Церковь николая чудотворца великий новгород

Описание Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца в г. Великий Новгород

На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384),(Знаменская улица 31/3). Две придельные церкви — апостола Филиппа и Николая Чудотворца, над каждой из которых возвышается большой, крытый лемехом (деревянными плашками) купол, появились в 1527 году. Еще позже, в 17 веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей.

Церковь николая чудотворца великий новгород

В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной — именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.

Паломнические поездки к Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца в г. Великий Новгород

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца — две в одной, что для Новгорода нехарактерно. В нынешнем виде построены в 1527-1528 г. — Филипповская для боярских семей Новгорода, а Никольская — для жителей близлежащих деревень. После чумы 1607 г. приходы объединили и служили в храмах по очереди. До недавнего времени данный храм был единственным в Новгороде действующим храмом. Ныне действуют.

Церкви Филиппа Апостола и Николы Чудотворца построены в 1527 -1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами, им помогали жители Нутной и Бордовой улиц. Новые церкви располагались на месте разобранной церкви 14 века. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1899 году церковь Николы Чудотворца была почти полностью разобрана, сохранились лишь западная стена, следы на смежной стене церкви Филиппа Апостола и остатки фундаментов. В 1978 г. по проекту Н.Н. Кузьминой началось восстановление той уникальной для всего древнерусского зодчества постройки типа сдвоенных с бесстолпной конструкцией и необычным количеством главок — всего четыре. В настоящее время памятник зрдчества восстановлен в формах 16 века с сохранением западной паперти и колокольни 18 века. Церкви равны по высоте, но различны по площади, апсида одна — у церкви Филиппа Апостола, подцерковье и хоры общие. Завершается сооружение двумя большими и двумя малыми главками.

По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.

На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384),(Знаменская улица 31/3). Две придельные церкви — апостола Филиппа и Николая Чудотворца, над каждой из которых возвышается большой, крытый лемехом (деревянными плашками) купол, появились в 1527 году. Еще позже, в 17 веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей. В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной — именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.

Великий Новгорд и его окресности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002.

Первая каменная церковь выстроена в 1383-1384 гг. посадниками Родиславом Даниловичем, Устином и Филиппом. Однако, в 1526 году церковь была заново перестроена. Первоначально это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. С северной стороны к церкви Филиппа примыкала Никольская церковь.

В 1608 году два прихода сливаются в один. В 1659-1660 гг. Никольская церковь становится трехэтажной. В XVIII веке производится капитальная перестройка — Никольская церковь становится двухэтажной и преобразуется в придел. Одновременно возводится колокольня, которая примыкает к северо-западному углу Николаевского придела.

В XIX веке церковь Филиппа с приделами подвергается ремонту. С запада к двухэтажной паперти пристраивается каменное крыльцо. В начале XX века северный Никольский придел прекратил свое существование. В 1962 году, в связи с переводом церкви Филиппа в действующую, в ней проводились исследовательские и реставрационные работы: раскрыты и восстановлены первоначальные порталы подцерковья. В 1969-1970 гг. проводились обмеры и исследования памятника, из-под завалов раскрыты остатки стен Никольской церкви, составлен проект реставрации. Несмотря на перестройку, церковь Филиппа сохранила свой древний квадрат с одной апсидой в плане и на значительную высоту свои древние каменные стены. Самое необычное в том, что две церкви находятся под одной крышей.

Это единственное в Новгороде архитектурное сооружение типа «сдвоенные» церкви, история которого уходит вглубь веков.

Церкви Апостола Филиппа и Святого Николая Чудотворца построены в 1526 г. содружеством новгородских и московских купцов на месте разобранной ветхой церкви XIV в. На месте первой церкви стоявшей здесь с 1384 г. построили церковь во имя Апостола Филиппа, а вторую, в честь Николая Чудотворца, пристроили к ней вплотную.

Церкви относятся к типу уникальных для всего древнерусского зодчества сдвоенных построек в одном архитектурном объёме с необычным количеством глав — всего четыре: две маленькие, две большие. Церкви равны по высоте, но различны по площади. Подцерковье и хоры общие. В XVII в. к комплексу была добавлена невысокая шатровая колокольня.

Внутри хранятся иконы старого письма Святителя Николая Чудотворца, Апостола Филиппа и чудотворная икона Святого Пантелеймона — одна из самых важных святынь города. До революции здесь были мощи святого Никиты — одного из правителей Новгорода XI в., потом их перенесли в Софийский собор.

В XX в. на протяжении 30 лет церковь Апостола Филиппа оставалась кафедральным и единственным действующим храмом в Новгороде.

Церкви восстановлены по проекту выдающегося архитектора-реставратора Н. Кузьминой.

  • Телефон: +7 (8162) 63-07-91; +7 (8162) 63-55-59
  • Адрес где находится: Великий Новгород Никольская, 34
  • Режим работы: Пн:07:30-19:00; Вт:07:30-19:00; Ср:07:30-19:00; Чт:07:30-19:00; Пт:07:30-19:00; Сб:07:30-19:00; Вс:07:30-19:00

В городе Великий Новгород есть различные открытые религиозные организации. Одна из таких — это «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца» по адресу Никольская, 34.

Расписание богослужений

Тех кто хочет посетить «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца» в городе Великий Новгород по адресу Никольская, 34, больше всего интересует расписание богослужений. Это вы можете узнать несколькими способами:

  1. Через официальную группу в социальных сетях;
  2. посетив лично;
  3. по номеру телефона +7 (8162) 63-07-91;+7 (8162) 63-55-59;
  4. на официальном сайте «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца».

Короткая информация о компании:

  • Юридическое лицо:
  • Рейтинг: 5 (из 5)
  • Раздел: Культура / Искусство / Религия->Религия
  • Короткое описание:
  • Способы оплаты:
  • Почтовый индекс: 173000

Чтобы узнать расписание богослужений, перейдите на официальный сайт по ссылке или позвоните по номеру телефона «Церковь святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца» +7 (8162) 63-07-91;+7 (8162) 63-55-59. Вам подскажут в какое время лучше прийти и ответят на другие интересующие вопросы.

На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384),(Знаменская улица 31/3). Две придельные церкви — апостола Филиппа и Николая Чудотворца, над каждой из которых возвышается большой, крытый лемехом (деревянными плашками) купол, появились в 1527 году. Еще позже, в 17 веке, была пристроена колокольня с шатровой крышей.

Церковь николая чудотворца великий новгород

В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной — именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.

в Новгороде, на Софийской стороне в Неревском конце, на берегу р. Волхов.

Мон-рь основан в нач. XIV в. Согласно НПЛ, в 1312 г. Новгородский архиеп. Давид заложил каменную ц. свт. Николая Чудотворца на «своем дворище», т. е. принадлежавшем ему пустующем дворе. Когда в 1313 г. храм был построен и освящен, архиепископ «чернеци совокупи», устроил при нем мон-рь. В 1458 г. на Новгородскую кафедру был избран по жребию игумен Б. м. свт. Иона. В НПЛ подчеркивается, что архиеп. Иона пользовался уважением у новгородцев, к-рые собрались в обитель, чтобы приветствовать новопоставленного святителя. В результате пожара в 1463 г. «выгорела половина святого Николы», т. е. половина мон-ря, в огне расплавились 2 «чюдных» колокола. Вместо сгоревших по распоряжению архиеп. Ионы на «Десятине» (т. е. в Десятинном мон-ре) отлили 2 новых колокола.

В XIV-XV вв. Б. м. входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских обителей. По мнению В. Л. Янина, он был кончанским и находился под патронатом Неревского конца города. Не случайно поэтому после присоединения Новгорода к Москве его земельные владения, как и др. кончанских мон-рей, в первую очередь подверглись конфискации, было изъято в казну 156 обжей земли. В XVI в. Б. м. получил новые пожалования от московских царей. Грамотой Феодора Иоанновича обители передавались в безоброчное владение пустые дворовые места в Кожевниках (район города близ мон-ря). Грамота упоминает о 3 монастырских храмах: свт. Николая Чудотворца с придельной ц. ап. Петра и Павла, надвратной («на сенях») ц. прор. Илии (построена в 1521 игум. Илией Цветным).

Со времени основания Б. м. оставался особножитным. После 1528 г., когда архиеп. Новгородский свт. Макарий ввел в новгородских обителях общежительный устав, Б. м., в числе немногих, его не принял. Только в 1552 г. по указу еп. Новгородского свт. Пимена (Чёрного) в мон-ре впервые было введено общежитие. Но в писцовой книге кон. XVI в. Б. м. вновь назван «особным», там же упомянуты 2 отдельно стоящие каменные церкви: Илии пророка и свт. Николая Чудотворца с приделом ап. Петра и Павла.

После разгрома Новгорода шведами в нач. XVII в. храмы Б. м. были разграблены и оставлены без кровель. Согласно описи Новгорода 1615 г., теплая ц. прор. Илии существовала при трапезной палате. Вероятно, она была построена после введения в мон-ре общежительного устава, т. е. после 1552 г. Одноименная надвратная Ильинская ц. XV в. к тому времени была утрачена. В пожаре 1672 г. сгорели кровля и главы Никольской ц. и придела ап. Петра и Павла, а также деревянные трапеза у придела и паперть у главного храма.

В 1675 г. Б. м. назван среди степенных новгородских обителей, игумены к-рых заседают выше протопопов Софийского, Знаменского и Никольского. В 1685 г. Б. м. приписали к Дому св. Софии и учредили при нем общественную больницу. К 1749 г. за Б. м. числилось 328 крепостных крестьян. Указом Синода в 1750 г. при Б. м. была организована рус. школа для обучения детей «книгочтению, также чистому и искусному уставом и скоростью письму и церковному пению». Школу предполагалось содержать за счет доходов 3 приписных к архиерейскому дому мон-рей, в т. ч. и Б. м.

В 1764 г. Б. м. был упразднен. По описи 1768 г. в нем значились 2 каменные церкви — свт. Николая Чудотворца и прор. Илии, деревянные настоятельские покои и братские кельи, пивоварня, баня, вновь выстроенный для Великолужского полка лазарет и др. постройки. Ц. прор. Илии, вероятно, вскоре была разобрана, Никольская ц., обращенная в приходскую, приписана к Зверину мон-рю. По сведениям архим. Макария (Миролюбова), в сер. XIX в. в Никольской ц. хранились списки древних икон из Софийского собора, в т. ч. чудотворной иконы свт. Николая из Николо-Дворищенского собора.

Единственная сохранившаяся до наст. времени от монастырского комплекса т. н. ц. Николы Белого находится в Неревском конце Новгорода в 250 м к северу от вала Окольного города. В годы Великой Отечественной войны ц. Николы Белого была сильно повреждена, после восстановления в ней находился склад. В 1963/64 г. под рук. НСНРПМ были осуществлены научно-исследовательские работы и произведена частичная реставрация памятника, подтвердившие летописную запись о возведении храма в 1312-1313 гг. и позволившие выявить основные этапы перестроек, выполнить его графическую реконструкцию на XIV в.

Первоначально храм представлял собой четырехстолпную крестово-купольную постройку с восьмискатным завершением и одной главой. С запада к основному объему примыкала небольшая каменная паперть, впосл. разобранная. Фасады разделялись на 3 прясла лопатками, стянутыми в верхней части многолопастными арками. Стены прорезали оконные проемы 3 типов, 2 из к-рых имели стрельчатую форму. Квадратные в плане столпы поддерживали своды, в зап. части храма во 2-м ярусе были устроены угловые замкнутые камеры и деревянные хоры. Во 2-й пол. XV — нач. XVI в. (датировка Г. М. Штендера) к Никольской ц. с сев. стороны был пристроен каменный придел ап. Петра и Павла. К XVI-XVII вв. относится устройство новых сводов, барабана, главы, а также восьмискатного покрытия, аналогичного первоначальному. В XVII в. к приделу пристраивается каменная паперть вместо деревянной, сгоревшей в 1672 г. Сер. XIX в. датируется последняя капитальная перестройка здания: растеска оконных проемов, надкладка стен и устройство вальмовой кровли на основном объеме, возведение апсиды придела, оформление фасадов придела и паперти, сооружение каменного крыльца.

В процессе реставрационных работ в Никольской ц. были восстановлены первоначальные оконные проемы и восьмискатное завершение. Своды, барабан и глава оставлены в формах XVI в., придел и притвор — XIX в. Памятник нач. XIV в. обладает рядом особенностей, впервые примененных новгородскими строителями. Это многолопастная арка, венчающая фасады, восьмискатное покрытие, многообразные стрельчатые формы (оконных проемов, порталов, ниш в аркасолиях), свидетельствующие о влиянии романо-готических традиций.

Никольский собор — основное и одновременно самое древнее сооружение в архитектурном ансамбле Ярославова Дворища. Собор освятили в честь Святого Николая Чудотворца. Долгое время эта постройка служила в качестве княжеского дворцового храма. В 1992 году собор был внесён в список ЮНЕСКО.

Церковь николая чудотворца великий новгород
Новгородский Никольский собор, по возрасту уступает только Софийскому собору, находящемуся на территории Новгородского Кремля, самому древнему сохранившемуся в России храму, построенному в 45 году XI века.

Только в Никольском соборе Великого Новгорода не разобрали древний иконостас, и он дошёл до современности, хотя некоторые детали, к сожалению, были утеряны.

Он также является первым каменным сооружением в Ярославовом Дворище. Сегодня находясь в этом храме турист может посмотреть на многочисленные фрагменты изначальной живописи XII века, сохранившейся в интерьере храма, среди которых «Страшный суд», «Иов на гноище», фресковые орнаменты и др. Большая часть экспонатов в соборе относится к XIX веку.

Церковь николая чудотворца великий новгород
Согласно первой Новгородской летописи заложил Никольский собор князь Мстислав Владимирович Великий (1076–1133) в 1113 году, в честь одержанной победы «на Бору» над Чудью. Освятили храм только через 23 года, в декабре 1136 года.

Вскоре, после возведения, собор расписали фресками. Их фрагменты сохранились в алтарной части. Орнаментальные росписи можно увидеть и в заложенных проёмах окон северной и южной стороны.

Церковь николая чудотворца великий новгород
Пристройки к собору соорудили в XIV и в XVII веках. Позже их разобрали и на их месте, появились сначала в 09 году XIX века западная пристройка, потом в 22 году XIX века — северная.

За время существования собора у него было 6 приделов. Первый Георгия Победоносца устроили в 1149 году. В 1529 г. освятили два придела на хорах: Зачатие Анны и Вознесение Господне. В 1536 г. в притворе северной стороны, отмечено устройство придела Варлаама Хутынского. Придел преподобной мученицы Евдокии освятили в 1627 году. На начало XVIII века приходится появление придела Девяти Мучеников Кизических, в западном притворе.

Церковь николая чудотворца великий новгород
Судя по данным летописи, собор с 1152 по 1709 год неоднократно горел — что привело к возникновению различных подновлений и перестроек.

По художественным особенностям и типу Никольский собор относится к большим соборным храмам XII века. Плановое решение строения относят к архитектурным традициям Киева. Архитектура памятника во многом повлияла на формирование следующих культовых сооружений Великого Новгорода.

Церковь николая чудотворца великий новгород
Во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками собор использовался как казарма, вследствие чего сильно пострадал. В 1945 году он был передан во владение Русской православной церкви. В 50-х XX века его восстановили.

Как действующий собор, он был упразднён в 1962 году. В тот же год его передали в пользование Новгородскому музею, а уже в 1963 году в нём открылась экспозиция научно-атеистического отдела при Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.

Церковь николая чудотворца великий новгород
В день 1140-летия Великого Новгорода, в 1999 году, Никольский собор предстал во всей своей красе. В ходе реставрационных работ шедевр древнерусской архитектуры XII столетия спасли от разрушения. Кроме всего, с него удалили налёт времени, и уникальный храм вновь приобрёл свои первоначальные формы.

В мае 2013 года в храме открылись различные выставки, приуроченные к празднованию 900-летию храма.

Смотреть церковь на карте под № 1

Одна из древних – домонгольских – церквей Новгородчины — храм Николы на Липне, 1292 года постройки. До которой можно добраться только по воде или по льду. Потому что стоит эта церковь на отдаленном острове в устье реки Мсты, впадающей в озеро Ильмень.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Наняв в Новгороде на лодочной станции человека, назвавшегося Петровичем, мы на его небольшой моторке вышли в Волхов.

