Раскол православной церкви в 17 веке

Государство и церковь в XVII веке. Раскол

Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть.

Церковь и монастыри располагали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640-м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.

Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.

Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.

После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.

Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.

Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сведения о работе:

Автор: Андреева Татьяна Александровна

Название: Раскол русской православной церкви в 17 веке.

Вид работы: Реферат

Нижегородский Государственный Технический Университет

Социально – экономический факультет Кафедра истории
РЕФЕРАТ
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА

РАСКОЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XVII ВЕКЕ.

Выполнила: Андреева Т.А. Группа 99 — СсО

Проверил: Ремизов Н.М.

г. Нижний Новгород

Введение. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр. 1

Историография, источниковедение.- — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр. 2

Начало исправления церковных книг.- — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -стр. 7

Церковь накануне раскола. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр. 8

Никон и его реформы.- — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр. 10

Собор 1654 г. по делу исправления церковных книг и обрядов.- — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр. 15

Начало раскола. Основные противники Никона — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -стр. 16

Отречение патриарха Никона от патриаршества. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр. 20

Собор 1666 г. по делу Никона. Низложение Никона. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -стр. 22

Заключение. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -стр. 25

Список использованной литературы.- — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — стр.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.

О Расколе писали многие. Историки — каждый по-своему — толковали его причины и разъясняли последствия (большей частью весьма неудовлетворительно и поверхностно). Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» — процесс исправления и редактирования богослужебных текстов.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями.

При поддержке Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, и т. д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных книг 1 .

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи Раскола подверглись жестоким преследованиям.

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.

К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоре-__________________________________________________

1 См. Великая Советская Энциклопедия, ст. 1386.

чивая идеология Раскола. Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной форме феодально-крепостническую действительность. Различным слоям общества были выгодны различные стороны этой идеологии. В народной массе живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю.

Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом»

В данной работе я постаралась подробно рассмотреть тему раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины.

Русская православная церковь в 17 веке. Церковный раскол. Тема урока:

Почему раскол русской православной церкви стал трагическим событием в истории России? Проблемный вопрос

Кружок ревнителей древнего благочестия.

Дореформы Послереформы Крещение двумя перстами Крещение тремя перстами Земной поклон Поясной поклон Двукратное пение“аллилуйя” Троекратное пение‘аллилуйя’ Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца Написание имени Христа:Исус Написаниеимени Христа:Иисус

Были изменены также чины миропомазания, крещения, елеосвящения, брака. Произошли изменения в иконописи – все иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих , не принявших реформу патриарха Никона. Старообрядцы (староверы , раскольники) – люди отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

Протопоп – обиходное название старшего православного священника.

Скиты – поселения старообрядцев (Север , Сибирь, Урал). Гари – огненное крещение ( коллективные самосожжения). Анафема – проклятие.

Раскол православной церкви

Ожесточенная классовая борьба, развернувшаяся в России во второй половине XVII в., нашла отражение и в таком общественном движении, каким был раскол православной церкви. Буржуазные историки подчеркивали в расколе только его церковную сторону и поэтому обращали главное внимание на обрядовые разногласия между старообрядцами и господствующей церковью. В действительности раскол отражал и классовые противоречия в русском обществе. Он был не только религиозным, но и общественным движением, которое облекало в религиозную оболочку классовые интересы и требования.

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма. Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами». Движение раскольников возглавил протопоп Аввакум Петрович, тоже родом нижегородец, человек с такой же неукротимой и властной натурой, как и сам Никон. «Видим, яко зима хощет быти; сердце озябло и ноги задрожали», — писал позже об исправлении церковных книг Аввакум.

После собора 1666 г. на сторонников раскола обрушились гонения. Однако справиться с расколом было нелегко, так как он находил поддержку среди крестьян и посадских людей. Для них были мало доступны богословские споры, но старое являлось своим, привычным, а новое — навязанным насильно крепостническим государством и поддерживавшей его церковью.

Открытое сопротивление царским войскам оказал Соловецкий монастырь. Расположенный на островах Белого моря, этот богатейший из северных монастырей являлся в то же время сильной крепостью, был защищен каменными стенами, имел немалое количество пушек и продовольственных запасов на многие годы. Монахи, стоявшие за соглашение с царским правительством, были отстранены от управления монастырем; власть взяли в свои руки стрельцы, сосланные на Север разинцы и работные люди. Под влиянием происходившей в то время крестьянской войны под предводительством Разина соловецкое восстание, возникнув на почве раскола, превратилось в открытое антифеодальное движение. Осада Соловецкого монастыря длилась восемь лет (1668—1676). Монастырь был взят лишь в результате измены.

Усиливавшийся гнет крепостнического государства привел к дальнейшему развитию раскола, несмотря на жесточайшие правительственные преследования. Протопоп Аввакум после томительного пребывания в земляной тюрьме был сожжен в 1682 г. в Пустозерске на костре и своей смертью еще более укрепил «старую веру». Старообрядцы бежали на окраины государства, в глухие леса и болота. Однако религиозная идеология придала этому движению реакционный характер. Среди его участников стало распространяться изуверское учение о близкой кончине мира и необходимости самосожжения, чтобы избежать «антихристовой» власти. В конце XVII в. самосожжения сделались нередким явлением на севере Руси.

Принять решение в этом вопросе помогли политические соображения. Правительство хотело сделать Москву одним из центров мирового православия. Для этой цели необходимо было провести сближение с греческим православием. Поэтому, греческая церковь настаивала на том, чтобы русские церковные книги были исправлены или переписаны, согласно греческим образцам. Греческая церковь много раз переживала введение новых реформ, имела значительные отличия от византийских и русских древних образцов. Часть русского духовенства не приняла изменения и выступила против предложенных преобразований. Но, не смотря на это, патриарху Никону при поддержке императора Алексея Михайловича удалось провести намеченные реформы в жизнь.

Содержание церковной реформы

Самыми важными изменениями в обрядах стали: крещение тремя перстами вместо двух, замена земных поклонов на поясные, пение «аллилуйя» трехкратное, верующие двигались мимо алтаря против солнца. По-другому стали писать имя Иисус вместо привычного Исус. Все книги и иконы, которые были написаны по старым образцам, должны подвергаться уничтожению.

Реакция на реформу. Сущность церковного раскола

Верующие трактовали реформу как серьезное отступление от привычного и традиционного канона. Молитву считали богохульной. Организация «ревнителей древнего благочестия» были упорными противниками Никона. В адрес патриарха сыпались обвинения во введении «латинства», поскольку греческую церковь в России считали «испорченной». Печатание греческих богослужебных книг происходило в католической Венеции, а не в турецком Константинополе.

История церковного раскола. Последствия

Начало раскола приходится на 17-й век. Противниками патриарха Никона были старообрядцы (раскольники). Эта часть верующих, которые не стали признавать проведение реформы. Их обвинили в расколе в 1654 году. В итоге старообрядцев отстранили от церкви и сослали. Самым видным идеологом раскола православной русской церкви был протопоп Аввакум. Его считали талантливым публицистом и проповедником. Он был бывшим придворным священником, служил в кружке «ревнителей древнего благочестия».

Последствия раскола православной русской церкви 17-го века

Старообрядчество. Церковным собором в 1666 году старообрядчество было проклято. Раскольники подверглись жестоким преследованиям. Места для сокрытия сторонники раскола выбирали такие, как труднодоступные леса Урала, Севера, Заволжья. Здесь ими были созданы скиты, в которых они молились по-старому обряду. Когда приближались старые карательные отряды, старообрядцы устраивали обряд самосожжения.

Никоновы реформ не были приняты монахами Соловецкого монастыря. Монастырь выдерживал осаду царских войск до 1676-го года.

Ряды раскольников пополнялись духовными лицами. Нововведения для рядового священника означали то, что вся его жизнь прошла верно. Помимо этого, большинство священнослужителей были малообразованными, не были подготовленными к полноценному освоению обычаев и книг. В расколе широко участвовали посадские люди вместе с купечеством. Монастыри с патриаршей кафедрой вели свою торговлю, что раздражало купцов. Поэтому, все, что шло от духовенства, воспринималось как проявление зла. В число старообрядцев входили представители господствующих слоев, хотя, это были единичные случаи. Основная масса раскольников состояла из крестьян, которые скрывались в скитах от барской неволи, поборов и гнались за правой верой.

В рядах раскольников не было архиереев. Рукополагать и назначать новых священников было некому. Часть священников отказалась от духовенства, а других, ушедших в раскол никонианских священников, перекрещивали.

Раскол православной церкви в 17 векеС самого начала 17 века, в церковной среде проходили реформы. В самом начале века, в 1619 – 1633 годах патриарх Филарет расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведения патриарха судебную власть над духовенством и монастырскими крестьянами. Патриарх Филарет своими реформами пытался повысить авторитет церкви, сделать её более самостоятельной.

В 40-ых годах 17 века, церковь начинает терять только, что было, обретенную самостоятельность. Духовенство ограничивается в экономических и политических правах, в жизни государства. Соборное Уложение несколько сократило привилегии церкви. Новые церковные реформы заключались в том, что церкви запрещалось приобретать новые земли, управление делами церкви же передавалось специальному монастырскому приказу.

В 1653 году в русской православной церкви произошел раскол. Патриарх Никон, желавший укрепить стремительно падавший авторитет церкви, начал проведение церковной реформы. Суть церковной реформы патриарха Никона, сводилась к унификации норм церковной жизни. Церковная реформа патриарха Никона повлекла за собой исправление обрядов богослужения, тем самым нарушим сложившиеся традиционные формы русских православных обрядов.

Церковная реформа патриарха Никона вызвала негодование части духовенства и светской знати. Противником церковных реформ Никона, стал протопоп Аввакум. Выступления Аввакума и его сторонников положило начало такому явлению как старообрядчество.

Конфликт между сторонниками реформ патриарха Никона (сторонники греческого обряда) и старообрядцами, обуславливал, прежде всего, разногласия в перстосложении. Великороссы (русские) крестились двумя пальцами, а греки тремя. Эти различия привели к спору об исторической правоте. Спор свелся к тому, что, является ли русский церковный обряд – двуперстие, осьмиконечный крест, богослужение на семи просфорах, сугубая «аллилуйя», хождение посолонь, то есть по солнцу, при совершении обрядов, результатом невежественных искажений в истории или нет.

Есть достоверные сведения, что при крещении Руси, князем Владимиром Красно Солнышко, русские крестились двумя перстами. Так делали и на Руси, до церковной реформы патриарха Никона. В эпоху христианизации Руси, в Византии использовались два устава Иерусалимский и Студийский. Дело в том, что в обрядовом отношении эти уставы противоречивы. Восточные славяне использовали первый, а у греков и малороссов (украинцев) возобладал второй.

На долгое время в русском православном обществе произошел конфликт. Раскол обернулся гонениями на старообрядцев и большими потерями для нашего общества. Среди старообрядцев было немало достойных людей, купцов, деятелей культуры и меценатов.

Пример готовой курсовой работы по предмету: История

Содержание

1. Церковно-государственные отношения в XVII веке 5

2. Сущность и основные направления церковной реформы 9

3. Великий Раскол и его причины 12

4. Социальная и идеологическая сущность Великого Раскола 15

Список использованных источников и литературы 20

Приложение 1 21

Приложение 2 22

Приложение 3 24

Выдержка из текста

Раскол Русской Православной церкви был создан в сознании своих идеологов задолго до того, как фактически произошел. К концу 17-го века Русское государство укрепилось, стали забываться ужасы Смутного времени. В 15м веке пал Константинополь. Старец Филофей оказался пророком. Он писал о том, что Москва должна стать «третьим Римом». Казалось бы, пророчество сбывалось. Умы высших религиозных деятелей пленила идея теократии. В подражание Византии, они хотели сделать так, чтобы государство было подчинено Церкви. Однако в России это, как всегда, получилось не без крайностей. Если в Византии формально государство не зависело от Церкви, то в России Никону было пожаловано звание «великого государя», которое до этого давали только царям. Патриарх стремился создать модель, свойственную католицизму, при которой религиозный лидер имел бы большее значение, чем светский. В Византии власть же просто выражала свою подчиненность интересам веры и ее идеалам.

Цель: изучить Раскол Русской православной церкви в XVII в, движение старообрядцев. Цель определяет задачи:

1. рассмотреть церковно-государственные отношения в XVII веке;

2. изучить сущность и основные направления церковной реформы Никона;

3. рассмотреть причины Великого Раскола;

4. изучить социальную и идеологическую сущность Великого Раскола.

Список использованной литературы

Список использованных источников и литературы

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. // СПб.: ПИТЕР, 2007. – 588 с.

2. Ильин В. Н. Церковный раскол и русский православный традиционализм. / В. Н. Ильин // Известия Алтайского Государственного Университета. – Барнаул. – 2015. – № 4 (88).

3. История политических и правовых учений. // Под ред. Лейста О.Э. – М.: Зерцало, 2006. – 568 с.

4. Калюжный Д. В., Кеслер Я. А. Другая история Московского царства. От строительства Москвы до раскола. // М.: Вече, 2003. – 233 с.

5. Лысак И.В. История России с древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие для абитуриентов и студентов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. – 160 с.

6. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года. // М.: Высшая школа, 2004. – 536 с.

7. Сазонова Н. И. Церковная реформа Патриарха Никона (1654-1666) и эволюция религиозных представлений. / Н. И. Сазонова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов. – № 7 (2).

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

Раскол православной церкви в 17 векеПадение некогда могущественной византийской империи, превращение ее столицы Константинополя из столпа христианской православной церкви в центр враждебной ей религии, привело к тому, что у русской православной церкви появился реальный шанс возглавить православное христианство. Поэтому, начиная с 15 века, после принятия Флорентийской унии, Россия начинает именовать себя “третьим Римом”. Для того чтобы соответствовать этим заявленным стандартам, Русская православная церковь в XVII веке была вынуждена провести церковную реформу.

Автором этой церковной реформы, которая привела к расколу среди православного русского народа, принято считать патриарха Никона. Но без сомнения, русские цари из династии Романовых внесли свою лепту в церковный раскол, который стал бедствием для всего русского народа почти на три века, и не преодолен окончательно по сегодняшний день.

↑ Церковная реформа патриарха Никона

Церковная реформа патриарха Никона в Российском государстве 17 века – это целый комплекс мер, который состоял как из канонических, так и административных актов. Они были одновременно предприняты Русской православной церковью и Московским государством. Суть церковной реформы заключалась в изменениях богослужебной традиции, которая неизменно соблюдалась со времен принятия христианства. Ученые богословы – греки при посещении служб русской православной церкви, неоднократно указывали на несоответствии церковных канонов Московской церкви греческим обычаям.

Наиболее явные разногласия были в традиции осенять себя крестным знамением, произносить аллилуйю во время молитвы и порядке совершения крестного хода. Русская православная церковь придерживалась традиции осенять себя двумя перстами – греки крестились троеперстно. Крестный ход русские священники осуществляли по солнцу, а греческие – наоборот. Много ошибок греки – богословы обнаружили в русских богослужебных книгах. Все эти ошибки и разногласия должны были быть исправлены в результате реформы. Они и были исправлены, только это не произошло безболезненно и просто.

↑ Раскол в Русской православной церкви

Раскол православной церкви в 17 векеВ 1652 году состоялся Стоглавый собор, который утвердил новые церковные обряды. С момента проведения собора священники должны были творить церковную службу по новым книгам и применяя новые обряды. Старые священные книги, по которым несколько веков молился весь православный русский народ, нужно было изъять. Изъятию, читай уничтожению, подлежали также и привычные иконы с изображением Христа и Богоматери, так как руки их были сложены в двуперстное крещение. Для простого православного народа, да и не только, это было дико и кощунственно! Как можно было выбросить икону, на которую молилось несколько поколений! Каково было чувствовать себя безбожниками и еретиками тем, кто считал себя истинно верующим православным человеком и всю жизнь жил по привычным и необходимым законам Божьим!

А ведь патриарх Никон своим специальным указом указал, всех, кто не будет подчиняться нововведениям, считать еретиками, отлучать от церкви и предавать анафеме. Грубость, резкость, нетерпимость патриарха Никона привела к недовольству значительной части среди священнослужителей и мирян, которые были готовы на восстания, уход в леса и самосожжения, только бы не подчиняться реформаторским нововведениям.

В 1667 году состоялся Большой Московский Собор, который осудил и низложил патриарха Никона за его самовольное оставление кафедры в 1658 году, но утвердил все реформы церкви и предал анафеме тех, кто противился ее проведению. Государство поддержало церковную реформу Русской церкви в редакции 1667 года. Все противники реформы стали именоваться старообрядцами и раскольниками, и подлежали преследованию.

Церковный раскол 7 класс. История.

Церковь в XVII веке Главный вопрос – обновление церковных книг и обрядов.

Патриарх Никон Глава Русской православной церкви при царе Алексее Михайловиче.Провел церковную реформу в 1653 – 1655гг.

Церковная реформа (1653 – 1655гг.) Введено крещение 3 пальцами.Земные поклоны заменили на поясные.Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

1666г. – церковный суд над патриархом Никоном.

Раскол церкви Старообрядцы (раскольники) – противники реформы Никона.Лидер старообрядцев – протопоп Аввакум.

11 апреля 1682 г. – сожжение протопопа Аввакума и его сподвижников.

Задание Прочитайте документ в учебнике на стр. 60-61 и ответьте на вопросы к документу.

Укажите верные утверждения К концу 17 века численность приказов в стране заметно выросла.Увеличение численности приказов было вызвано ростом территории и усложнением экономической жизни.Посольский приказ занимался вопросами внешней политики.Казенный приказ отвечал за пополнение государевой казны и сбор налогов.Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы.Рост численности приказов положительно влиял на систему управления.

Проведите стрелки и заполните пропуски в схеме.

Приведите в соответствие

Отметьте неверный ответ Соборное уложение 1649г.:Упорядочило российское законодательство.Отразило рост авторитета и влияния царя в стране.Установило полное право феодала на землю и зависимых крестьян.Ввело 15-летний срок розыска беглых крестьян.Установило наказания за преступления против здоровья царя, представителей центральной власти и церкви.

Домашнее задание § 7 (задания в ИОПе)

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Ссылка на основную публикацию