Смоленская икона божьей матери владимирская

Смоленская икона божьей матери владимирская Церковь. Не действует.
Престолы: Владимирской иконы Божией Матери, Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки: 1785.
Адрес: Россия, Смоленская область, Вяземский район, с. Станище
Координаты: 55.01949, 33.886835
Смоленская икона божьей матери владимирская
Вид храма с севера
Гонев-Занудских
5 июля 2012
Смоленская икона божьей матери владимирская
Юрий Буров
7 мая 2017
Смоленская икона божьей матери владимирская
Юрий Буров
7 мая 2017
Смоленская икона божьей матери владимирская
Юрий Буров
7 мая 2017
Смоленская икона божьей матери владимирская
Гонев-Занудских
5 июля 2012
Смоленская икона божьей матери владимирская
Гонев-Занудских
5 июля 2012
Смоленская икона божьей матери владимирская
Гонев-Занудских
5 июля 2012
Смоленская икона божьей матери владимирская
Фреска «Крещение Господне»
Гонев-Занудских
5 июля 2012
Смоленская икона божьей матери владимирская
Самое старое фото здания, которое нам удалось найти
Анна Рассказова
1 января 1932

Карта и ближайшие объекты

Статьи

В 1785 году помещик Венедикт Яковливич Арсеньев в своем сельце Станище устроил новую домовую каменную церковь Владимирской иконы Божией Матери. Она была приписана к селу Беломир. Сохранилась предание почему был построен храм. Будучи в городе Ченстохове в плену у поляков В. Я. Арсеньев заболел и увидел однажды во сне чудотворную Ченстоховскую икону Божией Матери и ее повеление помолиться перед этой иконой. Во время слушания молебна Арсеньев выздоровел и просил живописца сделать с той иконы список. Вскоре он возвратился из плена в свое имение в сельцо Станище, где построил домовую церковь и поставил в ней привезенную из плена Ченстоховскую икону Божией Матери.

В 1808 году образовалось Станищенский приход, домовая церковь была обращена в приходской храм. И сельцо Станищи стало называться селом Владимирским по названию церкви. В 1873 году к храму был пристроен теплый каменный придел Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на средства церковного старосты крестьянина Матвея Солнцева при содействии местного священника Иоанна Чамова. В народе церковь называли Богородицкой по той причине, что в ней два престола посвящены иконам Пресвятой Богородицы.

В 1932 году с храма были сняты купола и колокола, была разрушена верхняя часть колокольни и над ней была сделана крыша как и в храме. После чего в церкви была открыта школа в три класса. Школа просуществовала до 1973 года.

Статью добавил(а): uchazdneg, 6 декабря 2013

Стоит на возвышении среди села. Построена в 1785 г. на средства помещика В.Я. Арсеньева.

Кирпичные стены побелены по кладке. Несколько позднее к западному фасаду храма было пристроено небольшое помещение, соединившее храм с колокольней. В 1873 г. к церкви с юго-запада примкнул придел. Верхние ярусы колокольни и завершение храма не сохранились.

Невысокое здание в стиле позднего барокко в плане крестообразное, вытянутое с запада на восток. Притвор, соединяющий храм с колокольней, и юго-западный придел — более низкие. Наличники крупных окон имеют барочные уши и сережки. Ленточные рамки над проемами имитируют окна второго света. Все углы подчеркнуты пилястрами, карниз над ними раскрепован. На юго-западном приделе пилястры помещены не только на углах, но и в простенках между арочными окнами. Существующие позднейшие перекрытия — плоские по балкам.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина, 31 марта 2016

Церковь каменная, устроена в 1785 г. помещиком Венедиктом Яковлевичем Арсеньевым, в 1873 г. пристроен придел крестьянином Матвеем Солнцевым. Престолов два: в настоящей холодной — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в придельном теплом — в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Прихожан в 12 селениях, отстоящих в 1-10 верстах, 683 души муж. пола и 715 жен. пола. Земли церковной 36 дес.: пахотной 16 дес., сенокосной 11 дес., остальная — под зарослями и неудобная. Церковной суммы 400 руб. Священник получает жалование 108 руб., псаломщик 36 руб. Священник Иоанн Гавриилович Соколов, священник с 1897 г.; диакон Василий Федорович Чаусов, в сане диакона с 1893 г.; исполняющий должность псаломщика Онисим Александрович Ольховский, в должности с 1894 г. В приходе две школы грамоты. От благочиния в 28 верстах.