Мимо великолепного ансамбля Юрьевского монастыря…

Церковь николая чудотворца великий новгород

Мимо величественной руины законсервированного после войны храма на Рюриковом городище…

Церковь николая чудотворца великий новгород

Мимо заброшенных гигантских опор несостоявшегося моста несостоявшейся железной дороги…

Церковь николая чудотворца великий новгород

Наконец мы вышли в Ильмень. Тут вода была совсем не такой спокойной, как в неспешном Волхове. Небольшая легкая моторка прыгала на разгулявшихся волнах, как на хороших кочках, и после поездки я, торчавшая всю дорогу из люка на носу лодки, была вся в синяках. Но жалеть о поездке не пришлось ни в коем случае — наоборот, от бешеной скорости и летящего в лицо влажного ветра хотелось подвывать от восторга (что я, признаюсь, и делала, благо за шумом мотора ничего не было слышно).
На Ильмене я не фотографировала. Точнее, попыталась один раз, получила при прыжке на очередной волне тяжелым фотоаппаратом по носу и успокоилась. Зато когда мы вошли на тихую воду Гнилки, и впереди показался Никола, я упущенное наверстала.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь Николы на Липне, в устье реки Мсты, — это все, что осталось от древнего Липенского монастыря. Она была заложена при новгородском архиепископе Клименте, по его заказу, и строилась по новой для того времени технике — не из плинфы с камнем, а из волховской плиты на растворе извести с песком. Как видите — техника себя оправдала.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Исследований об этой церкви можно найти множество — это один из самых изученных новгородских памятников, даром что до нее добраться так непросто.

Монастырь просуществовал здесь с 1110-х годов и аж до середины XVIII века. После он был упразднен, постройки постепенно разобрали, и осталась одна Никольская церковь, заброшенная, пришедшая в запустение. Удивительно, что до самой войны в ней сохранялись росписи — ровесники церкви… Под поздней масляной записью, конечно.

Увы — сейчас древних фресок нет. Во время войны со стороны Юрьева монастыря, занятого фашистами, по церкви била артиллерийская батарея. Никольская церковь лишилась купола и кровли, устояли только на диво крепко сделанные стены. После войны храм восстановили.

Сейчас он не такой заброшенный, как прежде. При храме живет семья сторожа. Живут практически в старинных условиях — никакого вам электричества, водопровода и т.п. В Новгород ездят на моторке. Собака у них, говорят, злая, но ее привязывают.

Возвращались мы с некоторым сожалением — наверное, здорово было бы пожить там, на острове, немного… Дорога обратно уже показалась совсем не страшной, хотя волны были такими же, и кажется, мы даже пару раз рисковали перевернуться. Но вот впереди показался великолепный новгородский Детинец, напоминая о том, что нам есть еще на что посмотреть и в самом городе.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Хозяин лодки с сомнением спросил — неужели поездка и вправду так понравилась. Но, видимо, поверил, что правда.

Великий Новгород, увиденный с воды, как-то особенно соответствует своему старинному прозванию — «Господин Великий Новгород». Действительно, господин. Действительно — Великий… И совершенно неисчерпаемый. Как сам город, так и его окрестности.

Как добраться: в Новгороде нужно доехать или дойти до лодочной станции на Торговой стороне, она находится прямо за гостиницей “Россия”. Там частным порядком нанять лодку, местные владельцы вас за умеренную сумму довезут и все покажут. Другой вариант – можно попробовать найти организованную экскурсию на причале у Детинца – возят также частники, расписания нет.

Пару лет назад довелось побывать в одной деревеньке , там и была обнаружена развалившаяся деревянная церковь.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Стоит она в двухстах метрах от дороги , на небольшом холме , который сильно выделяется среди ровного , болотистого ландшафта . Но с дороги ее заметить довольно-таки трудно, так -как сама церковь окружена еловыми и лиственными высоченными деревьями. Вокруг самой церкви , как водится , деревенский погост.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

И так , заходим во внутрь.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Много разных надписей. Самое старое из нами найденных 1932 года. Все конечно не влезут. Но было интересно почитать.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

И вот что удалось найти про эту церковь в интернете :

Деревня Горнецкое расположена к югу от райцентра Малая Вишера и удалена от него на 20 км, от Дворищ удалена на 9 км и расположена к северу от Дворищ. Название села Горнецкое объясняет – горам конец или гор нет.

В селе сохранилась церковь святителя Николая Чудотворца, построенная в 1867 г. Церковь деревянная, ее украшали 7 колоколов, 6 маленьких и один большой. Говорят, когда звонил большой – было слышно в Новгороде.

Церковь была закрыта в 1937 г., диакон церкви Александр Иванович Братолюбов (1888 г. р.) был приговорен 14.03.1938 года к расстрелу. В 1939 году колокола увезли на переплавку. А когда снимали большой, уронили его и он разбился.

Была еще староверская церковь, построенная в 1880 г. В 1932 г. ее сдали под школу.

Есть часовня святых мучеников Фрола и Лавра, покровителей лошадей, построенная в 1906 году.

Была песня: «Как на Кивяги горы — Есть со камень со крестом — Вы не троньте этот камень — Пусть лежит он со Христом». На камне крест, след руки и ноги. В писцовых книгах упоминается: «Был монастырь Горнецкий Спасский».

Живет в деревне легенда ли, быль ли, что во время войны произошло такое событие. В церкви был размещен взвод солдат. Кому-то вздумалось пострелять в настенные росписи. После этого по ночам к ним стал приходить какой-то святой в образе старичка и велел солдатам покинуть храм, что они и сделали. Со страхом покинули солдаты деревню, а может просто был приказ поменять дислокации. Однако пулевые отметины на ликах святых сохранились и по сей день.

В Горнецком праздновали Николин день – престольный праздник Николая Чудотворца весной 22 мая и зимой 19 декабря. И были «заветные» праздники «Кирика и Улита» 28 июля и Фрола и Лавра 31 августа. Фрол и Лавр считались покровителями лошадей. В эти дни священник ходил по дворам и святил их. В церкви была служба. В праздники, особенно в Николу, приезжали люди из соседних деревень.

Описание

В 250 м к северу от вала Окольного города на берегу Волхова, в древности стоял Николо-Бельский мужской монастырь. Он возник на территории собственного «дворища» архиепископа Давида, пожертвованного им для устройства монастыря. По его инициативе в 1312 г. закладывается каменная церковь Николая Чудотворца или по-другому Николы-Белого. В 1313 г. строительство храма было завершено, и он был освящен. Тогда же архиепископ «чернеци совокупи», т. е. устроил монастырь.

Много испытаний выпало на долю монастыря. В 1386 он горел вместе с другими новгородскими монастырями при приближении к Новгороду войск Дмитрия Донского. В 1463 монастырь сильно пострадал от пожара – «выгорела половина св. Николы», т. е. полмонастыря. Расплавились от огня два «чюдных колокола». Впоследствии он много претерпел от шведских завоевателей.

В XIV-XV вв. Николо–Бельский монастырь входил в число наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей. После присоединения Новгорода к Москве (1478) земельные владения монастыря подверглись значительной конфискации.

В 1611-1617 г.г. во время шведского нашествия монастырь сильно пострадал. «…а в нём ц. Николая Чудотворца и трапеза камены разорены, келей и огорады нет … А старцев и слуг того монастыря нет ни единого человека». Постройки стояли без кровель, а внутреннее убранство было разграблено.

В 1623 году царь Михаил Федорович велел старцу Зосиме возобновить Бело-Никольский монастырь и собрать в него братию. Год спустя царской грамотой были подтверждены все прежние права монастыря на вотчины и угодья.

Долгое время Николо-Бельский монастырь оставался особножитным (тип монастыря, предполагающий даже в большом обществе отдельную жизнь каждого монаха), хотя с 1528 года повсеместно в новгородских монастырях был введён общежительный устав (согласно ему вся братия монастыря объединялась в единстве быта, общности имущества).

По данным 1749 г. за Николо–Бельским монастырём числилось 328 душ крепостных крестьян. В этот период в обители уже не было монахов, всеми хозяйственными делами управлял настоятель в чине строителя. На пропитании находились отставные военные. По указу Святого Синода в 1750 г. при монастыре была организована т. н. «Русская школа» для обучения детей священно- и церковнослужителей, не способных учиться в духовной семинарии. Программой школы предусматривалось научить детей «книгочтению, так же чистому и искусному уставом и скорописью писму и церковному пению. ». Школу предполагалось содержать за счет доходов трёх приписных к Архиерейскому дому монастырей, в т. ч. Николо-Бельского.

В 1764 обитель была упразднена. По Описи 1768 здесь значились две каменные церкви (Николая Чудотворца и Ильи Пророка), деревянные настоятельские и братские кельи, пивоварня, баня, вновь выстроенный для Великолуцкого полка лазарет и др. постройки. Ц. Ильи Пророка к этому времени была упразднена и вскоре, вероятно, разобрана. Приходский храм Николая Чудотворца был приписан к Зверину монастырю, что поблизости, и закрыт после 1917 года.

Сейчас центр народного творчества

Николо-Бельский монастырь в Великом Новгороде — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Новгородской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Кирпичная четырёхстолпная одноглавая одноапсидная церковь с восьмискатным покрытием и подцерковьем. Сооружена в 1312-1313 архиеп. Давидом, ныне существующие своды и глава сооружены в XVII в. Северный придел Петра и Павла пристроен во 2-й пол. XVI в., его трапезная в 1672. В 1840-1860-х устроена кровля на четыре ската, переделан декор. С 1772 приписана к Зверину монастырю, закрыта не позже 1930-х. Реставрировалась в нач. 1960-х и сер. 2000-х.

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

Церковь николая чудотворца великий новгород

В честь этого святого написано огромное количество икон. Мы расскажем о трех самых древних новгородских иконах Николая Чудотворца, которые не только прославились чудесами, послужили источником для новгородской летописи, но и выразили представление новгородцев об образе святителя.

Первая новгородская икона святителя Николая, о которой мы расскажем, относится к одним из самых ранних образов святого, появившихся на Новгородчине. Икона круглой формы с поясным изображением Николая Чудотворца, происходящая из Никольского собора на Ярославовом дворище — это один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в построенный в честь этого события Никольский собор на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают, что икона, как и говорит предание, могла быть привезена около 1113 года (год закладки Никольского собора). Сейчас икона находится в собрании Новгородского музея-заповедника.

«Никола Дворищский» XII век, Новгород. Новгородский музей-заповедник

Самым ранним из точно датированных произведений древнерусской живописи является одна из почитаемых новгородских икон – образ святителя Николы с избранными святыми на полях. Она была написана в 1294 году для построенной незадолго до этого (1292 год) церкви Николы на Липне. Много веков она была храмовой иконой. Икона примечательна тем, что на ней сохранилась упоминание имени художника – Алекса Петров – что делает ее, по словам советского историка и искусствоведа Виктора Лазарева, совершенно уникальным памятником. Вторая отличительная особенность иконы, делающая ее уникальной, это крестчатый гиматий Христа, Который находится справа от святителя. В искусстве византийского круга какие-либо изображения и украшения на одеждах Христа очень редки. В русском искусстве XIII века единственный подобный пример представляет икона «Спас Златые власы» в Московском Кремле, с золотыми узорами на одеянии.

Главным источник сведений об обстоятельствах создания произведения – ктиторская надпись, расположенная в нижней части образа, надпись привлекала внимание исследователей еще в середине XIX века. Тогда же было высказано предположение о том, что икона была использована в качестве одного из источников новгородской Третьей летописи. Икона была поновлена в 1556 году по повелению игумена монастыря Антония. После запустения Липенского монастыря икона в 1798 году была перемещена в Сковородский монастырь. Из него в 1921 году поступила в Новгородский музей-заповедник.

«Никола Липенский» XIII век, Новгород. Новгородский музей-заповедник

В новгородском Духовом монастыре, который известен по летописным данным с 1162 года, когда-то находился образ Николая Чудотворца. До раскрытия икона датировалась 1500 годом из-за надписи XVIII века, выполненной при поновлении иконы: «…от воплощения Бога Слова 1500 написан сей образ святого великого святителя Николая Мирликийского Чудотворца, взят сей образ из Диких пол…» . После раскрытия икону вначале датировали XII веком. Затем искусствоведы Виктор Лазарев и Галина Колпакова датировали образ серединой XIII века.

В документах конца XVI века в Духовом монастыре упоминается то церковь святителя Николая, то Никольский придел при церкви святой Троицы. Учитывая довольно большой размер иконы и ее представительность, можно предположить, что это был храмовый образ. Хотя монастырь, где икона была найдена, и не играл выдающейся роли в истории новгородской культуры, но высокие художественные достоинства этого образа свидетельствуют о его принадлежности кисти серьезного мастера. В образе святого художник сделал акцент прежде всего на его роли «правила веры» и «воздержания учителя». Лик святителя Николая на иконе достаточно суров и неприступен, и такая трактовка образа святого вполне соответствует новгородскому идеалу, замечательно сформулированному советским искусствоведом Игорем Грабарем в следующих словах: «Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». В 1920-е годы икона из Духова монастыря поступила в собрание Новгородского музея-заповедника. В 1933 году образ был отправлен в Русский музей.

Икона Николы из Свято-Духова монастыря, XIII век, Новгород. Русский музей, Санкт-Петербург

Ссылка на основную публикацию