Православная церковь 13 века

Русская православная церковь во второй половине 13 — 15 веке была значительно ослаблена из-за того, что была включена в систему управления, которую создали ханы Золотой Орды. Духовенство все еще было привилегированной категорией населения, но они также страдали при набегах. Единственное отличие от остальных – церковь получала подати и административные льготы.

В 13 веке с 60х ханы выдавали митрополитам грамоты, в которых содержались их привилегии. Они сводили к следующему:

• Духовенство было свободным от уплаты дани

• Не платили пошлин

• Не платили повинности

Что взамен? Церковь должна поддерживать верховную власть, покаяться и проповедовать покаяние, подчиняться хану. Поэтому церковь была в двойственном положении. С одной стороны, она подчинялась хану, а с другой стороны, она была активным участником формирования национального самосознания, единения земель и сопротивления.

В конце 13 века митрополиты покинули Киев из-за его падения. Но ранее в 1261 году в Сарае была учреждена особая Сарайская епархия.

В 14 веке главной фигурой русской православной церкви стал митрополит Петр. Он был в конфликте с Михаилом Тверским великим владимирским князем, которых хотел посадить на место митрополита своего человека, но Петр эти надежды разрушил в пух и прах.

Московские князья поддерживали духовенство и имели с этого выгоду. В частности, князь Иван Данилович превратил стольный град в религиозный центр страны. А Петр благословил строительство кафедрального каменного собора Успения Богородицы.

Чего добивались князья Москвы? Оттеснить Тверь, которая была главным соперником Москвы.

После Петра митрополитом стал грек Феогност. Он был нейтральным, поддержал Калиту. Но после сильного возвышения Калиты он помогал уже тверскому князю. Цель правления Феогноста заключалась в том, что он хотел сохранить единство митрополии.

После Феогноста митрополитом был Алексей (сын черноговского боярина Федора Бяконта). Он был первым митрополитом, который был очень далек от византийской церкви. Ханы надеялись, что Алексей как митрополит вызовет гнев литовских князей и так Московское и Литовское княжества столкнуться. Этого не произошло. Константинопольский патриарх поставил в Литве отдельного митрополита Киприана.

При Алексее Москва возвысилась и это не нравилось Орде. А после него Киприан и Фотий были независимы в своей политике.

После смерти Фотия началась долгая борьба за кафедру. За нее боролись московские и литовские ставленники. Никто не достиг целей. В Москву из Константинополя прислали Исидора. И при нем в 1439 году случилась Флорентийская уния. Византия видела это как объединение с Западом, а Россия, как отступление от православия.

Затем уния и падение Константинополя уничтожили авторитет греческой церкви, так что Московская митрополия стала автокефальной, а митрополит отделился от константинопольского патриархата.

Существуют различные концепции истории, согласно которым по-разному исследуется и анализируется исторический процесс. Если посмотреть на историю с позиции религиозной, то она будет интересовать нас не с точки зрения точности изложения фактов или же раскрытия причинно-следственных взаимосвязей, а с точки зрения того, что можно сказать об отношениях между Богом и человеком. Каковы были эти отношения? Что из исторического опыта других людей мы можем почерпнуть для своей религиозной жизни?
патриарх Кирилл

Прообраз Церкви – евангельская община, из которой один Христа предал, другой отрекся, третий не уверовал, пока не пощупал. Чего же мы хотим от исторической Церкви? Никогда историческая Церковь не была совершенна. Об этом можно скорбеть, но нельзя делать вид, что это – не так. В истории Церкви не было Золотого века. Было пустынное монашество, мученики, но одновременно с этим было насилие, и недостойные игры с властью, и многое другое. Земная Церковь – не сообщество святых, а собрание кающихся грешников, людей, которые поняли, что они грешны, что сами с грехами не справятся, что им нужен помощник – Бог. И эта несовершенная организация на протяжении всей своей многовековой истории учится говорить с миром и слышать мир.
Александр Кравецкий

Православная церковь 13 века

На Руси, помимо Рождества Христова и Рождества Богородицы, отмечают Рождество всего двух святых — Иоанна Предтечи Крестителя и святителя Николая Чудотворца (или Угодника). Это говорит о глубочайшем почитании святителя Николая в христианском мире. На Руси этот святой — заступник обиженных и угнетенных, защитник путников и детей — один из самых любимых.