«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.

Станище (Владимирское, Рыбки), 40 км от г. Вязьмы (Вяземский район).

Усадьба секунд-майора В.Я. (р. 1720 г.) и жены его А.С. (урожд. Нечуй-Каховской, р. 1724 г.) Арсеньевых известна с 1770-х гг.; на рубеже XVIII—XIX вв. владела майорша П.В. Полибина (урожд. Арсеньева, 1750-1805 гг.), в середине XIX в. — штаб-ротмистр П.П. Шегаров, в начале XX в. — помещица Е.Ф. Дейш.

Сохранились руины церкви во имя иконы Владимирской Божьей Матери 1785 г. и пейзажный липовый парк.

Иконников, с. 25; РГАДА. Ф. 1354. Oп. 447. Ч. 1. Л. 78; Ч. 2. Л. 35 об.; РГАДА. Ф. 1355. Oп. 1. Д. 1452. Л. 36; Д. 1453. Л. 83 об — 84; Д. 1455. Л. 402 об.; Д. 1457. Л. 78; Санковский, с. 181; Свод, с. 357-358.

Смоленская икона божьей матери владимирская

Икона с крестом-мощевиком
Частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Варнавы Гефсиманского и мучеников, пострадавших от нашествия сарацин.

История

Смоленская церковь

Строительство начато по указу графа Григория Дмитриевича Строганова в 1680-х годах в Гордеевке.

22 декабря 1694 года был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, 25 июля 1697 года – главный престол в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия».

Помещение церкви невелико, поскольку оно было рассчитано на семью купца Григория Дмитриевича Строганова и людей, живших в усадьбе графа.

В архитектуре этой церкви своеобразно применен ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко, что коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века.

Высокий зал церкви перекрыт сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной световой главе. Столбов, характерных для русских храмов, внутри церкви нет, что позволило строителям увеличить объем здания. Пространство храма зрительно расширялось за счет света, льющегося из больших окон, расположенных в два яруса.

Соответственно этому на фасадах, в простенках между окнами, в два яруса поставлены колонны коринфского ордера. Все четыре стороны главного объема завершаются фигурными фронтонами, над которыми высятся пять глав. Малые глухие главы имеют шлемовидную форму и покрыты зеленой поливной черепицей.

Следует отметить высокое качество кузнечных работ, для которых Г. Д. Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева.

После переезда Строгановых в Москву в 1705 году Смоленская церковь стала приходской.

Храм был закрыт в 1930 году, использовался как музейный склад. Вновь открыт в 1993 году.

Во второй половине XIX века рядом со Смоленской церковью был построен храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая.

Владимирская церковь

Владимирская церковь первоначально была построена иноком Порфирием в XVI веке. В 1812 году церковь была перестроена. В уцелевшей от 1804 года описи церковного имущества говорится: «Владимирская церковь деревянная, об одной главе с железным крестом, крыта тесом, глава обита деревянною чешуею; с правой стороны придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы – освящен, а левый придел не освящен».

Строителями храма в 1812 году были Нижегородские купцы Вологдин и Загибенин, некоторые жертвователи. Построенный ими храм был пятиглавым, с колокольней. Главный алтарь был освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Все иконы шестиярусного иконостаса были греческого письма, с левой стороны царских врат находилась редко встречающаяся икона «Единородный Сын».

Стены и купол были расписаны водяными красками. Храм делился на летний и зимний, состоял из двух приделов: северный – в честь святителя Николая Чудотворца, южный – в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. В 1878 году северный придел переименован в честь преподобного Макария, а южный – в честь святителя Николая.

В северном приделе находилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» старинного письма.

В южном приделе, устроенном нижегородским купцом В. В. Монаховым, находилась почитаемая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы.

В 1878 году северный и южный приделы были поставлены на одной линии с алтарем. Полы были сделаны из простого белого камня, в дальнейшем выложены мозаикой, в некоторых местах были положены чугунные плиты. Внизу, под церковью, были оборудованы «духовые печи», вся церковь стала теплой.
Иконостасы были резные, у главного алтаря – липовый.

В 1897 году было совершено поновление храма: иконостасы и киоты были покрыты позолотой, поновлена живопись на некоторых иконах, окрашены своды и колонны.

В 1895 году Владимирская церковь имела святыни:

  • Старинные иконы Спасителя, Боголюбская икона Божией Матери, «Всех скорбящих Радость». Боголюбская икона считалась чудотворной с 1771 года, когда по молитвам перед ней Господь прекратил моровое поветрие. После этого был установлен крестный ход в день Святого Духа с вынесением Боголюбской иконы.
  • Напрестольное Евангелие (1627 г.), напечатанное при царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете.
  • Служебник времени патриархов при царе Алексее Михайловиче.
  • Триодь постная времени Патриарха Филарета (1622 г.).

Служба в храме совершалась до 1929 года, в конце 40-х годов храм был приспособлен под пекарню, которая находилась в нем до 1998 года.

С сентября 1998 года храм находится в ведении Нижегородской епархии. В настоящее время ведутся работы по его восстановлению.

Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой [1] . Празднование иконе совершается 28 июля (по юлианскому календарю).

Содержание

История

Смоленская икона божьей матери владимирская

Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году [1] ), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь [2] — царевну Анну [1] , ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси [1] .

В начале XII века (по другим данным, в 1097 году [1] ) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея [1] .

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя [1] .

В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве вассального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала храниться в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат [1] . В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей [1] .

Смоленская икона божьей матери владимирская

В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила [источник не указан 684 дня] , «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню [1] . Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск [1] .

Смоленская икона божьей матери владимирская

Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря [источник не указан 684 дня] , основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы.

Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была.

Иконография

Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

Примечания

  1. 1234567891011 Новодевичий монастырь. Путеводитель. — М .: Новодевичий монастырь, 2009.
  2. Константин IX Мономах // Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996.

Литература

  • Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклонятся. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб. : Вера, 1997. — С. 392-394.

Ссылки

  • Иконография Богоматери

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Смоленская икона Божией Матери» в других словарях:

ИГРИЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро Антониновская ц., Кострома) Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро Антониновская ц., Кострома)(празд. 28 июля), чудотворный образ, один из наиболее… … Православная энциклопедия

Смоленская икона Божией Матери — чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин… … Православный энциклопедический словарь

Смоленская Икона Божией Матери — чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин… … Православие. Словарь-справочник

Икона Божией Матери «Знамение» — Икона Знамение Пресвятой Богородицы Дата появления … Википедия

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 7 июля), чудотворный образ, присланный в Москву из К поля в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла (настоятеля) Иерусалимского подворья в К поле Гавриила. Согласно сведениям XVII в., торжественная встреча иконы состоялась 16 окт.… … Православная энциклопедия

Феодоровская икона Божией Матери — общий вид иконы без оклада Дата появления: XII век … Википедия

Владимирская икона Божией Матери — У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирская. Владимирская (Вишгородская) икона Божией Матери … Википедия

Боголюбская икона Божией Матери — Первообраз иконы, XII век Дата появления … Википедия

Пряжевская икона Божией Матери — Пряжевская икона Божией Матери … Википедия

Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери

Смоленская икона божьей матери владимирская

Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери — православные церкви Нижегородской епархии в Гордеевке.

Смоленская церковь является объектом культурного наследия федерального значения.

Содержание

История

Смоленская церковь

Строительство домовой каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери начато в 1680-х годах по указу графа Григория Дмитриевича Строганова. Такой же храм был заложен в Устюжне-Железопольской. Придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия был освящен митрополитом нижегородским Павлом 22 декабря 1694 года, освящение главного престола в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы состоялось 25 июля 1697 года. [1]

После переезда Строгановых в Москву в 1705 году Смоленская церковь стала приходской. В 1930 году церковь была закрыта. В 1934 году церковь хотели взорвать, но по настоянию сотрудников Горьковского краевого музея уникальное здание было сохранено. До начала 1990-х годов её здание использовалось как музейный склад. В 1993 году церковь передана епархии. В 2005—2006 годах был позолочен главный купол.

Владимирская церковь

Смоленская икона божьей матери владимирская

Смоленская икона божьей матери владимирская

Владимирскую церковь была решено перестроить в 1902 году. [2] Строительство велось по по проекту архитектора Д. Федорова и было завершено в 1907 году [2] . Освящение совершалось в три этапа, по мере достройки: в феврале 1908 года, мае 1908 года и сентябре 1909 года. [2] Службы проводились до 1926 года. [2] В сентябре 1998 года храм передан Нижегородской епархии. [1] , в этот же год началось восстановление центрального купола [3] . Год потребовался на освобождение от строительного мусора и оборудования пекарни, из ям для приготовления солевых растворов было вывезено более 500 КАМАЗов грязи. [3]

Приход

В 1997 году открылась воскресная школа. [3] При школе работает детский театр «Ковчег» и вокальный ансамбль «Золотые купола». [3] По благословению архиепископа Георгия с 2003 года открыта подростковая военно-патриотическая дружина имени святого праведного воина Феодора Ушакова. [3] Руководителем дружины был назначен иерей Сергий Симагин. [3]

Настоятелем прихода является Николай Игошев. [3]

Престолы

  • Главный — в честь Смоленской иконы Божией Матери.
  • северный — в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
  • Главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
  • в честь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • в честь святителя Николая.

Святыни

  • Икона с крестом-мощевиком с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы Гефсиманского и мучеников, пострадавших от нашествия сарацин.

Настоятели

  • Иерей Сергий (Радаев) — до 10 августа2005 года. [4] Далее — настоятель Покровской церкви микрорайона Доскино. [4]

См. также

Примечания

  1. 12Храм Смоленской и Владимирской икон Божией Матери, Нижегородская епархия
  2. 1234Архиепископ Георгий совершил всенощное бдение в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, Нижегородская епархия, 8 сентября 2009 года
  3. 1234567Под покровом Божией Матери, Нижегородская епархия, 25 сентября 2009 года
  4. 12Указ № 186 от 10 августа 2005 года, Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий

Ссылки

    , Нижегородская епархия (видео), Нижегородская епархия, 8 сентября 2009 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери» в других словарях:

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… … Православная энциклопедия

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия

ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти… … Православная энциклопедия

ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Гребневская [Гребенская] икона Божией Матери, чудотворный образ (праздн. 28 июля, 21 авг.), находившийся в Москве в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору, известной как храм в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (угол… … Православная энциклопедия

Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке — Православный храм Церковь Смоленской иконы Божией Матери … Википедия

Канавинский район — Герб [[Файл … Википедия

Смоленская церковь — Сокращённое название храмов, освящённых во имя Смоленской иконы Божией Матери Содержание 1 Литва 2 Россия 2.1 Владимирская область … Википедия

Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская) — Православный храм Рождественская, Строгановская Церковь Собора Пресвятой Богородицы … Википедия

Праздники Православной церкви — В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России

Божественная литургия прошла в Свято-Успенском кафедральном соборе. Смоленская икона Божией Материи «Одигитрия» — одна из трёх наиболее почитаемых в России святынь, таких как Владимирская и Казанская иконы Пресвятой Богородицы.

Однако Смоленской икона называлась ещё с 1101 года. Тогда князь Владимир Мономах установил святой образ в новом соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске. Сейчас на его месте находится Свято-Успенский кафедральный собор.

Древний чудотворный образ утратили в первой половине ХХ века, но с иконы сделали множество списков. В Свято-Успенском кафедральном соборе находится другой чудотворный образ конца XVI или начала XVII века – Смоленская надвратная икона Божией Матери «Одигитрия».

Сегодня, 10 августа, в День почитания иконы, праздничную Божественную литургию совершили Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Вениамин, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по делам молодежи, епископ Истринский Серафим.

После окончания мероприятия архипастыри поздравили верующих смолян с праздником.

Как сообщает пресс-служба администрации Смоленской области, богослужения в Свято-Успенском кафедральном соборе проходят с учётом эпидемических норм и рекомендаций: там установили бактерицидные лампы, соблюдают масочный режим, поверхности икон обрабатывают антисептиком.

Смоленская икона божьей матери владимирская

Икона Одигитрии Смоленской явилась в 1642 году 12 октября (ст. ст.) архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келии, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне.

Читайте также

Молитвенное обращение к Божией Матери перед иконой Ея «Смоленская», именуемой «Одигитрия»

Молитвенное обращение к Божией Матери перед иконой Ея «Смоленская», именуемой «Одигитрия» Икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Смоленская принесена из Царьграда в 1046 году. По преданию, эта икона написана святым евангелистом

Владимирская икона божией матери

Владимирская икона божией матери История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок; даже о появлении ее на Руси в древних источниках рассказывается по-разному. Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери Проснувшись после чудесною явления Пресвятой Девы Марии, благочестивый князь Андрей приказал немедленно заложить храм и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Матерь Божию в том молитвенном виде, в каком Она явилась

Икона Божьей Матери «Смоленская»

Икона Божьей Матери «Смоленская» Россия, г. Смоленск, Собор Успения БогородицыСмоленская икона Божией Матери – почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Когда первописаный образ с двумя другими иконами представили

Икона Божьей Матери «Смоленская» Белгородская

Икона Божьей Матери «Смоленская» Белгородская Россия, г. Белгород, ул. Ленина, 60, Смоленский соборЧудотворная Белгородская Смоленская икона чудесно просияла в ночь на 15 октября 1703 года над вратами крепостной стены Белгорода. В 1743 году был возведен Смоленский собор, в

Икона Божией Матери «Суерская (Смоленская)»

Икона Божией Матери «Суерская (Смоленская)» Россия, Тюменская обл., Упоровский р-н, с. Суерка, храм во имя преподобного Серафима СаровскогоВо второй четверти VIII столетия в Суерской слободе свирепствовала моровая язва. Одному из прихожан в это время явилась Богородица и

Икона Божией Матери, «Скоропослушница»

Икона Божией Матери, «Скоропослушница» Афон, монастырь ДохиарЧудотворный список: Россия, республика Коми, г. Печора, ул. Лесокомбинатовская, 37а, Печорский Богородицкий Скоропослушнический монастырьЭто древний чудотворный образ, находится на Святой горе Афон, в

Икона Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица» Афон, монастырь ВатопедЧтимые списки: Россия, г. Москва, Крестьянская площадь, 10, Новоспасский монастырьРоссия, г. Москва, ул. Красносельская, храм всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыряРоссия, г. Екатеринбург, ул. Походная, 2,

Икона Божией Матери «Козельщанская»

Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Божией Матери «Троеручица» Афон, монастырь Хиландар«Троеручица» – это одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Икона отличается левосторонним

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со

О благополучии, сохранении и помощи в пути. Божией Матери пред Ее иконой «Смоленская», именуемой «Одигитрия» (Путеводительница)

О благополучии, сохранении и помощи в пути. Божией Матери пред Ее иконой «Смоленская», именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) Молитва перваяО Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие!Услыши

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери Празднуется 4 ноября и 21 июляВ 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. Спустя 27 лет страшный пожар

Икона Божией Матери «Милующая»

Икона Божией Матери «Милующая»

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со

Икона Божией Матери «Умиление»

Икона Божией Матери «Умиление» МолитваПриими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе

Смоленская икона божьей матери владимирскаяОбщество

и почему эта икона должна быть в каждом доме

10 августа православная церковь совершает празднование в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери . Нередко этот образ еще называют «Одигитрия-Смоленская», что означает путеводительница.

