Правила православного человека

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

  • Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра?
  • Адриан и Наталия, мученики. Житие
  • Крещение. 70 вопросов о Крещении
  • Петр Первозванный, апостол. Житие
  • Любовь и справедливость
  • Церковные суеверия. Как искажается христианство
  • Курение — Святые отцы о курении
  • Борется ли дьявол с Богом?
  • С чего начинается обращение ко Христу
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • За что не любят православных?
  • Совесть и стыд — в чем разница и как отличить одно от другого?
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • Сердце чисто созижди во мне Боже…
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
  • Верба — зачем освящать вербу?
  • Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва
  • 50 советов от Феофана Затворника
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Крещение — 33 вопроса о крещении
  • Как обрести душевный покой?
  • Три неудобных вопроса о вере
  • Православная миссия — найди 10 отличий
  • 10 советов постигающим веру

Правила православного человека

Семейные правила православного христианина

Существуют некоторые традиции или негласные семейные правила православных христиан. Семейная жизнь – частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.

Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.

Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п.

Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, которая умаляет любовь к Богу и человеку.

Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели – значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу – это целое духовное искусство, духовная мудрость.

Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.

Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: «Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», на что хозяин отвечает: «Аминь»; либо гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.

Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.

Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения, церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить.

Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый – на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.

Нередко в храме можно услышать вопрос: «Существуют ли какие-то специальные православные правила, которые должен строго выполнять каждый верующий?». Начнем с того, что церковь – не армия, а христианство – религия свободных людей, и здесь не может быть каких-либо принуждений. Строгие ограничения, безусловно, существуют, но касаются они, в основном, монахов, которые добровольно идут на усиленный подвиг, подразумевающий в том числе и выполнение православных правил: обетов, а также усердного молитвенного и физического труда. Что касается нас с вами, простых мирян, для нас установлено лишь одно строгое правило: стараться любить Бога, насколько это возможно. Именно к снисканию этой любви в собственных душах направлены все усилия православных христиан, а различные обряды служат лишь для того, чтобы помогать в этом. В то же время, невозможно кого-то любить, и не выполнять при этом определенные действия. Например, если мы любим родителей, то обязательно позвоним им хотя бы пару раз в неделю, и по возможности заедем в гости в выходные. Если мужчина любит женщину – он непременно будет оказывать ей знаки внимания. Это же касается и религиозных вопросов: не получится называть себя верующим, и при этом не выполнять самых элементарных правил православной церкви.

Основные православные правила верующего человека

  • Итак, к первому правилу православной церкви можно отнести частую молитву. Как говорят нам священнослужители, не стоит ждать, пока захочется помолиться – к молитве нужно себя принуждать. Почему так? – спросите Вы. Потому, что желание частой молитвы возникает от любви к Богу, а этот дар еще нужно заработать. Ежедневная молитва как раз и является такой работой – мы обращаемся к своему Творцу иногда через силу, и надеемся, что за наше усердие Он дарует нам искреннюю любовь к молитве.
  • Второе православное правило – причащение Святых Христовых Таин. В этом таинстве верующие соединяются со Спасителем, что позволяет продолжать духовный подвиг дальше. Именно поэтому многие богословы сравнивают причастие с глотком воды в пустыне, который дает силы не упасть, а двигаться дальше.
  • Третье православное правило, логически проистекающее из предыдущего – покаяние. Согласно церковному уставу, к причастию христиане допускаются только после исповеди, поэтому каждому начинающему прихожанину православной церкви следует почитать литературу, которая помогает готовиться к этому таинству: разъясняет, что такое грех, какие бывают грехи, а также подсказывает, как правильно вести себя на исповеди.

Православные правила поведения в церкви

Мы обсудили самые важные православные правила духовной жизни, но, помимо них, в церкви существуют определенные требования, касающиеся поведения верующих в храме во время богослужения. Они обусловлены различными старинными обычаями и обрядами, и поэтому затрагивают все, начиная от внешнего вида, и заканчивая тем, как правильно креститься.

Как известно, правила православной церкви вкупе с культурой не позволяют культурным людям заходить в храм в чересчур открытой и короткой одежде: женщинам в мини-юбках и платьях, с глубокими декольте, на высоченных каблуках, которые будут стучать и отвлекать верующих от молитвы; мужчинам – в шортах, спортивных штанах, футболках с яркими надписями, майках с сильно оголенными плечами и спиной.

Кроме того, православные правила предполагают соблюдение тишины во время богослужения: даже если Вы зашли в церковь, чтобы посмотреть красивые фрески, постарайтесь сделать это так, чтобы не отвлекать остальных: не переговаривайтесь громко, не пользуйтесь фотоаппаратом со вспышкой, не задавайте неуместных вопросов прихожанам. Помните, что храм – в первую очередь Дом Божий.

Правила православного человека

Правила православного человека

Правила православного человека

Правила православного человека

Зачем нужно исповедоваться?

Многие из тех, кто только первый раз собирается идти на исповедь, задаются этим вопросом. Зачем мне рассказывать свои грехи какому-то священнику, если я и сам в них раскаиваюсь перед Богом?

Да, конечно, раскаиваться и просить прощения у Бога за свои грехи не только можно, но и нужно. Но также необходимо и исповедовать эти грехи в церкви. Для начала следует помнить одну из главных истин: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». Как бы вы не скрывали свой грех, для Бога тайн нет, и Он видит абсолютно все, что вы делаете и даже думаете. Поэтому, если грешите, будьте готовы ответить за свои дела. Кроме того, нужно помнить, что церковное таинство — это, выражаясь бытовым языком, помощь квалифицированных специалистов. Чтобы было понятнее, представьте ситуацию, что вы, поскользнувшись, упали в грязную лужу. Конечно, вам будет стыдно за свою испачканную куртку, но разве этого достаточно для того, чтобы она стала чистой? Конечно, нет. Вам придется сдать ее в химчистку, где мастера очистят ее с помощью специальных средств. Иначе куртка ну никак от грязи не избавится.

Как подготовиться к исповеди в церкви

Безусловно, к исповеди нужно готовиться. Причем, если подготовка к другим таинствам представляет собой большей частью пост и молитву, то исповедь — это прежде всего огромная внутренняя работа и психоанализ.

Бывает так, что человек зашел в храм и решил сразу исповедоваться. Он начинает с трудом припоминать какие-то свои дурные поступки, вдаваться в подробности, в итоге за 15 минут еле-еле успевает исповедовать 2-3 греха. Безусловно, Бог по Своей милости принимает и такую исповедь, но куда ценнее, когда исповедник готовился заранее, когда его душа оплакала все плохое, что творил человек в своей жизни, пережила это заново и раскаялась.

Существуют специальные пособия, где перечислены все возможные грехи. И стоит просто пройтись по ним применительно к себе. И, если хватит мужества быть откровенным хотя бы с самим собой, вдруг понимаешь, что нет такого греха, который бы не совершал, и заповеди, которую бы не нарушил. «Не убий». Конечно, вряд ли кто-то из нас выходил с ножом на большую дорогу. Но сколько раз в жизни мы убивали словом. Оскорбили кого-то, бросили в сердцах злые слова, не задумываясь, в каком состоянии был оскорбленный нами человек и не стало ли это для него последней каплей. «Не укради». Нет, мы не забирались с отмычкой в чужую квартиру, но использовали служебный интернет в личных целях или утащили с работы пачку бумаги. Казалось бы, мелочь, ведь все так делают, да? И так до бесконечности — достаточно лишь копнуть. Очень полезно записывать свои грехи, это позволяет человеку как-то упорядочить мысли и не путаться во время исповеди.

Правила православного человекаКАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ БОЖЬЕМ

Церковь – особое, священное место. Именно поэтому следует знать и строго соблюдать правила поведения в ней. Особенно это касается людей, редко посещающих храмы и не очень часто присутствующих на службах. Прежде чем отправиться в святое место, необходимо изучить и запомнить, как правильно вести себя в церкви. Излишне говорить о том, что на вас должен быть нательный крестик и соответствующие одежды. Мобильный телефон лучше оставить дома, в крайнем случае – отключить на время посещения храма. Посещая церковь, необходимо соблюдать следующие правила:

— Входи в Святой Храм с духовной радостью, исполнясь смирением и кротостью.
В Святой Храм всегда приходи к началу Богослужения.
— Во время службы старайся не ходить по Храму.
— Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно, приучай их к молитве.
— Мужчинам не дозволяется находится в храме в головном уборе.
— Женщины должны входить в Храм скромно одетыми и с покрытой головой. Недопустимо причащаться и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
— Если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
— Нужно оставаться в церкви до полного окончания Богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ БОЖИЙ

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), — сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь — Небо на земле; совершающееся в ней богослужение — дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, — советует святитель Феофан Затворник. — Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности. »

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим — Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих — великая сила!

Многое может молитва одного праведника — тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снидет Дух Святой. Так и бывает. если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Поэтому необходимо знать как устроен храм и как нужно вести себя в нем.

ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ МИРЯН

Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне как Правило преподобного Серафима.

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. Отче наш (трижды), потом Богородице Дево, радуйся (трижды), и, наконец, Символ веры единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: Господи, помилуй, — и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, — что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго. А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает

При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая — как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А Символ веры заключает в себе все догматы Православной веры.
Имеющий время пусть читает. Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания: Всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21; Рим. 10,13).
См.также:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector