратной формы. Фоном служит плат. На плате лицо Христа без шеи, без плеч, одно только лицо с прядями волос, более или менее симметрично расходящимися вправо и влево. Глаза иногда смотрят прямо на зрителя, иногда подняты, иногда скошены в ту или другую сторону.

Спас Нерукотворный Вообще же, поскольку на иконе нет никаких лишних деталей, но только лицо во всю доску, а на всяком лице главное, безусловно, глаза, то «Спас Нерукотворный» едва ли не самый выразительный, самый лаконичный иконописный сюжет. Недаром наши предки рисовали его на своих боевых знаменах.

Магазин на Большой Ордынке, 60/2

(495) 778-37-36, 959-12-88

Отдел продаж, Варшавское ш., 37А

(495) 721-88-58, 971-76-24

Магазин на Чайковского, 22

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо.

Главная / Холсты / Иконы Спасителя. Иконы Господа Иисуса Христа

Строгого порядка расположения икон в доме не существует. Но все же есть определенные традиции и правила, о которых мы Вам сейчас вкратце расскажем.

Правила расположения

Для святых образов отводится обособленное место, подальше от остальных экспонатов быта и интерьера (плакатов, статуэток, книг и т.п.). У такого места много названий — красный (святой) угол, киот, божница и т.д.

Иконы рекомендуется помещать в киоты, а иными словами — шкафчики, где они в меньшей степени будут подвержены эрозии и влиянию внешних факторов.

Как известно, молятся лицом на восток. Поэтому и иконы традиционно размещают на восточной стороне. Но не всегда есть такая возможность, т.к. не позволяет планировка жилого пространства. В таком разе нет ничего страшного, если вы расположите их там, где вам это будет удобно.

Порядок расположения икон

При расстановке икон необходимо придерживаться иерархического порядка. Как говорилось ранее, образам Девы Марии и Иисуса отводится главное место. Образ Христа размещается справа, Богородицы — слева (это может быть Ваш венчальный набор). Эти два образа необходимо расположить либо выше остальных икон, либо на одном уровне.

Именные иконки и образы других святых угодников можно поместить рядом с основными иконами (но не выше). И нелишним будет завершение домашней божницы православным крестом.

Иконы в разных комнатах

Церковь говорит, что можно и нужно рассредоточить иконы по разным комнатам.

В кухне уместно будет разместить изображения Спасителя. Возле обеденного стола можно повесить икону «Тайная вечеря».

В детской вешают образ Ангела-Хранителя, в большинстве случаев, или же Небесного защитника малыша, т.е. именную икону.

На входе в жилище дозволяется разместить крест или икону с изображением Покрова Пресвятой Богородицы.

В спальне также можно повесить иконы, хоть и существует мнение что этого делать нельзя. Но это не так, ведь супружеская близость не греховна. В спальне иконы нужно размещать у изголовья кровати.

А если у Вас возникли затруднения с выбором икон или дополнительные вопросы, то Вы всегда можете написать нам через форму обратной связи и мы с удовольствием Вам поможем.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом. С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.

Иконы божией матери и иисуса христа

  • Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.
  • На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
  • Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
  • Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.
  • Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос – это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.

Читайте также другие материалы о Казанской иконе Божьей матери и Дне народного единства здесь.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Восстав от гроба, Христос явился прежде всех Божией Матери

«Итак, из повествования свв. Евангелистов о воскресшем Господе видим, что первыми весть о воскресении Христовом от Ангелов получили жены — мироносицы, — что одной из них, Марии Магдалине, было и первое явление Воскресшего; при этом Евангелие совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечениям возлюбленного ученика (Иоан. 19, 26—27) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы?

Иконы божией матери и иисуса христа

Св. Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было Ангелом о воскресении Господа и — что Ей, восстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях.
Всем известен припев на 9-ой песни Пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся». Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном Богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. («и ныне») 1-ой песни: «Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла еси, Богомати всенепорочная».
В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от Гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. — Как же объяснить, что Евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Св. Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что свв. Евангелисты из земной жизни Иисуса Христа передали не всё, в виду невозможности передать всего (Иоан. 21, 25), а только то, что наиболее служило к укреплению веры в Него как Сына Божия (Иоан. 20, 30—31). С другой стороны, в Евангелиях после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (Лук. 11, 43—51; Иоан. 2, 2—5; Мф. 12, 47; Иоан. 19, 25—27), и конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому, что проникнутая в высшей степени духом смирения (Лук. 1, 48), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнию (Лук. 2, 19), и Ей не могло быть приятным её нарушение. Поэтому-то свв. Евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание.»(1)

Более того,- матерь Божия осязала воскресшего Христа, чего Господь не позволил сделать Марии Магдолине (Ин.20:17):
«Ра́дуйся, обра́дованная, я́ко прия́ла еси́ от Арха́нгела ра́дование; ра́дуйся, уте́шенная, я́ко ру́це Твои́ осяза́сте воскре́сшаго Христа́.» Икос 10 Из Акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Всецарица».

