Каноны православной церкви

Раздел со всеми православными церковными канонами, которые являют собой дисциплинарное законодательство – основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Каноны были составлены как отдельными церковными авторитетами, святыми отцами, так и различными церковными соборами. Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и Поместных соборах и отмене не подлежат.

Каноны православной церкви

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12).

Понятие Церковные каноны обозначает 1) обязательные для всех правила, которые определяют порядок жизни, принятый в Церкви (внутреннее устройство Православной Церкви, дисциплина, аспекты жизни православных прихожан); 2) свод церковных правил.

Соответственно, «канонический» означает – «законный, церковно признанный». Причем, признание это определяется именно исполнением норм церковной жизни.

  1. Виды канонов
  2. Для чего нужны церковные каноны?
  3. Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?
  4. Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?
  5. Группы канонов и области их регулирования

Виды канонов

Каноны составлялись церковными соборами на протяжении веков. Но есть часть канонов, которые имеют конкретных авторов – апостолов и авторитетных, уважаемых святых отцов.

По этому признаку они делятся на:

  • соборные,
  • апостольские,
  • святоотеческие.

Полностью существующие каноны можно изучить в основном каноническом корпусе Православия, называемом «Книга правил». Второй сборник «Кормчая книга» – она служит сборником светских и церковных законов, которые используются церковными судами в православных славянских странах. Ими же руководствуется управление Церковью.

Для чего нужны церковные каноны?

Канон переводится с греческого как «норма» или «правило». И по своему смыслу они представляют собой для Церкви то же самое, что для государства представляет его законодательство. История общества на протяжении многих веков не раз показала, что происходит с государствами, в которых люди начинают пренебрегать законами. Поэтому каноны Церкви свято проносятся через тысячелетия, изменяясь лишь в зависимости от общественного устройства, но при этом не теряя своей основы – любви к Богу.

Недаром знаменитый зарубежный богословский теоретик и практик, преподаватель предмета Канонического права во Франции, русский по происхождению, Николай Николаевич Афанасьев, говорил студентам, когда начинал курс лекций, об этом. Он начинал курс с заявления слушателям, что самому праву в Церкви места нет, оно появилось тогда, когда иссякла любовь! Как бы ни странно звучали эти слова из уст священника, но они верно отражают тенденции мирового устройства.

Некоторые законы и правила в обычной жизни кажутся нам порой излишними и утомительными, например, правила дорожного движения. Но как только хотя бы один человек грубо нарушит правила дорожного движения, он может создать гигантскую пробку и погубить немало судеб, как физически, так и в общественном смысле. Такую же аналогию можно провести и с церковными канонами.

Но в Церкви все значительно более неформально в индивидуальном плане. Ведь каждый прихожанин имеет свои личностные качества, проблемы, прегрешения, которые когда-то первый раз привели его в Церковь. Исполнить те или иные каноны он не может в силу разных причин, например, физической немощи. И духовник играет в этом очень значительную роль. Он ограничивает каноническую норму для конкретного православного христианина.

Многие каноны были сформированы в первые века после Рождества Христова и применить их буквально совершенно невозможно в наше время. Поэтому избежать формализма, быть гибким и учитывать индивидуальные возможности паствы – вот каноническая обязанность священника.

Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?

Каждый из людей имеет массу слабостей – лень, эгоизм, множество непреодоленных страстей. Поэтому для каждого крещенного человека нужен определенный вектор, который на пути к главной цели – спасению — будет определять наиболее короткий путь. Таким вектором благочестивой жизни и служат церковные каноны.

Например, домашняя молитва может быть у каждого в своем порядке, лишь бы она достигала цели – помолиться, то есть поговорить с Богом и получить адекватный отзыв, обрести душевный покой. Пусть это произойдет при незажженной лампаде, сидя в кресле после тяжелого трудового дня. Но этот результат будет лучше, чем у того, кто прочитал все вечернее правило, стоя перед иконами с зажженной свечой, но мыслями блуждая далеко от Бога. То есть тот, и другой в чем-то нарушили каноны, но пользу от этого получил только один из них.