Празднование 10 августа (28 июля по старому стилю) установлено неслучайно: именно в этот день в 1525 году чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери был перенесен из кремлевского Благовещенского собора в Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь.

Что известно о происхождении иконы

По преданию икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» была написана еще св. евангелистом Лукой. По одной из версий этой иконой благословлял свою дочь Анну греческий император Константин Мономах, выдавая ее за черниговского князя. А позднее сын Анны, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск.

Какие чудеса с ней связывают

Если верить преданию, то когда в 1237 году к Смоленску подступил со своими войсками Батый, жители города стали просить заступничества у иконы. И услышал воин Меркурий голос иконы, который повелел ему победить исполина, обещая Божью помощь в деле защиты Отечества. И победил воин исполина и заставил рать Батыя бежать от Смоленска при помощи «сошедших свыше молниеносных мужей».

А во время войны с Наполеоном в 1812 году Смоленскую Одигитрию часто носили по лагерю, чтобы укрепить дух и веру воинов, в день же Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе икону обносили вокруг Кремлевских стен, Китай-города и Белого города.

Смоленская икона божьей матери владимирская

Тайна исчезновения чудотворного первого образа

Икона Смоленской Богоматери

Пропавшую в годы войны икону найти так и не удалось, поэтому сегодня в Смоленске чтут написанный в 1602 году чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Смоленской».

Долгое время икона стояла на крепостной башне над Днепровскими воротами Смоленска, во время войны 1812 года перед ней молился сам Кутузов, а сегодня она является главным украшением смоленского кафедрального собора в честь успения Пресвятой Богородицы.

Смоленская икона божьей матери владимирская

Наряду с Казанской и Владимирской иконами, Смоленская икона Божией Матери Одигитрия считается самой почитаемой православной святыней.

Сегодня известно не менее 30 чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы, поклониться которым можно в разных городах России.

О чем молятся смоленской иконе Божией Матери?

Богородицу просят сберечь мир на земле и уют в доме, защитить Родину от врагов и уберечь тех, кто находится на воинской службе или в пути. Часто обращаются к ней во время обострений различных заболеваний и эпидемий.

Считается, если Смоленская икона есть в доме, то она поможет разрешить любые семейные конфликты и сберечь мир и покой в семье.

Государственный исторический музей в городе Москве обратился в полицию с заявлением о пропаже древней иконы.

Смоленская икона божьей матери владимирская

В августе 2018 года ценная икона вернулась в фондохранилище после экспонирования в Мурманском художественном музее. Однако через некоторое время, когда образ хотели достать для плановой выставки, оказалось, что он исчез. Время пропажи иконы точно неизвестно. После проведения внутренней проверки музей обратился в правоохранительные органы. В настоящее время полиция начала собственную проверку по факту пропажи иконы.

Следует отметить, что это реплика иконы, т. е. точная копия, выполненная несколько сотен лет назад. Настоящая икона Шуйской Смоленской Божией Матери бесследно исчезла в 1939 году из Воскресенского собора города Шуи. Местонахождение её до сих пор неизвестно. Как пояснил нашей редакции известный шуйский краевед Игорь Смирнов, только в Третьяковской галерее, куда недавно он ездил, в настоящее время находится в фондах 15 копий иконы Шуйской Смоленской Богоматери, выполненных в разное время (XVII-XIX вв.) и разными мастерами-иконописцами. Но даже копии самой известной чудотворной иконы Шуи имеют огромную историческую и художественную ценность.

Шу́йско-Смоле́нская ико́на Бо́жией Ма́тери (также Шуйская икона Божией Матери) — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы с младенцем Христом на руках, относящаяся к типу Одигитрия. Святыня города Шуи из Воскресенского собора, с написанием которой связывают избавление Шуи от эпидемии чумы в 1654 году. С 1930-х годов считается утерянной.

Историю обретения святыни описывает литературный памятник XVII века — «Сказание о иконе Богоматери Шуйской» (или «Сказание о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери»). В страдающей от чумы Шуе один из прихожан весьма бедного деревянного Воскресенского храма предложил «во избавление от постигших их бед и несчастий» всем приходом собрать деньги для написания нового списка иконы Смоленской Божией Матери, которая покровительствовала Воскресенскому храму. Если к этому времени весть об освобождении Смоленска от поляков уже достигла Шуи, то это было дополнительным поводом к написанию Смоленского образа. Работа была поручена Герасиму Тихоновичу Иконникову, потомственному иконописцу, кисти которого принадлежал, например, местночтимый образ Владимирской Богоматери из села Взорнова близ Шуи. Стоит отметить, что в XVII веке Шуя была одним из местных центров иконописания.

Местное предание, не приведённое в Сказании, гласит, что первое чудо иконы произошло ещё на этапе её создания. На следующий день после того, как Герасим нанес на доску прорись, он обнаружил, что чудесным образом изменилось положение ручек и ножек Иисуса. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Богоматери Смоленской, но через день вновь обнаружил то же изменение. Иконописец более не осмеливался исправлять образ и объявил горожанам о случившемся как о проявлении Промысла Божия, а поражённый и испуганный народ с благоговением прославлял Бога. Согласно Сказанию, после того, как икону разместили в Воскресенском храме, в местном ряду слева от царских врат иконостаса, от неё исходило яркое свечение. Кто сколько мог, прихожане приносили деньги на украшение новой иконы. В течение нескольких дней с момента принесения иконы в храм люди целыми семьями приходили на каждую службу, истово молились и только после этого чума стала отступать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, а затем полностью покинула город. По данным краеведа В. А. Борисова, в результате эпидемии погибла почти половина населения города, в том числе Герасим со своей семьёй. Надпись в часовне, построенной в 1655 году в память об эпидемии, указывает, что она продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года. То есть икона была написана в 1654 году. Однако некоторые источники годом создания иконы называют 1655 год.

В 1666 году начались новые чудотворения вокруг иконы. Первое из них произошло в понедельник или вторник Светлой седмицы. Чудеса были зафиксированы в т. н. «описаниях чудес». Собственно, само Сказание, описания чудес, а также «Похвальное слово Шуйской иконе» составляют единый литературный цикл. Разные списки описаний упоминают от 40 до 85 чудес, начавшихся в 1666 году. Чудеса представляли собой исцеления от болезней глаз, психических и умственных расстройств, от других недугов. Наибольшее число исцелений зафиксировано 28 июля 1666 года (день празднования иконы Смоленской Божией Матери) и в следующий день. По инициативе шуйского духовенства была составлена челобитная царю Алексею Михайловичу, сообщавшая о событиях вокруг иконы. В приложенном к ней перечне («роспись чудес») речь шла о 103 чудесах. Накануне 28 июля 1667 года по указу царя и с благословения патриарха Иосафа II в Шую прибыла возглавляемая архиепископом Стефаном комиссия для установления подлинности чудес. Комиссия, опрашивая утверждавших об исцелении, а также их родственников и соседей, пришла к неоднозначным выводам, тем не менее многие чудеса подтвердились, икона была признана чудотворной и получила название «Смоленская-Шуйская Богоматерь». Отчёт комиссии опубликован в «Книге свидетельств чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Одигитрия чудесем, что в Шуе». Воскресенская церковь вскоре сделалась соборной, а икона стала её главной святыней и приобрела широкую известность в России, особенно в Верхневолжье и Поочье. 1666—1667 года ознаменовались победой России в Русско-польской войне, по результатам которой Смоленск присоединялся к России, и созванием Большого собора, который осудил Никона, но подтвердил правильность начатых им реформ. Не исключено, что отправкой делегации к Шуйско-Смоленской иконе власти решили отметить достижения в военной и духовной сферах, а чудотворения вокруг иконы могли бы быть восприняты как благословение свыше на проводимую в государстве политику.

Шуйский краевед П. И. Гундобин в 1862 году опубликовал одну из поздних рукописей Сказания вместе с описанием Воскресенского собора. В 1883 году Сказание опубликовано в современном переводе иерея Воскресенского собора Евлампия Правдина.

Ссылка на основную публикацию