Русская православная церковь за границей

Русская православная церковь за границей

До революционных событий 1917 года приходы Русской православной церкви за границей несли, в основном, функцию окормления верующих, покинувших империю.

Это были монахи, служившие Богу в монастырях святых земель (Палестины, Иерусалима, греческого Афона, итальянского Бари), паломники, которые приезжали поклониться святыням, чиновники посольств в Германии, Франции, Италии, Турции, русские эмигранты в Северной Америке, а также жители бывших владений: например, Польши, Аляски или Алеутских островов.

В Токио действовала Японская духовная миссия, возглавляемая пастырем Николаем Японским. В 1897 году возникла Русская духовная миссия в Корее.

Организация РПЦ была строгой: всем правил Святейший Синод, находившийся в Санкт-Петербурге. Церковь разделялась на митрополии, те – на епархии, а те, в свою очередь, – на приходы. В Европе находилась Западно-Европейская митрополия, на Американском континенте – Американская, в которую входили даже сирийские церкви.

После революции

После революционных событий 1917 года и долгой Гражданской войны из России бежали офицеры, дворяне, предприниматели, и духовенство. Лига наций заявила, что в 1926 году в Европу приехало 958 500 беженцев из России.

Во Франции осели около 200 тысяч вынужденных переселенцев, 300 тысяч приняла Турция, 76 тысяч выехали в Китай. Еще 40 тысяч беженцев нашли приют в Болгарии, Чехословакии, Латвии и Греции. Основными центрами эмиграции стали Харбин, Париж, Берлин (позже выходцы из России массово уехали из него), Белград и София. Русские, как могли, старались сохранить веру и корни, церковные приходы росли, появлялись новые. Поскольку на родине Русская православная церковь подверглась страшным гонениям, связь с патриархией была утеряна.

Согласно ортодоксальной традиции во главе церкви, не смотря ни на что, должна находиться каноническая власть, поэтому в 1921 году в Сремских Карловцах (на территории будущей Югославии) духовенство созвало Карловацкий Собор. И этот Собор решил: Русской Православной Церкви за границей быть! В её состав вошли те верующие, чьи монастыри и приходы территориально находились вне границ Советской России. Главой церкви избрали митрополита Антония.

В России церковь была практически уничтожена, некоторые её служители ушли в подполье и организовали так называемую Катакомбную церковь.

Война

Пожар Второй Мировой не обошел стороной верующих. Одни жили в СССР, другие – на территориях стран-союзников, третьи, живущие в Германии и в Италии, оказались в гуще событий. Правление и основная часть РПЦЗ попали в оккупацию.

Часть бывших белогвардейцев была рада войне с СССР, но предстоятель РПЦЗ Анастасий их не поддержал и воздержался от речей по этому поводу. 22 июня 1941 года нацисты обыскали его дом. Свободу Анастасию ограничили, но он изыскивал возможность посылать на оккупированные территории России церковные книги и утварь. Несмотря на то, что немцы не любили русское священничество, с приближением Красной армии первоиерарх ретировался в Баварию.

В конце войны Западная Германия на короткое время стала центром духовной жизни. Здесь оказалось много русских: угнанных на работы, военнопленных, сбежавших, уехавших. В это время в США возникли идеи воссоединения церквей, ведь после окончания Второй мировой к Русской православной церкви были присоединены православные приходы Восточной Европы и Китая. Но случиться этому было не суждено.

Через несколько лет большинство эмигрантов уехали из Германии в Америку и на Австралийский континент. Синод РПЦЗ решил перенести свой центр в США, и переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. Там центр РПЦЗ находится до сих пор.

Эта церковь прошла огромный путь. Она печатала церковные книги и объединяла русских людей по всему миру, создавала библиотеки и приходы, она прославила Иoанна Крoнштадтскoгo, Ксению Петербургскую, Никoлая Япoнскoгo и Иoнна Ханькoускoгo. 19 oктября 1981 гoда были канoнизирoваны нoвoмученики, испoведеники и семья императoра Никoлая II. В 1988 гoду РПЦЗ oрганизoвала празднoвание тысячелетия крещения Руси.

Наши дни

После распада Советской империи, духовная жизнь в России возродилась, начался процесс сближения церквей, который длился почти 20 лет, и 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о канoническoм oбщении, в сooтветствии с кoтoрым разделение церквей былo преoдoлено, а Русская православная церковь заграницей стала самоуправляемой церковью Мoскoвскoгo патриархата.

РПЦЗ продолжает развиваться. Перед объединением она насчитывала 300 приходов, а сейчас их уже 900. Развитие связывают с волной экономической эмиграции верующих.

Сейчас главой Русской православной церкви заграницей является Вoстoчнo-Американский митрoпoлит Иллариoн, а сама церкoвь насчитает вoсемь епархий: Германскую, Южнo-Американскую, Великoбританскую, Вoстoчнo-Американскую, Западнo-Еврoпейскую, Канадскую, Австралийскo-Нoвoзеландскую и Средне-Американскую.

Кoличествo прихoжан подсчитать трудно. Обычно верующих около 20% от русского населения. По данным переписи некоторых стран в 21 веке за рубежом живут примерно четыре с половинной миллиона русских. Можно предположить, что почти 900 000 называют себя православными.

Больше всего действующих храмов и монастырей Русской православной церкви находится на территории России — их 17 725, в сопредельной Украине находится еще 11 358 приходов и 929 храмов и монастырей. Белорусь насчитывает 1 437 приходов и 1 175 церквей, причем, 82 % населения считают себя верующими. 28 храмов находится в Казахстане, десять — в Армении, четыре — в Латвии и шесть в Молдове. В Узбекистане и в Туркменистане работают еще шесть приходов.

В Германии насчитывается 105 православных храмов, в Великобритании — 21, в Ирландии пять, в Бельгии – семь, в Дании — два, в Австрии – три, в Норвегии и Финляндии по четыре храма, в Португалии и Голландии — по шесть, в Венгрии десять, в Испании — 14, во Франции – 18. В Сербии и в Исландии — по одному действующему храму.

На азиатском континенте Русская православная церковь больше всего представлена в Китае — там находятся четыре храма, в Сингапуре открыты два, в Монголии, Индии, Непале и Камбодже — по одному храму, и два в Малайзии.

На Ближнем Востоке и в Африке русская православная церковь сосредоточила свои дела в Израиле — там паломников принимают семь храмов и монастырей; в Марокко, Сирии, ЮАР и Объединенных Арабских Эмиратах — действует по одному храму. В Австралии и в Новой Зеландии работает всего пять храмов РПЦ.

В США веру людям несут 25 крупных храмов и церквей, в Канаде — шестнадцать, на Кубе — только один храм. В Аргентине православные окормляются в десяти храмах, в Перу, Андорре и Доминикане действует по одному приходу. В Бразилии открыты четыре православных церкви.

Самый южный храм РПЦ находится на побережье Антарктиды. Его посещают работники исследовательских станций.

Русская православная церковь за рубежом

После 1917 г. Русская православная церковь раскололась на две части – на Московскую патриархию и Русскую православную церковь за рубежом. В начале 90-х гг. казалось, что их слияние – вопрос считаных дней. Но дни шли, за ними – недели, года. А церкви и не думали объединяться. Наоборот, между ними началась конкуренция. В то время как Русская православная церковь за рубежом практически раскололась на две группы – «промосковскую», ратующую за скорейшее объединение, и «самостийную», предпочитающую держаться особняком, за границей стали создаваться приходы Московской патриархии. Пока их значительно меньше, чем приходов Русской зарубежной церкви, но, как говорится, «процесс пошел».

Во всей Юго-Восточной Азии есть только одна русская православная церковь – Свято-Николаевский приход в Бангкоке. Она принадлежит Московской патриархии. В 2000 г. там прошло празднование первой в Юго-Восточной Азии русской православной Пасхи, но не в церкви – ее пока нет, – а в приспособленной пристройке в доме игумена Олега Черепанина.

В Австралии русские церкви есть в Брисбене (три), Сиднее (пять), Канберре, Мельбурне (уже есть две, строится еще одна), Хобарте, Аделаиде, Перте, Ньюкасле, Данденонге, Джилонге; женский монастырь – в Кентлине, под Сиднеем; мужской – возле Кумы, в штате Новый Южный Уэльс. К единой Сиднейско-Новозеландской епархии Русской православной церкви за рубежом относятся и три новозеландские русские православные церкви – в Окленде, Веллингтоне и Крайстчерче.

Большинство русских церквей в Европе и Северной Америке строилось белоэмигрантами, а в Австралии и Южной Америке – русскими эмигрантами из послевоенной Европы и «хунвейбинского» Китая. Они же до сих пор составляют костяк священников, церковных старост и членов приходских советов. Но сейчас активно идет смена поколений. Новые «советские» эмигранты, в большинстве своем бывшие комсомольцы и члены КПСС, никогда не посещавшие богослужений в России, за границей становятся прилежными прихожанами и постепенно начинают играть все большую роль в церковной жизни.

Одних в церковь приводит потребность в помощи, других привлекает возможность пообщаться с соотечественниками. Церковноприходские школы зачастую – единственное место, где дети эмигрантов могут изучать русский язык. Так русские церкви становятся не только местом богослужений, но и центрами русских общин.

Хотя православные никогда не отказывали в ночлеге, непосредственно в церквах (вернее, в классе церковно-приходской школы) мне ночевать приходилось редко. Как правило, священник или кто-нибудь из русских эмигрантов приглашали к себе домой.

Православные церкви по всему миру

РПЦЗ:

Поместные православные церкви (патриархаты)

Александрийский: www.greekorthodox-alexandria.org

Антиохийский: www.antiochpat.org

Болгарский: www.pravoslavieto.com

Грузинский: www.patriarchate.ge

Иерусалимский: www.jemsalem-patriarchate.org

Московский: www.mospat.ru; www.patriarchia.ru

Константинопольский: www.ec-patr.gr

Румынский: www.patriarhia.ro

Сербский: www.spc.yu

Православные церкви

Албанская: www.orthodoxalbania.org

Американская: www.oca.org; www.russianchurchusa.org

Белорусская: www.church.by

Гонконгская: www.rusca.ru

Греческая: www.ecclesia.gr

Датская: www.orthodoxy.dk

Итальянская: www.mospat.it

Кипрская: www.churchofcyprus.org.cy

Корейская: www.korea.pravoverie.ru

Латвийская: www.pareizticiba.lv

Литовская: www.orthodoxy.lt

Норвежская: www.ortodoks.no

Нидерландская: www.orthodox.nl

Польская: www.orthodox.pl

Узбекская: www.pravoslavie.uz

Чешская: www.pravoslavie.cz

Эстонская: www.orthodox.ee

Японская: www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

Читайте также

Сербская православная церковь

Сербская православная церковь По Старой Почтовой улице (R?gi posta utca) можно дойти до площади Петефи (Pet?fi t?r). На ней находится маленькая сербская православная церковь (Ortodox eguh?zi ternplom) (54), которая после восстановления лишилась южной башни. Кому повезет попасть на богослужение (в

3.2. Православная церковь

3.2. Православная церковь В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г.

Русская церковь в Салониках

Русская церковь в Салониках Казалось бы, не святогорское это дело – окормлять мирские приходы. Но бывает и такое.В Петрограде, например, в лютую пору гонений, иноки Андреевского подворья создали – дабы избежать закрытия – «двадцатку» из преданных мирян. Впрочем, властей

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

Русская православная церковь за границей

Борис Кнорре, доцент факультета гуманитарных наук, — о том, как разделились и воссоединились церкви

В первые годы советской власти из всех религиозных организаций в России наибольшим гонениям подверглась именно православная церковь, которая считалась основной силой, поддерживавшей монархию. Другим религиозным группам поначалу даже была дана определенная свобода, потому что в них советская власть видела своих союзников. Видя, что происходит в России, архиереи нашей церкви, окормлявшие приходы за рубежом, а также те, которые оказались в эмиграции, объявили о создании временного Высшего Церковного Управления Русской православной церкви за рубежом.

Сначала это был еще не разрыв с оставшейся в России церковью. Но в 1927 году заместитель патриаршего местоблюстителя, епископ Сергий Страгородский, который тогда руководил РПЦ, издал специальную декларацию о лояльности церкви советской власти (впоследствии политика сотрудничества церкви с советской властью получила название сергианства). После этого Архиерейский Собор РПЦЗ постановил прекратить отношения с церковью в России, которая признавалась абсолютно несвободной и управляемой безбожной властью. Этот разрыв, однако, осознавался не как окончательный, а как временный и вынужденный, который должен закончиться с падением атеистического режима.

Объединение церквей не могло произойти сразу после распада Советского Союза, потому что за десятилетия советской власти между ними накопились разногласия. Основных расхождений было три.

Во-первых, сергианство. «Зарубежники» обвиняли священников из Советского Союза в сотрудничестве с советской властью и требовали покаяния в этом. Архиереи из московского патриархата отвечали, что церковь в России – выстраданная. Она, может, и не такая чистая, как зарубежная, зато «зарубежники» не претерпели тех страданий и гонений, какие пришлось вынести церковным деятелям в СССР, поэтому они не имеют права судить.

Во-вторых, экуменизм. Зарубежная церковь придерживалась более консервативной позиции в отношении экуменизма, то есть общения с инославными.

В-третьих, нежелание церкви в России прославлять святых мучеников XX века и, в частности, царскую семью («зарубежники» до конца оставались монархистами, а церковь в СССР, разумеется, от монархических идеалов отошла).

1991-1992 годы были как раз годами наибольшей конфронтации двух церквей, потому что «зарубежники» стали активно открывать в России свои приходы, усугубляя противостояние.

Но со временем ситуация стала меняться. Увидев, что в России идет реальное возрождение церковной жизни, и по масштабам оно совершенно не сопоставимо с тем, на что можно было рассчитывать в Европе и других странах, «зарубежники» начали постепенно менять свою позицию. Поворотным моментом был 2000 год, когда были прославлены новомученники, пострадавшие в XX веке, а потом и царская семья. Отказом от сергианства было сочтено одно из положений в социальной концепции Русской православной церкви, которое обязывает церковь «отказать государству в повиновении», «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям» (ОСК РПЦ, § III. 5).

И, наконец, «зарубежники» увидели, что экуменические тенденции спадают, набирает силу консервативное направление.

В восстановлении церковного единства были заинтересованы и светские власти в России, в частности Владимир Путин встретился в 2003 году с иерархами РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Алексия II и от себя лично посетить Россию. Все это привело к тому, что в 2007 году главами церквей был подписан Акт о каноническом общении, который положил конец разделению.

Сейчас РПЦЗ существует как относительно автономная структура, но подчиняющаяся основным стратегическим решениям Русской православной церкви Московского патриархата. Правда, акт о каноническом общении захотели принять не все члены зарубежной церкви, поэтому до сих пор существуют независимые «осколки» РПЦЗ.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета

20 марта. ПРАВМИР. Синод Русской Православной Церкви за границей призвал прихожан соблюдать рекомендации местных органов власти в связи с распространением коронавируса. Об этом сообщается на официальном сайте РПЦЗ.

Русская православная церковь за границей

Члены Архиерейского Синода на экстренном совещании в Нью-Йорке постановили призвать клир и паству к принятию разумных мер предосторожности, придерживаясь здравого церковного смысла и рекомендаций местных органов власти, чтобы сохранить здоровье людей и остановить распространение вируса.

Архиереи также решили отложить намеченный на июнь юбилейный Архиерейский Собор Русской зарубежной Церкви, приуроченный к торжествам по случаю 100-летия РПЦЗ в Германской епархии.

Ранее православных христиан в Западной Европе также призвали следовать указаниям властей, в связи с распространением коронавируса. Приостановили совершение ежедневных литургий Элладская, Албанская и Константинопольская Православные Церкви. Румынская Церковь перенесла богослужения на открытый воздух.

Русская Церковь не планирует прекращать богослужения. Для всех приходов и монастырей выпустили инструкции с жесткими профилактическими мерами.

Пожалуйста авторизуйтесь через одну из следующих служб:

  • Статьи
  • Новости
  • Католики в России
  • Галерея
  • Викторины
  • Ссылки
  • Религиозные учения и секты, справочник

20 марта
Суббота Великиго поста

  • Главная
  • Религиозные учения и секты
  • Христианство
  • Православие
  • Православие в России
  • Зарубежная Православная Церковь

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Церковь, отколовшаяся от Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

После революции октября 1917 г. в результате поражения Белой Гвардии в гражданской войне и массовой эмиграции ряд епископов Российской Православной Церкви оказались в изгнании. Созданное ими Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ), переименованное годом позже в Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУЗ), в декабре 1920 года получило благославление Константинопольской Патриархии на окормление православных беженцев из России. В 1921, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия Павловича , ВРЦУЗ переехало в Сербию, в Сремски Карловцы. После заслушивания т.н. Деклорации митрополита Сергия (Старогородского) 1927 года, провозглашавшую безусловную лояльность Русской Церкви коммунистическому режиму в СССР, Архиерейский Собор РПЦЗ постановил разорвать все отношения с Московской Патриархией. Окончательный раскол произошёл в 30-х годах. В подчинении РПЦЗ оказались и созданные ранее структуры Московского Патриархата за границей, оставшиеся за пределами влияния Советского Союза, многочисленные приходы в Западной Европе, Америке и на Дальнем Востоке.

После Второй Мировой войны руководство церкви переехало в Нью Йорк (США). В 1981 году РПЦЗ канонизировала Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за веру после Октябрьской Революции, и Царственных Мучеников. Члены РПЦЗ, как правило, придерживаются монархических взглядов, отрицают экуменизм, с враждебностью относятся к католичеству.

С 1991 г. представители Русской Православной Церкви За Границей начали основывать свои приходы в России. В 2000 году был намечен курс на сближение с Московской Патриархией.

17 мая 2007 года в Москве в Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром был подписан «Акт о каноническом общении». Многие приходы РПЦЗ не приняли объединения. Архиерей Таврической и Одесской епархии РПЦЗ епископ Агафангел (Пашковский) и другие клирики отказались признавать вхождение в Московский Патриархат. Епископ был запрещён в служении, но под его управлением было создано Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), куда вошли часть приходов, непризнавших акт. Другая часть, тоже отвергающих объединение, перешла под юрисдикцию Истинно-православной Церкви и Старостильных Церквей Греции.

Русская православная церковь за границей

До революционных событий 1917 года приходы Русской православной церкви за границей несли, в основном, функцию окормления верующих, покинувших империю.

Это были монахи, служившие Богу в монастырях святых земель (Палестины, Иерусалима, греческого Афона, итальянского Бари), паломники, которые приезжали поклониться святыням, чиновники посольств в Германии, Франции, Италии, Турции, русские эмигранты в Северной Америке, а также жители бывших владений: например, Польши, Аляски или Алеутских островов.

В Токио действовала Японская духовная миссия, возглавляемая пастырем Николаем Японским. В 1897 году возникла Русская духовная миссия в Корее.

Организация РПЦ была строгой: всем правил Святейший Синод, находившийся в Санкт-Петербурге. Церковь разделялась на митрополии, те – на епархии, а те, в свою очередь, – на приходы. В Европе находилась Западно-Европейская митрополия, на Американском континенте – Американская, в которую входили даже сирийские церкви.

После революции

После революционных событий 1917 года и долгой Гражданской войны из России бежали офицеры, дворяне, предприниматели, и духовенство. Лига наций заявила, что в 1926 году в Европу приехало 958 500 беженцев из России.

Во Франции осели около 200 тысяч вынужденных переселенцев, 300 тысяч приняла Турция, 76 тысяч выехали в Китай. Еще 40 тысяч беженцев нашли приют в Болгарии, Чехословакии, Латвии и Греции. Основными центрами эмиграции стали Харбин, Париж, Берлин (позже выходцы из России массово уехали из него), Белград и София. Русские, как могли, старались сохранить веру и корни, церковные приходы росли, появлялись новые. Поскольку на родине Русская православная церковь подверглась страшным гонениям, связь с патриархией была утеряна.

Согласно ортодоксальной традиции во главе церкви, не смотря ни на что, должна находиться каноническая власть, поэтому в 1921 году в Сремских Карловцах (на территории будущей Югославии) духовенство созвало Карловацкий Собор. И этот Собор решил: Русской Православной Церкви за границей быть! В её состав вошли те верующие, чьи монастыри и приходы территориально находились вне границ Советской России. Главой церкви избрали митрополита Антония.

В России церковь была практически уничтожена, некоторые её служители ушли в подполье и организовали так называемую Катакомбную церковь.

Война

Пожар Второй Мировой не обошел стороной верующих. Одни жили в СССР, другие – на территориях стран-союзников, третьи, живущие в Германии и в Италии, оказались в гуще событий. Правление и основная часть РПЦЗ попали в оккупацию.

Часть бывших белогвардейцев была рада войне с СССР, но предстоятель РПЦЗ Анастасий их не поддержал и воздержался от речей по этому поводу. 22 июня 1941 года нацисты обыскали его дом. Свободу Анастасию ограничили, но он изыскивал возможность посылать на оккупированные территории России церковные книги и утварь. Несмотря на то, что немцы не любили русское священничество, с приближением Красной армии первоиерарх ретировался в Баварию.

В конце войны Западная Германия на короткое время стала центром духовной жизни. Здесь оказалось много русских: угнанных на работы, военнопленных, сбежавших, уехавших. В это время в США возникли идеи воссоединения церквей, ведь после окончания Второй мировой к Русской православной церкви были присоединены православные приходы Восточной Европы и Китая. Но случиться этому было не суждено.

Через несколько лет большинство эмигрантов уехали из Германии в Америку и на Австралийский континент. Синод РПЦЗ решил перенести свой центр в США, и переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. Там центр РПЦЗ находится до сих пор.

Эта церковь прошла огромный путь. Она печатала церковные книги и объединяла русских людей по всему миру, создавала библиотеки и приходы, она прославила Иoанна Крoнштадтскoгo, Ксению Петербургскую, Никoлая Япoнскoгo и Иoнна Ханькoускoгo. 19 oктября 1981 гoда были канoнизирoваны нoвoмученики, испoведеники и семья императoра Никoлая II. В 1988 гoду РПЦЗ oрганизoвала празднoвание тысячелетия крещения Руси.

Наши дни

После распада Советской империи, духовная жизнь в России возродилась, начался процесс сближения церквей, который длился почти 20 лет, и 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о канoническoм oбщении, в сooтветствии с кoтoрым разделение церквей былo преoдoлено, а Русская православная церковь заграницей стала самоуправляемой церковью Мoскoвскoгo патриархата.

РПЦЗ продолжает развиваться. Перед объединением она насчитывала 300 приходов, а сейчас их уже 900. Развитие связывают с волной экономической эмиграции верующих.

Сейчас главой Русской православной церкви заграницей является Вoстoчнo-Американский митрoпoлит Иллариoн, а сама церкoвь насчитает вoсемь епархий: Германскую, Южнo-Американскую, Великoбританскую, Вoстoчнo-Американскую, Западнo-Еврoпейскую, Канадскую, Австралийскo-Нoвoзеландскую и Средне-Американскую.

Кoличествo прихoжан подсчитать трудно. Обычно верующих около 20% от русского населения. По данным переписи некоторых стран в 21 веке за рубежом живут примерно четыре с половинной миллиона русских. Можно предположить, что почти 900 000 называют себя православными.

Больше всего действующих храмов и монастырей Русской православной церкви находится на территории России — их 17 725, в сопредельной Украине находится еще 11 358 приходов и 929 храмов и монастырей. Белорусь насчитывает 1 437 приходов и 1 175 церквей, причем, 82 % населения считают себя верующими. 28 храмов находится в Казахстане, десять — в Армении, четыре — в Латвии и шесть в Молдове. В Узбекистане и в Туркменистане работают еще шесть приходов.

В Германии насчитывается 105 православных храмов, в Великобритании — 21, в Ирландии пять, в Бельгии – семь, в Дании — два, в Австрии – три, в Норвегии и Финляндии по четыре храма, в Португалии и Голландии — по шесть, в Венгрии десять, в Испании — 14, во Франции – 18. В Сербии и в Исландии — по одному действующему храму.

На азиатском континенте Русская православная церковь больше всего представлена в Китае — там находятся четыре храма, в Сингапуре открыты два, в Монголии, Индии, Непале и Камбодже — по одному храму, и два в Малайзии.

На Ближнем Востоке и в Африке русская православная церковь сосредоточила свои дела в Израиле — там паломников принимают семь храмов и монастырей; в Марокко, Сирии, ЮАР и Объединенных Арабских Эмиратах — действует по одному храму. В Австралии и в Новой Зеландии работает всего пять храмов РПЦ.

В США веру людям несут 25 крупных храмов и церквей, в Канаде — шестнадцать, на Кубе — только один храм. В Аргентине православные окормляются в десяти храмах, в Перу, Андорре и Доминикане действует по одному приходу. В Бразилии открыты четыре православных церкви.

Самый южный храм РПЦ находится на побережье Антарктиды. Его посещают работники исследовательских станций.

Русская православная церковь за границей

Не всякий, носящий потертую рясу, клобук и перебирающий четки, является священником Русской православной церкви. Вам могут встретиться ряженые, самозванцы, раскольники и другой народ, по виду неотличимый от православных священников, но душу ему лучше не открывать и кошелек перед ним тоже. Отец Федор, параноидально охотящийся за 12 стульями у Ильфа и Петрова, конечно, советский поклеп на образ священника. Пока он комично влачился за мнимым золотом, настоящих священников расстреливали в Бутово и ссылали на Енисей. Но лжеотцы Федоры, увы, стали возможны сегодня. И Церковь первая об этом предупреждает.

Русская православная церковь за границей

Русская православная церковь за границей

На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ открылся новый раздел «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет». Его цель — защита верующих от таких злоупотреблений.

Там, в частности, размещена информация о лицах, которые выдают себя во Всемирной паутине за священнослужителей, но не являются ими.

— В социальных медиа приобретает актуальность проблема деятельности лжесвященников. Некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви, — написал в своем Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. — Лжесвященники ведут блоги и каналы на церковную тематику в социальных сетях, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих.

В опубликованный список вошли 10 человек, в том числе и лишенный сана и отлученный от Церкви бывший схиигумен Сергий (Николай Романов).

Кроме лжесвященников в интернете немало не связанных с церковью сайтов, готовых собирать пожертвования с доверчивых граждан.

— В период эпидемии и режима самоизоляции многие верующие пользуются возможностью дистанционного заказа треб, жертвуя средства на храмы и монастыри, что имеет огромное значение для материального обеспечения их деятельности, выплаты зарплаты священникам и церковным служащим — сказано в специальном заявлении Синодального отдела. — На этом фоне проблема мошенничества в Сети стала особенно актуальной. В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской православной церкви. И на многие из этих ресурсов верующие люди регулярно жалуются.

— Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20 и более процентов от переводимой суммы, — говорится в заявлении. — Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу.

Такими организациями обычно являются различные индивидуальные предприниматели, фонды и даже некоторые СМИ. В заявлении напоминается, что в Русской православной церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения священноначалия.

А общецерковные сборы проводятся, как правило, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Публикуя список собирающих пожертвования ресурсов, не имеющих отношения к Русской православной церкви, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предупреждает верующих, что Русская православная церковь не может нести никакой ответственности за то, что все поданные верующими записки и пожертвования дойдут до храмов, которые указаны в качестве адресатов.- Нам также не удалось обнаружить никакой публичной финансовой отчетности данных организаций, — уточняется в заявлении.

Русская православная церковь за границей

Русская православная церковь за границей

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ призывает верующих людей, желающих подать записку о поминовении или сделать пожертвование, поддержав таким образом Церковь, а не анонимного предпринимателя, пользоваться официальными сайтами приходов, храмов и монастырей Русской православной церкви.

В этом случае средства поступят адресату напрямую, без посредников, добросовестность которых неочевидна.

Большинство храмов Русской православной церкви с адресами сайтов занесены на официальную карту храмов.

В случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса следует обращаться за уточнениями в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Списки лжесвященников и интернет-ресурсов, занимающихся сбором средств на церковные требы и не имеющих официального отношения к Русской православной церкви, будут дополняться.

Список лжесвященников

1. Баканин Владимир Васильевич

Называет себя «иеросхимонахом Димитрием», самочинно вел и ведет деятельность на территории Шуйской и Московской епархий, также замечен в Белоруссии. По официальному заявлению Шуйской епархии, занимается мошеннической деятельностью.

2. Липин Александр Павлович

Бывший диакон Вологодской епархии, лишен сана в 2004 году. Примкнул к расколу секачевцев (Серафимо-Геннадиевская ветвь РКЦ ИПХ). Ныне называет себя «протоиереем РПЦЗ».

3. Махов Михаил Сергеевич

Бывший протоиерей Ивановской епархии, лишен сана в 2010 году. Тем не менее продолжает позиционировать себя как священник.

4. Кирсанов Сергей Владимирович

Называет себя клириком и монахом, говорит также, что «возглавляет монастырь», публикует фотографии себя в схиме. Был отчислен из ПСТГУ, рукоположен не был.

5. Шляхов Петр Степанович

Называет себя «иеромонахом Антонием». По его словам, был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2007 г. Был запрещен в служении в 2008 году.

6. Агеев Эдуард Анатольевич

Называет себя «епископом Сергием». По его словам, был рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2008 г. Впоследствии Агеев создал раскольническую структуру, где позиционирует себя в качестве епископа.

7. Кучеров Сергей Иванович

Называет себя «иеромонахом Михаилом». «Рукоположен» Эдуардом Агеевым, называющим себя «епископом Сергием».

8. Филиппов Вениамин Евгеньевич

Называл себя ранее «иеромонахом Евстратием», сейчас называет себя «схиархимандритом Даниилом». Бывший священник Тульской епархии, лишен сана в 2009 году. Примкнул к расколу бывшего епископа Диомида, позднее стал называть себя «непоминающим».

9. Головин Владимир Валентинович

Был лишен сана в 2019 году. Вопреки запрету священноначалия продолжает заниматься проповедью в интернете.

10. Романов Николай Васильевич

Бывший схиигумен Екатеринбургской епархии. В 2020 году был лишен сана и отлучен от Церкви. Тем не менее продолжает совершать богослужения и позиционирует себя как священнослужитель.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ, церковная организация, отделившаяся от Русской православной церкви. Известна также под названием Карловацкой церкви. Русская православная церковь за границей была образована в 1921 русским православным духовенством, находившимся в эмиграции. Первые русские православные церкви появились за границей ещё в XVIII в. В XIX — начале XX вв. русские храмы действовали во многих городах Европы, а также в Китае, Северной и Южной Америке. До 1920 они в каноническом отношении подчинялись Петроградскому митрополиту. После установления в России советской власти эмиграция духовенства и верующих, подвергавшихся жестоким репрессиям, резко усилилась. Связь зарубежных епархий с Московской патриархией была нарушена. Во время гражданской войны оторванными от центра оказались и церковные епархии, находившиеся на территории, занятой Белой армией. Эти епархии переходили на самоуправление, создавая свои временные центры. Один из таких центров (Высшее церковное управление) возник на юге России. В 1920 аппарат Высшего церковного управления выехал из России, обосновавшись по приглашению Вселенского патриарха в Константинополе. В 1921 по приглашению сербского патриарха это управление было переведено в Югославию — в город Сремские Карловцы (по названию этого города зарубежную церковь и именуют Карловацкой). В ноябре 1921 в Сремских Карловцах прошёл первый Всезарубежный собор русского рассеяния. После того как в мае 1921 патриарх Тихон под давлением советских властей был вынужден распустить Высшее церковное управление, взамен его были созданы Архиерейский собор (высший церковный орган) и Архиерейский синод (центральный исполнительный орган).

Когда в 1927 под нажимом руководства страны митрополит Сергий потребовал от духовенства и верующих Советского Союза полной лояльности по отношению к советской власти и подобное требование было предъявлено также Русской православной церкви за границей, она полностью порвала отношения с Русской православной церковью. Вместе с тем в специально принятом послании подчёркивалось, что зарубежная часть Русской церкви продолжает считать себя неразрывной, духовно-единой ветвью Матери-Церкви и не претендует на автокефальность. С тех пор Русская православная церковь за границей стала рассматривать себя «свободной частью» Русской церкви, а патриаршью церковь — «несвободной частью» Русской церкви. Русская православная церковь за границей официально не признана ни одной православной автокефальной церковью.

Отношения между Русской православной церковью за границей и Русской православной церковью всегда были напряжёнными. Зарубежная церковь обвиняла Русскую православную церковь в сотрудничестве с атеистической советской властью и с КГБ, а также в том, что её руководство закрывало глаза на гонения, которым подвергались духовенство и верующие.

Догматических и культовых различий между Русской православной церковью за границей и Русской православной церковью почти нет. Они касаются лишь сонма святых. Так, в 1981 Архиерейский синод Русской православной церкви за границей канонизировал русских новомучеников и исповедников, погибших за веру при советской власти, в частности, к лику святых была причислена расстрелянная большевиками царская семья.

В настоящее время Русская православная церковь за границей объединяет 18 епархий (6 из них находятся в США,5 — в Европе,3 — в Южной Америке,2 — в России, по одной — в Канаде и Австралии). Духовный центр церкви располагается в Джорданвилле (недалеко от Нью-Йорка).

Русская православная церковь за границей отмечает в основном те же праздники, что и Русская православная церковь. Большое внимание зарубежная церковь уделяет сохранению у эмигрантов русских традиций и русского языка.

Численность последователей Русской православной церкви за границей в 1988 составляла 150 тыс. человек. В своём подавляющем большинстве это русские эмигранты и их потомки. Наибольшее число последователей Русской православной церкви за границей живёт в США, Канаде, Германии и Франции. Приходы этой церкви имеются более чем в 30 странах мира (также в Бельгии, Нидерландах, Ливане, Турции, Австралии, Новой Зеландии и др.). В последние годы Русская православная церковь за границей начала свою деятельность на территории России и под её юрисдикцию перешли некоторые приходы Русской православной церкви.

Ссылка на основную публикацию