Акафист Божией Матери

Акафист Божией Матери

Дева Мария является заступницей и помощницей в самых разных жизненных ситуациях, от простых неурядиц до настоящих драм. Акафист Деве Марии — это торжественная церковная служба, призванная отблагодарить Богородицу за ее заступничество.

Христианство гласит, что Высшие силы всегда с нами и что даже в темные времена мы можем рассчитывать на их помощь. Например, так утверждает старая притча о следах на песке. Поэтому так важно благодарить Богородицу в минуты радости, а не только призывать в часы горя, как мы порой это делаем.

Что такое акафист

Акафист — это церковное песнопение. Существуют акафисты, посвященные самым разным святым. Разумеется, в храме службы не обходят стороной ту, что произвела на свет Спасителя. Существует множество акафистов, посвященных Божией Матери. Это и покаянный акафист, и акафист на Покров, и акафисты, посвященные рождению Девы Марии и ее успению. В праздничные даты, связанные с Богоматерью, вы можете услышать эти торжественные пения, приходя в церковь.

Акафист Пресвятой Богородице

Подобно молитве звучат начальные слова самого известного акафиста:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Этот акафист не посвящен какому-то празднику, он просто восхваляет Богоматерь. Вы можете читать эти начальные слова как молитвенный текст, начиная с них день, или же познакомиться ближе со специальными утренними молитвами.

В домашних условиях читать весь текст акафиста довольно проблематично, поскольку он достаточно длинный. Да и нужно особое умение, ведь недаром церковное пение считается целым искусством.

Поэтому если вы хотите оказаться ближе к Творцу, не забывайте регулярно благодарить Небеса молитвами за все хорошее, что с вами произошло. Акафист представляет собой настоящий гимн Богородице, так что проникнитесь этим настроением и от души приветствуйте Небеса каждое утро. Тогда и день у вас сложится хорошо.

Я благодарю Небеса за свое рождение и за каждый день моей жизни. Я благодарю Создателя за его поддержку и за опору в трудный час. Я благодарю Матерь Божию за ее защиту и покровительство. Я воздаю хвалу Небесам.

А вечером, перед сном тоже обращайтесь к Богу. Вы можете почитать о вечерних молитвах или даже заговорить с Создателем своими словами. Важно только, чтобы они шли от сердца и не несли в себе скрытых подтекстов. Если вы благодарите Творца, это нужно сделать со всей искренностью.

Молитвы Богородице считаются сильным способом защиты и отличаются мощным обережным действием. Храните в сердце свет, и если вам интересно больше прочитать о молитвах и церковных традициях, не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: http://dailyhoro.ru/article/akafist-bozhiej-materi/

Акафисты на всякую потребу *

Акафисты Пресвятой Богородице:

Акафисты Господу и праздникам:

Акафисты святым и мученикам:

Другие акафисты:

Псалтирь

  • Синодальный перевод
  • Русский перевод (современная орфография)
  • Церковно-славянский язык (гражданский шрифт)
  • Церковно-славянский язык (шрифт на основе старой кириллицы)
  • Псалтирь на церковно-славянском языке (аудиокнига)
  • Толкование Псалтири (Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов)

Статьи

* АКАФИСТ (греч. неседальное [пение]) — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф (13 кондаков и 12 икосов), каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому.
Первый акафист, называемый Великим акафистом посвященный Богородице («Взбранной Воеводе. «), был составлен в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII-IХ веках акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII-XIX веках в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту**. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Кондак — молитвословие, в котором кратко прославляется событие из жизни Господа, Божией Матери или Святого.

Икос — более пространное, чем кондак, молитвословие, в котором продолжает раскрываться событие из предыдущего кондака, затем многократно восхваляется, воспевается тот из Небожителей, в честь кого составлен Акафист.

