Иконы православной церкви

Глядя на икону, мы обращаемся к тому, кто на ней изображен. Мало кто из нас обращает внимание на детали, которые изображаются на иконах. А ведь каждая из этих деталей несет особый символичный смысл. Давайте узнаем, какой именно.

Иконы православной церкви

Символика цвета

Прежде всего, стоит поговорить о цветах, которые присутствуют на иконе.

Белый цвет – символ чистоты, Божественного света, святости.

Золотой (желтый) цвет – цвет Божественной Славы, солнца, этим цветом возвещается радость.

Пурпурный цвет – считается царским цветом, он символизирует Господа как Царя Небесного, также этот цвет присутствует в одеждах Богоматери — Царицы Небесной.

Красный цвет – символ Воскресения. Но в то же время красный — цвет крови, мучений, огня. В красных одеждах изображаются мученики, а также красным огнем горят крылья шестикрылых серафимов, наивысших ангелов, приближенных к Богу. Кстати, «серафим» в переводе с древнееврейского и значит «огненный»,т.к. именно в облике огненных фигур они явились пророку Исайе.

Голубой и синий цвет означают небо. Также этот цвет считается богородичным, потому что Матерь Божия как бы соединила в себе земное и небесное.

Зеленый цвет – цвет жизни, природы, обновления, символ Святого Духа.

Коричневый цвет – символ земли, праха, тлена. Этот цвет напоминает нам о том, что человеческая плоть подвластна смерти.

Черный цвет символизирует зло, смерть, адскую бездну.

Иконы православной церкви

Черный цвет в одеяниях монахов означает отказ от всего земного, как подобие смерти при земной жизни.

Символы святости

На каждой иконе присутствуют символы святости.

Нимб над головой в форме круга означает сияние Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.

Примечательно, что только лишь в нимбе Спасителя есть крест, его еще называют «крестчатый нимб». Крест в нимбе указывает на Крестную жертву Господа.

Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.

Иконы православной церкви

Храм Софии Премудрости Божией

Иконы православной церкви

Значение образов и символов на иконе

Давайте теперь обратимся к образам и символам, которые изображаются на иконах (о христианских символах также можно почитать в наших предыдущих статьях).

Голубица, держащая во рту ветвь — символ мира и Божией милости.

Гора олицетворяет духовно-нравственное восхождение человека.

Громовые стрелы означают гнев Божий.

Дом — символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, обителей Рая, созидания.

Дуб символизирует древо жизни. Это тот самый Мамврийский дуб — дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога в образе трех Ангелов, когда Господь сообщил ему радостную весть о скором рождении сына.

Золотой венец — символ духовной победы.

Книга, с которой изображаются святые, это Евангелие – Книга Жизни.

Копье в руках святого означает победу над темными силами.

Лестница — символ духовного восхождения и устремления к Богу.

Пещера, изображаемая черными красками, часто символизирует преисподнюю.

Указующий перст десницы, нисходящей с неба — Божественный промысел.

Посох у ангела — символ небесного вестника, посланника (с древнегреческого «ангел» и означает вестник). Также ангелы изображаются с трубой (небесное воинство трубит в трубы на Страшном Суде), зерцалом (зеркало изображается как небесная сфера, символизирующая мироздание), свитками в руках (на этих свитках записаны песнопения, приветствия, хвалебные гимны).

Иконы православной церкви

Фигура святого – центр композиции иконы

Конечно, центром любой иконы является изображаемый святой. В первую очередь, иконописец выделяет в ликах взгляд, позу, жесты рук и одеяние.

Одежда на святом подчеркивает статус того, кто изображен. Мантия является атрибутом князей и царей, плащ – воинов, митра (головной убор архиереев) и омофор (длинная широкая лента, украшенная крестами) — атрибут святителей, клобук (монашеская шапка) и монашеская мантия указывает на то, что изображаемый святой был монахом. Чаще всего у святых мы можем увидеть хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща).

Иконы православной церкви

Иоанна Предтечу изображают во власянице из верблюжьей шкуры

Складки в одеянии – очень важная деталь. Именно по характеру расположения складок можно понять, к какому веку относится та или иная икона.

В VIII – XIV веках складки изображались мелкими и частыми. Это указывает на духовные переживания и отсутствие духовного спокойствия у православных того времени.

А начиная с XV – XVI веков, складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Они символизируют духовную силу и стремление к укреплению веры.

Иконы православной церкви

По характеру складок можно определить, в каком веке написана икона.

Коротко расскажем о жестах рук.

Рука, прижатая к груди — означает сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – это призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью — знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вперед — моление.

Иконы православной церкви

Святители обычно изображаются с благословляющей десницей

Чаще всего святые изображаются прямо или на три четверти повернувшимися. Тем самым они словно обращены к нам, молящимся.

Узнайте все самое интересное и важное о христианских иконах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое иконы

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Иконой в христианстве называют священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых или ангелов. Также это может быть изображение святых событий в христианстве. Икона написана с соблюдением определенных иконописных канонов (правил), а также освящена по специальному церковному чину. Освящая иконы святых, Церковь даёт благословение на её использование. Во время обряда освящения священник читает специальные молитвы, также окропляет икону святой водой.

Значение икон в Православии

Иконы Православной церкви не стремятся к натурализму и детальности, изображения на них условны и просты. Их предназначение в том, чтобы через написанный образ мы обращались к Первообразу. Молясь перед иконой, христианин поклоняется и обращается не к расписанной доске, а к тому, кто на ней изображён. Молящийся духовно возносится к этой личности, соединяется с ней. Иконы святых являются напоминанием о высшем, духовном мире и служат проводником, окном в этот мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.

Благодать того, кто изображён на иконе, действует и на саму икону. Поэтому она является святыней, к которой следует относиться с благоговением.

О ценности икон говорил преподобный Паисий Святогорец:

“Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма” (“Слова”, том 2).

Приведём также цитату преподобного Иоанна Дамаскина из его “Слов против порицающих святые иконы”:

“…по смерти их [святых] благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, и в их чертах, и в святых их изображениях”.

Икона имеет богословско-символическое и эстетическое значение, но она выполняет также миссионерскую, богослужебную функцию. Наряду с Евангелием и другими святынями иконы используются в богослужениях. Икона представляет собой проявление церковного предания, ведь иконопочитание основано на признании основных христианских догматов. Например, догмата о Боговоплощении.

В ветхозаветные времена было запрещено изображать невидимого и неописуемого Бога. Его написанный Образ был бы кощунственным плодом человеческого воображения. Но Сын Божий принял человеческий облик, стал одним из нас, и теперь мы можем свидетельствовать об этом в иконах. Поэтому иконопочитание также является одним из догматов Православной церкви.

История православной иконы

Прообразы икон в виде символических рисунков появились ещё в первые века христианства. К 4 веку широко распространилась роспись храмов с изображением Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Библии. Тогда же, по одной из наиболее распространенных версий, в Египте появились первые иконы.

В 8 веке зародилась иконоборческая ересь (ложное учение), направленное против почитания икон. Оно основывалось на неправильном восприятии ветхозаветного запрещения создания кумиров. Однако в 787 году на Седьмом Вселенском соборе приняли догмат иконопочитания, было сформулировано богословское значение иконы. Иконопочитание окончательно утвердилось в середине 9 века, тогда же сложились определенные иконописные каноны.

Традиции написания икон проникли на Русь в 11 веке. Одними из наиболее известных русских иконописцев были Григорий Иконописец, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Основные типы икон

Существует множество классификаций икон по различным критериям. Так, в зависимости от места пребывания, иконы бывают домовые, дорожные и храмовые, то есть церковные иконы. С точки зрения сюжета иконы делятся на:

  • иконы Святой Троицы («Троица» Андрея Рублёва);
  • Господские, то есть изображающие Иисуса Христа («Добрый Пастырь»);
  • Богородичные («Казанская икона Божьей Матери»);
  • образы святых и ангелов («Икона преподобного Серафима Саровского»);
  • житийные, то есть изображающие эпизоды из житий святых (икона «Святые Косма и Дамиан, с житием»);
  • иконы праздников («Крещение Господне»).

Православные иконы святых и их символика

Икона глубоко символична, многие особенности и детали изображения несут духовный, богословский смысл. Знание этих символов поможет глубже понять иконы и их значение. Например, святость праведника и Божественная слава Иисуса Христа на иконах передаются с помощью нимба – сияния вокруг головы.

Большие глаза у святого символизируют духовное созерцание Божественных тайн. Тонкие губы означают аскетизм, высокий лоб – глубокомыслие и мудрость, удлинённые пальцы – чистоту дел и благородство души. Молитва на иконе передаётся воздетыми руками святого, а его смирение – склонённой фигурой.

Понять православные иконы и их значение поможет и знание символичности различных цветов. Например, золотой цвет на иконе означает Божественную благодать, радость или же самого Бога. Белым цветом обозначается Божественный свет, чистоту, святость. Божьи угодники часто изображаются в белых одеждах, а ангелы и праведные души на иконах светятся белым светом. Вечность духовного мира в иконах передают с помощью небесной синевы. Также синий традиционно считается цветом Богоматери.

В истории иконописи было немало странных икон. Например, адописные иконы, где под ликами святых прятались изображения чертей. Не менее необычны и смесоипостасные иконы, небольшая часть которых сохранилась до наших дней.

В веках такие иконы были весьма распространены и не вызывали сильного удивления. Но после XVI века их начали уничтожать по всей Европе, в том числе и в России.

Как появились смесоипостасные иконы

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но происходило.

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве». Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Иконы православной церквиИкона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы запретов церкви.

Почему запретили смесоипостасные иконы

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Иконы православной церкви

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

Уникальная технология изготовления икон

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Необычные трёхликие иконы

Изображения на трёхликой иконе в «Александровской слободе» были не совсем типичными для такого вида икон. Человек, стоящий справа от иконы на небольшом отдалении, видел лик Богоматери в покрывале. Стоящий слева же наблюдал архангела Гавриила — юношу в голубом одеянии, держащего в руке красный цветок. Стоя по центру, можно было увидеть лик Саваофа — седовласого старца. Из его уст в образе белого голубя в белом сиянии исходил Святой Дух. Получается, что трёхликие иконы в некоторой мере тоже можно считать смесоипостасными, поскольку они отражают триединство Бога. К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Зато в храме Живоначальной Троицы в нижегородском селе Шершово любой желающий может увидеть трёхликую икону. На ней изображены лики Бога Отца, Бога Сына и Саваофа в образе белого голубя. Похожая икона есть и в соборе, находящемся в Луганской области в Украине. К тому же, в московском Музее древнерусского искусства тоже есть трёхликая икона «Иисус в темнице», но сохранившая только один лик. Деревянные пластинки, на которых были два других изображения, потерялись. Известно, что и в петербургском Музее истории религии тоже есть трёхликие иконы, но они не входят в основную экспозицию и хранятся в запасниках.

Иконы православной церквиТрёхликая икона в селе Шершово

Значение иконы в Церкви

Икона является неотъемлемой частью убранства православного храма, а почитание святых икон – важной частью православного вероучения.

Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает «образ». Икону иногда называют окном в невидимый мир, потому что через изображенный на ней образ молящийся возносится к первообразу, т. е. к тому лицу, которое изображено на иконе, – Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым.

Существование в Церкви священного образа (иконы) напрямую связано с основой христианской веры – учением о Боговоплощении. В Ветхом Завете было запрещено изображать Бога, потому что Его никто не видел. В воплощении Второго Лица Святой Троицы Бог явил Себя людям в зримом образе, поэтому Его изображение стало возможным. Таким образом, икона является свидетельством истинности Боговоплощения: если Бог стал человеком, значит, Его можно изображать. Соответственно, отрицающие иконопочитание вместе с этим отрицают и реальность воплощения Сына Божия.

Иконы Спасителя являют нам человеческий лик Иисуса Христа, но вместе с тем указывают и на Его божественную природу: на нимбе Спасителя ставится греческая надпись ? ??, которая в переводе на русский язык означает «Сущий», то есть «всегда существующий», а всегда существует только Бог.

Изображение на иконах Матери Божией также имеет особое духовное значение: это первый человек, достигший цели, поставленной Богом перед всеми людьми, – полного преображения человеческого естества. Исключительное достоинство Матери Божией, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют Ее особое почитание. Иконы Пресвятой Богородицы занимают в храме и на богослужении значительное место – наряду с иконами Спасителя.

На иконах могут изображаться ангелы. Ангелы – это бесплотные невидимые духи, но Священное Писание неоднократно описывает явления ангелов людям в видимом образе. Описания этих явлений и стали основой для написания их икон.

В виде ангелов может символически изображаться и Вся Святая Троица. Это изображение («Ветхозаветная Троица») основано на явлении Бога Аврааму у дуба Мамрийского в виде трех ангелов. В этом явлении Церковь видит одно из прикровенных указаний Ветхого Завета на то, что Бог есть Бог-Троица[51].

Наконец, на иконах могут изображаться святые – люди, очищенные от греха и стяжавшие особую благодать у Бога. Изображение святого на иконе обязательно имеет сходство с реальными его чертами, но, в отличие от портрета, на иконе человек изображен не в повседневном виде, а в преображенном состоянии. Икона – это образ человека, который достиг славы Царства Божия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Поучение 1-е. Явление Казанской иконы Божией Матери (Божия Матерь есть охранительница и поборница истинного учения православной церкви)

Поучение 1-е. Явление Казанской иконы Божией Матери (Божия Матерь есть охранительница и поборница истинного учения православной церкви) I. Когда и как явилась в Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явление коей св. Церковь ныне светло празднует?В XVI столетии, именно в 1579

Культурологическое и эстетическое значение иконы Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева

Культурологическое и эстетическое значение иконы Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева Образ Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева был плодом подлинного и счастливого вдохновения. При первом взгляде он покоряет своим несравненным обаянием. Но

XLVII Восстание иудеев и разрушение Иерусалима. Значение этого события в истории Церкви

XLVII Восстание иудеев и разрушение Иерусалима. Значение этого события в истории Церкви Все двенадцать апостолов, за исключением одного ап. Иоанна, закончили свою апостольскую деятельность раньше события, которое имело громадное значение для утверждения церкви в мире,

§ 6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве.

§ 6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве. I. Догматы веры, содержа в себе учение ? Боге и домостроительстве человеческого спасения, выражают и определяют самое существо христианской религии, как

Происхождение монашества и его значение в Церкви

Происхождение монашества и его значение в Церкви Евангелие требует от всех христиан нравственно-доброй жизни и борьбы со своими страстями и пороками, но вместе с тем с самого начала христианской Церкви многие из верующих стремились к достижению высшего духовного

XXXV Отношение государства к Церкви. — Вопрос об их отделении. — Невозможность этого в монархии. — Воспитательное значение Церкви. — Области ведения Церкви и государства. — Их отдельность и их союз

XXXV Отношение государства к Церкви. — Вопрос об их отделении. — Невозможность этого в монархии. — Воспитательное значение Церкви. — Области ведения Церкви и государства. — Их отдельность и их союз По самой сущности своего принципа монархия прежде всего нуждается в

2. Спасительное значение пастыря в Церкви

2. Спасительное значение пастыря в Церкви Особая миссия в деле сообщения членами Церкви благодатных даров Святого Духа возлагается на пастырей Церкви Христовой. Они поставляются на это великое служение не по воле людей, но «от Бога — Духа Святого, пасти не стадо

МЕСТА ОСОБОГО ПРИСУТСТВИЯ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕРКВИ, ПРЕСТОЛЫ, ИКОНЫ, ИСТОЧНИКИ

МЕСТА ОСОБОГО ПРИСУТСТВИЯ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕРКВИ, ПРЕСТОЛЫ, ИКОНЫ, ИСТОЧНИКИ – Девушка, куда за здравие обращаться? Святой Пантелеимон услышит нас везде, где бы мы ни находились. Это так. Но существуют места особого его присутствия. Это храмы или престолы,

Глава 5. 1. Предстоящее Сиону унижение. 2-6. Рождение Владыки Израиля, Его свойства и значение для величия народа. 7-9. Значение «остатка Иакова» для других народов. 10-15. Преобразование Израиля

Глава 5. 1. Предстоящее Сиону унижение. 2-6. Рождение Владыки Израиля, Его свойства и значение для величия народа. 7-9. Значение «остатка Иакова» для других народов. 10-15. Преобразование Израиля 1 В евр. библии ст. 1-й отнесен в конец предшествующей главы, как заключение ст. 9-13. Но

Предложение Начальнику губернии от 1 янв. 1860, № 1 (О постройке в Моздоке церкви для чудотворной иконы Иверской Божией Матери) [1330 ]

Предложение Начальнику губернии от 1 янв. 1860, № 1 (О постройке в Моздоке церкви для чудотворной иконы Иверской Божией Матери) [1330] Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! В городе Моздоке, в Успенской церкви, имеется чудотворная икона Иверской Божией Матери. Икона

МЕСТА ОСОБОГО ПРИСУТСТВИЯ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕРКВИ, ПРЕСТОЛЫ, ИКОНЫ, ИСТОЧНИКИ

МЕСТА ОСОБОГО ПРИСУТСТВИЯ СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА ЦЕРКВИ, ПРЕСТОЛЫ, ИКОНЫ, ИСТОЧНИКИ – Девушка, куда за здравие обращаться? Святой Пантелеимон услышит нас везде, где бы мы ни находились. Это так. Но существуют места особого его присутствия. Это храмы или престолы,

8. Почему в Католической Церкви такое важное значение придается догмату о непорочном зачатии?

8. Почему в Католической Церкви такое важное значение придается догмату о непорочном зачатии? Вопрос:Почему в Католической Церкви такое важное значение придается догмату о непорочном зачатии?Отвечает священник Константин Пархоменко:Выражение «Догмат о непорочном

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector