Описание Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца в г. Великий Новгород
На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384),(Знаменская улица 31/3). Две придельные церкви — апостола Филиппа и Николая Чудотворца, над каждой из которых возвышается большой, крытый лемехом (деревянными плашками) купол, появились в 1527 году. Еще позже, в 17 веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей.
В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной — именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.
Паломнические поездки к Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца в г. Великий Новгород
Карта и ближайшие объекты
- Яндекс-карты
- Google maps
- OpenStreetMap
- Wikimapia
- 2Gis Карты
- Bing maps
- дороги
- спутник
- гибрид
Статьи
Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца — две в одной, что для Новгорода нехарактерно. В нынешнем виде построены в 1527-1528 г. — Филипповская для боярских семей Новгорода, а Никольская — для жителей близлежащих деревень. После чумы 1607 г. приходы объединили и служили в храмах по очереди. До недавнего времени данный храм был единственным в Новгороде действующим храмом. Ныне действуют.
Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца построены в 1527 -1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами, им помогали жители Нутной и Бордовой улиц. Новые церкви располагались на месте разобранной церкви 14 века. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1899 году церковь Николы Чудотворца была почти полностью разобрана, сохранились лишь западная стена, следы на смежной стене церкви Филиппа Апостола и остатки фундаментов. В 1978 г. по проекту Н.Н. Кузьминой началось восстановление той уникальной для всего древнерусского зодчества постройки типа сдвоенных с бесстолпной конструкцией и необычным количеством главок — всего четыре. В настоящее время памятник зрдчества восстановлен в формах 16 века с сохранением западной паперти и колокольни 18 века. Церкви равны по высоте, но различны по площади, апсида одна — у церкви Филиппа Апостола, подцерковье и хоры общие. Завершается сооружение двумя большими и двумя малыми главками.
По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.
На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384),(Знаменская улица 31/3). Две придельные церкви — апостола Филиппа и Николая Чудотворца, над каждой из которых возвышается большой, крытый лемехом (деревянными плашками) купол, появились в 1527 году. Еще позже, в 17 веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей. В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной — именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.
Великий Новгорд и его окресности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002.
Первая каменная церковь выстроена в 1383-1384 гг. посадниками Родиславом Даниловичем, Устином и Филиппом. Однако, в 1526 году церковь была заново перестроена. Первоначально это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. С северной стороны к церкви Филиппа примыкала Никольская церковь.
В 1608 году два прихода сливаются в один. В 1659-1660 гг. Никольская церковь становится трехэтажной. В XVIII веке производится капитальная перестройка — Никольская церковь становится двухэтажной и преобразуется в придел. Одновременно возводится колокольня, которая примыкает к северо-западному углу Николаевского придела.
В XIX веке церковь Филиппа с приделами подвергается ремонту. С запада к двухэтажной паперти пристраивается каменное крыльцо. В начале XX века северный Никольский придел прекратил свое существование. В 1962 году, в связи с переводом церкви Филиппа в действующую, в ней проводились исследовательские и реставрационные работы: раскрыты и восстановлены первоначальные порталы подцерковья. В 1969-1970 гг. проводились обмеры и исследования памятника, из-под завалов раскрыты остатки стен Никольской церкви, составлен проект реставрации. Несмотря на перестройку, церковь Филиппа сохранила свой древний квадрат с одной апсидой в плане и на значительную высоту свои древние каменные стены. Самое необычное в том, что две церкви находятся под одной крышей.
Это единственное в Новгороде архитектурное сооружение типа «сдвоенные» церкви, история которого уходит вглубь веков.
Церкви Апостола Филиппа и Святого Николая Чудотворца построены в 1526 г. содружеством новгородских и московских купцов на месте разобранной ветхой церкви XIV в. На месте первой церкви стоявшей здесь с 1384 г. построили церковь во имя Апостола Филиппа, а вторую, в честь Николая Чудотворца, пристроили к ней вплотную.
Церкви относятся к типу уникальных для всего древнерусского зодчества сдвоенных построек в одном архитектурном объёме с необычным количеством глав — всего четыре: две маленькие, две большие. Церкви равны по высоте, но различны по площади. Подцерковье и хоры общие. В XVII в. к комплексу была добавлена невысокая шатровая колокольня.