Святитель Николай родился в 270 году в греческой колонии в Малой Азии в семье христиан. Николай с юности был усерден в вере, отличался набожностью и твердостью в борьбе с языческими пережитками.

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию.

Известно, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.

Православная церковь 13 века

На протяжении столетий вопрос о происхождении высеченных из монолитной скалы церквей Лалибэлы никто не задавал — иностранцы сюда не добирались, а местные жители всегда твердо верили в то, что это дело рук ангелов.

Я всегда подвергал сомнению существование Бога, но в городе Лалибэла на севере Эфиопии мне были представлены довольно убедительные доказательства.

Эфиопия — одна из древнейших христианских стран в мире. Христианство стало здесь государственной религией в 330 году н.э. (вскоре после Армении — Прим. переводчика)

Эфиопия — бедная страна, но веру в Христа пронесла через века и сохранила, подтверждение чему можно найти в Лалибэле, посетив ее высеченные прямо в твердой скале храмы, уходящие под землю.

Каждая из 11 монолитных структур как печатью скрепляет местный пейзаж, добавляя ему необычной выразительности. Церкви уходят вглубь земли на 40-50 метров, на входе в их стенах прорезаны отверстия в форме крестов, и солнечный свет проникает внутрь сквозь эти кресты.

Автор фото, iStock

Храмы Лалибэлы уходят под землю на 40-50 м

Относительно того, как были созданы эти поразительные сооружения, есть несколько теорий.

Некоторые считают, что их построили рыцари ордена тамплиеров, крестоносцы, которые в XIII веке, когда эти церкви были возведены, как раз находились в зените могущества. Но конкретных доказательств этой теории не существует.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Еще одна гипотеза — более распространенная — состоит в том, что церкви были построены по приказу эфиопского царя Лалибэлы после того, как он вернулся из Иерусалима и узнал о захвате Святой земли мусульманскими войсками.

Царь решил, что поскольку "старый" Иерусалим теперь не христианский, надо возвести для христиан новый Иерусалим на берегах своего, эфиопского Иордана (поэтому многие из исторических зданий Лалибэлы имеют название и конструкцию зданий Иерусалима — Прим. переводчика).

Местный маленький музей вроде бы поддерживает эту гипотезу, но как-то не очень убедительно.

Например, в его экспозиции есть некий похожий на топорик инструмент, который якобы использовался строителями храмов. Даже если сделать скидку на то, что инструменту уже 900 лет, все равно он больше похож на приспособление для прополки сорняков в огороде, чем на то, чем можно рубить скальную породу.

Те тысячи местных христиан, которые приходят каждый день помолиться в подземные залы церквей, придерживаются теории божественного вмешательства: царю Лалибэле была послана на помощь целая армия ангелов, которые и построили 11 храмов за одну ночь.

Автор фото, iStock

Жители Лалибэлы верят, что церкви были высечены в скале за одну ночь ангелами

Автор фото, iStock

Свет проникает в храм через прорези в каменной стене в виде крестов

Издалека о наличии этих храмов можно судить только по нескончаемому потоку людей, струящемуся в расщелины скал и обратно. Попасть в древнюю церковь проще во время перерыва в службах, однако успеть войти все равно довольно проблематично, поскольку вырубленный в скале проход часто с трудом позволяет разойтись двум человекам.

Опираясь рукой о каменную стену, я медленно спускался к церкви. Как выяснилось, храм никогда не бывает полностью пустым — даже по окончании службы многие представители старшего поколения предпочитают оставаться под землей.

Опираясь на посохи, они наблюдали, как я расшнуровываю свои походные ботинки и ставлю их рядом со шлепанцами и сандалиями, разбросанными на полу перед входом в церковь (по традиции эфиопских православных христиан, войти в храм можно только без обуви — Прим. переводчика).

Я вхожу в церковь Бете-Голгофа (говорят, что именно в ней похоронен царь Лалибэла) и сквозь потертый тонкий красный ковер на полу ощущаю босыми ногами холод камня.

Когда мои глаза привыкают к темноте, я вижу величественную фигуру — это Святой Петр, навечно высеченный в стене нового Иерусалима.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector