Житие николая чудотворца читать

Правда о Святителе Николае (Александр Бугаевский).

Новый опыт составления жития святителя Николая (Александр Бугаевский).

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник.
Читать

Книга «Святитель Николай Чудотворец», составители — Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев. Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005 г., 664 стр.).

Другие варианты жития св. Николая см. в разделах 2 и 3

Житие николая чудотворца читать

Святитель Николай, епископ Мирликийский — один из самых чтимых православных святых. Его еще называют Николаем Угодником, Николаем Чудотворцем. Святитель родился во второй половине третьего века, в городе Патара, который располагался в Ликии. В те времена она была провинцией Римской империи, а сейчас этот регион входит в турецкую область Анталья.

Родители Николая были христианами. Семья будущего чудотворца считалась зажиточной, одним из семейных дел было управление рыболовецким флотом. Однако Николай не продолжил дело отца. Ещё в юности он выразил желание служить Богу и Церкви. После смерти родителей Николай решил потратить наследство на благотворительность. Благочестивый юноша стал жить при храме, носил самую простую одежду, ел скромную постную пищу. Он хотел жить по слову Божию, поэтому стремился помочь людям. Именно к этому времени относится одно из самых известных добрых дел Николая. Он узнал о том, что один из его бывших соседей разорился. Находясь в отчаянном положении и не зная как содержать семью, бедняк пришел к ужасной мысли — пожертвовать честью дочерей в обмен на деньги. Ведь без приданого им всё равно не видать достойных женихов. Николай не мог допустить такого. Он по ночам стал опускать в окно их дома мешочки с золотыми динариями — остатки от своего наследства. Бедняк не мог поверить случившемуся чуду. Он решил увидеть, кто же стал его благодетелем и однажды подкараулил Николая. Отец раскаялся в своём намерении и возблагодарил Господа, что добросердечный юноша помог ему не совершить греха. Вскоре все три его дочери сыграли свадьбы.

Со временем Николай стал священником. В родном городе все уже знали о его добрых делах, но сам он не искал никакой славы, поэтому ушёл из Патары в Миры, столицу Ликии, сейчас этот город называется Домре. Там священник вёл прежнюю скромную жизнь, избегал внимания людей, но по-прежнему старался помочь страждущим.

Христианская община Мир находился в трауре: совсем недавно скончался архиепископ, которого все почитали за праведную жизнь.

В ночном видении один из епископов получил откровение о том, что рано утром ему надлежит отправиться в храм и встать в притворе. Первый вошедший и будет тем, кто достоин стать новым архиепископом. На рассвете прежде всех в храм зашёл патарский священник. Архиерей спросил кто он. «Я — Николай, раб твоей святости, владыка», — кротко ответил будущий святой.

Из скромности Николай сначала отказывался от высокого сана. Но ему рассказали об откровении свыше. Тогда он подчинился и принял Промысл Божий. По преданию, архиепископ Мирликийский говорил, обращаясь к самому себе: «Николай! Принятый тобой святительский сан требует. иного образа жизни: отныне ты должен жить не только ради своего спасения, но прежде всего – для спасения других».

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского (из «Жития Святых» св. Димитрия Ростовского).

Жизнь и деяния святого отца нашего Николая
(Симеон Метафраст, византийский писатель, государственный деятель, X в.).

Сколь ни мудра рука зографа в искусстве подражать жизни и сколь ни изощрена воспроизводить образы предметов, слово сравнительно с изображением много искуснее .
Читать

Житие (краткое).
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном.
Читать

Житие и чудеса св. Николая Чудотворца — Предисловие
автор Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев
Введение →
См. Оглавление . Опубл.: 1899. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Life_and_miracles_of_Saint_Nicholas._Part_I._Foreword.

Предисловие [ править ]

Предлагаемое затем благочестивым читателям «Житие святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя его «Житию» по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только было возможно собрать у церковных писателей. Кроме того, его жизнь представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только повторяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или другой поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI века, когда они, по воле Божией, были перенесены в итальянский город Бар (Бари). Перенесение частных мощей святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляют поэтому предмет 2-го отдела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Бар-градская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили об этих дорогих для христианского чувства достопримечательностях сказания и наших Русских путешественников ко святым местам.

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась его праведным успением в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась почти по всем следовавшим векам на пространстве Православной Церкви. Поэтому в заключение в 3-м отделе прилагаемого «Жития» Святителя собраны в возможной полноте и расположены по порядку времени чудеса, совершённые великим Угодником Божиим на дальнем Востоке (вне Русской земли).

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве её составителя, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятому нами подробном сборнике сведений о святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон уже давно слышатся вопросы о каком-нибудь сколько-нибудь цельном и полном исследовании об Угоднике Божьем, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя ещё и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моём решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своём виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным моё исследование, то, во-первых, этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых, православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде всё потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию Русского народа и из предлагаемого будет видно всё великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного Русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объём и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не всё постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя бы весь план этого памятника, широко намеченный и много материала.

Итак, основываясь на всём сказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, всё, иногда столь очевидное, в нём несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством её исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить свою искреннюю признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы об их местных святынях имени Угодника и помогших мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубоко чтимому профессору Н. В. Покровскому. Ввиду ободряющего их примера, нахожу нужным прибавить к сказанному, что и впредь всякий имеющий и желающий чем-нибудь восполнить настоящий мой труд, может обратиться ко мне тем же путём, при посредстве издателя моего труда И. Л. Тузова (СПБ. Гостиный Двор, Книжный магазин, № 45), или лично ко мне, на место моей службы (С.-Петербургская Синодальная Типография, Кабинетская ул., д. 15), в полной уверенности, что всё посылаемое им дойдёт немедленно до меня и, в случае надобности, вызовет немедленный ответ с моей стороны.

Ссылка на основную публикацию