Официальный сайт Московского Патриархата
- Патриарх
- Новости
- Документы
- Межсоборное присутствие
- Публикации
- Организации
- Персоналии
- Фото
- Видео
- Аудио
- Анонсы
- Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира
- Русская Церковь
- Поместные Церкви
- Автономные Церкви
- Государственные и общественные организации
- Организации иных конфессий
- Прочие
Главные новости
Состоялось отпевание и погребение протоиерея Димитрия Смирнова
Протоиерей Димитрий Смирнов в последнем обращении к Святейшему Патриарху Кириллу поблагодарил Предстоятеля за поддержку
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Преставился ко Господу митрополит Иоанникий (Кобзев)
- PDA-версия сайта
- Наши баннеры
- Экспорт новостей
- Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»
Историческая справка
Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью.
В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату.
В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии».
Епархии Польской Церкви
На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши:
- Варшавская;
- Белостокская;
- Лодзинская;
- Перемышльская;
- Вроцлавская;
- Люблинская.
Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.
Особым статусом обладает Православный ординариат Польской Церкви (возглавляет Георгий, епископ Семятичский, Верховный православный ординарий Войска Польского).
Количество приходов Польской Церкви на 2012 г. — 237 (226 — в Польше, 11 – за границей), численность клира — около 420 чел., численность верующих — около 500 тысяч.
Монастыри
В юрисдикции Польской Церкви находится 13 монастырей: 11 — на территории Польши, 2 — в Бразилии. Наиболее известные монастыри: ставропигиальный мужской монастырь святого Онуфрия в Яблечне, Супрасльский Благовещенский мужской монастырь, Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке.
Духовное образование
Система высшего духовного образования Польской Церкви включает 3 учебных заведения: Православную духовную семинарию в Варшаве, Христианскую богословскую академию в Варшаве, а также кафедру православного богословия в Белостокском университете. Кроме того, в Польше действует Иконографическая школа, а также Школа псаломщиков и церковных регентов.
Социальная и благотворительная деятельность
В Польской Церкви действует Православный благотворительный центр «Элеос», основанный в 1996 г. Митрополитом Саввой для более эффективной организации помощи нуждающимся. Кроме того, социальная деятельность Польской Церкви включает содержание сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.
В Польской Церкви распространена практика создания братств, действующих как на уровне отдельных приходов, так и на уровне всей Церкви. Наиболее значимыми и крупными являются «Братство православной молодежи» (основано в 1980 г., специализируется на работе с молодежью), «Братство святых Кирилла и Мефодия» (основано в 1989 г., специализируется на просветительской деятельности), «Братство святого Николая» (основано в 1995 г., занимается паломнической и благотворительной деятельностью).
«Польская Православная Церковь» в книгах
Русская Православная Церковь
Русская Православная Церковь — Да это вообще не религиозная организация! — говорил Оганян в ярости. — Она не религиозной деятельностью занимается! Религиозные организации — это какие-нибудь кришнаиты, или пятидесятники, или какие-нибудь староверы: живут себе в лесу в
Первая православная церковь
Первая православная церковь 18 мая 2002 года. Приютное (Калмыкия, Приютненский район). День отдыхаВ Приютном живут около четырех тысяч человек, в основном это русские. Этим и уникально калмыцкое село, граничащее со Ставропольским краем.Невозможно не заметить,
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В 1823 году по проекту Бетанкура в Петербурге возводится новая каменная церковь Святого великомученика Георгия Победоносца на Георгиевском (ныне Большеохтинском) кладбище. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней. При советской власти, в 1938
Православная церковь
Православная церковь в Бангкоке
Православная церковь в Бангкоке Утром мы зашли в русскую православную церковь. Вернее, самой церкви пока нет. Священник Олег Черепанин приехал ее создавать. В Таиланде государственная религия – буддизм. Тайские чиновники в принципе не против христиан. Но они не понимают
Православная церковь
Православная церковь Подавляющее большинство афинян — больше четырех миллионов — православные, и церквей требуется много. В густонаселенных пригородах это обычно просторные, современные постройки. Их возводили главным образом из бетона, нарушая византийский стиль. Им
Православная церковь
3.2. Православная церковь
3.2. Православная церковь В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г.
12. ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
12. ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
12.1.4. Польская Православная Церковь в XX в.
12.1.4. Польская Православная Церковь в XX в. В 1918 г. после Первой мировой войны возрождается Польское государство. В 1921 г., согласно Рижскому договору, к Польше отошли Западная Украина и Западная Беларусь с их преимущественно православным населением. В этом же году в связи с
1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь.
1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь. 1. Однажды св. Ефрем патриарх антиохийский, узнал, что один находившийся в Иерапольской стране, столпник вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник как
Глава VIII. Польская Православная Церковь
Глава VIII. Польская Православная Церковь Юрисдикция Польской Православной Церкви распространяется на православных, проживающих в Польше и, частично, в Португалии, Бразилии и Италии. Польша—государство в центральной части Европы. С севера берега ее омываются Балтийским
4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.:
4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей
Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь»
2. Когда возникло различие в способе крещения от левого плеча к правому (современные католики, протестанты, армянская православная церковь и др.) и от правого к левому (наша церковь)?
2. Когда возникло различие в способе крещения от левого плеча к правому (современные католики, протестанты, армянская православная церковь и др.) и от правого к левому (наша церковь)? Вопрос:Когда возникло различие в способе перекреститься от левого плеча к правому
Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».
Польская Православная Церковь — Поместная Автокефальная Церковь .
Официальный сайт: http://www.orthodox.pl/
Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества , с запада из Германии и с востока из Киевской Руси . В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I . Тогда же состоялось крещение и всего народа. В XIII веке были открыты две православные епархии — в г. Холме и г. Перемышле . После раскола 1054 г. православные доминировали, в основном, в восточных областях, где в 1235 г. учредили епископскую кафедру в городе Холм (позже — в Перемышле ). Но в 1385 г. князь Ягайло объявил свое государство католическим , что послужило причиной перехода православных в католицизм. В 1596 г. православные епископы во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли на Брестском Соборе юрисдикцию Папы Римского ( Брестская уния ). В 1840 году учреждена православная Варшавская епархия . В 1875 г., после раздела Польши, была восстановлена православная Холмская епархия . В 1918 г. Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь, выделившись в самочинную автокефалию , все более деградировала. Только в 1948 г. по инициативе Московской Патриархии польская автокефалия была признана, и положение ее упрочилось.
Каноническая территория — Польша ; юрисдикция Польской Православной Церкви распространяется также на православных поляков Португалии и Бразилии .
Титул Предстоятеля: Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши.
Резиденция Предстоятеля и кафедральный собор во имя равноапостольной Марии Магдалины находятся в Варшаве .
Епископия Войска Польского
1931 — По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы / русины ; 24% белорусы ; 12% поляки ; 3% русские ) [1] .
1939 — 4.220.000 верующих [2] .
перед концом Второй мировой войны — более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ [3] .
1945 (после установления новых границ и обмена населением) — около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища [4] .
1951 — 160 священнослужителей [5] .
1953 — 138 священнослужителей [6] .
1970 — 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений [7] .
1980 — По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений [8] . По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor : 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь [9] .
1981 — 550.000 верующих [10] .
1986 — 850.000 верующих [11] .
1989 — ок. 950.000-1.000.000 верующих [12] .
Георгий (Ярошевский) 12.II. 1922 -8.II. 1923 [14]
Дионисий (Валединский) 27.II. 1923 — 1948 [15]
Тимофей (Шреттер) 1945 /17.IV. 1948 -7.VII. 1951 , 8.XII. 1959 -5.V. 1961 архиеп. Белостокский, упр., 5.V. 1961 -20.V. 1962 митр. Варшавский, предстоятель
Макарий (Оксиюк) 7.VII. 1951 (8.VII. 1951 )-8.XII. 1959
Георгий (Коренистов) 20/24.V. 1962 -26.V. 1965 , 26.III. 1969 -24.I. 1970 в/у
Стефан (Рудык) 26.V. 1965 -26.III. 1969
Василий (Дорошкевич) 24.I. 1970 (1.III. 1970 )-11.II. 1998
Савва (Грыцуняк) c 12.V. 1998 (31.V. 1998 )
Епископат Польской Православной Церкви
Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly , XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly , XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
[1] Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r. , “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly , XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи , греки , цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939 , Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.
[2] Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce , 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.
[3] Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis , Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.
[4] Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.
[5] Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych) , № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.
[6] Urban, по Wynot, 337, n. 10.
[8] Rocznik statystyczny 1980 , 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.
[9] Orthodox Monitor , 9-10, июль-декабрь 1980, 83, по Wynot, 339, n. 26.
[10] UChS Information Bulletin , 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.
[11] UChS Information Bulletin , 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.
[12] UChS Information Bulletin , 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.
[13] При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации. Даты уточнены по польской Википедии .
[14] Патриархом Тихоном назначен митр. Варшавским, организует Соборы, самочинно провозгласившие Польскую Церковь автокефальной в 1922 году.
[15] Неканонично утверждён патриархом Константинопольским Мелетием IV 13.III. 1923 , Константинопольский Патриархат признавал его главой Польской Церкви до его смерти 15.III. 1960 .
ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
По́льская правосла́вная це́рковь (Шаблон:Lang-pl) — автокефальная поместная православная Церковь в Польше, имеющая 13-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей; в современной форме была учреждена в 1948 году.
Содержание
- 1 История
- 2 Современное устройство и состояние
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
История
Шаблон:Main Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году при князе Мешко I.
После разделения Церквей православные доминировали в восточных областях, где в 1235 году учредили епископскую кафедру в городе Холм.
В 1385 году князь Ягайло объявил себя католиком (что было условием его брака на польской королеве Ядвиге), а в 1387 году — своё государство католическим, после чего многие из православных перешли в католичество. [1]
В октябре 1596 года бо́льшая часть православных епископов во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой приняли на Брестском униатском Соборе юрисдикцию папы римского (См. Брестская уния).
С 1918 года, после обретения Польшей независимости, среди значительной части православного духовенства Польши, находившегося в юрисдикции Российской Церкви, стали преобладать автокефалистские настроения. Священный Синод Русской Церкви в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита; Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии.
После убийства митрополита Георгия 8 февраля 1923 года и избрания 27 февраля собором епископов Польши на кафедру Варшавской митрополии Дионисия (Валединского), Константинопольский Патриарх Григорий VII, без согласования с Московским Патриархатом (Московский Патриарх Тихон находился тогда под арестом), утвердил его избрание 13 марта, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше и священно-архимандрита Почаевской Успенской лавры [2] , а 13 ноября 1924 года подписал Патриарший и Синодальный Томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В сентябре 1925 года представители Церквей Константинопольской и Румынской прибыли в Варшаву, где 17 сентября в присутствии всего епископата Польши в митрополичьем храме святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение Патриаршего Томоса. Автокефалия была признана прочими поместными Церквами, кроме Московского Патриархата, который был вынужден разорвать общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.
Первым предстоятелем автокефальной Польской Церкви был митрополит Дионисий (Валединский) (Шаблон:Lang-pl) (1923—1948).
В течение двух летних месяцев 1938 года, в рамках политики полонизации, которая проводилась в Польше в 1938—1939 годах, было разрушено 127 православных храмов, треть всех церквей существовавших на юго-востоке Польши [3] .
После установления в Польше коммунистического просоветского режима митрополит Дионисий 22 августа 1948 года обратился с покаянным письмом к Патриарху Московскому Алексию с просьбой о том, чтобы его приняли в каноническое общение с Русской Матерью-Церковью. Священный Синод Московского Патриархата удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и принял его в сане митрополита в молитвенное общение, при этом лишив его титула Блаженнейший и не признав его главой Польской Церкви. На том же заседании Священного Синода в общение был принят весь польский епископат, а Польская Церковь была провозглашена автокефальной. Отныне её предстоятель получил титул Митрополит Варшавский и всея Польши. С 1949 по 1952 года Польская Церковь имела три, а с 1952 года — четыре епархии: Варшавско-Бельскую, Белостокско-Гданьскую, Лодзинско-Познанскую и Вроцлавско-Щецинскую. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 году — Люблинско-Холмская.
Современное устройство и состояние
Насчитывает не более 1 млн верующих (около 300 приходов).
Предстоятель — митрополит Варшавский и всей Польши Блаженнейший Савва (с 12 мая 1998 года).
Состоит из шести епархий:
- Варшавско-Бельская епархия, возглавляемая митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой (Грыцуняк). Епархия разделена на 6 благочиннических округов. Действуют 67 приходов и, три монастыря.
- Белостокско-Гданьская епархия, во главе с епископом Иаковом (Костючуком) (с 1998 г.). Епархия разделена на 5 благочиннических округов. Действуют 56 приходов и три монастыря (в том числе Супрасльский Благовещенский монастырь).
- Лодзинско-Познанская епархия, правящий архиерей епископ Симон (Романчук) (с 1981 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Ныне действуют лишь 12 приходов.
- Перемышльско-Новосондетская епархия, правящий архиерей епископ Адам (Дубец) (с 1983 г.). Епархия разделена на 3 благочиннических округа. Действуют 16 приходов и монастырь святых Кирилла и Мефодия в Уйковицах.
- Вроцлавско-Щецинская епархия, возглавляемая епископом Иеремией (Анчимюк). Епархия разделена на 5 благочиннических округа. Действуют 43 прихода.
- Люблинско-Холмская епархия, правящий архиерей епископ Авель (Поплавский) (с 1989 г.). Епархия разделена на 4 благочиннических округа. Действуют 26 приходов и монастырь Серафима Саровского в деревне Костомлоты.