Внутри хранятся иконы старого письма Святителя Николая Чудотворца, Апостола Филиппа и чудотворная икона Святого Пантелеймона — одна из самых важных святынь города. До революции здесь были мощи святого Никиты — одного из правителей Новгорода XI в., потом их перенесли в Софийский собор.
В XX в. на протяжении 30 лет церковь Апостола Филиппа оставалась кафедральным и единственным действующим храмом в Новгороде.
Церкви восстановлены по проекту выдающегося архитектора-реставратора Н. Кузьминой.
- Телефон: +7 (8162) 63-07-91; +7 (8162) 63-55-59
- Адрес где находится: Великий Новгород Никольская, 34
- Режим работы: Пн:07:30-19:00; Вт:07:30-19:00; Ср:07:30-19:00; Чт:07:30-19:00; Пт:07:30-19:00; Сб:07:30-19:00; Вс:07:30-19:00
В городе Великий Новгород есть различные открытые религиозные организации. Одна из таких — это «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца» по адресу Никольская, 34.
Расписание богослужений
Тех кто хочет посетить «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца» в городе Великий Новгород по адресу Никольская, 34, больше всего интересует расписание богослужений. Это вы можете узнать несколькими способами:
- Через официальную группу в социальных сетях;
- посетив лично;
- по номеру телефона +7 (8162) 63-07-91;+7 (8162) 63-55-59;
- на официальном сайте «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца».
Короткая информация о компании:
- Юридическое лицо:
- Рейтинг: 5 (из 5)
- Раздел: Культура / Искусство / Религия->Религия
- Короткое описание:
- Способы оплаты:
- Почтовый индекс: 173000
Чтобы узнать расписание богослужений, перейдите на официальный сайт по ссылке или позвоните по номеру телефона «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца» +7 (8162) 63-07-91;+7 (8162) 63-55-59. Вам подскажут в какое время лучше прийти и ответят на другие интересующие вопросы.
На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384),(Знаменская улица 31/3). Две придельные церкви — апостола Филиппа и Николая Чудотворца, над каждой из которых возвышается большой, крытый лемехом (деревянными плашками) купол, появились в 1527 году. Еще позже, в 17 веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей.
В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной — именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.
в Новгороде, на Софийской стороне в Неревском конце, на берегу р. Волхов.
Мон-рь основан в нач. XIV в. Согласно НПЛ, в 1312 г. Новгородский архиеп. Давид заложил каменную ц. свт. Николая Чудотворца на «своем дворище», т. е. принадлежавшем ему пустующем дворе. Когда в 1313 г. храм был построен и освящен, архиепископ «чернеци совокупи», устроил при нем мон-рь. В 1458 г. на Новгородскую кафедру был избран по жребию игумен Б. м. свт. Иона. В НПЛ подчеркивается, что архиеп. Иона пользовался уважением у новгородцев, к-рые собрались в обитель, чтобы приветствовать новопоставленного святителя. В результате пожара в 1463 г. «выгорела половина святого Николы», т. е. половина мон-ря, в огне расплавились 2 «чюдных» колокола. Вместо сгоревших по распоряжению архиеп. Ионы на «Десятине» (т. е. в Десятинном мон-ре) отлили 2 новых колокола.
В XIV-XV вв. Б. м. входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских обителей. По мнению В. Л. Янина, он был кончанским и находился под патронатом Неревского конца города. Не случайно поэтому после присоединения Новгорода к Москве его земельные владения, как и др. кончанских мон-рей, в первую очередь подверглись конфискации, было изъято в казну 156 обжей земли. В XVI в. Б. м. получил новые пожалования от московских царей. Грамотой Феодора Иоанновича обители передавались в безоброчное владение пустые дворовые места в Кожевниках (район города близ мон-ря). Грамота упоминает о 3 монастырских храмах: свт. Николая Чудотворца с придельной ц. ап. Петра и Павла, надвратной («на сенях») ц. прор. Илии (построена в 1521 игум. Илией Цветным).
Со времени основания Б. м. оставался особножитным. После 1528 г., когда архиеп. Новгородский свт. Макарий ввел в новгородских обителях общежительный устав, Б. м., в числе немногих, его не принял. Только в 1552 г. по указу еп. Новгородского свт. Пимена (Чёрного) в мон-ре впервые было введено общежитие. Но в писцовой книге кон. XVI в. Б. м. вновь назван «особным», там же упомянуты 2 отдельно стоящие каменные церкви: Илии пророка и свт. Николая Чудотворца с приделом ап. Петра и Павла.
После разгрома Новгорода шведами в нач. XVII в. храмы Б. м. были разграблены и оставлены без кровель. Согласно описи Новгорода 1615 г., теплая ц. прор. Илии существовала при трапезной палате. Вероятно, она была построена после введения в мон-ре общежительного устава, т. е. после 1552 г. Одноименная надвратная Ильинская ц. XV в. к тому времени была утрачена. В пожаре 1672 г. сгорели кровля и главы Никольской ц. и придела ап. Петра и Павла, а также деревянные трапеза у придела и паперть у главного храма.
В 1675 г. Б. м. назван среди степенных новгородских обителей, игумены к-рых заседают выше протопопов Софийского, Знаменского и Никольского. В 1685 г. Б. м. приписали к Дому св. Софии и учредили при нем общественную больницу. К 1749 г. за Б. м. числилось 328 крепостных крестьян. Указом Синода в 1750 г. при Б. м. была организована рус. школа для обучения детей «книгочтению, также чистому и искусному уставом и скоростью письму и церковному пению». Школу предполагалось содержать за счет доходов 3 приписных к архиерейскому дому мон-рей, в т. ч. и Б. м.
В 1764 г. Б. м. был упразднен. По описи 1768 г. в нем значились 2 каменные церкви — свт. Николая Чудотворца и прор. Илии, деревянные настоятельские покои и братские кельи, пивоварня, баня, вновь выстроенный для Великолужского полка лазарет и др. постройки. Ц. прор. Илии, вероятно, вскоре была разобрана, Никольская ц., обращенная в приходскую, приписана к Зверину мон-рю. По сведениям архим. Макария (Миролюбова), в сер. XIX в. в Никольской ц. хранились списки древних икон из Софийского собора, в т. ч. чудотворной иконы свт. Николая из Николо-Дворищенского собора.
Единственная сохранившаяся до наст. времени от монастырского комплекса т. н. ц. Николы Белого находится в Неревском конце Новгорода в 250 м к северу от вала Окольного города. В годы Великой Отечественной войны ц. Николы Белого была сильно повреждена, после восстановления в ней находился склад. В 1963/64 г. под рук. НСНРПМ были осуществлены научно-исследовательские работы и произведена частичная реставрация памятника, подтвердившие летописную запись о возведении храма в 1312-1313 гг. и позволившие выявить основные этапы перестроек, выполнить его графическую реконструкцию на XIV в.
Первоначально храм представлял собой четырехстолпную крестово-купольную постройку с восьмискатным завершением и одной главой. С запада к основному объему примыкала небольшая каменная паперть, впосл. разобранная. Фасады разделялись на 3 прясла лопатками, стянутыми в верхней части многолопастными арками. Стены прорезали оконные проемы 3 типов, 2 из к-рых имели стрельчатую форму. Квадратные в плане столпы поддерживали своды, в зап. части храма во 2-м ярусе были устроены угловые замкнутые камеры и деревянные хоры. Во 2-й пол. XV — нач. XVI в. (датировка Г. М. Штендера) к Никольской ц. с сев. стороны был пристроен каменный придел ап. Петра и Павла. К XVI-XVII вв. относится устройство новых сводов, барабана, главы, а также восьмискатного покрытия, аналогичного первоначальному. В XVII в. к приделу пристраивается каменная паперть вместо деревянной, сгоревшей в 1672 г. Сер. XIX в. датируется последняя капитальная перестройка здания: растеска оконных проемов, надкладка стен и устройство вальмовой кровли на основном объеме, возведение апсиды придела, оформление фасадов придела и паперти, сооружение каменного крыльца.
В процессе реставрационных работ в Никольской ц. были восстановлены первоначальные оконные проемы и восьмискатное завершение. Своды, барабан и глава оставлены в формах XVI в., придел и притвор — XIX в. Памятник нач. XIV в. обладает рядом особенностей, впервые примененных новгородскими строителями. Это многолопастная арка, венчающая фасады, восьмискатное покрытие, многообразные стрельчатые формы (оконных проемов, порталов, ниш в аркасолиях), свидетельствующие о влиянии романо-готических традиций.
Никольский собор — основное и одновременно самое древнее сооружение в архитектурном ансамбле Ярославова Дворища. Собор освятили в честь Святого Николая Чудотворца. Долгое время эта постройка служила в качестве княжеского дворцового храма. В 1992 году собор был внесён в список ЮНЕСКО.
Новгородский Никольский собор, по возрасту уступает только Софийскому собору, находящемуся на территории Новгородского Кремля, самому древнему сохранившемуся в России храму, построенному в 45 году XI века.
Только в Никольском соборе Великого Новгорода не разобрали древний иконостас, и он дошёл до современности, хотя некоторые детали, к сожалению, были утеряны.
Он также является первым каменным сооружением в Ярославовом Дворище. Сегодня находясь в этом храме турист может посмотреть на многочисленные фрагменты изначальной живописи XII века, сохранившейся в интерьере храма, среди которых «Страшный суд», «Иов на гноище», фресковые орнаменты и др. Большая часть экспонатов в соборе относится к XIX веку.
Согласно первой Новгородской летописи заложил Никольский собор князь Мстислав Владимирович Великий (1076–1133) в 1113 году, в честь одержанной победы «на Бору» над Чудью. Освятили храм только через 23 года, в декабре 1136 года.
Вскоре, после возведения, собор расписали фресками. Их фрагменты сохранились в алтарной части. Орнаментальные росписи можно увидеть и в заложенных проёмах окон северной и южной стороны.
Пристройки к собору соорудили в XIV и в XVII веках. Позже их разобрали и на их месте, появились сначала в 09 году XIX века западная пристройка, потом в 22 году XIX века — северная.
За время существования собора у него было 6 приделов. Первый Георгия Победоносца устроили в 1149 году. В 1529 г. освятили два придела на хорах: Зачатие Анны и Вознесение Господне. В 1536 г. в притворе северной стороны, отмечено устройство придела Варлаама Хутынского. Придел преподобной мученицы Евдокии освятили в 1627 году. На начало XVIII века приходится появление придела Девяти Мучеников Кизических, в западном притворе.
Судя по данным летописи, собор с 1152 по 1709 год неоднократно горел — что привело к возникновению различных подновлений и перестроек.
По художественным особенностям и типу Никольский собор относится к большим соборным храмам XII века. Плановое решение строения относят к архитектурным традициям Киева. Архитектура памятника во многом повлияла на формирование следующих культовых сооружений Великого Новгорода.
Во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками собор использовался как казарма, вследствие чего сильно пострадал. В 1945 году он был передан во владение Русской православной церкви. В 50-х XX века его восстановили.
Как действующий собор, он был упразднён в 1962 году. В тот же год его передали в пользование Новгородскому музею, а уже в 1963 году в нём открылась экспозиция научно-атеистического отдела при Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
В день 1140-летия Великого Новгорода, в 1999 году, Никольский собор предстал во всей своей красе. В ходе реставрационных работ шедевр древнерусской архитектуры XII столетия спасли от разрушения. Кроме всего, с него удалили налёт времени, и уникальный храм вновь приобрёл свои первоначальные формы.
В мае 2013 года в храме открылись различные выставки, приуроченные к празднованию 900-летию храма.
Смотреть церковь на карте под № 1
Одна из древних – домонгольских – церквей Новгородчины — храм Николы на Липне, 1292 года постройки. До которой можно добраться только по воде или по льду. Потому что стоит эта церковь на отдаленном острове в устье реки Мсты, впадающей в озеро Ильмень.
Наняв в Новгороде на лодочной станции человека, назвавшегося Петровичем, мы на его небольшой моторке вышли в Волхов.
Мимо великолепного ансамбля Юрьевского монастыря…
Мимо величественной руины законсервированного после войны храма на Рюриковом городище…
Мимо заброшенных гигантских опор несостоявшегося моста несостоявшейся железной дороги…
Наконец мы вышли в Ильмень. Тут вода была совсем не такой спокойной, как в неспешном Волхове. Небольшая легкая моторка прыгала на разгулявшихся волнах, как на хороших кочках, и после поездки я, торчавшая всю дорогу из люка на носу лодки, была вся в синяках. Но жалеть о поездке не пришлось ни в коем случае — наоборот, от бешеной скорости и летящего в лицо влажного ветра хотелось подвывать от восторга (что я, признаюсь, и делала, благо за шумом мотора ничего не было слышно).