(1)- Святитель Димитрий Ростовский «Жития святых» Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 1999г. стр.492 Апрель. Явления Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении

Иконы божией матери и иисуса христа

Еще при земной жизни Христа Спасителя появился Его образ, именуемый «Спас Нерукотворный». Однажды правитель города Эдесса, Авгарь V Уккама, страдавший от болезни, услышал о чудесных исцелениях, которые совершает Христос, прислал к Нему своего слугу. Тогда Господь умыл лицо и отер его полотенцем, а на ткани остался отпечаток. Это изображение, посланное эдесскому царю, и стало первой иконой Церкви, а также послужило началом иконографического типа.

Большинство икон можно отнести к тем или иным видам, имеющим общий рисунок, который и называется иконографическим типом. Полотенце на церковнославянском языке — убрус, поэтому икона называется еще «Спас на убрусе».

История гласит, что Нерукотворный образ, установленный в каменной нише в городской стене Эдессы, со временем, когда правителем стал язычник — идолопоклонник, оказался закрытым черепицей или кирпичом. И еще одним вариантом изображения Спаса Нерукотворного стал Спас на черепице (кирпиче). В середине X века образ был перенесен в Константинополь, день его прославления — 16 августа.

Тропарь Нерукотворному Образу звучит также в праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), который связан с восстановлением иконопочитания: «Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».

К другим известным иконографическим типам Господских икон относятся:

«Спас Эммануил», где Христос изображается в виде отрока. Слово «Эммануил» означает «с нами Бог» и связано с древним пророчеством, которое исполнилось, когда Бог пришел к нам в Рождестве.

Иконы божией матери и иисуса христа

Господь Эммануил. Икона

«Спас Вседержитель» (по-гречески Пантократор), то есть Тот, Кто все содержит в Своей власти и воле. На этом древнейшем образе Господь в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Евангелие может быть открыто, и тогда на его страницах мы видим слова нашего Учителя: Аз есмь свет миру, Заповедь новую даю вам, да любите друг друга или другие Его поучения.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас Вседержитель. Икона

Пальцы благословляющей руки сложены так, что образуют монограмму имени Иисус Христос на церковнославянском языке — ІС ХС. Прямой указательный палец обозначает букву I, полусогнутый — С, скрещенные безымянный и большой — Х, полусогнутый мизинец — С. Так же именем Господним благословляет нас священник и епископ. Когда благословение звучит на богослужении, мы отвечаем на него поклоном, при личном общении складываем ладони, словно получая Божий дар, и целуем руку священнослужителя, слуги Божьего.

На иконе Господь изображается одетым в хитон царственного пурпурного цвета и в синий плащ — гиматий. Как правило, фон иконы золотой (или светлый), ведь Бог обитает в непреступном свете. На иконе всегда есть надпись, обозначающая, кого она изображает. На иконе Спасителя четыре буквы: ІС ХС, а в крещатом нимбе, окружающем голову, три греческие буквы ο ων — ОН (в греческой традиции расположенные сверху вниз, в русской — слева направо), обозначающие священное имя Сущий, которым Бог назвал Себя в Ветхом Завете. Иногда фигуру Христа окружает мандорла — многоцветный нимб, обозначающий сияние Его святости.

Иконы божией матери и иисуса христа

Христос в мандорле, несомой ангелами

Икона «Спас на Престоле» изображает Господа сидящего на Троне, а образ «Спас в Силах» являет Господа, окруженного вписанными в ромб и овал (огненное сияние) изображениями Ангельских Сил. Эта икона основана на видениях пророка Иезикииля и апостола Иоанна Богослова, а также на словах Господа о Своем Втором Пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы.

На иконе «Христос Великий Архиерей» Господь изображен в одеждах епископа, ведь Он — Первосвященник Церкви. А на иконе «Спас Царь царей» Господь в царском облачении держит в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу.

Иконы божией матери и иисуса христа

Христос Великий Архиерей. Икона

Господь пришел в мир в уничижении, скрыв Божественное величие и умалив Себя. Но все время Своей земной жизни Он оставался Царем мироздания и таким явится во Втором Пришествии.

Икона «Не рыдай Мене, Мати» изображает Господа, уснувшего смертным сном в ожидании Воскресения. Название образу дали стихи преподобного Косьмы Маиумского, звучащие в Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во Гробе… востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верую и любовию Тя величающия».

Иконы божией матери и иисуса христа

Не рыдай мене, Мати. Икона

Некоторые иконы, не являющиеся самостоятельными иконографическими типами, имеют удивительные и запоминающиеся названия: «Спас Мокрая Брада» или «Спас Ярое Око».