Интернет-магазины православной книги.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.orthodox-books.info/literature/akafist.html

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

Акафист Божией Матери

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
Акафист Божией Матери«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АКАФИСТА

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

Источник: http://hram-kupina.ru/akafisty/

Акафисты

Акафист — это один из жанров церковной гимнографии — особое хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых. Происходит от греческого словосочетания Ο Ακάθιστος Ύμνος, буквально означающего «гимн, при пении которого нельзя сидеть».

Структура акафиста

Каждый акафист состоят из 25 строф или песен: 12 икосов (пространных песен) и 13 кондаков (кратких хвалебных песен).

Кондаки акафиста значительно короче икосов и состоят из двух неравных частей: повествовательной, развивающей какую-либо тему и рефрена «Аллилуйя». Исключением является лишь первый вступительный кондак или кукулий, окончание которого совпадает с завершающим рефреном икоса.

В отличии от кондаков в составе икосов частей выделается три.

Первая часть икоса, как и в случае с кондаком, может быть названа повествовательной. Она метрически одинакова с кондаком и всегда начинается с определённого вводного слова, задающего тему для первой фразы икоса.

Вторая часть икоса состоит из нескольких пар хайретизмов, содержащих хваление. Чаще всего пар хайретизмов в икосе — шесть, но может быть и меньше: к примеру в икосах одного из двух акафистов Пресвятой Богородице в честь её иконы «Избавительница» пар всего две. Однако, достаточно распространены и акафисты с нечётным количеством хайретизмов, а также акафисты с различным количеством хайретизмов в разных икосах.

Завершающая третья часть икоса образует рефрен — хайретизм, общий для всех икосов одного акафиста и заключительной части кукулия. В случае если акафист адресован кому-либо из святых рефрен как правило включает его имя; в остальные хайретизмы имя святого не включается.

Все хайретизмы в пределах одного акафиста начинаются с одного и того же слова или сочетания слов (инициали): в большинстве случаев таковым является слово «радуйся», которое характерно для начала хайретизмов в акафистах к святым и ангелам. Инициали хайретизмов в акафистах к Господу Богу более разнообразны: «Иисусе, Сыне, Божий», «Иисусе, Свят еси», «Свят, свят, свят» и многие другие. Интересно, что в ряде Господских акафистов инициаль хайретизмы может не совпадать с начальной частью рефрена: к примеру хайретизмы акафиста Рождеству Христову начинаются со слов «Слава Тебе», а рефрен со слова «Иисусе». В акафисте же Пресвятой и Животворящей Троице с инициалью не совпадает и начало первого хайретизма каждого икоса, состоящее из слов «Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш» и противопоставленное сокращённому «Свят еси, Господи Боже наш».

История появления акафистов

Точная дата создания первого акафиста — не известна, но полагают, что произошло это не позднее 626 года. К этому времени для текста, известного в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…») или Великий акафист, патриархом Сергием был заново сочинён зачин или кукулий: акафист принял свой окончательный вид.

Автор первого акафиста также не известен. Одни источники приписывают авторство акафиста святому Роману Сладкопевцу, другие — автору зачина патриарху Сергию Константинопольскому, третьи — диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому.

Зато точно установлена история создания первого из акафистов: в честь победы на аварами, осаждавшими Константинополь в VII веке. Согласно преданию победить осаждавших помогла горожанам сама Матерь Божия: в благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы и создан победный гимн, обращённый к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых».

В 13 веке — на исходе византийской эпохи — по образцу Акафиста Пресвятей Богородице стали появляться и другие гимнографические произведения: именно к этому периоду относится составление второго по старшинству Акафиста Иисусу Сладчайшему.

К 50-м годам 14 века относится составление акафистов архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам, озаглавленных их автором Патриархом Исидиром I как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». К 60-м и 70-м — составление акафистов Всем святым и Живоносному Гробу и Воскресению Господню Патриархом Константинополя Филофеем Коккиным.

Первые акафисты на славянском языке появились много позже: лишь в начале XVI века. Вероятно древнейшими из них являются Акафист Пресладкому имени Иисусову и Акафист «Радости» Иоанну Предтече, составленные и изданные Франциском Скориной около 1522 года в Вильне (первоначальное название Вильнюса).