На Ильмене я не фотографировала. Точнее, попыталась один раз, получила при прыжке на очередной волне тяжелым фотоаппаратом по носу и успокоилась. Зато когда мы вошли на тихую воду Гнилки, и впереди показался Никола, я упущенное наверстала.
Церковь Николы на Липне, в устье реки Мсты, — это все, что осталось от древнего Липенского монастыря. Она была заложена при новгородском архиепископе Клименте, по его заказу, и строилась по новой для того времени технике — не из плинфы с камнем, а из волховской плиты на растворе извести с песком. Как видите — техника себя оправдала.
Исследований об этой церкви можно найти множество — это один из самых изученных новгородских памятников, даром что до нее добраться так непросто.
Монастырь просуществовал здесь с 1110-х годов и аж до середины XVIII века. После он был упразднен, постройки постепенно разобрали, и осталась одна Никольская церковь, заброшенная, пришедшая в запустение. Удивительно, что до самой войны в ней сохранялись росписи — ровесники церкви… Под поздней масляной записью, конечно.
Увы — сейчас древних фресок нет. Во время войны со стороны Юрьева монастыря, занятого фашистами, по церкви била артиллерийская батарея. Никольская церковь лишилась купола и кровли, устояли только на диво крепко сделанные стены. После войны храм восстановили.
Сейчас он не такой заброшенный, как прежде. При храме живет семья сторожа. Живут практически в старинных условиях — никакого вам электричества, водопровода и т.п. В Новгород ездят на моторке. Собака у них, говорят, злая, но ее привязывают.
Возвращались мы с некоторым сожалением — наверное, здорово было бы пожить там, на острове, немного… Дорога обратно уже показалась совсем не страшной, хотя волны были такими же, и кажется, мы даже пару раз рисковали перевернуться. Но вот впереди показался великолепный новгородский Детинец, напоминая о том, что нам есть еще на что посмотреть и в самом городе.
Хозяин лодки с сомнением спросил — неужели поездка и вправду так понравилась. Но, видимо, поверил, что правда.
Великий Новгород, увиденный с воды, как-то особенно соответствует своему старинному прозванию — «Господин Великий Новгород». Действительно, господин. Действительно — Великий… И совершенно неисчерпаемый. Как сам город, так и его окрестности.
Как добраться: в Новгороде нужно доехать или дойти до лодочной станции на Торговой стороне, она находится прямо за гостиницей “Россия”. Там частным порядком нанять лодку, местные владельцы вас за умеренную сумму довезут и все покажут. Другой вариант – можно попробовать найти организованную экскурсию на причале у Детинца – возят также частники, расписания нет.
Пару лет назад довелось побывать в одной деревеньке , там и была обнаружена развалившаяся деревянная церковь.
Стоит она в двухстах метрах от дороги , на небольшом холме , который сильно выделяется среди ровного , болотистого ландшафта . Но с дороги ее заметить довольно-таки трудно, так -как сама церковь окружена еловыми и лиственными высоченными деревьями. Вокруг самой церкви , как водится , деревенский погост.
И так , заходим во внутрь.
Много разных надписей. Самое старое из нами найденных 1932 года. Все конечно не влезут. Но было интересно почитать.
И вот что удалось найти про эту церковь в интернете :
Деревня Горнецкое расположена к югу от райцентра Малая Вишера и удалена от него на 20 км, от Дворищ удалена на 9 км и расположена к северу от Дворищ. Название села Горнецкое объясняет – горам конец или гор нет.
В селе сохранилась церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1867 г. Церковь деревянная, ее украшали 7 колоколов, 6 маленьких и один большой. Говорят, когда звонил большой – было слышно в Новгороде.
Церковь была закрыта в 1937 г., диакон церкви Александр Иванович Братолюбов (1888 г. р.) был приговорен 14.03.1938 года к расстрелу. В 1939 году колокола увезли на переплавку. А когда снимали большой, уронили его и он разбился.
Была еще староверская церковь, построенная в 1880 г. В 1932 г. ее сдали под школу.