Икона «София Премудрость Божия» символически являет Христа в виде Ангела, ведь Писание называет Его Ангелом (Вестником) Великого Совета. Великий Совет предшествовал сотворению человека. Всеведущий Бог знал все, что будет, знал, что сотворенный Им человек подпадет под власть греха, знал (когда мы говорим о Боге, пребывающем над временем, формы прошедшего и будущего времени довольно условны), что ради спасения человека Ему Самому придется прийти на землю. В греховном мире это приведет к смерти на Кресте. И Предвечный Совет определяет Воплощение и спасение еще прежде создания мира, а Христос его возвещает и являет.

Иконы божией матери и иисуса христа

София Премудрость Божия. Икона

Из книги протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение» .

Представить духовную жизнь христианина без икон невозможно. Перед ними он молится в храмах и дома, стремясь пополнять свой красный угол новыми святыми образами. Они не только вдохновляют человека, но и позволяют ему настроиться на разговор с Всевышним, почувствовать уверенность в том, что его обращение услышано, а просимое по Его любви и милосердию будет исполнено. Иконы с древних времен являлись своеобразной формой богословия, развивавшейся стремительно не случайно, ведь только она понятна всем без исключения христианам, независимо от того, какой язык и культура являются для них родными. Описание всех икон с изображением Господа Бога — Иисуса Христа.

Православное иконографическое искусство богато на разнообразные вариации изображения Иисуса Христа. Наиболее распространенными иконографическими типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный. Известно множество чудотворных ликов, некоторые из них располагаются в монастырских обителях, соборах, храмах России, Украины, Греции.

Какие образы можно встретить, их отличительные качества

Менее распространенными ликами являются: Царь Славы, Царь Царем, Христос Халки, Агней Божий, Всевидящее око, Добрый пастырь, Единородный Сыне и слове Божий, Недреманное око.

Удалось ли запечатлеть правильный и настоящий образ Иисуса Христа, чтобы Его изображать и почитать это изображение священным? Разночтение на иконах свидетельствует о том, что такого настоящего образа Христа не было и нет.

Иконы божией матери и иисуса христа

Ученики Христа были евреями и им бы и в голову не пришло делать изображение Иисуса и поклоняться перед ним. Нет ни единого намека на это ни в одном Евангелии и ни в одном послании Апостолов. Ну а если не было при жизни Иисуса Его изображения, то люди, жившие через несколько поколений никак не могли Его правильно изобразить.

Богу было угодно скрыть от глаз людей телесный вид Христа, чтобы они не делали кумиров из Его изображений и не поклонялись им. Однако, люди таки нарушили это предписание Библии и сделали просто разные, совсем даже не похожие образы Христа и поклоняются им, считая, что через них подается благодать Божья.

Смотрите на разные образы и судите сами! Обратите внимание на разные брови (круглые, прямые), разные губы, разный овал головы, разный разрез и даже цвет глаз. Где правильный образ Христа? Его нет! А художники выдумали и выдумывают Его образ сами по себе, как говорят, кто на что горазд.

Икона Спасителя на заказ – исток зарождения иконописания

Иконы божией матери и иисуса христа

Иконы Христа Спасителя занимают главное место в православном храме и в доме каждого верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописи, собственно и само иконописание началось с необходимости запечатлеть образ Христа.

Сегодня, когда купить икону Спасителя может любой чувствующий такую духовную потребность человек, мало кто думает о том, какие трудности стояли перед первыми иконописцами. Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный Человек — Богочеловек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона Спасителя Иисуса Христа— это ни в коем случае не портрет Христа в привычном нам современном понимании портрета. Икона Христа Спасителя — это его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит).

Икона спасителя: эволюция и канонизация образа

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе в 682 г. эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения для икон Христа Спасителя исторический тип Христа — человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле. Так приблизительно в IV веке в иконописи был выработан специальный канон изображения Богочеловека, который мы привыкли видеть на иконах Спасителя Иисуса Христа.

Образ Господа нашего Иисуса Христа – особенности иконографии

Иконы божией матери и иисуса христа

Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа — на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий — Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) — знак царского достоинства.

Иконы Христа Спасителя не допускают вольности и могут:

  • Изображать только канонический лик Иисуса Христа
  • Представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
  • Изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас Нерукотворный

Один из самых чтимых образов Иисуса Христа на Руси, пришедший из Византии: это лик Спасителя, запечатлевшийся, согласно легенде, на полотенце-«убрусе» и на глиняной доске – черепице, под которой древние христиане прятали святыню с ликом Христа.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас Эммануил

Образ Христа в детском или отроческом возрасте.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас Вседержитель или Панктократор

Основной тип икон Христа, представляющий Его как Господа и Спасителя.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия)

Образ Христа до Воплощения в виде Ангела Великого Совета: Спаситель изображается с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами, руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас На Престоле

Представляет Христа как царя и судию, престол — символ царственной славы Спасителя, часто рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Иконы божией матери и иисуса христа

Спас Ветхий Денми

редкий образ Христа, встречающийся чаще в составе композиций и представляющий Христа с седыми волосами, как старца, что символизирует Его Божественную полноту и предвечность.

Ссылка на основную публикацию