Но когда эти же люди приходят в Храм, то здесь уже невозможно учесть все взгляды, интересы и предпочтения. И здесь, в обществе, нужно всю массу индивидуальностей привести к какому-то стройному единообразию. Здесь уже без канонов не обойтись и их исполнение необходимо.

Таким образом, общеобязательные каноны становятся необходимы там, где есть общество, где нужно четко прописать права и обязанности каждого, чтобы избежать беспорядка, хаоса и привести все в единообразный вид.

И этот вид Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неизменен со времен ее основания. Его и призваны сохранить каноны в том виде, в каком создал ее Иисус Христос, чтобы не утратить Божественной сути.

Церковь тождественна сама себе, и это сохраняется через все прошедшие века.

Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?

Разумеется, именно от Него и исходят многие канонические нормы жизни христиан. Например, самое первое таинство – Крещение, Он устанавливает в Евангелии:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:19-20

И многие другие нормы, которые мы узнаем из Святого Евангелия, устанавливаются именно как каноны. То есть, сам основатель Церкви изначально дает правила, по которым ей жить в дали веков.

Разумеется, Святой Дух ведет нашу Церковь и осеняет ее, благодаря чему она развивается и обновляет свои нормы, следуя за мировым развитием. Но в целом все обновления проходят только по тем принципам, которые установил Господь в Евангелии.

Группы канонов и области их регулирования

Все общеобязательные правила можно разделить на несколько групп:

  • Административные каноны – регулируют порядок руководства Церковью;
  • Дисциплинарные — направлены на упорядочение жизни верующих и служение монахов;
  • Догматические – осуждают ереси и секты;
  • Территориальные – устанавливают управление Церковью по территориальному признаку, устанавливают полномочия высших священнических чинов – епископов, митрополитов, патриархов и регулярность проведения соборов самого разного назначения.

И пусть многие церковные каноны, установленные в первые века, устарели, но они все равно изучаются, чтятся и являются определенным эталоном для последующих веков. Пусть из них не берется напрямую буква церковного закона, но Дух этих канонов должен сохраняться в обновленном виде в любое время.

Слово канон, в православной церкви употребляется в двух значениях: в одних случаях под каноном подразумевается правило, регулирующее церковную и домашнюю жизнь православного человека, а в других – жанр богослужебного текста. В этой статье я расскажу об обеих разновидностях православного канона. С каноном в молитвенном его значении мы сталкиваемся, как правило, достаточно часто: каноны празднику читаются во время каждого вечернего богослужения, а во время подготовки к таинству Причащения мы также читаем четыре канона: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю, и собственно канон ко Святому Причащению.

Текст православного канона достаточно длинный: он состоит из восьми ирмосов и такого же количества песней, объединенных общей тематикой. Чтение одного канона вместе с молитвами, которыми он всегда завершается, занимает от пятнадцати до тридцати минут, но бывают и исключения – например, великопостный православный канон преподобного Андрея Критского, пению которого посвящено аж четыре длительных вечерних богослужения в первые дни Великого Поста.

Особенность православного канона как молитвы

На фоне таких ветхозаветных древностей, как псалмы царя Давида и различные гимны, православные каноны выглядят совсем юными – их появление относят всего лишь к VII веку нашей эры. Человеком, который систематизировал и упорядочил понятие «канон» и считается родоначальником этого жанра, был уже упомянутый выше архиепископ острова Крит, преподобный Андрей. Прекрасный церковный писатель, владевший силой слова и богатым литературным талантом, он внес огромный вклад в молитвенное наследие православной церкви.

Особенностью молитвенного канона православной церкви является то, что его текст обращен не только к Богу, Богородице, или кому-то из святых – читая его, христианин обращается еще и к самому себе, призывает себя покаяться, задуматься о загробной участи своей бессмертной души, которая будет нести ответственность за все, совершенное им во время земной жизни. Кроме того, ирмосы канонов переносят нас в ветхозаветные времена, описывая события из жизни праотцев.

Таким образом, православный канон — молитва имеет не только сугубо молитвенное, но и просветительское значение, а также оказывает влияние на православное самосознание человека.

Как упорядочить свое самосознание: нерушимые правила православной церкви

Церковные православные каноны-правила имеют также очень большое значение. Невозможно называть себя христианином и не знать при этом правил, регулирующих жизнь православной церкви.

Каноны православной церкви отличаются от догматов тем, что догматы регулируют православное вероучение, каноны же определяют нормы жизни. Каноны можно сравнить с государственными законами – нарушивший их может скрыть это от окружающих, но при этом все равно уже является преступником. Является ошибочным мнение, что каноны второстепенны, и что раскол из-за канонических противоречий менее значителен, чем раскол из-за расхождений в догматике. Для сравнения можно привести Великий церковный раскол между католиками и православными, и русский раскол между православными и старообрядцами: оба они нанесли непоправимый урон целостности Христовой Церкви.

Прочитать подробнее о канонах православной церкви можно в Книге правил, которую можно купить в церковной лавке либо христианском книжном интернет-магазине. Этот кодекс довольно объемный – всего он содержит 762 церковных канона.

Каноны церковные (canones ecclesiastici). Канонами называются церковные законы, которыми установляется в церкви внешняя жизнь верующих и все то, что нужно для сохранения в ней надлежащего порядка и для достижения цели, ради которой она существует. В смысле общего, обычного и соответствующего преданию порядка слово „канон“ употреблено несколько раз Никейским собором 325 г.

Правила древнейших соборов не могли быть называемы канонами потому, что самые соборы составлялись в ограниченных пределах какой-либо провинции или страны и не претендовали на соблюдение их во всех других христианских странах; между тем со словом „канон“ в древнецерковном словоупотреблении соединялось понятие обще-церковной нормы, одинаково обязательной для всех христианских общин и всеми одинаково признаваемой. С тех пор как, благодаря первому христианскому императору Константину Великому, составился первый Вселенский собор, и постановления этого собора, утвержденные императором, были приняты в руководство всею христианскою церковию, к отдельным соборным постановлениям стали прилагать название канонов. С IV до IX века идет ряд соборов, на которых при свободе, предоставленной действиям церковной власти, — обсуждается обширный и разнообразный круг предметов церковного управления и дисциплины, и определения соборов получают общеобязательное для всех членов церкви значение положительного закона. Постепенно образуется основной церковный канон, и на соборе Трулльском 692 года, а потом на VII Вселенском 787 года утверждается полный его состав и определяется каноническое значение различных памятников церковного законодательства. Светская верховная власть своим признанием и утверждением сообщает канонам церкви авторитет государственных законов и сопровождает их нарушение юридическими последствиями в гражданском обществе, являясь охранительницею церковного законодательства. „Церковные каноны, — говорится в законодательстве императора Юстиниана (в конституции 530 года), — имеют такую же силу в государстве, как и государственные законы“; „что запрещают они, — то запрещают и законы“. Тех же принципов держалось и позднейшее законодательство. Общим принципом государственного законодательства не только в делах церковных, но и в делах светских, служило правило, что вообще светские законы должны следовать церковным канонам и что они теряют свою силу, если противоречат установленным церковию догматам. Впрочем, церковные постановления, не находящиеся в необходимой связи с основными канонами церковными, могли быть изменяемы или отменяемы светскою властию, и обыкновенно такие изменения и отмены были делом весьма обычным, против которого церковь никогда не протестовала, но возможности противоречия законов светских церковным канонам все-таки не допускалось. Это было общим принципом светского законодательства. Такое положение дела показывает, что церковные правила или каноны вообще в греко-римской империи имели больший авторитет, чем светские законы. С юридической точки зрения это впоследствии объяснялось тем, что светские законы имеют только одну санкцию — государственную. Так объясняют дело Вальсамон и Властарь. „Необходимо, — говорит Властарь, — чтобы каноны имели больше силы, чем законы, ибо законы составляются только царями и от них получают свою силу, между тем как каноны составляются по мысли и стараниям святых отцов и по воле тех же царей и утверждаются ими“. Так понималось сравнительное значение церковного и светского законодательства до самого падения византийской империи. Что касается современной церковной практики, административной и судебной, то она в редких случаях обращается к древнему канону, как к источнику; действительным основанием для практики в вопросах управления и суда служат различные указы, определения Синода и гражданские уставы.

Литература. Никодим (Милаш), еп. Далматский, Православное церковное право, перев. Петровича, СПБ. 1897. Проф. М. А. Остроумов, Введение в православное церковное право, т. I, Харьков 1893. Проф. Н. К. Соколов, Из лекции по церковному праву, вып. 1, Москва 1874. Проф. H. С. Суворов, Курс церковного права, т. I, Ярославль 1889.

* Михаил Егорович Красножен,
доктор церковного права, ординарный
профессор Юрьевского университета

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 8, стлб. 388. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1907 г. Орфография современная.

  • П. А. Юнгеров. Канон ветхозаветный
  • Д. И. Богдашевский. Канон новозаветный
  • М. Е. Красножен. Каноны церковные (собрания их)
  • Л. И. Писарев. Каноны церковные св. Апостолов
  • И. С. Бердников. Каноны св. Апостолов
  • И. С. Бердников. Канон по его церковно-юридическому смыслу и по фактическому составу
  • И. С. Бердников. Каноны вселенских соборов
  • И. С. Бердников. Каноны поместных соборов
  • И. С. Бердников. Каноны св. отец
  • И. С. Бердников. Канонов церковных синопсис
  • И. С. Бердников. Каноны в западной церкви
  • И. С. Бердников. Канонов вселенской церкви практическое значение
  • И. С. Бердников. Канон, как правило монастырской жизни
  • И. С. Бердников. Канон-епитимия
  • И. С. Бердников. Каноник
  • И. С. Бердников. Каноникон
  • И. С. Бердников. Каноническая жизнь
  • И. С. Бердников. Каноническое испытание
  • И. С. Бердников. Каноническое послание
  • И. С. Бердников. Канонические ответы
  • И. С. Бердников. Каноническое право
  • И. С. Бердников. Каноника

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Канонов церковных существует очень много, но все из них можно разделить на следующие группы:

административные, которыми регулируется административный порядок управления Церковью;

дисциплинарные, регулирующие жизнь клириков и прихожан;

догматические, созданные для осуждения ересей;

каноны, регулирующие территориальное управление Церкви;

каноны, устанавливающие полномочия высших епископов.

Все они были сформированы ещё в первых веках нашей эры, поэтому некоторые из них могут выглядеть устаревшими, но церковью эти древние каноны все равно чтутся, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

Для чего нужно знать православные каноны

Как и законы гражданские церковные каноны — это свод определённых правил, регулирующих общественную жизнь, в данном случае — внутри собрания верующих, к примеру в церкви. Дело в том, что каждый человек — это личность, со своими устоявшимися взглядами, характером, отношением к религии и молитве, а потому так важно, когда верующие собираются в одном месте всю эту пестроту приводить к какому-то правильному единообразию, чтобы не возникало потом непонимания и ссор.

Кроме того каноны служат для поддержания сложившегося ещё в день Пятидесятницы образа Церкви, который остаётся неподвластным не эпохам, не правителям, ни войнам. Именно православные каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Что входит в состав канонов Православной церкви

В нынешнем виде сборник общеобязательных правил для всех членов Православной церкви равно канонов Православной церкви сложился к концу IX века. Он включает в себя:

85 правил святых апостолов, отражающих учение, переданное учениками Христа своим преемникам;

правила семи признаваемых Православной церковью Вселенских соборов, от шести из которых сохранились правила, а именно: Никейского первого, Константинопольского первого, Ефесского, Халкидонского, Трулльского (также называемого Пято-шестым) и Никейского второго;

правила одиннадцати поместных соборов, а также послание Африканского Собора к Келестину, папе Римскому;

правила и канонические послания святых отцов.

Каноны православной церкви

Нет ни одного верующего человека, который бы, побывав в церкви на богослужении, не слышал этого песнопения.

Но что такое канон, знают не все. Он наполняет душу прихожанина целительным божественным светом, как будто сам Бог присутствует на службе.

Что значит церковный канон

Каноны православной церквиЭто слово в переводе с греческого означает «правило» и определяет два понятия.

Первое из них связано с совокупностью установленных в православии норм и законов, которые не подлежат пересмотру и внесению изменений.

Еще слово канон означает песнопение в церкви для прославления праздника или святого. Это музыкальная форма, основанная на повторении одной и той же мелодии разными голосами хора, вступающими последовательно один за другим.

Жанр имеет непростое построение, в состав гласа входят девять песней. Каждая из них начинается пением первой строфы, называемой ирмосом. Остальные 4-6 строф — тропари (краткие хвалебные песни, которые читаются). Кроме этого, в каноне используются еще два вида строф: икосы и кондаки. Отличие между ними состоит в том, что в икос включен особый припев.

Строфы бывают хвалебными и молитвенно — скорбными, они составлены по правилам гимнографии. Первыми стали каноны, созданные преподобным Иоанном Дамаскиным и святителем Андреем Критским.

Когда следует читать

Каноны православной церквиХвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.

Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.

Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:

  1. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
  2. Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
  3. Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.

Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.

В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.

Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.

Главные отличия между каноном и акафистом

Каноны православной церквиМолитвы — общение души с Богом, происходящее на высшем духовном уровне.

Умиление и печаль, нужда и благодарность человека — все известно Господу посредством молитвы.

Одним из способов обращения к Царю Небесному, Божьей Матери и святым являются каноны и акафисты.

Непосвященные в тонкости церковной терминологии часто путают эти два вида песнопений.

Между ними есть и сходство, и отличия, состоящие в:

  • сути (смысле) произведений: акафист — благодарение Господу и святым, канон же — жанр покаяния и просьбы;
  • композиции молитвословий, различном количестве строф, способов их чередования и повтора;
  • уровне восприятия: благодаря простому построению предложений и несложной лексике акафист воспринимается легче, чем канон;
  • авторстве, хвалебные песни были созданы священниками высшего сословия, акафисты писались мирянами;
  • наличии ектении (возгласа, призыва к молитве) во время чтения канона, чего нет в акафисте;
  • количестве чтений: несколько канонов могут читаться одновременно, что не характерно для исполнения акафистов;
  • возможности выбора песнопения: каноны обязательны, так как включены в состав молебнов по уставу церкви; акафисты на богослужениях не звучат, прихожане могут их выбирать и заказывать самостоятельно;
  • включении песнопений в богослужения периода Великого поста, так как акафисты читать в этот период не разрешено (за исключением двух — Божией матери и Страстям Христовым).

Как правильно читать каноны дома

Каноны православной церквиЕсли они читаются дома, и заодно с ними произносятся заутрени и вечерни, то этого достаточно, чтобы не дополнять их другими молитвами.

Наиболее часто дома следует читать входящие в состав молитвослова воспевания — каноны: покаянный, обращенный к Господу Иисусу Христу, молебный — к Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Если в семье кто-то плохо себя чувствует или болеет, дома можно читать также каноны за болящего.

Православные каноны по дням недели

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Читать хвалебные песни следует в вечерний час предыдущего дня.

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Каноны церковные (canones ecclesiastici). Канонами называются церковные законы, которыми установляется в церкви внешняя жизнь верующих и все то, что нужно для сохранения в ней надлежащего порядка и для достижения цели, ради которой она существует. В смысле общего, обычного и соответствующего преданию порядка слово „канон“ употреблено несколько раз Никейским собором 325 г.

Правила древнейших соборов не могли быть называемы канонами потому, что самые соборы составлялись в ограниченных пределах какой-либо провинции или страны и не претендовали на соблюдение их во всех других христианских странах; между тем со словом „канон“ в древнецерковном словоупотреблении соединялось понятие обще-церковной нормы, одинаково обязательной для всех христианских общин и всеми одинаково признаваемой. С тех пор как, благодаря первому христианскому императору Константину Великому, составился первый Вселенский собор, и постановления этого собора, утвержденные императором, были приняты в руководство всею христианскою церковию, к отдельным соборным постановлениям стали прилагать название канонов. С IV до IX века идет ряд соборов, на которых при свободе, предоставленной действиям церковной власти, — обсуждается обширный и разнообразный круг предметов церковного управления и дисциплины, и определения соборов получают общеобязательное для всех членов церкви значение положительного закона. Постепенно образуется основной церковный канон, и на соборе Трулльском 692 года, а потом на VII Вселенском 787 года утверждается полный его состав и определяется каноническое значение различных памятников церковного законодательства. Светская верховная власть своим признанием и утверждением сообщает канонам церкви авторитет государственных законов и сопровождает их нарушение юридическими последствиями в гражданском обществе, являясь охранительницею церковного законодательства. „Церковные каноны, — говорится в законодательстве императора Юстиниана (в конституции 530 года), — имеют такую же силу в государстве, как и государственные законы“; „что запрещают они, — то запрещают и законы“. Тех же принципов держалось и позднейшее законодательство. Общим принципом государственного законодательства не только в делах церковных, но и в делах светских, служило правило, что вообще светские законы должны следовать церковным канонам и что они теряют свою силу, если противоречат установленным церковию догматам. Впрочем, церковные постановления, не находящиеся в необходимой связи с основными канонами церковными, могли быть изменяемы или отменяемы светскою властию, и обыкновенно такие изменения и отмены были делом весьма обычным, против которого церковь никогда не протестовала, но возможности противоречия законов светских церковным канонам все-таки не допускалось. Это было общим принципом светского законодательства. Такое положение дела показывает, что церковные правила или каноны вообще в греко-римской империи имели больший авторитет, чем светские законы. С юридической точки зрения это впоследствии объяснялось тем, что светские законы имеют только одну санкцию — государственную. Так объясняют дело Вальсамон и Властарь. „Необходимо, — говорит Властарь, — чтобы каноны имели больше силы, чем законы, ибо законы составляются только царями и от них получают свою силу, между тем как каноны составляются по мысли и стараниям святых отцов и по воле тех же царей и утверждаются ими“. Так понималось сравнительное значение церковного и светского законодательства до самого падения византийской империи. Что касается современной церковной практики, административной и судебной, то она в редких случаях обращается к древнему канону, как к источнику; действительным основанием для практики в вопросах управления и суда служат различные указы, определения Синода и гражданские уставы.

Литература. Никодим (Милаш), еп. Далматский, Православное церковное право, перев. Петровича, СПБ. 1897. Проф. М. А. Остроумов, Введение в православное церковное право, т. I, Харьков 1893. Проф. Н. К. Соколов, Из лекции по церковному праву, вып. 1, Москва 1874. Проф. H. С. Суворов, Курс церковного права, т. I, Ярославль 1889.

* Михаил Егорович Красножен,
доктор церковного права, ординарный
профессор Юрьевского университета

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 8, стлб. 388. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1907 г. Орфография современная.

  • П. А. Юнгеров. Канон ветхозаветный
  • Д. И. Богдашевский. Канон новозаветный
  • М. Е. Красножен. Каноны церковные (собрания их)
  • Л. И. Писарев. Каноны церковные св. Апостолов
  • И. С. Бердников. Каноны св. Апостолов
  • И. С. Бердников. Канон по его церковно-юридическому смыслу и по фактическому составу
  • И. С. Бердников. Каноны вселенских соборов
  • И. С. Бердников. Каноны поместных соборов
  • И. С. Бердников. Каноны св. отец
  • И. С. Бердников. Канонов церковных синопсис
  • И. С. Бердников. Каноны в западной церкви
  • И. С. Бердников. Канонов вселенской церкви практическое значение
  • И. С. Бердников. Канон, как правило монастырской жизни
  • И. С. Бердников. Канон-епитимия
  • И. С. Бердников. Каноник
  • И. С. Бердников. Каноникон
  • И. С. Бердников. Каноническая жизнь
  • И. С. Бердников. Каноническое испытание
  • И. С. Бердников. Каноническое послание
  • И. С. Бердников. Канонические ответы
  • И. С. Бердников. Каноническое право
  • И. С. Бердников. Каноника

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Слово канон, в православной церкви употребляется в двух значениях: в одних случаях под каноном подразумевается правило, регулирующее церковную и домашнюю жизнь православного человека, а в других – жанр богослужебного текста. В этой статье я расскажу об обеих разновидностях православного канона. С каноном в молитвенном его значении мы сталкиваемся, как правило, достаточно часто: каноны празднику читаются во время каждого вечернего богослужения, а во время подготовки к таинству Причащения мы также читаем четыре канона: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю, и собственно канон ко Святому Причащению.

Текст православного канона достаточно длинный: он состоит из восьми ирмосов и такого же количества песней, объединенных общей тематикой. Чтение одного канона вместе с молитвами, которыми он всегда завершается, занимает от пятнадцати до тридцати минут, но бывают и исключения – например, великопостный православный канон преподобного Андрея Критского, пению которого посвящено аж четыре длительных вечерних богослужения в первые дни Великого Поста.

Особенность православного канона как молитвы

На фоне таких ветхозаветных древностей, как псалмы царя Давида и различные гимны, православные каноны выглядят совсем юными – их появление относят всего лишь к VII веку нашей эры. Человеком, который систематизировал и упорядочил понятие «канон» и считается родоначальником этого жанра, был уже упомянутый выше архиепископ острова Крит, преподобный Андрей. Прекрасный церковный писатель, владевший силой слова и богатым литературным талантом, он внес огромный вклад в молитвенное наследие православной церкви.

Особенностью молитвенного канона православной церкви является то, что его текст обращен не только к Богу, Богородице, или кому-то из святых – читая его, христианин обращается еще и к самому себе, призывает себя покаяться, задуматься о загробной участи своей бессмертной души, которая будет нести ответственность за все, совершенное им во время земной жизни. Кроме того, ирмосы канонов переносят нас в ветхозаветные времена, описывая события из жизни праотцев.

Таким образом, православный канон — молитва имеет не только сугубо молитвенное, но и просветительское значение, а также оказывает влияние на православное самосознание человека.

Как упорядочить свое самосознание: нерушимые правила православной церкви

Церковные православные каноны-правила имеют также очень большое значение. Невозможно называть себя христианином и не знать при этом правил, регулирующих жизнь православной церкви.

Каноны православной церкви отличаются от догматов тем, что догматы регулируют православное вероучение, каноны же определяют нормы жизни. Каноны можно сравнить с государственными законами – нарушивший их может скрыть это от окружающих, но при этом все равно уже является преступником. Является ошибочным мнение, что каноны второстепенны, и что раскол из-за канонических противоречий менее значителен, чем раскол из-за расхождений в догматике. Для сравнения можно привести Великий церковный раскол между католиками и православными, и русский раскол между православными и старообрядцами: оба они нанесли непоправимый урон целостности Христовой Церкви.

Прочитать подробнее о канонах православной церкви можно в Книге правил, которую можно купить в церковной лавке либо христианском книжном интернет-магазине. Этот кодекс довольно объемный – всего он содержит 762 церковных канона.

Ссылка на основную публикацию