Есть часовня святых мучеников Фрола и Лавра, покровителей лошадей, построенная в 1906 году.
Была песня: «Как на Кивяги горы — Есть со камень со крестом — Вы не троньте этот камень — Пусть лежит он со Христом». На камне крест, след руки и ноги. В писцовых книгах упоминается: «Был монастырь Горнецкий Спасский».
Живет в деревне легенда ли, быль ли, что во время войны произошло такое событие. В церкви был размещен взвод солдат. Кому-то вздумалось пострелять в настенные росписи. После этого по ночам к ним стал приходить какой-то святой в образе старичка и велел солдатам покинуть храм, что они и сделали. Со страхом покинули солдаты деревню, а может просто был приказ поменять дислокации. Однако пулевые отметины на ликах святых сохранились и по сей день.
В Горнецком праздновали Николин день – престольный праздник Николая Чудотворца весной 22 мая и зимой 19 декабря. И были «заветные» праздники «Кирика и Улита» 28 июля и Фрола и Лавра 31 августа. Фрол и Лавр считались покровителями лошадей. В эти дни священник ходил по дворам и святил их. В церкви была служба. В праздники, особенно в Николу, приезжали люди из соседних деревень.
Описание
В 250 м к северу от вала Окольного города на берегу Волхова, в древности стоял Николо-Бельский мужской монастырь. Он возник на территории собственного «дворища» архиепископа Давида, пожертвованного им для устройства монастыря. По его инициативе в 1312 г. закладывается каменная церковь Николая Чудотворца или по-другому Николы-Белого. В 1313 г. строительство храма было завершено, и он был освящен. Тогда же архиепископ «чернеци совокупи», т. е. устроил монастырь.
Много испытаний выпало на долю монастыря. В 1386 он горел вместе с другими новгородскими монастырями при приближении к Новгороду войск Дмитрия Донского. В 1463 монастырь сильно пострадал от пожара – «выгорела половина св. Николы», т. е. полмонастыря. Расплавились от огня два «чюдных колокола». Впоследствии он много претерпел от шведских завоевателей.
В XIV-XV вв. Николо–Бельский монастырь входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей. После присоединения Новгорода к Москве (1478) земельные владения монастыря подверглись значительной конфискации.
В 1611-1617 г.г. во время шведского нашествия монастырь сильно пострадал. «…а в нём ц. Николая Чудотворца и трапеза камены разорены, келей и огорады нет … А старцев и слуг того монастыря нет ни единого человека». Постройки стояли без кровель, а внутреннее убранство было разграблено.
В 1623 году царь Михаил Федорович велел старцу Зосиме возобновить Бело-Никольский монастырь и собрать в него братию. Год спустя царской грамотой были подтверждены все прежние права монастыря на вотчины и угодья.
Долгое время Николо-Бельский монастырь оставался особножитным (тип монастыря, предполагающий даже в большом обществе отдельную жизнь каждого монаха), хотя с 1528 года повсеместно в новгородских монастырях был введён общежительный устав (согласно ему вся братия монастыря объединялась в единстве быта, общности имущества).
По данным 1749 г. за Николо–Бельским монастырём числилось 328 душ крепостных крестьян. В этот период в обители уже не было монахов, всеми хозяйственными делами управлял настоятель в чине строителя. На пропитании находились отставные военные. По указу Святого Синода в 1750 г. при монастыре была организована т. н. «Русская школа» для обучения детей священно- и церковнослужителей, не способных учиться в духовной семинарии. Программой школы предусматривалось научить детей «книгочтению, так же чистому и искусному уставом и скорописью писму и церковному пению. ». Школу предполагалось содержать за счет доходов трёх приписных к Архиерейскому дому монастырей, в т. ч. Николо-Бельского.
В 1764 обитель была упразднена. По Описи 1768 здесь значились две каменные церкви (Николая Чудотворца и Ильи Пророка), деревянные настоятельские и братские кельи, пивоварня, баня, вновь выстроенный для Великолуцкого полка лазарет и др. постройки. Ц. Ильи Пророка к этому времени была упразднена и вскоре, вероятно, разобрана. Приходский храм Николая Чудотворца был приписан к Зверину монастырю, что поблизости, и закрыт после 1917 года.
Сейчас центр народного творчества
Николо-Бельский монастырь в Великом Новгороде — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Новгородской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.
Кирпичная четырёхстолпная одноглавая одноапсидная церковь с восьмискатным покрытием и подцерковьем. Сооружена в 1312-1313 архиеп. Давидом, ныне существующие своды и глава сооружены в XVII в. Северный придел Петра и Павла пристроен во 2-й пол. XVI в., его трапезная в 1672. В 1840-1860-х устроена кровля на четыре ската, переделан декор. С 1772 приписана к Зверину монастырю, закрыта не позже 1930-х. Реставрировалась в нач. 1960-х и сер. 2000-х.
В честь этого святого написано огромное количество икон. Мы расскажем о трех самых древних новгородских иконах Николая Чудотворца, которые не только прославились чудесами, послужили источником для новгородской летописи, но и выразили представление новгородцев об образе святителя.
Первая новгородская икона святителя Николая, о которой мы расскажем, относится к одним из самых ранних образов святого, появившихся на Новгородчине. Икона круглой формы с поясным изображением Николая Чудотворца, происходящая из Никольского собора на Ярославовом дворище — это один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в построенный в честь этого события Никольский собор на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают, что икона, как и говорит предание, могла быть привезена около 1113 года (год закладки Никольского собора). Сейчас икона находится в собрании Новгородского музея-заповедника.
«Никола Дворищский» XII век, Новгород. Новгородский музей-заповедник
Самым ранним из точно датированных произведений древнерусской живописи является одна из почитаемых новгородских икон – образ святителя Николы с избранными святыми на полях. Она была написана в 1294 году для построенной незадолго до этого (1292 год) церкви Николы на Липне. Много веков она была храмовой иконой. Икона примечательна тем, что на ней сохранилась упоминание имени художника – Алекса Петров – что делает ее, по словам советского историка и искусствоведа Виктора Лазарева, совершенно уникальным памятником. Вторая отличительная особенность иконы, делающая ее уникальной, это крестчатый гиматий Христа, Который находится справа от святителя. В искусстве византийского круга какие-либо изображения и украшения на одеждах Христа очень редки. В русском искусстве XIII века единственный подобный пример представляет икона «Спас Златые власы» в Московском Кремле, с золотыми узорами на одеянии.
Главным источник сведений об обстоятельствах создания произведения – ктиторская надпись, расположенная в нижней части образа, надпись привлекала внимание исследователей еще в середине XIX века. Тогда же было высказано предположение о том, что икона была использована в качестве одного из источников новгородской Третьей летописи. Икона была поновлена в 1556 году по повелению игумена монастыря Антония. После запустения Липенского монастыря икона в 1798 году была перемещена в Сковородский монастырь. Из него в 1921 году поступила в Новгородский музей-заповедник.
«Никола Липенский» XIII век, Новгород. Новгородский музей-заповедник
В новгородском Духовом монастыре, который известен по летописным данным с 1162 года, когда-то находился образ Николая Чудотворца. До раскрытия икона датировалась 1500 годом из-за надписи XVIII века, выполненной при поновлении иконы: «…от воплощения Бога Слова 1500 написан сей образ святого великого святителя Николая Мирликийского Чудотворца, взят сей образ из Диких пол…» . После раскрытия икону вначале датировали XII веком. Затем искусствоведы Виктор Лазарев и Галина Колпакова датировали образ серединой XIII века.
В документах конца XVI века в Духовом монастыре упоминается то церковь святителя Николая, то Никольский придел при церкви святой Троицы. Учитывая довольно большой размер иконы и ее представительность, можно предположить, что это был храмовый образ. Хотя монастырь, где икона была найдена, и не играл выдающейся роли в истории новгородской культуры, но высокие художественные достоинства этого образа свидетельствуют о его принадлежности кисти серьезного мастера. В образе святого художник сделал акцент прежде всего на его роли «правила веры» и «воздержания учителя». Лик святителя Николая на иконе достаточно суров и неприступен, и такая трактовка образа святого вполне соответствует новгородскому идеалу, замечательно сформулированному советским искусствоведом Игорем Грабарем в следующих словах: «Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». В 1920-е годы икона из Духова монастыря поступила в собрание Новгородского музея-заповедника. В 1933 году образ был отправлен в Русский музей.
Икона Николы из Свято-Духова монастыря, XIII век, Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург