Молитва в церкви

Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.

Молитва в церкви

В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Молитва в церкви

Чтобы молитва дошла до Небес, важно соблюдать определенные правила. Если их игнорировать, ваша просьба так и останется без ответа, а поход в церковь не принесет духовного очищения.

Сложно представить жизнь православного человека без молитвы. Это основа основ нашей веры, потому что именно по молитвам нашим воздается нам. Благодаря им мы соединяемся с Господом, возвышая к Нему свою душу. Увы, но далеко не всем известно, как нужно молиться. Эксперты dailyhoro.ru расскажут, как правильно возносить свои просьбы к Небесам дома и в храме, чтобы их услышали.

Правила домашней молитвы

Дома молиться можно и даже нужно, но есть наложенные церковью правила о том, как правильно это делать:

Подготовка к обращению:

  • Перед молитвой нужно подойти к иконостасу, стать прямо и смирно, при желании допускается коленопреклоненная поза.
  • Важно настроиться морально, выгнать из головы все отвлекающие мысли, отпустить проблемы и страхи, обратив внимание к Господу.

Домашние молитвенные правила:

  • Зачастую человеку не понятно, как донести свои просьбы до Господа и какими словами выразить то, что накопилось в душе. Для этого существуют готовые молитвы, которые можно найти в молитвеннике. Не стоит пренебрегать известными молитвами — это важный элемент православия, борьба с незнанием и несобранностью.
  • Однако допустимо общаться с Господом и своими словами. Отец всегда готов принять и услышать того, кто обращается к нему с искренней верой и любовью в сердце.
  • Читать молитву лучше вслух, без спешки, обращая свои мысли к Богу и пропуская каждое слово «через себя».
  • Необходимо выбрать определенное время, чтобы ничто мирское не отвлекало от общения с Господом. Конечно, стоит помнить, что многие святые годами учились чистоте молитвы, и достичь сразу подобающего состояния очень сложно. Поэтому если во время молитвенного чтения вас что-то отвлечет, не прерывайтесь, пробуйте прогнать мысли, мешающие вам.

Завершение молитвы:

  • По завершении молитвы обязательно нужно трижды перекреститься и вернуться к мирским делам.
  • В православии принято читать утренние и вечерние обращения, а также молитвы перед и после приема пищи.
  • Дома можно возносить и «неотложные молитвы», когда одолевает страх, тревога или есть тяжкие заболевания.

Молитва в церкви

Правила церковной молитвы

Ведя церковную жизнь, важно знать правила чтения церковной молитвы. В церкви есть несколько типов молитв: общие и личные. Общие молитвы читаются группой людей вместе с батюшкой. Такие молитвы обладают большой силой. Личные молитвы совершаются верующими в свободное от службы время. Молитвенник произносит просьбу подле определенной иконы, ставя перед ней свечу. В церкви разрешено молиться полушепотом или мысленно, дабы не отвлекать остальных прихожан.

В церкви запрещено молиться вслух, молиться спиной к иконам, читать молитву сидя (за исключением, когда человек по личным причинам не может стоять). Важно отметить, что перед началом и по окончании церковной молитвы по обычаю нужно осенять себя крестным знамением.

Молитвенное обращение подле иконы. Главным правилом данной молитвы служит обращение — просьба возносится тому святому, который изображен на иконе. Данное правило нельзя нарушать.

Молитвенное обращение перед мощами. Во многих православных храмах есть мощи святых, к которым можно приложиться в любой день. Мощи обладают чудодейственной силой, поэтому к ним часто обращаются с молитвенной просьбой. Разумеется, приложиться к мощам и прочесть полную молитву удается редко, так как обычно к ним выстраивается целая очередь, поэтому стоит поступать так:

  • Вначале зажигается свеча и произносится полная молитва подле иконы святого, к мощам которого хотят приложиться.
  • После можно приложиться к мощам, а в сам момент приложения коротко озвучить свою просьбу.

Многие новообращенные верующие воспринимают молитву как способ достижения желаемого. Человек читает молитву, буквально требуя различных благ от Господа и святых, взамен обещая вести праведную жизнь. Такой подход идет вразрез с православной верой. Молитва нужна не Господу, чтобы узнать о наших чаяниях, — Он всеведущ и знает о нуждах людских. Молитва нужна человеку, чтобы сблизиться с Господом и впустить его в свое сердце. Именно это и есть главное правило молитвенного чтения. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя

Молитва в церкви

Молитвосло́в – это одна из богослужебных книг Православной Церкви, излагающая порядок частных богослужений.

Содержит в себе извлечения из книг, используемых в общественном богослужении.

Включает молитвословия из Часослова, Акафистника и Каноника (стихиры, каноны, акафисты), Минеи и песнопения при молитве: тропари, кондаки, величания; молитвы, предназначенные для чтения не только членам клира, а мирянам (молитвенное правило). Молитвослов это настольная книга православного христианина.

Православный молитвослов – книга, необходимая каждому верующему человеку. Что мы видим, открыв ее? Сборник молитв, которые в течение двух тысяч лет существования христианства писались святыми отцами и подвижниками благочестия – святителями, преподобными, отшельниками и пустынниками.

Пророк Давид, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Димитрий Ростовский, Оптинские старцы – книга Молитвослов содержит духовные творения всех этих и многих других авторов.

Молитва в церкви

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое. Купив “Православный молитвослов”, не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.

Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.

Перед разделом “Молитвы утренние” говорится: “Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”. Постой еще немного и только потом начинай молиться”. Эта пауза, “минута молчания” перед началом молитвы, очень важна. Молитва должна вырасти из тишины нашего сердца. У людей, которые ежедневно “вычитывают” утренние и вечерние молитвы, постоянно существует соблазн прочитать “правило” как можно скорее, чтобы приступить к повседневным делам. Часто при таком чтении ускользает главное – содержание молитвы.

Молитва в церкви

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать “Господи, помилуй” двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески “Господи, помилуй” звучит как “Кирие, элейсон”. В русском языке есть глагол “куролесить”, который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: “Кирие, элейсон”, то есть не молились, а “куролесили”. Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве “Отче наш”, повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в “Православном молитвослове”.

Молитва в церквиЗдравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Поздравляем Вас с радостным праздником ─ Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

В сегодняшний великий день нужно вознести особые молитвы Божией Матери. А еще лучше, прочесть Акафист.

Ниже мы размещаем краткие молитвы, которые нужно прочесть для того, чтобы приоткрыть завесу этого дивного праздника и наполнить свою душу теплотой и благодатью!

Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание

Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Задостойник (читается вместо молитвы «Достойно есть…»).

Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Молитва Введению во храм Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва в церкви

Для верующего человека прийти в храм это уже жизненная необходимость, а для начинающего воцерковляться человека становление в вере. И молитва идущего в церковь, является благословенным началом для наших светлых побуждений. Чтобы душа настроилась на мир, почувствовала Божественную помощь и защиту, молитва перед тем как идти в церковь, должна быть камертоном нашего желания.

Молитва перед тем, как идти в церковь

Молитва в церкви

Если идти в храм планируется утром, то накануне вечером желательно читать вечернее правило, а утром молитвы утреннего правила и молитву перед походом в храм. Найти их можно в каждом православном молитвослове. Но важно понимать, что не количество прочитанных молитв и само их чтение является нам помощью. А искреннее желание быть с Богом, узнать Его, и одна молитва, исходящая от чистого сердца будет услышана быстрее, чем километры прочитанных молитв. К тому же современный ритм жизни не всегда даёт возможность уделить необходимое количество времени для духовной жизни, поэтому важно верно расставить приоритеты. Кроме молитвенного духовного правила, есть правила для внешнего вида. Мужчина не должен приходить в шортах. И в церковь он входит с непокрытой головой. На женщине не должно быть брюк, вызывающих нарядов, коротких платьев и юбок. В макияже нельзя использовать помаду. Голова должна быть покрыта головным убором. Перед храмом нужно осенять себя трижды крестным знамением.

Молитва идущего в церковь

Возвесели́хся о ре́кших мне́: в до́м Госпо́день по́йдем. А́з же мно́жеством ми́лости Твоея́, Го́споди, вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й; да без преткнове́ния просла́влю Еди́но Божество́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва перед походом в храм

Молитва в церкви

Храм– это дом Божий на Земле. Место куда может прийти любой человек, желающий встать на христианский духовный путь. Христиане получают в храме очищение от своих грехов, учатся общению с Богом на Его языке – молитве. Молитва помогает стать нашей душе внимательней, избавиться от суетных мыслей, укрепиться в желании — прийти в храм. Важно знать, что молитва перед походом в храм это наша защита, ибо не всегда понятным образом, для человека, принявшего решение идти в церковь, вдруг начинают возникать неблагоприятные условия, только для того, чтобы он под каким-либо предлогом отказался от этого намерения. И мысль «а в другой раз» взяла верх над, казалось бы, уверенным желанием – пойти на церковную службу. Его обязательно будут отвлекать различными ситуациями, появятся неотложные дела или вообще желание идти в церковь исчезнет. Иными словами человека начинают одолевать искушения.

Молитва при входе в храм

Вни́ду в до́м Тво́й, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви ми́ пра́вдою Твое́ю, вра́г мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю пу́ть мо́й: я́ко не́сть в усте́х и́х и́стины, се́рдце и́х су́етно, гро́б отве́рст горта́нь и́х, язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ и́м, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия и́х изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя́, Го́споди.
И да возвеселя́тся вси́, упова́ющии на Тя́, во ве́ки возра́дуются, и всели́шися в ни́х, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии И́мя Твое́. Я́ко Ты́ благослови́ши пра́ведника, Го́споди, я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ на́с.

Воцерковляющимся людям полезно начинать с небольшого молитвенного правила и постепенно добавлять молитвы. Как правило, молитвы написаны на церковнославянском языке и поначалу не совсем понятны значения слов и смысл текстов. Это не должно стать препятствием, потому что прочитать и понять молитву на русском языке, поможет словарик в конце молитвослова. Если посещать церковные службы и Божественную литургию регулярно, то со временем вы убедитесь, что молитва на церковнославянском языке, станет такой же понятной, как и молитва на русском языке.

Молитва при входе в храм (на русском языке)

Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, присутствующему благодатью Твоей в святом храме этом, более всего в Пречистых и Животворящих Таинствах. Тебе, истинному Христу Спасителю моему, колена сердца моего преклоняю.
Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, помощнице, заступнице, ходатаице и единой надежде спасения моего.
Почитаю святого ангела, слугу Твоего, всегда хранящего Божественный алтарь Твой, и всех святых Твоих, на иконах изображенных и мощами покоящихся, с любовью почитаю.
И молю Тебя, благого Владыку моего: пусть всегда внемлют уши Твои молитвам людей, молящихся Тебе в этом святом Твоем храме, усопших же помяни в Небесном Твоем Царствии, простив все согрешения их, ибо Ты благ и милосерден во веки. Аминь.

Посещение храма и нахождение на Литургии это не какая-то традиция, а проявление нашего желания быть под покровительством Бога и чувствовать Его поддержку в нашей жизни. Помоги Вам, Господи!

Церковный мир пребывает в дискуссии: молитвы в храме и виртуально – одинаково подлинны? Что из церковных действий, Таинств не перенесешь в онлайн, а попытки это сделать станут спекуляций?

Священник столичной церкви Космы и Дамиана в Шубине иеромонах Иоанн (Гуайта) еще до времен коронавируса проводил в храме молебен «Об умножении любви и о искоренении ненависти и всякой злобы». Сейчас к этой интенции отец Иоанн добавил «Молебное пение во время губительного поветрия и смертоносный заразы».

«Иже на всякое время и на всякий час»

— В прошлый вторник, 17 марта мы соединили эти два текста и молились, чтобы Господь остановил войны, а также распространение эпидемии коронавируса. Для того, чтобы избежать большого скопления людей в церкви, я заранее пригласил всех желающих присоединиться к молитве онлайн. Заранее выложил на сайте храма текст молебна, чтобы он был у каждого, кто решил присоединиться к трансляции.

— Для чего проводить онлайн-молебны, ведь можно попросить каждого помолиться самостоятельно у себя дома в условиях эпидемии?

— Не надо забывать о том, что Господь сказал очень четко и точно: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это из Евангелия от Матфея. Поэтому совместная молитва по согласованию так важна. Люди для того и приходят в храм, чтобы вместе молиться.

Но, слава Богу, сегодня есть возможности, в том числе техническая, позволяющая обращаться к Богу вместе и одновременно, но на расстоянии. Я не считаю, что обязательно физически присутствовать в храме, чтобы всем вместе молиться.

Молитва не знает ни преград, ни ограничений во времени и пространстве.

— Оффлайн и онлайн молебны, молитвы дома и в храме чем-то друг от друга отличаются?

— В молитве главное – насколько нам удается забыть о повседневности и быть с Господом, чтобы чувствовать, что Он рядом. Все остальное – форма.

Пример, Часослов – богослужение, которое проводится в каждом храме, но которое может служиться также мирянским чином, без священника и без всякой трансляции. Разница с тем, что читает священник в храме, и что может читать мирянин сам, минимальна. Каждый богослужебный час заканчивается молитвой, которая говорит: «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли поклоняемый и славимый».

Это означает, что мы можем покланяться Господу, славить Его в любом месте, в любой час, в любое время. Я бы даже сказал больше. Возьмем Литургию, которая состоит из двух частей. В первой части, Литургии оглашенных, читается Слово Божие. И совершенно нет разницы, читает ли текст священник в церкви или сам человек дома.

Молитва – это то, что идет из сердца человека. В православной церкви существует келейная молитва. Участие в трансляции молебна, по сути, и есть келейная молитва. А то, что одновременно в храме служит еще и священник, это очень хорошо.

Настало время творческого подхода к новым христианским темам

— В православной традиции есть обычай по трудным вопросам ссылаться на святых отцов (опыт которых, напомним, не одинаков). Но вот в их времена не было виртуальной реальности, интернета, хотя слышание на расстоянии просьб о молитвах, например, у святых – дело обычное. Св. Паисий Святогорец называл это «духовной телевизией».

— Это важный вопрос, и затрагивает он не только жизнь Церкви во времена виртуальной реальности. Святые отцы не дали ответы на очень многие современные вопросы.

И сегодня наша ответственность как христиан в том, чтобы найти эти ответы, исходя из духа и слова Евангелия и святоотеческой литературы.

Нужно искать аналогичные ситуации, интерпретировать события прошлого. Во времена Иоанна Златоуста не было электричества, что же, запретить теперь микрофоны в храмах? В прошлом не было поездов, метро, самолетов, машин и многого другого. Но всем этим мы пользуемся каждый день – в том числе во благо Церкви, для проповеди.

Сегодняшние христиане не призваны жить в мифическом Средневековье – они призваны жить бок о бок со своими современниками, как это в свое время делали отцы Церкви!

Например, сегодня есть тематические телепередачи, которые позволяют пожилым людям (которым не только во время распространения коронавируса не рекомендуется выходить из дома, но и в другое время тяжело приходить в храм) обращаться к священникам с вопросами.

Благодаря информационным технологиям у нас есть возможность молиться вместе, где бы мы ни находились в этот момент. Физическое расстояние не так важно. Православная церковь как раз призывает использовать средства массовой информации и коммуникации для подобных действий.

На Пасху и на Рождество проводятся трансляции богослужения, которое сам Патриарх Кирилл совершает в Храме Христа Спасителя, и благодаря этому очень многие люди по всей стране имеют замечательную возможность молиться с Предстоятелем Церкви.

Конечно, богослужение смотрят не как футбольный матч, очень важно непосредственно участвовать в молитве. Но техника дает нам саму эту возможность.

Виртуально причаститься невозможно

— Есть ли церковные действия, которые неправильно проводить дистанционно?

— Я бы сказал, что это Таинства, которые в большинстве своем требуют личного участия священника и личного присутствия человека. Например, Причастие. Безусловно, принимать Дары можно только физически, должен быть контакт между священником и человеком, который хочет причаститься. Если прихожанин не может прийти в храм, то священник должен сам его навестить.

Причащение болящих на дому – очень важная часть служения любого священника, как мне кажется. Но я вполне допускаю, что в связи с текущей ситуацией могут еще больше ограничить количество людей, присутствующих одновременно в храме. И как быть? Священники Москвы будут ездить по домам всех людей, желающих причаститься?

Это нереально. Если люди не будут иметь возможность причащаться физически, то они смогут молиться и быть в глубоком единении с Богом даже без причащения.

Еще одно Таинство – Крещение. Но и тут могут быть исключения. Например, в крайних ситуациях крестить может любой мирянин.

Что касается Таинства исповеди – оно, пожалуй, больше других меняло свои формы.

В Русской Православной Церкви практикуется индивидуальная исповедь, но есть и общая. А вот католики не признают никакой общей исповеди, только личное общение со священником.

Армянская апостольская церковь фактически не практикует индивидуальной исповеди. А в послании апостола Иакова мы читаем: «Исповедуйте друг перед другом прегрешения ваши». Это яркий пример того, что Таинство одно, а формы различные.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Дорогой Небесный Отец, я благодарю Тебя за то, что Ты являешься Добрым Пастырем Киевской церкви «Благая Весть».

Я провозглашаю и верю, что члены этой церкви — это род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. (1Пет.2:9)

Я провозглашаю, что члены нашей церкви — это люди премудрости и откровения. Это люди Божьего Слова, ходящие в свете Его слова. Они имеют откровение о том, кто такой Христос и кто они в Нем (Ефесянам 1:17). Они изобилуют всем верой и словом, познанием, всяким усердием (2 Кор. 8:1-7). Это люди ревностные к добрым делам.

Я заявляю, что я, моя семья и моя церковь — искуплены и покрыты драгоценной кровью Иисуса Христа. Спасибо за ангелов, которые — охраняют нас на всех путях наших. (Пс.90:11) Спасибо за то, что люди этой церкви насыщены долготою дней. (Пс.90:16) Спасибо за то, что духовные дети этого Дома, научены Господом, и великий мир у них и обилие благословений. (Ис.54:13). Господь избавил их от всякого злого дела и сохранил их для своего небесного Царства! В колене нашем нет больного, они здоровы и богаты, полностью свободны от долгов и кредитов! Ни один не умирает преждевременно и от болезни, они проживают полное число дней своих во славу Господу. Они принимают помазанное слово Божье в обилии, хранят Его в чистом сердце и слово Божье приносит стократный урожай в их жизнь и поднимает их на новый уровень (Марка 4).

Спасибо за то, что мы утверждены в праведности и ни одно оружие, сделанное против нас не будет успешно. Мы далеки от угнетения и нам нечего боятся. Все что вооружается против нас падает перед нами (Исаия 54:13-17). Бог сделал так, чтобы вся благодать (всякое благоволение и земное благословение) пришли к нам в изобилии так, чтобы мы всегда и во всех обстоятельствах, и в любой нужде были самодостаточным — имели достаточно, чтобы не требовать никакой помощи или поддержки, и были обеспеченными в изобилии на всякое доброе дело и благотворительное даяние. Мы провозглашаем, что люди нашей церкви обогащены во всём и всяким образом, они щедры, [и эта щедрость сама по себе] при содействии принесёт благодарение Богу. (2-е Кор. 9:8, 11, Расширенный перевод Библии). Люди нашей церкви не испытываю недостатка ни в каком благе, потому что Бог восполняет все их нужды по богатству Своему в славе, Христом Иисусом (Фил. 4:19).

Я, моя семья и моя церковь – это люди ведомые Святым Духом, которые живут в совершенном Божьем плане (Рим.8:14). Они приняли любовь Божью к ним и подражают Богу (Еф.5:1)! Эта церковь не терпит нужды ни в каком благе и даровании (Пс.33)!

Я провозглашаю, что Господь ежедневно прилагает спасаемых к церкви. И я – инструмент в Божьих руках. Господь собирает остаток стада своего со всех стран, эта церковь наполнена людьми со всего мира! Они находятся в своих дворах (в месте своего предназначения) и здесь они плодятся и размножаются! Каждый на своем месте в церкви и служат в радости! Взаимодействуют друг с другом ходя в любви. Они не боятся и не пугаются, не теряются (Иер.23:4).

Господь очистил себе этот народ — народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:14)! И Господь умножает народ сей в тысячу крат (Второзаконие 11).

Я провозглашаю, что эта церковь успешно и эффективно выполняет Великое Божье поручение, чтобы достигать неспасенных, привлекать отпадших, проповедовать и распространять Царство Божье по всей земле. (Марка 16:15-20)

Господь, Духом Твоим, сегодня я призываю потерянное с севера и юга, запада и востока в эту церковь. Я говорю, что каждое служение наполняется и переливается через край. Я благодарю Тебя, что чудеса и знамения, подтверждают Твоё Слово, и великое множество людей приходит, чтобы принять Иисуса Христа, как своего Господа и Спасителя. Отец, вышли делателей и пошли Своих Ангелов, чтобы они как жнецы заполняли этот Божий Дом молитвы.

Я благодарю Тебя, что на каждом собрании мы получаем свежее Слово с Неба и Ты кормишь нас как возлюбленных детей. Благодарю, что люди этой церкви накормлены, напоены и не имеют никакого дефицита, ни в каком духовном знании. Я молюсь, чтобы Ты восстанавливал сердца людей, которые отпали, обиделись, были рассеяны или разочарованы. Мы призываем их обратно в Царство Божье и в дело служения, и мы запрещаем врагу атаковать их жизни.

Господь, спасибо, за то что пятикратные дары служения поднимаются и высвобождается, служение вспоможения поднимается и высвобождается (Ефесянам 4; 1-Кор.12). Святые совершаются на дело служения, для созидания Тела Христова. Спасибо за то, что люди этой церкви растут в любви (Еф.4:12-16). Это церковь где священники и цари работают в партнерстве, и Божья работа и видение осуществляется и нет места обидам, раздорам и распрям (Иак.3)!

Небесный Отец, объедини сердца людей нашей церкви, чтобы заботиться о Твоих людях, выполнять Твоё поручение, расти в любви и совершенствоваться во Христе. Во Имя Иисуса Христа, аминь!

В православной традиции есть, что почитать о молитве. Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

Молитва в церкви

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Разные виды молитвы

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют «Отче наш», тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы, они даже образуют своего рода лествицу. Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Далее следует ступень непрестанной, самодвижной молитвы. Не будем о последних, самых высоких, ступенях подробно говорить. Лучше остановимся на первых двух – они к нам ближе.

Устная и умная молитва

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да [1].

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да». Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная[2].

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Так что же происходит в храме?

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву, а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву.

Молитва в церкви

Приступим к выводам

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение, то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя, так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому!

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: «Защитник Иисусовой молитвы»).

4 декабря наступит удивительный праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы. В это время каждый православный христианин должен сходить в храм, поставить перед иконой Богоматери свечу, а затем прочитать молитву Святой Деве Марии, благодаря которой жизнь станет лучше, а душа наполнится покоем.

Текст молитвы

Молитва в церкви

К кому же я буду обращаться, Владычица, к кому приду со своими печалями, как не к тебе, о Небесная Царица. Кто плач мой и вздохи услышит, если не ты, Непорочная, надежда всех грешников и христиан? Услышь же мольбы мои и наклони ко мне свое ухо, Мать Бога моего, и не отринь же меня, ищущего раба Божьего (ваше полное имя).

Прошу, обучи меня исполнять волю Сына твоего и подари желание всегда исполнять его святые заповеди. За мой крик не отступи от меня, а побудь матерью и покровительницей меня малодушного, о моя старательная Заступница.

Твоими заботами грехи мои покрой, от всех невидимых да видимых врагов защити, черствые сердца врагов моих смягчи и любовью Христа согрей. Мне немощному дай твою всесильную помощь, дабы мог побороть я свои греховные привычки да очиститься покаянием. Укрепи же мою веру и вознеси за меня многогрешного молитвы Господу, как я отойду, чтобы оправдал меня Он и сделал сопричастной к бесконечным радостям. Аминь!

Молитва, перед тем как идти в церковь, известна всем православным людям. Она читается во избежание искушений и соблазнов, особенно когда человек собирается причаститься.

Молитва в церкви

Как избежать соблазнов на пути в храм

Когда христианин собирается в храм, возникает масса причин для раздражения и стресса. Это давка в общественном транспорте, встреча на пути знакомых со своими проблемами, капризы детей. Но ведь в церковь следует прийти в душевном спокойствии.

Искушения могут возникать у верующего человека и мешать совершению замыслов. Встречи со знакомыми людьми по дороге, появление дел, которые затем окажутся бесполезной тратой времени. Эти обстоятельства ухудшают настроение, а затем исчезает желание посетить храм.

Темные силы будут противостоять планам, добавлять ненужных желаний, навевать лень. Но они бессильны перед молитвами, призывающими к Господу и ангелу хранителю.

Святые отцы оставили богатое наследие молитвенных текстов после продолжительного времени монашеской жизни. Молитвы, написанные праведниками Иоанном Златоустом, Романом Сладкопевцем, Василием Великим, Макарием Египетским, Ефремом Сириным, дают правильное настроение.

Правила подготовки к богослужению

Перед тем как войти в храм следует знать как вести себя:

  • начинать готовиться следует заранее;
  • перед службой не кушать;
  • одежда должна быть скромной, чистой и опрятной, женщины покрывают голову платком, мужчины без головного убора;
  • женский макияж и украшения, короткие юбки, кофточки с открытым декольте исключаются;
  • утром перед церковью поблагодарить Господа за спокойную ночь, умыться и произнести молитву;
  • по дороге в храм читать молитву Иисусу Христу, у входа в церковь три раза перекреститься.

Текст молитвы идущего в церковь на русском языке:

«Я обрадовался, когда мне сказали, что пойдем в дом Господень. Твоей милости войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе пред Тобою. Господи, дай мудрости идти правильным путем, угодным Тебе. Пусть ничто не помешает мне прославить Единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Сейчас и всегда и во веки веков. Да будет так. Аминь».

Смотрите еще видео рассказ о том, нужно ли читать молитвы идущему в храм:

На входе в Храм, повернувшись лицом в его сторону, трижды крестятся с поклоном. Смысл этих действий – просьба о прощении, помощи и защите – помните, «…спаси и сохрани меня…». Как правило, при посещении Храма православные выполняют еще один обряд – ставят свечку и подают записки для молитвы о здравии и поминании. Его суть – просьба о здравии живущих и прощении ушедших.

Молитва – непременная часть обряда посещения храма. В молитве человек общается с Богом, обращаясь к нему с просьбами о прощении, помощи и укрепления души. Считается, что только в Церкви общая молитва звучит наиболее искренне. Если молиться в церкви, то это сближает человека с Богом. Человек молится умом и сердцем и может делать это в любом месте, Бог всюду, но Храм — Божий дом — а поэтому участие в церковном богослужении считается богоугодным деянием. Молитва имеет свои правила: вначале идет обращение к святым и их прославление, перечисление их достоинств, затем следует просьба и завершается молитва словами благодарности. Здесь, как говорится, могут быть и варианты, но общее смысловое содержание молитвы именно такое: обращение, просьба, благодарность.

Православная церковь предписывает молиться дважды в день – молитва начинает день и завершает его. Молитва в Храме совершается во время богослужения. Текст молитвы произносится священнослужителем, который по ходу молитвы обращается к верующим, а те подтверждают свое согласие с его словами, осеняя себя крестом. Пение церковного хора еще более сближает прихожан духовно. Чтобы молиться в церкви осмысленно, необходимо понимать суть молитвы — кому она воздается, что прославляется и о чем молящийся просит Бога и Его святых.

По завершению посещения Церкви, уходя, следует, повернувшись к Храму, трижды с поклоном осенить себя крестом на выходе из Храма в знак благодарности за духовное очищение и полученную благодать. Таков порядок и смысл посещения Церкви и вознесения молитвы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector