Матрона московская жданова

И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Матрона московская жданова

Матрона Московская – одна из самых любимых и почитаемых в России святых. Многие православные люди при жизни обращались к этой женщине, обладавшей чудодейственным даром, за исцелением. После смерти Матроны ее могила стала местом притяжения верующих, а день ее рождения 22 ноября – церковным праздником.

Земное начало жизни Матроны

Дату ее появления на свет разные источники преподносят по-разному: это либо 1881-й, либо 1883-й, либо 1885 год. Но место рождения называется точно: село Себино Епифанского уезда Тульской губернии. Матрона Димитриевна родилась в крестьянской семье Никоновых, где уже росли девочка и два мальчика, а еще троих детей родители похоронили во младенчестве.

У Матроны было врожденное заболевание глаз, из-за которого всю жизнь она оставалась незрячей. Но этот природный недостаток искупался божественным зрением, которым она обладала с детских лет и благодаря которому стала провидицей.

Некоторые авторы пишут, что Матрона была не родной, а приемной дочерью Никоновых. Однако в житии святой сказано, что родители ее, Димитрий и Наталья, были немолоды, и, поскольку еще один ребенок стал для бедной семьи лишним ртом, думали избавиться от него.

Матрона московская ждановаМать заранее решила поместить будущее дитя в приют, содержавшийся в соседнем селе князем Голициным. Но все изменил вещий сон: еще не рожденная дочь приснилась Наталье в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами. Богонравная женщина поняла, что от мысли о приюте следует отказаться, и слепая малышка осталась в семье.

При крещении ее нарекли Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой христианки пятого века.

Как следует из текста жития, уже с 7-8 лет девочка, глубоко уверовавшая в Бога, была отмечена духовными дарами предвидения, чудотворения и исцеления, и она щедро использовала свои способности на благо окружающих ее людей.

За помощью к ней приходили и приезжали не только из окрестных деревень, но из других уездов и губерний. В благодарность просители оставляли в доме Никоновых продукты и подношения. Получилось, что девочка стала не обузой для семьи, а главной ее кормилицей.

В годы отрочества ей довелось совершить несколько путешествий с помощью Лидии Яньковой, дочери помещика. Они побывали в Киево-Печерской лавре и в Троицко-Сергиевом монастыре, ездили в Санкт-Петербург и другие святые места.

Существует предание о том, как Матрона встретилась с Иоанном Кронштадтским в Андреевском соборе. Праведный старец, подозвав к себе юную паломницу, во всеуслышание назвал ее своей сменой и «восьмым столпом России».

Когда Матроне шел семнадцатый году, у нее неожиданно отнялись ноги. Девушка утратила возможность передвигаться самостоятельно и до конца жизни смиренно несла этот крест.

Годы гонений и невзгод

Матрона московская ждановаОктябрьский переворот в России Матрона предвидела задолго до событий, узрев, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Помещику из своей деревни Янькову она перед революцией советовала все продать и уехать за границу. Но тот не поверил предсказаниям девушки, и в результате имение было разграблено, а его владелец преждевременно ушел из жизни.

Вместе со своей покровительницей, дочерью помещика Лидией, Матрона вынуждена была скитаться в поисках крова и средств к существованию. Обе они терпели невзгоды и лишения. В середине 20-х годов Матрона перебралась в Москву, где ее приютили знакомые. Примкнувшие к большевикам братья не стали помогать сестре.

Зинаида Жданова, подруга святой, с которой она жила вместе многие годы, написала «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», изданное Ново-Голутвинским монастырем. В повествовании приводится история посещения Матроны Иосифом Сталиным в 1941 году.

Якобы руководитель государства приехал к провидице узнать, велика ли угроза взятия столицы немцами. Матрона сказала ему, что победит русский народ, что сам Сталин единственный из начальников не покинет Москву. Этот эпизод отрицают историки, считая его выдуманным, не признает подлинность факта и православная церковь, которая объявила апокрифом книгу Ждановой.

Матрона московская ждановаВ каноническом тексте жития описываются многие гонения, устроенные на Матрону советской властью. Старице удалось избежать ареста, а вот ее биограф, автор «Сказания», была осуждена за участие в антисоветской церковно-монархической группе.

В течение всей своей жизни Матрона принимала страждущих и страдающих, нередко до сорока человек в день, которые шли к ней за поддержкой, за исцелением от скорбей и недугов. Житие приводит множество примеров ее помощи болящим, которые выздоравливали благодаря Матроне.

Причем то, что она делала, не имело никакого отношения к традиционному народному целительству, магии, заговорам и ворожбе. Святая обращалась к Господу и испрашивала у него чудесную помощь людям, читала молитвы над водой и давала ее пить посетителям, которые избавлялись от немощей.

Собственный уход в мир иной она предсказала за три дня, но даже в последние дни не перестала принимать людей, нуждавшихся в помощи. Почила Матрона 2 мая 1952 года в подмосковном поселке Сходня, где в то время селилась у дальней родственницы. Старице шел 71 год. Ее похоронили на Даниловском кладбище, ставшем на многие годы местом стихийного паломничества верующих.

Посмертная память

Матрона московская ждановаВ 1998 году мощи Матроны перенесли в Данилов монастырь в столице. Пролежавшие в земле 46 лет останки оказались нетленными. Это чудо 8 марта 1998 года констатировали священнослужители. В честь этой даты был установлен церковный праздник — День обретения мощей блаженной Матроны.

В дальнейшем местом упокоения останков стал храм на территории Покровского женского монастыря в столице, куда теперь ежедневно приходят тысячи верующих. 2 мая 1999-го блаженная Матрона Московская была канонизирована Московской епархией, а через пять лет состоялась ее общецерковная канонизация и причисление к лику святых. Частицы мощей святой Матроны не раз доставлялись для поклонения в храмы многих города России.

Творившей чудеса посвятили «Прямой эфир»

22 ноября, в день рождения святой старицы, о Матроне Московской, о том, как она жила и творила чудеса, рассказывали в студии Андрея Малахова простые люди и известные персоны. В программе «Прямой эфир» демонстрировались документальные записи, сделанные в 2001 году, в частности, воспоминания личного биографа Матроны Зинаиды Ждановой.

Актриса Екатерина Градова поведала о том, как в честь Матроны Московской удалось открыть в Доме ветеранов сцены придомовую церковь. В день, когда было получено разрешение на службу, в церкви замироточила икона святой Матроны.

О своем отношении к легендарной старице в передаче рассказывали писательница Дарья Донцова, певица Вика Цыганова, артисты Любовь Руденко, Елена Папанова, Тамара Семина, Владимир Стеклов и другие медийные личности.

В биографии Матроны Московской еще много загадок и тайн

Несмотря на то, что, по историческим меркам, совсем недавно жила святая, но далеко не все ясно сейчас в биографии Матроны Московской.

Причина, как мне представляется, в том, что мы, как известно, «что имеем – не храним». Жила рядом с людьми чудотворица, прозорливица, исцелительница, великая святая душа, ходили люди к ней за помощью, помощь эту получали, но никому не пришло в голову биографию ее писать при жизни, или хотя бы собрать об этой жизни точные данные. А вот когда посмертная слава пришла к ней – спохватились, что знаем-то, оказывается, очень мало. А ведь, по большому счету, надо было бы за ней каждое слово записывать – какой бы это был богатейший материал! Но, увы, не нашлось тогда такого человека.

Однако не будем никого осуждать, может, Господу было так угодно, чтобы урок нам преподать – давайте будем ценить то, что имеем, дорожить каждым мигом жизни, интересоваться теми людьми, с кем нас жизнь сводит, расспрашивать их, записывать, оставлять для потомков те знания, которые нам довелось получить…

И все же был человек, оставивший нам, потомкам, живые свидетельства о жизни Матроны Московской. Этот человек – Зинаида Жданова, в доме которой на Арбате Матронушка жила почти восемь лет. Она написала книгу о Матроне Московской. Но и в этой книге тоже лишь отрывочные сведения, из которых полная картина жизни святой складывается с трудом. К тому же церковь, например, не признала книгу Ждановой в качестве основы для официального жития святой, потому что, по мнению многих исследователей, в этой книге порой очень трудно отличить вымысел от правды.

Но мы должны быть благодарны Зинаиде Ждановой за то, что она оставила нам свой труд. По сути, нигде больше не собрано столько свидетельств современников о жизни маленькой святой.

Зинаида Владимировна Жданова родилась в 1917 году. К ее судьбе, как и к судьбе ее матери, Матрона Московская имеет самое прямое отношение. Мать Зинаиды Евдокия, односельчанка Матроны, была некрасивой девушкой из простой крестьянской семьи. В 28 лет она все еще была не замужем, и в деревне на нее уже повесили ярлык вековухи, старой девы. Но Матрона посоветовала Евдокии поехать в Москву, устроиться там на работу, и предсказала, что она выйдет замуж за богатого барина, да к тому же красавца.

Евдокия последовала совету, и в Москве устроилась кухаркой в знатную семью Ждановых, у которых был единственный сын Владимир. Когда он, студент института путей сообщения, поехал на практику, родители отправили с ним и Евдокию в качестве прислуги. Он и внимания не обращал на неказистую кухарку, но ему было несколько знамений: то какой-то голос во сне просил жениться на Евдокии, то случайно встреченный старец, очень похожий на святого, говорил то же самое. В итоге Владимир и правда женился на ней, чем вызвал крайнее неудовольствие семьи. А когда случилась революция, выяснилось, что Владимира от большевистской расправы спасло лишь то, что он женат на простолюдинке.

Через много лет Евдокия и Зинаида Ждановы приютили Матрону у себя в Москве. Давали они приют и другим праведным, блаженным людям – за что Зинаида и пострадала: в 1950 году ее арестовали по нелепому обвинению в организации церковно-монархической группы. Проведя несколько лет в лагерях, она вернулась в Москву после разоблачения культа личности Сталина и была полностью реабилитирована. Прожила Зинаида Жданова долгую жизнь, и умерла, дожив до преклонных лет, в 2007 году.

Ее свидетельства ценны для нас еще и тем, что сама Матрона Московская благословила ее написать книгу. Зинаида однажды посетовала, что через много лет люди ничего не узнают о Матроне и творимых ею чудесах. «Как же не узнают? Узнают», – ответила ей Матрона. «Но откуда?» – удивилась Зинаида. – «Ты напишешь».

Но собралась написать она эту книгу только через сорок восемь лет после смерти Матронушки.

Первый раз книга «Сказание о житии блаженной старицы матушки Матроны» была издана в 1993 году.

В книге Зинаиды Ждановой указано, что Матрона Московская родилась в 1881 году. Но в официальном житии святой мы видим другую дату рождения – 1885 год. Но и эту дату нельзя считать полностью достоверной, так как выведена она на основе косвенных источников. Дело в том, что комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла нигде никаких документов, свидетельствующих о рождении Матроны. Удалось найти лишь документ о ее смерти, где было сказано, что она скончалась в 1952 году в возрасте 66 лет. Поскольку известно, что родилась она в ноябре (по святкам ей дали имя в честь святой Матроны Царьградской, чья память отмечается 9 ноября по старому стилю), то был сделан вывод, что год ее рождения – 1885.

В последнее время появились свидетельства, подвергающие сомнению и эту дату. В средствах массовой информации были публикации о том, что исследователи-генеалоги уже после канонизации Матроны изучали тульские архивы и, просмотрев все метрические записи с 1880 по 1890 год, нигде не нашли сведений о рождении в Себино девочки по имени Матрона. Однако в деле за 1893 год почти все страницы оказались вырваны. Так, методом исключения, и был сделан предположительный вывод, что настоящим годом рождения Матроны Московской мог быть 1893. А в кладбищенской книге, где сделана запись о смерти, цифры различимы неотчетливо, там мог быть указан как возраст 66, так и 68 лет.

Впрочем, так ли это для нас важно? У святых ведь нет человеческого возраста, живут они по другим законам. И даже смерти нет для них в нашем обычном человеческом понимании. Жива Матронушка для всех, кто любит ее и почитает, и всегда она рядом с нами.

Ссылка на основную публикацию