На протяжении XVII и XVIII веков на Руси создаются акафисты преподобному Сергию Радонежскому, великомученице Варваре, святителю Николаю Чудотворцу, святому Даниилу Московскому, апостолу Иоанну Богослову и ряд других. В целом несмотря на широкое распространение практики чтения акафистов в храмах новые произведения этого жанра церковной гимнографии в то время создавались редко. Всплеск интереса к гимнографическому творчеству в России начался лишь с середины XIX века и продлился до 10-х годов века XX. В вышедшей в 1903 году книге Алексея Попова «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения» упоминается о том, что к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 157 новых акафистов, а ещё около 300 — отвергнуто.

Новый всплеск к созданию акафистов в России начался с 90-х годов XX века и продолжается до сих пор. В этот период ежегодно стало появляться до 40—50 новых произведений этого жанра, а общее число утверждённых акафистов приблизилось к двумстам.

Список акафистов на русском языке

В настоящее время на русский язык переведено более 500 акафистов, с большинством из которых можно ознакомиться на сайте. Все они сгруппированы по нескольким разделам, в зависимости от того, кому посвящены:

Источник: http://molitvoslov.today/akafistyi.html

Акафист Иконе Божией Матери «Пристанище»

Акафист Божией Матери

Иконе Божией Матери «Пристанище» молятся о приобретении квартиры, получении работы, браке, пристанище в блаженной Вечности.

Свою благодатную силу при скорбных обстоятельствах.Некий художник, проживавший в этой местности, пережил трагедию: в восемнадцатилетнем возрасте скоропостижно скончалась его любимая дочь. В благодарность за искреннее сострадание по отношению к семье усопшей, проявленное настоятелем храма, прот. Василием, художник написал иконы Спасителя и Богородицы. Многосложные переживания художника: неизбывная боль утраты, молитвенные воздыхания о спасении души, надежда на встречу с возлюбленным чадом в блаженной Вечности, — все это воплотились в художественной ткани написанных им произведений. И, хотя полотно, на котором была изображена Богородица, более напоминало картину, нежели икону, запечатленная на нем женщина-мать, переживающая надмирные скорби, потрясала до глубины души. Скорбный лик Пречистой взирал на окружающих с состраданием и кротостью, в нем угадывалась вселенская печаль всех матерей. С первого взгляда было очевидно, что изображение неканонично: красивые, но слишком откровенные одежды, непокрытая глава указывали на то, что творчество художника, на протяжении ряда лет работавшего в Польше, было подверженным влиянию католической иконописной традиции.
Несоответствие православному канону смутило настоятеля храма, однако и отказаться от дара было невозможно, не обидев дарителя. И отец Василий благословил зачехлить образ Богородицы и поставить его на хоры.
Спустя некоторое время Господь привел в храм на регентское послушание некую рабу Божию N., и та поведала, как усердно молилась она последнее время об обретении пристанища в житейском море, в миру или монастыре… Обстоятельства промыслительно сложились таким образом, что глубокой осенью 2001 года, после двухлетнего пребывания трудницей в женском монастыре, она вынуждена была искать новое место жительства и оказалась в Тарасовке. Здесь она не только обрела кров, но и получила благословение на послушание регента-уставщика в местной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Во время одной из очередных приходских бесед возникла живая дискуссия о различных манерах современной иконописи — духовной и живописной. Пономарь Евгений вспомнил, что на хорах находится подаренная местным художником икона Божией Матери, написанная именно в живописной, светской манере. Сообщение это заинтересовало N., и она попросила показать ей образ Богородицы. Икону расчехлили, и, едва взглянув на нее, N. поняла, что на хорах ей не место. Об этом же свидетельствовало пятно от маслянистой жидкости, весьма напоминающей миро, которое образовалось рядом с тем местом, где стояла зачехленная икона. Разумеется, N., как и ранее отца Василия, смутила недопустимая для Православного Канона светскость изображения, однако в душу запали необыкновенные глаза Пречистой и выражение в Ее лике глубокой надмирной скорби. Помолившись, N. обратилась к отцу Василию с несколько необычным предложением: исправить написанное, «облачив» Богородицу в традиционные православные одежды и покрыв Ее главу. Батюшка благословил N. на этот богоугодный труд, и она, помолясь, забрала икону и стала «примерять» на нее одежды, изображенные на иконах Казанской, Владимирской, Почаевской Божией Матери. Ни одна из ее попыток не соответствовала ожиданиям. В конце концов, разочарованная неудачей, N. обратилась к Богородице с мольбой Самой избрать Себе соответствующее облачение. Ответ на моление был получен в обстоятельствах жизни: скором времени в гости к N приехал ее духовный брат и указал на последний вариант. Увидев в этом волю Самой Владычицы, N. более не колебалась и с легким сердцем завершила работу.
Удивительным образом разрешился и вопрос с названием образа Богородицы. Некогда духовник N., благодатный почаевский старец архимандрит Богдан (Балденков, в схиме — Тихон†2014), находившийся на покое в Китаевой пустыни г. Киева, благословил ей уповать на Господа и усердно молиться Его Пречистой Матери, чтобы обрести жизненное пристанище. Слово «Пристанище» неожиданно всколыхнуло в душе N. какие-то глубинные пласты, поразило своей таинственностью и многогранностью. Она стала размышлять над тем, что вмещало в себе благословение старца: супружество, возвращение в обитель, упокоение в блаженной Вечности или, возможно, нечто иное, пока непостижимое… Время шло, и постепенно из памяти изгладилось поразившее ее некогда удивительное благословение. «Я забыла слова старца, — вспоминала впоследствии N., — но вдруг, во время вечерней молитвы, они вновь напомнили о себе, и слово «Пристанище» встало передо мной в совершенно новом, не известном до того времени значении. Пристанище – это Сама Царица Небесная, в объятиях Которой мы и можем обрести истинное успокоение для наших мятущихся душ. Так появилось название иконы».
Для того, чтобы нанести на иконе завершающие штрихи, подправить внесенные изменения и поставить подпись, N. обратилась к художнику-профессионалу, который незамедлительно приступил к работе. Однако через несколько дней он перезвонил ей и попросил забрать икону назад, ибо в доме стали происходить невероятные вещи. «Я взяла диктофон и вместе с сыном хозяйки моей квартиры поехала в мастерскую. Оказалось, что неведомая сила через икону держала его целый день в затворе, пока он, неверующий человек, не стал молиться об освобождении».
Все произошло следующим образом. Подправив образ и поставив на нем подпись, художник, будучи человеком невоцерковленным и не испытывая к иконе особого благоговения, установил ее для просушки на пол в коридоре ликом к стене и направился в ванную мыть запачканные краской руки. Неожиданно дверь в ванную, находившаяся напротив иконы, резко, как от сильного сквозняка, захлопнулась, и икона прислонилась к ней, подперев дверную ручку. Оказавшись взаперти, художник, человек эмоциональный, вознегодовал. Вначале он пытался выбраться собственными силами, безуспешно колотя захлопнувшуюся дверь, затем стал выламывать ее, рубить топором, употребляя ненормативную лексику, — пока, наконец, не понял безполезности своих усилий. Не сразу до него дошло, что писанная на холсте икона в тонкой рамке не могла быть препятствием для его освобождения: рамка давно должна была сломаться под мощными ударами. Но икона продолжала стоять Нерушимой Стеной, словно была изготовлена из сверхпрочного металла. И когда он внезапно понял, по Чьей воле оказался в этом своеобразном затворе, то ощутил трепет, проникающий до глубины души, и взмолился… Отверзлись врата запечатанные, очерствевшее в житейских нестроениях сердце исполнилось живительными потоками слез, душа пробудилась, ибо Сама Богородица даровала ей Нечаянную Радость покаяния…

Источник: http://pravme.ru/2018-03-24-akafist-ikone-bozhiej-materi-pristanishhe.html

Ссылка на основную публикацию